Расчет платы за негативное воздействие

МЕТОДИКА РАСЧЁТА ПЛАТЫ ЗА НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ

Стр 1 из 4

МЕТОДИКА РАСЧЁТА ПЛАТЫ ЗА НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ

При расчете платы за выбросы в атмосферу стационарными источниками загрязнения, сбросы в водные объекты и размещение отходов применяют следующие виды экологических платежей:

  • нормативная плата – такая плата за загрязнение, фактические объемы которого не превышают допустимые нормативы.

Размер платы в пределах допустимых нормативов определяется:

Нормативная плата = объемы загрязнений * соответствующие ставки платы

  • сверхлимитная плата – плата за сверхлимитное загрязнение, т. е. загрязнение, фактический объем которого выше установленных лимитов.

Размер платы за загрязнения сверх лимитов определяется:

сверхлимитная плата = (фактический объем загрязнений – объем лимитных загрязнений) * соответствующие ставки платы * повышающий коэффициент 5.

Итоговая сумма платы за НВОС по каждому виду загрязняющих веществ = нормативная плата + сверхлимитная плата

Расчет ведется по каждому виду загрязнения, потом полученные результаты суммируются.

Расчёт суммы сбора за выбросы в атмосферу стационарными источниками загрязнения.

2.1.1. Нормативная плата:

где:

Пн — нормативная плата за выбросы в атмосферу загрязняющих веществ стационарными источниками загрязнения (руб);

i – вид загрязняющего вещества;

Мi — величина фактического выброса i-го загрязняющего вещества в пределах установленного лимита (т);

Нбi — базовый норматив сбора за тонну выбросов в атмосферу i-го загрязняющего вещества, (руб./т);

Кэ — корректирующий коэффициент, который учитывает экологическое состояние населенного пункта (применяется с дополнительным коэффициентом =1,2 при выбросе загрязняющих веществ в атмосферный воздух городов);

Кф — дополнительный коэффициент для особо охраняемых природных территорий (в том числе курортов), районов Крайнего Севера (и приравненных к ним местностей) и зон экологического бедствия (Кф=2);

Ки — коэффициент, учитывающий инфляцию нормативов платы (при использовании в расчетах нормативов в редакции 2005 г., данный коэффициент = 2,07).

2.1.2. Сверхлимитная плата:

где:

Псл — плата за сверхлимитный выброс загрязняющих веществ в атмосферу стационарными источниками загрязнения (руб);*

* предельно допустимый выброс i-го загрязняющего вещества в данном случае не указывается;

сумма сбора за выбросы в атмосферу

Мi — величина выброса i-го загрязняющего вещества в пределах установленного лимита (т);

Мсл — величина сверхлимитного выброса i-го загрязняющего вещества в тоннах (т);

Нбi — базовый норматив сбора за тонну выбросов в атмосферу i-го загрязняющего вещества, (руб./т);

Кэ — корректирующий коэффициент, который учитывает экологическое состояние населенного пункта (применяется с дополнительным коэффициентом =1,2 при выбросе загрязняющих веществ в атмосферный воздух городов);

Кф — дополнительный коэффициент для особо охраняемых природных территорий (в том числе курортов), районов Крайнего Севера (и приравненных к ним местностей) и зон экологического бедствия (Кф=2);

Ки — коэффициент, учитывающий инфляцию нормативов платы (при использовании в расчетах нормативов в редакции 2005 г., данный коэффициент = 2,07);

Кп — коэффициент кратности платы за сверхлимитный выброс в атмосферу загрязняющих веществ (Кп = 5).

Общая плата за загрязнение атмосферы стационарными источниками загрязнения определяется по формуле:

ПРИМЕР РАСЧЕТА

В г. Томск (бассейн р. Обь, Западно-Сибирский экономический район.) расположен завод производящий кровельные материалы (ондулин и металлочерепицу).

В 2012 г. завод изготовил 82000 м. кв. кровельных материалов. Для производственных нужд предприятие использовало водные ресурсы из поверхностных водных объектов государственного значения в объеме 320000 м. куб. при лимите 250000 м. куб.

Фактические выбросы и установленные лимиты загрязняющих веществ от стационарных источников предприятия составили: ангидрид сернистый — 0,4 т. (установленный лимит – 0,5т.), бутилацетат — 0,5 т. (лимит — 0,33 т.), ацетон – 3,5 т. (лимит — 3,5 т.), аммиак – 0,67 т. (лимит — 0,6 т.), свинец – 3,2 т. (лимит — 2,5 т.), формальдегид – 0,02 т. (лимит — 0,02 т).

Количество использованного топлива передвижными источниками составило: дизтопливо – 140 т., бензин неэтилированный – 500 т.

