Распределение обязанностей на работе

Определение понятие работника и работодателя. Законодательное урегулирование вопроса

Работодатель и работник относятся к субъектам трудового права. Стороны трудовых отношений должны иметь правоспособность, дееспособность по исполнению прав и обязанностей, а также нести ответственность за действия.

Работодатели дополнительно должны обладать достаточной степенью компетенции – законодательно закрепленными правами нанимать работников и обеспечивать условия для реализации обязательств по трудовому договору. На законодательном уровне описание и характеристики участников трудовых отношений закреплены в ст. 20 ТК РФ.

Получить статус работника имеют право:

  • Физические лица, граждане РФ.
  • Иностранные подданные и апатриды (лица без гражданства), имеющие законные права пребывания в стране.

Для получения статуса работодателя необходимо иметь дееспособность – способность самостоятельно работать и исполнять обязанности, соответствующие должности.

К работодателям относятся:

  1. Юридические лица, зарегистрированные и включенные в ЕГРЮЛ.
  2. Физические лица, ведущие деятельность в качестве ИП.
  3. Граждане, признанные недееспособными, но имеющие самостоятельный доход, нанимающие лица для ведения хозяйства.
  4. Иные лица, наделенные правами заключать трудовые договора (например, представительства, не имеющие статуса организации с самостоятельным балансом).

Возникновение статусов работника и работодателя происходит после заключения трудового договора и заканчивается с его прекращением. В ряде случаев права и обязанности продолжают действовать после расторжения договора. Например, если больничный лист работника открыт в течение 30 календарных дней после его увольнения, бывший работодатель производит выплаты.

Основные права работника

Права и обязанности работников установлены в ст. 21 ТК РФ. Лица, нанимаемые на работу, имеют право участвовать в обсуждении условий трудовых договоров, выступать полноценными участниками соглашений, расторгать их по собственной инициативе.

В ходе реализации трудовых отношений у работника возникает право:

  • Получить работу, указанную в трудовом договоре и место, соответствующее нормам охраны труда и специальной оценке.
  • Получать вознаграждение за исполнение обязанностей в размере, указанном в соглашении, приказе и иных внутренних документах.
  • Иметь оплаченный работодателем отдых (отпуск), количество и оплата которого устанавливается ТК РФ. Работодатель может улучшить условия предоставления отпуска (выплатить дополнительное вознаграждение, увеличить число дней отдыха), но ухудшение условий не допускается.
  • Вступать в профсоюзные организации, отстаивающие права и участвовать в заключении коллективных договоров.
  • Получать социальное страхование, гарантированное законодательством и оплачиваемое предприятием.

При нарушении прав работник имеет право на разрешение споров и получение компенсации простоя или моральное вреда. Урегулирование спорных вопросов, возникающих между работниками и работодателями производятся на нескольких уровнях. На первоначальном этапе спорные вопросы решают постоянно действующие или временные трудовые комиссии, созданные на предприятии.

Если вопрос не может быть разрешен на местном уровне, привлекаются Трудовые Инспекции и судебные органы. При наличии доказательств нарушения прав работника вопрос решается в его пользу.

Работодатели могут предъявлять требования только через судебные органы.

Обязанности работодателя

Назначение обязанностей работодателя сводится к обеспечению нормальных условий труда работников, закрепленных законодательством.

Работодатель несет обязанности:

  1. Предоставлять работу, оговоренную договором, рабочее место и оплату труда согласно нормам трудовых соглашений и законодательства.
  2. Соблюдать сроки выплат вознаграждений.
  3. Обеспечить социальные гарантии и страхование.
  4. Создавать условия труда, соответствующие нормам безопасности и оценки рабочего места. Работникам должны быть обеспечены бытовые условия, необходимые при исполнении обязанностей.
  5. Предоставлять работникам информацию, касающуюся условий труда и их изменений и знакомить под роспись с документами внутреннего оборота.

При нарушении обязанностей работодатель должен компенсировать материальный и моральный вред, нанесенный работнику. Например, если работодатель задерживает выдачу трудовой книжки работнику в день увольнения, ему придется восстановить лицо, выплатить ему вознаграждение в виде среднего заработка. Если работник докажет о моральных переживаниях и утрате возможности трудоустройства, дополнительно назначается компенсация нанесенного морального вреда.

Особенности трудовых отношений несовершеннолетнего работника

Определение возраста, по достижении которого лица могут вступать в трудовые отношения, дано в ст. 63 ТК РФ. Трудовая правоспособность возникает у работников после достижения им 16-ти лет. Если физическое лицо продолжает получать образование и достигло 15-тилетнего возраста, с ним может быть заключен договор с гибкими условиями.

Дополнительные условия трудоустройства лиц, продолжающих учебу:

  • В трудовом соглашении должно учитываться время, свободное от обучения.
  • В состав документов входит документ о продолжении обучения и режиме времени, свободном от учебы.

При согласии родителей или опекунов лицо может трудоустраиваться, начиная с 14-ти лет. Для заключения соглашения необходимо иметь письменное согласие одного из родителей и органов опеки. В области, связанной с творчеством, допускается трудоустройство и в более раннем возрасте. При отсутствии разрешения трудовой договор не заключается.

Особые требования к приему на работу несовершеннолетних:

  • Испытательный срок при трудоустройстве не устанавливается (ст. 70 ТК РФ).
  • Договор о полной материальной ответственности с несовершеннолетним не заключается.
  • В отношении лица не могут применяться вредные или особые условия и профессии по перечню, утвержденному Правительством.
  • При трудоустройстве лица, не достигшего 18-ти лет, обязательным условием является прохождение медосмотра (ст. 69 ТК РФ).

Несовершеннолетние граждане имеют право на сокращенный рабочий день и предоставление отпуска в любое удобное время и дополнительные 3 дня оплаченного отдыха.

Сводная таблица «Права и обязанности работника и работодателя»

Нюансы трудового взаимодействия в различных сферах деятельности

Медицинско-фармацевтической

Работники в медицинско-фармацевтической сфере имеют права, установленные законодательством в отношении других специальностей и должностей. Лица имеют право получить работу в оговоренном объеме и за указанное в договоре вознаграждение, иметь нормальные условия труда и социальные гарантии.

В дополнение к перечню прав работники получают возможность:

  • Регулярно повышать и подтверждать квалификацию.
  • Создавать некоммерческий профессиональные содружества.
  • Производить страхование рисков.

Работники обязаны оказывать медицинскую помощь, соблюдать врачебную тайну, совершенствовать навыки.

Педагогической

Права и обязанности работников педагогической сферы установлены в должностных инструкциях. Педагоги имеют право на получение дополнительных дней отпуска и выплаты, зависящие от наработанного стажа.

Льготы работников устанавливаются ведомственными законами и подзаконными актами.

Лица, ведущие деятельность в образовательных и дошкольных учреждениях, обязаны регулярно проходить медосмотры. Дополнительно работники должны подтверждать соответствие имеющейся квалификации каждые 5 лет и следовать кодексу педагогической этики. За негуманное (жестокое) обращение с учащимися педагогов могут уволить или привлечь к уголовной ответственности.

Инженерной

Проведение работ в инженерной сфере контролируется законодательством. Ведение деятельности, влияющей на безопасность граждан, должно проводится в соответствии со установленными стандартами. Контролю подвергаются изыскания, проектирование, строительство и прочие сферы.

