Проверка полноты учета выручки денежных средств

Правильность применения ККТ и полноту учета выручки проверяют налоговые органы (ст. 7 Закона N 54-ФЗ <1>, п. 1 ст. 7 Закона N 943-1 <2>). И все же это разные виды проверок, хотя они и могут проводиться одновременно. Акты по их итогам составляются отдельно. Порядок проведения названных проверок регулируется разными документами:

— для проверок ККТ утвержден Административный регламент N 132н <3>;

— для проверок полноты учета выручки утвержден Административный регламент N 133н <4>.

<1> Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт".

<2> Закон РФ от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации".

<3> Административный регламент исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения, утв. Приказом Минфина России от 17.10.2011 N 132н.

<4> Административный регламент исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей, утв. Приказом Минфина России от 17.10.2011 N 133н.

Данный материал представляет собой тест для бухгалтеров и руководителей организаций. Оцените, насколько вы готовы к проверкам.

Вопросы для проверки

 

Проверка ККТ

1. Каков срок давности для привлечения к административной ответственности за неприменение ККТ?

А. Два месяца со дня совершения указанного нарушения.

Б. Один год со дня совершения указанного нарушения.

2. Какая ответственность грозит юридическим лицам за неприменение ККТ?

А. Административный штраф от 30 000 до 40 000 руб.

Б. Предупреждение или административный штраф от 40 000 до 50 000 руб.

3. Какая ответственность грозит индивидуальным предпринимателям за неприменение ККТ?

А. Административный штраф от 30 000 до 40 000 руб.

Б. Административный штраф от 3000 до 4000 руб.

4. Как складывается судебная практика по вопросам правомерности проведения налоговиками контрольных закупок?

А. В пользу налоговиков.

Б. В пользу проверяемых лиц.

5. Можно ли составить акт проверки, если должностных лиц нет на месте или они уклоняются от его подписания?

А. Да.

Б. Нет.

6. Какова максимальная длительность проверок ККТ?

А. Не более 20 рабочих дней с даты предъявления проверяемому объекту соответствующего поручения.

Б. Не более 5 рабочих дней с даты выписки соответствующего поручения.

Проверка полноты учета выручки

1. Какая ответственность грозит юридическим лицам за нарушение порядка ведения кассовых операций?

А. Предупреждение или административный штраф от 30 000 до 40 000 руб.

Б. Административный штраф от 40 000 до 50 000 руб.

2. Какая ответственность грозит индивидуальным предпринимателям за нарушение порядка ведения кассовых операций?

А. Административный штраф от 40 000 до 50 000 руб.

Б. Административный штраф от 4000 до 5000 руб.

3. Какова максимальная длительность проверки полноты учета выручки?

А. Не более 20 рабочих дней с даты предъявления проверяемому объекту соответствующего поручения.

Б. Не более 30 календарных дней с даты предъявления проверяемому объекту соответствующего поручения.

4. Какой период может охватывать проверка?

А. Два месяца.

Б. Любой.

5. Возможна ли повторная проверка полноты учета выручки за один и тот же период?

А. Невозможна.

Б. Возможна.

6. Каков срок давности привлечения к ответственности за превышение лимита кассы?

А. Два месяца со дня совершения указанного нарушения.

Б. Два месяца со дня обнаружения указанного нарушения.

Ответы и комментарии

N вопроса

Правильный ответ

Пояснения

Проверка ККТ

А

Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление о назначении административного наказания за продажу товаров (выполнение работ, оказание услуг) без применения ККТ не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения правонарушения

А

За неприменение ККТ юридические лица несут ответственность в виде штрафа от 30 000 до 40 000 руб.