Фактические сбросы и установленные лимиты загрязняющих веществ в водные источники составили: взвешенные вещества – 10 т. (установленный лимит 12т.), хлориды – 2,2 т. (лимит — 2,5 т.), сульфаты – 3,1 т. (лимит — 3 т.).

Отходы I класса опасности в объеме – 120 т. (установленный лимит 100т), II класса – 290 т. (лимит — 250 т.) , IV класса -12,70 т (лимит -12 т.) размещаются на полигоне бытовых отходов, на котором не обеспечена защиту атмосферного воздуха и водных объектов от загрязнения. Он находится на расстоянии 5 км от города.

Рассчитать сумму платежей за загрязнение окружающей природной среды. Распределить сумму платежей за НВОС по бюджетам всех уровней бюджетной системы РФ.

1. Рассчитаем размер платы за выбросы в атмосферный воздух стационарными объектами по каждому вредному веществу.

Плата по загрязняющему веществу «ангидрид сернистый» рассчитывается как нормативная:

Ангидрид сернистый = 0,4*21*1,2*1,2*2,07=25,04 руб,

где:

Величина Характеристика Приложение
0,4 Фактический объем выбросов за отчетный период, т
Норматив платы за выброс 1 тонны загрязняющих веществ в пределах установленных допустимых нормативов выбросов Приложение 2
1,2 Коэффициент, учитывающий экологические факторы (состояние атмосферного воздуха) для Западно-Сибирского экономического района РФ Приложение 6
1,2 Дополнительный коэффициент за выбросы вредных веществ в атмосферный воздух городов Примечание к Приложению 6
2,07 Дополнительный коэффициент, учитывающий инфляцию нормативов платы

Плата по загрязняющему веществу «бутилацетат» рассчитывается как сумма нормативной и сверхлимитной плат:

Бутилацетат норм=0,33*21*1,2*1, 2*2,07=20,66 руб.,

Бутилацетат сверхлимит = (0,5-0,33)*21*5*1,2*1,2*2,07=53,20 руб.,

Бутилацетат общ=73,86 руб, где:

Величина Характеристика Приложение
0,5 Фактический объем выбросов за отчетный период, т
0,33 Установленный лимит выбросов за отчетный период, т
Норматив платы за выброс 1 тонны загрязняющих веществ в пределах установленных допустимых нормативов выбросов Приложение 2
1,2 Коэффициент, учитывающий экологические факторы (состояние атмосферного воздуха) для Западно-Сибирского экономического района РФ Приложение 6
1,2 Дополнительный коэффициент за выбросы вредных веществ в атмосферный воздух городов Примечание к Приложению 6
Повышающий коэффициент за сверхлимитное загрязнение
2,07 Дополнительный коэффициент, учитывающий инфляцию нормативов платы

Плата по загрязняющему веществу «ацетон» рассчитывается как нормативная:

Ацетон = 3,5*6,2*1,2*1,2*2,07=64,68 руб,

где:

Величина Характеристика Приложение
3,5 Фактический объем выбросов за отчетный период, т
6,2 Норматив платы за выброс 1 тонны загрязняющих веществ в пределах установленных допустимых нормативов выбросов Приложение 2
1,2 Коэффициент, учитывающий экологические факторы (состояние атмосферного воздуха) для Западно-Сибирского экономического района РФ Приложение 6
1,2 Дополнительный коэффициент за выбросы вредных веществ в атмосферный воздух городов Примечание к Приложению 6
2,07 Дополнительный коэффициент, учитывающий инфляцию нормативов платы

Плата по загрязняющему веществу «аммиак» рассчитывается как сумма нормативной и сверхлимитной плат:

Аммиак норм = 0,6*52*1,2*1,2*2,07=93,00 руб.,

Аммиак сверхлимит=(0,67-0,6)*52*5*1,2*1,2*2,07=54,25 руб.,

Аммиак общ=147,25 руб.

где:

Величина Характеристика Приложение
0,67 Фактический объем выбросов за отчетный период, т
0,6 Установленный лимит выбросов за отчетный период, т
Норматив платы за выброс 1 тонны загрязняющих веществ в пределах установленных допустимых нормативов выбросов Приложение 2
1,2 Коэффициент, учитывающий экологические факторы (состояние атмосферного воздуха) для Западно-Сибирского экономического района РФ Приложение 6
1,2 Дополнительный коэффициент за выбросы вредных веществ в атмосферный воздух городов Примечание к Приложению 6
Повышающий коэффициент за сверхлимитное загрязнение
2,07 Дополнительный коэффициент, учитывающий инфляцию нормативов платы

Плата по загрязняющему веществу «свинец» рассчитывается как сумма нормативной и сверхлимитной плат:

Свинец норм= 2,5*1206*1,2*1,2*2,07=8987,11 руб.,

Свинец сверхлимит=(3,2-2,5)*1206*5*1,2*1,2*2,07=12581,96 руб.,

Свинец общ=21569,07 руб.

