Размер страховой выплаты по травме сотруднику ФСИН

Об утверждении Правил выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам уголовно-исполнительной системы или членам их семей

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

ПРИКАЗ

от 5 августа 2013 года N 439

Об утверждении Правил выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам уголовно-исполнительной системы или членам их семей

(с изменениями на 16 сентября 2016 года)

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53 (ч.1), ст.7608), в целях обеспечения мер социальной поддержки сотрудникам уголовно-исполнительной системы, организации работы по осуществлению им выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей,
приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Правила выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей сотрудникам уголовно-исполнительной системы или членам их семей (далее — Правила).

2. Выплаты, предусмотренные Правилами, производить с 1 января 2013 года.

3. Контроль за исполнением приказа возложить на первого заместителя директора ФСИН России генерал-лейтенанта внутренней службы Рудого А.А.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 8 октября 2016 года приказом ФСИН России от 16 сентября 2016 года N 736.

Директор
Г.Корниенко

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
16 августа 2013 года,
регистрационный N 29420

Правила выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам уголовно-исполнительной системы или членам их семей

(с изменениями на 16 сентября 2016 года)

I. Общие положения

1. В целях реализации Правил выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам уголовно-исполнительной системы или членам их семей (далее — Правила) в Федеральной службе исполнения наказаний, территориальных органах ФСИН России, образовательных организациях ФСИН России создаются постоянно действующие комиссии (далее — комиссия) по вопросам выплат:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 8 октября 2016 года приказом ФСИН России от 16 сентября 2016 года N 736.

а) единовременного пособия в случаях:
гибели (смерти) сотрудника уголовно-исполнительной системы (далее — сотрудники) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы (далее — единовременное пособие в случае гибели (смерти) сотрудника);
смерти гражданина Российской Федерации, наступившей в течение одного года после увольнения со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы (далее — УИС) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в УИС, исключивших возможность дальнейшего прохождения службы в УИС (далее — единовременное пособие в случае смерти гражданина Российской Федерации);
получения сотрудником в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в УИС (далее — единовременное пособие в случае увечья или иного повреждения здоровья сотрудника);

б) ежемесячной денежной компенсации в случае установления гражданину Российской Федерации, уволенному со службы в учреждениях и органах УИС, инвалидности вследствие военной травмы, полученной в связи с выполнением своих служебных обязанностей и исключившей возможность дальнейшего прохождения службы в учреждениях и органах УИС (далее — ежемесячная денежная компенсация).
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 8 октября 2016 года приказом ФСИН России от 16 сентября 2016 года N 736.

2. В случае наступления событий, указанных в подпункте «а» пункта 1 Правил, назначается и проводится служебная проверка в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими порядок проведения служебных проверок в УИС. О результатах проверки уведомляются лица, имеющие право на получение единовременного пособия в случае гибели (смерти) сотрудника, гражданина Российской Федерации.

3. При исчислении сроков проведения служебной проверки не учитывается время производства по уголовному делу или делу об административном правонарушении, решение по которому имеет значение для оформления результатов проверки и для принятия решения о соответствующей выплате.

4. В заключении по результатам служебной проверки вывод о причинной связи увечья, иного повреждения здоровья с выполнением служебных обязанностей выносится при следующих обстоятельствах:

а) исполнение должностных обязанностей, установленных в соответствии с должностными инструкциями и другими нормативными правовыми актами;

б) исполнение приказов или распоряжений ФСИН России, территориального органа ФСИН России, учреждения, непосредственно подчиненного ФСИН России, учреждения, подчиненного территориальному органу ФСИН России, иного учреждения и органа УИС (далее — орган (учреждение);

в) участие в сборах, учениях, соревнованиях и других служебно-оперативных мероприятиях, проводимых в соответствии с планами, утвержденными директором ФСИН России, начальником органа (учреждения) (далее — руководитель);

г) нахождение на территории органа (учреждения) в течение установленного распорядком дня служебного времени или в иное время, если это вызвано служебной необходимостью;

