Проведение аудита

Ирина Стародубцева, аудитор-эксперт RosCo — Consulting & audit

Результатом проведенной аудиторской проверки является представление руководству аудируемой компании письменной информации (отчета) и аудиторского заключения.

Завершающим этапом аудиторской проверки является подготовка письменной информации (отчета) клиенту и формирование аудиторского заключения по итогам аудита.

Важно!

Для избежания в последующем недоразумений, в договоре оказания аудиторских услуг необходимо прописать, что аудитор будет представлять клиенту ту информацию, которая представляет интерес для принятия управленческих решений.

C этой целью в договоре оказания аудиторских услуг определяется:

  • форма, в которой будет сообщаться информация;

  • надлежащие получатели информации;

  • конкретные вопросы аудита, представляющие интерес для клиента (п.8 стандарта №22 «Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственника»).

Письменная информация (отчет), как правило, содержит:

  • общий подход аудитора к проведению аудита и его объему;

  • выбор или изменение руководством клиента принципов и методов учетной политики, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на его финансовую (бухгалтерскую) отчетность;

  • возможное влияние на финансовую (бухгалтерскую) отчетность клиента каких-либо значимых рисков и внешних факторов, которые должны быть раскрыты в финансовой (бухгалтерской) отчетности (например, судебных разбирательств);

  • предлагаемые аудитором существенные корректировки финансовой (бухгалтерской) отчетности, как осуществленные, так и не осуществленные клиентом;

  • предполагаемые модификации аудиторского заключения;

  • иные вопросы, заслуживающие внимания представителей собственника (например, существенные недочеты в области внутреннего контроля, случаи недобросовестных действий руководства).

Обязательный аудит

Письменная информация (отчет) по итогам аудиторской проверки, представляемая аудируемой компании, будучи конфиденциальным документом, передается лицу, подписавшему договор на проведение аудита либо лицо, указанному в самом договоре.

Важно!

Структура отчета формируется по соответствующим разделам утвержденной программы аудиторской проверки. Как правило, данные разделы представляют собой оценку достоверности показателей статей баланса и отчета о финансовых результатах.

К отчету прикладываются копии финансовой (бухгалтерской) отчетности клиента за соответствующий год проверки и аудиторского заключения.

В каждом из разделов отчета рассчитывается влияние выявленных искажений на показатели бухгалтерской (финансовой) отчетности. В отчете обобщаются выявленные аудитором нарушения, а также приводятся рекомендации по их исправлению.

Образец таких сводов представлен ниже.

Сводная ведомость исправления выявленных нарушений

п/п

№пункта

Отчета

Вид нарушения

Причина нарушения

Сумма, тыс. руб.

Исправи­тельная запись

Рекомендация по недопу­щению нарушений впредь

Обществом инвентаризация основных средств перед составлением годовой бухгалтерской отчет­ности не проводилась. Не подтверждена достоверность данных бухгалтерского учета по счету 01 «Основные средства» и бухгалтерской отчетности формы «Бухгалтерский баланс» по строке 1150 «Основные средства» на 01.01.2016 г. в сумме 2 840 тыс. руб.

Не выполнены требо­вания «Методических указаний по инвен­тари­зации имущес­тва», утвержденные Приказом Минфина от 13.06.1995 г. №49

2 840

Проводить инвентаризацию имущества перед составлением годовой бухгалтерской отчетности в сроки, определенные Учетной политикой предприятия, не ранее 1 октября отчетного года и оформлять результаты инвентаризации в соответствии с требованиями Методических указаний.

По основным средствам, относящимся к четвертой амортизационной группе со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно, установлен срок полезного использования 5 лет (60 месяцев), завышены суммы амортизационных отчислений как для целей бухгалтерского, так и налогового учета, занижен налог на прибыль.

Не выполнены требования Постановления Правительства РФ от 01.01.2002 г. № 1.

5 200

Д02 К91

Д84 К68

Определять сроки полезного использования вводимых в эксплуатацию основных средств в соответствии с требованиями «Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 г. №1. Представить уточненные налоговые декларации по налогу на прибыль.

Получение финансовой помощи включено в налоговую базу для начисления НДС.

Нарушены требования статей 154-162 НК РФ.

Д76АВ К68/2 – Сторно!

Представить уточненную декларацию по НДС.

Свод рекомендаций, разработанных по результатам аудита

п/п

№пункта

Отчета

Содержание рекомендации

Ожидаемый результат

от выполнения рекомендации

Проводить инвентаризацию имущества перед составлением годовой бухгалтерской отчетности в сроки, определенные Учетной политикой предприятия, не ранее 1 октября отчетного года и оформлять результаты инвентаризации в соответствии с требованиями Методических указаний.