Плата по загрязняющему веществу «формальдегид» рассчитывается как нормативная

Формальдегид =0,02*683*1,2*1,2*2,07=40,72 руб.

Итого нормативная плата за выбросы в атмосферу стационарными источниками загрязнения:25,04+20,66+64,8+93,00+8987,11+40,72=9231,33 руб.

Итого сверхлимитная плата за выбросы в атмосферу стационарными источниками загрязнения:53,21+54,25+12581,96=12689,41 руб.

Итого сумма сбора за выбросы в атмосферу стационарными источниками загрязнения: 9231,33+12689,41=21920,74 руб

2. Расчёт суммы сбора за выбросы в атмосферу передвижными источниками загрязнения.В связи с отсутствием установленных лимитов на выброс загрязняющих веществ передвижными источниками загрязнения рассчитывается только нормативная плата.

Дизтопливо = 140*2,5*1,2*1,2*2,07=1043,28 руб.

где:

Величина Характеристика Приложение
Фактический объем израсходованного топлива за отчетный период, т
2,5 Норматив платы за выброс 1 тонны загрязняющих веществ Приложение 3
1,2 Коэффициент, учитывающий экологические факторы (состояние атмосферного воздуха) для Западно-Сибирского экономического района РФ Приложение 6
1,2 Дополнительный коэффициент за выбросы вредных веществ в атмосферный воздух городов Примечание к Приложению 6
2,07 Дополнительный коэффициент, учитывающий инфляцию нормативов платы

Бензин неэтилированный = 500*1,3*1,2*1,2*2,07=1937,52 руб.

где:

Величина Характеристика Приложение
Фактический объем израсходованного топлива за отчетный период, т
1,3 Норматив платы за выброс 1 тонны загрязняющих веществ Приложение 3
1,2 Коэффициент, учитывающий экологические факторы (состояние атмосферного воздуха) для Западно-Сибирского экономического района РФ Приложение 6
1,2 Дополнительный коэффициент за выбросы вредных веществ в атмосферный воздух городов
2,07 Дополнительный коэффициент, учитывающий инфляцию нормативов платы

Итого сумма сбора за выбросы в атмосферу передвижными источниками загрязнения:1043,28+1937,52=2980,80 руб.

Вариант № 23

В г. Владивосток (бассейн р. Амур, Дальневосточный экономический район) расположено предприятие, производящее битумную черепицу. Для производственных нужд предприятие использовало водные ресурсы из поверхностных водных объектов местного значения в объеме 106000 м. куб. при лимите 95000 м. куб.

Фактические выбросы и установленные лимиты загрязняющих веществ от стационарных источников предприятия составили: сернистый ангидрид – 12,3 т. (установленный лимит — 11 т.), бутилацетат – 0,4 т. (0,6 т.), ацетон – 0,95 т. (1,8 т.), аммиак – 1,32 т. (1,2 т.), свинец – 5,8 т. (4 т.), твёрдые вещества – 2,8 т. (2,3 т.), формальдегид – 0,54 т. (0,35 т.).

Количество использованного топлива передвижными источниками составило: дизтопливо – 42 т., бензин неэтилированный – 12 т.

Фактические сбросы и установленные лимиты загрязняющих веществ в водные источники составили: взвешенные вещества – 47 т. (установленный лимит 36 т.), хлориды – 12,8 т. (15 т.), сульфаты – 7,95 т. (9,2 т.).

Отходы I класса опасности в объеме – 81 т. (установленный лимит 56 т.), III класса – 33 т. (52 т.) размещаются на полигоне бытовых отходов, на котором обеспечена защита атмосферного воздуха и водных объектов от загрязнения. Он находится на расстоянии 1,7 км от города.

Рассчитать сумму платежей за загрязнение окружающей природной среды.

Приложение 2

Приложение 3

НОРМАТИВЫ ПЛАТЫ ЗА ВЫБРОСЫ В АТМОСФЕРНЫЙ ВОЗДУХ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ ПЕРЕДВИЖНЫМИ ИСТОЧНИКАМИ (ДЛЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ТОПЛИВА)

(в ред. Постановления Правительства РФ от 01.07.2005 N 410)

(рублей)

Вид топлива Единица измерения Нормативы платы за 1 единицу измерения
Бензин неэтилированный тонна 1,3
Дизельное топливо тонна 2,5
Керосин тонна 2,5
Сжатый природный газ тысяча куб. метров 0,7
Сжиженный газ тонна 0,9