Как инспекторы должны проверять наличную выручку

(ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ)

Б

За неприменение ККТ индивидуальные предприниматели наказываются штрафом в размере, установленном для должностных лиц, — от 3000 до 4000 руб. (ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ). То, что в данном случае ИП привлекаются к ответственности как должностные лица, следует из ст. 2.4 КоАП РФ

А

В отношении правомерности контрольной закупки судебная практика противоречива. Однако необходимо учитывать, что п. 7 Административного регламента N 132н обязывает налоговиков осуществлять контроль выдачи кассовых чеков. Согласно п. 23 названного Регламента эта обязанность представляет собой приобретение товара, его оплату наличными денежными средствами и (или) с использованием платежных карт и установление факта оформления либо неоформления документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар. Верховный Суд в Постановлении от 11.05.2012 N 45-АД12-4 разрешил налоговикам проводить контрольную закупку, отметив, что результаты данных мероприятий являются допустимыми доказательствами, подтверждающими факт совершения административного правонарушения (см. также Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2015 по делу N А41-44443/15).

Поэтому оспорить штраф за неприменение ККТ по ст. 14.5 КоАП РФ, ссылаясь на неправомочность проведения контрольной закупки налоговиками, будет проблематично

А

В соответствии с п. 49 Административного регламента N 132н в случае, если проверяемый объект или его представитель отсутствуют либо уклоняются от подписания акта проверки, этот факт отражается в акте проверки, который направляется по почте заказным письмом по месту нахождения или месту жительства проверяемого объекта. Таким образом, данный факт не поможет избежать составления акта и наложения штрафа

Б

Согласно п. 19 Административного регламента N 132н максимальный срок проверки порядка применения ККТ составляет не более пяти рабочих дней с даты выписки соответствующего поручения

Проверка полноты учета выручки

Б

Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций юридическими лицами влечет наложение административного штрафа в размере от 40 000 до 50 000 руб. (ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ)

Б

За нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций ИП наказываются штрафом в размере, установленном для должностных лиц, — от 4000 до 5000 руб. (ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ). То, что в данном случае ИП привлекаются к ответственности как должностные лица, следует из ст. 2.4 КоАП РФ

А

Проверка полноты учета выручки не может длиться более 20 рабочих дней с даты предъявления поручения о проведении проверки (п. 19 Административного регламента N 133н)

Б

Для выездных налоговых проверок период, который может быть проверен, не должен превышать трех лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки (п. 4 ст. 89 НК РФ). Но проверка полноты учета выручки имеет свой предмет и к налоговым проверкам не относится, поэтому налоговики могут проверить любой период. Однако привлечь к ответственности за нарушения может получиться не всегда, поскольку существует срок давности привлечения к ответственности (Письмо ФНС России от 12.09.2012 N АС-4-2/15195)

Б

Действующими нормативными правовыми актами периодичность проведения проверок полноты учета выручки денежных средств в организациях и у ИП не ограничена. Данный факт констатировали представители ФНС в Письме от 12.09.2012 N АС-4-2/15195

А

Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к ответственности за превышение лимита кассы составляет два месяца со дня совершения указанного нарушения

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Проверка учета и сохранности бланков строгой отчетности

В настоящее время практически все государственные (муниципальные) учреждения используют в своей деятельности те или иные бланки строгой отчетности (БСО). Особенно это касается учреждений, оказывающих платные услуги без применения контрольно-кассовой техники. Вопросы полноты учета и сохранности БСО являются неотъемлемой частью практически любой программы проверки финансово-хозяйственной деятельности учреждений, проводимой органами государственного финансового контроля. Кроме того, эти вопросы интересуют и налоговые органы в ходе проведения контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств. В статье мы рассмотрим порядок отражения БСО в бухгалтерском учете и основные требования, предъявляемые к операциям с ними.

Общие положения

Действующее в настоящее время законодательство не содержит расшифровки понятия БСО, однако, анализируя предъявляемые к ним требования, можно сделать вывод, что под БСО понимаются документы, которые, как правило, содержат обязательные реквизиты (наименование, серию и номер и т.д.) и к учету и хранению которых предъявляются определенные требования. В частности, к БСО, используемым учреждениями, относятся:

  • бланки ценных бумаг;
  • квитанционные книжки;
  • аттестаты;
  • дипломы;
  • бланки удостоверений;
  • бланки трудовых книжек (вкладыши к ним);
  • бланки, используемые для оформления приема наличных денежных средств учреждением от физических лиц без применения ККТ. В частности, к таким документам можно отнести Квитанцию (ф. 0504510).

