Пути повышения ликвидности

Содержание



SCIENCE TIME

БЮДЖЕТНАЯ ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ РЕГИОНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2009-2014 ГГ.

Гордиенко Михаил Сергеевич, Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, г. Москва

E-mail: GordienkoMikhail@yandex.ru

Аннотация. Статья посвящена вопросам бюджетной обеспеченности регионов Российской Федерации в 2009-2014 гг. Рассмотрены основные показатели обеспеченности как с учетом, так и без учета безвозмездных поступлений, представлены текущие и долгосрочные меры стабилизации и направления деятельности профильных ведомств рассматриваемой сферы.

Ключевые слова: бюджет, налоги, проблемы экономики.

Прочность финансового суверенитета государства зависит от обеспеченности финансовыми ресурсами составляющих его структурных элементов. В государстве с федеративным устройством, к которому относится Российская Федерация, такими базовыми элементами являются субъекты федерации или регионы страны. Анализ бюджетной обеспеченности регионов Российской Федерации, на возможном к рассмотрению ретроспективном горизонте с 2009 по 2014 гг., позволит оценить стабильность проводимой ранее региональной финансовой политики в стране, а также выявить тенденции на перспективу.

Показатель средней обеспеченности регионов Российской Федерации за 2009-2014 гг., представленный на рис.1, свидетельствует об улучшении финансовой обеспеченности региональных бюджетов в 2010-2011 гг., так как показатель был близок к 100 %. Это связанно, прежде всего, с реализацией объемной программы по социально-экономической поддержке и финансово-экономическому стимулированию активности экономических субъектов в стране, принятой сразу после мирового кризиса 2008-2009 гг. Однако после этого наблюдается спад до 92,76 % в 2013 году, отчасти компенсированный (+2,15 %) в 2014 году.

SCIENCE TIME

110 100

98.49 99,54

94,73 уЬ,ЬЬ 92,76 94,91

2010 2011 2012 2013

-Соотношение доходов и расходов бюджетов регионов РФ

Рис. 1 Средняя бюджетная обеспеченность регионов Российской Федерации в 2009-2014 гг., %

Рассматривая динамику структуры бюджетной обеспеченности в разрезе федеральных округов Российской Федерации, видно, что наибольшее сокращение и наихудшими показателями обеспеченности в 2013 г. характеризуются уральский (86,53 %), сибирский (89,48 %) и южный (87,37 %) федеральные округа, что показано на рис.2. Такая тенденция связана в первую очередь с сокращением объемов налогов, сборов и иных обязательных платежей, аккумулируемых в консолидированном бюджете области, а, следовательно, и федерального округа, а также — ограниченными возможностями федерального центра по финансовой поддержке регионов при помощи безвозмездных поступлений (дотаций, субсидий, субвенций, иных межбюджетных поступлений) в острый кризисный и посткризисный периоды.

1 11Л

100 80 60 40 20 -0 1 ■ ЦФО

■ ■ ■ ■ — — ■ 1 ■ 1 — — ■ ■ ■ СЗФО ■ ЮФО ■ СКФО ■ ПФО ■ УФО ■ СФО ■ ДФО

2009 2010 2011 2012 2013 2014

Рис. 2 Средняя бюджетная обеспеченность федеральных округов Российской Федерации в 2009-2014 гг., %

Если рассматривать показатели бюджетной обеспеченности регионов Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений, то перед нами предстанет фактическое состояние дел в региональной бюджетно-налоговой сфере. В этом случае основные показатели уже не будут такими позитивными,

как в проведенном выше анализе.

Нужно отметить, что в прошлом году показатель бюджетной обеспеченности регионов Российской Федерации является максимальным по сравнению со всем анализируемым периодом — средняя бюджетная обеспеченность составляет 78,14 %, что показано в табл.1 ниже.

Таблица 1

Соотношение доходов и расходов консолидированных бюджетов субъектов РФ без учета безвозмездных поступлений, %

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Субъекты РФ 2009 2010 2011 2012 2013 2014

Российская федерация 70,97 77,43 78,14 77,20 75,22 78,14

Центральный федеральный округ 76,98 88,21 89,97 85,58 85,31 86,06

Северо-зап. федеральный округ 75,85 82,52 81,63 81,13 81,12 82,05

Южный федеральный округ 65,88 70,95 66,88 68,08 69,83 72,62

Северо-кавказский федеральный округ 30,08 37,32 33,73 35,39 33,85 37,59

Приволжский федеральный округ 68,11 68,75 70,57 74,17 74,30 74,05

Уральский федеральный округ 87,11 87,67 87,82 85,78 78,65 90,72

Сибирский федеральный округ 64,54 75,09 74,10 72,91 68,53 68,82

Дальневосточный федеральный округ 59,20 59,50 62,33 65,08 60,09 69,74

Это означает, что каждый региональный бюджет в среднем дефицитен на 21,86 % по итогам прошлого 2014 года и данную величину необходимо компенсировать из средств федерального бюджета России.

