Растрата бюджетных средств

Ответственность за хищение чужого имущества, в том числе бюджетных средств, предусмотрена статьями главы 21 Уголовного кодекса Российской Федерации «Преступления против собственности».

Преступления подобного рода совершаются путем мошеннических действий (ст. 159 УК РФ, то есть хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество, путем обмана или злоупотребления доверием), а также присвоения или растраты чужого имущества, вверенного виновному (ст. 160 УК РФ) под видом либо в процессе законных хозяйственных операций.

Такое деяние, как присвоение или растрата чужого имущества выражается в противоправном безвозмездном обращении имущества, вверенного лицу, в свою пользу или пользу других лиц, причинившем ущерб собственнику или иному законному владельцу этого имущества в том случае, когда похищенное имущество находилось в правомерном владении либо ведении этого лица.

Объектом этих преступлений являются отношения собственности, а предметом – имущество, в том числе деньги.

В большинстве случаев бюджетные средства похищаются посредством нецелевых или неправомерных расходов, а также при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, когда бюджетные средства выделяются для реализации федеральных и региональных целевых программ.

Довольно часто данные преступления имеют коррупционную составляющую, поскольку распоряжаться бюджетными деньгами могут только лица, наделенные специальными должностными полномочиями. Вместе с тем похищаться бюджетные средства могут и гражданами путем введения в заблуждение или обмана чиновников.

Статьями главы 21 Уголовного кодекса Российской Федерации за хищение чужого имущества, в частности бюджетных средств, максимальное наказание установлено в виде 10 лет лишения свободы.

Старший прокурор третьего отдела уголовно-судебного управления Г.А. Бабичев

Новая редакция Ст. 285.1 УК РФ

1. Расходование бюджетных средств должностным лицом получателя бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденными бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, совершенное в крупном размере, —

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. То же деяние, совершенное:

а) группой лиц по предварительному сговору;

б) в особо крупном размере, —

наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Примечание. Крупным размером в настоящей статье, а также в статье 285.2 настоящего Кодекса признается сумма бюджетных средств, превышающая один миллион пятьсот тысяч рублей, а особо крупным размером — семь миллионов пятьсот тысяч рублей.

Комментарий к Статье 285.1 УК РФ

1. Общественная опасность преступлений, предусмотренных ст. 285.1 и ст. 285.2, состоит в том, что в результате их совершения нарушается не только нормальное функционирование государственного аппарата управления и органов местного самоуправления, но и подрываются основы бюджетного (ст. 285.1) и внебюджетного (ст. 285.2) финансирования. Расходование бюджетных (внебюджетных) средств не по назначению создает условия для совершения хищений, экономических и других преступлений.

2. Бюджетная система РФ представляет собой основанную на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемую нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Бюджет является формой образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. На основе консолидированного бюджета РФ определяются принципы государственного регулирования экономического и социального развития РФ.

2.1. В качестве одного из принципов бюджетной системы РФ ст. 38 БК закрепляет принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, означающий, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства РФ.

2.2. Нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, влечет административную либо уголовную ответственность должностных лиц, являющихся получателями бюджетных средств (ст. 289 БК).

3. Основным объектом посягательства выступают общественные отношения, обеспечивающие установленный порядок использования должностными лицами, являющимися получателями бюджетных средств, соответствующих финансовых ресурсов в строгом соответствии с целями, для которых они предназначены. Факультативный объект — интересы физических и юридических лиц, являющихся адресатами средств.

4. Предметом преступного посягательства являются целевые бюджетные средства, расходование которых определено утвержденным бюджетом соответствующего уровня, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо другими документами, закрепляющими правовые основания получения указанных средств. Они могут быть предназначены для развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи, выделяться для обеспечения охраны окружающей среды, охраны и воспроизведения природных ресурсов и т.п.

4.1. Формами бюджетного финансирования могут быть: а) дотации — это вид денежной помощи, которая предоставляется, как правило, убыточным предприятиям со стороны государства с целью покрытия затрат, которые не покрываются выручкой от реализации произведенной продукции, т.е. предприятиям, плановые затраты на производство продукции или оказание услуг в которых превышают доходы от реализации произведенной продукции и оказанных услуг; б) субсидии — это финансовая поддержка, помощь, предоставляемая бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу без каких-либо конкретных условий и независимо от финансового состояния субъектов, которым она предоставляется (как правило, субсидии предоставляются для стимулирования определенной деятельности или производства определенной продукции, поддержания предпринимательской и иной экономической деятельности вообще); в) субвенции — это помощь, предоставляемая бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу для финансирования определенных конкретных программ, проектов, которые одобряются субъектами, предоставляющими помощь (в отличие от дотации и субсидии субвенция подлежит возврату в случае использования данной помощи не по ее целевому назначению); г) бюджетные ассигнования — это бюджетные средства, предусмотренные бюджетной росписью, выделяемые получателю или распорядителю бюджетных средств; д) бюджетный кредит — это форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основах.

