Расходы на рекламу

Чем подтвердить расходы на интернет-рекламу

Размещение рекламы в сети Интернет — один из самых распространенных способов заявить о себе. Сделать это можно с помощью различных интернет-ресурсов (сайты, порталы). Реклама может оформляться в виде баннеров, "всплывающих окон", текстовых блоков (бегущая строка, контекстные объявления) и т.п.

Расходы на рекламу в сети Интернет относятся для целей налогообложения прибыли к прочим расходам. Они не нормируются и учитываются в полном объеме <1>.

При этом нужно иметь в виду, что расходы на рекламу, как и все иные расходы в налоговом учете, должны быть экономически обоснованны и документально подтверждены <2>.

Посмотрим, как же документально подтвердить расходы на интернет-рекламу, чтобы у налоговиков не было к вам претензий.

<1> Подпункт 28 п. 1, п. 4 ст. 264 НК РФ; п. 1 ст. 3, п. п. 8, 11 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе"; Письма Минфина России от 29.01.2007 N 03-03-06/1/41, от 06.12.2006 N 03-03-04/2/254, от 21.09.2006 N 03-03-04/2/269.
<2> Пункт 1 ст. 252 НК РФ.

Формируем необходимый пакет документов

Отметим, что реклама во Всемирной паутине имеет свои особенности. Она облечена в интерактивную нематериальную форму, в связи с чем иногда бывает весьма сложно отследить факт ее размещения и периодичность показа.

Некоторые специалисты считают, что документальным подтверждением этих специфических услуг являются скриншоты (снимки изображения текущего состояния экрана) и отчеты статистических программ.

Однако по скриншоту можно судить лишь о том, как выглядела реклама в определенный момент времени, на каком интернет-ресурсе она была размещена, но он не подтверждает период ее показа. А статистические программы фиксируют, в частности, частоту посещения вашего сайта через рекламные интернет-объявления. То есть ни скриншоты, ни статистические отчеты как таковые ничего конкретного не подтверждают. И поскольку налоговое законодательство в принципе не обязывает иметь такие документы, то и нет необходимости их оформлять.

В то же время такие документы могут оказаться весьма полезными для других целей. Например, отчеты статистических программ пригодятся маркетологам при исследовании эффективности той или иной интернет-рекламы.

Таким образом, состав документов, остающихся у вас на руках по окончании онлайновой рекламной кампании, будет обычный.

Расходы на рекламу: распознать и учесть

Он будет зависеть лишь от того, изготавливаете ли вы макет рекламы самостоятельно или же его изготавливает рекламный агент.

Документы, оформляемые при размещении рекламы
Если макет изготовлен самостоятельно Если макет изготавливает контрагент
Договор на оказание услуг
(размещение рекламы) <3>
Договор на оказание услуг
(размещение рекламы) и выполнение
работ (изготовление макета) <4>
Акт приема-передачи макета
рекламного объявления
Акт сдачи-приемки выполненных работ
Акт сдачи-приемки оказанных услуг согласно предусмотренной договором
периодичности (1 раз в месяц, квартал и т.п.)
Счет (если акт сдачи-приемки оказанных услуг не содержит расчета суммы
к оплате)
Счет-фактура (если рекламный агент является плательщиком НДС)
Платежные документы

Этих документов будет вполне достаточно для подтверждения расходов на интернет-рекламу для целей бухгалтерского и налогового учета.

При этом в договоре на оказание рекламных услуг в обязательном порядке должны быть указаны:

  • предмет договора (в том числе вид рекламы, ее текст, информация о макете) <5>;
  • период размещения <6>;
  • цена и порядок ее формирования <7>.

Такие же условия должны содержаться и в акте сдачи-приемки оказанных услуг. Все это будет свидетельствовать о реальности оказанных рекламных услуг.

* * *

Неправильное оформление документов, подтверждающих оказание рекламных интернет-услуг, их отсутствие либо неполное отражение в них необходимых сведений может повлечь обоснованные претензии налоговых органов. Они могут усомниться в фактическом оказании вам рекламных услуг и связи затрат на рекламу с вашей производственной деятельностью <8>. Поэтому к документам, подтверждающим расходы на интернет-рекламу, нужно относиться очень внимательно.

