Разновидности информационной речи

В отличие от значения слова личностный смысл — это отражение в индивидуальном сознании того места, которое занимает данный предмет (явление) в системе деятельности человека. Если значение объединяет социально значимые признаки слова, то личностный смысл — это субъективное переживание его содержания.

Выделяют следующие основные функции языка: 1) средство существования, передачи и усвоения общественно-исторического опыта; 2) средство общения (коммуникации); 3) орудие интеллектуальной деятельности (восприятия, памяти, мышления, воображения). Выполняя первую функцию, язык служит средством кодирования информации об изученных свойствах предметов и явлений. Посредством языка информация об окружающем мире и самом человеке, полученная предшествующими поколениями, становится достоянием последующих поколений.

Выполняя функцию средства общения, язык позволяет оказывать воздействие на собеседника — прямое (если мы прямо указываем на то, что надо сделать) или косвенное (если мы сообщаем ему сведения, важные для его деятельности, на которые он будет ориентироваться немедленно или в другое время в соответствующей ситуации).

Функция языка в качестве орудия интеллектуальной деятельности связана прежде всего с тем, что человек, выполняя любую деятельность, сознательно планирует свои действия. Язык является основным орудием планирования интеллектуальной деятельности, да и вообще решения мыслительных задач.

Речь имеет три функции: сигнификативную (обозначения), обобщения, коммуникации (передачи знаний, отношений, чувств).

Сигнификативная функция отличает речь человека от коммуникации животных. У человека со словом связано представление о предмете или явлении. Взаимопонимание в процессе общения основано, таким образом, на единстве обозначения предметов и явлений воспринимающим и говорящим.

Функция обобщения связана с тем, что слово обозначает не только отдельный, данный предмет, но целую группу сходных предметов и всегда является носителем их существенных признаков.

Третья функция речи — функция коммуникации, т. е. передачи информации. Если первые две функции речи могут быть рассмотрены как внутренняя психическая деятельность, то коммуникативная функция выступает как внешнее речевое поведение, направленное на контакты с другими людьми. В коммуникативной функции речи выделяют три стороны: информационную, выразительную и волеизлиятельную. Информационная сторона проявляется в передаче знаний и тесно связана с функциями обозначения и обобщения. Выразительная сторона речи помогает передать чувства и отношения говорящего к предмету сообщения. Волеизлиятельная сторона направлена на то, чтобы подчинить слушателя замыслу говорящего.

Что такое аргументирующая речь? (главная функция, общая цель и задача речи)

речь красноречие описание повествование

Функции и разновидности аргументирующей речи (убеждающая, доказательная, объяснительная, агитирующая и др.).

Общая характеристика аргументирующей речи. Задачи оратора, решаемые в процессе подготовки аргументирующей речи:

определение проблемы речи (спорного вопроса);

формулировка тезиса, требующего доказательства;

выбор стратегии доказательства.

В риторике к аргументирующей относят как убеждающую, так и агитирующую речи, поскольку они имеют много общего. Коммуникативная цель говорящего в этом случае — убедить собеседника в правильности какого-то положения, заставить его изменить свои взгляды, мнения (убеждающая речь), а также убедить его выполнить какое-либо действие (агитирующая речь).

Аргументирующая речь отличается от других видов речей тем, что

в ней всегда главная коммуникативная цель — убедить собеседника (адресата); адресат в аргументирующей речи, как правило, не остается лишь объектом воздействия: он представляет собой субъекта с собственной позицией, которую активно отстаивает; содержательной основой речи являются аргументы: доказательства, приводимые говорящим в защиту собственной позиции; и контраргументы: доказательства в защиту противоположной позиции, приводимые адресатом.

Эти основные особенности аргументирующей речи отражаются и в ее речевом воплощении, а в зависимости от целей, предмета речи и адресата высказывание может оформляться как та или иная разновидность спора или тяготеть к одной из них, например, к полемичности.

Полемичность может быть свойственна не только речи в полемике, но любому жанру ораторской речи, поскольку предполагает прежде всего заостренность позиции говорящего. Благодаря этому усиливается аналитическая сторона речи, ее информативная значимость. Положения, выраженные в такой форме, легче усваиваются аудиторией, активизируют у слушателей мыслительные процессы. Данная форма помогает сопоставить и проанализировать различные точки зрения по одному вопросу и, в итоге, — убедить даже скептиков. Аргументирующая речь построена на логике, поэтому она требует повышенного внимания к логичности речи и к ее точности. Известно, что «речь состоит из двух частей, ибо необходимо назвать предмет, о котором идет речь, и доказать его; поэтому невозможно, назвав, не доказать или доказать, не назвав предварительно» (Аристотель).