Последняя из указанных выше форм не является предметом рассматриваемого преступного посягательства. Привлечение к УО за нецелевое использование государственного кредита осуществляется по ч. 2 ст. 176.

5. Объективная сторона характеризуется действием и выражается в расходовании бюджетных средств должностным лицом получателя бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным в утвержденном бюджете, бюджетной росписи, уведомлении о бюджетных ассигнованиях, смете доходов и расходов либо в ином документе, являющемся основанием для получения бюджетных средств.

5.1. Диспозиция статьи является бланкетной. Для уяснения содержания основных признаков объективной стороны необходимо обратиться к бюджетному законодательству РФ. Так, права и обязанности получателей бюджетных средств изложены в ст. 163 БК.

Они имеют право на: своевременное получение и использование бюджетных средств в соответствии с утвержденным бюджетной росписью размером с учетом сокращения и индексации; своевременное доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств; компенсацию в размере недофинансирования.

Вместе с тем получатели бюджетных средств обязаны: своевременно подавать бюджетные заявки или иные документы, подтверждающие право на получение бюджетных средств; эффективно использовать бюджетные средства в соответствии с их целевым назначением; своевременно и в полном объеме возвращать бюджетные средства, предоставленные на возвратной основе; своевременно и в полном объеме вносить плату за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе; своевременно представлять отчет и иные сведения об использовании бюджетных средств.

5.2. Под нецелевым расходованием бюджетных средств следует понимать незаконное использование, употребление, трату соответствующих финансовых ресурсов (денежных средств) не по их прямому назначению. Формы нецелевого использования бюджетных средств могут быть различные: финансирование за счет бюджета расходов, не предусмотренных вообще статьями расходов утвержденного бюджета; финансирование одних статей расходов бюджета за счет других статей, на которые должны быть использованы выделенные бюджетные средства (например, финансирование производства вместо выплаты заработной платы либо, наоборот, использование выделенных на выплату заработной платы дотаций на приобретение сырья, оборудования и т.п.) и др.

5.3. Расходование бюджетных средств осуществляется путем их списания с единого счета бюджета в размере подтвержденного бюджетного обязательства в пользу физических или юридических лиц (ст. 227 БК).

5.4. Обязательным признаком объективной стороны основного состава преступления, предусмотренного коммент. статьей, является крупный размер израсходованных не по целевому назначению бюджетных средств. Согласно примечанию к ст. 285.1 крупным размером признается сумма бюджетных средств, превышающая один миллион пятьсот тысяч рублей. Нецелевое расходование бюджетных средств в меньшем размере влечет административную ответственность по ст. 15.14 КоАП.

5.5. По законодательной конструкции состав преступления является формальным. Преступление окончено (составом) в момент фактического нецелевого израсходования бюджетных средств в крупном размере.

6. Субъективная сторона выражается в умышленной форме вины в виде прямого умысла. Виновный осознает, что, являясь должностным лицом получателя бюджетных средств, он расходует их не по назначению, и желает этого. Мотивы и цели не являются обязательными признаками состава преступления и не влияют на квалификацию деяния, хотя и могут быть учтены при назначении наказания.

7. Субъект преступного посягательства специальный — должностное лицо получателя бюджетных средств. Под получателем бюджетных средств следует понимать бюджетное учреждение или иную организацию, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год.

7.1. Лица, выполняющие управленческие функции в коммерческих и иных организациях (в том числе руководящие работники государственных предприятий), за нецелевое расходование бюджетных средств могут быть привлечены к УО по ст. 201. Однако (в отличие от ст. 285.1) для наличия состава указанного преступления необходимо установить цель (извлечение выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесение вреда и др.) и причинение существенного вреда (ч. 1) или тяжких последствий (ч. 2). Возможна также УО данной категории лиц по специальной норме (ч. 2 ст. 176) за незаконное использование не по прямому назначению государственного целевого кредита.

8. Квалифицированные виды преступления состоят в его совершении: а) группой лиц по предварительному сговору; б) в особо крупном размере.

