Публичные мероприятия

    doc Образец бланка уведомления о проведении собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований на территории Белоярского района
    doc Постановление администрации Белоярского района от 18 декабря 2012 года № 1938 «О порядке рассмотрения уведомлений о проведении публичных мероприятий на территории Белоярского района»
    docx Федеральный закон от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»
    docx Закон Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 8.06.2009 года № 81-оз «Об отдельных вопросах проведения публичного мероприятия в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре
    doc Очередность использования единого специально отведенного места в городском поселении Белоярский для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений

    Публичное мероприятие — открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.

    • собрание — совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов;
    • митинг — массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера;
    • демонстрация — организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации;
    • шествие — массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам;
    • пикетирование — форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации.

    Уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением публичного мероприятия, проводимого депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, депутатом представительного органа муниципального образования в целях информирования избирателей о своей деятельности при встрече с избирателями, а также собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. Уведомление о проведении публичного мероприятия депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, депутатом представительного органа муниципального образования в целях информирования избирателей о своей деятельности при встрече с избирателями (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается в срок не ранее 10 и не позднее 5 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц либо пикетирования, осуществляемого одним участником с использованием быстровозводимой сборно-разборной конструкции, создающей препятствия для движения пешеходов и транспортных средств, уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения, а если указанные дни совпадают с воскресеньем и (или) нерабочим праздничным днем (нерабочими праздничными днями), — не позднее четырех дней до дня его проведения. Если срок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия полностью совпадает с нерабочими праздничными днями, уведомление может быть подано в последний рабочий день, предшествующий нерабочим праздничным дням.
    Ответственные за прием и регистрацию уведомлений (приемная главы Белоярского района):

    • Черемисина Валентина Витальевна, специалист 1 категории общего отдела управления делами администрации Белоярского района;
    • Кузина Наталья Игоревна, специалист 1 категории общего отдела управления делами администрации Белоярского района.

    Телефон для получения консультации по вопросам организации и проведения публичного мероприятия (34670) 6-21-21, Мартынов Алексей Андреевич, ведущий специалист управления по местному самоуправлению администрации Белоярского района.
    Порядок организации и проведения публичных мероприятий устанавливается Федеральным Законом от 19 июня 2004 года №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
    Текст закона приводится в прилагаемом файле.

Вопрос 1: Понятие и виды массовых мероприятий в Республике Беларусь

Массовое мероприятие – это собрание, митинг, уличное шествие, демонстрация, пикетирование и иное массовое мероприятие.

Иное массовое мероприятие – спортивное, культурно-зрелищное, иное зрелищное мероприятие, религиозное мероприятие, проводимые в специально не предназначенных для этой цели местах под открытым небом либо в помещении.

Организаторами массового мероприятия, в котором предполагается участие до 1000 человек, и иного массового мероприятия независимо от количества предполагаемых участников могут выступать граждане Республики Беларусь, постоянно проживающие на ее территории, достигшие 18-летнего возраста и обладающие избирательным правом, указанные в данном качестве в заявлении о проведении массового мероприятия и принявшие обязательство в письменной форме по его организации и проведению, а также политические партии, профессиональные союзы и иные организации Республики Беларусь, зарегистрированные в установленном порядке, за исключением организаций Республики Беларусь, деятельность которых приостановлена в соответствии с законодательными актами.

Организаторами собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, в котором предполагается участие свыше 1000 человек, могут выступать только политические партии, профессиональные союзы и иные организации Республики Беларусь.

Заявление о проведении массового мероприятия подается его организатором (организаторами) в местный исполнительный и распорядительный орган, на территории которого планируется проведение массового мероприятия.

В заявлении указываются:

· цель, вид, место проведения, источник финансирования массового мероприятия;

· дата проведения, время его начала и окончания;

· маршрут движения, информация о транспортных средствах (марка, модель, регистрационный знак транспортного средства, фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется), место жительства (пребывания) лица, которое будет управлять транспортным средством), если массовое мероприятие будет проводиться с их использованием;

· предполагаемое количество участников;

· сведения об использовании пиротехнических изделий (вид, количество) и открытого огня, если массовое мероприятие будет проводиться с их использованием;

· меры по обеспечению общественного порядка и безопасности при проведении массового мероприятия;

· меры, связанные с медицинским обслуживанием, уборкой территории после проведения на ней массового мероприятия;

· дата подачи заявления.