По мнению автора, особое внимание следует уделить БСО, применяемым учреждениями при осуществлении расчетов с населением без использования ККТ.

БСО, применяемые без использования ККТ

В соответствии с Положением об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 359 (далее — Положение N 359), государственные (муниципальные) учреждения, осуществляющие расчеты без применения контрольно-кассовой техники, в случае оказания услуг населению должны выдавать документ, оформленный на БСО, который приравнивается к кассовому чеку. Такие БСО (квитанции, билеты, абонементы и др.) в обязательном порядке должны содержать следующие реквизиты (п. 3 Положения N 359):

  • наименование документа, шестизначный номер и серию;
  • наименование и организационно-правовую форму;
  • место нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица — иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности);
  • ИНН учреждения;
  • вид услуги;
  • стоимость услуги в денежном выражении;
  • размер оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами;
  • дату осуществления расчета и составления документа;
  • должность, фамилию, имя и отчество лица, ответственного за совершение операции и правильность ее оформления, его личную подпись, печать организации;
  • иные реквизиты, которые характеризуют специфику оказываемой услуги и которыми организация вправе дополнить документ.

БСО могут быть изготовлены типографским способом или с использованием автоматизированных систем. При этом согласно п. 11 Положения N 359 для одновременного заполнения бланка документа и выпуска документа должно обеспечиваться выполнение следующих требований:

  • автоматизированная система имеет защиту от несанкционированного доступа, идентифицирует/фиксирует и сохраняет все операции с бланком документа в течение не менее пяти лет;
  • при заполнении бланка документа и выпуске документа автоматизированной системой сохраняются уникальный номер и серия его бланка.

Необходимо отметить, что в соответствии с п. 12 Положения N 359 учреждения по требованию налоговых органов обязаны представлять информацию из автоматизированных систем о выпущенных документах. Заметим, финансовое ведомство неоднократно отмечало, что для изготовления бланков строгой отчетности не может быть использован простой компьютер (Письма от 03.02.2009 N 03-01-15/1-43 и от 07.11.2008 N 03-01-15/11-353).

Изготовленный типографским способом бланк документа должен содержать сведения об изготовителе (сокращенное наименование, идентификационный номер налогоплательщика, место нахождения, номер заказа и год его выполнения, тираж), если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами об утверждении форм бланков таких документов. Проставление серии и номера на бланке документа, изготовленном типографским способом, осуществляется изготовителем. Дублирование серии и номера на бланке документа не допускается, за исключением наносимых на копию (отрывные части) бланка.

Для справки. Налоговые органы осуществляют контроль и надзор за полнотой оприходования выручки организациями, производящими наличные денежные расчеты без использования ККТ, в соответствии с Приказом Минфина России от 17.10.2011 N 133н "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей" (далее — Административный регламент N 133н). Согласно п. 41 Административного регламента N 133н в ходе указанного контроля налоговыми органами проводится проверка фактического наличия бланков документов строгой отчетности. Проверка проводится по видам бланков с учетом начальных и конечных номеров. По результатам составляется акт проверки фактического наличия бланков строгой отчетности в двух экземплярах. Кроме того, в ходе проверки определяется количество использованных за проверяемый период БСО на основании книги учета бланков документов, актов приемки БСО и актов инвентаризации БСО для сопоставления с фактическим количеством копий использованных БСО (корешков документов), хранящихся у проверяемого объекта. Сумма выручки денежных средств, отраженная в учете проверяемого учреждения, сопоставляется с суммами, отраженными в копиях использованных БСО (корешках документов), хранящихся у проверяемого объекта.

В случае если учреждение является плательщиком ЕНВД, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных п.