8.1. Деяние признается совершенным по предварительному сговору группой лиц, если в нем участвовали два и более должностных лица получателя (получателей) бюджетных средств, заранее договорившиеся о совместном выполнении данного деяния.

8.2. Нецелевое расходование бюджетных средств в особо крупном размере считается состоявшимся, если сумма указанных средств превысила 7 млн. 500 тыс. руб.

9. Деяния, закрепленные в основном составе преступления, относятся к преступлениям небольшой тяжести, а в квалифицированном — к преступлениям средней тяжести.

Другой комментарий к Ст. 285.1 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Объективная сторона представлена действием — расходованием бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения.

Расходование бюджетных средств — это процедура финансирования, технически осуществляемая путем списания денежных средств с единого счета бюджета в размере санкционированного денежного обязательства в пользу физических и юридических лиц, бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, субъектов международного права (ст. 219 Бюджетного кодекса РФ). Соответственно, расходование бюджетных средств представляет собой процесс, состоящий из трех этапов: а) принятие получателем бюджетных средств бюджетного обязательства путем заключения соответствующего договора, контракта; б) подтверждение и санкционирование оплаты денежного обязательства; в) списание денежных средств со счета. Указанное обстоятельство необходимо иметь в виду при решении вопроса о моменте окончания анализируемого преступления.

2. Нецелевым является расходование бюджетных средств, которое не соответствует условиям их получения, определенным в следующих документах: а) утвержденный бюджет соответствующего уровня; б) бюджетная роспись; в) уведомление о бюджетных ассигнованиях; г) смета доходов и расходов (бюджетная смета по действующему бюджетному законодательству); д) иной документ, являющийся основанием для получения бюджетных средств, например уведомление о лимитах бюджетных обязательств.

3. Конкретными проявлениями нецелевого расходования бюджетных средств являются финансирование расходов, не включенных в смету расходов и доходов; финансирование расходов в объеме большем запланированного за счет недофинансирования других расходов и т.п.

4. Преступление окончено в момент списания бюджетных средств со счета.

5. Субъект преступления специальный — должностное лицо получателя бюджетных средств. Получатель бюджетных средств — орган государственной власти, орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, бюджетное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета.

УДК 343.351

Харашвили Георгий Романович

аспирант кафедры публичное право и процесс. Департамент правового регулирования экономической деятельности kharashvily@mail. ru Georgiy R. Kharashvily

Преступления в бюджетной сфере.

Понятие и особенности квалификации

Crimes in the budgetary sphere. Concept and features of qualification

Аннотация. В статье рассматривается вопросы, связанные с понятием преступлений в бюджетной сфере. Цель работы — раскрыть понятие преступления в бюджетной сфере, провести исследование законодательства Российской Федерации, в котором закреплено понятие бюджетной системы, обосновать отнесение бюджетной сфере к объектам уголовно-правовой охраны.

Выявлено, что на сегодняшний день уровень криминализации отношений, складывающиеся в процессе формирования и использования бюджетных средств, достаточно высок. При этом специальных составов, предусматривающих ответственность непосредственно за совершение общественно опасных противоправных деяний в бюджетной сфере,

в действующем уголовном законодательстве Российской Федерации не существует.

Сделан вывод о необходимости включения бюджетной сферы в объекты уголовно-правовой охраны и криминализации отдельных правонарушений, посягающих на процесс расходования бюджетных средств.

Ключевые слова: бюджетная система, преступления в бюджетной сфере, расходование бюджетных средств, формирование бюджетных средств, мошенничество, растрата, нецелевое расходование бюджетных средств.

В последние годы сфера распределения и использования бюджетных средств, оказалась зоной повышенной криминальной активности.

Ежегодно в каждом регионе страны регистрируются многочисленные факты хищения бюджетных средств.

Наряду с повышенной активностью криминальных явлений наблюдается причиняемый ущерб бюджетной системе Российской Федерации. Так, Счетная палата Российской Федерации отмечает, что наибольший удельный вес в общем объеме выявляемых нарушений приходится на нарушения, допускаемые при формировании и исполнении федерального бюджета, а также при осуществлении государственных (муниципальных) закупок и закупок отдельными видами юридических лиц (млрд. рублей/количество), — 278,9 млрд. рублей (54 % общего объема нарушений) и нарушения ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности — 78,2 млрд. рублей (15,1 % общего объема нарушений).

В этой связи целесообразно предположить, что защита бюджетных правоотношений должна стать одной из приоритетных задач для органов законодательной власти, например путем отнесения бюджетных правоотношений, к объектам уголовно-правовой охраны, ввиду высокой угрозы финансовой безопасности государства, вызванной негативными последствиями для бюджета Российской Федерации от совершаемых правонарушений.

