Проводки по субсидиям

Содержание

Мы уже писали о том, как компании и ИП из кризисных отраслей могут получить субсидию от государства. Расскажем, как потратить и отразить в учете эти деньги.

Куда потратить субсидию

Субсидия — это средства, которые выделяет государство для поддержки предприятий, пострадавших во время пандемии. Сумма субсидии рассчитывается по количеству работников. Получатели могут потратить эти деньги как угодно: оплатить аренду помещения, выплатить зарплату, закупить материалы или основные средства, уплатить налог по УСН, оплатить коммунальные услуги.

ИП без работников могут использовать субсидию для личных целей. Отчитываться о том, на что были направлены средства, не нужно. Возвращать деньги государству не придется: это безвозмездная помощь.

Однако необходимо учесть саму субсидию и расходы, на которые она была потрачена, в налоговом и бухгалтерском учете. Способы учета зависят от характера расходов.

Как отразить субсидию в налоговом учете

Например, организация оплатила аренду помещения в размере 60 000 рублей, из которых 25 000 рублей оплачены за счет субсидии. Эту сумму нельзя учесть в расходах ни для налога на прибыль, ни для налога на УСН. В расходы пойдут только 35 000 рублей, которые выплачены из собственного дохода организации.

Если за счет субсидии приобретены какие-то товары, работы или услуги с НДС, то входной НДС можно принять к вычету в общем порядке.

Если за счет субсидии выплачивается зарплата, то учесть сумму выплат в расходах нельзя. Взносы и НДФЛ рассчитываются в обычном порядке.

Как отразить субсидию в бухгалтерском учете

Субсидия является государственной помощью. Такая помощь учитывается в соответствии с ПБУ 13/2000.

Для учета субсидии делаются следующие проводки:

  1. Дебет счета 51 – Кредит счета 86 – получена субсидия от государства;

  2. Дебет счета 86 – Кредит счета 91, субсчет «Прочие доходы» — полученная субсидия потрачена на возмещение каких-либо затрат.

Пример:

28 мая получена субсидия в размере 145 560 рублей. Организация компенсирует ею расходы на зарплату за апрель.

Проводки:

  • 28 мая д51-к86 — 145 560 рублей,

  • 28 мая д86-к91.1 — 145 560 рублей.

Если организация часть потратит на оплату аренды за май, а частью закроет зарплату за апрель, то проводки:

  • 28 мая д51-к86 — 145 560 рублей,

  • 28 мая д86-к91.1 — 45 560 рублей — сумма зарплаты за апрель,

  • 31 мая д86-к91.1 — 100 000 рублей — сумма аренды за май.

Алина Маргутова

Эксперт «Калуга Астрал»

Организация может получить средства целевого финансирования в виде:

  • имущества (в т. ч. денежных средств) от других организаций или граждан (негосударственное целевое финансирование);
  • финансовой помощи от государства (государственной помощи).

Государственная помощь

Государственная помощь может быть предоставлена в виде:

  • субсидий;
  • бюджетных кредитов;
  • прочих форм государственной помощи. Например, это имущественная поддержка малого и среднего бизнеса. Когда государство предоставляет организациям имущество (оборудование, материалы) на возмездной, безвозмездной основе или на льготных условиях (ч. 1 ст. 18 Закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ).

Ситуация: относится ли к средствам государственной помощи имущество (в т. ч. денежные средства), которое организация получила в рамках целевых программ из государственных внебюджетных фондов?

Да, относится.

Средства государственных внебюджетных фондов являются составной частью бюджетной системы РФ (ст. 10 Бюджетного кодекса РФ). Поэтому средства, полученные на финансирование целевых мероприятий из внебюджетного фонда (например, из Фонда занятости населения), относятся к государственной помощи. Подтверждает такую позицию и Минфин России в письме от 3 января 2002 г. № 04-02-05/1/223.

Бухучет

Для целей бухучета государственная помощь подразделяется на средства, связанные с финансированием:

  • капитальных расходов на приобретение (создание) внеоборотных активов (например, основных средств);
  • текущих расходов.

В первом случае предоставление государственной помощи может сопровождаться дополнительными условиями, такими как:

  • ограничение приобретения определенных видов активов;
  • конкретное местонахождение приобретаемых активов;
  • установленные сроки приобретения и владения активами.

К финансированию текущих расходов относятся все другие виды государственной помощи, отличные от приобретения (создания) внеоборотных активов. При этом для целей бухучета не признаются государственной помощью средства (экономическая выгода), полученные в рамках:

  • государственного регулирования цен и тарифов;
  • применения соответствующих правил налогообложения прибыли (например, предоставление налоговых льгот, отсрочки или рассрочки по уплате налогов и сборов, инвестиционных налоговых кредитов);
  • полученных бюджетных инвестиций (в частности, участие государства в формировании уставного капитала организации, например, унитарных).

Государственная помощь может быть предоставлена организации в виде:

  • денежных средств;
  • другого имущества (например, основных средств, материалов).

Об этом говорится в пунктах 3 и 4 ПБУ 13/2000.

Ситуация: как в бухучете определить стоимость имущества (например, основных средств, материалов), предоставленных организации в собственность в рамках государственной помощи?

Имущество, полученное на возмездной основе, учтите по стоимости, указанной в договоре. Безвозмездно полученное имущество примите к учету по рыночной стоимости.

Если организация получает имущество на возмездной основе (т. е. на льготных условиях, например в рамках имущественной поддержки малого и среднего бизнеса), то по общему правилу его стоимость будет указана в договоре на предоставление государственной помощи. В этой стоимости и поставьте имущество на учет (п. 7 ПБУ 6/01, п. 5 ПБУ 5/01).

