Расчет авансового платежа по транспортному налогу 2018

В некоторых регионах Российской Федерации при оплате транспортного налога нужно вносить авансовые платежи. В 2020 были внесены некоторые изменения, поэтому теперь организации при подсчёте суммы аванса обязаны учитывать повышающий коэффициент.

Но плюс в том, что данное правило распространяется только на те компании, которые владеют машинами высокой стоимости (3 миллиона рублей или больше).

Раньше было по-другому: значение коэффициента учитывалось при оплате всего отчётного периода.

Чтобы узнать, какой авансовый платёж нужно платить по транспортному налогу, в каких случаях его платить и как рассчитать его сумму, нужно один раз хорошо разобраться, и тогда трудностей с его оплатой больше не возникнет.

Что это такое

Авансовые платежи по транспортному налогу — это платежи, которые вносятся предварительно, то есть не в конце отчётного периода, а во время его продолжения.

Данные авансы обязаны платить все организации, на счету которых числятся транспортные средства, указанные в статье Налогового кодекса о внесении авансовых платежей. Конечно, есть и исключения.

Поскольку налоговые авансы на автомобили устанавливаются на региональном уровне, то в некоторых частях России авансовый платёж является необязательным (субъекты решили отказаться от внесения этих платежей по транспортному налогу). Таких случаев немного, но всё же есть.

То, что платёж региональный, также даёт преимущество налоговым инспекциям отдельных областей определять свои сроки, ставки, а также характерные черты расчёта авансов.

Авансовые платежи имеют различия в зависимости от вида транспорта. Имеет значение вид автомобиля, его марка, мощность двигателя.

По индивидуальной формуле рассчитываются и те суммы, которые вносятся на льготной основе (например, некоторые пенсионеры, герои СССР и т.д. платят за транспортный налог меньше, поэтому и авансы за него тоже будут составлять меньшую сумму).

В каких случаях платится

Многие интересуются, в каких же случаях платить авансовые платежи, ведь видов транспортных средств много, а это значит, что критериев для определения того, должны или не должны те или иные владельцы разных средств передвижения оплачивать обязательный налоговый платёж.

Транспортные средства, которыми владеют организации, платят за них транспортный налог, вносят авансовые платежи, называются объектами налогообложения.

К ним относятся:

  • транспортные средства, передвигающиеся по земле (легковые и грузовые автомобили, мотороллеры и мотоциклы, гусеничные машины, автобусы и т.д);
  • используемый зимой наземный транспорт типа мотосаней и снегоходов;
  • воздушные средства передвижения (вертолёт, самолёт и т.д.);
  • транспортные средства, эксплуатация которых осуществляется на воде. К ним относятся моторные катамараны и лодки, корабли, яхты, гидроциклы, катера.

Из вышесказанного понятно, что авансовый платёж оплачивается в случаях не только с наземным, но и с водным и воздушным транспортом.

Здесь тоже есть исключения. Организации-владельцы некоторых вышеперечисленных транспортных средств могут не платить авансовые платежи, если эти средства являются:

  • лодками или катамаранами без мотора (управляемые вёслами);
  • легковыми автомобилями, созданными специально для людей с ограниченными физическими возможностями;
  • речными и мореплавательными суднами, используемыми в качестве промышленной техники;
  • лодками с двигателем мощностью до ста лошадиных сил;
  • легковыми машинами, полученными органами социальной защиты в соответствии с законом. Их мощность не должна превышать ста лошадиных сил;
  • моторными лодками с мощностью двигателя до пяти лошадиных сил;
  • водными и воздушными транспортными средствами, используемыми для перевозки пассажиров и груза;
  • автомобилями, которые приобретены организациями для пользования в сельскохозяйственной отрасли (перевозка скота, молока, птиц и т.п.);
  • автомобилями, которые находятся под владением исполнительных органов и используются в военной службе;
  • медицинским воздушным транспортом;
  • транспортные средства, которые считаются находящимися в угоне;
  • зарегистрированными в мировом реестре судов морскими суднами;
  • буровыми судами и установками, морскими платформами.

Оплатить транспортный налог онлайн через портал Госуслуги поможет статья: оплатить транспортный налог онлайн через Госуслуги.

Какой транспортный налог на 150 лошадей в Московской области, смотрите в таблице.

Как рассчитать авансовый платёж по транспортному налогу

Расчёт авансового платежа по транспортному налогу 2020 для юридических лиц проводится организациями самостоятельно. Для него используется формула

1/4*НБ*СТН.