Исходя из сущности бюджетных преступлений, в качестве родового объекта следует выделять сферу экономики. Однако как справедливо замечает Д.А. Бойков преступления, которые могут быть совершены в данной сфере — не ограничиваются структурой Раздела VIII. «Преступления в сфере экономики» Уголовного кодекса Российской Федерации .

При этом можно с уверенность сказать, что видовым объектом данных преступлений является финансовая деятельность государственных органов и муниципальных образований, а именно действия таких органов, направленных на реализацию финансовой политики государства путем создания, перераспределения и использования централизованных

и децентрализованных фондов денежных средств, необходимых для обеспечения выполнения государственных задач и функций» .

Таким образом, можно сделать вывод, что преступления в бюджетной сфере — это общественно опасные деяния, посягающие на реализацию финансовой деятельности государства, то есть на установленный порядок формирования, распределения и использования централизованных фондов денежных средств, предназначенных для осуществления государством и местным самоуправлением своих задач и функций.

И.Н. Соловьев справедливо отмечает, что специальных составов, предусматривающих ответственность непосредственно за совершение общественно опасных противоправных деяний в бюджетной сфере, в действующем уголовном законодательстве Российской Федерации не существует, как отсутствует и отдельный статистический учет таких преступлений .

Таким образом, то, что выявляется правоохранительными органами, квалифицируется по различным составам в зависимости от наличия в совершенном деянии признаков злоупотребления должностными полномочиями, мошенничества, растраты, нецелевого расходования бюджетных средств и т.д. .

Таким образом, подтверждается суждение, что преступления в бюджетной сфере не ограничиваются структурой Раздела VIII. «Преступления в сфере экономики» УК РФ, а являются элементами общественных отношений, которые составляют объекты преступных посягательств таких разделов Особенной части УК РФ как:

1. Раздел IX «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка».

2. Раздел X «Преступления против государственной власти».

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что уголовное законодательство Российской Федерации, на сегодняшний день, нуждается в изменениях, в части совершенствования защиты общественных отношений, складывающихся в процессе формирования, распределения и использования централизованных фондов денежных средств, предназначенных для осуществления государством и местным самоуправлением своих задач и функций, например в установлении специальных составов, предусматривающих ответственность непосредственно за совершение общественно опасных противоправных деяний в бюджетной сфере и их систематизации в отдельном разделе УК РФ.

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Бойков Д.А. Общественные отношения, складывающиеся на стадии расходования бюджетов, как видовой объект нецелевого расходования бюджетных средств // «Российский следователь», 2005, № 9. С. 7;

2. И.Н. Соловьев Особенности квалификации преступлений в финансово-бюджетной сфере // «Налоговый вестник», 2015, № 5, С. 66;

3. Макаров А.В. «Бюджетные правоотношения как объект преступных посягательств» // «Банковское право». 2005. № 5, С. 6;

4. Макаров А.В. Преступность в бюджетной сфере — понятие, тенденции, предупреждение: Автореф. дис. … док. юрид. наук. — Спб, 2005. — С. 20;

5. Соколова Э.Д. Правовые основы финансовой системы России / отв. ред. Е.Ю. Грачева. М.: ИД «Юриспруденция», 2006. С. 29.

2. I.N. Solovyov of Feature of qualification of crimes

in the financial and budgetary sphere//»The tax messenger», 2015, No. 5,

Футбольное покрытие для стадиона «Старт» закупили в 2016 году за 11,3 млн рублей. Почти три года искусственный газон пролежал на складе поставщика, более того выяснилось, что покрытие не соответствует количественным и качественным характеристикам, прописанным в контракте. Уголовное дело возбуждено по ч.3 ст. 160 УК РФ (присвоение или растрата с использованием служебного положения в крупном размере).

Судьба футбольного поля, которое уже несколько лет пытаются уложить на стадионе «Строитель», оказалась в центре обсуждения на региональном уровне в июне этого года. Губернатор Сергей Морозов в ходе рабочего визита в Димитровград собрал руководителей всех ведомств на совещание по контролю за выполнением ранее данных поручений.

Сергей Морозов возмутился темпами работ по обустройству футбольного поля – искусственный газон был доставлен в Димитровград еще весной, но до сих пор его судьба остается непонятной. Как сообщал портал «ДимГрад24», контракт на укладку поля не разыгрывается до сих пор из-за того, что городская Дума никак не может определиться с выделением денег на выполнение своих обязательств по софинансированию данного процесса. Да и с расположением этого газона тоже.