Лица, ведущие инженерную деятельность на предприятиях, имеющих допуски к проведению работ, должны регулярно проходить переподготовку и подтверждение квалификации. Периодичность зависит от категории должности.

Социальной

Сфера социального обслуживания – особая область, требующая обладания навыками в педагогике и психологии. Права и обязанности работников изложены в служебных и должностных инструкциях. Особые требования к квалификации отсутствуют. Условиями профессиональной пригодности служат личные качества и умение взаимодействовать с другими личностями.

Бухгалтерской

Работники бухгалтерской сферы должны иметь специальное образование. Для руководящих работников (главных бухгалтеров и их заместителей) имеются специальные требования по наличию высшего профильного образования. Лица, имеющие аттестаты профессиональных главных бухгалтеров, обязаны ежегодно повышать квалификацию.

Права работников установлены в ТК РФ и не отличаются от условий труда других профессий.

В охране труда и т.д.

Охрана труда – сфера, которой уделяется значительное внимание. Законодательством разработаны требования по проведению инструктажа на рабочем месте, оценки условий труда и иных мероприятий, направленных на безопасность лиц.

Лица, отвечающие за охрану труда, должны пройти специальное обучение в учебном центре и подтвердить знания с получением удостоверения. Допускается прохождение обучения руководителем с последующей передачей знаний работнику, отвечающему за охрану труда на предприятии. При наличии работ с вредными условиями труда обучение сотрудника, ведущего охрану труда, проводится исключительно в учебных центрах.

Обязанности работодателя в сфере охраны труда изложены в следующем видеоматериале.
Часть 1:

Часть 2:

Часть 3:

Определение понятий

Трудовой кодекс Российской Федерации (Статья 20) предлагает следующие определения основных понятий:

  1. Работник (сотрудник) – это физическое лицо, которое находится в трудовых отношениях с работодателем, выполняя свои функции, ради которых он был нанят.
  2. Работодатель – это юридическое лицо (предприятие) или физическое лицо (индивидуальный предприниматель), которое принимает на работу сотрудника и находится с ним в трудовых отношениях.

Законодательство обозначает не обязательным, но желательным условием трудоустройства государственную регистрацию работодателя для регулирования труда, но даже без неё, если наниматель не зарегистрирован официально, этот факт не освобождает его от исполнения своих обязанностей по отношению к наёмному работнику.

Так, неофициальный наём возможен в целях личного обслуживания или ведения домашнего хозяйства, но даже в этом случае рекомендуется заключить контракт и оформить его по всем правилам. Это может понадобиться в случае возникновения споров, если их будет невозможно решить мирным путём.

Права и обязанности работника и работодателя по трудовому кодексу РФ

Поскольку работодатель и работник являются неотъемлемыми субъектами единого трудового процесса, права одной стороны отображают обязанности другой стороны.

Таблица ниже кратко демонстрирует такую зависимость между обязанностями сотрудника и правами его нанимателя:

Сфера применения Обязанности работника Права работодателя
Трудовой контракт Тщательное исполнение своих функций, описанных в этом документе Ожидание выполнения всех пунктов этого документа в полном объёме
Организация рабочего процесса Неукоснительное соблюдение внутреннего распорядка предприятия Требование соблюдения оформленного графика работы
Внимательное соблюдение трудовой дисциплины Сообщение всех правил поведения и работы и ожидание их неукоснительного выполнения
Выполнение установленных норм в полном объёме Установка норм в виде должностной инструкции. Вынесение устных и письменных замечаний в случае ненадлежащего исполнения обязанностей
Обеспечение безопасности своего труда Указание на необходимость соблюдения правил в области охраны труда
Бережное отношение к имуществу работодателя, которым он пользуется во время работы При передаче оборудования и оснащения сотруднику получение их после его увольнения в том же состоянии, в каком оно было передано в момент его трудоустройства
Незамедлительное информирование руководства о возникновении ситуаций, которые могут представлять угрозу для жизни и здоровья лиц, находящихся на работе, а также для имущества Получение информации о возможных проблемах и угрозах, своевременное реагирование на них

Права работника являются следствием обязанностей его работодателя. Данная связь представлена в таблице ниже:

Сфера применения Право сотрудника Обязанность работодателя
Трудовой договор Заключать данный документ при трудоустройстве, хранить у себя один экземпляр с подписью руководства и печатью предприятия Оформить его в первые дни работы нового сотрудника, подписать надлежащим образом оба экземпляра, один из них хранить в личном деле в отделе кадров, а другой – передать на руки сотруднику
Трудовая книжка Получить надлежащую отметку о трудоустройстве, оформленную по всем правилам, через пять дней с момента подписания трудового договора Если это первый опыт работника в трудоустройстве, оформить трудовую книжку с нуля, в случае же её существования поставить отметку о приёме на работу, подтвердив её подписью и печатью
Заработная плата Получать заработную плату два раза в месяц (в виде аванса и основной части) строго в оговоренные дни, без задержек, в полном объёме в соответствии с окладом Организовывать выплаты своевременно, официально, включая в них надлежащие налоги
Рабочее место В течение рабочего дня находиться в удобном пространстве, оборудованном всем необходимым Поддерживать всё оснащение на должном уровне и при необходимости пополнять запасы
Режим труда и отдыха Не заниматься работой в выходные и праздничные дни, а при необходимости посещать рабочее место и в этот период, получая денежную компенсацию Стараться избегать привлечения сотрудников в выходные и праздники и только при острой необходимости вызывать их на работу официальным приказом с обязательной последующей оплатой их выхода
Ежегодный отпуск Выходить на ежегодный оплачиваемый отпуск или целиком, или частями. При нежелании отдыхать, получать денежную компенсацию за «неотгулянные» дни при увольнении Обеспечивать такую возможность, не препятствуя, даже если на отдых собирается очень ценный сотрудник
Оплачиваемый больничный Освобождаться от работы при болезни своей или близкого родственника, за которым нужен неотлучный уход Оплачивать вынужденные дни пропуска, не отказывать в них
Курение на работе Возможность предаваться этой вредной привычке в специально отведённых местах Снабжать сотрудников специальными местами, оборудовать их необходимыми элементами и указательными знаками
Увольнение Покинуть предприятие в любой день по собственному желанию, уведомив руководство в письменном виде за 2 недели до запланированной даты Не препятствовать уходу, передать увольняющемуся сотруднику его трудовую книжку с необходимой записью и все денежные выплаты, охватывающие заработок и компенсацию за отпуск, если он не был использован

При испытательном сроке

Статья 70 ТК РФ (ч. 3) утверждает, что сотрудник, проходящий на предприятии испытательный срок, обладает теми же правами и должностными обязанности, что и лица, работающие здесь же на постоянной основе. Однако нужно знать следующие нюансы.

Заработная плата

Руководство многих организаций при приёме нового сотрудника на испытательном сроке устанавливает ему заработок, чья сумма меньше той, которая полагается для этой должности в соответствии со штатным расписанием. Это означает ущемление прав сотрудника.

Добровольное медицинское страхование

Коллективный договор предприятия может предусматривать льготы и прочие преимущества для сотрудников, в том числе и ДМС. Если испытательный срок совпадает с указанным периодом, значит, сотрудник пока не может рассчитывать на них.