Рассматривая анализируемый показатель в разрезе федеральных округов Российской Федерации, можно провести их классификацию по итогам 2014 года. Так, наиболее обеспеченным федеральным округом за прошедший год является Уральский федеральный округ (90,72 %), включающий в себя регионы, ориентированные по большей части на экспорт сырья и энергоресурсов, а также их промышленную обработку. Следом идут не менее благополучные Центральный (86,06 %) и Северо-западный федеральные округа (82,05 %), концентрирующие в себе наибольшее количество экономически активных хозяйствующих субъектов, функционирующих не только в сфере промышленности, но и в сфере оказания услуг и др. Положение, чуть ниже среднего по стране, занимают Приволжский (74,05 %), Южный (72,62 %), Дальневосточный (69,74 %) и Сибирский (68,82 %) федеральные округа. Наибольшие проблемы с бюджетной обеспеченностью испытывает Северокавказский федеральный округ, имеющий собственные финансовые ресурсы по итогам прошлого года только на 37,59 %.

На общем негативном фоне выделяются отдельные субъекты федерации-рекордсмены, не только показывающие полную обеспеченность, но и

Таким образом, данные прошедшего 2014 года свидетельствует о кратковременной стабилизации в финансовой ситуации в вышеуказанных регионах, однако, кризисные явления в финансово-экономической сфере Российской Федерации проявляются и даже усиливаются в настоящем. По прогнозам Минэкономразвития спад ВВП России в январе-апреле 2015 года может составить 3,5-3,7 %, предварительные расчёты независимых экспертов свидетельствуют о спаде в этот же период времени в 4 %. Причем по данным Росстата в прошлом месяце фактически прекратился рост номинальных зарплат, а их падение в реальном выражении (с учетом инфляции) ускорилось с 9,3 % в марте до 13,2 %, а в целом за четыре месяца падение уже превышает 10 %. Вслед за этим ускорилось падение розничного товарооборота и платных услуг, ускорился спад инвестиций — до 4,8 %, а ранее Росстат сообщал о довольно значительном и неплановом спаде промышленного производства в апреле — на 4,5 % также после снижения на 0,4 % в марте .

Очевидно, что без оперативных реформ экономику ждут рецессия или стагнация, так как по самым оптимистичным прогнозам экономика России начнет восстанавливаться только в следующем 2016 г. МВФ прогнозирует долгий и вялый рост при динамике не выше 1,5 % в год.

Приведенные факты свидетельствуют о необходимости решения вопросов по повышению финансовой обеспеченности регионов Российской Федерации, меры по реализации которых находят своё отражение в антикризисной деятельности Правительства в текущем году. Так, в начале года был принят план первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году . В 2015-2016 годах планируется реализовать меры, направленные на активизацию структурных изменений в экономике России, достижение положительных темпов роста и макроэкономической стабильности в среднесрочной перспективе: стабилизировать работу важнейших системообразующих организаций ключевых отраслей, достигнуть сбалансированности рынка труда, снизить инфляцию и смягчить последствия роста цен на социально значимые товары и услуги для семей с низким уровнем доходов.

Ключевыми первостепенными задачами деятельности исполнительных органов власти в рамках реализации плана в течение оставшихся месяцев 2015 г обозначено:

— поддержать импортозамещение и экспорт по широкой номенклатуре не сырьевых, а особенно высокотехнологичных, товаров;

— содействовать развитию малого и среднего предпринимательства за счёт снижения финансовых и административных издержек;

— содействовать привлечению оборотных и инвестиционных ресурсов с приемлемой стоимостью в наиболее значимые сектора экономики, в том числе при реализации гособоронзаказа;

— компенсировать дополнительные инфляционные издержки наиболее социально уязвимым категориям граждан (пенсионеры, семьи с несколькими детьми и др.);

— снизить напряжённость на рынке труда и поддержать занятость;

— оптимизировать бюджетные расходы за счёт выявления и сокращения неэффективных затрат, концентрации ресурсов на приоритетных направлениях развития и выполнении публичных обязательств государства;

— повысить устойчивость банковской системы и создать механизм санации проблемных системообразующих организаций.