— Профессиональный футбольный газон лежит без дела. Не нужно Димитровграду поле – значит, отдадим его тем, кому оно действительно нужно. Уверен, что в Новой Майне, Мулловке или Малыкле будут ему рады. Предлагаю отозвать деньги, которые мы выделили (почти 9 миллионов рублей – прим.ред.) и перераспределить их на другие нужды. У Димитровграда есть неделя, чтобы определиться с этим вопросом. Если говорят, что не нужно им это, значит, через неделю у меня на столе должны быть бумаги по отзыву средств, — цитирует главу региона портал.

Согласно тексту ответа прокурора области Сергея Хуртина, контракт на поставку покрытия на 11,3 млн рублей был заключен с АО «Компания «Бамард». По условиям договора монтаж поля планируется до конца года. Между тем приобретенное покрытие вывезли со склада поставщика лишь в мае этого года, более того товар не соответствует заявленным в договоре параметрам. По результатам прокурорской проверки 2 сентября возбуждено уголовное дело по факту растраты бюджетных средств.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

OFFICIALS OF THE PENAL-EXECUTIVE SYSTEM AS SUBJECTS OF CORRUPTION

OFFENCES N. Bugaevskaya

УДК 343.3; 343.9

ОСОБЕННОСТИ ВЫЯВЛЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ НЕЦЕЛЕВОГО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ И РАСХОДОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ

Г.А. Буякова

В статье рассматриваются особенности выявления преступлений в сфере нецелевого распределения и расходования бюджетных средств. Рост числа преступлений в сфере нецелевого расходования и распределения бюджетных средств, их латентный характер, юридическая сложность составов преступлений обусловливает необходимость разработки методики выявления и расследования преступлений данной категории.

Ключевые слова: нецелевое расходование бюджетных средств, акт ревизии, инвентаризация, бюджет, должностное лицо, органы финансового контроля, прокурорский надзор.

Уголовным законодательством в настоящее время предусмотрена ответственность за незаконное получение государственного целевого кредита, а равно его использование не по прямому назначению, (ч.2 ст. 176 УК РФ) (ст.285.1 УК РФ) и нецелевое расходование бюджетных средств. Анализ правоприменительной практики в бюджетной сфере показывает, что довольно устойчива тенденция роста данного вида преступлений, однако уголовных дел, связанных с нарушением бюджетного законодательства возбуждается очень мало, что свидетельствует о высоком уровне их латентности.

Показательны в этом отношении данные ИЦ ГУ МВД России по Краснодарскому краю: в 2004 году было выявлено 1 преступление, в возбуждении которого было отказано на основании п.2 ч.1 ст.24 УПК Российской Федерации; в 2005 году, соответственно, 2 и 1; в 2006 году — 6 и 0;

в 2007 году- 8 и 1; в 2008 году -19 и 0; в 2009 — 20 и 0; 2010 году — 15 и 4 (и только по одному вынесен приговор); в 2011году — 9 и 0; за 9 месяцев 2012года выявлено 6 преступления, решения по которым на ноябрь 2012 года в окончательной форме не приняты .

Сложность выявления преступлений данной категории заключается, прежде всего в том, что, они относятся к категории «беловоротничковой преступности», совершаются лицами, обладающими властными полномочиями и связями, имеющими возможность содержать квалифицированных адвокатов. Кроме того, объектом таких преступлений являются бюджетные средства (деньги), особенность которых заключается в том, что они не лежат «мертвым грузом», а являясь средством платежа, находятся в постоянном движении. Зачастую, чтобы установить первоначальный источник денежных средств (бюджет любого уровня), необходимо восстановить длительную цепочку связей-расчетов между различными организациями .

В связи с чем выявление преступлений в сфере распределения и расходования бюджетных средств требует знаний в области многих отраслей права, таких как финансовое, бюджетное, налоговое, таможенное, земельное, а также федеральных законов и подзаконных актов, регламентирующих финансовую и хозяйственную деятельность юридических и физических лиц.

В настоящее время стадия возбуждения уголовного дела характеризуется рядом дискуссионных проблем, в частности, касающихся определения поводов и оснований для возбуждения уголовного дела, методов производства проверки и доказательственного значения полученных при этом сведений.