Подтверждение достоверности показателей формы «Бухгалтерский баланс».

Определять сроки полезного использования вводимых в эксплуатацию основных средств в соответствии с требованиями «Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 г. №1. Представить уточненные налоговые декларации по налогу на прибыль и налогу на имущество.

Позволит избежать штрафных санкций за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (п.3 ст.120 НК РФ). Искажение (занижение) налоговой базы влечет взыскание штрафа в размере 20 % от суммы неуплаченного налога, но не менее 40 тыс. рублей.

Представить уточненную декларацию по НДС.

Избежание штрафных санкций за нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (п.3 ст.120 НК РФ).

Статья актуальна на 05.07.2016

ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

от 30 июля 2002 года N 134

Об аудиторской деятельности

(В редакции Законов КР от 14 июня 2004 года N 75, 15 декабря 2004 года N 192, 23 октября 2008 года N 233, 29 июня 2009 года N 196, 16 декабря 2016 года N 207, 24 февраля 2017 года N 35, 18 марта 2019 года N 35, 29 марта 2019 года N 39)

Принят Жогорку Кенешем Кыргызской Республики

28 июня 2002 года

Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении аудиторской деятельности в Кыргызской Республике.

Глава I
Общие положения

Статья 1. Аудиторская деятельность

Аудиторская деятельность (аудиторские услуги) представляет собой предпринимательскую деятельность по независимой проверке (аудиту) финансовой отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей (далее — аудируемые лица) и оказанию сопутствующих услуг.

Целью аудита является повышение степени уверенности пользователей в достоверности финансовой отчетности во всех ее существенных аспектах в соответствии с применимыми основами представления финансовой отчетности.

Под основой представления финансовой отчетности понимаются Международные стандарты финансовой отчетности и (или) иные стандарты финансовой отчетности, в соответствии с которыми подготовлена финансовая отчетность.

Под существенностью понимается такая степень точности данных финансовой отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности делать на ее основе правильные выводы о финансовом и имущественном положении, а также о результатах хозяйственной деятельности аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.

Под сопутствующими аудиту услугами понимаются:

— обзор финансовой отчетности;

— выполнение обязательств по согласованным процедурам;

— сбор и обработка финансовой информации.

Аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания услуг, предусмотренных настоящей статьей.

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы наряду с аудиторскими услугами могут оказывать услуги, связанные с аудиторской деятельностью, включая:

— постановку, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, бухгалтерское консультирование;

— налоговое консультирование, в том числе постановку, восстановление и ведение налогового учета, составление налоговых расчетов и деклараций;

— анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование;

— управленческое консультирование, в том числе связанное с реорганизацией организаций или их приватизацией;

— аудит информационных систем;

— оценочную деятельность в соответствии с требованиями Международного стандарта финансовой отчетности и Международного стандарта аудита;

— услуги, связанные с внутренним аудитом;

— обучение в областях, связанных с аудиторской деятельностью, а также бухгалтерскому учету, экономике и финансам.

Аудиторская деятельность является лицензируемым видом предпринимательской деятельности. Лицензирование аудиторской деятельности осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами Кыргызской Республики о лицензировании.

См.:

главу 23 «Особенности лицензирования аудиторской деятельности» Положения о лицензировании отдельных видов предпринимательской деятельности, утвержденного постановлением Правительства КР от 31 мая 2001 года N 260

Аудиторская деятельность осуществляется аудиторами, зарегистрированными в соответствии с законодательством Кыргызской Республики в качестве индивидуального предпринимателя (индивидуальный аудитор) и (или) аудиторскими организациями.

Если иное не установлено законом, иностранные юридические лица и граждане, а также лица без гражданства вправе осуществлять аудиторскую деятельность на территории Кыргызской Республики на общих основаниях.

(В редакции Закона КР от 18 марта 2019 года N 35)

Статья 1-1. Аудит банков

Аудит банков и небанковских финансово-кредитных организаций (далее — банк) осуществляется в соответствии с требованиями банковского законодательства Кыргызской Республики и международными стандартами аудита.

Нормы настоящего Закона применяются к аудиту банков в части, не противоречащей банковскому законодательству Кыргызской Республики.

(В редакции Закона КР от 16 декабря 2016 года N 207)

Статья 2. Стандарты аудита

Под стандартами аудита понимаются единые требования к порядку проведения и оформления результатов аудита и сопутствующих аудиту услуг, заданий, обеспечивающих уверенность, и контролю качества аудита.