д) следование к месту службы и обратно, нахождение в служебной командировке;

е) нахождение на лечении в лечебных, лечебно-профилактических учреждениях, следование к месту лечения и обратно;

ж) действия по защите жизни, здоровья, чести и достоинства личности;

з) оказание помощи органам внутренних дел, другим правоохранительным органам по защите законных прав и свобод человека и гражданина, охране правопорядка и обеспечение общественной безопасности;

и) участие в предотвращении и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф;

к) совершение иных действий, признанных судом совершенными в интересах личности, общества и государства;

л) нахождение в плену (кроме случаев добровольной сдачи в плен) в положении заложника или интернированного;

м) безвестное отсутствие — до признания сотрудника безвестно отсутствующим или объявления умершим в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

5. Граждане (члены семьи) для рассмотрения вопроса о выплате единовременного пособия в случае гибели (смерти) сотрудника, гражданина Российской Федерации, увечья или иного повреждения здоровья сотрудника подают письменное заявление на имя руководителя органа (учреждения), в котором сотрудник проходил службу (замещал последнюю должность).
(Пункт в редакции, введенной в действие с 8 октября 2016 года приказом ФСИН России от 16 сентября 2016 года N 736.

6. Сбор, оформление и представление в комиссию необходимых документов осуществляются кадровым подразделением органа (учреждения) (далее — кадровое подразделение).

7. В случае необходимости предоставления дополнительных документов, проведения дополнительного исследования руководителем органа (учреждения) срок рассмотрения рапорта (заявления) может быть продлен до двух месяцев, с указанием причин, вызвавших необходимость продления.

8. Комиссия рассматривает представленные документы в течение 20 календарных дней с даты их поступления.

9. По результатам рассмотрения поступивших документов комиссией принимается мотивированное решение о производстве выплат, указанных в подпунктах «а», «б» пункта 1 Правил (далее — выплата), или об отказе в их производстве, либо о необходимости представления дополнительных документов.

10. В случае отказа в производстве выплаты или принятия решения о предоставлении дополнительных документов заинтересованные лица уведомляются письменно в течение 10 календарных дней с момента вынесения решения комиссией.

11. На основании решения комиссии о производстве выплаты в течение 10 календарных дней с даты вынесения такого решения издается приказ руководителя органа (учреждения) о производстве выплаты.

12. Выплаты производятся финансовым подразделением (бухгалтерией) органа (учреждения), в котором сотрудник проходил службу (замещал последнюю должность). Расчеты могут производиться наличными деньгами или в безналичном порядке по выбору лица, имеющего право на выплату. Перевод денежных средств осуществляется по территории Российской Федерации.

13. Расходы на осуществление выплат производятся за счет лимитов бюджетных обязательств, установленных органу (учреждению), в котором сотрудник проходил службу (замещал последнюю должность), на соответствующие цели.

II. Перечень документов, необходимых для рассмотрения вопроса о выплате единовременного пособия

14. Для рассмотрения вопроса о выплате единовременного пособия в случае гибели (смерти) сотрудника в комиссию представляются:

а) заявление(я) о выплате единовременного пособия от членов семьи (несовершеннолетние дети сотрудника включаются в заявление супруги(а);

б) выписка из приказа об исключении сотрудника из списков личного состава в связи со смертью;

в) заверенная установленным порядком копия заключения служебной проверки об обстоятельствах гибели (смерти) сотрудника и их причинно-следственной связи с выполнением служебных обязанностей;

г) заключение военно-врачебной комиссии (далее — ВВК) о причинной связи увечья, иного повреждения здоровья, заболевания, вынесенного в формулировке «военная травма» либо «заболевание получено в период военной службы», приведших к гибели (смерти) сотрудника;

д) копия свидетельства о смерти сотрудника;

е) копия свидетельства о рождении погибшего (умершего) сотрудника;

ж) копия свидетельства о браке (о разводе);

з) копии свидетельств о рождении детей;

и) справка кадрового подразделения, содержащая сведения об иждивенцах;

к) копия документа об установлении инвалидности детям сотрудника старше 18 лет, ставшими инвалидами до достижения ими возраста 18 лет;

л) справка образовательной организации, подтверждающая факт обучения детей сотрудника на момент его гибели (смерти) (для детей в возрасте от 18 до 23 лет, обучающихся в образовательных организациях по очной форме обучения).
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 8 октября 2016 года приказом ФСИН России от 16 сентября 2016 года N 736.