К заявлению прилагается обязательство в письменной форме организатора (организаторов) или лица (лиц), ответственного (ответственных) за организацию и проведение массового мероприятия, по организации и проведению массового мероприятия.

Местными исполнительными и распорядительными органами определяются постоянные места для проведения массовых мероприятий, а также места, где их проведение не допускается, с сообщением об этом в средствах массовой информации.

Проведение массовых мероприятий не допускается:

· в местах, использование которых для этих целей запрещено решениями соответствующих местных исполнительных и распорядительных органов;

· на объектах метрополитена, железнодорожного, водного и воздушного транспорта;

· на расстоянии менее 200 метров от зданий официальной резиденции Президента Республики Беларусь, Национального собрания Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, подземных пешеходных переходов, станций метрополитена;

· на расстоянии менее 50 метров от зданий республиканских органов государственного управления, местных представительных, исполнительных и распорядительных органов, дипломатических представительств и консульских учреждений, судов, органов прокуратуры, территорий организаций, обеспечивающих обороноспособность, безопасность государства и жизнедеятельность населения (общественный транспорт, предприятия водо-, тепло- и энергообеспечения, учреждения дошкольного образования, учреждения общего среднего образования);

· на расстоянии менее 100 метров от зданий организаций здравоохранения;

· на расстоянии менее 300 метров от территорий ядерных установок, объектов, предназначенных для производства или хранения радиоактивных веществ и материалов, в том числе хранения ядерных материалов, отработавших ядерных материалов и (или) эксплуатационных радиоактивных отходов, на территориях этих объектов и в их санитарно-защитных зонах;

· на расстоянии менее 100 метров от зданий, сооружений, в которых осуществляются производство, хранение или реализация оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и материалов, производство или хранение пиротехнических изделий;

· на расстоянии менее 200 метров от зданий, сооружений, в которых находятся организации, на которые возложены функции редакций телевизионных и радиовещательных средств массовой информации, а также радиотелевизионных передающих станций и радиопередающих станций;

· на расстоянии менее 100 метров от территорий опасных производственных объектов, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества.

При проведении массового мероприятия его участники обязаны соблюдать общественный порядок и выполнять все законные требования организаторов проводимого массового мероприятия, сотрудников органов внутренних дел и представителей общественности, выполняющих обязанности по охране общественного порядка.

Во время проведения собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации или пикетирования их организаторам и участникам запрещается:

· препятствовать движению транспортных средств и пешеходов;

· создавать помехи для бесперебойного функционирования организаций;

· устанавливать палатки, иные временные сооружения;

· воздействовать в какой бы то ни было форме на сотрудников органов внутренних дел в целях воспрепятствования выполнению ими служебных обязанностей, а также на представителей общественности, выполняющих обязанности по охране общественного порядка;

· иметь при себе холодное, огнестрельное, газовое или иное оружие, взрывчатые вещества и боеприпасы, их имитаторы и муляжи, а также специально изготовленные или приспособленные предметы, использование которых может представлять угрозу жизни и здоровью людей либо причинить материальный ущерб гражданам и организациям;

· осуществлять пропаганду войны или экстремистскую деятельность, в том числе с использованием плакатов, транспарантов или иных средств;

· действовать методами, создающими угрозу общественной безопасности, жизни и здоровью участников указанных мероприятий или других лиц, либо скрывать свои лица под масками;

· пользоваться флагами, вымпелами, не зарегистрированными в установленном порядке, а также эмблемами, символами, плакатами и транспарантами, содержание которых направлено на причинение ущерба общественному порядку, правам и законным интересам граждан;

· совершать любые действия, нарушающие установленный порядок организации и проведения массового мероприятия, а также подстрекать к таким действиям любыми методами;

· участвовать в массовом мероприятии в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ;

· осуществлять реализацию алкогольных напитков и пива в местах проведения указанных мероприятий и в радиусе 500 метров прилегающих к ним территорий.