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

КОЭФФИЦИЕНТЫ, УЧИТЫВАЮЩИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ (СОСТОЯНИЕ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ), ПО БАССЕЙНАМ МОРЕЙ И РЕК

Бассейны морей и рек Значение коэффициента
Бассейн Балтийского моря
Бассейн р. Невы
Республика Карелия 1,13
Ленинградская область 1,51
Новгородская область 1,14
Псковская область 1,12
Тверская область 1,08
Город Санкт-Петербург 1,51
Прочие реки бассейна Балтийского моря 1,04
Бассейн Каспийского моря
Бассейн р. Волги
Республика Башкортостан 1,12
Республика Калмыкия 1,3
Республика Марий Эл 1,11
Республика Мордовия 1,11
Республика Татарстан 1,35
Удмуртская Республика 1,1
Чувашская Республика 1,11
Астраханская область 1,31
Владимирская область 1,17
Волгоградская область 1,32
Вологодская область 1,14
Ивановская область 1,17
Калужская область 1,17
Кировская область 1,11
Костромская область 1,17
Московская область 1,2
Нижегородская область 1,14
Новгородская область 1,06
Оренбургская область 1,09
Орловская область 1,17
Пензенская область 1,31
Пермская область 1,13
Рязанская область 1,17
Самарская область 1,36
Саратовская область 1,32
Свердловская область 1,1
Смоленская область 1,16
Тамбовская область 1,09
Тверская область 1,17
Тульская область 1,19
Ульяновская область 1,31
Челябинская область 1,1
Ярославская область 1,19
Город Москва 1,41
Коми-Пермяцкий автономный округ 1,06
Бассейн р. Терек
Республика Дагестан 1,11
Республика Ингушетия 1,48
Кабардино-Балкарская Республика 1,11
Республика Калмыкия 1,11
Республика Северная Осетия — Алания 1,12
Чеченская Республика 1,48
Бассейн р. Урал
Республика Башкортостан 1,14
Оренбургская область 1,45
Челябинская область 1,2
Прочие реки бассейна Каспийского моря 1,06
Бассейн Азовского моря
Бассейн р. Дон
Ставропольский край 1,26
Белгородская область 1,15
Волгоградская область 1,07
Воронежская область 1,15
Курская область 1,11
Липецкая область 1,2
Орловская область 1,11
Пензенская область 1,07
Ростовская область 1,56
Саратовская область 1,07
Тамбовская область 1,12
Тульская область 1,14
Бассейн р. Кубани
Республика Адыгея
Карачаево-Черкесская Республика 1,53
Краснодарский край 2,2
Ставропольский край 1,53
Прочие реки бассейна Азовского моря, включая реки Республики Крым 1,15
Бассейн Черного моря
Бассейн р. Днепр
Белгородская область 1,05
Брянская область 1,3
Калужская область 1,12
Курская область 1,14
Смоленская область 1,33
Прочие реки бассейна Черного моря, включая реки Республики Крым и г. Севастополя 1,2
Бассейны морей Северного Ледовитого и Тихого океанов
Бассейн р. Печоры
Республика Коми 1,17
Архангельская область 1,34
Ненецкий автономный округ 1,1
Бассейн р. Северной Двины
Республика Коми 1,1
Архангельская область 1,36
Вологодская область 1,14
Кировская область 1,02
Бассейн р. Оби
Республика Алтай 1,04
Республика Хакасия 1,03
Алтайский край 1,04
Красноярский край 1,03
Кемеровская область 1,16
Курганская область 1,05
Новосибирская область 1,08
Омская область 1,1
Свердловская область 1,18
Томская область 1,03
Тюменская область 1,04
Челябинская область 1,13
Ханты-Мансийский автономный округ 1,04
Ямало-Ненецкий автономный округ 1,03
Бассейн р. Енисей
Республика Бурятия 1,36
Республика Тыва 1,02
Красноярский край 1,17
Иркутская область 1,36
Агинский Бурятский автономный округ 1,1
Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ 1,17
Усть-Ордынский Бурятский автономный округ 1,1
Эвенкийский автономный округ 1,02
Бассейн р. Лены
Республика Бурятия 1,24
Республика Саха (Якутия) 1,22
Хабаровский край 1,02
Амурская область 1,01
Иркутская область 1,14
Бассейн р. Амур
Приморский край 1,04
Хабаровский край 1,27
Амурская область 1,05
Читинская область 1,05
Еврейская автономная область 1,05
Прочие реки бассейнов морей Северного Ледовитого и Тихого океанов

МЕТОДИКА РАСЧЁТА ПЛАТЫ ЗА НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ

При расчете платы за выбросы в атмосферу стационарными источниками загрязнения, сбросы в водные объекты и размещение отходов применяют следующие виды экологических платежей:

  • нормативная плата – такая плата за загрязнение, фактические объемы которого не превышают допустимые нормативы.