Проверка кассовой дисциплины

2 ст. 346.26 НК РФ, проводится проверка наличия товарных чеков, квитанций или других документов, подтверждающих прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).

Хранение и инвентаризация БСО

Основными нормативными документами, регламентирующими требования к учету БСО, являются:

  • Положение N 359;
  • Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденное Минфином СССР от 29.07.1983 N 105 (далее — Положение N 105);
  • Правила ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225.

Согласно п. 6.2 Положения N 105 БСО должны храниться в сейфах, металлических шкафах или специальных помещениях, позволяющих обеспечить их сохранность. Аналогичное требование содержится в п. 16 Положения N 359.

С работником, которому поручаются получение, хранение, учет и выдача бланков документов, а также прием от населения наличных денежных средств согласно документам, заключается договор о материальной ответственности по форме, утвержденной Постановлением Минтруда России от 31.12.2002 N 85 "Об утверждении перечней должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, а также типовых форм договоров о полной материальной ответственности".

Указанный работник принимает БСО, поступившие в организацию, в присутствии комиссии, образованной руководителем организации. Приемка производится в день поступления БСО. В ходе приемки проверяется соответствие фактического количества, серий и номеров БСО данным, указанным в сопроводительных документах (накладных, квитанциях и т.п.), и составляется акт приемки бланков документов. На основании данного акта, утвержденного руководителем учреждения, БСО принимаются к учету (п. п. 14, 15 Положения N 359).

В соответствии с п. 13 Положения N 359 и Приложением 5 к Приказу Минфина России N 173н <1> учет БСО, изготовленных типографским способом, ведется в Книге учета бланков строгой отчетности (ф. 0504045) по видам, сериям и номерам с указанием даты получения (выдачи) БСО, условной цены, количества, а также с подписью получившего их лица. Листы такой книги должны быть пронумерованы, прошнурованы и подписаны руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) организации, а также скреплены печатью (штампом).

<1> Приказ Минфина России от 15.12.2010 N 173н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению".

В соответствии с п. 19 Положения N 359 упакованные в опечатанные мешки копии документов (корешки), подтверждающих суммы принятых наличных денежных средств, хранятся в систематизированном виде не менее пяти лет. По окончании указанного срока, но не ранее истечения месяца со дня проведения последней инвентаризации копии документов (корешки) уничтожаются на основании акта об их уничтожении, составленного комиссией, образованной руководителем организации (индивидуальным предпринимателем). В таком же порядке уничтожаются некомплектные или испорченные бланки документов.

В соответствии с п. 9 Инструкции N 33н <2> данные, отраженные в годовой бухгалтерской отчетности учреждения, должны быть подтверждены результатами проведенной учреждением инвентаризации активов и обязательств. Порядок и сроки проведения промежуточных инвентаризаций бланков устанавливаются либо в учетной политике учреждения, либо приказом руководителя. На основании п. 20 Инструкции N 157н <3> инвентаризация имущества, финансовых активов и обязательств должна проводиться учреждением в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми Минфином в соответствии с законодательством РФ. В настоящее время данный порядок регламентирован Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49 (далее — Методические указания N 49).

<2> Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н.
<3> Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.

В соответствии с п. 1.5 Методических указаний N 49 проведение инвентаризации обязательно:

  • при передаче имущества организации в аренду, его выкупе, продаже, а также в случаях, предусмотренных законодательством при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
  • перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года;
  • при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);
  • при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей;
  • в случае стихийных бедствий, пожара, аварий или в других чрезвычайных ситуациях, вызванных экстремальными условиями;
  • при ликвидации (реорганизации) организации перед составлением ликвидационного (разделительного) баланса и в других случаях, предусмотренных законодательством или нормативными актами Минфина.

Согласно п. 17 Положения N 359 инвентаризация БСО должна осуществляться в сроки проведения инвентаризации находящихся в кассе наличных денежных средств. Напомним, что утративший силу с 01.01.2012 Порядок ведения кассовых операций <4> предусматривал проведение внеплановых инвентаризаций денежных средств в кассе в сроки, установленные руководителем учреждения, а также при смене кассиров.