Во время проведения иных массовых мероприятий их организаторам и участникам запрещается:

· препятствовать движению транспортных средств и пешеходов;

· создавать помехи для бесперебойного функционирования организаций;

· воздействовать в какой бы то ни было форме на сотрудников органов внутренних дел в целях воспрепятствования выполнению ими служебных обязанностей, а также на представителей общественности, выполняющих обязанности по охране общественного порядка;

· иметь при себе холодное, огнестрельное, газовое или иное оружие, взрывчатые вещества и боеприпасы, а также специально изготовленные или приспособленные предметы, использование которых может представлять угрозу жизни и здоровью людей либо причинить материальный ущерб гражданам и организациям (за исключением спортивных мероприятий по видам спорта, в которых предусмотрено их использование);

· иметь при себе имитаторы и муляжи холодного, огнестрельного, газового или иного оружия, взрывчатых веществ и боеприпасов (за исключением театральных и иных творческих коллективов во время проведения ими представлений);

· осуществлять пропаганду войны или экстремистскую деятельность, в том числе с использованием плакатов, транспарантов или иных средств;

· действовать методами, создающими угрозу общественной безопасности, жизни и здоровью участников указанных мероприятий или других лиц;

· пользоваться эмблемами, символами, плакатами, транспарантами и иными средствами, содержание которых направлено на причинение ущерба общественному порядку, правам и законным интересам граждан;

· пользоваться флагами, вымпелами, не зарегистрированными в установленном порядке (за исключением театральных и иных творческих коллективов во время проведения ими представлений);

· совершать любые действия, нарушающие установленный порядок организации и проведения указанного мероприятия, а также подстрекать к таким действиям любыми методами;

· участвовать в указанном мероприятии в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ;

· осуществлять реализацию алкогольных напитков и пива в местах проведения указанных мероприятий и в радиусе 500 метров прилегающих к ним территорий.

Реализация алкогольных напитков и пива в местах проведения иных массовых мероприятий и в радиусе 500 метров прилегающих к ним территорий запрещается за два часа до начала и на время проведения этих мероприятий также организациям и лицам, не являющимся их организаторами и участниками, за исключением случаев реализации алкогольных напитков и пива в организациях (рестораны, кафе и т.п.), имеющих право на их торговлю в соответствии с законодательством Республики Беларусь, для запланированных ранее торжественных и ритуальных мероприятий.

Организаторы массовых мероприятий, сотрудники органов внутренних дел и представители общественности, выполняющие обязанности по охране общественного порядка, имеют право:

· ограждать территории мест проведения массовых мероприятий инженерными и техническими средствами, производить фотосъемку, аудио- и видеозапись участников массовых мероприятий, осуществлять пропускной режим;

· требовать от граждан покинуть место проведения массового мероприятия, если они нарушают общественный порядок и требования, установленные действующим законодательством;

· прекращать допуск граждан в место проведения массового мероприятия с учетом вместимости указанного места.

Сотрудники органов внутренних дел, выполняющие обязанности по охране общественного порядка, вправе проводить личный досмотр граждан и досмотр находящихся при них вещей, в том числе с помощью технических и специальных средств. Личный досмотр граждан производится лицом одного пола с досматриваемым. В случае отказа гражданина от личного досмотра либо от досмотра находящихся при нем вещей он не допускается в место проведения массового мероприятия.

Массовое мероприятие, а также подготовка к нему должны быть прекращены по требованию руководителя (его заместителя) соответствующего местного исполнительного и распорядительного органа, органа внутренних дел, организатора (организаторов) указанного мероприятия или лица (лиц), ответственного (ответственных) за организацию и проведение массового мероприятия, в случаях:

· если не было подано заявление или принято решение о запрещении проведения массового мероприятия;

· если нарушены требования действующего законодательства;

· возникновения опасности для жизни и здоровья граждан.

В случае отказа участников массового мероприятия от выполнения требований руководителя (его заместителя) соответствующего местного исполнительного и распорядительного органа, органа внутренних дел, организатора (организаторов) или лица (лиц), ответственного (ответственных) за организацию и проведение массового мероприятия, о прекращении массового мероприятия органами внутренних дел в соответствии с законодательством Республики Беларусь принимаются необходимые меры по прекращению массового мероприятия.

Ответственность за нарушение порядка организации или проведения массового мероприятия предусмотрена ст. 23.34 КоАП, ст. 369-3 УК.

Вывод по 1-му вопросу:

Таким образом, законодательством Республики Беларусь установлены строго определенные правила организации и проведения массовых мероприятий в целях обеспечения общественной безопасности.

