Расходы на сертификацию

Пример 2 С мая 2006 года организации прекратила производство водонагревателей. Ею в ноябре 2004 года был получен сертификат соответствия на эту продукцию со сроком действия до 31 октября 2006 года. Расходы на проведение сертификации составили 18 240 руб. При этом органу, осуществляющему сертификацию, был уплачен НДС в сумме — 1584 руб.

С ноября 2004 года по апрель 2006 года в бухгалтерском учете организации ежемесячно в расходах по обычным видам деятельности включались и затраты по сертификации водонагревателя:

Дебет 20 Кредит 97

— 760 руб. (18 240 руб. : 2 года : 12 мес. х 1 мес.) – учтены затраты, связанные с сертификацией водонагревателя.

После прекращения производства водонагревателей оставшаяся не списанной сумма – 4560 руб. (18 240 – 13 680) относится к прочим расходам:

Дебет 91-2 Кредит 97

— 4560 руб. – отражена часть затрат по сертификации водонагревателя, приходящаяся на период, когда их производство прекращено (с мая по октябрь 2006 года).

Конец примера

При списании в прочие расходы оставшейся величины расходов по сертификации продукции налоговые органы могут потребовать восстановления и уплаты в бюджет ранее правомерно принятой к вычету суммы НДС, приходящуюся на эту часть расходов. Позиция налоговых органов основана на положении, установленном пунктом 2 статьи 171 НК РФ. Согласно этой норме вычетам подлежат суммы НДС по товарам (работам, услугам), приобретаемым только для осуществления операций, облагаемых НДС. Суммы же налога, предъявленные продавцом налогоплательщикам по имуществу, которое не используются для осуществления операций, облагаемых НДС, должны учитываться в его стоимости (п. 2 ст. 170 НК РФ). Списание затрат по сертификации, приходящихся на период, когда прекращено производство сертифицированной продукции, по мнению налоговиков означает, что они больше не используются для осуществления операций, облагаемых НДС. Поэтому суммы налога, ранее принятые к вычету по таким расходам, подлежат восстановлению.

В текущем году действует новая редакция пункта 3 статьи 170 НК РФ. Ею установлен закрытый перечень случаев, когда налогоплательщик должен восстанавливать правомерно принятую ранее сумму НДС. И упомянутого выше случая в нем нет.

Как видим, возникает спорная ситуация. И руководство организации самостоятельно должно принимать решение. Избирая тот или иной вариант поведения, налогоплательщик должен учитывать все последствия своих действий, в том числе и неблагоприятные. При выборе варианта, несовпадающего с позиции налогового органа, надо быть готовым к отстаиванию своего взгляда в арбитражном суде.

Следование же рекомендациям работников налоговых органов обязывает организацию совершить дополнительные действия.

Продолжение примера 2 Налогоплательщик согласился с предложением налоговиков.

В бухгалтерском учете к приведенным выше записям добавляются ещё:

Дебет 19 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»

— 396 руб. (1584 руб. : 24 мес. x 6 мес.) – восстановлена сумма НДС, приходящаяся на несписанные затраты по сертификации;

Дебет 91-2 Кредит 19

— 396 руб. – учтена восстановленная сумма НДС.

Конец примера

📌 Реклама

Организации, осуществляющие торговую деятельность и приобретающие товары для перепродажи, в некоторых случаях обязаны осуществить их сертификацию. Данное происходит при импорте товаров.

Если на приобретаемый товар, подлежащий обязательной сертификации, имеется иностранный сертификат, не признаваемый в Российской Федерации, или сертификат вообще отсутствует, то для их ввоза на территорию РФ следует получить российский сертификат системы обязательной сертификации.

В этом случае в бухгалтерском учете расходы на обязательную сертификацию ввозимого товара относятся к затратам на их приобретение (п. 5 и 6 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов»; утв. приказом Минфина России от 09.06.01 № 44н). Они формируют фактическую себестоимость товаров, по которой товары принимаются к бухгалтерскому учету.

📌 Реклама Пример 3 В мае 2006 года организация приобретает у иностранной фирмы партию товаров для реализации их на территории РФ. Контрактная стоимость товаров — 350 000 руб., таможенная пошлина — 35 000 руб., таможенный сбор — 350 руб., НДС — 69 300 руб. Ввозимые товары подлежат обязательной сертификации.

Для получения сертификата организация заключила договор со специальным органом по сертификации Стоимость услуг по обязательной сертификации партии товаров составила 7080 руб. в том числе НДС — 1080 руб. Для её проведения представлены образцы ввозимых товаров на сумму 3500 руб.