Если имущество предоставляется на безвозмездной основе, то для определения его стоимости воспользуйтесь правилами, установленными в пункте 6 ПБУ 13/2000. Там сказано, что стоимость полученного имущества (за исключением денег) определяется исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах организация обычно устанавливает стоимость таких же или аналогичных активов.

Таким образом, если организация получает имущество на безвозмездной основе, она вправе воспользоваться общим порядком, предусмотренным для определения стоимости активов, полученных безвозмездно (п. 10.3 ПБУ 9/99). Подробнее об этом см. Как отразить в учете поступление материалов.

При отражении в бухучете государственной помощи (кроме бюджетных кредитов) возникают три группы операций:

  • поступление государственной помощи;
  • использование государственной помощи;
  • возврат государственной помощи.

Бюджетные кредиты, предоставленные организации, отражайте в бухучете в порядке, предусмотренном для учета заемных средств (п. 16 ПБУ 13/2000). Исключением из этого правила является случай, когда организация получает такие кредиты на безвозвратной основе. Тогда получение средств отражайте в учете в общем порядке, предусмотренном для государственной помощи (п. 17 ПБУ 13/2000).

Отражение в бухучете иных форм государственной помощи зависит от того, какое имущество получает организация и на каких условиях. Так, например, если в рамках имущественной поддержки от государства организация получает оборудование, то порядок отражения его получения в бухучете будет соответствовать порядку, предусмотренному для основных средств, приобретенных за счет государственной помощи.

Информацию о средствах, полученных из бюджета, организация должна раскрыть в бухгалтерской отчетности (Бухгалтерском балансе). Порядок раскрытия такой информации прописан в разделе IV ПБУ 13/2000. Данные о характере использования целевых средств коммерческие организации должны отразить в Отчете о целевом использовании средств и Пояснениях к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах. Подробнее о составе бухгалтерской отчетности см. Какие документы сдавать в составе бухгалтерской отчетности.

Поступление государственной помощи

В зависимости от выполнения условий предоставления бюджетных средств организация может отражать средства государственной помощи:

  • по мере возникновения целевого финансирования и задолженности по этим средствам;
  • по мере фактического получения ресурсов.

Об этом говорится в пункте 7 ПБУ 13/2000.

В первом случае организация отражает государственную помощь в учете при наличии следующих условий:

  • имеется уверенность, что условия предоставления таких средств организацией будут выполнены. Подтверждением могут быть, например, заключенные организацией договоры, принятые и публично объявленные решения, технико-экономические обоснования, утвержденная проектно-сметная документация;
  • имеется уверенность, что указанные средства будут получены. Подтверждением могут быть, например, утвержденная бюджетная роспись, уведомление о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств, акты приемки-передачи ресурсов и иные соответствующие документы.

Такой порядок предусмотрен пунктом 5 ПБУ 13/2000.

При возникновении целевого финансирования (задолженности по предоставлению средств) в учете сделайте проводки:

Дебет 76 Кредит 86
– отражена задолженность бюджета по предоставлению государственной помощи.

По мере фактического получения средств соответствующие суммы уменьшают задолженность и увеличивают счета учета поступившего имущества (например, денежных средств, капитальных вложений):

Дебет 51 (08, 10…) Кредит 76
– отражено поступление имущества (в т. ч. денежных средств) в рамках государственной помощи.

Об этом говорится в абзаце 1 пункта 7 ПБУ 13/2000 и Инструкции к плану счетов.

Во втором случае (если организация фактически получила средства государственной помощи, но достаточная уверенность в том, что она выполнит условия их предоставления отсутствует) при их получении в учете сделайте проводку:

Дебет 51 (08, 10…) Кредит 86
– отражено поступление имущества (в т. ч. денежных средств) в рамках государственной помощи.

Полученные средства учитывайте на счете 86 вплоть до того момента, пока у организации не появится уверенность в том, что условия получения целевых средств будут выполнены.

Например, такая ситуация может возникнуть, если организация получила средства на строительство производственного цеха, однако есть сомнения в том, что строительство будет окончено в установленный срок.

Об этом говорится в пункте 12, абзаце 2 пункта 7 ПБУ 13/2000 и Инструкции к плану счетов.

Если государственная помощь предоставлена на финансирование расходов, которые возникли у организации в прошлых отчетных периодах, то в бухучете сделайте проводки:

Дебет 76 Кредит 91-1
– отражена задолженность бюджета по предоставлению государственной помощи;

Дебет 51 Кредит 76
– отражено поступление средств государственной помощи на финансирование расходов, которые возникли у организации в прошлых отчетных периодах.

Об этом говорится в пункте 10 ПБУ 13/2000.

Субсидии, полученные в связи с реализацией товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам или предоставлением потребителям льгот в соответствии с законодательством, НДС не облагаются (п. 2 ст. 154 НК РФ).

Ситуация: как участнику «Сколково» отразить в бухучете получение субсидии из федерального бюджета? Возмещаются расходы при импорте товаров через управляющую компанию: НДС и таможенная пошлина.

В данном случае субсидия будет зачислена на счет управляющей компании. Поступление средств отразите зачетом обязательств: кредиторской задолженности перед управляющей компанией и дебиторской задолженности государства перед вами.

Так как управляющая компания оказывает участнику «Сколково» услуги таможенного брокера, она сама платит таможенные пошлины и НДС. Делает она это от имени и по поручению участника. То есть это затраты непосредственно участника, а управляющая компания – всего лишь посредник. Это следует из положений статьи 11 Закона от 28 сентября 2010 г. № 244-ФЗ.

Затраты на уплату таможенных пошлин и НДС по импорту участнику возместят в виде субсидии. Но перечислят ее не участнику, а управляющей компании по Правилам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 5 мая 2011 г. № 339.

Поступление товара отразите проводкой:

Дебет 41 Кредит 60
– оприходованы товары;

Дебет 41 Кредит 76 субсчет «Расчеты по таможенным пошлинам и сборам»
– таможенная пошлина включена в себестоимость товаров.