Испытуемый сотрудник может рассчитывать на эти же гарантии с первых дней своего трудоустройства, если только внутренние акты предприятия не подразумевают определённую продолжительность работы в организации перед тем, как все эти льготы станут доступными.

Облегчённое и ускоренное расторжение трудового договора

Если сотрудник высказывает желание покинуть предприятие, не дождавшись завершения испытания, он не обязан отрабатывать две недели с момента подачи надлежащего заявления, а может уйти в день его передачи руководству.

С другой стороны, если наниматель уже получил представление о неспособности своего нового сотрудника выполнять обязанности надлежащим образом, он имеет право на досрочное расторжение трудового контракта до завершения испытания, уведомив об этом за три дня.

Последствия нарушений норм в сфере труда

Работник и работодатель, нарушив свои обязанности, несут ответственность разного вида.

Так, следующие последствия ожидают сотрудника при его отказе выполнять свои функции:

  1. Дисциплинарная ответственность. За проступком следует одно из трёх дисциплинарных взысканий в зависимости от степени его тяжести:
    • устное замечание;
    • выговор (с занесением в трудовую книжку или без оного);
    • увольнение (такая мера не страшна беременным женщинам, поскольку трудовое законодательство с особенной силой защищает их интересы).
  2. Материальная ответственность. Если из-за проступка работника причиняется вред имуществу работодателя, тот уполномочен взыскать с него ущерб в сумме, необходимой для его компенсации (для ремонта или покупки нового оборудования взамен повреждённому).
  3. Административная ответственность. Этот вид применим только в контексте иностранных граждан, нелегально осуществляющих трудовую деятельность на территории Российской Федерации.

Ответственность следующих видов ожидает работодателя в случае его нарушения трудового законодательства и своих обязанностей по отношению к наёмным работникам:

  1. Материальная ответственность. Денежная компенсация следует на нарушениями такого порядка:
    • причинение морального вреда, т.е. нравственных страданий;
    • несвоевременная выдача трудовой книжки при увольнении;
    • неправильный расчёт отпускных, заработной платы, пособия при сокращении;
    • незаконное отстранение от работы, в результате чего работник не мог выполнять свои функции и потерял причитающийся ему заработок.
  2. Административная ответственность. Здесь предполагается наложение штрафов при грубом нарушении трудового законодательства.
  3. Уголовная ответственность. Дискриминация со стороны работодателя считается уголовным, а не административным нарушением, равно как и несоблюдение правил безопасности, что повлекло за собой травмы или смерть работника.

Итак, законодательство Российской Федерации обеспечивает одинаковую защиту обеим сторонам трудовых отношений. Каждый человек, независимо от занимаемого положения, должен выполнять свои обязанности и защищать свои права, и тогда появляется возможность бесконфликтно и успешно работать.

В случаях острого нарушения следует обратиться за помощью к вышестоящим органам, например, в Трудовую инспекцию, прокуратуру или суд.

На всех документах, которые будет подписывать зам, должны быть указаны должность («заместитель руководителя» («заместитель главного бухгалтера»)), его фамилия, инициалы имени и отчества и подпись.Если в этот период заместитель что-то натворит, то именно он будет нести дисциплинарную (Статья 192 ТК РФ), материальную (Статьи 232, 243, 277 ТК РФ), административную (Статья 2.1 КоАП РФ) и даже уголовную ответственность (Статья 24 УК РФ).Руководителям организации, их штатным заместителям, а также руководителям структурных подразделений, как правило, доплату за время замещения не выплачивают. На чем основана такая практика, нам разъяснили в Минздравсоцразвития России.

Замещение временно отсутствующего работника(2018г)

Проблемным является вопрос о необходимости оформления работника на основную работу, принятого по совместительству, если он уволился с основного места работы. Трудовое законодательство прямо не регулирует данную ситуацию, однако на практике при отсутствии конкретного волеизъявления сторон об изменении или прекращении положений договора о работе по совместительству увольнение работника с основного места работы не оказывает никакого влияния на работу по совместительству.

Судебная практика3. С 01.01.2007 В. состоит в трудовых отношениях с ООО по совместительству. В соответствии с трудовым договором ему установлены ненормированный рабочий день, свободный график и режим рабочего дня.

С декабря 2008 г. работодатель перестал выплачивать заработную плату, но он продолжал выполнять свою трудовую функцию. 31.03.2011 В. подал заявление об увольнении с 04.04.2011.

Иногда такой способ более оптимален, чем перераспределение обязанностей. Однако руководители идут на него крайне неохотно. Все дело в финансах.

Вновь нанятому служащему придется платить весь оклад, в то время как со штатного сотрудника и половины бывает достаточно. Получается серьезная экономия фондов. Есть еще такой нюанс, как введение в курс дела. Новый человек незнаком с тонкостями производства. Следовательно, его работа будет хромать и подводить других. Временное возложение обязанностей можно проводить на срок до одного года или до выхода основного работника. В случае перевода, за человеком сохраняется место службы.
Работодатель при назначении вида оплаты за замещение работника, пребывающего на больничном, руководствуется коллективным договором. Когда подобные положения в нем отсутствуют, выбор оплаты – компетенция руководителя. Топ 4 наиболее популярных вопросов Вопрос 1. Как определяется последний рабочий день временного сотрудника, когда у основного закончился декрет, и он выходит на работу? Ответ. Днем увольнения временного работника и, соответственно его последним днем работы в данной фирме, считается день, который предшествует дню выхода основного работника. Вопрос 2. Следует ли работодателю предупреждать заранее временного работника, замещающего декретницу, о дате его увольнения? Ответ. Как правило, предупреждение должно поступить за три рабочих дня. Но в данном случае все условия увольнения прописаны в срочном договоре, и дополнительное предупреждение о сроке его окончания не понадобится.

Перераспределение обязанностей между сотрудниками

Периодическое перераспределение обязанностей между сотрудниками требуется по многим причинам. Например, для предотвращения злоупотреблений со стороны работников или в целях увеличения эффективности внутреннего контроля. Мероприятие также проводится, когда те или иные специалисты уходят в отпуск. В это время их должностные обязанности часто перекладываются на других.

Как перераспределение обязанностей между сотрудниками влияет на продуктивность работы организации лучше всего рассмотреть на примере бухгалтеров. Переназначать сотрудников бухгалтерских отделов есть смысл по участкам учёта, которые эквивалентны между собой, если взять за основу оплату трудовой деятельности. Недостатком квалификации допускается пренебречь.

Объясняется это современными требованиями, которые выдвигают работодатели к бухгалтерам, когда принимают на работу. К тому же перераспределяемым сотрудникам должна оказываться квалифицированная помощь внутренних аудиторов. Правда, последние отсутствуют во многих компаниях, но это совсем другой вопрос.

На предприятиях РФ большой популярностью пользуется предметная структура организации работы бухотделов. Заключается она в следующем. Отдельные группы специалистов занимаются обслуживанием конкретных участков хозяйственного учёта. При таком подходе возможны 2 проблемы – злоупотребления и технические ошибки, допускаемые в связи с монотонностью служебных обязанностей.

Если компания регулярно не проверяет, как работают бухгалтеры, риск несвоевременного выявления недочётов возрастает на порядок. Более того, существует вероятность, что ошибки не обнаружатся вовсе. Как результат – искажение данных бухгалтерской отчётности. В ходе перераспределения обязанностей между сотрудниками этого удаётся почти избежать. Достигаются следующие позитивные изменения:

  • Уменьшение длительных должностных злоупотреблений.
  • Взаимоконтроль сотрудников.
  • Существенное увеличение производительности труда.
  • Более продуктивное использование бухгалтерского отдела.