Существенную часть материалов, на основе которых возбуждаются уголовные дела рассматриваемой категории, составляют результаты прокурорских проверок. Это обуславливается тем, что соблюдение бюджетного законодательства и законность целевого расходования бюджетных средств входит в предмет прокурорского надзора, являясь одним из приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры. Часть рассматриваемых преступлений выявляется и документируется в ходе ревизий и иных документальных проверок, проводимых Счетной палатой Российской Федерации, Росфиннадзором, органами государственного финансового контроля. Однако это не исключают необходимость дальнейшей проверки, так как поступившие материалы не всегда однозначно свидетельствуют о совершении преступления.

В соответствии со ст.140 УПК РФ для возбуждения уголовного дела необходимы поводы и основания. Поэтому, как правило, необходимо собирать дополнительные материалы, проводить дополнительные действия в рамках предварительной проверки, в порядке, предусмотренном ст.ст.144-145 УПК РФ. Проверочные действия по данной категории уголовных дел имеют ряд особенностей, обусловленных:

— поступлением материалов проверок, из органов прокуратуры и финансового контроля;

— регламентацией ведомственными нормативно-правовыми актами порядка направления следователю таких материалов;

— спецификой проведения проверочных действий и мероприятий.

Федеральным законом от 06.12.2011 г. № 407-ФЗ «О внесении

изменений в статьи 140 и 241 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» в качестве повода для возбуждения уголовного дела, кроме заявления о преступлении; явки с повинной; сообщения о совершенном или готовящемся преступлении, полученном из иных источников, предусмотрено постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании . Поводами для возбуждения уголовных дел также могут являться материалы: оперативно-розыскных мероприятий; поступившие из федеральных и арбитражных судов; выделенные из других уголовных дел, содержащие признаки состава преступления в бюджетной сфере; опубликованные в средства массовой информации.

Направляя материалы для решения вопроса об уголовном преследовании, прокурор должен быть убежден, что в них содержатся сведения, достаточные для возбуждения уголовного дела. Тем более что он не ограничен сроками проведения проверок, в отличие от проверки сообщения о преступлении в порядке ст.ст. 144-145 УПК РФ. Однако зачастую прокурорские проверки проводятся формально и фактически эти обязанности перекладываются на следователя.

Предварительные проверки, предшествующие возбуждению уголовных дел о преступлениях в сфере нецелевого расходования и распределения бюджетных средств, условно можно подразделить на две группы.

К первой из них относятся действия проверочного характера, осуществляемые сотрудниками органа дознания: наведение справок в органах государственной регистрации субъектов хозяйственной деятельности; истребование документов и иных материалов субъектов указанной деятельности; получение объяснений руководителей и иных должностных лиц организации, в которой выявлены факты нецелевого расходования и использования бюджетных средств.

Ко второй группе относятся действия лиц, уполномоченных на осуществление проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятия (документальная ревизия, инвентаризация). Такие проверки по инициативе правоохранительных органов осуществляют контрольно-ревизионные органы Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, подведомственной Министерству финансов РФ .

При этом особо важное значение имеет своевременное проведение документальной ревизии в целях проверки финансово-хозяйственной деятельности организации, выявлении и фиксации следов преступлений в бюджетной сфере.

Основные задачи документальной ревизии заключаются в установлении: соответствия осуществляемой организацией деятельности учредительным

документам; обоснованности расчетов сметных назначений; исполнения смет расходов; использования бюджетных средств по целевому назначению; обеспечения сохранности денежных средств и материальных ценностей; обоснованности образования и расходования государственных внебюджетных средств; соблюдения финансовой дисциплины, правил ведения бухгалтерского учета и составления отчетности; обоснованности операций с денежными средствами и ценными бумагами, расчетных и кредитных операций; полноты и своевременности расчетов с бюджетом; операций с основными средствами и нематериальными активами; операции, связанные с инвестициями; расчеты по оплате труда и прочих расчетов с физическими лицами; обоснованности произведённых затрат, связанных с текущей деятельностью, и затрат капитального характера; обоснованности формирования финансовых результатов и их распределения.

Источниками данных для проведения ревизии могут являться: первичные документы организации; регистры бухгалтерского учета организации; результаты анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия; письменные объяснения руководителей, материальноответственных лиц; результаты инвентаризации материальных ценностей, в том числе и денежных средств предприятия; бухгалтерская отчетность предприятия. При этом положительные результаты дает сопоставление одних документов предприятия с другими, а также сопоставление документов различных организации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По окончании производства документальной ревизии составляется акт ревизии, в котором должны найти отражение:

— информация о проверяемом периоде и проверенной организации

(указание ОГРН, ИНН, ведомственная принадлежность, перечень всех счетов, включая закрытые счета на момент ревизии,

фамилия, имя, отчество должностного лица, имеющего право подписи финансовых документов;

— мероприятия, осуществленные при проведении ревизии;

— информация о конкретных бухгалтерских и иных документах, которыми оформлены проверяемые хозяйственные операции;

— факты злоупотреблений, недостатки и упущения в ведении бухгалтерского учета и отчетности, если таковые имели место;

— предложения ревизора по предупреждению подобных злоупотреблений в данной организации;

— указание на финансовые нарушения, время их совершения, положения нарушенных нормативно-правовых актов общую сумму ущерба.