Размер платы в пределах допустимых нормативов определяется:

Нормативная плата = объемы загрязнений * соответствующие ставки платы

  • сверхлимитная плата – плата за сверхлимитное загрязнение, т. е. загрязнение, фактический объем которого выше установленных лимитов.

Размер платы за загрязнения сверх лимитов определяется:

сверхлимитная плата = (фактический объем загрязнений – объем лимитных загрязнений) * соответствующие ставки платы * повышающий коэффициент 5.

Кто является плательщиком сбора за НВОС

Плательщиками сбора за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) являются организации и индивидуальные предприниматели, которые выбрасывают загрязняющие вещества в воздух через стационарные источники, в водные объекты или занимаются хранением и захоронением (размещением) отходов (п. 1 ст. 16, п. 1 ст. 16.1 закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ).

В постановлении Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029 есть полный перечень видов деятельности и других критериев отнесения объектов к I–IV категориям воздействия на окружающую среду, при которых организация должна платить за НВОС. В частности, к ним относятся добывающие, металлургические, химические, пищевые производства, некоторые сельскохозяйственные компании, полигоны твердых бытовых отходов.

ВАЖНО! Обязанность по внесению платы не зависит от налогового режима, применяемого организаций или ИП, которые являются плательщиками сбора за негативное воздействие, а также от того, на собственных или арендованных объектах осуществляется деятельность, которая приводит к негативному воздействию на окружающую среду.

Плательщики сбора должны подать заявку в Росприроднадзор по каждому загрязняющему объекту и получить свидетельство о постановке на учет с указанием загрязняющей категории от I до IV.

ВАЖНО! Если в процессе деятельности только образуются отходы производства и потребления и нет других негативных воздействий, то заявка на постановку на учет по НВОС не подается (письма Росприроднадзора от 21.02.2017 № АС-06-02-36/3591, от 31.10.2016 № АС-09-00-36/22354). Поскольку при осуществлении торговой деятельности и оказании услуг, функционировании офисов, школ, детских садов, административных зданий, поликлиник, больниц и т. п., как правило, образуются только отходы производства и потребления, можно сделать вывод, что вставать на учет у них в качестве плательщика НВОС нет необходимости.

Плату за негативное воздействие на окружающую среду не надо путать с экологическим сбором. Это разные платежи. Прочитать об отличиях можно .

Скачать бланк отчета по экологическому контролю, действующий с 14.09.2018, можно .

ВАЖНО! Если предпринимательская деятельность ведется только на объектах IV категории, то плату за негативное воздействие вносить не надо (п. 1 ст. 16.1 закона № 7-ФЗ).

К IV категории относятся объекты, на которых:

  • отсутствуют выбросы радиоактивных веществ;
  • отсутствуют сбросы загрязняющих веществ, образующихся при использовании воды для промышленных нужд, в канализацию и окружающую среду, поверхностные и подземные водные объекты, а также на земную поверхность;
  • есть сбросы загрязняющих веществ, образующихся в результате использования воды для бытовых нужд;
  • есть стационарные источники выбросов загрязняющих веществ, при этом их количество — не более 10 тонн в год;
  • имеются только нестационарные источники выбросов загрязняющих веществ.

Так, использование в предпринимательской деятельности автотранспорта не приводит к необходимости платить за негативное воздействие, поскольку плата вносится только за стационарные объекты, к которым он (автотранспорт) не относится (п. 1 ст. 16 закона № 7-ФЗ).

Данные, на которых базируется расчет платы

Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду (или платы за ее загрязнение) зависит от многих факторов:

  • характера источника загрязнения;
  • вида загрязняющего вещества (или класса его опасности);
  • объемов фактических выбросов;
  • факта отсутствия средств измерения объема выбросов;
  • наличия превышения над установленными нормативами загрязнения;
  • факта нахождения загрязняемого объекта или территории под особой охраной;
  • имевших место расходов на мероприятия по снижению негативного воздействия.

По первым 2 показателям определяется величина используемой в расчете ставки. Умножением ее на объем фактических выбросов (если он не выходит за предельно допустимый) определяется сумма платы за загрязнение. К величине ставки применяются коэффициенты:

  • повышающие, если речь идет об отсутствии средств измерения объемов выбросов, превышении допустимых нормативов загрязнения или нахождении объекта (территории) под особой охраной;
  • понижающие, зависящие от класса опасности размещаемых отходов, способа их возникновения и размещения.