Необходимо хорошо знать структуру аргументативного текста,

основным средством убеждения в аргументативном тексте является логика доказательства, что, в свою очередь, требует строгой структуры аргументативного текста, в которую обязательно входят тезис, аргументы, иллюстрации (примеры) к ним и вывод. Тезис — основное положение, которое доказывается, поэтому в аргументирующей речи предъявляются повышенные требования к его формулировке и доказательству.

Тезис — это всегда для кого-то спорное утверждение. Если же он будет бесспорным, то тогда пропадает необходимость в его доказательстве. В то же время тезис должен быть доказуем, ибо в противном случае с возможностью его доказать также пропадает и потребность в том, чтобы доказывать недоказуемое. Тезис должен быть одним и тем же в ходе всего доказательства. Тезис должен быть логически непротиворечивым.

Тезис должен быть кратко, но очень емко и точно сформулированным.

Нарушение хотя бы одного из пунктов этого правила чревато тем, что вы нарушите логику доказательства этого тезиса, а значит — не сможете выполнить главную задачу речи — убедить в своей правоте. Если тезис будет нечетко сформулирован, его будет трудно доказать, у слушателей непременно возникнут вопросы: «Ну и что это доказывает? Это совсем из другой оперы!». Нечеткость формулировок может привести к потере тезиса. Это очень частая ошибка: начав говорить, оратор может потерять нить выступления, сбиться на второстепенные или даже не имеющие отношения к теме проблемы, начать говорить «вокруг да около». Самое главное в том, чтобы тезис был доказан. Для доказательства используют аргументы.

Аргументы — это мысли, суждения, приводимые для подтверждения другого тезиса. Аргументы должны быть достаточными для доказательства данного тезиса; истинными; они не должны противоречить друг другу четко сформулированными, они должны объединяться в особую систему утверждений.

Аргументы различаются по содержанию, направленности, силе и т.д. По содержанию выделяют логические и психологические аргументы.

Логические аргументы представляют собой ссылки на факты (на статистические сведения; случаи из повседневной жизни, из истории, из личного опыта, из литературы и т.д.); ссылки на заведомо истинные суждения (аксиомы, правила и т.д.); ссылки на авторитеты (цитаты из речи знатоков в этой области; пословицы, поговорки, крылатые слова и т.п.).

К психологическим аргументам относят аргументы к авторитету; аргументы к публике, включающие мнения других людей, присутствующих при разговоре или принимающих в нем непосредственное участие; аргументы к эмоциям и чувствам — возбуждение в оппоненте чувства жалости и др.

Аргументы по силе делятся на сильные и слабые. Довод, против которого легко найти возражение, называют слабым, и наоборот, довод, который трудно опровергнуть, называют сильным. Обратите внимание, что сила аргумента определяется с точки зрения слушателя, а не говорящего.

По направленности выделяются собственно аргументы и контраргументы. Последние возникают в сознании оппонента как возражение оратору. Очень хорошо, если говорящий, зная или чувствуя аудиторию, в состоянии предвидеть, предусмотреть возможные контраргументы, а еще лучше — предупредить их появление фразами типа: «Здесь мне могли бы возразить, что…, но это не совсем так, потому что…». Менее заметную, но не менее важную роль в доказательстве играют иллюстрации, задача которых — подтвердить аргумент конкретными примерами. По составу они повторяют все логически аргументы, о которых мы уже говорили, однако, поскольку их роль — конкретизировать аргумент, они всегда носят частный, подчиненный характер.

Вывод в доказательстве выполняет роль не только заключения в речи, но прежде всего усилителя тезиса на основе всего доказательного процесса, поэтому он не просто обязателен, а сверхобязателен, потому что, но без него доказательный текст теряет немалую долю своей убедительности. Вывод — это повторение тезиса, но с непременным прибавлением слов. Итак, мы доказали, что… вы все теперь убедились в том, что… И теперь нельзя усомниться в том, что… и т.д. Как вы убедились, все структурные компоненты аргументирующей речи имеют свою функцию и являются обязательными, однако их механическое соединение вряд ли сделает текст убедительным: для этого необходимо выстроить строгую логическую цепочку самого доказательства, которая в совокупности со всеми остальными структурными компонентами также становится средством убеждения.