На первый взгляд, эти буквы ничего не говорят, но рассчитать сумму авансового платежа можно очень просто, разобравшись с составляющими данной формулы.

Они означают следующее:

  • СТН — ставка на транспортный налог, установленная на региональном уровне и допустимые пределы которой указаны в налоговом законодательстве;
  • НБ — налоговая база.

Для наземных транспортных средств налоговая база — это мощность двигателя, для воздушных — тяга двигателя (реактивного), а для водных — валовая вместимость.

Если автомобиль имеет высокую стоимость, то к общей формуле нужно умножить ещё и повышающий коэффициент. Он устанавливается Налоговым кодексом РФ.

Но даже юридические лица, владеющие элитными автомобилями, имеют возможность не платить авансовый платёж. Как правило, существует два перечня машин высокой стоимости.

Если транспортное средство стоит более 3 млн. рублей и не записано ни в одном из перечней, то его владелец имеет право платить и налог, и его авансовые платежи по формуле для обычных автомобилей.

Как рассчитать за неполный год

Бывают случаи, когда автомобиль снимается с учёта и ставится на него во время налогового периода.

Из этого следует, что организация не сможет ни оплатить транспортный налог и авансовые платежи, ни предоставить отчёт по их оплате, поскольку транспортное средство какое-то время пребывало за пределами наблюдения налоговой службы.

В такой ситуации из общей суммы платежа нужно вычесть месяца пребывания автомобиля не на учёте, проделав определённую операцию.

При этом формула будет отличаться от вышеуказанной:

1/4*НБ(N/3)*СТН

Значение аббревиатур СТН и НБ аналогично значениям предыдущей формулы.

N — число месяцев, во время которых автомобиль или другое транспортное средство было зарегистрировано на определённое юридическое лицо.

Как платить

Оплата авансовых платежей мало чем отличается от обычной оплаты транспортного налога.

Единственное, что составляет отличие — вписывание других цифровых значений в бланк, поскольку мы от общей предполагаемой суммы налога на транспорт должны высчитать сумму авансовых платежей.

Бланк для оплаты также ничем не отличается и выглядит таким образом.

Его необходимо заполнить чёрной, фиолетовой или синей ручкой и отправить в налоговую инспекцию.

Существует несколько способов отправки бланка в отделение НС:

  • доставка лично в руки. Вы просто относите бланк в ближайшее отделение по месту регистрации, где отдаёте его работникам;
  • отправка по почте. Необходимо оформить заказное письмо на имя одного из работников. Перед отправкой лучше связаться с налоговой инспекцией, чтобы вам сказали все контакты: адрес, имя того, кому письмо отправляется и т.д.;

Если нет времени, то просто отправьте письмо, указав на конверте полное название налоговой службы.

  • отправка по электронной почте. Лучше, опять же, позвонить в отделение, где вам подробно расскажут что, как и куда нужно присылать.

Сроки

Авансовые платежи по транспортному налогу должны быть переведены на счёт налоговой службы до определённого срока, указанного в законодательстве субъекта. Это может быть как первый, так и второй или даже третий квартал.

Транспортный налог оплачивается до установленной даты следующего за предыдущим года. То есть, если вы ещё не оплатили авансовые платежи за 2020 год, то можете это сделать до определённой в Налоговом кодексе даты.

Например, новый платёж 2020 года можно оплачивать уже с 1 октября, а значит, что старый платёж к этому времени уже должен быть уплачен.

Чтобы оплатить предварительные авансы, налоговая служба отводит ровно месяц. Вносить платежи можно до последнего рабочего дня. Это крайний срок.

Транспортный налог, а, следовательно, авансовые платежи считаются оплаченными, когда средства будут переведены в банк. Продумайте дату отправки денег заранее, чтобы не получилось недоразумений.

Оплата на следующий после крайнего срока рабочий день уже считается просрочкой.

Но есть одно исключение: иногда можно оплатить авансовые платежи на следующий рабочий день, если платёжный бланк был отправлен в налоговую службу раньше, чем банк закрыл счёт для оплаты налога за отчётный период.

Если же вы всё-таки просрочили оплату, то вам будут начисляться пени за каждый день её отложения (выходные и праздничные дни тоже считаются).

Оплачивать пени можно как вместе с оплатой авансовых платежей за новый срок, так и сразу после просрочки.

Чтобы рассчитать сумму, которую нужно оплатить за просроченный период, воспользуйтесь следующей формулой:

СР*Д*1/300*СД,

где

СР — ставка транспортного налога в день просрочки,

Д — количество просроченных дней,

СЗ — налоговая задолженность.