Результаты ревизии должны подтверждаться копиями документов, заверяются подписью руководителя и печатью проверяемой организации .

В рамках проведения документальной ревизии может быть осуществлена инвентаризация, которая позволяет получить точную информацию о фактическом наличии материальных ценностей (имущества) организации и ориентировочную о состоянии и стоимости этих материальных

ценностей, а также о полноте отражения финансовых обязательств в учете на определенную дату.

Инвентаризация может быть проведена как лично членами инвентаризационной комиссии, создаваемой на проверяемом предприятии из числа его сотрудников, так и ревизорами. Участие в процессе инвентаризации ревизор помогает ему правильно оценить надежность системы бухгалтерского учета, действенность системы внутреннего контроля, а также выявить недостачу или излишки материальных ценностей. Для повышения точности инвентаризационных данных ревизор проводит проверку в двух направлениях: сверяет учетные данные с фактическим наличием товарно-материальных ценностей и фактические запасы товарно-материальных ценностей с данными учетных записей.

При проведении инвентаризации могут присутствовать сотрудники органа расследования, но они не должны вмешиваться в работу членов комиссии, давать им указания и т. п.

По результатам проведения инвентаризации составляется инвентаризационная опись в нескольких экземплярах, один из которых направляется в правоохранительный орган. Все экземпляры инвентаризационной описи считаются подлинными, сверяются и подписываются всеми членами комиссии и материально-ответственным лицом. По инициативе правоохранительных органов может быть назначена дополнительная или повторная инвентаризация. Основаниями для нее могут быть:

— значительные расхождения между данными инвентаризации и данными контрольной проверки (когда не делалась сплошная повторная проверка новым составом комиссии);

— отсутствие заинтересованных лиц при первичной инвентаризации (представителей правоохранительных органов, членов комиссии);

— обоснованные возражения материально ответственных лиц по процедуре снятия остатков и выведенному результату;

— выявление фактов злоупотреблений со стороны членов рабочей комиссии, ставших следствием подкупа, шантажа и т. п.;

— обнаружение несоответствия данных учета, повлекших искажения результатов.

Наряду с этим следователь, оперативный сотрудник должны произвести криминалистический анализ документов для выявления признаков интеллектуального или материального подлогов, повлекших внесение различных изменений в учетную документацию, и искажение содержащихся в ней первоначальных сведений .

При материальном подлоге возможно как полное изготовление учредительных, банковских документов, не соответствующих установленной форме, так и подделка, исправление отдельных частей подлинных документов (текста, подписи, печатей). Основным методом установления фиктивности документов является проверка учета движения товаров, продуктов, денежных

средств у поставщика и получателя. Утверждать, что проверяемые документы фиктивны, можно при обнаружении отсутствия учета товаров у поставщика и фактов неоприходования их получателем. Указанные приемы позволяют выявить признаки преступлений вне зависимости от способов их совершения и тщательности маскировки.

Как известно, ст.144 УПК РФ устанавливает общий срок проверки материалов о преступлении в целях решения вопроса о возбуждении уголовного дела — 3 суток, возможность его продления — 10 суток, а при необходимости, в случаях проведения документальных проверок, ревизий, не более 30 суток.

Порядок рассмотрения сообщений о преступлении, кроме Уголовнопроцессуального кодекса регламентируется Инструкцией об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета РФ

, Административным регламентов МВД РФ предоставления государственной услуги по приему, регистрации и разрешению в территориальных органах МВД РФ заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях, об административных правонарушениях и о происшествиях

Результаты анализа практики раскрытия и расследования преступлений в сфере нецелевого распределения и расходования бюджетных средств, показывают, что документальные проверки по расходованию бюджетных средств проводились во всех случаях, в том числе при выявлении таких фактов Счетной палатой, территориальными органами Росфиннадзора и ведомственными контрольно-ревизионными подразделениями. Однако в большинстве случаев проверки проводились формально. Это отмечается и в методических рекомендациях «Прокурорский надзор за исполнением законодательства о целевом использовании бюджетных средств» .