Последний пункт стоит рассмотреть подробнее. Когда бухгалтерам поручаются разные участки учёта, специалисты сохраняют квалификацию. Речь идёт об уровне подготовки, полученном до приёма на работу в конкретную компанию. Переподготавливая сотрудников для исполнения новых должностных обязанностей, появляется возможность сделать их взаимозаменяемыми. Отсюда более продуктивное использование бухотдела.

Порядок перераспределения обязанностей между сотрудниками

Для понимания перераспределения обязанностей между сотрудниками возьмём период отпусков. Временное возложение должностных обязанностей отсутствующих специалистов происходит только с письменного согласия работников, которым хотят поручить дополнительную работу. Для этого руководство предприятия обязано издать соответствующее официальное распоряжение.

Обратите внимание! Пока не издан приказ о перераспределении обязанностей между сотрудниками, перекладывать дополнительную работу на иного специалиста запрещено. После принятия распоряжения вносить изменения в должностную инструкцию не надо.

Выполняя перераспределение обязанностей между сотрудниками, следует учитывать квалификацию, стаж, образование и профессию. Как вариант, когда в отпуск уходит генеральный директор, функции руководителя принимает на себя заместитель или главбух. Рядовые работники не привлекаются.

Часто работодатели возлагают на сотрудников дополнительные обязанности по предварительной устной договорённости. Этим они избавляются от бюрократической волокиты. В частности, не надо оформлять документацию о факте замещения работника на период отпуска. Если возникнет спорная ситуация, устная договорённость оставляет сотрудника практически беззащитным. Поскольку документы не оформляются и не меняются должностные инструкции, зарплата не повышается. Когда подойдёт время выплаты, работодатель может «забыть» о положенных надбавках.

Обычно издаваемый руководством предприятия приказ о перераспределении обязанностей между сотрудниками включает следующую информацию:

  • Наименование организации.
  • Дата и номер.
  • Название документа.
  • Обоснование приказа.
  • Перечисление указаний.
  • Должность, ФИО и подпись ответственного лица.
  • Список сотрудников для ознакомления с приказом.

22. Полномочия и ответственность в системе менеджмента.

Одной из основных функций управления является функция организации, которая заключается в установлении постоянных и временных взаимоотношений между всеми подразделениями, рабочими местами и работниками и координации их действий. Организация как процесс представляет собой функцию, суть которой состоит в систематической координации множества задач и формальных взаимоотношений людей, их выполняющих. Функцию организации можно рассмотреть в 2-х аспектах: — как формирование организационной структуры — как установление взаимоотношений между членами организации в рамках ее структуры Основное средство установления производственных отношений – процесс делегирования полномочий. Это процесс объективный и вынужденный. Делегирование полномочий означает передачу задач и конкретных полномочий определенному лицу, которое принимает на себя обязательство их решения вовремя и качественно. Вместе с задачами руководитель вынужден делегировать и соответствующие полномочия. Полномочия – это ограниченное право распоряжаться конкретными ресурсами организации для выполнения задач и в то же время это возможность определять действия или функции конкретных работников. Организационные полномочия имеют внутренние и внешне ограничения. Пределы полномочий внутри организации определяются организационными нормативами (правилами, положениями и т.д.), а так же корпоративной культурой. Внешние ограничения содержатся в различных законодательных актах и формируются традициями, обычаями и социально-культурными стереотипами общества. Полномочия в организации связаны с должностью, а не с конкретным человеком, занимающим ее в данный момент. Сама сущность делегирования предполагает передачу задач и полномочий от высших уровней руководства к низшим. Делегирование задач и полномочий ставит другую проблему – определения и распределения ответственности. Ответственность – это обязательство работника выполнять все работы и решать конкретные задачи, присущие конкретной занимаемой должности и отвечать за результаты своей деятельности. Ответственность определяет конституция и гражданский кодекс. Существует ответственность исполнителя и руководителя. Ответственность исполнителя — это обязательство работника исполнять все делегированные ему задачи и отвечать за результаты труда. Ответственность руководителя – это обязательство его отвечать за решение задач и результаты труда всех подчиненных ему работников. Ответственность, в отличие от полномочий, не делегируется. Надо различать полномочия и власть. Полномочия – это ограниченное право использовать необходимые ресурсы. Власть — это реальная возможность использовать ресурсы организации и действовать. Можно обладать полномочиями и не иметь власти, а можно обладать властью и не иметь полномочий. Существуют функциональные полномочия и параллельные полномочия.

ФП — это право руководителя самостоятельно принимать решения, но в пределах определенных функций и в пределах вида деятельности. ПП — это полномочия, которые реализуются аппаратом организации высших уровней государственной власти, например федеральным собранием.

11 сентября 2017 г.НовостьКонтакты для прессы: pr@lp.ru

Кирилл Коршунов

Юрист АБ «Линия права»

Основной вопрос: Вправе ли налоговый орган проводить проверку процедуры назначения генерального директора при решении вопроса о государственной регистрации смены руководителя общества? Можно ли зарегистрировать в ЕГРЮЛ в качестве руководителя общества «массового директора»? Кто должен подписывать заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ – старый или новый директор?

Решение: Заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ подписывает новый руководитель. Однако участники общества вправе поручить регистрацию изменений старому генеральному директору. Налоговый орган не вправе оценивать решения и действия органов управления обществом, поэтому отказ в регистрации «массового директора» является неправомерным. Наряду с этим некоторые суды приходят к выводу, что налоговый орган вправе отказывать в регистрации смены генерального директора, если нарушена процедура его избрания.

Лицо, указанное в ЕГРЮЛ в качестве генерального директора общества, получает доступ к руководству хозяйственной деятельностью общества. Не секрет, что можно сколько угодно долго объяснять банку, в котором у общества открыт счет, про то, что решением общего собрания участников общества прежний генеральный директор был отстранен от исполнения своих обязанностей, данные о новом руководителе в ЕГРЮЛ пока не внесены, а деньги со счета снять нужно прямо сейчас. Чаще всего банки отказываются проводить какие-либо операции на основании поручения нового директора, пока сведения о нем не будут внесены в ЕГРЮЛ.

Внесение в ЕГРЮЛ сведений о лице, имеющем право действовать от имени общества без доверенности, преследует в том числе и цель снижения транзакционных издержек на поиск информации об уполномоченном лице. Учитывая презумпцию достоверности ЕГРЮЛ, установленную в пункте 4 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон о государственной регистрации), достаточно заглянуть в выписку из ЕГРЮЛ, чтобы понять, действительно ли лицо, представившееся руководителем общества, является таковым.

Поэтому одним из неотъемлемых атрибутов корпоративного конфликта является борьба за утверждение лояльного генерального директора. Неожиданная для некоторых участников общества смена руководителя также является распространенным явлением при рейдерском захвате предприятия. Налоговый орган стремится защитить участников общества от таких радикальных способов «смены власти» в обществе и, заподозрив наличие корпоративного конфликта, иногда отказывает в регистрации смены генерального директора. В таком случае цель захватчиков не достигается – в ЕГРЮЛ по-прежнему указан прошлый законный руководитель. Однако суды приходят к выводу, что такая забота о правах участников общества не входит в полномочия регистрирующего органа.