<3> Пункт 2 ст. 779 ГК РФ.
<4> Пункт 3 ст. 421 ГК РФ.
<5> Пункт 1 ст. 432 ГК РФ.
<6> Статьи 708, 783 ГК РФ.
<7> Пункт 1 ст. 779 ГК РФ.
<8> Постановление ФАС Северо-Западного округа от 11.04.2007 N А56-27762/2004.

Н.А.Мацепуро

Юрист

Главная » Полезная информация » Бухгалтерское обслуживание » Затраты на рекламу: нормируемые и ненормируемые расходы

Затраты на рекламу: нормируемые и ненормируемые расходы

Как известно, реклама – двигатель торговли. Без качественной рекламы невозможно продвинуть свой товар или услугу на рынке. В то же время это достаточно весомая статья расходов любой организации. Вместе с тем обойтись без этих расходов невозможно.

К счастью, расходы на рекламу могут быть включены в расходы при расчете налога на прибыль. Но и здесь есть свои нюансы. Нормируемые и ненормируемые расходы, которые по-разному учитываются в составе затрат, требуют внимательного и тщательного расчета.

Ненормируемые расходы на рекламу

Для начала стоит сказать, что ненормируемые расходы учитываются в составе себестоимости в полном объеме. К ненормируемым расходам относятся:

  • Реклама в СМИ – видео- и аудио-ролики, рекламные статьи, рекламные блоки на ТВ, в газетах и журналах, рекламные баннеры в Интернете. При этом стоимость размещения рекламных материалов единожды включается в состав затрат. Что касается расходов по созданию или приобретению видео- и аудио-роликов, то эти затраты включаются в себестоимость частями (посредством начисления амортизации нематериальных активов, коими и являются эти ролики). То же можно сказать и о создании сайта. Если организация заказывает у сторонней организации услугу по разработке интернет-сайта, то его стоимость включается в состав затрат частями.
  • Световая и наружная реклама. К этой категории относится размещение информации об организации на стендах, стационарных баннерах, на фасадах зданий, на электронных табло. В состав рекламных расходов входят также затраты на посреднические услуги сторонних организаций (в частности, по размещению рекламных материалов).
  • Участие в ярмарках, выставках-продажах и других подобных мероприятиях. В данном случае есть нюансы. При оформлении выставочных стендов, выставок, комнат, образцов в составе расходов учитываются в полном объеме (одежда с логотипами организацией, листовки, подставки, скатерти). При участии в ярмарках в полном объеме в составе затрат учитываются только вступительные взносы.

Нормируемые расходы на рекламу

Расходы на рекламу по определенным статьям подлежат нормированию.

Рекламные расходы

Нормирование осуществляется следующим образом: включать затраты по рекламе в себестоимость (в течение налогового периода) можно в размере 1% от выручки (без учета НДС, а также акцизов) за этот период. К нормируемым расходам на рекламу относятся:

  • затраты на приобретение призов, грамот, медалей участникам соревнований (рекламных акций), проводимых организацией;
  • расходы на производство или покупку рекламных календарей, магнитов, кружек, маек, с символикой организации;
  • расходы на дегустацию продукции компании;
  • расходы на проведение пресс-конференций;
  • оплата аренды помещений, в которых проводится выставка, ярмарка.

При расчете выручки в данном случае плательщики должны помнить следующее:

  • размер выручки учитывается без налога на добавленную стоимость;
  • в сумму выручки включаются все поступления, связанные вреализацией продукции или оказанием услуг;
  • в сумму выручки включаются также средства, полученные при реализации ценных бумаг.

Как правило, некоторое ненормируемые расходы могут в определенных случаях переходить в разряд нормируемых. В частности, затраты на визуальную рекламу (стенды, баннеры) могут нормироваться, если она расположена в транспорте. Также при трансляции видеороликов в кинотеатрах затраты на его разработку нормируются в соответствии с законодательством.