Оплачивать транспортный налог и авансовые платежи обязательно, так как это предусмотрено Федеральным законом.

Рассчитать сумму авансовых платежей несложно, главное — не ошибиться со значениями ставок, периодов и т.д. и выбрать правильную для вашего случая формулу.

О том, как узнать транспортный налог по номеру автомобиля без ИНН, рассказывается в статье: узнать транспортный налог по номеру автомобиля.

Как платить транспортный налог на кредитный автомобиль, .

Транспортный налог для чернобыльцев описывается на странице.

Видео: Видео урок на тему, как платить налоги он-лайн

Предыдущая статья: Как оплатить транспортный налог онлайн через Госуслуги Следующая статья: Судебный приказ о взыскании транспортного налога

Новая редакция Ст. 3 НК РФ

1. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

2. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.

Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

Абзац третий утратил силу.

3. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

4. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

5. Абзацы первый — второй утратили силу.

Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.

6. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы, страховые взносы), когда и в каком порядке он должен платить.

7. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента).

Комментарий к Статье 3 НК РФ

Настоящая статья закрепляет основные принципы налоговой политики в РФ и основы налогового законодательства РФ. Налоговая политика основана на принципах:

— конституционный принцип всеобщности налогообложения, в соответствии с которым каждое лицо без каких-либо исключений должно посредством налогов участвовать в финансировании общегосударственных расходов и уплачивать законно установленные налоги и сборы;

— принцип равного налогообложения, провозглашающий общеобязательность уплаты налогов и равенство всех плательщиков перед налоговым законом;

— принцип соразмерности налогов, устанавливающий прежде всего справедливость и реальную возможность налогоплательщика уплатить налог.

Абзац 1 п. 2 настоящей статьи устанавливает еще один принцип, на котором основывается налоговая политика РФ — конституционный принцип, который не допускает нарушение конституционных прав граждан и принципа равенства налогоплательщиков, то есть дискриминацию.

В соответствии со ст. 19 Конституции РФ «запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности».

И настоящий Кодекс провозглашает принцип, затрагивающий социально-политические аспекты налогообложения, не допускающий дискриминацию налогоплательщиков по политическим, идеологическим, этническим, религиозным и другим признакам.

Абзац 2 п. 2 настоящей статьи состоит из нормы, затрагивающей экономические аспекты законодательства и провозглашающий принцип, не допускающий установление дифференцированных ставок налогов и сборов либо налоговых льгот в зависимости от форм собственности, гражданства физического лица и места происхождения капитала. В связи с этим, к примеру, введение повышенных ставок налога для частных предприятий по сравнению с государственными или для иностранных граждан по сравнению с российскими недопустимо.

Налоговая политика преследует фискальные и нефискальные цели.

К фискальным целям относится увеличение налоговых поступлений.

К нефискальным целям можно отнести способы государственного управления через механизм налогообложения: дифференцированные ставки налогообложения по субъектам, увеличение состава затрат, относимых на себестоимость, увеличение амортизационных отчислений, введение налоговых льгот, расширение или уменьшение базы налоговых расчетов, альтернативные налоговые обязательства и др.

При этом абз. 1 п. 2 настоящей статьи носит открытый характер, а абз. 2 п. 2 настоящей статьи, напротив, содержит закрытый (ограниченный) перечень. Таким образом, установление дифференцированных ставок налогов и сборов, а также налоговых льгот в зависимости от других критериев (кроме указанных в настоящем абзаце — формы собственности, гражданства физических лиц и места происхождения капитала) вполне допустимо. Так, различные ставки налогов могут устанавливаться законодателем в зависимости от родства лиц (налог на дарение), размеров полученных доходов (подоходный налог), вида реализуемых товаров (НДС), цены иска (государственная пошлина), категорий земель (земельный налог) и т.д. Различные льготы предусматриваются в связи с различием в имущественном положении граждан (подоходный налог), направлений расходования денежных средств (налог на прибыль) и т.д.

Пункт 3 настоящей статьи устанавливает один из принципов налоговой политики Российской Федерации: принцип экономической обоснованности налогообложения конкретным видом налога или принцип экономической обоснованности установления налогов.

Экономическая обоснованность установления налога прежде всего должна быть выражена в эффективности, самоокупаемости налогов, то есть суммы, взимаемые государством по каждому отдельному налогу, должны превышать затраты на его сбор, обслуживание и контроль.

Установление налога не может быть произвольным.