Чтобы проконтролировать законность отказа в государственной регистрации смены генерального директора, необходимо учитывать отношение судов к наиболее типичным основаниям, по которым регистрирующий орган отказывает в государственной регистрации.

Неправильное заполнение заявления о государственной регистрации

Одним из самых важных документов для проведения государственной регистрации изменений сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, является заявление о государственной регистрации изменений (подпункт «а» пункта 1 статьи 17 Закона о государственной регистрации). При заполнении данного документа нельзя пройти мимо Приказа ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25, которым утверждены требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган. В приложении № 20 к данному Приказу на 26 листах изложены требования к заполнению заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ.

Согласно подпункту «а» пункта 1 статьи 17 Закона о государственной регистрации для государственной регистрации изменений сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, предоставляется заявление по форме, утвержденной упомянутым Приказом ФНС России. Исходя из этого, зачастую регистрирующий орган отказывает в регистрации смены генерального директора в связи с неправильным заполнением заявления.

Так, в одном из дел налоговый орган в качестве одной из причин отказа в государственной регистрации смены руководителя общества указал на опечатки, допущенные в заявлении о государственной регистрации изменений – у новоизбранного директора было неправильно написано отчество (постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2017 по делу № А12-61041/2016).

В другом деле заявитель заполнил не те листы заявления о государственной регистрации. Суд пришел к выводу, что регистрирующий орган обоснованно отказал в государственной регистрации смены генерального директора (постановление ФАС Северо-Западного округа от 15.08.2006 по делу № А56-30838/2005).

Бывали случаи, когда в регистрации изменений отказывали из-за того, что заявитель неправильно сократил наименования адресных объектов (постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2014 по делу № А54-4991/2013).

Нарушения могут носить самый разнообразный характер. Поэтому некоторые окружные суды, учитывая типичность ситуаций, издают обобщения практики, посвященные отдельным вопросам по спорам, связанным с ведением ЕГРЮЛ. Одним из таких судов является ФАС Московского округа, который по результатам обобщения судебной практики Федерального арбитражного суда Московского округа по спорам, связанным с ведением ЕГРЮЛ, принял справку от 27.04.2012 № 12. В пункте 9 данной справки разъяснено, что ошибки, допущенные при заполнении заявления о государственной регистрации изменений сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, являются достаточным основанием для отказа в государственной регистрации. По мнению Президиума ФАС Московского округа, нарушения, допущенные при оформлении заявления о государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, относятся к нарушениям формы заявления. В связи с этим такие заявления следует считать неподанными.

Аналогичная правовая позиция изложена в пункте 4 «Обобщения судебной практики применения Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”».

Однако стоит отметить, что не все суды согласны с таким категоричным выводом, что любое нарушение при оформлении заявления о государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице автоматически является основанием для отказа в государственной регистрации изменений.

Так, в другом деле заявитель также заполнил не те листы заявления о государственной регистрации изменений сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ. Однако суд проанализировал допущенные нарушения и пришел к выводу, что регистрирующий орган обладал всей необходимой информацией, чтобы зарегистрировать нужные изменения. Ошибочное включение в заявление о государственной регистрации юридического лица дополнительных сведений не может являться основанием для отказа в государственной регистрации (постановление ФАС Поволжского округа от 22.05.2014 по делу № А65-21960/2013).

Схожее мнение высказал и ФАС Центрального округа, который в постановлении от 24.07.2014 по делу № 54-4991/2013 указал, что сам по себе факт существования недочетов в оформлении заявления при наличии иных сведений, необходимых для осуществления регистрации, не может рассматриваться как непредставление соответствующего заявления по форме, утвержденной регистрирующим органом. С такой позицией стоит согласиться. В противном случае правильность заполнения заявления становится самостоятельной целью и ведет исключительно к правовому пуризму, не имеющему рационального обоснования.

Чтобы минимизировать риск отказа в регистрации смены генерального директора по причине неправильного заполнения документов, для заполнения заявления о государственной регистрации можно воспользоваться «Программой подготовки документов для государственной регистрации», доступной для скачивания на сайте ФНС России. Данная программа поможет заполнить заявление о государственной регистрации изменений сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, в соответствии с требованиями, установленными Приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25.

Подписание заявления о государственной регистрации изменений неуполномоченным лицом

Помимо того что заявление о государственной регистрации должно соответствовать утвержденной форме, в подпункте «а» пункта 1 статьи 17 Закона о государственной регистрации содержится требование о необходимости подписания заявления уполномоченным лицом. В связи с этим у многих возникает вопрос: уполномоченным будет являться старый или новый директор?

О распространенности данной проблемы свидетельствует следующий факт. Если в поисковой системе «Яндекс» начать набирать фразу «Кто подписывает заявление…», то самым популярным продолжением запроса будет: «… о смене директора старый или новый директор?». Аналогичная ситуация произойдет, если начать набирать такой же запрос в поисковой системе Google.

Не смотря на то что раньше данный вопрос действительно относился к числу дискуссионных, сейчас он решен однозначно – заявление о государственной регистрации смены генерального директора подписывает новый генеральный директор.

Большое количество отказов по основанию подписания заявления неуполномоченным лицом базировалось на письме ФНС России от 26.10.2004 № 09-0-10/4223, в котором говорилось, что заявление о государственной регистрации должно быть подписано лицом, данные о котором как о руководителе содержатся в ЕГРЮЛ. Новый директор не вправе подписывать заявление о государственной регистрации смены руководителя общества.

В качестве обоснования такой позиции налоговый орган приводит следующие аргументы. Лицом, уполномоченным действовать от имени юридического лица без доверенности, является единоличный исполнительный орган данного юридического лица. В силу пункта 4 статьи 5 Закона о регистрации данные, содержащиеся в ЕГРЮЛ, считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений. В случае если к заявлению не приложена доверенность, такое заявление должно быть подписано лицом, информация о котором как о руководителе содержится в ЕГРЮЛ на момент подачи заявления.

Необходимость подачи заявления о государственной регистрации смены руководителя организации старым руководителем обосновывалась участившимися случаями «захвата» фирм, когда заявление о смене генерального директора подавали захватчики. Кроме того, такая позиция позволяет снизить количество фирм-однодневок, в которых в качестве учредителей, руководителя юридического лица указаны подставные лица.

С одной стороны, действительно, любое лицо может сфальсифицировать решение общего собрания участников общества, подписать заявление о государственной регистрации изменений и сменить руководителя организации. О последствиях такой «смены власти» можно не упоминать.

Однако упомянутая позиция ФНС России не учитывает, что государственная регистрация сведений о юридическом лице носит уведомительный характер. Директор становится директором не потому, что это разрешил налоговый орган, а потому, что его избрали в качестве такового участники общества.

Кроме того, такая позиция противоречит пункту 3 статьи 91 ГК РФ, согласно которой вопрос об образовании единоличного исполнительного органа и досрочном прекращении его полномочий относится к исключительной компетенции общего собрания участников. По мнению ФНС России, такое решение должно еще пройти одобрение регистрирующего органа.