15. Для рассмотрения вопроса о выплате единовременного пособия в случае смерти гражданина Российской Федерации в комиссию представляются:

а) заявление(я) о выплате единовременного пособия от членов семьи (несовершеннолетние дети включаются в заявление супруги(а);

б) выписка из приказа об увольнении со службы по состоянию здоровья;

в) заключение ВВК о причинной связи увечья, иного повреждения здоровья либо заболевания, исключивших возможность дальнейшего прохождения службы в УИС и приведших к смерти гражданина, вынесенного в формулировке «военная травма» либо «заболевание получено в период военной службы»;

г) подпункт исключен с 8 октября 2016 года — приказ ФСИН России от 16 сентября 2016 года N 736;

Подпункты «д» — «л» предыдущей редакции с 8 октября 2016 года считаются соответственно подпунктами «г»-«к» настоящей редакции — приказ ФСИН России от 16 сентября 2016 года N 736.

г) копия свидетельства о рождении умершего гражданина Российской Федерации;

д) копия свидетельства о смерти гражданина Российской Федерации;

е) копия свидетельства о браке (о разводе);

ж) копии свидетельств о рождении детей;
з) справка (сведения) об иждивенцах;

и) справка образовательной организации, подтверждающая факт обучения детей гражданина Российской Федерации на момент его смерти (для детей в возрасте от 18 до 23 лет, обучающихся в образовательных организациях по очной форме обучения);
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 8 октября 2016 года приказом ФСИН России от 16 сентября 2016 года N 736.

к) копия документа об установлении инвалидности детям гражданина Российской Федерации старше 18 лет, ставшими инвалидами до достижения ими возраста 18 лет.

16. Выплата единовременного пособия членам семьи сотрудника, гражданина Российской Федерации и лицам, находившимся на его иждивении, производится в равных долях.

17. Для рассмотрения вопроса о выплате единовременного пособия в случае увечья или иного повреждения здоровья сотрудника в комиссию представляются:

а) заявление о выплате единовременного пособия;

б) копия заключения служебной проверки по факту получения сотрудником в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья или другие документы, подтверждающие факт получения гражданином Российской Федерации в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья (справка о травме, акт об обстоятельствах получения ранения, контузии, травмы, увечья, справка об обстоятельствах ранения, контузии, травмы, увечья, решение суда);
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 8 октября 2016 года приказом ФСИН России от 16 сентября 2016 года N 736.

в) копия приказа (выписка из приказа) об увольнении сотрудника со службы по болезни или по ограниченному состоянию здоровья;

г) заключение ВВК о категории годности сотрудника к службе в формулировке «ограниченно годен к военной службе» или «не годен к военной службе» в связи с установлением причинной связи увечья, иного повреждения здоровья в формулировке «военная травма»;

д) справка ВВК для оформления документов на выплату единовременного пособия.

18. При получении сотрудником в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья (далее — военная травма), исключающей возможность дальнейшего прохождения службы, выплата единовременного пособия производится после прекращения им службы в УИС.

19. Вопрос о невозможности дальнейшего прохождения службы решается ВВК в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими правоотношения в сфере проведения военно-врачебной экспертизы в УИС.