Также при установлении налога должны учитываться последствия как для экономики страны, так и для налогоплательщика.

Пункт 4 настоящей статьи закрепляет принцип единства экономического пространства Российской Федерации, который не допускает как введение региональных налогов, которое может ограничивать свободное перемещение товаров, услуг, финансовых средств или законную деятельность налогоплательщика в пределах единого экономического пространства, так и введение региональных налогов, которое позволяет формировать бюджеты одних территорий за счет налоговых доходов других территорий либо переносить уплату налогов на налогоплательщиков других регионов.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Конституции РФ «в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности».

Таким образом, установление налогов, нарушающих единство экономического пространства России, не допускается. В частности, не допускаются налоги, ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивающие или создающие препятствия законной деятельности хозяйствующих субъектов. Недопустимо установление дополнительных пошлин, сборов или повышенных ставок на товары, происходящие из других регионов страны или вывозимые в другие регионы.

В любом случае, когда в результате установления налога или сбора налогоплательщику экономически невыгодно осуществлять свою деятельность в пределах нескольких регионов, такой налог должен признаваться незаконным.

Пункт 4 настоящей статьи НК РФ соответствует ст. 34 Конституции РФ, согласно которой «каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности».

Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.

Таким образом, Налоговый кодекс РФ закрепляет принцип налоговой политики РФ — принцип законного установления налогов и сборов, который означает, что если такие платежи и взносы не предусмотрены Налоговым кодексом РФ или введены с нарушением порядка, предусмотренного настоящим Кодексом, то такие платежи и взносы не отвечают вышеуказанному принципу и не могут считаться законными. Следовательно, никто не обязан уплачивать незаконные платежи или взносы.

Однако, факт несоответствия закону платежа или взноса, являющегося, по сути, налогом или сбором, должен быть установлен в судебном порядке, и только после этого возможно неисполнение требований нормативного акта, устанавливающего такие налоги или сборы.

Статья 17 настоящего Кодекса закрепляет общие условия установления налогов и сборов. При этом налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

— объект налогообложения;

— налоговая база;

— налоговый период;

— налоговая ставка;

— порядок исчисления налога;

— порядок и сроки уплаты налога.

Пункт 6 настоящей статьи закрепляет принцип удобного налогообложения или ясности норм налогового законодательства, устанавливающий правило, согласно которому налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика, а акты о налогах для него должны быть понятны.

Хотя в п. 6 ст. 3 настоящего Кодекса принцип определенности направлен в первую очередь на акты законодательства о налогах и сборах, он должен непосредственно применяться и к нормативным правовым актам исполнительных органов о налогах и сборах. Ведь в соответствии со ст. 4 НК РФ эти акты должны соответствовать законодательству о налогах и сборах.

Во взаимосвязи с п. 6 настоящей статьи следует рассматривать п. 7 настоящей статьи. В случае нарушения принципа определенности, ясности норм законодательства о налогах и сборах все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сбора).

Это имеет непосредственное практическое значение при рассмотрении налоговых споров в судебном порядке.

В соответствии с п. 3 ст. 5 настоящего Кодекса акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу. Следовательно, п. 7 настоящей статьи имеет обратную силу.

Налогоплательщики могут применять п. 7 настоящей статьи для своей защиты в административном или судебном порядке.

Однако одного лишь внутреннего убеждения налогоплательщика о наличии противоречий и неясностей недостаточно, необходимо официальное подтверждение (судебным или иным государственным органом, рассматривающим дело) данного факта как основания для применения п. 7 ст. 3 настоящего Кодекса. Но мнение государственных органов также само по себе не является основанием для применения п. 7 ст. 3 настоящего Кодекса.

Окончательные ответы на данные вопросы могут быть выработаны в ходе судебной практики применения Налогового кодекса.

Другой комментарий к Ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации

1. Обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы закреплена ст. 57 Конституции РФ, что и воспроизведено в п. 1 ст. 3 Кодекса.

В пункте 1 ст. 3 Кодекса закреплен принцип всеобщности и равенства налогообложения, основанный на конституционном принципе равенства, — ч. 1 ст. 19 Конституции РФ закреплено, что все равны перед законом и судом.

Положения, развивающие принцип всеобщности и равенства налогообложения, закреплены в п. 2 комментируемой статьи.