Действующее в настоящее время Положение ЦБ РФ N 373-П <5> указанный вопрос никак не регулирует. Учитывая изложенное, по мнению автора, сроки проведения инвентаризации БСО учреждению следует отразить в своей учетной политике.

<4> Порядок ведения кассовых операций в РФ, утв. Решением Совета директоров ЦБ РФ от 22.09.1993 N 40.
<5> Положение о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой ЦБ РФ на территории РФ, утв. ЦБ РФ 12.10.2011 N 373-П.

Проверка фактического наличия БСО должна проводиться по их видам с учетом начальных и конечных номеров, а также по каждому месту хранения и материально ответственным лицам. Сведения о фактическом наличии БСО, полученные в результате инвентаризации, вносятся в инвентаризационные описи или акты инвентаризации, составляемые не менее чем в двух экземплярах. Инвентаризационная комиссия должна обеспечить полноту и точность внесения в описи данных о фактических остатках основных средств, запасов, товаров, денежных средств, другого имущества и финансовых обязательств, правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации (для этого используются формы первичной учетной документации, утвержденные Приказом Минфина России N 173н).

Бухгалтерский учет

В соответствии с п. 337 Инструкции N 157н <6> учет находящихся на хранении и выдаваемых в рамках хозяйственной деятельности учреждения БСО осуществляется на забалансовом счете 03 "Бланки строгой отчетности". БСО могут учитываться на забалансовом счете в разрезе ответственных за их хранение и (или) выдачу лиц, мест хранения в условной оценке один бланк — 1 руб. или по стоимости приобретения бланков. В случае выбора указанного способа учета бланков строгой отчетности его необходимо закрепить в учетной политике учреждения. Причем, по мнению автора, учреждение может закрепить указанный способ в отношении как только определенных групп бланков строгой отчетности (например, трудовых книжек), так и всех бланков строгой отчетности, используемых в учреждении.

<6> Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.

Внутренние перемещения бланков строгой отчетности в учреждении отражаются по забалансовому счету на основании оправдательных первичных документов (Требование-накладная (ф. 0315006)) путем изменения ответственного лица и (или) места хранения.

Выбытие бланков строгой отчетности при их оформлении (выдаче), передаче иному юридическому лицу, ответственному за их оформление (выдачу), а также в связи с выявлением порчи, хищений, недостачи, принятием решения об их списании (уничтожении) производится на основании акта (акта приема-передачи, акта о списании) по стоимости, по которой БСО были ранее приняты к учету.

В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденными Приказом Минфина России от 21.12.2011 N 180н, оплата договоров на приобретение и изготовление бланков строгой отчетности осуществляется бюджетными учреждениями по подстатье 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ.

Рассмотрим порядок отражения операций по приобретению БСО в бухгалтерском учете.

Пример 1. Бюджетным учреждением за счет средств от приносящей доход деятельности приобретены 100 БСО на общую сумму 35 400 руб. (в том числе НДС — 5400 руб.). Уплата аванса заключенным договором не предусмотрена. В учетной политике бюджетного учреждения прописано, что БСО учитываются на забалансовом счете 03 "Бланки строгой отчетности" в условной оценке: один бланк — 1 руб.

Содержание операции Дебет Кредит Сумма,
руб.
Отражены расходы на приобретение БСО 2 109 60 226 2 302 26 730 30 000
Погашена задолженность перед
поставщиком по приобретенным БСО
2 302 26 830 2 201 11610
18
35 400
Отражена сумма НДС по приобретенным
БСО
2 210 01 560 2 302 26 730 5 400
БСО поступили в учреждение 03 100
БСО выданы материально
ответственному лицу
03 100

Пример 2. Казенным учреждением за счет бюджетных средств приобретено 10 БСО на общую сумму 1180 руб. (в том числе НДС — 180 руб.). Учетной политикой казенного учреждения предусмотрено, что бланки учитываются на забалансовом счете 03 "Бланки строгой отчетности" по стоимости приобретения.