Основные разделы плана включают в себя направления по:

— активизации экономического роста — стабилизационные меры, меры по импортозамещению и поддержке несырьевого экспорта, снижение издержек бизнеса, поддержку малого и среднего предпринимательства;

— поддержке важнейших отраслей экономики — пересмотр приоритетности мероприятий государственных программ, федеральных целевых программ, федеральной адресной инвестиционной программы для финансирования наиболее приоритетных направлений и дополнительных антикризисных мероприятий. Предусмотрены меры по поддержке сельского хозяйства, жилищного строительства и жилищно-коммунального хозяйства, промышленности и топливно-энергетического комплекса, транспорта;

— обеспечению социальной стабильности — содействие изменению структуры занятости, социальная поддержка граждан, меры в сфере здравоохранения, обеспечения лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения.

Планом предусматривается проведение мониторинга и контроля ситуации в экономике и социальной сфере.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Следует отметить, что приведенный перечень первоочередных мероприятий не является исчерпывающим и будет динамически обновляться новыми антикризисными мерами.

При более детальном рассмотрении разделов плана можно отметить, что в рамках перечня первоочередных мероприятий, запланировано увеличение бюджетных ассигнований на предоставление бюджетных кредитов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации при условии реализации субъектами РФ региональных планов обеспечения устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году, подкреплённое соответствующим

федеральным законом. На эти цели запланировано выделение до 160 млрд. руб., ожидаемый результат от которых — обеспечение сбалансированности и сокращение стоимости долга консолидированных бюджетов субъектов России .

Отдельно необходимо выделить важную меру стимулирования региональной экономики, а значит и повышения финансовой прочности и самостоятельности региональных бюджетов — увеличение субсидирования организаций транспорта, осуществляющих региональные воздушные перевозки пассажиров на территории Российской Федерации, и формирование региональной маршрутной сети Российской Федерации в целях сохранения полетов по безальтернативным маршрутам в населенные пункты, где авиационный транспорт является единственным круглогодичным видом транспорта. За это направление отвечают Минтранс, Минфин и Минэкономразвития России, причем ожидаемым результатом такой меры должно стать увеличение совокупного объема перевозок на внутренних линиях России.

Помимо собственно антикризисного плана, в рамках поручения президента России «О дополнительных мерах по стимулированию экономического роста» в ближайшее время планируется снижение налоговой нагрузки на региональные инвестиционные проекты. Предлагается субъектам федерации предоставить право на снижение налоговой нагрузки для участников региональных инвестиционных проектов в пределах общего объема их капитальных затрат путем снижения до 10 % ставки налога на прибыль организаций в части налога, поступающей в региональный бюджет, и до 0 % — в части налога, поступающей в федеральный бюджет Российской Федерации .

Пониженные ставки налога возможны к применению, начиная с налогового периода, в котором были получены первые доходы от реализации регионального инвестиционного проекта, но не позднее пяти лет с даты включения в реестр участников региональных инвестиционных проектов, и заканчивая отчётным (налоговым) периодом, в котором разница между суммой налога, исчисленного без применения пониженных ставок налога, и суммой налога, исчисленного с применением пониженных ставок налога, определённая нарастающим итогом, за эти отчётные периоды составит величину, равную объёму капитальных вложений.

При этом законопроектом предусмотрена возможность для участников региональных инвестиционных проектов отдельных субъектов Федерации выбрать действующий порядок предоставления льгот, либо порядок, предлагаемый законопроектом. Срок льготируемого периода для проектов с объёмом инвестиций до 500 млн. руб. ограничен 2027 годом.

SCIENCE TIME

Анализ данных бюджетной обеспеченности показал, что на сегодняшний день ситуация в финансовом положении регионов достаточно стабильная, так как средний уровень обеспеченности рос последние два года. Существуют регионы-лидеры по данному показателю, как правило, имеющие профиль сырьевых-добывающих и промышленных-обрабатывающих центров. Существуют традиционные регионы с предельно низкими показателями, являющиеся уже долгое время резко дотационными. Все же остальные — это регионы, финансовое состояние которых во многом зависит от ситуации в экономики страны в целом. Именно этот показатель в последнее время имеет наиболее дискуссионный характер и побуждает исполнительные органы государственной власти России, а также научное и экспертное сообщество объединиться над работой по выработке стабилизирующих и стимулирующих мер.

Проведенное исследование подтверждает актуальность сформированных мер стабилизации и дает возможность спрогнозировать постепенное повышение бюджетной обеспеченности регионов Российской Федерации в долгосрочном периоде.