Начисление НДС при импорте отразите проводкой:

Дебет 19 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– начислен НДС при импорте, подлежащий уплате на таможне.

Возникновение кредиторской задолженности перед управляющей компанией отразите так:

Дебет 68 Кредит 76 субсчет «Расчеты с управляющей компанией»
– отражена кредиторская задолженность в сумме НДС, уплаченной управляющей компанией от имени и по поручению участника «Сколково»;

Дебет 76 субсчет «Расчеты по таможенным пошлинам и сборам» Кредит 76 субсчет «Расчеты с управляющей компанией»
– отражена кредиторская задолженность в сумме таможенной пошлины, уплаченной управляющей компанией от имени и по поручению участника «Сколково».

Возникновение задолженности по предоставлению субсидии отразите так:

Дебет 76 субсчет «Расчеты с государством» Кредит 91-1
– отражена задолженность бюджета по предоставлению субсидии на возмещение затрат на уплату таможенных пошлин и НДС в отношении импортированных товаров.

Сумму налога включите в стоимость товара:

Дебет 41 Кредит 19
– НДС учтен в стоимости товара.

По факту получения субсидии управляющей компанией проведите взаимозачет обязательств:

Дебет 76 субсчет «Расчеты с управляющей компанией» Кредит 76 субсчет «Расчеты с государством»
– зачет обязательств.

Ситуация: как отразить в бухгалтерском и налоговом учете бюджетную субсидию на возмещение выпадающих (недополученных) доходов?

В бухучете и при налогообложении сумму полученной субсидии включите в доходы.

Данную субсидию организация получает из бюджета на безвозмездной и безвозвратной основе. По своему назначению это возмещение недополученных доходов (потерь в доходах) в связи с реализацией товаров (работ, услуг).

Об этом говорится в статье 78 Бюджетного кодекса РФ.

Бухучет

В бухучете субсидию на возмещение потерь в доходах отражайте на счете 90-1 «Выручка». Ведь в данном случае государство компенсирует организации недополученную ею выручку, образовавшуюся из-за реализации товаров (работ, услуг) с учетом скидки (льготы), предоставленной покупателю. Полученные средства организация может использовать по своему усмотрению и не обязана отчитываться о целях их расходования. Поэтому учитывать полученные из бюджета средства как целевое финансирование (на счете 86 «Целевое финансирование») не следует. А значит, такая субсидия является частью дохода организации. В бухучете отразите ее проводками:

Дебет 51 Кредит 76
– отражено поступление средств на финансирование выпадающих (недополученных) доходов;

Дебет 76 Кредит 90-1
– отражена недополученная часть выручки от реализации товаров (работ, услуг) в сумме задолженности бюджета по предоставлению субсидии.

Такой порядок следует из пункта 6 ПБУ 9/99 и Инструкции к плану счетов (счета 51, 76, 86 и 90). Аналогичный порядок отражения в бухучете организаций сумм поступающих субсидий на возмещение потерь в доходах подтвержден письмом Минфина России от 6 сентября 2007 г. № 03-07-11/389.

Налог на прибыль

У организации, которая получила субсидию на возмещение потерь в доходах, возникает экономическая выгода. Поэтому указанные средства включите в состав доходов от реализации на дату зачисления средств (ст. 249, подп. 2 п. 4 ст. 271, п. 2 ст. 273 НК РФ, письма Минфина России от 10 февраля 2015 г. № 03-03-06/4/5600, ФНС России от 3 декабря 2012 г. № ЕД-4-3/20368).

НДС

А нужно ли платить НДС с полученной субсидии? Ответ на этот вопрос зависит от того, на какие цели выделены средства. Если субсидия получена в связи с реализацией товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам или предоставлением потребителям льгот в соответствии с законодательством, то НДС она не облагается (п. 2 ст. 154 НК РФ). А вот если средства получены в качестве оплаты реализуемых товаров, работ или услуг, то такие средства нужно облагать НДС (подп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ).

Пример отражения в бухгалтерском и налоговом учете поступления субсидии на возмещение недополученных доходов

ООО «Альфа» оказывает услуги по перевозке пассажиров. В I квартале «Альфа» оказывала услуги по перевозке в том числе льготной категории граждан. Недополученный доход составил 100 000 руб.

В апреле «Альфа» направляла в органы власти требование возместить недополученную за I квартал плату за проезд в сумме 100 000 руб.

Субсидия из бюджета в размере 100 000 руб. поступила во II квартале.

Бухгалтер «Альфы» сделал следующие проводки на момент поступления денежных средств:

Дебет 51 Кредит 76
– 100 000 руб. – отражено поступление средств государственной помощи на финансирование выпадающих (недополученных) доходов;

Дебет 76 Кредит 90-1
– 100 000 руб. – отражена недополученная часть выручки от реализации товаров (работ, услуг) в сумме задолженности бюджета по предоставлению субсидии.

В налоговом учете данные средства бухгалтер включил в состав доходов. Сделал он это на дату зачисления средств.

Использование государственной помощи

Использовать средства государственной помощи организация обязана строго по целевому назначению и с соблюдением всех условий их предоставления. В противном случае полученные средства нужно вернуть бюджету. Такой вывод позволяют сделать положения статьи 38 и пункта 3 части 2 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ.

Использование государственной помощи в бухучете отражайте в зависимости от направлений их расходования.

Средства государственной помощи, направленные на финансирование капитальных расходов, списывайте в таком порядке:

  • если актив подлежит амортизации то на протяжении срока полезного использования внеоборотных активов;
  • если актив не амортизируется (например, земельный участок) то в течение периода признания расходов, связанных с выполнением условий предоставления бюджетных средств на приобретение внеоборотных активов.