На несоответствие позиции, изложенной в письме ФНС России от 26.10.2004 № 09-0-10/4223, ГК РФ и Федеральному закону от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее – Закон об ООО) указал Президиум ВАС РФ в Постановлении от 14.02.2016 № 12580/05. Согласно правовой позиции, изложенной в данном Постановлении, закон не связывает возникновение либо прекращение полномочий единоличного исполнительного органа с фактом внесения в государственный реестр таких сведений. Поэтому с момента прекращения компетентным органом управления полномочий единоличного исполнительного органа лицо, чьи полномочия как руководителя организации прекращены, по смыслу пункта 3 статьи 40 Закона об ООО не вправе без доверенности действовать от имени общества, в том числе подписывать заявление о внесении в государственный реестр сведений о новом единоличном исполнительном органе.

Исходя из этого, налоговый орган не только неправомерно отказывал в регистрации смены генерального директора на основании заявления, поступившего от нового директора, но и неправомерно считал, что лишенный полномочий директор еще вправе принимать какие-либо значимые решения. В дальнейшем решением ВАС РФ от 29.05.2006 № 2817/06 письмо ФНС России от 26.10.2004 № 09-0-10/4223 было признано недействующим.

Тем не менее даже после признания такого подхода незаконным регистрирующие органы иногда продолжают отказывать в регистрации по данному основанию. С учетом мнения Президиума ВАС РФ неудивительно, что суды признают такие отказы незаконными (постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2013 по делу № А41-35808/12).

Для искоренения такой практики ФНС России издала новые разъяснения по данному вопросу. В соответствии с письмом ФНС России от 16.03.2016 № ГД-4-14/4301 при внесении изменений в сведения о единоличном исполнительном органе, содержащиеся в ЕГРЮЛ, заявителем может выступать только новый руководитель юридического лица.

Однако участники общества вправе предусмотреть в своем решении о смене единоличного исполнительного органа общества, что с заявлением о государственной регистрации смены генерального директора вправе обратиться другое лицо, нежели новый генеральный директор. С технико-юридической точки зрения это можно сделать двумя способами.

Можно прекратить полномочия старого генерального директора через несколько дней после принятия решения о смене генерального директора. Например, на собрании, прошедшем 15.05.2017, участники принимают решение о смене руководителя общества. Но участники оговорили и зафиксировали в протоколе, что полномочия старого генерального директора прекращаются 18.05.2017. С этого же дня его полномочия возлагаются на нового генерального директора. За это время старый генеральный директор успеет обратиться в регистрирующий орган для государственной регистрации соответствующих изменений.

Правомерность такого приема подтверждается постановлением ФАС Уральского округа от 03.08.2009 по делу № А76-716/2009.

Однако ФНС России опять может не согласиться с данной позицией. Так, согласно письму ФНС России от 16.03.2016 № ГД-4-14/4301 обращаться в регистрирующий орган с сообщением о смене генерального директора необходимо только тогда, когда полномочия указанного в ЕГРЮЛ лица уже прекращены. Исходя из этой позиции, в приведенном примере заявление о смене генерального директора может быть подано только 18.05.2017, после истечения полномочий старого генерального директора. В таком случае заявителем должен быть новый руководитель.

Также участники общества вправе в день принятия решения о смене руководителя общества прекратить полномочия прошлого руководителя, но прямо уполномочить его обратиться с заявлением о внесении в ЕГРЮЛ соответствующих изменений. Суды считают, что подобный прием не противоречит Закону о государственной регистрации и Закону об ООО. Отказ в регистрации изменений по данному основанию является незаконным (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 25.03.2011 по делу № А67-2096/2010).

Таким образом, по общему правилу, заявление о смене генерального директора подписывает новый генеральный директор. Тем не менее участники общества своей резолюцией могут уполномочить иное лицо на обращение в регистрирующий орган с заявлением о внесении в ЕГРЮЛ соответствующих изменений.

Новый директор занимает руководящие должности в множестве других юридических фирм и является «массовым»

Другой причиной, по которой ФНС России отказывает в государственной регистрации смены руководителя общества, является назначение на данную должность лица, уже занимающего должность руководителя во множестве фирм. Таких директоров по аналогии с адресами массовой регистрации называют «массовыми директорами».

Яркий пример такого отказа рассматривался Двенадцатым арбитражным апелляционным судом в постановлении от 05.03.2017 по делу № А12-61041/2016. В данном деле суд признал отказ в регистрации смены генерального директора незаконным. Такого основания для отказа в государственной регистрации изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, относительно смены генерального директора общества, как вывод регистрирующего органа о том, что новый генеральный директор является «массовым директором», положения Закона о регистрации не содержат.

Суд еще раз отметил, что вопрос об избрании единоличного исполнительного органа общества отнесен к исключительной компетенции общего собрания участников общества. Права и обязанности директора общества возникают и прекращаются на основании решения уполномоченного органа управления этого общества. Вопрос определения круга лиц, из числа которых возможно избрание единоличного исполнительного органа общества, оставлен на усмотрение участников общества.

Суд подчеркнул, что вопросы организации труда в данном случае входят в компетенцию самого руководителя юридических лиц и их учредителей, как и вопросы возможности одновременного управления деятельностью нескольких организаций. Ни налоговым законодательством, ни тем более законодательством о государственной регистрации юридических лиц такие вопросы не регламентируются. Действующим законодательством не установлены критерии и количество юридических лиц, которыми одновременно может руководить одно и то же лицо. Соответственно, возможность государственной регистрации сведений о юридическом лице не может быть поставлена в зависимость от указанного обстоятельства.

Позиция судов не поменяется, даже если вновь назначенный директор уже является директором более чем в 1000 юридических лиц (постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2014 по делу № А41-2501/14).

Решение о смене генерального директора принято с нарушением корпоративных процедур

Одним из наиболее спорных оснований для отказа в регистрации смены генерального директора общества является нарушение порядка избрания нового руководителя. К таким нарушениям можно отнести проведение собрания в отсутствие кворума, неизвещение части участников о проведении собрания. Налоговые органы исходят из того, что раз при принятии решения о смене руководителя общества было допущено нарушение, значит сведения, представленные на регистрацию, являются недостоверными (подпункт «а» пункта 1 статьи 23 Закона о государственной регистрации).

Кроме того, к лицу, подписавшему заявление о государственной регистрации, не перешли полномочия по представлению интересов юридического лица без доверенности. Таким образом, дополнительно к недостоверности представленных на регистрацию сведений налоговые органы ссылаются на подписание заявления неуполномоченным лицом (постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2013 по делу № А19-19174/2012, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 31.03.2009 № А33-10570/08-Ф02-1117/09 по делу № А33-10570/08, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 08.10.2007 по делу № А79-11899/2006).

Основная проблема состоит в том, что не все суды одинаково отвечают на вопрос – может ли регистрационный орган вторгаться во внутренние вопросы общества и оценивать законность принятого решения с точки зрения соблюдения процедуры принятия.

В целом судебная практика склоняется к тому, что отказ в регистрации смены генерального директора на основании нарушения порядка его избрания является незаконным.

Суды исходят из того, что если на регистрацию был представлен полный пакет документов, то налоговый орган обязан в установленный срок зарегистрировать изменения (Определение ВАС РФ от 17.07.2009 по делу №А40-11716/08, постановление ФАС Московского округа от 25.04.2007, 03.05.2007 по делу № А40-11310/06). Регистрирующий орган не вправе проводить правовую экспертизу предоставленных на регистрацию документов (постановление ФАС Московского округа от 14.07.2008 по делу № А41-К2-23331/07, постановление Арбитражного суда Московского округа от 01.10.2015 по делу № А41-46537/14, постановление Арбитражного суда Московского округа от 01.06.2015 по делу № А40-95940/14).