III. Перечень документов, необходимых для рассмотрения вопроса о выплате ежемесячной денежной компенсации

20. Для рассмотрения вопроса о выплате ежемесячной денежной компенсации в комиссию представляются:

а) заявление гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в УИС вследствие военной травмы, о выплате ежемесячной денежной компенсации;

б) копия заключения служебной проверки по факту получения сотрудником военной травмы;

в) копия приказа (выписка из приказа) об увольнении по болезни либо по ограниченному состоянию здоровья;

г) заключение ВВК о категории годности сотрудника к службе в формулировке «ограниченно годен к военной службе» или «не годен к военной службе» в связи с установлением причинной связи увечья, иного повреждения здоровья в формулировке «военная травма»;

д) выписка из акта освидетельствования в учреждении медико-социальной экспертизы с приложением справки о группе, причине и сроке инвалидности вследствие военной травмы;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 8 октября 2016 года приказом ФСИН России от 16 сентября 2016 года N 736.

е) справка пенсионного органа о размере оклада месячного денежного содержания и размере ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет), принимаемых для исчисления пенсии.
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 8 октября 2016 года приказом ФСИН России от 16 сентября 2016 года N 736.

21. Выплата ежемесячной денежной компенсации производится финансовым подразделением (бухгалтерией) органа (учреждения) в течение всего срока, на который установлена инвалидность вследствие военной травмы.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 8 октября 2016 года приказом ФСИН России от 16 сентября 2016 года N 736.

22. Пункт исключен с 8 октября 2016 года — приказ ФСИН России от 16 сентября 2016 года N 736..

23. Пункт исключен с 8 октября 2016 года — приказ ФСИН России от 16 сентября 2016 года N 736..

24. Пункт исключен с 8 октября 2016 года — приказ ФСИН России от 16 сентября 2016 года N 736..

25. Пункт исключен с 8 октября 2016 года — приказ ФСИН России от 16 сентября 2016 года N 736..

26. Пункт исключен с 8 октября 2016 года — приказ ФСИН России от 16 сентября 2016 года N 736..
Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО «Кодекс»

Федеральная антимонапольная служба (ФАС) признала необоснованной жалобу ПАО СК «Росгосстрах» на проведение госзакупки по страхованию сотрудников МВД, сообщили ТАСС в службе.

«Жалоба ПАО СК «Росгосстрах» рассматривалась 10.01.2020 года. Довод, указанный в жалобе, признан необоснованным, предписание об устранении нарушений не выдавалось», — сказал собеседник агентства.

В конце декабря 2019 года представители СК «Росгосстрах» обратились в ФАС с просьбой приостановить госзакупку и провести внеплановую проверку АО «Единая электронная торговая площадка», на которой проводился конкурс по страхованию сотрудников МВД.

Компани считает, что закупка услуг по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья сотрудников МВД, проходила с серьезными нарушениями установленной законодательством процедуры. Начальная (максимальная) цена закупки составляла 14,887 млрд рублей. Но, по мнению «Росгосстраха», победитель в конкурсе — СК «Согаз» не подтвердил финансовое обеспечение необходимой суммы на счете.

История вопроса
Всего заявки на участие в конкурсе подали три страховых компании: «Росгосстрах», «Макс» и «Согаз». При обязательном обсуждении закупки представитель «Согаза» выразил сомнение в достаточности средств, выделяемых Минфином на реализацию этого контракта. По его словам, расчеты актуариев и андеррайтеров «Согаза» свидетельствуют о том, что цена контракта на страхование сотрудников МВД должна составлять 16,214 млрд рублей, отмечалось в сообщении «Росгосстраха».

Уточняется, что до окончания срока приема заявок — 18 декабря — все участники должны были подтвердить соответствие требованиям, предъявляемым к претендентам на реализацию госконтрактов, и обеспечить на специальном счете свободные денежные средства в размере 0,5% от цены контракта.

Эта сумма течение одного часа после окончания срока приема заявок по запросу оператора электронной площадки блокируется банком в качестве финансового обеспечения. При этом банк «Россия», в котором находится счет компании «Согаз», не смог обеспечить блокировку средств — впоследствии банк объяснил отказ «техническим сбоем производительности в учетной системе АО «АБ «Россия».

Поскольку блокировки финансового обеспечения не произошло, статус заявки страховщика изменился на «отозвана с регистрации». Позже представители «Согаза» обратились в ФАС с просьбой приостановить закупку и продлить сроки подачи заявок на участие в конкурсе. Банк, в свою очередь, направил в АО «Единая электронная торговая площадка» обращение с просьбой повторно направить запрос о блокировке, поясняет «Росгосстрах».