В первом случае целевое финансирование учитывается в качестве доходов будущих периодов при вводе объектов внеоборотных активов в эксплуатацию. Впоследствии, в течение срока полезного использования объекта, суммы доходов будущих периодов списываются на прочие доходы в размере начисленной амортизации.

В частности, при приобретении за счет государственной помощи основных средств, подлежащих амортизации (после отражения на счете 01 в общем порядке), в учете сделайте проводку:

Дебет 86 Кредит 98-2
– отражены средства государственной помощи в составе доходов будущих периодов (на стоимость приобретенного основного средства).

Затем ежемесячно (по мере начисления амортизации):

Дебет 20 (23, 25, 26…) Кредит 02
– начислена амортизация по основным средствам, приобретенным за счет государственной помощи;

Дебет 98-2 Кредит 91-1
– учтена в составе прочих доходов сумма амортизации, начисленная по основным средствам, приобретенным за счет государственной помощи.

Такие правила предусмотрены пунктом 9 ПБУ 13/2000.

Использование государственной помощи на финансирование текущих расходов (например, приобретение материалов, выплата зарплаты) отражайте в периодах признания указанных затрат.

При финансировании за счет средств государственной помощи текущих расходов в учете делайте следующие проводки.

При использовании государственной помощи на приобретение материалов:

Дебет 10 Кредит 60
– оприходованы материалы;

Дебет 86 Кредит 98-2
– отнесена на доходы будущих периодов сумма государственной помощи, израсходованная на приобретение материалов;

Дебет 20 (23, 25, 44…) Кредит 10
– списаны в производство материалы;

Дебет 98-2 Кредит 91-1
– учтена в составе прочих доходов сумма государственной помощи, израсходованная на приобретение материалов.

При начислении зарплаты (иных расходов аналогичного характера), источником финансирования которой является государственная помощь:

Дебет 86 Кредит 98-2
– отнесена на доходы будущих периодов сумма государственной помощи, которая является источником финансирования выплат в пользу сотрудников (источником уплаты зарплатных взносов);

Дебет 20 (23, 26, 44…) Кредит 70 (69, 73,…)
– начислены выплаты в пользу сотрудников (зарплатные взносы);

Дебет 98-2 Кредит 91-1
– учтена в составе прочих доходов сумма государственной помощи, которая является источником финансирования выплат сотрудникам (зарплатных взносов).

Об этом говорится в абзаце 2 пункта 9 ПБУ 13/2000.

Исключением из всего вышеизложенного порядка отражения в бухучете использования государственной помощи является случай, когда выделение бюджетных средств связано с выполнением определенных условий. В этом случае период, в течение которого средства будут списываться со счета 86, нужно определить исходя из времени признания тех расходов, финансирование которых осуществлено. Такой порядок предусмотрен в абзаце 4 пункта 9 ПБУ 13/2000.

Пример отражения в бухучете поступления и использования государственной помощи на финансирование работы по содержанию и ремонту имущества в многоквартирных домах

Управляющая организация в январе получила средства из бюджета на финансирование работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в размере 3 520 000 руб.

Капитальный ремонт проведен в шестимесячный срок.

Затраты на капитальный ремонт за весь срок его проведения составили:
– 1 720 000 руб. – стоимость материалов;
– 1 800 000 руб. – зарплата работников (иные расходы аналогичного характера).

Операции по получению и использованию средств государственной помощи бухгалтер отразил следующим образом.

В январе:

Дебет 51 Кредит 86
– 3 520 000 руб. – поступили денежные средства в рамках государственной помощи.

В течение всего срока капитального ремонта по мере приобретения и расходования материалов:

Дебет 10 Кредит 60
– 1 720 000 руб. – оприходованы материалы;

Дебет 86 Кредит 98-2
– 1 720 000 руб. – отнесена на доходы будущих периодов сумма государственной помощи, израсходованная на приобретение материалов;

Дебет 20 Кредит 10
– 1 720 000 руб. – списаны в производство материалы;

Дебет 98-2 Кредит 90-1
– 1 720 000 руб. – учтена в составе выручки сумма государственной помощи, израсходованная на приобретение материалов.

При начислении зарплаты (иных расходов аналогичного характера), источником финансирования которой является государственная помощь:

Дебет 20 Кредит 70 (69)
– 1 800 000 руб. – начислены выплаты в пользу работников (зарплатные взносы);

Дебет 86 Кредит 98-2
– 1 800 000 руб. – отнесена на доходы будущих периодов сумма государственной помощи, которая является источником финансирования выплат в пользу работников (источником уплаты зарплатных сборов);

Дебет 98-2 Кредит 90-1
– 1 800 000 руб. – учтена в составе выручки сумма государственной помощи, которая является источником финансирования выплат работникам (зарплатных взносов).

Ситуация: как в бухучете отразить средства государственной помощи, истраченные на приобретение (создание) неамортизируемых внеоборотных активов?

Средства госпомощи отразите в составе расходов будущих периодов с последующим списанием на прочие расходы.

Так, если актив не амортизируется, целевое финансирование учитывается в качестве доходов будущих периодов при вводе объекта в эксплуатацию (принятии к учету). Впоследствии, в течение срока признания расходов, связанных с выполнением условий предоставления бюджетных средств, указанные суммы относятся в состав прочих доходов.

Такой вывод позволяет сделать пункт 9 ПБУ 13/2000.

Например, если организации выделены средства на покупку земельного участка для строительства производственного цеха, то расходы на строительство признаются в течение всего периода строительства. Следовательно, в течение такого же периода будут списываться со счета учета доходов будущих периодов в состав прочих доходов и средства государственной помощи. При этом порядок отнесения целевых средств в состав прочих доходов законодательно не установлен. Поэтому организация вправе самостоятельно разработать его и закрепить в учетной политике для целей бухучета. Например, организация может установить, что средства государственной помощи признаются в составе прочих доходов равномерно в течение планового периода строительства.