2. Как установлено ч. 2 ст. 19 Конституции РФ, государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Соответственно, в п. 2 ст. 3 Кодекса в развитие принципа всеобщности и равенства налогообложения предусмотрено следующее:

налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев;

не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

КС России в Определении от 14 декабря 2004 г. N 451-О <*> указал, что согласно взаимосвязанным положениям ст. 8 (ч. 2), 19 (ч. 1 и 2) и 57 Конституции РФ регулирование налоговых отношений должно отвечать требованиям конституционного принципа равенства, в том числе независимо от организационно-правовой формы осуществления предпринимательской деятельности. Это предполагает закрепление в законе правовых гарантий возложения на равных субъектов налогообложения равного налогового бремени. Из данных требований исходит и Кодекс, предусматривающий, что налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев, а также запрещающий установление дифференцированных ставок налогов и сборов, налоговых льгот в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

———————————
<*> Справочные правовые системы.

Вместе с тем, также указал КС России, как следует из правовой позиции КС России, выраженной в ряде его решений, в том числе в Постановлении от 27 апреля 2001 г. N 7-П <*>, принцип равенства не исключает возможность установления различных правовых условий для различных категорий субъектов права, однако такие различия не могут быть произвольными, они должны основываться на объективных характеристиках соответствующих категорий субъектов. Данная правовая позиция, имеющая общее значение для всех отраслей законодательного регулирования, применительно к сфере налоговых отношений означает, что конституционный принцип равенства не препятствует законодателю использовать дифференцированный подход к установлению различных систем налогообложения для индивидуальных предпринимателей и организаций в том случае, если такая дифференциация обусловлена объективными факторами, включая экономические характеристики объекта налогообложения и налогооблагаемой базы.

———————————
<*> СЗ РФ. 2001. N 23. Ст. 2409.

3. В пункте 3 ст. 3 Кодекса установлен принцип экономической обоснованности налогов и сборов: налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

В связи с этим представляет интерес позиция ВС России, выраженная в Определении Верховного Суда РФ от 17 ноября 2004 г. по делу N 9-Г04-24 <*>: в соответствии с п. 3 ст. 3 Кодекса налоги и сборы должны иметь экономическое основание, а не обоснование; Кодексом не предусмотрено обязательного включения в тексты законодательных актов о налогах экономического обоснования.

———————————
<*> Справочные правовые системы.

4. В соответствии с ч. 1 ст. 8 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

На основании приведенного конституционного положения в п. 4 ст. 3 Кодекса установлен запрет на установление налогов и сборов, нарушающих единое экономическое пространство Российской Федерации, и, в частности, прямо или косвенно ограничивающих свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо на иное ограничение или создание препятствий не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

Согласно правовой позиции, изложенной КС России в Постановлении от 21 марта 1997 г. N 5-П <*>, федеральный законодатель устанавливает федеральные налоги и сборы в соответствии с Конституцией РФ, самостоятельно определяя не только их перечень, но и все элементы налоговых обязательств; установление налога субъектом Российской Федерации означает его право самостоятельно решать, вводить или не вводить на своей территории соответствующий налог (поскольку исчерпывающий перечень региональных налогов порождает только право, но не обязанность установить налог), а также конкретизацию им общих правовых положений, в том числе детальное определение субъектов и объектов налогообложения, порядка и сроков уплаты налогов, правил предоставления льгот, способов исчисления конкретных ставок (дифференцированные, прогрессивные или регрессивные и т.д.).

———————————
<*> СЗ РФ. 1997. N 13. Ст. 1602.

Данная правовая позиция, как указал КС России, имеет общее значение и касается всех налогов, в том числе местных; в частности, положение о том, что определение смысла понятия «установление налогов и сборов» возможно только с учетом основных прав человека и гражданина, закрепленных в ст. 34 и 35 Конституции РФ, а также конституционного принципа единства экономического пространства, распространяется и на установление налогов и сборов органами местного самоуправления; иное понимание смысла содержащегося в ст. 132 (ч. 1) Конституции РФ понятия «установление местных налогов и сборов» противоречило бы действительному содержанию указанной статьи Конституции РФ (Определение КС России от 5 февраля 1998 г. N 22-О <*>).

———————————
<*> Вестник КС РФ. 1998. N 3.

5. Как установлено п. 5 ст. 3 Кодекса, ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено Кодексом.

КС России в Определении от 8 июня 2004 г. N 224-О <*>, исходя из приведенного положения п. 5 комментируемой статьи, указал, что при оценке любого платежа по существу — независимо от того, какое название он носит, — необходимо учитывать приведенные в законе характеристики налогов и сборов. При определении основных параметров обязательных платежей, взносов, пошлин и сборов, их отдельных видов и особых разновидностей (включая платежи, которые могут взиматься вне зависимости от результата корреспондирующего их уплате встречного действия со стороны публичной власти) федеральный законодатель исходит из необходимости обеспечения постепенного перехода от одной налоговой системы к другой в установленной Конституцией РФ процедуре.