24 декабря было назначено заседание ФАС по этому делу, жалоба «Согаза» была отозвана самой компанией.

По мнению «Росгосстраха», «Единая Электронная торговая площадка» необоснованно допустила к участию в конкурсе «Согаз» после получения информации о невозможности блокировки денежных средств.

Для сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы

Обязательное государственное страхование жизни и здоровья сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (ФСИН России).

ФСИН России заключила с ООО СК «ВТБ Страхование» Государственный контракт № 31юр/18 от 04 июня 2018 года на оказание услуг по обязательному государственному страхованию сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.

Предметом настоящего Контракта является страхование в 2018 году жизни и здоровья сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, начиная с 01 января 2018 года.

Выплата страховых сумм производится в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации»

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 1998 года № 855 утвержден перечень документов, необходимых для принятия решения о выплате страховых сумм застрахованным и перечень увечий (ранений, травм, контузий), относящихся к тяжелым или легким, при наличии которых принимается решение о наступлении страхового случая у застрахованных лиц.

Порядок оформления документов на выплату страховых сумм установлен Инструкцией о проведении обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, утвержденной приказом Минюста РФ от 13 апреля 2006 года № 114.

В соответствии со статьёй 5 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации» размер страховых сумм ежегодно увеличивается (индексируется) с учетом уровня инфляции в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Решение об увеличении (индексации) указанных страховых сумм принимается Правительством Российской Федерации. Указанные страховые суммы выплачиваются в размерах, установленных на день выплаты страховой суммы.
В 2019 году индексация страховых сумм установлена постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2019 г. № 435 «Об индексации в 2019 году размеров отдельных выплат военнослужащим, сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти, гражданам, уволенным с военной службы (службы), и гражданам, проходившим военные сборы».
В 2020 году индексация страховых сумм установлена постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 2020 г. № 49 «Об индексации в 2020 году размеров отдельных выплат военнослужащим, сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти, гражданам, уволенным с военной службы (службы), и гражданам, проходившим военные сборы».
Выгодоприобретателям, получившим страховые выплаты без учета индексации, установленной указанными постановлениями Правительства Российской Федерации, необходимо обратиться в страховую компанию по вопросу доплаты соответствующей суммы индексации с личным заявлением, к которому необходимо приложить копию документа, удостоверяющего личность, и актуальные банковские реквизиты.
Непосредственной организацией и проведением выплат страховых сумм занимается Управление обязательного государственного страхования.

Застрахованные и выгодоприобретатели, работники финансовых и кадровых служб учреждений и органов уголовно-исполнительной системы могут оперативно получить справочную и консультативную помощь по вопросам связанным с организацией обязательного государственного страхования, подготовкой документов и получением страховых сумм.

Телефон горячей линии: 8-800-100-44-40 или +7(495) 644-44-40.

Страховые документы необходимо направлять в Компанию по адресу: 101000, г. Москва, Чистопрудный бульвар, д.8, стр. 1.

Экспедиция для приема документов по вышеуказанному адресу работает пн-чт с 9:00 до 19:00, пт с 9:00 до 17:45, сб-вс — выходные дни.

УДК 342.59:351.74(470 + 571)

Толдиев Алаудин Бадрудинович

кандидат юридических наук, доцент кафедры огневой подготовки Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиала) Краснодарского университета МВД России

К ВОПРОСУ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СОТРУДНИКОВ МВД РОССИИ

Toldiev Alaudin Badrudinovich

CONCERNING GUARANTEE OF PERSONAL SAFETY OF EMPLOYEES OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

Аннотация:

В статье рассматриваются некоторые вопросы обеспечения личной безопасности сотрудников МВД России при выполнении служебных задач, а также в условиях задержания преступников и в повседневной жизни. Сделан вывод о том, что в системе профессиональной подготовки сотрудников полиции недостаточное внимание уделяется роли тактико-специальной, огневой подготовки, а также изучению основ личной безопасности. Определены основные задачи обучения сотрудников ОВД в ходе служебной и огневой подготовки.