По закону публичное мероприятие может проходить с 7:00 до 22:00 (статья 9) в любых пригодных для его целей местах, если его проведение не создаёт угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников (из ст. 8, ч. 1).
Федеральный закон устанавливает места, где проведение публичных мероприятий запрещается (статья 8, часть 2):
1) территории, непосредственно прилегающие к опасным производственным объектам и к иным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности;
2) путепроводы, железнодорожные магистрали и полосы отвода железных дорог, нефте-, газо- и продуктопроводов, высоковольтных линий электропередачи;
3) территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента Российской Федерации, к зданиям, занимаемым судами, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
4) пограничная зона, если отсутствует специальное разрешение уполномоченных на то пограничных органов.
Законами субъектов Российской Федерации могут быть определены дополнительные перечни мест, в которых запрещается проведение публичных мероприятий на территории данного субъекта федерации. То есть для выбора места проведения мероприятия нужно ознакомиться и с соответствующим законом своего региона. Например, часто на региональном уровне запрещается проведение публичных мероприятий вблизи вокзалов, зданий, занимаемых государственными органами, учебными заведениями, медучреждениями.
Территории объектов, являющихся памятниками истории и культуры, и объектов транспортной инфраструктуры, которые не входят в перечень запрещённых для проведения мероприятий, могут использоваться (например, объекты транспортной инфраструктуры – для автопробега), но с определёнными ограничениями. Эти ограничения также устанавливаются на уровне субъекта федерации.
Относительно недавно федеральный закон ввёл понятие «специально отведённые места» — это «единые специально отведённые или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения места». «В народе» они получили название «гайд-парки».
Плюс проведения публичного мероприятия в специально отведённом месте в том, что при определённой планируемой численности участников (как правило, до 100 человек, но в некоторых регионах до 200 человек или по значению нормы предельной заполняемости) уведомление о проведении мероприятия в органы власти подавать не требуется и получать их согласование тоже. Если планируется больше участников, чаще всего уведомление подавать нужно.
Перечень «специально отведённых мест» на территориях конкретных муниципальных образований определяется правительством региона, а порядок их использования, нормы предельной заполняемости и предельная численность лиц, участвующих в публичных мероприятиях на территории «гайд-парков», уведомление о проведении которых не подаётся, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.
Если вы уверены, что количество участников вашего публичного мероприятия будет не более ста человек, не хотите проходить через процедуру согласования, а на территории вашего муниципального образования «гайд-парк» расположен в довольно людном месте, тогда можете смело выбрать его для проведения мероприятия.
Однако нужно отметить, что перечень «специально отведённых мест» определён лишь в небольшом числе регионов, и некоторые из этих мест расположены далеко от центра населённого пункта или малолюдны. Например, «специально отведённые места» определены в Москве (площадки в парке Сокольники и около парка им. Горького), в Санкт-Петербурге (Марсово поле), Алтайском крае.
Если вы подумываете о возможности использования «специально отведённых мест» для проведения публичного мероприятия, нужно заранее убедиться в том, что правительство вашего региона разработало их перечень, и расположение этих мест позволит вам достичь цели вашего мероприятия. Затем ознакомьтесь с законом субъекта РФ и постановлением правительства региона, устанавливающим особенности использования «специально отведённых мест» именно в вашем регионе и вашем муниципальном образовании.

Рейтинг самых обсуждавшихся общественных событий 2014 года возглавил оппозиционный «Марш мира». На восьмом месте рейтинга – «Русский марш», на девятом – беспорядки на национальной почве в Пушкино. Как видим, тема российско-украинских отношений привлекала больше внимания, чем тема русского национализма. Среди многих аспектов происходящего на Украине – массовый поток украинских беженцев в Россию (третье место в рейтинге). Три строчки занимают события, в которых многие россияне увидели ущемление своих прав (или попытку их ущемления). Это возможное введение требования работать по специальности, борьба с курением и требование идентификации лиц, подключающимся к публичным сетям беспроводной связи.*

Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ

21 сентября. Оппозиционный «Марш мира» в нескольких городах России

Оппозиция провела «Марш мира» — акцию против военных действий на Украине. Цель мероприятия — «выразить и сформировать общественное мнение по поводу нарушения прав человека, Конституции РФ и международных обязательств».

Фото: Дмитрий Духанин, Коммерсантъ

2 декабря. Возможность принятия Госдумой поправок об обязательном применении профстандартов

Профстандарты — требования к работникам по уровню образования, стажу работы и набору умений. С 2016 года соответствовать им должны будут сотрудники госсектора, а с 2020 года — все остальные. Уже зарегистрированные стандарты касаются, в том числе, сотрудников СМИ, часть которых не сможет работать без профильного образования. В Министерстве труда позже заявили о возможности пересмотра уже принятых профстандартов.