Литература:

1. Минфин // Официальный сайт. Информационно-аналитический раздел. . — URL: http://info.minfin.ru/

3. Распоряжение Правительства РФ от 27 января 2015 года № 98-р . — URL: http://government.ru/

4. Распоряжение Правительства РФ от 22 мая 2015 года № 926-р . — URL: http://government.ru/

Пути повышения ликвидности и платежеспособности предприятия

Платежеспособность организации обуславливается воздействием не только внутренних факторов, но и внешних. К внешним факторам относятся: общее состояние экономики, ее структура, государственная бюджетная и налоговая политика, процентная и амортизационная политика, состояние рынка и т. д. Считать причиной неплатежей только позицию руководства организации совершенно неправомерно. По существу неплатежи представляют собой стремление организации возместить недостаток оборотных средств. С одной стороны, организации вынуждены функционировать в условиях роста издержек производства за счет повышения цен на сырьевые и топливно-энергетические ресурсы, повышения заработной платы. С другой стороны, платежеспособный спрос на продукцию не является стабильным. Это вынуждает организации откладывать платежи поставщикам, увеличивая разрыв между ликвидными средствами и краткосрочными обязательствами, что и показал анализ.

Низкий уровень платежеспособности, выражающийся в недостатке денежной наличности и наличии просроченных платежей, может быть случайным (временным) и хроническим (длительным). Поэтому, анализируя состояние платежеспособности предприятия, нужно рассматривать причины финансовых затруднений, частоту их образования и продолжительность просроченных долгов.

Причинами неплатежеспособности могут быть:

а) невыполнение плана по производству и реализации продукции, повышение ее себестоимости, невыполнение плана прибыли и как результат недостаток собственных источников самофинансирования предприятия;

б) неправильное использование оборотного капитала: отвлечение средств в дебиторскую задолженность, вложение в сверхплановые запасы и на прочие цели, которые временно не имеют источников финансирования;

в) иногда причиной неплатежеспособности является не бесхозяйственность предприятия, а несостоятельность его клиентов;

г) высокий уровень налогообложения, штрафных санкций за не своевременную или неполную уплату налогов также может стать одной из причин неплатежеспособности субъекта хозяйствования.

В первую очередь следует установить выполнение плана по поступлению денежных средств от операционной, инвестиционной и финансовой деятельности и выяснить причины отклонения от плана. Особое внимание следует обратить на использование денежных средств, так как даже при выполнении доходной части бюджета предприятия перерасходы и нерациональное использование денежных средств могут привести к финансовым затруднениям.

Расходная часть финансового бюджета предприятия анализируется по каждой статье с выяснением причин перерасхода, который может быть оправданным и неоправданным. По итогам анализа должны быть выявлены резервы увеличения планомерного притока денежных средств для обеспечения стабильной платежеспособности предприятия в перспективе.

В первую очередь необходимо добиться сбалансированности объемов положительного и отрицательного потоков денежных средств, поскольку и дефицит, и избыток денежных ресурсов отрицательно влияет на результаты хозяйственной деятельности.

Ликвидность и уровень платежеспособности предприятия снижается при дефицитном денежном потоке, что приводит к росту просроченной задолженности предприятия по кредитам банку, поставщикам, персоналу по оплате труда.

При избыточном денежном потоке происходит потеря реальной стоимости временно свободных денежных средств в результате инфляции, замедляется оборачиваемость капитала по причине простоя денежных средств, теряется часть потенциального дохода в связи с упущенной выгодой от прибыльного размещения денежных средств в операционном или инвестиционном процессе.

Для достижения сбалансированности дефицитного денежного потока в краткосрочном периоде разрабатывают мероприятия по ускорению привлечения денежных средств и замедлению их выплат.

Мероприятия по увеличению положительного денежного потока в долгосрочном периоде:

1) дополнительная эмиссия акций;

2) дополнительный выпуск облигационного займа;

3) привлечение долгосрочных кредитов;

4) привлечение стратегических инвесторов;

5) продажа части долгосрочных финансовых вложений.

6) продажа или сдача в аренду неиспользуемых видов основных средств.

Мероприятия по сокращению отрицательного денежного потока в долгосрочном периоде:

1) снижение суммы постоянных издержек предприятия;

2) сокращение объема реальных инвестиций;

3) сокращение объема финансовых инвестиций;

4) передача в муниципальную собственность объектов соцкульбыта.

Заключительным этапом оптимизации является обеспечение условий максимизации чистого денежного потока предприятия, рост которого обеспечивает повышение уровня самофинансирования предприятия, снижает зависимость от внешних источников финансирования.