Такая позиция основана на том, что регистрирующий орган не вправе вмешиваться в хозяйственную деятельность юридических лиц и давать оценку действиям их органов (постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2016 по делу № А55-3260/2016, постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2010 по делу № 07-560/2010, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2014 по делу № А78-572/2014).

Тем не менее в некоторых случаях, несмотря на запрет в проведении правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию документов, суды разрешали налоговому органу рассматривать вопрос о соблюдении процедуры назначения нового генерального директора (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 08.10.2007 по делу № А79-11899/2006, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 31.03.2009 по делу № А33-10570/08).

Однако 01.01.2016 вступили в силу изменения в Закон о государственной регистрации, которые могли диаметрально изменить ответ на вопрос о возможности проведения регистрирующим органом правовой экспертизы представленных документов.

Так, в статье 9 Закона о государственной регистрации появился пункт 4.2, в соответствии с которым регистрирующий орган вправе проводить проверку достоверности представленных на регистрацию документов. Также в пункте 4.4 статьи 9 Закона о государственной регистрации закреплена возможность отказа в государственной регистрации в случае установления недостоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ.

Некоторые суды истолковали данные положения как карт-бланш на проведение правовой экспертизы представленных документов. В постановлении Арбитражного суда Московского округа от 03.05.2017 по делу № А40-133573/2016 указано:

«Оспариваемые кредитором ликвидированного должника действия регистрирующего органа имели место после 1 января 2016 года, когда были внесены в Закон о государственной регистрации и вступили в силу изменения, наделившие регистрирующий орган полномочиями по проведению правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию документов».

Такой подход может показаться обоснованным, учитывая, что раньше налоговые органы, установив нарушения порядка избрания руководителя общества, ссылались на то, что представленные на регистрацию сведения являются недостоверными. Тем не менее текущая судебная практика придерживается вывода о том, что пункт 4.2 статьи 9 Закона о государственной регистрации не наделил регистрирующий орган полномочиями по проведению правовой экспертизы.

При толковании пункта 4.2 статьи 9 Закона о государственной регистрации необходимо принимать во внимание иные положения данного закона.

Так, согласно пункту 4.4 статьи 9 Закона о государственной регистрации основания, условия и способы проведения проверки достоверности представленных на государственную регистрацию сведений устанавливаются уполномоченным органом.

Порядок и основания проведения регистрирующим органом проверки достоверности сведений, вносимых в ЕГРЮЛ, установлены в Приказе ФНС России от 11.02.2016 № ММВ-7-14/72@. В подпункте 8 пункта 5 данного Приказа установлено, что поступление в налоговый орган возражений, в которых указывается на оспоримость решений органа юридического лица, не является основанием для инициирования проверки достоверности сведений. Согласно установленному порядку проведения проверки достоверности предоставленных сведений в предмет проверки не входит проверка законности соблюдения порядка принятия решения, послужившего основанием для обращения с соответствующим заявлением.

Также необходимо учитывать и положения пункта 4.1 статьи 9 указанного Закона. Согласно данному пункту регистрирующий орган не вправе проверять содержащиеся в представленных документах сведения на предмет их соответствия закону. В пункте 23 Постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» показан один из примеров использования данной нормы: регистрирующий орган не уполномочен проверять содержание учредительных документов юридического лица на соответствие их закону как при учреждении юридического лица, так и при его реорганизации.

Вывод о том, что пункт 4.1 статьи 9 Закона о государственной регистрации не предоставляет регистрирующему органу права на проведение правовой экспертизы, поддержан в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18.01.2017 по делу № А32-11550/2016. В Обзоре судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов № 3 (2016; письмо ФНС России от 10.10.2016 № ГД-4-14/19159@) также указывается, что инспекция не наделена правом на оценку сделок и решений в отношении юридического лица и правом на признание их недействительными в связи с несоответствием тому или иному закону.

Иными словами, нужно отделять вопрос о достоверности представляемых сведений от вопроса о законности принятого решения. Например, налоговый орган вправе устанавливать, что в заявлении о государственной регистрации указаны недостоверные анкетные данные директора, вправе проверять фактическое нахождение общества по месту регистрации. В данном случае проверка таких сведений будет являться проверкой достоверности вносимых в ЕГРЮЛ сведений.

Для проверки же законности принятых корпоративных решений установлена другая процедура. Вывод о том, что при рассмотрении вопроса о правомерности отказа в регистрации изменений сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, вопрос о незаконности решения общего собрания акционеров не подлежит рассмотрению, уже высказывался судами. Например, такой позиции придерживался суд в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 16.06.2008 по делу № А56-25376/2007.

Рассматривая по правилам главы 24 АПК РФ дело об отказе в регистрации изменений сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, по причине недействительности принятого решения, послужившего основанием для обращения с заявлением о государственной регистрации изменений, суд фактически вынужден рассмотреть корпоративный спор. Суды обращают внимание на недопустимость рассмотрения корпоративного спора в порядке, установленном для оспаривания действий государственных органов (постановление ФАС Московского округа от 25.04.2007, 03.05.2007 по делу № А40-11310/2006, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2013 по делу №А40-19671/2013).

Таким образом, регистрирующий орган, установив, что на регистрацию подан необходимый комплект документов, даже сомневаясь в законности решения общего собрания участников, должен зарегистрировать необходимые документы. В дальнейшем заинтересованное лицо вправе оспорить проведенную регистрацию. Подобное решение проблемы защиты прав третьих лиц было предложено Девятым арбитражным апелляционным судом в постановлении от 19.10.2015 по делу № А40-3588/2014:

«При разрешении подобных споров арбитражные суды исходят из того, что в случае внесения изменений в государственный реестр на основании документов, не соответствующих закону, следует удовлетворять требование заинтересованного лица о признании решения регистрирующего органа о внесении изменений в сведения ЕГРЮЛ недействительным. Такое требование подлежит удовлетворению несмотря на то, что формально налоговый орган действовал правомерно (осуществил регистрацию при представлении заявителем всех документов, требуемых Законом о государственной регистрации)».

Необходимо отметить, что данный вывод сделан на основе законодательства, действующего до введения пункта 4.2 статьи 9 Закона о государственной регистрации о возможности регистрирующего органа проводить проверку достоверности представляемых на регистрацию сведений. Возможно, что дальнейшее развитие практики применения пункта 4.2 статьи 9 Закона о государственной регистрации скорректирует предложенный подход.

Вы можете скачать должностную инструкцию директора по развитию бесплатно. Должностные обязанности директора по развитию

Утверждаю

_____________________________ (Фамилия, инициалы)

(наименование организации, ее ________________________________

организационно — правовая форма) (директор; иное лицо, уполномоченное

утверждать должностную инструкцию)

00.00.201_г.

м.п.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

ДИРЕКТОРА ПО РАЗВИТИЮ

——————————————————————-

(наименование учреждения)

00.00.201_г. №00

I. Общие положения

1.2. На должность директора по развитию назначается лицо с высшим профессиональным образованием (инженерно-экономическим, экономическим или юридическим) и дипломом об окончании программы МВА.