Пример отражения в бухучете поступления и использования государственной помощи на финансирование капитальных расходов, связанных с приобретением неамортизируемых основных средств

ООО «Альфа» получило из бюджета субсидию на финансирование капитальных расходов (приобретение земельного участка). Субсидия предоставлена с условием строительства на данном участке производственного цеха. Сроки строительства установлены в период с 1 января по 31 декабря текущего года.

«Альфа» утвердила проектно-сметную документацию на строительство, а также получила уведомление о выделении средств из бюджета на финансирование строительства. Поэтому средства государственной помощи отражаются в учете по мере возникновения целевого финансирования и задолженности по этим средствам.

В учетной политике организации для целей бухучета прописано, что при покупке за счет бюджетных средств земельных участков (для целей строительства) средства государственной помощи списываются со счета учета доходов будущих периодов в состав прочих доходов равномерно в течение планового периода строительства начиная с месяца, следующего за месяцем принятия земельного участка к учету.

Стоимость земельного участка на основании договора купли-продажи составила 4 720 000 руб. Средства из бюджета были перечислены на счет «Альфы» 11 января.

Операции по получению и использованию средств государственной помощи бухгалтер отразил следующим образом.

В январе:

Дебет 76 Кредит 86
– 4 720 000 руб. – отражена задолженность бюджета по предоставлению государственной помощи (на основании договора).

Дебет 51 Кредит 76
– 4 720 000 руб. – поступили денежные средства в рамках государственной помощи;

Дебет 08 Кредит 60
– 4 720 000 руб. – отражена стоимость земельного участка, приобретенного за счет средств государственной помощи;

Дебет 01 Кредит 08
– 4 720 000 руб. – принят к учету земельный участок;

Дебет 86 Кредит 98-2
– 4 720 000 руб. – отражены средства государственной помощи в составе доходов будущих периодов.

Ежемесячно с февраля по декабрь:

Дебет 98-2 Кредит 91-1
– 429 091 руб. (4 720 000 руб. : 11 мес.) – учтены в составе прочих доходов средства государственной помощи, направленные на приобретение земельного участка.

Возврат государственной помощи

Отражение в бухучете операций по возврату средств государственной помощи зависит от:

  • момента, когда возникли обстоятельства, при которых организация должна возвратить полученные ресурсы;
  • метода отражения в бухучете поступления государственной помощи.

На дату возникновения задолженности перед бюджетом по возврату государственной помощи в бухучете сделайте исправительные записи (сторно) при одновременном соблюдении двух условий:

  • организация отражала поступление государственной помощи по мере возникновения целевого финансирования (задолженности по этим средствам);
  • обстоятельства, повлекшие возврат средств, возникли в том же году, когда была получена государственная помощь.

В этом случае организация должна сторнировать все проводки, связанные с поступлением и использованием бюджетных средств. За исключением проводки по фактическому получению государственной помощи (Дебет 51 (08, 10…) Кредит 76). В данном случае счет 76 закроется, когда организация возвратит полученные средства в бюджет. При этом необходимо будет сделать проводку:

Дебет 76 Кредит 51 (08, 10…)
– отражен возврат государственной помощи, ранее полученной из бюджета.

Такой вывод позволяет сделать пункт 13 ПБУ 13/2000.

Если в отчетном году возникают обстоятельства, в связи с которыми организация должна возвратить средства, полученные в качестве государственной помощи в предыдущие годы, то предусмотрен иной порядок отражения исправительных записей.

В части средств, предоставленных на финансирование капитальных вложений:

Дебет 86 Кредит 76
– отражена задолженность организации, связанная с возвратом ранее полученных средств государственной помощи;

Дебет 91-2 Кредит 86
– восстановлены средства целевого финансирования в размере начисленной амортизации;

Дебет 98-2 Кредит 86
– восстановлено целевое финансирование на несписанную сумму доходов будущих периодов.

В части средств, полученных на финансирование текущих расходов:

Дебет 86 Кредит 76
– отражена задолженность организации, связанная с возвратом ранее полученных средств государственной помощи;

Дебет 91-2 Кредит 86
– восстановлены средства целевого финансирования в размере фактически понесенных текущих расходов.

Об этом говорится в пункте 14 ПБУ 13/2000.

Продолжение >>

Сколько дают

Правила получения субсидии из федерального бюджета МСП, пострадавшими от коронавируса, утверждены постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2020 г. № 576.

Размер субсидии зависит от величины федерального МРОТ на 1 января 2020 года, составляющей 12 130 рублей, и количества работников из отчетов по форме СЗВ-М за март 2020 г.

Для ИП с работниками количество работников за март увеличивается на единицу. Для ИП без работников субсидия равна одному МРОТ, то есть 12 130 рублей.

Субсидию можно расходовать на выплату зарплаты за апрель и май 2020 года, а также и на другие нужды, связанные с производственной деятельностью в условиях кризиса.

Нормативная база

Правила формирования в бухгалтерском учете информации о получении и использовании государственной помощи, предоставляемой коммерческим организациям, в том числе субсидий, установлены ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи».

Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»

Как отразить в балансе средства целевого финансирования

Получатель принимает бюджетные средства к бухгалтерскому учету при наличии двух условий (п. 5 ПБУ 13/2000):

  • имеется уверенность, что условия предоставления этих средств организацией будут выполнены;
  • имеется уверенность, что указанные средства будут получены.

Средства бюджетной субсидии учитываются как возникновение целевого финансирования и задолженность по этим средствам. Как только деньги фактически поступили, задолженность уменьшается и соответственно увеличиваются счета учета денежных средств, капвложений и т. п. (п. 7 ПБУ 13/2000).

В общем случае возникновение целевого финансирования отражают на дату вынесения решения о предоставления субсидии.