Повышение суммы чистого денежного потока может быть обеспечено за счет следующих мероприятий:

— снижения суммы постоянных издержек предприятия;

— снижения уровня переменных издержек;

— проведения эффективной налоговой политики;

— использования метода ускоренной амортизации;

— продажи неиспользуемых видов основных средств, нематериальных активов и запасов;

— усиления претензионной работы с целью полного и своевременного взыскания штрафных санкций и дебиторской задолженности.

Результаты оптимизации денежных потоков должны находить отражение при составлении финансового плана предприятия на год с разбивкой по кварталам и месяцам.

Есть варианты развития событий, к примеру, руководству предприятия следует стимулировать объемы продаж

Предлагаем оптимизировать бизнес-процессы, связанные с ежедневным движением денежных средств, разработать документы, регламентирующие порядок осуществления платежей.

1. Дипломная работа Пути повышения ликвидности и платежеспособности предприятия (на примере ООО «НефтеГазСервис»)

Частное профессиональное образовательное учреждение
«ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Дипломная работа
Пути повышения ликвидности и
платежеспособности предприятия (на
примере ООО «НефтеГазСервис»)
Работу выполнил студент гр. БУ(1) – 134, Лазарева Е. А.
Руководитель Беляева Людмила Сергеевна
Цель – провести анализ финансовых результатов деятельности предприятия и
найти пути повышения показателей ликвидности и платежеспособности.
Поставленные задачи:
— определить значение и сущность понятия ликвидности и платежеспособности
предприятия;
— выявить методику проведения анализа;
— разработать основные направления по улучшению показателей ликвидности и
платежеспособности предприятия
— описать экономическую характеристику предприятия ООО «НефтеГазСервис»;
— провести финансовый анализ деятельности предприятия ООО «НефтеГазСервис»
за 2013-2015 года;
— проанализировать ликвидность и платежеспособность предприятия ООО
«НефтеГазСервис» за 2013-2015 года;
— найти пути повышения ликвидности и платежеспособности предприятия ООО
«НефтеГазСервис»;
— рассчитать экономический эффект по предложенным рекомендациям.
База – ООО «НефтеГазСервис» (ООО «НГС»).
Объект – финансовая деятельность предприятия ООО «НефтеГазСервис».
Предмет – анализ ликвидности и платежеспособности данного предприятия.

3. Краткая характеристика предприятия

ООО «НефтеГазСервис» является крупнейшим поставщиком
трубопроводной арматуры и промышленного оборудования для
нефтегазодобывающей, перерабатывающей, энергетической и
других отраслей современной промышленности.
Принципы предприятия ООО «НефтеГазСервис»:
1. Стратегия качества.
2. Взаимовыгодное сотрудничество.
3. Ответственность и соучастие.
4. Стратегия развития.

4. Анализ ликвидности и платежеспособности предприятия ООО «НефтеГазСервис» за 2013 – 2015 года, в тыс. руб.

Активы, пассивы
2015
2014
2013
1
2
3
4
А1
258904
211224
29541
А2
1383326
1113676
1208257
А3
6271527
5778519
5634130
А4
3612147
3210610
3190922
А1+А2
1642240
1324900
1237798
П1
3519918
2895304
3168363
П2
4793323
4651409
4564426
П3
9226
8079
164160
П4
2750405
2680356
3633273
П1+П2
8313241
7546713
7732789

5. Соотношения активов и пассивов ООО «НефтеГазСервис» за 2013 – 2015 года, в тыс. руб.

Соотношение
Платежный излишек (недостаток)
активов и
2015
2014
2013
1
2
3
4
А1-П1
-2909459
-2684080
-3490377
А2-П2
-3181090
-3537733
-3585066
А3-П3
6108367
5770440
5624904
А4-П4
-21126
530254
440517
(А1+А2)-(П1+П2)
-6090549
-6221813
-7075443
пассивов

6. Основные коэффициенты ликвидности и платежеспособности предприятия ООО «НефтеГазСервис» за 2013 – 2015 годы

Показатель
Расчет, в тыс. руб.
Рекоменду-емое
значение
1
2015
2014
2013
2
3
4
Коэффициент
5
0, 2 – 0, 25
абсолютной
ликвидности
Коэффициент
0, 8 – 1
=0, 3
быстрой
(промежуточной)
ликвидности
Коэффициент
текущей
ликвидности
1, 0 – 2, 0
= 1, 6

7. Показатели финансовой устойчивости предприятия ООО «НефтеГазСервис» за 2013 – 2015 года, в тыс. руб.