Максимальный повышающий коэффициент (120) может возникнуть в ситуации отсутствия средств для измерения объемов. Превышение нормативов приводит к применению коэффициентов, равных 5 (если превышение происходит в период осуществления планового снижения сбросов) или 25. Для объекта (территории), находящегося под особой охраной, действует коэффициент 2.

Конкретный размер понижающего коэффициента может определяться совокупностью влияющих на него факторов и находиться в пределах от 0 до 0,67.

Наличие расходов на мероприятия по снижению негативного воздействия позволяет снизить величину начисленной платы.

Также на размер сумм, подлежащих оплате по итогам года, влияет факт перечисления в течение года авансов по платежам за загрязнение.

Форма отчетности и сроки ее сдачи

Вся процедура расчета платы за загрязнение отражается в декларации, оформляемой 1 раз за год, по его завершении. За 2018 год этот отчет составляется по форме, утвержденной приказом Минприроды России от 09.01.2017 № 3 (приложение № 2) и использовавшейся для отчетности за 2017 год.

Бланк декларации доступен для просмотра и скачивания в материале «Готова декларация по негативному воздействию на ОС».

Декларация состоит:

  • из титульного листа, отражающего сведения об отчитывающемся лице;
  • раздела, в котором итоговые расчетные величины платежей, сформированные по разделам, сводятся в единую сумму, которая последовательно корректируется до значений, подлежащих оплате или возврату плательщику, за счет учета в ней расходов на мероприятия по снижению негативного воздействия и на уплаченные авансы;
  • трех разделов, выделяемых по основным видам источников загрязнения, в которых, собственно, и осуществляется сам расчет платежей по каждому из источников.

Таблицы разделов, предназначенных для расчета, предусматривают отражение в них всех необходимых для вычисления суммы платы данных:

  • допустимого и фактического объемов с выделением сумм превышения;
  • ставки;
  • применяемых коэффициентов;
  • составных частей расчетной суммы платы и ее итоговой величины.

Каждый из разделов, выделяемых в зависимости от вида источника загрязнения, заполняется только в случае наличия у отчитывающегося лица данных для этого.

Правила, которых следует придерживаться при внесении сведений в декларацию, детально изложены в тексте приказа Минприроды России от 09.01.2017 № 3, в примечаниях к форме утвержденного им бланка. В них же можно найти значения необходимых коэффициентов и способы проверки правильности внесения данных для каждого из разделов. Кроме того, процедура расчета для каждого вида загрязняющего объекта подробно описана в постановлении Правительства РФ от 03.03.2017 № 255.

Срок сдачи декларации установлен п. 5 ст. 16.4 закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ. Крайняя его дата определена как 10 марта года, наступающего после отчетного. В 2019 году этот день приходится на выходной (воскресенье). Однако возможности переноса срока закон № 7-ФЗ не устанавливает. Поэтому сдать декларацию за 2018 год придется не позднее 07.03.2019 (08.03.2019 (пятница) — нерабочий праздничный день).

Ошибки, допущенные в сданной декларации и выявленные самим плательщиком, могут быть исправлены им путем подачи откорректированного отчета. Но сделать это без последствий можно только до истечения срока, установленного для сдачи исходной декларации. Поэтому не следует откладывать представление отчетности на последние дни.

О проблемах, существующих в отношении возможности возврата излишне уплаченных платежей за загрязнение, читайте в материале «Переплата ”за грязь” — сложности возврата».

Порядок платы за негативное воздействие

По итогам расчетов, приведенных в разделе декларации, отражающем корректировку расчетных величин платы, осуществляется оплата суммы по итогам года. То есть ее величина определяется как общая сумма платы за год за вычетом расходов на мероприятия по снижению негативного воздействия и на уплаченные авансы. Сделать такую оплату надо до 1 марта года, наступающего после отчетного (п. 3 ст. 16.4 закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ).

Исходя из общей суммы произведенной в 2018 году оплаты за негативное воздействие (с учетом внесенных в нем авансов), определятся величины авансовых платежей, которые нужно будет сделать в 2019 году. Сумма каждого из них будет равна ¼ части от общей величины платы за негативное воздействие, фактически внесенной за 2018 год.

О том, как может измениться расчет авансов по таким платежам, читайте в материале «Порядок расчета авансов по плате за негативное воздействие на окружающую среду могут изменить».

Уплачивают авансовые платежи 3 раза в год, по завершении каждого из первых трех кварталов года, не позднее 20-го числа месяца, наступающего после очередного квартала.

ВАЖНО! Субъекты малого предпринимательства авансовые платежи не платят (п. 3 ст. 16.4 закона № 7-ФЗ).