Информационная речь — речь, формирующая в слушателях новое знание о предметах и явлениях объективного мира

Информационная речь нацелена на передачу информации. Это, например, объявление, сообщение, доклад. Слушатели, пришедшие на такое выступление, заинтересованы в новой информации или новом мнении об уже известных фактах.

Информационная речь-речь, формирующая в слушателях новое знание о предметах и явлениях объективного мира. В классификации Аристотеля такой речи нет, так как он трактовал риторику как способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета. Сегодня однако, следует признать информационную речь одной из самых распространённых в человеческом общении. Среди информационных речей выделяются две большие смысловые разновидности. К первой относятся речи имеющие целью передачу новой для слушателя объективной информации. Ко второй-речи в которых оратор считает необходимым проинформировать слушателей о своей точке зрения. Интересной разновидностью информационной речи этого вида является «провокационная речь»-это особый тип речи, рассчитанный внутренне на получение некоторой ответной информации. Иными словами, оратор сообщает об определённом своём отношении к предмету, или рассказывает о некоторых фактах, имея в качестве сверхзадачи получение от адресата, который тот в другом случае вряд ли захотел бы сообщить.

«Ты не сможешь выиграть этот матч»- «Нет, смогу Я прошёл серию тренировок с особыми нагрузками и нахожусь сейчас в очень хорошей спортивной форме». Как видно из этого примера провокационная речь (первая реплика) имеет вид первичного жанра. Таким образом, предмет информационной речи-всё многообразие окружающего мира: люди, вещи, понятия, явления, события, факты. Тезис информационной речи-это суждение, преактивная часть которого содержит новую информацию о предмете. Основной принцип построения информационной речи-последовательное и ясное изложение содержания. Для большинства информационных жанров(особенно это касается для деловой речи)именно новизна и полезность информации является тем стержнем, который поддерживает интерес и внимание слушателей и не требует специальных приёмов возбуждения интереса.

Воодушевляющая речь

Воодушевляющая речь призвана воздействовать на чувства людей.

Основные жанры воодушевляющей речи — дружеское послание, проповедь, стихотворение, письмо.

Цель дружеского послания — поддержать близкого человека в трудную минуту, помочь ему преодолеть душевный кризис: используя соответствующие факты и примеры, вселить уверенность в том, что все изменится к лучшему. В дружеском послании также может выражаться чувство радости и гордости за кого-то, за его успехи и достижения. Дружеское послание не должно быть нравоучительным, назидательным. В нем следует постараться передать свои искренние чувства, убедить адресата в своем неравнодушии к его жизни. Стиль должен быть непринужденным, естественным. В нем неуместны избитые выражения, тяжеловесные стандартизированные обороты.

Проповедь — это один из видов богословско-церковного красноречия. В проповедях подчеркивается значение для человека заповедей Христа, христианской морали. Основу проповеди составляют нравственные религиозные поучения, библейские заповеди («Возлюби ближнего своего», «Не убей», «Не укради» и др.). В ней говорится о добродетелях — тех качествах ума и сердца, которыми должен обладать человек, чтобы стать образом и подобием Божьим (вера, надежда, доброта, знание, мудрость и т. д.). Убежденность, эмоциональность, изысканность слога и образность проповедей воодушевляют человека, вселяют в него веру.

Стихотворение также можно назвать воодушевляющей речью, поскольку в нем выразительно, ярко, образно передаются чувства человека, его переживания, сокровенные мысли, душевные порывы. Стихотворение будет по-настоящему воодушевляющим в том случае, если имеется соответствие лексики, тропов, интонационно-синтаксических форм, звукового строя речи, ритма тем чувствам и мыслям, которые выражены в этом стихотворении.