Проводки такие:

  • Дебет 76 Кредит 86
    • принято решение о выплате субсидии;
  • Дебет 51 Кредит 76
    • получена субсидия.

В случае с субсидией на зарплату и неотложные нужды по постановлению № 576 можно сократить количество записей, исключив отражение задолженности по субсидии на 76 счете, и ограничиться проводкой:

  • Дебет 51 Кредит 86
    • получена субсидия на расчетный счет.

Поясним на примере.

Пример 1. Как отразить получение субсидии по постановлению № 576

Фирма является малым предприятием. Работает в пострадавшей отрасли. Численность работников в марте – 10 человек.

Фирма подала заявление на субсидию 14 мая 2020 г. за апрель. ИФНС рассмотрела заявление и сочла, что все условия соблюдены. Так как заявление получено в первой половине месяца, то выплата произведена после 18 мая.

21 мая инспекция информировала компанию о выплате субсидии в сумме 121 300 руб. (12 130 руб. х 10 чел.).

Бухгалтер сделал проводку:

  • Дебет 51 Кредит 86
    • 121 300 руб. – получены средств целевого финансирования.

Федеральный закон от 22 апреля 2020 г. № 121-ФЗ освобождает субсидии пострадавшим от коронавируса от налогообложения с 1 января 2020 года. Эти средства не облагаются налогом на прибыль, налогом по УСН и ЕСХН.

Как списывать субсидию

Списывать субсидию в общем случае нужно в соответствии с пунктом 9 ПБУ 13/2000. То есть в периоды признания расходов, на финансирование которых она получена.

При этом нужно помнить, что, как правило, сумма субсидии, учтенная на счете 86, отражается по кредиту счета 98 в качестве доходов будущих периодов и относится на прочие доходы на счете 91 по мере расходования (п. 8 ПБУ 13/2000).

Но если же вся сумма субсидии единовременно направляется на покрытие каких-либо расходов, например, по зарплате, в составе прочих расходов ее можно отразить единовременно и не затрагивать счет 98. Так можно поступить с субсидией по постановлению № 576.

Расходы, оплаченные за счет субсидии (зарплата и пр.), отражаются в бухгалтерском учете в обычном порядке учета затрат.

Если субсидия направлена на выплату зарплаты работникам, то с выплаченных сумм нужно удержать НДФЛ и начислить страховые взносы. Однако для малых предприятий во втором квартале 2020 года страховые взносы начислять не нужно, поскольку для них действует льгота в виде нулевого тарифа.

Рассмотрим пример.

Пример 2. Как списать субсидию на зарплату

Продолжим предыдущий пример.

Предположим, фирма приняла решение направить полученную сумму на выплату зарплаты за вторую половину мая.

31 мая бухгалтер сделал проводку:

  • Дебет 86 Кредит 91
    • 121 300 руб. – принято решение полностью направить субсидию на выплату зарплаты за вторую половину мая 2020 г.;
  • Дебет 20 Кредит 70
    • 121 300 руб. – начислена зарплата сотрудникам за май 2020 г.

Срок выплаты зарплаты за вторую половину месяца в компании – 5 число следующего месяца.

5 июня бухгалтер сделал проводки:

  • Дебет 70 Кредит 68
    • 15 769 руб. (121 300 руб. х 13%) – удержан НДФЛ;
  • Дебет 70 Кредит 51
    • 105 531 руб. (121 300 – 15 769) – перечислена зарплата сотрудникам.

В бухучете субсидия отражается в доходах, произведенные за счет нее затраты – в расходах. В налоговом учете такие доходы и расходы не учитываются.

Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»

Постоянные разницы

Разъяснено, что вне зависимости от целей, на осуществление которых получены субсидии, их получение не увеличивает налоговую базу по налогу на прибыль организаций и сумму самого налога, подлежащего уплате.

Так, субсидии, полученные на осуществление и (или) компенсацию тех расходов, которые признаются для целей налога на прибыль, учитываются в составе внереализационных доходов по мере осуществления и признания данных расходов или единовременно, если к моменту их получения расходы произведены и признаны в налоговом учете (п. 4.1 ст. 271 Налогового кодекса).

Если же субсидии получены на возмещение расходов, не учитываемых при налогообложении прибыли, то при формировании налоговой базы указанные субсидии также не учитываются в составе доходов, подлежащих налогообложению (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Также в письме отмечается (письмо Минфина России от 25 июня 2020 г. № 03-03-05/54635), что выплаты безработным в порядке оказания им соцподдержки по решению региональных властей не облагаются НДФЛ.

Организация получила субсидию согласно постановлению Правительства РФ от 16.05.2020 N 696 на возобновление деятельности в банке по программе «Кредит с господдержкой 2%». По окончании срока 13 месяцев сумма основного долга и проценты будут списаны, если организация выполнит условия предоставления кредита.
Не нарушит ли условия предоставления субсидии предприятие, если потратит эти средства на уплату налога на прибыль и НДС за 1 квартал 2020 года? Как отразить расходы на счетах бухгалтерского и налогового учета за счет полученного кредита в период до одобрения Минэкономразвития заявки кредитора на получение субсидии по списанию задолженности (2020 год) и после одобрения (2021 год)?

9 июля 2020

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
При уплате Организацией за счет кредитных средств налога на прибыль и НДС за 1 квартал 2020 года, установленные Правилами условия организация не нарушит.
Расходы, произведенные организацией за счет средств кредита, отражаются в бухгалтерском учете и учитываются для целей налогообложения прибыли в общеустановленном порядке.
Подробнее смотрите ниже.