Содержание операции Дебет Кредит Сумма,
руб.
Отражены расходы на БСО 1 401 20 226 1 302 26 730 1180
Погашена задолженность перед
поставщиком по приобретенным БСО
1 302 26 830 1 201 11 610
18
1180
БСО поступили в учреждение 03 1180
Пять бланков выдано материально
ответственному лицу
03 590

Типовые нарушения, выявляемые в ходе проверки учета БСО

К основным нарушениям, выявляемым контрольными органами в части учета, использования и хранения БСО, относятся:

  • наличие фактов заполнения бланков не полностью (указаны не все обязательные реквизиты) или нечеткого (неразборчивого) указания сведений о совершаемой операции;
  • несоблюдение требований к хранению бланков;
  • неустановленная форма бланков, изготовление нетипографским способом (на компьютере) или без использования автоматизированных систем;
  • отсутствие контроля за сохранностью бланков, неведение учета используемых учреждением бланков в книге учета таких бланков по наименованиям, сериям и номерам;
  • отсутствие документации на списание бланков;
  • хранение бланков менее установленного срока;
  • наличие недостачи или излишка бланков;
  • непроведение инвентаризации бланков.

А.Репин

Эксперт журнала

"Ревизии и проверки

финансово-хозяйственной

деятельности государственных

(муниципальных) учреждений"

Об административном регламенте по контролю за полнотой учета выручки денежных средств

Новый Административный регламент по исполнению Федеральной налоговой службой государственной функции контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей, утвержденный Приказом Минфина России от 17.10.2011 N 133н (далее — Приказ N 133н), вступил в силу в феврале 2012 г.

В Административном регламенте определена процедура проведения налоговыми органами проверок своевременности и полноты отражения в учете выручки наличных денежных средств, полученных налогоплательщиками — организациями и индивидуальными предпринимателями. Периодичность таких проверок не установлена, поэтому налоговые органы самостоятельно решают вопрос о количестве проверок в соответствующих структурах в течение года.

Представители проверяемых организаций могут присутствовать при проведении проверок и знакомиться с их результатами. Однако они должны обеспечить проверяющим беспрепятственный доступ:

  • к контрольно-кассовой технике (ККТ), к использованным контрольным лентам, к накопителям фискальной памяти, к программно-аппаратным средствам;
  • к автоматизированным системам, формирующим бланки строгой отчетности и соответствующие документы.

При этом налогоплательщики должны сообщить проверяющим пароли ККТ и представить документацию, связанную с приобретением, регистрацией и вводом ККТ в эксплуатацию.

Срок проведения проверки не может превышать 20 рабочих дней с даты предъявления поручения на проверку (п. 19 Приказа N 133н). Он устанавливается руководителем или заместителем руководителя налоговой инспекции.

Проверка проводится по следующим этапам:

  1. предъявляется поручение на проведение проверки;
  2. просматриваются документы;
  3. проверяется полнота учета выручки денежных средств;
  4. оформляются результаты проверки.

Первый этап связан с решением руководителя (или заместителя) налоговой инспекции о проведении проверки полноты учета выручки денежных средств (п. 22 Приказа N 133н).

Проверяющие, прибыв в организацию, предъявляют поручение и служебные удостоверения. Представитель организации (уполномоченное лицо) ставит на поручении отметку об ознакомлении, указывает свою должность и дату предъявления поручения проверяющими (п. 23 Приказа N 133н). При отказе поставить отметку об ознакомлении специалисты налоговых органов делают соответствующую отметку в поручении и проводят проверку учета полноты выручки.

Второй этап проверки связан с рассмотрением (ознакомлением) документов, а именно:

  • приходных и расходных кассовых ордеров;
  • журналов регистрации приходных и расходных кассовых ордеров;
  • авансовых отчетов;
  • кассовой книги;
  • распорядительных документов об установленном лимите остатка наличных денежных средств;
  • иных первичных документов и регистров бухгалтерского учета, необходимых для осуществления проверки.