Особенности информирующей речи

Одна из главных целей коммуникации — передача информации, поэтому во всех сферах общения преобладают речи информационного плана.
Общеизвестно, что «миром правит тот, кто владеет информацией». Это особенно наглядно проявляется в современном обществе, которое называют информационным: владение нужной информацией позволяет принимать правильные решения, обретать власть, добиваться большего влияния в различных областях, более эффективно оказывать воздействие на людей. Информацией называют сведения, являющиеся объектом хранения, переработки и передачи. Подчеркнем, что информацией факты являются не сами по себе, а только в качестве объекта соответствующей деятельности. Общепринятым считается деление информации на логическую, имеющую объективный характер, и эмоционально-оценочную, выражающую преимущественного субъективные смыслы, оценки и отношения. В то же время информация сама по себе не способна оказывать влияния на мысли, чувства и поступки людей, если она не «встроена» в какую-либо систему. Информация всегда нуждается в переработке и «подаче» ее. Информация (с лат. informatio) переводится как изложение, истолкование, объяснение, тем самым подчеркивается, что информация всегда коммуникативно обусловлена. Она должна представлять новизну для адресата: это могут быть ранее не известные ему факты илиновая интерпретация уже известного.

Информационная речь так же, как и другие речи, требует, чтобы ее тема, предмет и различные аспекты этой темы соотносились с запросами, интересами и уровнем понимания аудитории.

Главная коммуникативная цель информирующей речи — дать новые сведения о том или ином предмете, пробудить интерес к предмету речи. К особенностям информирующей речи можно отнести: удовлетворение потребности слушателей в получении исчерпывающей информации по данному вопросу; пробуждение любознательности; актуальность для данной аудитории; наличие и анализ конкретных фактов; сопоставление старого и нового, подчеркивание новизны информации.
В то же время жанр выступления и условия самой коммуникации всегда определяют некоторые границы во времени и объеме для освещения той или иной информации, а специфика любой речи и тем более информационной речи такова, что высказывание должно полностью раскрывать заявленную тему. Соответственно, успех этого вида речей во многом зависит от того, насколько актуальным и интересным предмет этой речи будет для слушателей.

В информационной речи в большей степени, чем в других видах речей, эффективно действуют законы логики как в подаче материала, так и в его восприятии и переработке. Так, в информативной речи высказывание на узкую и конкретную тему всегда гораздо информационно насыщеннее, чем на тему широкую и общую. Новые сведения в информативной речи запоминаются намного эффективнее на фоне известного. Информация, которая «вписывается» в существующую в сознании слушателей систему, не только лучше усваивается, но и «прирастает» за счет того, что уже усвоено каждым. Для того чтобы дать возможность переработать новое, информация должна подаваться «порциями».

Что повышает эффективность информирующей речи

Значит, для успеха информативной речи важно, чтобы:

· оратор имел как можно более точное представление о составе и интересах аудитории и учел их в формулировке темы и в способе раскрытия ее содержания;

· поставленная проблема имела решение и находилась в компетенции аудитории;

· новое в речи соседствовало со старым и выделялось на фоне известного;

· новая информация преподносилась бы не изолированно, как отдельный факт, а как элемент системы;

· информация была хорошо структурирована, преобладала бы «порционная» подача материала.

Напомним, что помимо этого оратор должен учитывать, какая именно информация необходима для данной аудитории по данной теме и в соответствии с другими, иногда не менее важными целями речи: сделать нужные акценты, заинтересовать, показать себя с хорошей стороны, выиграть в конкуренции с другими ораторами и т.п.
Такие разновидности целей, связанных с информированием, в различном соотношении являются неотъемлемым компонентом любой речи, однако в некоторых речевых жанрах информационная составляющая становится ведущей (сообщение, комментарий, доклад, лекция, интервью и др.). Эти разнообразные жанры объединяет то, что без «новости», то есть информации, они не существуют, и то, что различные параметры информации в них всегда подчиняются соответствующим постулатам Грайса: количества, качества информации, ее соответствия теме и способа подачи.

Постулат количества информации: «Говори в меру» требует, что высказывание должно содержать не меньше и не больше информации, чем требуется для выполнения текущих целей диалога.

Постулат качества информации: «Старайся, чтобы твое высказывание было истинным» диктует не говорить того, что считаешь ложным или того, на что у тебя нет достаточных оснований.

Постулат отношения: «Не отклоняйся от темы». Этот постулат очень важен, поскольку он требует говорить только по существу дела, избегая ненужного в речи.
Постулат способа. Общий постулат: «Выражайся ясно», а это прежде всего значит: избегай непонятных выражений, неоднозначности, ненужного многословия.
Эти постулаты справедливы не только применительно к информационной речи, но и к любой другой. При этом сохраняется требование не ограничиваться перечислением событий, фактов (фактуальной информацией), а раскрывать понимание отношений между этими явлениями, фактами, событиями (стремиться к преобладанию в речи концептуальной информации), а также извлекать из описания этих фактов, явлений, событий скрытого смысла (подтекстной информации).

Очевидно, что все элементы текста информационной речи должны быть связаны, сцеплены между собой. В каждом тексте, как правило, обнаруживаются, поддаются наблюдению и описанию формальные, внешние связи между отдельными частями текста, но важно, чтобы все элементы текста были бы интегрированы и с помощью наиболее существенных причинно-следственных связей между его частями. Одним из средств этого достичь являются соответствующие коммуникативные тактики.

Коммуникативные стратегии и тактики информирующей речи

Основные тактики информирующей речи ярче всего проявляются в рамках информационно-интерпретационной стратегии, поскольку в этом случае как раз и преобладает та концептуальная направленность в подаче информации, которая и обеспечивает успех информирования в целом.

Особенности информационно-интерпретационной стратегии нагляднее всего проявляются в такой особой разновидности интервью, как «прямая линия», в которой принимают участие крупные политические деятели.

«Прямая линия» представляет собой публичный диалог вопросно-ответного типа между адресатом (телезрителями, читателями) и видным политическим деятелем. Как правило, этот диалог происходит с помощью телефона или телекамер в прямом эфире. Наиболее эффективно этим жанром пользуется В.В. Путин.
В ответах В.В. Путина на вопросы, заданные во время интервью в форме «прямой линии», проявились особенности информационно-интерпретационной стратегии, которая характерна для действующих политиков, поскольку она помогает проинформировать население о состоянии дел, прокомментировать те или иные события, рассказать о предпринимаемых мерах для решения существующих проблем.
Изучение материалов выступлений Президента России, Председателя Государственной Думы, Председателя Совета Федерации позволило О.Н. Паршиной выявить следующие тактики в использовании ими информационно-интерпретационной стратегии: тактику признания существования проблемы, тактику акцентирования положительной информации, тактику разъяснения, тактику комментирования, тактику рассмотрения проблемы под новым утлом зрения и тактику указания на путь решения проблемы.
Тактика признания существования проблемы используется, как правило, в ответной реплике диалога, когда относительно вопроса, затрагивающего «острую» проблему, политик использует речевые средства подтверждения этой проблемы, признающие, что она существует, имеет место быть, есть: (С.М. Миронов) .

Тактика акцентирования положительной информации выражается явно через использование слов с положительной оценочностью. Их много в текстах политических лидеров, находящихся у власти, когда они обращаются к демонстрации успехов в экономической, социальной сферах, достигнутых под их руководством. Например, в тексте вступительного слова перед ответами на вопросы граждан В.В. Путина в «прямой линии»:

Этот год был у них (тружеников сельского хозяйства) значительным /рекордным //урожайность на сто гектар является рекордной // рост доходов имеет тенденцию с прошлого года устойчивую// можно сказать что уходящий / две тысячи первый год / был для нас удачным// .
Другими наиболее часто встречающимися средствами выделения информации являются такие критерии оценки, как «важность», «основной», «главный», а для тактики акцентирования положительной информации всегда характерно выражение одобрения политика по отношению к сообщаемым фактам.
Наблюдения показали, что акцентирование положительной информации, опора на ценностные приоритеты (критерий «хорошо») ориентированы не только и не столько на сообщение информации, сколько на речевое воздействие на адресата. Интерпретация политиком реалий действительности часто направлена на нейтрализацию негативного представления адресата.
Тактика разъяснения — другой необходимый, как подчеркивает О.Н. Паршина, компонент реализации информационно-интерпретационной стратегии. Разъяснение необходимо потому, что адресант должен учитывать отсутствие нужных фоновых знаний у собеседника и поэтому не должен ограничиваться простой констатацией факта, простой оценкой информации, но сопровождает свой ответ или выступление дополнительной информацией.
Характерной чертой разъяснения является наличие двух основных звеньев цепочки: того, что требуется разъяснить, и собственно разъяснения.