Показатель
2015
2014
2013
Изменения
1
2
3
4
5
Запасы
4854310
4650800
4370282
484028
Собственные
3633273 –
2680356 – 3210610 =
2750405 –
461643
оборотные средства
3612147 = 21126
-530254
3190922 =
-440517
Излишек (+) или
-22385
недостаток (-)
собственных
оборотных средств
для формирования
запасов
Собственные и
3633273 +
2680356 +
2750405 +
долгосрочные
2591216 –3612147=
2700588 – 3210610 =
1908265 –
заемные источники
2612342
2170334
3190922 =
1144594
1467748
Излишек (+) или
недостаток (-)
собственных и
долгосрочных
заемных источников
4477096

8. Продолжение таблицы

для формирования
запасов
Общая величина
3633273 + 2591216
2680356 + 2700588
2750405 + 1908265
источников
+ 646337 – 3612147
+ 832000 – 3210610
+ 597400 – 3190922
= 3258679
= 3002334
= 2065148
Излишек (+) или
1193531
709503
недостаток (-)
общей величины
основных
источников для
формирования
запасов
Трехкомпонентный
0; 0; 0
0; 0; 0
0; 0; 0

Кризисная
Кризисная
Кризисная

показатель
Тип финансовой
устойчивости

9. Рекомендации

В дипломной работе были разработаны рекомендации по
совершенствованию
коэффициентов
ликвидности
и
платежеспособности ООО «НефтеГазСервис»
Предложено сократить дебиторскую задолженность, продать
незавершенный строительный объект и погасить кредиторскую
задолженность.

10. Оценка экономической эффективности от реализации рекомендаций

Предположим, предприятию удалось снизить
дебиторскую задолженность хотя бы на 50%.
Также, для снижения дебиторской
задолженности также можно провести с ОАО
«Ижнефтемаш» взаимно расчетные операции
на 400000 тыс. руб.
Далее продажа незавершенного
строительного объекта на сумму 240006 тыс.
руб. и погашение кредиторской
задолженности на сумму 269374 тыс. руб.

11. Основные коэффициенты ликвидности и платёжеспособности предприятия ООО «НефтеГазСервис»

После внедрения рекомендаций по укреплению платежеспособности
предприятия ООО «НефтеГазСервис»:
Показатель
11
Расчет, в тыс. руб.
Рекомендуемое значение
Кати Воометс 31.03.2020

  • Кошелёк

Чрезвычайное положение привело к снижению доходов многих семей, и для улучшения финансового положения необходимо приложить усилия для сокращения расходов и/или увеличению доходов. Согласно результатам исследования Института финансов Swedbank, у десятой части семей Эстонии отсутствуют сбережения, а у половины семей имеется финансовый буфер в размере их расходов на срок до трёх месяцев. Поэтому многие семьи финансово находятся в очень уязвимом положении.

Если у Вас возникла дыра в кошельке, вот – десять советов от Института финансов Swedbank, которые помогут улучшить финансовое положение Вашей семьи.

Простая истина – начните с таблицы Excel

Многие семьи полагаются на память и держат финансы в голове. Но без строгого учёта затрат сложно понять, на что и сколько было потрачено денег. Поэтому начните записывать расходы, а затем проанализируйте, как их можно сократить. Есть разные способы планирования: одни используют умные мобильные приложения (такие как Monefy, Wally, You Need a Budget) или Планировщик денег интернет-банка, другие предпочитают электронную таблицу Excel или бумагу и карандаш.

Получив обзор трат, установите строгие лимиты для каждой категории расходов. Например, за электричество 30 евро, за еду 250 евро и т. д. Попробуйте их придерживаться. Если в конце месяца окажется, что, например, электроэнергии потрачено намного меньше, чем планировалось, было бы целесообразно немедленно перевести оставшуюся сумму на сберегательный счёт.

Запишите счета, ожидающие оплаты

Запишите все счета, которые ожидают оплаты (сумма, срок оплаты, проценты и пени). Составьте график погашения и, прежде всего, оплатите те счета, по которым начисляются самые высокие проценты или срок оплаты которых ближе. Если счета начинают накапливаться, свяжитесь с предприятием, выставившим счёт, чтобы договориться о новом графике платежей или отсрочке, если это возможно.

Просмотрите пакеты услуг

Большинство из нас заключают контракты с поставщиками услуг и позже не проверяют, соответствуют ли они фактическим потребностям или мы за них переплачиваем. Если Вы обнаружите, что смотрите только три канала по телевизору, но платите за сотню, обратитесь к поставщику услуг за более выгодной сделкой или выясните, возможно, на рынке существует конкурирующая компания, которая предлагает такую ​​же услугу по гораздо более низкой цене. Аналогично, проверьте Ваши телефонные пакеты, пакеты электроснабжения и подключения к интернету.