———————————
<*> Справочные правовые системы.

6. В пункте 6 ст. 3 Кодекса закреплен принцип определенности норм законодательства о налогах и сборах.

В соответствии с п. 6 комментируемой статьи при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Элементы налогообложения, которые должны быть определены при установлении налога, указаны в ст. 17 Кодекса (см. комментарий к ст. 17 Кодекса).

Пунктом 6 комментируемой статьи также установлено, что акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

Как указал КС России в Определении от 18 января 2001 г. N 6-О <*>, критерий определенности правовой нормы как конституционное требование к законодателю был сформулирован КС России в Постановлении от 25 апреля 1995 г. N 3-П <**> и конкретизирован в ряде последующих его решений. В частности, в Постановлении от 8 октября 1997 г. N 13-П <***> КС России указал, что законы о налогах должны быть конкретными и понятными и что неопределенность налоговых норм может привести к не согласующемуся с принципом правового государства произволу государственных органов и должностных лиц в их отношениях с налогоплательщиками и к нарушению равенства прав граждан перед законом.

———————————
<*> СЗ РФ. 2001. N 10. Ст. 995.

<**> СЗ РФ. 1995. N 18. Ст. 1708.

<***> СЗ РФ. 1997. N 42. Ст. 4901.

7. В пункте 7 ст. 3 Кодекса установлена презумпция невиновности налогоплательщика: все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

КС России в Определении от 16 октября 2003 г. N 329-О <*> указал, что по смыслу положения, содержащегося в п. 7 ст. 3 Кодекса, в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности. Правоприменительные органы не могут истолковывать понятие «добросовестные налогоплательщики» как возлагающее на налогоплательщиков дополнительные обязанности, не предусмотренные законодательством. Изложенные правовые позиции нашли отражение в сохраняющих свою силу решениях Конституционного Суда Российской Федерации (Определения от 25 июля 2001 г. N 138-О <**> и от 4 декабря 2000 г. N 243-О <***>). Разрешение же вопроса о добросовестности либо недобросовестности налогоплательщика при исполнении им налоговых обязанностей, как связанное с установлением и исследованием фактических обстоятельств конкретного дела, относится к компетенции арбитражных судов или судов общей юрисдикции.

———————————
<*> Справочные правовые системы.

<**> СЗ РФ. 2001. N 32. Ст. 3410.

<***> Справочные правовые системы.

В отношении применения нормы п. 7 ст. 3 Кодекса Пленум ВАС России в п. 4 Постановления от 28 февраля 2001 г. N 5 предписал судам при рассмотрении налоговых споров, основанных на различном толковании налоговыми органами и налогоплательщиками норм законодательства о налогах и сборах, оценивать определенность соответствующей нормы.