В бухгалтерском учете организации оприходование ввозимых на территорию РФ товаров отражается следующим образом:

Дебет 60 Кредит 52

— 350 000 руб. — перечислены денежные средства за ввозимые товары;

Дебет 76 Кредит 51

— 35 000 руб. — уплачена таможенная пошлина;

Дебет 76 Кредит 51

— 350 руб. — уплачен таможенный сбор;

Дебет 76 Кредит 51

— 69 300 руб. — отражена сумма НДС, уплаченная таможенному органу;

Дебет 60 Кредит 51

— 7080 руб. — перечислены денежные средства по проведению обязательной сертификации ввозимых товаров;

Дебет 41 субсчет «Товары, переданные для проведения сертификации» Кредит 41

— 3500 руб. — переданы товары органу сертификации для проведения испытаний;

Дебет 41 Кредит 60

— 350 000 руб. — учтена контрактная стоимость товаров;

Дебет 41 Кредит 76

— 35 000 руб. — сумма уплаченной таможенной пошлины включена в стоимость ввозимых товаров;

Дебет 41 Кредит 76

— 350 руб. — включена в стоимость товаров сумма уплаченных таможенных сборов;

Дебет 41 Кредит 60

— 6000 руб. — затраты на обязательную сертификацию включены в стоимость ввозимых товаров;

Дебет 41 Кредит 41 субсчет «Товары, переданные для проведения сертификации»

— 3500 руб. — списана стоимость товаров, переданных органу сертификации для проведения испытаний;

Дебет 19 Кредит 60

— 1080 руб. — отражена сумма НДС, предъявленная органом за услуги по проведению сертификации;

Дебет 19 Кредит 76

— 69 300 руб. — отражена сумма НДС, уплаченная таможенному органу;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19

— 70 380 руб. (69 300 + 1080) — принят к вычету НДС, уплаченный таможенному органу и органу по проведению сертификации.

Себестоимость партии ввозимых на территорию РФ товаров составит 394 850 руб. (350 000 + 35 000 + 350 + 6000 — 3500).

Конец примера

Минфин России разъяснил, что затраты на сертификацию продукции могут быть единовременно включены в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на дату предъявления организации документов, служащих основанием для произведения расчетов (письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 20 марта 2017 г. № 03-03-06/1/15663).
Напомним, что расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Налогового кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком (п. 1 ст. 252 НК РФ). При этом под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. А под документально подтвержденными – затраты, оформленные документами в соответствии с законодательством РФ. В свою очередь расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Можно ли включить в состав расходов затраты на сертификацию продукции, произведенной сторонними организациями, узнайте из материала «Учет расходов на сертификацию (декларирование соответствия) продукции и услуг» в «Энциклопедии решений. Хозяйственные ситуации» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!
Получить доступ

В то же время расходы на сертификацию продукции и услуг, а также на декларирование соответствия с участием третьей стороны относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (подп. 2 п. 1 ст. 264 НК РФ).
В большинстве случаев расходы признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты и определяются с учетом положений ст. 318-320 НК РФ (ст. 272 НК РФ). Если же условиями договора предусмотрено получение доходов в течение более чем одного отчетного периода и не предусмотрена поэтапная сдача товаров (работ, услуг), то расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов.

Так, сумма косвенных расходов на производство и реализацию, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме должна быть отнесена к расходам текущего отчетного (налогового) периода (п. 2 ст. 318 НК РФ).
В свою очередь датой осуществления расходов в виде расходов на оплату сторонним организациям за выполненные работы (оказанные услуги) является дата расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров или дата предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов, либо последнее число отчетного (налогового) периода (подп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ).

  1. Бухгалтерский учёт расходов на сертификацию продукции

Все расходы на сертификацию продукции можно подразделить на косвенные и прямые.

Косвенные расходы – это затраты на действия, направленные на обеспечение высокого качества продукции. К таким работам относятся:

– проверка качества продукции;

– устранение дефектов, в случае их обнаружения;

– проведение мероприятий по предотвращению дефектов.

Прямые расходы — это затраты на оплату работ сертифицирующих органов и лабораторий, а также связанных с данной процедурой потерь. Они входят в себестоимость продукции (услуг), так как служат цели подтверждения её соответствия установленным законодательством требованиям.

Бухгалтерский учёт расходов на сертификацию продукции

  • Бухгалтерский учёт расходов на сертификацию продукции
  • Учитываются ли расходы на сертификации при расчёте налога на прибыль?

При бухгалтерском учёте затраты на сертификацию включаются в статью расходов по обычным видам деятельности. Согласно пункту 4.2 постановления Госстандарта РФ №44, расходы на подтверждение соответствия конкретной продукции или услуги формируются из совокупности следующих затрат:

– оплата работы сертифицирующего органа или лаборатории;

– стоимость испытательных образцов, в случае их дальнейшей утери или непригодности для реализации;

– затраты на сертификацию производства и системы качества;

– оплата работ, связанных с анализом состояния производства;

– инспекционный контроль;

– оплата рассмотрения заявки-декларации;

– транспортные, складские и прочие расходы.

Учитываются ли расходы на сертификации при расчёте налога на прибыль?

Если сказать коротко, то расходы на сертификацию продукции и услуг учитываются при расчёте налога на прибыль, уменьшая её сумму. Для этого они должны соответствовать изложенным в п. 1 ст. 252 НК РФ требованиям. Это значит, что:

– сертификация должна проводиться в соответствии с №184-ФЗ от 27.12.2002 «О техническом регулировании»;

– не допускается дублирование обязательной сертификации добровольной по одним и тем же параметрам;

– необходимо иметь документальное подтверждение осуществлённых расходов (счёт-фактура, при кассовом методе — чеки и т. д.).

Учёт затрат на сертификацию продукции и услуг осуществляется:

– непосредственно после факта их оплаты, при условии кассового метода расчётов;

>– при прочих методах расчётов — в отчётный налоговый период, с которым они связаны, согласно условиям сделки;

– в течение всего срока действия сертификата, распределяясь равными суммами.