Делайте разумный выбор в продуктовом магазине

Разработка еженедельного меню и составление списка покупок на его основе помогает предотвратить импульсивные покупки. Если Вы строго придерживаетесь своего списка покупок, то сможете избежать покупки ненужных продуктов, которые, например, предлагаются в рамках кампании. Само по себе приготовление пищи также является важным способом экономии. Еда собственного приготовления гораздо полезнее, чем готовые блюда. Например, мясо без маринада и специй зачастую дешевле и полезнее, а самостоятельно готовить смузи и салаты намного дешевле, чем покупать их в ресторане или кафе. Также важно сравнивать цены. Посмотрите и сравните цену за килограмм или литр для аналогичных продуктов (это напечатано мелким шрифтом на ценнике).

Оценивайте покупки по критерию, хочется – необходимо

Если Вы хотите определить для себя, где проходит грань между эмоциональным желанием и реальной потребностью, стоит спросить: «Мне это действительно нужно? И что произойдёт, если я не совершу покупку?». С помощью этого контрольного вопроса Вы сможете уберечь себя от множества покупок, вызываемых сиюминутными эмоциями, например, под воздействием заманчивых скидок и кампаний.

Откажитесь от разного рода зависимостей

У каждого человека есть свои пристрастия, которые стоят слишком больших денег. К ним можно отнести алкоголь, табачные изделия и углеводы. Небольшие на первый взгляд расходы могут за год составить значительную сумму. Отказавшись от некоторых зависимостей, Вы сэкономите как деньги, так и своё здоровье.

Подключайте детей к составлению бюджета

Поскольку дети сейчас проводят дома больше времени, чем обычно, это хорошая возможность вовлечь их в финансовое планирование семьи. Например, покажите детям, сколько денег уходит на жильё, транспорт, еду, развлечения и погашение различных кредитных обязательств. Научите своего ребёнка составлять список покупок и обсудите, как выбирать в магазине наиболее разумные варианты.

Избегайте ненужных долгов

В случае нехватки денег не берите новых кредитов. Как быстрые, так и потребительские кредиты требуют новых, более высоких затрат в виде комиссий и процентов. Если Вам всё ещё нужны кредитные деньги, стоит спросить себя, прослужит ли вещь, на которую Вы заимствуете, дольше, чем требуется для погашения кредита. Любые потребности в кредите должны быть тщательно продуманы ещё до подписания договора.

Откройте сберегательный счёт и платите себе в первую очередь

Для начала достаточно небольшой суммы – от десяти до двадцати евро в месяц, но за год набирается значительная сумма. Откройте новый банковский счёт в интернет-банке и назовите его отдельно, если хотите (например, Сбережения), было бы хорошо, если бы название соответствовало поставленной цели. Вы можете перемещать деньги между своими счетами бесплатно и в любое время. Когда Вы получаете зарплату, всегда платите в первую очередь себе, то есть сразу же откладывайте сэкономленную сумму. Если зарплата поступает Вам в определённый день каждого месяца, Вы можете сделать постоянное платёжное поручение, и тогда определённая сумма будет автоматически переводиться на другой счёт.

Попробуйте заработать дополнительные деньги

Не меньшее значение, чем накопление, имеет увеличение Ваших доходов. Если у Вас есть постоянная работа, но иногда в Вашем графике есть незанятые моменты, временные вакансии – это для Вас хороший вариант. Вы можете найти доступные в настоящий момент вакансии, на различных порталах, таких как GoWorkaBit или Среда временных рабочих мест Кассы по безработице.

Посмотрите также, что скрывают Ваши домашние шкафы. Одежда, которую никто не носит, детские игрушки, которые больше никому не нужны, или тренажёр, который стоит в углу и годами не используется? Со временем ценность этих вещей, как правило, не растёт. Сейчас – самое время сделать дома инвентаризацию и распродать всё лишнее. Используйте в качестве каналов продаж бесплатные порталы или собственные учётные записи в социальных сетях.

Ways of increasing the capital of a commercial bank

Semenova M. (Russian Federation) Пути увеличения капитала коммерческого банка Семенова М. Р. (Российская Федерация)

Семенова Медина Рамазановна / Semenova Medina — студент магистратуры, направление: финансовая экономика, Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь

Аннотация: в статье анализируются возможные источники прироста собственного капитала банка, рассмотрены их преимущества и недостатки. Abstract: the article analyzes the possible sources of growth of own capital of the Bank, examined their advantages and disadvantages.