(Master of Business Administration — Мастер Делового Администрирования): Chicago Graduate School of Business Executive MBA (Чикагская Аспирантура для руководителей, Университет Чикаго, США) или бизнес-школа Fuqua (Университет Дьюка, США) или Stern School of Business New York University London School of Economics и HEC France (альянс трех бизнес-школ: Школа бизнеса, Университет Нью-Йорк, Школа экономики Лондон, Школа бизнеса НЕС Франция) или других бизнес-школ, в том числе и российских. Стаж работы на должностях руководителя не менее _____ лет (в том числе в должности менеджера по стратегическому планированию или директора по развитию не менее ____ года).

1.3. В своей профессиональной деятельности директор по развитию руководствуется:

— действующим законодательством;

— данной должностной инструкцией;

— уставом предприятия;

— правилами трудового распорядка на предприятии;

— рекомендациями и методическими материалами, касающихся направления и области деятельности предприятия;

— распоряжениями, приказами и прочими указаниями руководителя предприятия.

1.4. Директор по развитию обязан знать:

— нормативные и законодательные акты, которые определяют направления развития соответствующей отрасли производства страны, финансово-экономической и производственно-хозяйственной деятельности предприятия;

— рыночные методики финансового менеджмента, хозяйствования, основы администрирования, экономического моделирования;

— новейшие системы управления предприятием;

— гражданское, налоговое, административное, банковское, законодательство, законодательство бухгалтерском учете, о рекламе, а также рынке ценных бумаг;

— перспективы финансово-экономического и технического положения и

развития предприятия;

— практику и теорию микро- и макроэкономики, менеджмента, делового администрирования, маркетинга, страхового, биржевого, финансового дела и банковского дела;

— принципы планирования мероприятий по развитию предприятия;

— технологию производства продукции предприятия и ее основы;

— организацию труда, производства и управления;

— перспективы инвестиционной и инновационной деятельности;

— информационные технологии;

— производственные мощности предприятия;

— основы финансового оздоровления предприятия;

— основы психологии и социологии;

— методики обработки информации с использованием компьютера и современных технических средств связи и коммуникации;

— специализацию, профиль, структурные особенности предприятия;

— порядок разработки и утверждения планов финансово-экономической и производственно-хозяйственной и деятельности предприятия;

— нормы и правила техники безопасности, охраны труда, противопожарной защиты и производственной санитарии;

— перспективы финансово-экономического и технического положения и развития предприятия.

1.6. В период отсутствия директора по развитию его обязанности возлагаются на назначаемого в установленном порядке его заместителя, который несет ответственность за должное выполнение своих обязанностей.

2. Функции

Директор по развитию выполняет следующие функции:

2.1.Исследование всех коммерческих и производственных процессов предприятия, полную оценку потенциала предприятия.

2.2.Выявление негативных и позитивных тенденций процессов на предприятии, разработка мероприятий по устранению первых и стимулированию вторых.

2.3.Обоснование цели общего развития предприятия, определение общей концепции и политики развития предприятия.

2.4.Разработка результативной стратегии развития и основных положений плана развития предприятия.

2.5.Принятие и воплощение планов и решений по развитию или реструктуризации предприятия.

3. Должностные обязанности

Для выполнения возложенных на него функций директор по развитию обязан:

3.1.Проводить анализ, исследование и всестороннее наблюдение коммерческих и производственных процессов предприятия.

3.2.Исходя из данных исследования, наблюдения и анализа коммерческих и производственных процессов предприятия, выполнять подготовку конкретных программ реструктуризации и развития предприятия, анализировать возможности финансового обеспечения программ.

3.3.Проводить анализ расходов и определять приоритеты бюджетирования для обеспечения финансовой стабильности воплощаемых в жизнь программ.

3.4.Разрабатывать проекты административной и технической модернизации предприятия.

3.5.Составлять расчеты эффективности от реализации проектов развития предприятия.

3.6.Выдвигать обоснованные предложения освоения новых рынков и направлений бизнеса.

3.7.Организовывать презентацию проектов и графиков их реализации руководству, обосновывать и защищать их, давать ответы на вопросы руководства по проектам.

3.8.Рассматривать перспективы изменения статуса структурных подразделений предприятия (возможность расширения или ограничения прав руководителей и изменение порядка взаимоотношений с другими отделами соответствующих подразделений).

3.9.По окончании утверждения проектов организовывать подготовку нужной документации, получение соответствующих разрешений и лицензий.

3.10.Назначать работников, с возложением на них ответственности за реализацию проектов, разрабатывать для них общие указания и рекомендации, осуществлять координацию и руководство деятельности назначенных работников.

3.11.Доводить утвержденные графики проведения работ по реализации проектов до сведения руководителей предприятия.

3.12.Организовывать взаимодействие всех структур предприятия, занимающихся реализацией проектов развития предприятия.

3.13. Проводить анализ финансовых и экономических показателей на отдельных этапах реализации проектов по развитию предприятия.

3.14.Осуществлять координацию работы по реализации проектов на всех этапах, контроль принимаемых решений и соответствующих им совершаемых действий по программе развития предприятия.

3.15.Разрабатывать методы оперативного реагирования на нестандартные и кризисные ситуации, которые могут привести к неблагоприятным для предприятия последствиям и срыву программы развития предприятия.

4. Права

Директор по развитию вправе:

4.1. Вести контроль деятельности подчиненных ему структурных подразделений организации.

4.2.Подписывать документацию в пределах своей компетенции, издавать распоряжения за своей подписью по вопросам реализации планов развития предприятия.

4.3.Представлять интересы предприятия в рамках своей компетенции по возникающим вопросам развития предприятия во взаимоотношениях с другими предприятиями, организациями и учреждениями, а также с органами гос. управления пи власти.

4.4. Знакомиться с решениями руководителей предприятия, которые непосредственно касаются его деятельности.

4.5.Вносить на рассмотрение руководства предприятия предложения по вопросам усовершенствования функционирования предприятия.

4.6.Требовать от руководства предприятия создания условий для своей деятельности.

4.7.Требовать от руководства предприятия оказания содействия в исполнении своих должностных прав и обязанностей.

4.8. Запрашивать и получать от руководителей подразделений предприятия и специалистов все необходимые документы и информацию о работе предприятия, а также иметь доступ к информации коммерческого характера предприятия.

4.9.Осуществлять переписку с другими предприятиями по вопросам в рамках его компетенции.

4.10.Взаимодействовать с руководителями отделов и структурных подразделений предприятия.

4.11.Вносить на рассмотрение директора предприятия распоряжения о назначении, увольнении, перемещении работников.

4.12.Вносить на рассмотрение директора предприятия предложения о поощрении работников, либо наложении взысканий на них, согласно законодательству РФ.

4.13.На все социальные гарантии, которые предусмотрены действующим законодательством.

5. Ответственность

Директор по развитию несет ответственность:

5.1. За совершенные в период осуществления своей деятельности правонарушения — в пределах, которые определены гражданским, административным и уголовным законодательством России.

5.2. За нанесение материального ущерба — в пределах, которые определены уголовным, трудовым и гражданским законодательством России.

5.3. За недолжное исполнение, либо неисполнение своих должностных обязанностей, которые предусмотрены данной должностной инструкцией, — в пределах, определенных трудовым законодательством России.

Руководитель структурного подразделения: _____________ __________________

(подпись) (фамилия, инициалы)

С инструкцией ознакомлен,

один экземпляр получил: _____________ __________________

(подпись) (фамилия, инициалы)