Анализ Актов документальных проверок, результаты которых явились основанием для возбуждения уголовных дел, свидетельствует, что срок проверок, продленных в связи с назначением ревизий, как правило, превышал 30 суток.

Следует отметить, что факты нецелевого расходования средств, выявленных при проверках, осуществляемых в соответствии с приказом Минфина России от 04.10.2007г. № 75н контрольно ревизионными подразделениями Росфиннадзора и ведомственными контрольными органами выявляются через довольно продолжительное время с момента их совершения. Проверка финансовой деятельности может быть проведена только по окончанию отчетного периода календарного года, в течение 45 дней. После этого материалы направляются в правоохранительные органы для принятия решения по существу, при этом следователь еще раз перепроверяет путем производства дополнительных проверок в рамках ст.144 УПК РФ. В конечном итоге, просуммировав сроки двух проверок и учитывая, что ревизия проводилась после совершения преступления в отчетном периоде как

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

минимум календарный год, плюс сроки предварительного расследования, получается, что на момент предъявления обвинения истекают сроки давности привлечения к уголовной ответственности.

Федеральным законом от 04 .03.2013г. № 23-ФЗ в ч.1 ст.144 УПК РФ, были внесены изменения, согласно которым, следователь при проверке сообщения о преступлении, руководитель следственного органа вправе получать объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, изымать их в порядке, установленном УПК РФ, назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта в разумный срок, производить осмотр места происшествия, документов, предметов, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, привлекать к участию в этих действиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий .

На наш взгляд, данная новелла законодательства, во-первых, позволит своевременно возбуждать уголовные дела данной категории, осуществлять в разумный срок их предварительное расследование и направление с обвинительным заключением в суд до истечения сроков давности уголовного преследования. Во-вторых, позволит в правоприменительной практике снять проблему о статусе доказательств на стадии возбуждения уголовного дела, которая была, предметом многолетней дискуссии многих ученых. С учетом нововведений на момент возбуждения уголовного дела следователь может иметь заключение эксперта, которое является одним из доказательств.

Резюмируя изложенное, необходимо отметить, что увеличение числа преступлений в сфере нецелевого расходования и распределения бюджетных средств, их латентный характер, юридическая сложность рассматриваемых составов преступлений обусловливает необходимость совершенствования методики выявления и расследования преступлений данной категории.

Список литературы

1. Анализ статистической информации о выявленных преступлениях и направленных уголовных дел в суд, по преступлениям, предусмотренным ст. 285.1 Уголовного кодекса Российской Федерации в Краснодарском крае. // ИЦ ГУ МВД России по Краснодарскому краю.

2.Журавлев С.Ю. Расследование экономических преступлений. М., 2005. С.312-313

3. О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17.01.1992 . №2202-1// Российская газета. N 39, 18.02.1992.

4.Об утверждении Положения о порядке взаимодействия контрольноревизионных органов Министерства финансов РФ с Генеральной прокуратурой РФ, Министерством внутренних дел РФ, Федеральной службой безопасности РФ при назначении и проведении ревизий (проверок): Приказ

Минфина России, МВД России, ФСБ России от 07.12.1999г. № 89н/1033/717// Справочная правовая система Консультант Плюс».2011.

5. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 07.09.2007г. № 75н //»Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой финансово — бюджетного надзора государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации при использовании средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности»Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 19 ноября 2007.№.47

6.Баширов Р.А.Баширова Н.В. Судебная бухгалтерия. Ростов-на-Дону.2004. С.103.

7. Частнов К.С. Уголовно-процессуальные и криминалистические аспекты досудебного производства по уголовным делам, связанных с нецелевым расходованием бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов. М., 2010. С.95

9. Приказ МВД России от 1 марта 2012г. № 140// Информационноправовой порта «Гарант» http://base.garant.ru/5224433/

10. Прокурорский надзор за исполнением законодательства о целевом

использовании бюджетных средств: Методические рекомендации/ Под

ред.М.В. Рубцовой. Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации.- М., 2009. С.9-12

11. О внесении изменений в ст.62 и 303 Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации: Федеральный закон от 04.03.2013г. № 23-ФЗ // СЗРФ. N 9.2013г. Ст. 875.

Г.А. Буякова, адъюнкт кафедры криминалистики, тел. + 7(967)652-40-45, E-mail:galinbuyakov@yandex.ru (Россия, Краснодар, КрУ МВД РФ)

ESPECIALLY IN THE AREA OF CRIME DETECTION AND IMPROPER DISTRIDUTION OF BUDGET FUNDS G. A. Buyakova