Плата за негативное воздействие окружающей среды осуществляется по следующим КБК:

Название платежа

КБК в 2018-2019 годах

Плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами, за исключением образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа

048 1 12 01010 01 6000 120

Плата за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты

048 1 12 01030 01 6000 120

Плата за размещение отходов производства

048 1 12 01041 01 6000 120

Плата за размещение твердых коммунальных отходов

048 1 12 01042 01 6000 120

Плата за выбросы загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа

048 1 12 01070 01 6000 120

За нарушение сроков оплаты за негативное воздействие предусмотрен административный штраф. Для организаций он варьируется в размерах от 50 000 до 100 000 руб., а для должностных лиц — от 3 000 до 6 000 руб. (ст. 8.41 КоАП РФ).

Признание расходов на НВОС

В бухучете

Плата за НВОС, согласно п. 5 ПБУ 10/99 «Расходы организации», включается в состав издержек по обычным видам деятельности и отображается по дебету счетов учета расходов (20, 23, 25, 26, 44).

Плата за НВОС не является налоговым платежом, поэтому для отражения в учете счет 68 «Расчеты с бюджетом» не используется. Возникновение и погашение обязательств по «негативному воздействию» фиксируется по счету 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами».

В налоговом учете

Плата за НВОС в пределах нормативов относится к материальным расходам (подп. 7 п.1 ст. 254 НК РФ).

Платежи за негативное воздействие на окружающую среду сверх этих размеров в расходах не учитываются (п. 4 ст. 270 НК РФ).

В письме от 07.06.2018 № 03-03-06/1/39148 Минфин РФ отмечает, что Налоговым кодексом не установлен срок для признания материальных расходов в виде платы за НВОС. Предприятиям и ИП, находящимся на общей системе налогообложения, чиновники рекомендуют признавать расходы в виде платы за НВОС на последнее число налогового периода, за который она производится. Квартальные платежи чиновники также рекомендуют признавать в расходах на последнее число отчетного периода, за который они вносятся (письма Минфина РФ от 15.08.2016 № 03-03-06/1/47690, от 08.08.2016 № 03-03-06/1/46432).

Для организаций и ИП на упрощенной системе налогообложения с объектом «доходы минус расходы» плата за НВОС (в пределах нормативов) может быть учтена в составе материальных доходов (подп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Расходы в виде платы за НВОС признаются в момент списания с расчетного счета (подп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

Расчет платы за НВОС

№ 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия». На основании указанного Постановления разработаны Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды (утв. Минприроды РФ 26 января 1993 г.). Нормативы платы за размещение отходов производства и потребления установлены по видам класса опасности отходов. Ставки платы согласно постановлению № 344 установлены — в рублях за единицу измерения загрязняющего вещества. Причем эти ставки могут быть базовыми или дифференцированными.

Предусмотрено два вида базовых ставок (базовых нормативов) платы:

  • за вредное воздействие в пределах установленных допустимых нормативов выбросов;
  • за вредное воздействие в пределах установленных лимитов выбросов.

Базовые нормативы устанавливаются по каждому ингредиенту загрязняющего вещества (отхода), виду вредного воздействия с учетом степени опасности для окружающей природы и здоровья населения.

Для отдельных регионов и бассейнов рек устанавливаются коэффициенты к базовым нормативам платы, учитывающие такие экологические факторы, как природно-климатические особенности территорий и значимость природных и социально-культурных объектов. Эти коэффициенты указаны в приложении № 2 к постановлению № 344.

Сроки перечисления платы установлены ежеквартально, не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом (приказом Ростехнадзора от 08.06.2006 № 557).

Кто должен платить?

Согласно Методическим указаниям, плата за загрязнение окружающей природной среды взимается с предприятий, учреждений, организаций и других юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, на которой они основаны, включая совместные предприятия с участием иностранных юридических лиц, и граждан, которым предоставлено право ведения производственно-хозяйственной деятельности на территории Российской Федерации.

Плата за загрязнение взимается с природопользователей, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую природную среду:

  • выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных источников;
  • сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ;
  • размещение отходов.

Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.98 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон № 89-ФЗ) к отходам производства и потребления относятся вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению. Под размещением отходов понимается их хранение и захоронение.

Порядок расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду

При расчете платы ставка платы умножается на величину соответствующего вида загрязнения (с учетом коэффициентов), а затем полученные показатели суммируются по всем видам загрязнений. Плата за сверхлимитные размеры выбросов (сбросов) загрязняющих веществ или объемы размещаемых отходов, взимается с пятикратным повышающим коэффициентом. Нужно понимать, что если у природопользователя нет оформленного в установленном порядке разрешения на выброс (сброс) загрязняющих веществ, размещение отходов, тогда вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная Правила расчета платы содержатся в пунктах 3—6 Порядка.

Исключение составляют предприятия и организации, отнесенные к субъектам малого и среднего предпринимательства.