Налогообложение предприятий, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом , осуществляется согласно действующему законодательству .
Особенности налогообложения заключаются в уплате специфических налогов и сборов: налог с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов , сбор за загрязнение окружающей среды , сбор в Пенсионный фонд (ПФ) при покупке автомобиля , таможенные пошлины.
Существенных различий при обложении НДС и налогом на прибыль грузоперевозок , осуществляемых в Украине , от других операций нет. Согласно подпункту 3.1.1 Закона о НДС , услуги по перевозке грузов автомобильным транспортом является объектом обложения налогом на добавленную стоимость. От налогообложения освобождены только операции по перевозке пассажиров городским транспортом и автомобильным транспортом в пределах района , тарифы на которые регулируются в установленном законом порядке , за исключением операций по предоставлению пассажирского транспорта в аренду (подпункт 5.1.13 Закона о НДС).
Следует иметь в виду , что согласно п. 4.2 Закона о НДС , стоимость услуг непроизводственного назначения , расходы на которые не относятся к валовым расходам производства , облагается НДС исходя из фактической цены операции , но не ниже обычных цен. Расходы , связанные с осуществлением перевозок грузов в производственных целях , включаются в состав валовых расходов в соответствии с подпунктом 5.2.1 Закона о прибыли. Класс профессионального риска производства для уплаты сбора на страхование от несчастных случаев — 33.
Налог с владельцев транспортных средств
Порядок начисления и уплаты налога с владельцев транспортных средств регулируется Законом . Налогоплательщики ( юридические лица) самостоятельно исчисляют сумму обязательства по налогу по ставкам , указанным в ст. Из Закона .
При приобретении автотранспортного средства налог уплачивается перед его регистрацией по срокам уплаты не наступили , начиная с квартала , в котором происходит регистрация. То есть если автотранспортное средство подлежит регистрации в июне , то налог уплачивается в полном объеме за II квартал и, следовательно , последующие кварталы отчетного года. Течение 10 дней со дня регистрации автотранспортного средства предприятие -владелец обязано подать Расчет налога утвержденной формы в налоговые органы по местонахождению предприятия и по месту постоянного базирования автотранспортного средства.
Ставки налога с владельцев транспортных средств зависят от объема цилиндра двигателя или мощности электродвигателя и установленные Законом ; этим же Законом предусмотрено и льготы по уплате транспортного налога.
Налог с владельцев транспортных средств не является платежом , связанным исключительно с приобретением автомобиля , и должен уплачиваться ежегодно , поэтому сумма уплаченного налога при покупке автомобиля включается в состав расходов отчетного периода как в бухгалтерском , так и в налоговом учете.
Расчет налога составляется на основании бухгалтерских отчетных данных о количестве транспортных средств и других самоходных машин и механизмов по состоянию на 1 января текущего года и подается налогоплательщиком в орган государственной налоговой службы по местонахождению и месту постоянного базирования транспортных средств в следующие сроки:
— Для годового отчетного периода — в срок 60 календарных дней после последнего календарного дня отчетного ( налогового) года;
— За приобретенные в течение года транспортные средства Расчет подается в орган государственной налоговой службы в 10- ден- дневный срок после их регистрации в соответствующих органах;
— За транспортные средства , приобретенные в течение года , налог уплачивается перед их регистрацией по срокам уплаты ( кварталам) , не наступившим начиная с квартала , в котором проведена регистрация транспортного средства.
Налогоплательщик может подать Расчет в орган государственной налоговой службы на бумажном носителе или в электронной форме.
На титульном листе Расчета налогоплательщик указывает название предприятия , учреждения , организации , местонахождение , телефон , текущий счет , идентификационный код по Единому государственному реестру предприятий и организаций Украины , название органа государственной налоговой службы , куда подается этот Расчет.
Форма Расчета заполняется в следующем порядке: в графе вносятся:
— Гр. 1 — порядковый номер;
— Гр. 2 — код транспортного средства по Гармонизированной системе описания и кодирования товаров;
— Гр. С и 4 — название марки и модели транспортного средства;
— Гр. 5 — объем цилиндров двигателя в разрезе каждой марки и модели транспортного средства;
— Гр. 6 — данные о количестве однородных транспортных средств в разрезе марок и моделей;
— Гр.7 — ставка налога , применяемая при расчете налога с каждых 100 см3 объема цилиндров двигателя;
— Гр. 8 — сумма начисленного налога отдельно по каждому транспортным средством , вычисленная по формуле
По транспортным средствам с электродвигателем налог начисляется умножением ставки налога на количество киловатт мощности электродвигателя;
— Гр. 9 — код льготы (согласно справочника льгот) , по которой полностью или частично транспортное средство освобождается от уплаты налога;
— Гр. 10 — сумма льгот , предоставленных транспортными средствами;
— Гр. 11 — общая сумма налога, подлежащая уплате за отчетный год при подаче общего или уточненного Расчета (гр. 8 — гр. 10).
Сумма налога , подлежащая уплате (гр. 11) , округляется ( меньше 50 коп. — Отбрасывается, а 50 коп. И больше — округляется до 1 гривни и разбивается плательщиком на четыре равные части , каждая по 25 процентов от общей суммы налога итогового строке ) и отражается налогоплательщиком в Расчете по квартальным срокам уплаты .
Расчет налога подписывается руководителем предприятия и главным бухгалтером ( указываются их фамилии , имена и отчества , проставляются дата , месяц и год составления Расчета) , скрепляется печатью и подается в орган государственной налоговой службы.
Сбор за загрязнение окружающей природной среды
Объектом начисления этого сбора для автотранспорта объем фактически использованных видов горючего , в результате сожгу -» ния которого образуются загрязняющие вещества. При Расчет суммы сбора к уплате осуществляется плательщиками; самостоятельно ежеквартально нарастающим итогом с начала ; отчетного года , исходя из фактически использованного горючего Ц его вида , на основании нормативов сбора и корректирующих коэффициентов, учитывающих численность жителей населенного ! пункта и его народнохозяйственное значение. При расчете суммы сбора используется такая единица ! измерения, как тонна. Отметим , что механизм перерасчета ! литров в тонны основывается на использовании показателя плотности ! конкретного вида бензина. Как правило , информацию о коэффициентах
Сбор уплачивается двумя платежными поручениями : ЗО % от общей суммы направляется в Государственный фонд охраны окружающей среды в составе государственного бюджета , 70% — в местные фонды охраны окружающей среды.
Рассмотрим отражение в налоговом и бухгалтерском учете начисления и уплаты сбора за загрязнение окружающей среды на примере.
В течение I квартала 2002 г. предприятием было израсходовано бензина неэтилированного 500 кг и дизельного топлива 1800 кг.
Предприятие зарегистрировано и находится в г. Киеве.
Исходные данные:
норматив сбора за дизельное топливо составляет 3 грн.т ;
норматив сбора за бензин — 3 грн. / т;
коэффициент , который устанавливается в зависимости от количества жителей , — 1,8;
коэффициент , который устанавливается в зависимости от народнохозяйственного значения населенного пункта , — 1,25.
При расчете суммы сбора используется формула
Таким образом ,
Явп = ((0,5 • 3) (1,8 • 3)) • 1,8 • 1,25 = 15,53 грн.
Бухгалтерские проводки:
1. Отражение начисления сбора к оплате:
Д- т 92 К -т 641 15,53 грн.
2. Уплата сбора:
Д- т 641 К- т 311 15,53 грн.
Начислен сбор в полном объеме включается в валовые расходы предприятия.
При регистрации легкового автомобиля покупатель платит сбор в Пенсионный фонд Украины по месту регистрации в размере З% стоимости автомобиля , определенной на основании одного из документов:
— Договора купли -продажи ( без НДС);
— Договора мены;
— Справки-счета торговой организации — продавца ;
— Справки органов таможенной службы;
— Акта экспертной оценки стоимости автомобиля и других документов , подтверждающих его стоимость.
В налоговом учете , согласно подпункту 5.2.5 ст. 5 Закона о прибыли , этот сбор включается в состав валовых расходов соответствующего отчетного периода.
При импорте автотранспортного средства на таможенную территорию Украины необходимо оплатить такие таможенные платежи:
— Таможенные сборы;
— Ввозная пошлина и акцизный сбор;
— НДС — в размере 20% таможенной стоимости автотранспортного средства , увеличенной на сумму акцизного сбора , пошлины , других обязательных налогов и сборов.
Кроме того , возможна оплата услуг брокеров , таможенных и других государственных органов (например , экспертную оценку автомобиля с целью установления года его производства , за сертификацию новых автотранспортных средств , то есть ранее не используемых и не зарегистрированных в уполномоченных органах страны , из которой они ввозятся ) и тому подобное. В бухгалтерском и налоговом учете указанные расходы включаются в первоначальную стоимость автотранспортного средства.