Фото: Дмитрий Коротаев, Коммерсантъ

3 марта. Начало массового обращения украинцев за убежищем в России

По последним данным ООН, жертвами конфликта на Украине стали 4,3 тыс. мирных жителей, почти 10 тыс. были ранены. В результате боевых действий Донбасс оказался на грани гуманитарной катастрофы. Общее число украинских беженцев в России превышает 830 тыс. человек.

Фото: Дмитрий Лекай, Коммерсантъ

2 ноября. Первая массовая акция протеста врачей в Москве

В Москве на Суворовской площади прошел митинг медицинских работников против реформы системы здравоохранения, в рамках которой в столице планируется закрыть ряд медучреждений и сократить их работников. Количество участников оценивается в 4 тыс. человек.

Фото: Дмитрий Коротаев, Коммерсантъ

12 августа. Вступление в силу новых требований к автошколам

Стартовавшая реформа образования водителей может парализовать работу большинства автошкол в Москве. ГИБДД требует теперь обучать вождению на площадках минимальным размером 0,24 га, которых у большинства автошкол просто нет. Набор новых групп курсантов накануне уже был приостановлен: школы не имеют права учить, если их площадки не приняты ГИБДД по новым нормативам. Решения проблемы найдено не было.

Фото: Антон Белицкий, Коммерсантъ

1 июня. Вступление в силу новых ограничений для курильщиков

С 1 июня 2014 года под запрет подпало курение сигарет, сигар и кальянов в кафе, барах и ресторанах (до сих пор это можно было делать в изолированных помещениях), а также в гостиницах, поездах дальнего следования и на платформах пригородных электричек. Запрещена торговля табаком в киосках, а в магазинах вне закона оказались сигаретные витрины — покупателю должны предложить прейскурант на табак, набранный одинаковым шрифтом без логотипов производителей. Субъектам федерации даны полномочия вводить дополнительные запреты.

Фото: Антон Белицкий, Коммерсантъ

31 июля. Принятие постановления правительства, обязавшего операторов связи идентифицировать людей, подключающихся к публичным сетям Wi-Fi

Об анонимном доступе в интернет через Wi-Fi пользователям придется забыть, следует из утвержденных правительством правил. Для подключения к беспроводным сетям в общественных местах необходимо будет ввести номер своего мобильного телефона и получить от оператора связи код доступа либо воспользоваться учетной записью на портале госуслуг.

Фото: Глеб Щелкунов, Коммерсантъ

4 ноября. «Русский марш»

В московском Люблино прошло согласованное шествие националистов. По сообщениям МВД, в ходе него были задержаны 30 человек. Участники марша прошли шествием по улице Перерва до пересечения с Люблинской улицей у памятника Солдатам Отечества. После этого в Люблино состоялся рок-концерт группы «Коловрат», который посетили менее тысячи человек. Запланированному митингу помешал проливной дождь, из-за чего мероприятие было отменено.

Фото: Юрий Мартьянов, Коммерсантъ

15 мая. Беспорядки на национальной почве в подмосковном Пушкино

Беспорядками и разгромом вещевого рынка закончился «народный сход» в подмосковном Пушкино, где накануне был убит фанат «Спартака» Леонид Сафьянников. Несмотря на то что убийца 22-летнего господина Сафьянникова был оперативно задержан, националисты устроили несанкционированную акцию протеста, в ходе которой полиция задержала несколько десятков человек.

Фото: Антон Белицкий, Коммерсантъ

1 августа. Расширение зоны платных парковок в Москве на 153 улицы

Решение принято, несмотря на возражения муниципальных депутатов: ранее руководство столичной мэрии создало рабочую группу из народных избранников для консультаций по теме парковки. Однако, как говорят депутаты, их мнение так и не учли.

*События ранжированы по их упоминаемости в центральных российских СМИ (выраженное в процентах отношение количества материалов, освещавших событие, к общему количеству материалов за выбранный период). Отчетный период включает день события и четыре недели после него (за исключением событий, происшедших в конце ноября — декабре). Замеры проводились по ресурсам электронной библиотеки информагентства Integrum (более 4 тыс. источников, в том числе центральная пресса, информагентства, теле- и радиокомпании).

Информационный центр ИД «Ъ», Алексей Алексеев