Ключевые слова: собственный капитал, внутренние источники, внешние источники, недостатки, преимущества.

Keywords: equity capital, internal sources, external sources, disadvantages, advantages.

В последнее годы вопросы, связанные с оптимизацией собственного капитала банка, привлекают особо пристальное внимание мировой общественности и науки. Это обусловлено с тем, что от размера собственного капитала банка, его структуры во многом зависят финансовые результаты деятельности кредитной организации, а также возможности увеличения вложений в экономику страны и расширения спектра услуг, оказываемых клиентам банка.

Главной целью процесса управления банковским капиталом является привлечение и поддержка достаточного объема капитала для расширения деятельности и создания защиты от рисков. Собственный капитал банка, являясь определенным ресурсом и источником финансирования банковской деятельности, определяет образ банка, его возможности по осуществлению предпринимательской деятельности.

Усиленное давление на банки, угроза потери лицензии за невыполнение нормативов побуждает к необходимости в долгосрочном планировании объемов и источников роста капитала. Особое значение имеют два таких показателя как «норматив достаточности капитала» и «норматив мгновенной ликвидности». Значение первого показателя показывает, сколько в операциях банк использует собственного капитала. Высокий показатель говорит о том, что банк своими деньгами рискует больше, чем деньгами вкладчиков .

Среди источников прироста собственного капитала традиционно выделяют внешние (выпуск акций, облигаций) и внутренние (прибыль, переоценка фондов). Соотношение между ними определяется размерами и стратегией банка. Так, крупные банки, которые имеют доступ к национальным и международным финансовым рынкам имеют право на эмиссию обыкновенных, привилегированных акций или облигаций, для поддержания непрерывного роста своей деятельности. У менее крупных банков же возможности ограничены, так как они не могут привлечь инвесторов в связи с отсутствием соответствующей репутации, более низким уровнем платежеспособности . Рассмотрим более подробнее вышеназванные источники капитала, их преимущества и недостатки.

Привлечение капитала за счет внешних источников возможна несколькими способами: эмиссии акций, эмиссии капитальных долговых обязательств, продажи активов и аренды недвижимости.

Эмиссия и продажа привилегированных акций относятся к дорогостоящим способам, в связи с высокими издержками по размещению акций. Дополнительная эмиссия акций, как правило, приводит к увеличению сразу нескольких элементов собственного капитала: уставного капитала, эмиссионного дохода, резервного капитала.

К внешним источникам кредитные учреждения прибегают чаще всего тогда, когда нужно обеспечить быстрое поступление больших объемов средств. Такая ситуация может складываться в условиях гиперинфляции, когда капитал банков быстро обесценивается и прибыли не хватает даже на покрытие потерь. Если органами банковского надзора предусмотрены нормы достаточности капитала, то перед банками возникает задача в короткие сроки и существенным образом увеличить капитал, который возможно лишь за счет внешних источников .

По второму методу основным источником увеличения капитала является нераспределенная прибыль банка. Это один самых легких и сравнительно дешевых методов прироста капитала банка, который стремится расширить свою деятельность. Данный подход к увеличению капитала не несет в себе угрозы потери контроля над банком и снижения доходности акций вследствие увеличения их количества в обращении. Существенное влияние на прибыль оказывают изменения экономических условий, валютного курса, процентных ставок, другими словами, изменения, на которые банк не может оказать прямое влияние .

Чистая прибыль, оставшаяся в распоряжении банка после выплаты налогов, имеет немаловажное значение для управления капиталом банка. Низкий уровень прибыли ведет к медленному росту внутренних источников капитала, что говорит о повышении риска банкротства, сдерживании роста активов и доходов. Высокая доля прибыли, направленная на прирост капитала, приводит к снижению выплачиваемых дивидендов акционерам.

Недостатками данного метода пополнения капитала являются: прибыль, направляемая на прирост капитала, полностью облагается федеральными налогами; медленное наращивание капитала; зависимость от факторов, находящихся вне сферы прямого воздействия банка.

Собственный капитал банка является важным источником финансовых ресурсов и составляет основу деятельности банка. Он призван поддерживать доверие клиентов к банку и убеждать кредиторов в его финансовой устойчивости. Таким образом, собственные ресурсы банка должны быть достаточно велики, чтобы обеспечить уверенность заемщиков в способности банка удовлетворять их потребности в кредитах даже при неблагоприятно складывающихся условиях экономического развития народного хозяйства.

Литература