Обоснование позиции:
Постановлением Правительства РФ от 16.05.2020 N 696 утверждены Правила предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности (далее — Правила).
В соответствии с п.п. 4, 5, 9 Правил субсидии предоставляются кредитным организациям (в частности, банкам) при заключении ими с юридическими лицами или ИП (за исключением ИП, не имеющих наемных работников) в период с 1 июня по 1 ноября 2020 года на срок до 30 июня 2021 года кредитного договора (соглашения) на возобновление деятельности.
Субсидии являются источником возмещения следующих фактически понесенных и документально подтвержденных затрат кредитной организации:
— предоставление кредита по кредитному договору (соглашению) с заемщиком по льготной ставке в размере не более 2% годовых на базовый период кредитного договора при соблюдении условий, определенных в п. 9 Правил;
— списание задолженности по кредитному договору (соглашению) с заемщиком, произведенное в порядке и размере, которые установлены Правилами.
Таким образом, кредитной организации предоставляется субсидия на возмещение недополученных доходов по кредитам, выданным, в частности, организациям на возобновление деятельности. В свою очередь кредитная организация за счет данной субсидии списывает долг заемщика по предоставленному кредиту.
Как мы поняли, организация (далее — Организация) является заемщиком по льготному кредиту на возобновление деятельности, полученному от банка.
Можно ли потратить кредитные средства на уплату налога на прибыль и НДС за 1 квартал 2020 года?
Согласно Правилам, целью выдачи льготного кредита является возобновление деятельности заемщика.
Понятие «возобновление деятельности» раскрыто в п. 5 Правил. Это документально подтвержденные расходы, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности заемщика, к которым в том числе относятся расходы на:
— выплату заработной платы работникам в размере, не превышающем размер, предусмотренный трудовым договором;
— погашение кредитов (процентов по ним), ранее полученных по договорам (соглашениям), заключенным в рамках Правил предоставления субсидий по льготной ставке, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.12.2018 N 1764, либо в рамках Правил предоставления субсидий для поддержки и сохранения занятости, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 N 422.
Кроме того, в п. 5 Правил обозначены расходы, не относящиеся к «возобновлению деятельности»:
— выплата дивидендов;
— выкуп собственных акций или долей в уставном капитале;
— благотворительность.
По нашему мнению, при прямом прочтении п. 5 Правил можно сделать вывод о том, что за счет льготного кредита можно производить любые документально подтвержденные расходы, которые связаны с осуществлением предпринимательской деятельностью заемщика, за исключением тех, которые прямо указаны в данном пункте как не относящиеся к «возобновлению деятельности» (Вопрос: На какие цели может быть предоставлен кредит? (ответ Банка России о мерах поддержки в условиях пандемии коронавируса. Кредит на возобновление деятельности, июнь 2020 г.).
Полагаем, что расходы Организации на уплату налогов можно квалифицировать как расходы, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности заемщика в целях использования кредитных средств.
Суммы налога на прибыль и НДС не признаются в целях налогообложения прибыли расходами (п.п. 4 и 19 ст. 270 НК РФ). Однако в п. 5 Правил не говорится о расходах, учитываемых в целях налогообложения, хотя и установлен запрет на осуществление за счет льготного кредита именно тех затрат, которые при исчислении налога на прибыль не учитываются.
К расходам, которые будут осуществляться за счет полученного кредита, Правилами установлено два основных требования:
— расходы должны быть связаны с осуществлением предпринимательской деятельности заемщика;
— расходы должны быть документально подтверждены.
В этой связи, с нашей точки зрения, при уплате Организацией за счет кредитных средств налога на прибыль и НДС за 1 квартал 2020 года, установленные Правилами условия организация не нарушит.
Отметим также, что п. 32 Правил определено, что в целях осуществления контроля за целевым использованием кредитов получатель субсидии направляет ежемесячно, не позднее 10 рабочих дней со дня окончания отчетного месяца, в Министерство экономического развития РФ отчет о целевом использовании кредитов, полученных заемщиками.
Как видим, получатель субсидии (банк) отчитывается перед Минэкономразвития России о целевом использовании заемщиком (Организацией) предоставленных средств. Мы не исключаем, что поскольку банку предписано контролировать целевое использование заемщиком кредита, соответствующие условия могут быть прописаны в кредитном договоре. На наш взгляд, вопрос о том, является ли целевым использованием уплата налога на прибыль и НДС, может быть адресован банку. Но еще раз повторим, что из формулировки п. 5 Правил следует, что расходы на возобновление деятельности не ограничены именно расходами на выплату заработной платы (поскольку в п. 5 Правил указано «включая…»). Однако каких-либо разъяснений и комментариев этой нормы мы в настоящий момент не обнаружили.
Также полагаем, что для получения официальных разъяснений по данному вопросу организация может обратиться в Банк России, задав вопрос на сайте (www.cbr.ru).