Письмом от 13 июля 2015 г. № 12-47/16251 Минприроды России напоминает, что с 1 июля 2009 г. субъектам малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, не требуется разрабатывать и представлять в уполномоченные органы, проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Для указанных субъектов лимитами на размещение являются количества отходов, фактически направленные на размещение в соответствии с отчетностью об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности).

При этом Министерство, фактически, указывает, что приведенный порядок установления лимитов на размещение отходов применяется как к отходам, образуемых субъектами малого и среднего предпринимательства, так и к отходам, принимаемым указанными лицами от других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Также Минприроды России уведомляет, что плата за размещение отходов в пределах показателей, указанных в отчетности, исчисляется, как за размещение отходов в пределах лимитов.

Расчет представляется плательщиком в одном экземпляре в территориальное Управление Росприроднадзора не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом. Расчеты могут быть предоставлены в Управление на бумажном носителе лично или почтовым отправлением, в электронном виде с использованием ЭЦП.

Расчет, представляемый на бумажном носителе должен быть пронумерован, прошнурован и скреплен печатью. Расчет платы направляется с сопроводительным письмом, содержащим перечень приложений.

Ответственность за неуплату и несвоевременную уплату

По статье 8.41 КоАП РФ за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду должностным лицам грозит штраф от 3000 до 6000 руб., а организации — от 50 тыс. руб. до 100 тыс. руб.

Специалисты компании doc-e помогут вам составить расчеты платы НВОС. Исходными данными для составления отчета служат первичные бухгалтерские документы и справки (например, справка 4-топливо (либо просто справка о количестве израсходованного топлива по видам), акты вывоза ТБО и справки о сдаче других видов отходов). Если у вас остались вопросы о составлении отчета НВОС позвоните нам и мы с удовольствием проконсультируем вас.

Обзор изменений законодательства в области расчета и взимания платы за НВОС

Платежная база

Платежная база в зависимости от вида пользования водными объектами определяется как:

• объем воды, забранной из водного объекта;

• объем продукции (выполненных работ, оказанных услуг), произведенной при пользовании водным объектом без забора воды;

• площадь акватории используемых водных объектов;

• объем сточных вод, сбрасываемых в водные объекты.

Минимальные и максимальные ставки платы установлены Федеральным законом от 06.05.98 № 71-ФЗ «О плате за пользование водными объектами» в следующих размерах:

Вид водопользования Единицы измерения Ставка платы, руб.
мини­мальная макси-мальная_
Забор воды 1000 воды, забранной из водных объектов в пределах установленных лимитов 60,0 370,0
1000 воды, забранной из территориального моря и внутренних морских вод 2,0 7,0
Эксплуатация гидроэлектростанций 1000 кВт-ч вырабатываемой электроэнергии 4,0 20,0
Сплав леса 1000 древесины, сплавля­емой в плотах и кошелях, на каждые 100 км сплава 680,0 1400,0
Добыча полезных ископаемых, размещение объектов организованной рекреации, плавательных средств, коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования, а также проведение буровых, строительных и иных работ 1 площади использования акватории водных объектов 5,2 21,9
Сброс сточных вод в водные объекты в пределах установленных лимитов 1 000 сточных вод 7,0 55,0

Минимальные и максимальные ставки платы в вышеприведенных уста­новленных пределах по бассейнам рек, озерам, морям и экономическим рай­онам устанавливаются Правительством РФ.

Окончательные ставки платы устанавливаются с учетом установленных максимальных и минимальных размеров законодательными (представитель­ными) органами субъектов РФ.

Эти ставки определяются по категориям пла­тельщиков в зависимости:

• от вида пользования водными объектами;

• от состояния водных объектов;

• от местных условий водообеспечения населения и хозяйственных объ­ектов.

Если региональным законодательством не установлены окончательные ставки платы по категориям плательщиков, применяются минимальные став­ки, установленные Правительством РФ.

Ставки платы увеличиваются в пять раз по сравнению с установленными в следующих случаях:

• при заборе или сбросе воды сверх установленных лимитов (месячных или годовых) — в части такого превышения;

• при пользовании водными объектами без соответствующей лицензии (разрешения) — по сравнению со ставками, обычно устанавливаемы­ми в отношении такого пользования на основании лицензии или раз­решения (Это увеличение не может служить основанием для освобождения плательщика, осуществляющего пользование водными объектами без соответствующей лицензии (разрешения), от ответственности, предусмотренной законодательством РФ).

Законом г. Москвы от 27.02.2002 № 9 «О ставках и льготах по плате за пользование водными объектами» (действующая редакция от 19.02.2003) установлены следующие размеры ставок платы:

Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 131; Нарушение авторских прав?;

Рекомендуемые страницы: