Проверка налога на прибыль

Содержание

Как навлечь на себя гнев налоговой? 10 вредных советов

Несоответствие фактического, почтового и юридического адресов организации

Для начала ждите от ИФНС предупредительное письмо с требованием устранить нарушение. Если вы вдруг решите проигнорировать требования инспекции, будьте готовы к занесению в черный список недобросовестных налогоплательщиков. Согласно «антиотмывочному» закону, ИФНС может оперативно заблокировать счета недобросовестной компании.

Реализация товаров и услуг по нерыночным ценам

Отклонения более чем на 20% как в одну, так и в другую сторону, крайне нежелательны. Критическая цифра отклонений — 30%. Особенно обращайте внимание на взаимоотношения с аффилированными компаниями или членами холдинга. Это стало актуальным с 1 января 2012 года после вступления в силу закона о новых правилах контроля над трансфертным ценообразованием, который ввел понятие контролируемых и приравненных к ним сделок. Если не хотите получить доначисления по налогам, обращайтесь к опытным аудиторам и оценщикам.

Сотрудничество с банками, имеющими действующие санкции ЦБ РФ и оказывающими сомнительные финансовые услуги

Если вашему банку в ходе проверки ЦБ или налоговых инспекций предъявили санкции, это сигнал для вас. Клиенты таких банков подвергаются камеральным и встречным проверкам на предмет возможного сотрудничества с фирмами-однодневками, предоставленными банком для реализации незаконных схем. Информация о неблагонадежных финансово-кредитных организациях открыта и опубликована на сайте ЦБ.

Отсутствие внешних признаков хозяйственной деятельности при постоянном динамичном движении денег по расчетному счету

Если предприятие имеет денежный оборот 500 млн руб. в месяц, а в штате работают три человека, нет складов с товаром и технологического оборудования, полноценного офиса и производственных помещений, значит эта компания — либо посредник, либо агент чьей-то «бурной» деятельности. В любом случае для проверяющих оперативная информация о такой фирме — ключ к раскрытию возможных налоговых и экономических правонарушений.

Сотрудничество с компаниями, имеющими признаки фирм-однодневок

Ваша компания может являться вполне добросовестной и законопослушной, но, не проявив должной осмотрительности, не позаботившись об обеспечении «экономической целесообразности» и «деловой цели», может вступить в финансовые взаимоотношения с недобросовестными контрагентами и стать участником схемы по отмыванию денег. Это может повлечь за собой предпроверочные мероприятия ИФНС и впоследствии привести к выездной налоговой проверке (возможно, с представителями МВД).

Экономия на налогах при выплате зарплат

Даже если зарплатная схема в вашей компании юридически и финансово чисто организована, налоговики все равно признают ее незаконной. Даже если сотрудникам компании регулярно выплачиваются проценты по купонному доходу приобретенных акций — льготы на сумму дохода 250 000 руб. в год на человека, страховые выплаты, займы, все равно по суду данные выплаты признаются оплатой результатов труда работников. Главная причина — регулярность (1-2 раза в месяц) и постоянство этих выплат. Налоговики разработали целую систему выявления зарплатных схем, даже в тех случаях, когда все сотрудники организации стали ИП, заключившими договоры с организацией-работодателем. Хозяйственные договоры признаются в этом случае трудовыми — с обязанностью уплаты страховых взносов с пенями и штрафами. А организаторы и участники таких схем часто подпадают под уголовную ответственность.

Нехарактерные для предприятия хозяйственные и финансовые операции, непрофильные активы

Если ваша компания торгует стройматериалами и вдруг решила заняться куплей-продажей ценных бумаг, это сигнал для налоговой службы. Если производственная компания стала регулярно давать другим организациям займы — это также обратит на себя пристальное внимание, выделит ее из серой массы. Подобные операции часто свойственны фирмам, использующим незаконные методы оптимизации налогообложения.

Вывод: если уж вам захотелось поиграть на фондовом рынке, обращайтесь к профессиональному брокеру или организуйте для этого отдельное юрлицо, пусть даже и аффилированное с основным.

Организация использует нестандартные средства расчета по договорным обязательствам

Бартер, векселя и ценные бумаги, уступка прав требования, взаиморасчеты с третьими лицами или через третьих лиц, займы, «бумажные» кредиты (аккредитивы, банковские гарантии). По мнению налоговой службы, использование всех этих финансовых инструментов «на пустом месте» (то есть там, где в этом нет необходимости) – явный признак участия в незаконных схемах.

Компания не сдает (или сдает заниженные) декларации по налогу на НДС, прибыль, имущество

Организация, не показывающая налогооблагаемую базу по прибыли и имуществу, уклоняется от уплаты налогов, и для проверки соответствия уплаченных сумм налогов денежным оборотам могут запросить у банка информацию о движении средств по ее счетам.

Организация предъявила значительные суммы «экспортного» НДС к возврату в один отчетный период

В таких случаях я советую готовиться не только к сюрпризам со стороны ИФНС, но и от лица таможни и МВД. Проверять будут реальность сделок, а также всех контрагентов, в том числе и иностранных, чтобы выявить факты лжеэкспорта. В последние два года участились проверки встречных, импортно-экспортных контрактов, проводимых через одну и ту же компанию в один и тот же налоговый период. ИФНС в этом случае подозревает, что такая фирма может получать необоснованную налоговую выгоду, либо работать в пользу третьих лиц.

Как доказать налоговой, что вы «белый и пушистый»: 10 полезных советов

1. Работайте только с надежными банками

Это первые 200 строчек в рейтингах крупнейших финансово-кредитных организаций ЦБ РФ, деловых журналов и рейтинговых агентств.

2. Не сотрудничайте с контрагентами и обслуживающими организациями с сомнительной репутацией.

Откажитесь от работы с компаниями, имеющими признаки «однодневок», являющимися недобросовестными налогоплательщиками, участвующими в отмывании денег и работающими с «неблагонадежными» банками. По возможности исключите прямые контракты с офшорными компаниями. Не следует также работать с аудиторскими и консалтинговыми компаниями, замешанными в скандалах в налоговой сфере, не прошедших процедуру контроля качества профессиональных СРО.

3. Старайтесь использовать только законные методы оптимизации налогообложения

Их довольно много:

  • малые предприятия;
  • компании на УСН;
  • ИП;
  • ЕНВД;
  • льготные условия налогообложения ряда видов деятельности (сельское хозяйство, капстроительство, участие в федеральных программах, работа в особых экономических зонах и т д.);
  • возможность проведения в одном налоговом периоде «прибыльных» и «убыточных» операций.

4. Соответствуйте отраслевым показателям, разработанным налоговиками:

  • суммам оборотов;
  • общим суммам уплаченных налогов;
  • уровню зарплаты сотрудников;
  • нормам прибыли;
  • рентабельности;
  • торговым и производственным наценкам.

Средние отраслевые цифры различных секторов экономики есть на сайтах ФНС России и УФНС по Москве. Рекомендуется придерживаться нижней границы показателей.

5. Выходите на встречные и камеральные налоговые проверки

Своевременно и в полном объеме предоставляйте запрашиваемые документы и другую информацию по встречным проверкам. Помните, что проверяют не вас, а от вас требуется только подтвердить факт деятельности. Камеральная проверка может пройти и без ведома проверяемого (запрашивают выписки в банке и документы у контрагентов). Но о факте такой проверки следует знать и подготовиться к визиту в ИФНС для дачи объяснений или допросу по деятельности организации-налогоплательщика. Игнорирование этих требований повышает вероятность выездной налоговой проверки.

6. Не показывайте убыток от коммерческой деятельности более двух отчетных периодов подряд.

Это вызовет подозрения налогоплательщика в недобросовестности и может спровоцировать проверку.

7. Остерегайтесь резкой (менее чем за 6 месяцев) смены рода деятельности вашего предприятия

Это привлекает внимание специалистов отдела предпроверочного анализа ИФНС, изучающих не только балансовые показатели, но и отслеживающих изменения вида деятельности.

8. Не допускайте грубого несоответствия размера уставного капитала (собственных средств) масштабам деятельности вашего предприятия

Организация, денежный оборот которой по расчетному счету составляет миллиард рублей в месяц при уставном капитале 50 000, вызовет подозрения. Но и оборот в 100 000 руб. при уставном капитале или заемных средствах в миллиард — тоже нежелателен. В первом случае вас заподозрят в «отмывочных» схемах, во втором — в незаконном заведении на счет значительных оборотных средств. Особенно опасно заведение средств через офшорные компании, так как внимание к ним сейчас самое пристальное.

9. Избегайте наличия у вашего предприятия трех и более признаков фирм-однодневок

Налоговики разработали 137 таких критериев (по состоянию на сентябрь 2013 года), и этот список постоянно пополняется.

10. Не допускайте ситуации, когда зарплата начисляется, но не выплачивается

Во-первых, выплатить зарплату (т.е. снять наличные в банке или перевести деньги на карточные счета сотрудникам) можно только после уплаты всех налогов и сборов с фонда заработной платы. А значит, невыплата начисленной зарплаты почти всегда в глазах налоговой службы означает и неуплату налогов. Во-вторых, это уголовно наказуемое деяние, к которому могут добавиться и «налоговые» статьи.

Павел Гагарин, председатель совета директоров аудиторско-консалтинговой группы «Градиент Альфа»

Как сопоставить показатели

Налоговики разработали специальные рекомендации по проведению камеральных проверок налога на прибыль. Этот документ недавно появился в инспекциях под грифом «для служебного пользования». О его содержании вы узнаете из нашей статьи.

Ю.С. Шемелева, эксперт АГ «РАДА»

Новые методические рекомендации по проведению камеральных проверок деклараций по налогу на прибыль утверждены приказом МНС России от 23 апреля 2003 г. № БГ-4-02/9дсп (далее – Рекомендации). Согласно этому документу, налоговики должны проверять налог на прибыль в два этапа.

На первом этапе они сопоставят показатели декларации по налогу на прибыль с показателями бухгалтерской отчетности и деклараций по другим налогам (НДС, налога на рекламу, ЕСН).

Обратим внимание, что рекомендации разработаны для проверки декларации по налогу на прибыль в редакции приказа МНС от 12 июля 2002 г. № БГ-3-02/358. Если в последующем ее опять изменят, необходимо будет учесть все новые поправки.

Второй этап камеральной проверки – экономический анализ декларации. Его цель – выяснить причины роста расходов и снижения доходов фирмы.

С декларацией по НДС

Если организация считает налог на прибыль по методу начисления, а НДС – по отгрузке, налоговики могут сопоставить выручку, указанную в декларациях по налогу на прибыль с выручкой, отраженной в декларации по НДС (нарастающим итогом).

Прежде всего, они проверят выполнение следующего равенства:

Приложение 1 к листу 02 декларации по налогу на прибыль

Раздел I декларации по НДС

Строка 010 – строка 011 – строка 013 – строка 015 – строка 017 + строка 020 Приложения 6 к листу 02

=

Сумма показателей графы 4 строк 010, 020, 030 и 040 – сумма показателей графы 6 строк 030 и 040 – сумма показателей графы 4 строк 050 и 060 – (графа 4 строки 120 – графа 6 строки 120 + графа 4 строки 130 – графа 6 строки 130) – (графа 4 строки 110 – графа 6 строки 110) – сумма показателей графы 4 строк 070 и 080 – (графа 4 строки 020 + графа 4 строки 030 + графа 4 строки 040 – графа 6 строки 040 + графа 4 строки 050 – графа 6 строки 050 Приложения Е) – (графа 4 строки 060 + графа 4 строки 070 + графа 4 строки 080 – графа 6 строки 080 + графа 4 строки 090 – графа 6 строки 090 Приложения Е) + итоговая строка графы 3 Приложения В + сумма показателей графы 3 строк с кодами 1010804, 1010807, 1010808 Приложения Д

Если налоговики выявят расхождение, они должны выяснить его причину. Для этого они могут провести дополнительные мероприятия налогового контроля: вызвать организацию в налоговую инспекцию для объяснений, затребовать первичные документы, провести встречные проверки.

Но иногда расхождения между декларациями неизбежны. Например, если организация поставляет товары на экспорт и одновременно пользуется освобождением от НДС по статье 145 НК РФ.

Кроме того, в методичке рекомендуется проверить еще несколько соотношений:

Приложение № 1 к листу 02 декларации по налогу на прибыль

Соотношение

Строка 110 Раздела 1 декларации по НДС

строка 60

графа 4 – графа 6

Приложение № 2 к листу 02 декларации по налогу на прибыль

Соотношение

Строка 080 Раздела 2 декларации по НДС

строка 161

<=

графа 4

С декларацией по ЕСН

Особое внимание налоговики уделяют показателям строки 261 Приложения № 3 к листу 02 декларации по налогу на прибыль. Они рекомендуют своим коллегам проверять, насколько обоснованно исключены выплаты работникам из состава расходов, которые уменьшают облагаемую прибыль. Ведь именно такие выплаты не облагаются ЕСН.

Кроме того, между налогом на прибыль и ЕСН налоговики проверяют следующее соотношение:

Приложение № 3 к листу 02 декларации по налогу на прибыль

Соотношение

Декларация по ЕСН

Строка 261 + строка 251

>=

Строка 1000

С декларацией по налогу на рекламу

Между декларацией по налогу на прибыль и деклараций по налогу на рекламу тоже должно быть определенное соотношение:

Приложение № 2 к листу 02 декларации по налогу на прибыль

Соотношение

Декларация по налогу на рекламу

Строка 160

<=

Налоговая база (нарастающим итогом)

С бухгалтерской отчетностью

Налоговики должны сопоставить показатели декларации по налогу на прибыль не только с данными других деклараций, но и с показателями бухгалтерской отчетности: формы № 2 и формы № 5.

Отметим, что форму № 5 не заполняют малые предприятия, поэтому для них такая проверка ограничится лишь сравнением декларации с отчетом о прибылях и убытках (форма № 2).

Налоговики привели в своих рекомендациях соотношения, которые необходимо проверять в первую очередь:

Приложение № 3 к листу 02 декларации

Соотношение

Раздел 6 формы 5 (по ОКУД)

строка 090

<=

графа 3 строки 620

Приложение № 7 к листу 02 декларации по налогу на прибыль

Соотношение

Отчет о прибылях и убытках (ф. 2 по ОКУД)

cтрока 020

<=

cтрока 070

Расхождения между строкой 090 Приложения № 3 декларации (расходы на оплату труда) и формой № 5 возможны лишь в том случае, если у фирмы есть расходы на оплату труда, которые не уменьшают прибыль в соответствии со статьей 270 Налогового кодекса. Они отражаются в Приложении № 3 к листу 02 декларации.

Кроме того, налоговики предлагают сравнить декларацию по налогу на прибыль с другими показателями бухгалтерской отчетности. Прежде всего, это суммы доходов:

Лист 02 декларации по налогу на прибыль

Соотношение

Отчет о прибылях и убытках (ф. 2 по ОКУД)

Строка 010 + строка 030

=

Строка 010 + строка 060 + строка 080 + строка 090 + строка 120 + строка 170

Различаться эти показатели могут лишь в нескольких случаях:

– если у фирмы есть операции с ценными бумагами;

– если по бартерным операциям или при безвозмездном получении имущества фирма использует в налоговом учете рыночные цены;

– если фирма устанавливает свои цены в условных единицах.

С точки зрения доходов анализу подлежат и другие показатели декларации:

Приложение № 1 к листу 02 декларации по налогу на прибыль

Соотношение

Отчет о прибылях и убытках (ф. 2 по ОКУД)

Строка 010 + строка 100 – строка 030 – строка 040

=

Строка 010

Сумма всех (нескольких) или одна из строк: 030, 040, 060, 080, 090

=

Строка 090

Отдельное соотношение налоговики разработали и для расходов. Правда, оно может соблюдаться, только если фирма начисляет амортизацию в бухгалтерском и налоговом учете одинаково:

Приложение № 2 к листу 02 декларации по налогу на прибыль

Соотношение

Отчет о прибылях и убытках (ф. 2 по ОКУД)

Строка 010 + строка 020 + строка 030

<=

Строка 020

Внутри декларации по налогу на прибыль

Показатели декларации по налогу на прибыль налоговики будут сравнивать не только с другими декларациями, но и между собой. При этом должны соблюдаться следующие соотношения:

Лист 02 декларации по налогу на прибыль

соотношение

Лист 02 декларации по налогу на прибыль или иные значения

Строка 100

>=

Строка 110

>=

Строка 120

>=

Строка 130

>=

Строка 160

>=

Строка 170

>=

Строка 180

>=

Строка 140 – строка 150

Строка 190

>=

Строка 140 – строка 150 – строка 160

Строка 200

>=

строка 140 – строка 150 – строка 170

Строка 220

<=

6%

Строка 230

<=

16%

Строка 231

16%

Строка 240

<=

2%

Экономический анализ

В своих Рекомендациях налоговики написали, что экономический анализ необходимо проводить лишь по декларациям основных налогоплательщиков. Поэтому небольших фирм, чьи налоговые платежи не велики, он скорее всего не коснется.

Сам анализ заключается в сравнении различных показателей налоговой и бухгалтерской отчетности за текущий период и три предыдущих года. Он базируется на внутренних и внешних источниках информации.

По результатам анализа налоговики не могут доначислить фирме налоги и штрафы. Они могут лишь предположить, что у организации есть нарушения в финансово-хозяйственной деятельности и налоговом учете, и назначить выездную проверку.

Внутренний анализ

На этом этапе налоговики должны сравнить объемы реализации и уровень себестоимости продукции (работ, услуг) и определить их колебания. Для этого они используют внутренние источники информации: данные бухгалтерской и налоговой отчетности, а также пояснения самих организаций.

Если расходы и доходы растут или уменьшаются приблизительно одними темпами, налоговики оставят фирму в покое. В противном случае они потребуют объяснений.

Поэтому следует заранее продумать, что вы скажете инспектору, так как не все объяснения его устроят. Например, объяснить рост расходов по причине инфляции не получится: налоговики считают, что в этом случае должны возрасти и доходы фирмы.

Внешний анализ

При анализе декларации налоговики могут прибегнуть к помощи других организаций. Например, запросить информацию о физических объемах потребленных вашей фирмой энергии, газа, воды и т. д. и проанализировать, насколько уровень ее доходов соответствует уровню расходов в физических величинах.

Если у фирмы растут расходы на производство 1 единицы продукции, а доходы при этом почти не меняются или снижаются, она должна это обосновать. В противном случае проверяющие посчитают их превышение экономически неоправданным и могут исключить из состава расходов. Но даже если они не пойдут на столь радикальные меры, фирму могут включить в план выездных проверок.

Правда, в самой же методичке налоговики указали объяснение, которое может оправдать фирму в их глазах. Так, любые нестыковки в динамике показателей вы можете списать на изменение технологии производства.

Этапы проведения камеральной налоговой проверки

  • Главная
  • Избранное
  • Популярное
  • Новые добавления
  • Случайная статья

123

Камеральная налоговая проверка – это проверка, проводящаяся по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога и других документов о деятельности н/п, имеющихся у налогового органа.

Основными этапами камеральной проверки являются:

1) проверка полноты и своевременности представления налогоплательщиком документов налоговой отчетности, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;

2) проверка своевременности представления расчетов по налогам в налоговый орган;

3) визуальная проверка правильности оформления документов налоговой отчетности (полноты заполнения всех необходимых реквизитов, четкости их заполнения и т.д.);

4) проверка правильности составления расчетов по налогам, включающая в себя арифметический подсчет итоговых сумм налогов, подлежащих уплате в бюджет и проверку обоснованности применения ставок налога и налоговых льгот, а также правильность отражения показателей, необходимых для исчисления налогооблагаемой базы;

5) проверка правильности исчисления налогооблагаемой базы. Осуществляется сверка и анализ согласованности показателей, повторяющихся в бухгалтерской отчетности и налоговых расчетах с точки зрения достоверности отдельных показателей, наличие сомнительных моментов или несоот-ветствий, указывающих на возможные нарушения налоговой дисциплины, логический контроль за наличием искажений в отчетной информации, сопоставление показателей с отчетными показателями предыдущего отчетного периода, взаимоувязка показателей бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций.

Основные принципы и этапы планирования и подготовки выездной налоговой проверки.

Планирование и подготовка выездных налоговых проверок являются первым этапом работы налоговой инспекции по проведению таких проверок. На этом этапе определяются перечень организаций, подлежащих выездным налоговым проверкам в предстоящем квартале, сроки проведения и вид проверки, кадровые ресурсы, необходимые для их проведения.

Планирование выездных проверок проводится в соответствии со следующими принци-пами.

1. Принцип комплексности предполагает согласованность всех этапов планирования – от сбора и обработки информации о налогоплательщиках до составления плана проверок и перечня вопросов, подлежащих проверке.

2. Принцип непрерывности выражается в увязке всех стадий планирования по срокам их проведения.

3. Принцип оптимальности предполагает выбор для проведения выездных проверок таких объектов, где можно с наибольшей вероятностью выявить нарушения налогового законодательства и обеспечить максимальное поступление в бюджет сумм дополнительно начисленных налогов, пени и штрафов при минимальных затратах рабочего времени специалистов налоговых органов.

Планирование и подготовка выездных налоговых проверок проводятся в несколько этапов.

1. Сбор и систематизация информации о налогоплательщиках.

2. Камеральный анализ налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности налогоплательщиков.

3. Анализ финансово-экономических показателей деятельности налогоплательщиков на контролируемой налоговой инспекцией территории.

4. Выбор объектов для проведения выездных налоговых проверок.

5. Подготовка и утверждение плана выездных налоговых проверок на предстоящий квартал.

6. Предпроверочный анализ информации о налогоплательщиках, отобранных для проведения выездных налоговых проверок, и подготовка перечней вопросов, подлежащих проверке.

В целях правильного отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок налоговой инспекции необходимо иметь максимально полную информацию о налогоплательщиках. Информация для анализа поступает как из внутренних, так и из внешних источников. К информации из внутренних источников можно отнести сведения, накопленные в ходе государственной регистрации и учета налогоплательщиков, камеральных проверок их деклараций, лицевых счетов и т.п. К информации из внешних источников относится информация о налогоплательщиках, полученная

налоговыми органами от других государственных органов, органов государственной власти и местного самоуправления, а также других юридических и физических лиц. Конечным результатом работы по сбору и обработке информации о налогоплательщиках является формирование в рамках автоматизированной информационной системы налоговых органов баз данных, содержащих информацию из вышеназванных источников по каждому налогоплательщику, состоящему на учете в налоговых органах.

Камеральный анализ налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности налогоплательщиков является логическим продолжением камеральной проверки. Он позволяет сделать вывод о наличии повышенной вероятности совершения налогового правонарушения тем или иным плательщиком. Такой вывод дает основание для включения соответствующей органи-зации в план проведения выездных налоговых проверок. По результатам камерального анализа отделами камеральных проверок выдаются рекомендации о включении в план выездных налоговых проверок конкретных налогоплательщиков с обоснованием причин таких рекомендаций. Эти рекомендации являются одним из оснований для включения налогоплатель-щика в план выездных налоговых проверок на предстоящий квартал.

Анализ финансово-экономических показателей деятельности налогоплательщиков на контролируемой налоговой инспекцией территории проводится на основании информации о деятельности всей совокупности или отдельных групп налогоплательщиков, имеющейся в АИС налоговых органов.

При этом сопоставляются изменение основных показателей по каждому конкретному налогоплательщику и динамика одноименных показателей по всем налогоплательщикам или однородным группам налогоплательщиков. Проводится сравнительный анализ показателей конкретной организации с показателями организаций аналогичной отрасли и со средними значениями показателей по отрасли. Для анализа могут использоваться как абсолютные (объем и темп роста выручки, прибыли, сумм уплаченных налогов и т.п.), так и относительные (объем выручки на одного работающего, объем розничного товарооборота на одну контрольно-кассовую машину и т.п.) показатели. Выбор тех или иных показателей для анализа ограничивается только наличием соответствующих данных в АИС налоговых органов и возможностями программного обеспечения по анализу накопленной информации. Наибольший интерес, с точки зрения выбора объектов для выездной проверки, представляют налогоплательщики, показатели работы которых существенно отличаются от средних показателей по всем налогоплательщикам или по однородной группе налогоплательщиков.

По результатам анализа отделом налоговой инспекции, ответственным за его проведение, готовятся рекомендации об отборе конкретных организаций для проведения выездных налоговых проверок с указанием причин, послуживших основанием для такого вывода. Они являются одним из оснований для включения соответствующих организаций в план проведения выездных налоговых проверок на предстоящий квартал.

На этапе выбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок формируется «черновой» список налогоплательщиков, которых целесообразно включить в план проверок на предстоящий квартал. В этом списке фигурируют две категории плательщиков:

– налогоплательщики, подлежащие обязательной проверке в соответствии с действующим законодательством, указаниями вышестоящих налоговых органов, поручениями правоохранительных органов;

– налогоплательщики, анализ деятельности которых позволяет сделать вывод о нали-чии повышенной вероятности обнаружения у них налоговых правонарушений.

Окончательный отбор налогоплательщиков для включения в план проверок начинается с определения количества организаций, которые могут быть включены в квартальный план на соответствующий период. Данный показатель определяется исходя из средних показателей количества проверок на одного налогового инспектора за последние один-два года и других факторов. Важную роль здесь играет опыт сотрудников инспекции, осуществляющих планирование проверок.

С учетом возможности инспекции по проведению выездных проверок «черновой» список анализируется с целью выбора из него таких налогоплательщиков, выездная налоговая проверка которых даст наибольший эффект при наименьших затратах ресурсов налоговой инспекции. При этом учитывается финансовое состояние налогоплательщика, Т.е. возможность уплатить в бюджет суммы неуплаченных налогов, пени и налоговых санкций в случае их возможного доначисления по результатам проверки.

Окончательный отбор плательщиков для включения в план выездных налоговых проверок осуществляется по индивидуальным критериям, определяемым на основе знаний и опыта налоговых инспекторов. Исходя из конкретных особенностей контролируемой терри-тории, налоговой инспекцией могут быть использованы различные методы окончательного отбора. По результатам проведенного анализа также принимается решение о виде выездной налоговой проверки каждого плательщика (комплексная, тематическая), запланированной на предстоящий квартал.

Работа налоговой инспекции по проведению выездных проверок соблюдения законодательства о налогах и сборах организуется на основе ежеквартально составляемых планов. Работа по подготовке квартального плана выездных налоговых проверок ведется отделом выездных проверок с учетом заключений, представляемых другими отделами инспекции. План проведения выездных проверок утверждается руководителем налоговой инспекции не позднее, чем за 10 дней до начала очередного квартала.

Корректировка плана выездных налоговых проверок может проводиться только при наличии серьезных оснований, таких как получение срочных заданий от вышестоящих налоговых органов, поручений правоохранительных органов по проверке плательщиков, не включенных в план, и т.п. Контроль за выполнением плана проведения выездных налоговых проверок осуществляется руководителем налоговой инспекции и его заместителями, курирующими работу по организации таких проверок.

Целью предпроверочного анализа информации о налогоплательщиках, включенных в план выездных налоговых проверок, является выбор оптимальной концепции каждой конкретной проверки и создание благоприятных предпосылок для ее успешного проведения. На этом этапе вся имеющаяся в налоговой инспекции информация о плательщике, включенном в план проверок, анализируется теми сотрудниками инспекции, которым поручено ее проведение. В ходе анализа они знакомятся с Финансово-хозяйственной деятельностью налогоплательщика и разрабатывают перечень вопросов, подлежащих проверке. В случае если в процессе предпроверочного анализа будет установлена необходимость изменения вида проверки, руководителем налоговой инспекции вносятся соответствующие изменения в план проверок. Перечень вопросов, подлежащих выездной налоговой проверке у налогоплательщика, утверждается руководителем налогового органа или его заместителем.

На стадии предпроверочного анализа решаются необходимые организационные вопросы, связанные с проверкой, собирается недостающая информация о налогоплательщике. При необходимости решается вопрос о привлечении к проведению выездной налоговой проверки специалистов правоохранительных и других контролирующих органов.

Где и как проводится камеральная налоговая проверка

Камеральная проверка – анализ сданной отчетности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц. Основанием для камеральной налоговой проверки считается момент передачи в налоговую инспекцию соответствующей декларации.

Камеральная проверка юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проводится за отрезок времени, охваченный сданной налоговой декларацией. Для проведения такого анализа деятельности не требуется специального решения руководителя налоговой инспекции. Работы начинаются непосредственно после сдачи декларации. Налогоплательщик о начале работ не уведомляется.

Стоит учесть, что для каждого налога существуют свои сроки сдачи декларации. Если сдача отчетности в налоговую инспекцию задерживается на десять календарных дней и более, ИФНС может заблокировать банковские счета юридического лица. Блокировка снимается лишь на следующий день после того, как в налоговую инспекцию будет передана декларация.

Камеральная проверка проводится в несколько этапов:

  1. Проверяется правильность исчисления базы. Анализируется, правильно ли рассчитана налоговая база. При этом:
    1. Проверяется связь между различными показателями, с помощью которых исчисляется налоговая база.
    2. Сопоставляются данные текущей декларации с данными прошлого отчетного периода.
    3. Происходит взаимоувязка данных бухгалтерской отчетности, деклараций, анализируются отдельные показатели налоговой декларации по отдельным налогам.
    4. Данные отчетности и декларации проверяются на предмет соответствия информации о финансово-хозяйственной деятельности юридического лица, которая имеется в распоряжении ИФНС.
  2. Проверяется правильность подсчета данных в налоговой декларации.
  3. Проверяется обоснованность заявленных налоговых вычетов.
  4. Проверяется правильность и соответствие налоговому законодательству всех ставок и льгот, которые использовались при составлении декларации.

Регламент проведения проверки

Порядок проведения камеральной налоговой проверки рассматривается в статье 88 Налогового кодекса Российской Федерации. В соответствии с этим кодексом, весь процесс можно свести к следующему процессу:

  1. Налогоплательщик (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) сдает в ИФНС налоговую декларацию.
  2. Все данные, содержащиеся в декларации, фиксируются в информационной системе налоговой инспекции.
  3. Данные, содержащиеся в сданной отчетности, проверяются по контрольным соотношениям.
  4. Данные текущего отчетного периода сверяются с аналогичными данными предыдущего периода камеральной налоговой проверки.
  5. Показатели представленной отчетности сравниваются с данными в другой отчетности – к примеру, с декларациями по другим налогам. Таким образом выявляются возможные расхождения.
  6. Если в результате первоначальных сверок явных ошибок или нарушений не выявлено, оснований для углубленной обработки данных нет, и камеральную проверку можно считать законченной.
  7. Если ошибки или противоречия выявлены, налогоплательщику высылается требование о предоставлении дополнительных документов либо пояснений. После этого составляется официальный акт камеральной налоговой проверки с указанием несоответствий.

Как заполнять платежки, чтобы налоговая не придралась

Налоговики используют новые проверочные программы, поэтому даже распространенные платежи оказываются под подозрением. В результате деньги могут не дойти до адресата, компания попадет в черный список, а счета заблокируют.

Редакция журнала «Коммерческий директор» выяснила у инспекторов, что им не нравится в платежках и как оформлять документы, чтобы избежать рисков.

Смотреть примеры правильных платежек

Срок проведения камеральной проверки

С 3 сентября 2018 года сократился срок камеральных проверок по НДС. Теперь у налоговиков есть только два месяца на проведение камеральной проверки по НДС вместо трех. Это дает компаниям возможность быстрее возместить налог из бюджета. Однако инспекторы могут продлить проверку на месяц, если найдут признаки нарушений. Например, они мотивируют это тем, что нужно запросить пояснения у контрагентов.

Если по ходу сверок выявляются какие-то ошибки, недочеты или несоответствия, налогоплательщику высылается требование о предоставлении документов, поясняющих нарушения. Для корректировки налогоплатильщик может выслать декларацию или расчет с уточненными данными.

На предоставление поясняющих и уточняющих документов налогоплательщику отводится пять дней. Если в течение пяти дней он не исправляет ошибки или не предоставляет верную отчетность, он может быть оштрафован. Если ответчик предоставит исправленную налоговую декларацию, камеральная налоговая проверка длится два-три месяца – вся работа начинается заново.

Возможные ошибки при сдаче документации

Отдельные разногласия могут появиться уже на этапе сдачи декларации. Если исходная документация заполнена неверно, система автоматически отказывает в приеме и указывает на ошибки. Среди наиболее частых ошибок встречаются следующие:

  1. Отчетность подписывается представителем по доверенности. При этом в базе нет либо данных о самой доверенности, либо данных о представителе.
  2. Отчетность подписана представителем по доверенности, при этом в сообщении о самой доверенности указывается, что права подписи у него нет.
  3. Налоговая декларация подписывается руководителем компании, данные о котором не совпадают с данными ЕГРЮЛ.
  4. Первичная декларация подается как корректирующая (или наоборот).
  5. При составлении и сдаче отчетности используются устаревшие, неактуальные и недействительные формы. Формы для камеральной налоговой проверки закреплены законодательно – отходить от них нельзя.

Помимо данных, которые компании сами предоставляют в налоговую инспекцию, также анализируются данные, полученные из внешних источников, и показатели предыдущих камеральных проверок.

Нарушения, выявляемые при камеральных проверках

Все выявляемые ошибки рассмотреть невозможно, приведем несколько основных:

  1. Арифметические ошибки.
  2. Несовпадение базы, рассчитанной для налога на добавленную стоимость и налога на прибыль.
  3. Предоставление недостаточного пакета документов при возмещении налога на добавленную стоимость из бюджета.
  4. Необоснованное занижение выручки.
  5. Необоснованное завышение затратной части.
  6. Отсутствие документации в подтверждение налоговых льгот.
  7. Налог на имущество рассчитан без учета кадастровой стоимости.

Большая часть ошибок допускается налогоплательщиками по причине собственной невнимательности. Где-то сказывается огромная загруженность, где-то – недостаток опыта. Даже небольшая ошибка может привести к серьезным убыткам. Необходимо заранее формировать весь пакет документов, который может понадобиться при проведении камеральной налоговой проверки, и несколько раз проверить перед отправкой данные.

С 2017 года при анализе отчетности налогоплательщиков в качестве источника информации о доходах могут использоваться данные с онлайн-касс. Эти сведения также отражаются в отчетности, в противном случае впоследствии придется предоставлять пояснения, дополнительную документацию и оплачивать штрафы.

Мнение эксперта

В каких случаях в ходе камеральной проверки можно не представлять документы

Татьяна Ильинова, руководитель юридической практики компании «Градиент Альфа», Москва

Если инспекторы запрашивают большое количество документов, их подготовка может парализовать работу компании на несколько дней, а то и недель. Сроки представления жесткие, а их нарушение может привести к штрафам. Рассмотрю на примерах из судебной практики, какие запросы инспекторов можно оспорить.

Можно оспорить… запрос документов, не относящихся к проверяемому периоду. Налоговые инспекторы имеют право требовать необходимые для проверки документы, однако в законодательстве точно не сказано, за какой именно период. Это приводит к многочисленным разногласиям с контролерами. Практика показывает, что, если инспекторы запрашивают документы, выходящие за рамки проверки, их действия могут быть признаны необоснованными. Например, налоговики в рамках проверки НДС за март 2007 года запросили у компании счета-фактуры за 2003–2006 годы и, не получив их, отказали в вычете НДС. Судьи признали данное решение незаконным, поскольку запрашиваемые документы не относились к проверяемому периоду (постановление ФАС Московского округа от 16.07.2008 №КА-А41/5556-08).

Можно оспорить… запрос документов, не относящихся к предмету проверки. Налоговики могут требовать лишь те бумаги, которые относятся к предмету камеральной проверки (постановление Президиума ВАС РФ от 08.04.2008 №15333/07). Приведу два примера. Компания отказалась представить в ИФНС следующие бумаги: данные по счетам бухучета, договоры на реализацию сырца, а также на переработку и хранение готовой продукции, расшифровку к приложению декларации по налогу на прибыль. Налоговики обвинили организацию в нарушении статьи 126 НК РФ и наложили штраф в 50 руб. за каждый документ (всего – 250 руб.). Руководство предприятия оспорило эту сумму. Поскольку контролеры не пояснили взаимосвязь между запрашиваемыми документами и проверкой правильности расчета и уплаты налога на имущество, судьи пришли к выводу, что документы были затребованы необоснованно (постановление ФАС Дальневосточного округа от 13.03.2008 №Ф03-А24/08-2/433). А вот второй пример. При проверке декларации по НДС одну из московских компаний оштрафовали на 350 руб. за то, что фирма не представила аналитическую справку и договоры с контрагентами. Судьи посчитали, что налоговики поступили незаконно, поскольку правильность суммы заявленных вычетов определяется на основании счетов-фактур, а запрошенные документы не являются предметом камеральной проверки: они могут быть затребованы в ходе выездной проверки, которую можно провести позже. Значит, штраф наложен незаконно (постановление ФАС Московского округа от 07.03.2012 по делу №А40-63891/11).

Можно оспорить… запрос утраченных документов. Компанию нельзя оштрафовать, если документы были утрачены или испорчены не по ее вине, например в результате пожара или наводнения (п. 2 ст. 109 НК РФ). В ходе проверки предприятия налоговики потребовали первичные документы за три года. Однако во время пожара все бумаги за период с 2007 по 2008 год сгорели. Компания представила акт о результатах работы комиссии по расследованию причин гибели документов, пояснительную записку о мерах, направленных на восстановление документации. Налоговики не приняли это во внимание и начислили штраф в размере 971,6 тыс. руб. Судьи посчитали действия контролеров неправомерными, поскольку вины компании в пожаре нет (постановление ФАС Московского округа от 14.06.2013 по делу №А40-111468/12-20-575).

Сложно оспорить… запросы бумаг, которые находятся в архиве. Законодательство к этому не обязывает, однако, чтобы избежать судебных споров, лучше запросить их из архива и представить в налоговую инспекцию. В ходе камеральной проверки инспекторы пришли к выводу, что компания не представила документы, подтверждающие правомерность списания дебиторской задолженности, срок исковой давности которой истек. Для признания долга безнадежным необходимо располагать документами, которые позволят установить дату его возникновения. Как правило, к ним относятся договор, счет на оплату, акт сдачи-приемки работ. Из представленных предприятием бумаг установить, когда в отношении 62 контрагентов возникла дебиторская задолженность, было невозможно. Предприятие не представило нужных документов, аргументировав это тем, что они находятся в архиве. Однако такой довод судей не удовлетворил – и организацию оштрафовали на 12,4 тыс. руб. (постановление ФАС Северо-Западного округа от 11.06.2008 по делу №А56-54758/2007).

Сложно оспорить… запросы документов, которые, по мнению налоговиков, помогают рассчитать налог. Если контролеры подтвердят, что запрошенные бумаги играют ключевую роль при расчете налога, их лучше представить, хотя судебная практика в этом вопросе и неоднозначна. Налоговики потребовали у компании проектно-сметную документацию и инструкцию по эксплуатации системы измерений количества и показателей качества нефти. По их мнению, они нужны для проверки правильности расчета и уплаты налогов, а также страховых взносов. Этот довод стал решающим: судьи посчитали, что, не представив документов, компания нарушила закон. В результате она была оштрафована на 100 руб. (постановление ФАС Московского округа от 22.02.2012 по делу №А40-28385/11-129-127). Однако есть и обратные примеры. У организации запросили протоколы и решения собраний учредителей, инвентаризационные описи и другие бумаги. Но судьи сказали, что подобные документы не содержат в себе сведений о расчете налогов, а потому их представлять не надо (постановление ФАС Московского округа от 29.02.2012 по делу №А40-54137/11-116-156).

Проведение камеральной проверки с истребованием документов и пояснений

Налоговая инспекция не всегда может требовать дополнительные документы и поясняющие сведения. В действующем законодательстве расписаны основные случаи, когда эта мера оправдана.

  1. Ошибки в декларациях. При наличии ошибок налоговые инспекторы вправе истребовать дополнительную документацию, пояснения или исправленную налоговую декларацию. В ряде случаев расхождения являются обоснованными и закономерными, однако пояснить их все-таки необходимо. К примеру, выручка в декларациях по налогу на добавленную стоимость и налогу на прибыль могут не совпадать. Отдельные операции облагаются налогом на прибыль и не облагаются налогом на добавленную стоимость.
  2. Подача исправленной декларации. Если подается уточненная декларация с увеличенной суммой убытка или сниженным налогом на прибыль, инспектор может затребовать первичную документацию (счета фактуры и пр.).
  3. Наличие льгот. Если компания при расчете декларации воспользовалась правом на льготу, инспектор может затребовать документацию в подтверждение того, что данная льгота действительно обоснована. К примеру, если есть льгота по налогу на имущество, проверяющий может затребовать акт приема-передачи, накладные и т. д.
  4. Прибыль с убытком. Если проверяется декларация по налогу на прибыль, инспектор может запросить в компании пояснения для обоснования размера убытка.
  5. Возмещение НДС. Если налог на добавленную стоимость заявляется к возмещению из бюджета, подтверждающие документы запрашиваются практически всегда.

Какие процедуры проводятся в процессе камеральной налоговой проверки

  1. Вызов в налоговую для пояснений. Если необходимо вызвать представителя компании для дачи пояснений, в компанию направляется соответствующее уведомление. В документе указывается цель вызова. ИФНС вправе отправить уведомление по телекоммуникационному каналу связи.
  2. Требование дачи пояснений. Согласно пункту 3 статьи 88 НК РФ, при выявлении ошибок и противоречий инспектор сообщает об этом налогоплательщику и высылает требование о предоставлении пояснений. Требование заполняется в установленной форме и содержит причины направления, срок, в течение которого необходимо предоставить данные, а также сам запрос на получение данных.
  3. Истребование документов у налогоплательщика. Для получения дополнительных данных инспекция также направляет в фирму требование установленной формы. Запрос по телефону невозможен. В официальном требовании указываются следующие данные:
    1. статья, в соответствии с которой инспектор требует дополнительные документы;
    2. срок предоставления;
    3. наименование документов, их реквизиты и период;
    4. название и реквизиты проверяемой фирмы;
    5. мероприятие, в ходе которого инспектор требует документацию – к примеру, камеральная проверка по НДС за IV квартал 2018 года.
  4. Истребование документов у сторонних лиц. В ходе камеральной налоговой проверки юридического лица инспектор имеет право запросить документы или какие-либо сведения о проверяемой фирме у контрагентов или прочих лиц, располагающих необходимыми данными.
  5. Допрос свидетелей. Одно из возможных мероприятий в ходе углубленной камеральной проверки. Протоколы допросов в дальнейшем используются в качестве доказательств при принятии официального решения по итогам проверки.
  6. Экспертиза. В некоторых случаях налоговая инспекция назначает проведение экспертизы. К примеру, возможно проведение почерковедческой экспертизы подписей важных бухгалтерских документов, затребованных в ходе проверки.
  7. Осмотр помещения. В процессе камеральной налоговой проверки ИФНС может проводить осмотр помещений, документов и предметов, если:
    1. Компания подает декларацию по налогу на добавленную стоимость с возмещением.
    2. В декларации по налогу на добавленную стоимость проверяемой компании и ее контрагента обнаружены расхождения, связанные с уменьшением налоговой базы или увеличением налогового вычета.
    3. Есть соответствующее судебное решение.

Результаты камеральной проверки

Если в результате проверки не выявлено ошибок, неточностей и нарушений, «камералка» завершается. Никакие документы, уведомления и т. д. налогоплательщику не отправляются.

Если выявлены нарушения, проводятся следующие процедуры:

  1. В течение десяти дней со дня завершения работы составляется акт камеральной налоговой проверки.
  2. В течение пяти дней с момента составления акта он должен быть вручен налогоплательщику.
  3. Если проверяемая компания согласна с выводами акта, налогоплательщик вносит исправления или уплачивает сумму доначислений. Если компания подает уточненную налоговую декларацию, налоговая инспекция инициирует новую проверку.
  4. Если компания не согласна с выявленными нарушениями, она вправе подать возражение в ИФНС. Вместе с возражением в инспекцию предъявляются сопроводительные, пояснительные и оправдательные документы. Подать возражение можно в течение одного месяца с момента получения акта.
  5. Руководитель налоговой инспекции рассматривает возражения, дополнительные документы и выносит окончательное решение о привлечении к ответственности за налоговое правонарушение либо об отказе в привлечении. Вывод делается в течение десяти рабочих дней после подачи возражения. При необходимости руководитель принимает решение о продлении времени рассмотрения материалов и проведении дополнительных процедур.

Окончание камеральной налоговой проверки – это момент, когда обе стороны ознакомлены с ее результатами.

Проверка декларации по возмещению НДС

Камеральная проверка по НДС к возмещению – глобальная процедура, связанная с тщательным и отчасти предвзятым изучением предоставленной документации. Причина проста – налог на добавленную стоимость возмещается юридическим лицам из бюджета, и большинство налоговых правонарушений связанно именно с ним.

В возмещении НДС есть свои нюансы:

  1. Инспекторы часто истребуют документы для камеральной налоговой проверки, которые подтверждают используемые вычеты – первичку, платежные документы, журналы покупок, продаж, учета и прочее.
  2. По итогам камеральной налоговой проверки выносится решение – возмещать компании НДС или не возмещать.
  3. В отличие от налога на прибыль, при возмещении НДС практически всегда проводятся осмотры, допросы, запрос данных у третьих лиц.
  4. Теоретически возмещение НДС можно получить еще до окончания проверки. Условие – обязательство банка доплатить при необходимости сумму налога.
  5. С 2017 года срок камеральной налоговой проверки по НДС снижен до двух месяцев.
  6. Достаточно часто возместить НДС удается лишь после судебной тяжбы.

Некоторые бухгалтера верно составляют декларацию по налогу на прибыль, но при этом ошибаются в промежуточном значении. В результате организация предоставляет в налоговую службу документ с правильным итоговым значением, но ошибками внутри, что искажает данные. Для того, чтобы избежать такой ситуации надо проверять декларацию по прибыли на правильность заполнения.

Способы проверки декларации по налогу на прибыль

При верной регистрации организации в соответствии с законом РФ она автоматически становится налогоплательщиком. А значит, обязана заполнять налоговую декларацию по налогу на прибыль организаций.

Такой вид документа предоставляется по результатам работы, в отчетный период. Кто-то сдает каждый месяц, кто-то один раз в полгода. Сотрудники налоговой для того, чтобы бухгалтеру было проще рассчитывать такой вид налога, придумали методические рекомендации. Они помогают в проверке деклараций.

Существует два этапа для проверки налоговой декларации по налогу на прибыль организаций:

  • первый этап характеризуется тем, что необходимо сопоставить данные декларации по налогу с отчетом бухгалтера, а также с декларациями по остальным налогам;
  • второй этап характеризуется тем, что налоговики будут разбираться с тем, почему у компании упала прибыль, но при этом выросли расходы.

Для начала необходимо выровнять выручку, которая указана в декларации на налог с прибылью декларации по НДС. Для этого должны совпадать значения:

В случае, если будут расхождения, сотрудники налоговой могут затребовать, чтобы компания предоставила разъяснения. Или же направят своего работника для полной проверки.

Следующим шагом станет проверка таких значений:

В случае с декларацией по ЕСН налоговики обязательно проверят, обоснованно ли организация убрала выплаты сотрудникам из расходов. Ведь из-за этого уменьшается облагаемая прибыль. Для этого надо проверить следующее:

Существует также налог на рекламу, что обязательно проверит налоговая:

В обязательном порядке будет сверка с отчетом бухгалтера, а именно с формами 2 и 5 (ее не заполняют только малые учреждения). Для этого необходимо сравнить:

Желательно, чтобы у фирмы не возникало расхождений в таких операциях:

В случае, если данные показатели не совпадают, фирма занимается какими-либо операциями, используя ценные бумаги, использует цены рынка при обменных или неоплачиваемых операциях, также, когда цены у фирмы в долларах.

Сотрудники налоговой инспекции будут анализировать и такие показатели:

Когда компания начисляет амортизацию абсолютно одинаково в бухгалтерском и налоговом отчете, тогда будет работать следующее соотношение:

При проверке декларации по прибыли необходимо проверять правильность значений внутри нее. Для этого проверяются следующие соотношения:

Порядок проведения камеральной налоговой проверки

Порядок проведения камеральной проверки установлен ст. 88 НК РФ. Налогоплательщикам, представляющим декларации по прибыли, следует обратить внимание на следующие положения этого порядка.

1. Проверке подлежит только представленная в налоговый орган декларация (п. 1 ст. 88 НК РФ). Однако если декларация не представлена, налоговый орган вправе камерально в те же сроки проверить информацию о налогоплательщике по имеющимся у него источникам (п. 2 ст. 88 НК РФ).

2. Проверка проводится без специального решения руководителя налогового органа (п. 2 ст. 88 НК РФ) и без уведомления налогоплательщика.

3. Срок проведения камеральной проверки – 3 месяца с даты представления декларации (п. 2 ст. 88 НК РФ).

4. При получении декларации с убытком, выявлении ошибок, расхождений и несоответствий с другими сведениями налоговый орган направляет налогоплательщику требование о предоставлении пояснений по выявленным несоответствиям или внесении соответствующих исправлений в декларацию (п. 3 ст. 88 НК РФ).

5. Пояснения должны быть представлены налоговому органу любым доступным организации способом в течение 5 рабочих дней со дня получения требования (п. 3 ст. 88 НК РФ).

6. В подтверждение данных, входящих в пояснения, налогоплательщик вправе дополнительно предоставить бухгалтерские и налоговые регистры, а также любые другие документы (п. 4 ст. 88 НК РФ).

7. Если в ходе камеральной проверки налогоплательщик представляет уточненную налоговую декларацию за проверяемый период, то срок камеральной проверки начинает отсчитываться заново от даты представления уточненной декларации (п. 9.1 ст. 88 НК РФ).

См. «Уточненка, поданная после вручения акта КНП, не предотвратит решения по ней».

8. Если уточненная декларация представлена по истечении 2 лет после срока, установленного для сдачи этой отчетности за соответствующий отчетный (налоговый) период, и налог в ней начислен в меньшей сумме или увеличена сумма убытка, то налоговый орган вправе истребовать не только пояснения, но и первичные документы (п. 8.3 ст. 88 НК РФ).

9. У налогоплательщиков, пользующихся льготами, налоговый орган вправе истребовать документы, подтверждающие право на применение такой льготы (пп. 6 и 12 ст. 88 НК РФ).

Если в ходе камеральной проверки нарушения не выявлены, то камеральная проверка автоматически завершается без составления каких-либо дополнительных документов. Если же налоговики выявили в декларации ошибки и/или противоречия, далее применяется особый порядок взаимодействия контролеров и налогоплательщика (см. далее).

Что делать налогоплательщику при выявлении в декларации ошибок и противоречий

Если, несмотря на представленные пояснения и дополнительные мероприятия налогового контроля, налоговый орган считает нарушение выявленным, то в течение 10 рабочих дней с даты завершения проверки им составляется акт камеральной налоговой проверки. Акт должен быть вручен налогоплательщику не позднее 5 рабочих дней после даты составления.

В течение 1 месяца налогоплательщик вправе представить возражения на акт камеральной проверки. Возражения должны быть рассмотрены руководителем налогового органа в течение 10 рабочих дней после окончания срока представления возражений. По результатам этого рассмотрения может быть вынесено решение о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности. Руководителем налогового органа может быть вынесено также решение о продлении сроков проверки (на срок не более 1 месяца) и о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

С учетом изложенного становится очевидной важность самостоятельной проверки декларации по прибыли перед сдачей ее в налоговые органы и готовность к представлению исчерпывающих пояснений в ответ на запрос налоговых органов.

Как считать налог на прибыль, узнайте .

Ключевые моменты проверки налога на прибыль

Остановимся на наиболее важных моментах, имеющих место при проверке налога на прибыль у большинства организаций. Ссылки на строки декларации по прибыли мы приводим применительно к ее форме, утвержденной приказом ФНС России от 19.10.2016 № ММВ-7-3/572@.

1. Если декларация заполняется вручную, ее необходимо проверить на отсутствие арифметических ошибок и на соответствие сумм, попадающих в лист 02, суммам, рассчитанным в соответствующих приложениях к листу 02. При автоматическом заполнении в бухгалтерской программе и в системах электронной сдачи отчетности такая проверка обычно присутствует.

2. Если заявлена льгота по налогооблагаемой базе или снижена ставка, налогоплательщик должен быть готов к представлению пояснений и копий документов, подтверждающих право на применение льгот.

3. Доходы от реализации в ходе проверки по налогу на прибыль обычно сверяются налоговыми органами с доходами, отраженными в декларации (или в декларациях – с учетом сопоставимости периодов) по НДС.

В сравнении с декларацией по НДС могут возникать вопросы в следующих случаях:

  • Наличия доходов, облагаемых НДС и не облагаемых налогом на прибыль (например, при безвозмездной передаче имущества).
  • Осуществления организацией операций, не облагаемых НДС. В этом случае налогоплательщик не должен забывать о необходимости заполнения в декларации по НДС раздела 7, в котором отражаются данные об операциях, не подлежащих налогообложению НДС.
  • Осуществления организацией операций, облагаемых по ставке НДС 0%. Здесь надо быть готовым к систематической даче пояснений по расхождениям из-за того, что при применении ставки 0% период подтверждения права на применение этой ставки не всегда совпадает с периодом отгрузки. Как правило, есть остаток с неподтвержденным правом применения на начало сравниваемого периода, имеются расхождения из-за подтверждения в течение периода и, как следствие, есть расхождения на конец сравниваемого периода. Это обстоятельство (с приложением налоговых регистров, отражающих реализацию с разбивкой по ставкам НДС, и расчетов распределения НДС в зависимости от факта подтверждения права на ставку 0%, из которых становится понятной различие в объемах реализации) необходимо будет пояснить налоговым органам.
  • Во внереализационных доходах организации имеют место доходы, подлежащие обложению НДС, но в декларации по прибыли не попадающие в строки расшифровки выручки от реализации. В этом случае налогооблагаемая база по НДС будет больше, чем выручка от реализации в декларации по прибыли. Это также потребует пояснений с приложением налоговых регистров.

4. Пояснений потребует общий убыток отчетного периода и убытки, отраженные в приложении 3 к листу 02 (в частности, убытки от объектов обслуживающих производств и хозяйств, от реализации амортизируемого имущества, от реализации права требования долга).

Образец пояснений по убыткам вы можете найти в материале «Пояснительная записка в налоговую по требованию – образец».

5. При заполнении данных по начисленным за отчетный (налоговый) период авансовым платежам (строки 210, 220, 230 листа 02) необходимо проверить наличие уточненных деклараций, которые могут повлиять на сумму авансовых платежей.

См. также материал «Уточненная декларация: что нужно знать бухгалтеру?».

6. Если организация является плательщиком каких-то иных налогов, кроме налога на прибыль и НДС (например, налога на имущество), то по строке 041 в приложении 2 к листу 02 она должна отразить сумму начисленных за налогооблагаемый период налогов. Отсутствие данных по этой строке приведет к необходимости дополнительных пояснений.

7. Пояснения, скорее всего, будут затребованы налоговыми органами, если организация получает целевое финансирование и заполняет лист 07 декларации по прибыли, особенно в случае отражения в нем значительных сумм.

8. При составлении декларации по прибыли за налоговый период (год) необходимо проверить, увязываются ли данные декларации по прибыли с бухгалтерской отчетностью:

  • сумма начисленного за год налога на прибыль в декларации и в отчете о прибылях и убытках по строке «Текущий налог на прибыль» должны совпадать;
  • разницы между бухгалтерской и налоговой прибылью должны иметь реальные объяснения, отраженные в налоговых регистрах.

9. При расчете распределения платежей по налогу на прибыль и авансовых платежей между обособленными подразделениями (приложение 5 к листу 02) рекомендуется уделить особое внимание следующим моментам:

  • правильности расчета долей налоговой базы;
  • соответствию суммы налоговых баз подразделений общей налоговой базе по организации;
  • расчету авансовых платежей на следующий период, сумма которых для каждого обособленного подразделения определяется умножением общей суммы начисленных на следующий период авансовых платежей по организации на долю налоговой базы подразделения.

В большинстве случаев после исчерпывающих пояснений, не противоречащих данным декларации, вопросы налоговыми органами снимаются. При этом ошибки в заполнении декларации, связанные с неправильным отражением сумм по ее строкам, но не приводящие к искажению итоговой суммы начисленного налога, возможно также объяснить в пояснениях. Уточненная декларация в этом случае не потребуется (п. 1 ст. 81 НК РФ).