Налоговый учет

Прежде всего напомним, что сама сумма кредита не признается доходом при ее получении заемщиком и расходом при возврате банку (пп. 10 п. 1 ст. 251, п. 12 ст. 270 НК РФ).
При выполнении всех необходимых условий кредитная организация осуществляет списание задолженности заемщика по кредитному договору (включая проценты) (п.п. 12, 28 Правил), в результате чего у заемщика возникает доход (п. 1 ст. 41 НК РФ).
На основании п. 18 ст. 250 НК РФ доходы в виде сумм кредиторской задолженности (обязательства перед кредиторами), списанной в связи с истечением срока исковой давности или по другим основаниям признаются внереализационными доходами налогоплательщика, но за исключением ряда случаев, в частности, случая, предусмотренного пп. 21.4 п. 1 ст. 251 НК РФ.
В свою очередь, согласно пп. 21.4 п. 1 ст. 251 НК РФ (введенному с 8 июня 2020 года*(1)) не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль доходы в виде сумм прекращенных обязательств по уплате задолженности по кредиту и (или) начисленным процентам по заключенному налогоплательщиком кредитному договору при выполнении следующих условий:
— кредит предоставлен налогоплательщику в период с 1 января по 31 декабря 2020 года на возобновление деятельности или на неотложные нужды для поддержки и сохранения занятости;
— в отношении кредитного договора кредитной организации предоставляется (предоставлялась) субсидия по процентной ставке в порядке, установленном Правительством РФ.
Кредитная организация представляет налогоплательщику информацию о предоставлении в отношении кредита субсидии по процентной ставке в порядке, согласованном между кредитной организацией и налогоплательщиком.
Таким образом, при списании задолженности по кредиту, выданному на возобновление деятельности, налогооблагаемого дохода у заемщика не возникает.
При этом полагаем, что расходы, произведенные организацией за счет средств кредита, учитываются для целей налогообложения прибыли в общеустановленном порядке. В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ в целях налогообложения прибыли налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).
Нормы ст. 270 НК РФ не запрещают учитывать при определении налоговой базы по налогу на прибыль расходы (соответствующие критериям ст. 252 НК РФ), понесенные за счет средств кредита, предоставленного на возобновление деятельности. Однако если какой-либо вид расходов, понесенный за счет кредитных средств, отдельно поименован в ст. 270 НК РФ, он, соответственно, не учитывается в целях налогообложения.
Заметим, что если бы, например, организации была предоставлена субсидия из федерального бюджета в связи с неблагоприятной ситуацией, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции, то картина была бы иная.
Так, в силу пп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ при налогообложении прибыли не учитываются доходы в виде субсидий, полученных определенными налогоплательщиками из федерального бюджета в связи с неблагоприятной ситуацией, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции.
При этом п. 48.26 ст. 270 НК РФ установлено, что расходы, осуществленные за счет таких субсидий, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
В рассматриваемом случае субсидия предоставляется банку, а не Организации. Соответственно, мы полагаем, что нормы пп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ и п. 48.26 ст. 270 НК РФ в данной ситуации не применяются.
Официальных разъяснений по вопросу налогового учета расходов, произведенных за счет кредита, выданного на возобновление деятельности, нами не найдено.
Вместе с тем напомним, что Организации вправе обратиться за письменными разъяснениями по заданному вопросу в налоговый орган по месту учета или Минфин России (пп.пп. 1, 2 п. 1 ст. 21, пп. 4 п. 1 ст. 32, п. 3 ст. 34.2 НК РФ).

Бухгалтерский учет

Для целей бухгалтерского учета сумма кредита не признается доходом организации-заемщика при ее получении и расходом при ее возврате заимодавцу (п. 2 ПБУ 9/99 «Доходы организации» (далее — ПБУ 9/99), п. 3 ПБУ 10/99 «Расходы организации» (далее — ПБУ 10/99)).
Обязательство по полученному кредиту отражается заемщиком как кредиторская задолженность в соответствии с условиями кредитного договора в сумме, указанной в договоре (п. 2 ПБУ 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам»).
При списании задолженности по кредиту заемщик признает прочий доход в сумме прощенного долга (п.п. 8, 10.6 и 16 ПБУ 9/99).
Что касается расходов, произведенных за счет кредитных средств, каких-либо особенностей для их учета ПБУ 10/99 не устанавливает. Поэтому считаем, что отражать такие расходы в бухгалтерском учете следует в общем порядке:
Дебет 20 (23, 25, 26, 44) Кредит 60 (76, 70, 69, 10)
— учтены расходы по обычным видам деятельности;
Дебет 91, субсчет «Прочие расходы» Кредит 60 (76, 51, 70, 69)
— учтены прочие расходы.

К сведению:
В настоящее время отсутствуют официальные разъяснения также и по вопросу о порядке учета процентов по кредиту, предоставленному на возобновление деятельности.
В Правилах (пп.пп. «в», «д» п. 9) говорится о том, что в базовом периоде и периоде наблюдения проценты начисляются, но уплата их не производится (проценты прибавляются к основному долгу).
На наш взгляд, в периодах, когда кредитором (в данном случае банком) еще не принято решение о списании суммы долга по льготному кредиту, в целях налогообложения прибыли начисляемые банком проценты в расходах учитывать не следует, поскольку существует неопределенность в том, возникнет ли у заемщика обязанность уплатить данные проценты (т.е. будут ли такие расходы произведены (п. 1 ст. 252 НК РФ)), или же будет принято решение о списании.
Кроме того, из норм п. 4 ст. 328 НК РФ следует, что при методе начисления налогоплательщик определяет сумму расхода в виде процентов по долговому обязательству только в отношении выплаченных либо подлежащих выплате в отчетном периоде сумм процентов исходя из установленных условиями договора доходности и срока действия такого долгового обязательства в отчетном периоде. В силу наличия неопределенности в отношении судьбы кредита в базовом периоде и в периоде наблюдения, проценты, на наш взгляд, не следует в этих периодах признавать «подлежащими выплате».
В отношении бухгалтерского учета отметим, что если существует неопределенность в том, придется ли Организации все же уплатить проценты (будут ли выполнены (или нарушены) установленные Правилами условия для списания кредитных обязательств), суммы начисляемых банком процентов признавать в расходах не нужно, т.к. не выполняется одно из условий п. 16 ПБУ 10/99.
Обращаем внимание, что данный ответ выражает мнение экспертов и не препятствует руководствоваться нормами законодательства РФ в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в приведенном выше ответе.

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
— Жизнь после займа. Условия, учет и налоговые последствия кредитов пострадавшему бизнесу (Л. Фомина, газета «Финансовая газета», N 20, июнь 2020 г.);
— Примерная форма регистра учета расходов, осуществленных за счет кредита, полученного на возобновление деятельности (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ);
— Как получить кредит на возобновление деятельности? Поддержка бизнеса в период пандемии (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ, май 2020 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Овчинникова Светлана

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член ассоциации «Содружество» Мельникова Елена