Документы запрашиваются в зависимости от проверяемого периода (не более 60 дней) с момента начала проверки, так как специалисты налоговых органов могут привлечь к административной ответственности за нарушение порядка работы с наличными денежными средствами только в течение 2 мес. со дня обнаружения нарушения.

Если организация для расчетов наличными деньгами применяет ККТ, то она должна представить проверяющим (помимо ранее перечисленных) следующие документы:

  • журнал кассира-операциониста;
  • акт о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам;
  • журнал регистрации показаний счетчиков контрольно-кассовых машин, работающих без кассира-операциониста;
  • распечатки отчетов из фискальной памяти ККТ и использованных накопителей фискальной памяти;
  • контрольные ленты ККТ на бумажном носителе и на электронном носителе;
  • справку-отчет кассира-операциониста.

Если организация не применяет ККТ, то оформляются бланки строгой отчетности при наличных расчетах с населением, а проверяющий должен затребовать следующую информацию:

  • бланки строгой отчетности, корешки документов;
  • информацию из автоматизированной системы о выпущенных документах;
  • акт приемки бланков строгой отчетности и книгу учета бланков строгой отчетности;
  • акт о списании бланков строгой отчетности.

Следует отметить, что проверяющим запрещено требовать те документы, которые не относятся к предмету проверки (п. 30 Приказа N 133н).

В соответствии с новым Административным регламентом организация (индивидуальный предприниматель) должна представить проверяющим оригиналы документов или копии, заверенные уполномоченным лицом. Нотариально заверять документы не следует.

Необходимо отметить, что при уплате единого налога на вмененный доход (ЕНВД) организации и индивидуальные предприниматели при расчетах наличными денежными средствами не выдают покупателям ни чеков ККТ, ни бланков строгой отчетности. В этом случае специалисты налоговых органов проверяют те документы, которые связаны с выдачей товарных чеков, квитанций, подтверждающих прием денежных средств за товары (работы, услуги).

На основании полученных документов специалисты налоговых органов проводят оценку информации и определяют объем и состав проверочных действий.

Проверка может производиться сплошным или выборочным способом. При сплошном — проверяются все финансовые операции организации, при выборочном — только часть из них.

Если организация использует ККТ, то проверяющие осматривают технику, сверяют сумму выручки по данным ККТ с кассовой книгой, а при необходимости проводят экспертизу с помощью привлеченных экспертов. При этом проверяющие обязательно должны провести инвентаризацию денежных средств в денежном ящике ККТ, снять остатки денежных средств и составить акт о проверке денежной наличности в двух экземплярах — один экземпляр передается проверяемой организации, второй — прилагается к акту проверки.

В акте должна быть оформлена расписка кассира-операциониста для подтверждения наличия (отсутствия) в денежном ящике ККТ личных денег, для подтверждения данных приходных кассовых ордеров о сданной выручке, сведениях о показаниях счетчиков ККТ и сумме выручки. При этом основное внимание при проведении проверки обращается на проверку полноты учета выручки денежных средств. Такая проверка проводится методом сравнения суммы наличных денег в денежном ящике ККТ с суммами, отраженными:

  • в контрольной ленте ККТ;
  • в фискальном отчете;
  • в журнале кассира-операциониста.

В свою очередь, записи в журнале кассира-операциониста сверяются с приходными кассовыми ордерами, с данными кассовой книги, а также книги учета доходов и расходов и с кассовыми отчетами.

Перед снятием фискального отчета и сменного отчета ККТ проверяющие должны сверить заводской номер ККТ и идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) организации (индивидуального предпринимателя) с данными, внесенными в карточки регистрации ККТ (п. 38 Приказа N 133н).

На контрольной ленте проверке подлежат все порядковые номера кассовых чеков, а затем номера и суммы чеков на контрольной ленте сверяются с номерами и суммами имеющихся кассовых чеков.