55. Транспортный налог: основные элементы налогообложения.
Транспортный налог является региональным налогом, обязательным к уплате на территории того субъекта РФ, на территории которого он введен законом соответствующего субъекта РФ.
Транспортный налог с 1 января 2003 г. устанавливается НК (разд. 9 «Региональные налоги и сборы» гл. 28 «Транспортный налог») и законами субъектов РФ о налоге.
Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта РФ определяют ставку налога в пределах, установленных НК, порядок и сроки его уплаты.
При установлении налога законами субъектов РФ могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения транспортным налогом.
По транспортным средствам, зарегистрированным на физических лиц, приобретенным и переданным ими на основании доверенности на право владения и распоряжения транспортным средством до момента официального опубликования гл. 28 НК, налогоплательщиком является лицо, указанное в такой доверенности.
Объектом налогообложения признаются зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ транспортные средства: автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства.
Перечень транспортных средств, не являющихся объектом налогообложения транспортным налогом, установлен в п. 2 ст. 358 НК.
Налоговым периодом признается календарный год.
Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ в размерах, указанных в ст. 361 НК. Налоговые ставки могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов РФ, но не более чем в пять раз.
Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом срока полезного использования транспортных средств.
Порядок исчисления налога. Сумма налога, если иное не предусмотрено НК, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.
Налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога самостоятельно. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками – физическими лицами, рассчитывается налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Порядок, сроки уплаты налога и налоговая отчетность. Уплата налога производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов РФ.
Налогоплательщики, являющиеся организациями, представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговую декларацию в срок, установленный законами субъектов Российской Федерации.
Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.