Ключевые слова:

система профессиональной подготовки, применение огнестрельного оружия, специальных средств и физической силы, служебные задачи, задержание вооруженного преступника, гарантии личной безопасности вооруженного сотрудника.

Профессиональная деятельность сотрудников ОВД нередко проходит в условиях осложненной оперативной обстановки. Перед сотрудниками правопорядка ставятся задачи повышенной сложности, которые часто приходится выполнять в особых, экстремальных ситуациях, приближенных к военным условиям, опасных для здоровья и жизни, связанных с розыском и задержанием преступников, освобождением заложников, применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, обеспечением правопорядка во время проведения публичных мероприятий, при возникновении стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций . Зачастую эти ситуации связаны с угрозой психическому состоянию человека и его здоровью. Для успешного решения поставленных задач от сотрудника требуется максимальная готовность как в физическом плане, так и в плане психологической устойчивости.

Большое количество сотрудников и военнослужащих МВД России, погибших, получивших ранения, увечья и контузии при исполнении служебных обязанностей, свидетельствует о приниженной роли тактико-специальной, огневой подготовки и основ личной безопасности в системе профессиональной подготовки.

Обеспечение проведения мероприятий и выполнения поставленных задач на должном уровне вызывает необходимость постоянного совершенствования, повышения уровня подготовки сотрудников органов внутренних дел МВД России. По этой причине одними из основных задач обучения сотрудников полиции являются:

— В рамках служебной подготовки — постоянное изучение положений нормативных правовых актов МВД Российской Федерации по соответствующим направлениям, знание и соблюдение мер личной безопасности при выполнении служебных задач, изучение положений правовых актов территориальных органов МВД России, регламентирующих выполнение сотрудниками своих обязанностей, решение задач с вводными. Такие вводные должны включать в себя вопросы практической направленности по составлению (заполнению) соответствующих бланков, процедуры действий на месте происшествия, задания по использованию спецтехники при раскрытии и расследовании преступлений.

— В рамках огневой подготовки — изучение правовых основ применения оружия, а также гарантий личной безопасности вооруженного сотрудника, знание материальной части и тактико-

технических характеристик огнестрельного оружия, боеприпасов, в том числе ручных осколочных гранат, твердое знание и соблюдение мер безопасности при обращении с таковыми, отработка плана действий в случае возникновения задержек при стрельбе и владение способами их устранения, практическое выполнение одного из нормативов по огневой подготовке и контрольного упражнения (контрольных упражнений) .

Таким образом, обучение сотрудников полиции формам и методам обеспечения своей безопасности, четким и грамотным действиям в экстренных ситуациях выступает в настоящее время одним из важнейших направлений профессиональной подготовки.

В процессе подготовки к несению службы сотрудник должен проверить свое оружие, снаряжение, средства сковывания движения и транспортное средство. Вся амуниция должна быть оборудована удобно для возможного быстрого ее применения. Необходимо постоянно практиковаться в быстром заряжании оружия и в скорости приведения его к боевой готовности.

Статистика нападений на сотрудников полиции показывает, что чаще всего в такой ситуации нет возможности вызвать подкрепление либо оно просто запаздывает. Поэтому сотрудник должен осознавать, что в критической ситуации, скорее всего, ему придется одному противостоять нападению опасного, возможно, более молодого, ловкого и выносливого преступника или группы преступников. И от тактических умений сотрудника, его огневой выучки, психоустойчивости, решительности, вооруженности, технической защищенности и уровня владения навыками единоборства зависит не только результат выполнения служебно-боевой задачи, но и его собственная жизнь.

Сотруднику недопустимо считать, что посягательство именно на него совершаться не будет. Наоборот, направляясь на службу, необходимо устраниться от личных проблем, быть внимательным и постоянно готовым к возникновению экстренной ситуации.