Далее специалисты налоговых органов проверяют количество и сумму возвращенных денежных средств по неиспользованным кассовым чекам. Для этого сверяются данные фискального отчета ККТ с данными журнала кассира-операциониста и актами о возврате денег покупателям, а также с расходными ордерами. При обнаружении расхождений проверяющие должны получить письменное объяснение.

Если организация (индивидуальный предприниматель) не применяет ККТ, то она выдает покупателям бланки строгой отчетности, которые подлежат проверке по видам и по номерам (начальным и конечным).

По результатам проверки составляется (в двух экземплярах) акт фактического наличия бланков строгой отчетности.

Полнота учета выручки денежных средств проверяется на основании книги учета бланков документов, а также актов приемки бланков строгой отчетности и актов инвентаризации бланков.

Далее фактическое количество использованных бланков (корешков документов) сверяется с книжными данными и актами, а суммы использованных бланков строгой отчетности сверяют с величиной выручки денежных средств.

У плательщиков ЕНВД, которые не применяют ККТ и не выдают бланки строгой отчетности покупателям, проверке подлежат товарные чеки, квитанции или другие документы, подтверждающие прием денежных средств за товары (работы, услуги).

По результатам проверки полноты учета выручки составляется акт в двух экземплярах, который подписывается представителями организации и налоговых органов (п. п. 44, 48 Приказа N 133н). Акт оформляется на бумажном носителе, в нем не должно быть неоговоренных помарок, подчисток и исправлений.

В акте должны быть указаны:

  • дата составления;
  • полное наименование организации, ее ИНН и код причины постановки на учет;
  • фамилии, имена, отчества и должности проверяющих;
  • дата составления и номер поручения акта на проверку;
  • период проверки;
  • дата ее начала и окончания;
  • адрес проверяемой организации;
  • факты нарушений, выявленных в ходе проверки, с указанием нормативных и правовых актов, положения которых были нарушены.

По фактам нарушений организация может оформить свои возражения в письменном виде, о чем должна быть сделана запись в акте проверки.

При выявлении в ходе проверки нарушений законодательства РФ специалисты налоговых органов возбуждают производство по делу об административных правонарушениях и составляют протокол, на основании которого оформляется постановление по делу об административном правонарушении в соответствии со ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ). Указанное постановление может быть обжаловано в региональном налоговом управлении ФНС России либо в арбитражном суде. Как следует из ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ, право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении предоставлено лицу, в отношении которого вынесено постановление, потерпевшему, законному представителю этого физического лица, законному представителю юридического лица, в отношении которого вынесено постановление или которое является потерпевшим, а также защитникам и представителям этих лиц.

Частью 1 ст. 30.3 и ст. 31.1 КоАП РФ установлено, что постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу по истечении 10 суток со дня вручения или получения копии постановления, если оно не было обжаловано либо опротестовано.

Готовимся к проверке ККТ и учета денежной выручки

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 дней со дня вручения копии постановления.

Налогоплательщик может обжаловать постановление и в досудебном порядке, приложив при необходимости копии документов (п. 71 Приказа N 133н).

Срок подачи жалобы 3 мес. с момента, когда организация узнала о нарушении своих прав (п. 2 ст. 139 Налогового кодекса Российской Федерации).

Жалоба рассматривается в течение 30 дней с момента ее регистрации (п. 72 Приказа N 133н). По результатам рассмотрения налогоплательщику направляется письменный ответ.

Утверждение Административного регламента позволяет Федеральной налоговой службе четко осуществить государственную функцию по контролю за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей, что обеспечивает равномерность и полноту бюджетных поступлений.

Список литературы

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30.12.2001 N 195-ФЗ.
  2. Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей: Приказ Минфина России от 17.10.2011 N 133н.

В.А.Терехова

Д. э. н.,

профессор

Финансовый университет

при Правительстве Российской Федерации,

заслуженный работник

высшей школы Российской Федерации

404 Not Found