Особое внимание следует обращать на руки окружающих, а также на их позы, слова, выражение лиц, которые иногда позволяют получить представление об их намерениях. При проверке документов, поверхностном осмотре или досмотре багажа, а равно и в других ситуациях сотрудники должны занять так называемое «положение L», а именно расположиться втроем таким образом, чтобы они стояли в конце линий, образующих латинскую букву, а проверяемое лицо находилось в точке пересечения этих линий. В конце длинной линии позицию занимает страхующий, проверяющий находится в конце короткой линии, повернувшись к нему левой стороной, на которой нет оружия. Рука, которой сотрудник держит оружие при стрельбе, должна быть свободна. Руки подозреваемого должны быть в зоне постоянного визуального контроля, чтобы можно было своевременно заблокировать их или перехватить в случае возникновения необходимости. Важно соблюдать правила взаимостраховки даже при численном преимуществе .

Общеизвестно, что особое внимание уделяется раскрытию преступлений, совершенных с применением оружия. Нередки случаи ранений или гибели сотрудников при задержании вооруженных правонарушителей . Первопричиной этого является отсутствие необходимых навыков действия в таких ситуациях.

Тактика задержания преступника в различных ситуациях представляет собой эффективный комплекс приемов и действий, которые должны выполняться в строгой последовательности, позволяющей достигать поставленной цели. То есть перед задержанием сотруднику необходимо проанализировать имеющуюся информацию и выбрать действия, соответствующие ситуации, в которой они применяются. В таких случаях следует использовать уже известные успешные приемы, а именно осуществлять все действия внезапно, скрытно и четко по намеченному плану. Желательно перед задержанием иметь определенную информацию о человеке, например знать особенности его физического и психологического состояния.

Преступник, узнав о том, что его пытаются задержать, как правило, пребывает в агрессивном состоянии. Это состояние приводит к растерянности, довольно низкой способности правильно оценивать обстановку, сопровождается частой стрельбой, криками, проклятиями в адрес сотрудников. В таких ситуациях уже в стадии бешенства преступник может пойти «напролом», ведя огонь без разбора по всем живым «мишеням». Нередко такие действия позволяют добиться желаемого результата, и лицу удается скрыться. Эти ситуации наиболее опасны для жизни и здоровья задерживающих и посторонних лиц .

В любых ситуациях осуществление действий с оружием должно производиться без прекращения наблюдения за окружающей обстановкой, то есть сотрудник не должен переводить взгляд на оружие. Правильное и быстрое извлечение оружия, отработанное до автоматизма, без перевода взгляда на него, позволяет сотруднику ОВД действовать на опережение и вовремя пресекать противоправные намерения преступника к открытию огня из оружия.

Каждый сотрудник полиции должен знать порядок снаряжения и смены магазинов с учетом особенностей имеющегося оружия одной рукой. От четкого и быстрого умения осуществлять данные действия часто зависит успешность выполнения поставленных задач, и даже жизнь и здоровье самого сотрудника и его коллег.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Изучение всех вышеуказанных правил и мер, обеспечивающих личную безопасность будущего сотрудника полиции в ходе выполнения профессиональных обязанностей, усвоение им порядка действий в экстренных ситуациях, формирование у обучающегося необходимых навыков обращения с оружием являются важнейшими элементами подготовки высококвалифицированного сотрудника ОВД .

Ссылки:

2. Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации : приказ МВД России от 31.03.2015 № 385.

3. Толдиев А.Б. Проблемы оснащения боевой экипировкой специальных подразделений ОВД // Теория и практика общественного развития. 2015. № 7. С. 121-123.

4. Панасик Н.В. Основы личной безопасности сотрудников органов внутренних дел МВД России : учеб.-метод. пособие. М., 2010. 66 с.

6. Толдиев А.Б. Обеспечение личной безопасности участкового уполномоченного полиции при несении службы на обслуживаемом административном участке : учеб.-практ. пособие. Краснодар, 2015. 28 с.

4. Panasik, NV 2010, Basics of the personal safety of the employees of Internal Affairs of Russia, Moscow, 66 p.