Стандарты аудита утверждаются Правительством Кыргызской Республики.

(Часть 3 утратила силу в соответствии с Законом КР от 16 декабря 2016 года N 207)

При осуществлении аудиторской деятельности аудиторы следуют требованиям Кодекса этики, утвержденного Правительством Кыргызской Республики.

(В редакции Законов КР от 14 июня 2004 года N 75, 29 июня 2009 года N 196, 16 декабря 2016 года N 207, 18 марта 2019 года N 35)

Статья 3. Обязательный и инициативный аудит

Аудит может быть обязательным и инициативным.

Ежегодному обязательному аудиту подлежат:

— банки и другие организации, лицензируемые Банком Кыргызстана;

См.:

Положение о минимальных требованиях к внешнему аудиту банков и других финансово-кредитных учреждений, лицензируемых Национальным банком Кыргызской Республики (утверждено постановлением Правления Нацбанка КР от 14 июля 2005 года N 22/2)

— страховые организации;

— публичные компании, осуществившие публичное предложение ценных бумаг;

— инвестиционные фонды;

— негосударственные пенсионные фонды;

— другие лица в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.

Аудируемые лица, подлежащие обязательному аудиту, обязаны заключать договор на проведение обязательного аудита с аудиторской организацией, оказывать содействие в своевременном и полном проведении аудита, представлять всю документацию, необходимую для осуществления аудита, давать по устному или письменному запросу исчерпывающие разъяснения и подтверждения.

Инициативный аудит может проводиться по решению индивидуального предпринимателя или компетентного органа управления организации, а в случаях, предусмотренных законами Кыргызской Республики, также по требованию других заказчиков проведения аудита.

По результатам проведенного обязательного аудита аудируемые лица обязаны:

— опубликовать финансовую отчетность в комплекте с аудиторским заключением (отчетом) в средствах массовой информации;

— уведомить уполномоченный государственный орган, регулирующий аудиторскую деятельность, о проведении обязательного аудита и публикации финансовой отчетности в комплекте с аудиторским заключением (отчетом) в средствах массовой информации.

(В редакции Закона КР от 29 июня 2009 года N 196)

Статья 4. Аудитор

Аудитором является физическое лицо, отвечающее квалификационным требованиям, установленным уполномоченным органом, и имеющее квалификационный сертификат аудитора.

Аудиторы в период осуществления своей профессиональной деятельности не вправе состоять на государственной службе и заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме научной, педагогической и иной творческой деятельности. Также аудиторы могут быть членами Совета директоров/Комитета по аудиту банков, финансово-кредитных учреждений и обществ.

При этом аудитор не может:

— являться членом Совета директоров/Комитета по аудиту банка, если он проводил аудиторскую проверку данного банка в течение последних пяти лет;

— проводить аудиторскую проверку банка, где он является членом Совета директоров/Комитета по аудиту или ранее являлся членом Совета директоров/Комитета по аудиту в течение пяти лет с момента его увольнения или добровольной отставки от занимаемой должности;

— проводить аудиторскую проверку других конкурирующих банков, если является членом Совета директоров/Комитета по аудиту в любом другом банке.

Аудитор осуществляет свою деятельность по трудовому договору или договору (контракту) в качестве аудитора в составе только одной аудиторской организации.

(В редакции Законов КР от 24 февраля 2017 года N 35, 29 марта 2019 года N 39)

Статья 5. Аудиторская организация

Аудиторской организацией является коммерческая организация, осуществляющая деятельность, определенную статьей 1 настоящего Закона.

Аудиторская организация может создаваться только в форме хозяйственных товариществ и обществ, за исключением открытого акционерного общества.

Не менее 75 процентов кадрового состава аудиторской организации должны составлять граждане Кыргызской Республики, постоянно проживающие на территории Кыргызской Республики.

Иностранные аудиторские организации могут осуществлять аудиторскую деятельность в Кыргызской Республике только при образовании соответствующих аудиторских организаций — резидентов Кыргызской Республики, за исключением случая внешнего аудита Банка Кыргызстана.

Руководителем исполнительного органа аудиторской организации может быть только аудитор.

Аудиторская организация осуществляет свою деятельность по проведению аудита после получения лицензии на условиях и в порядке, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики о лицензировании.

В штате аудиторской организации должно состоять не менее 2 аудиторов.

Аудиторские организации обязаны установить и соблюдать стандарты внутреннего контроля качества проводимых ими аудиторских проверок. Требования, предъявляемые к указанным стандартам, регламентируются стандартами аудита.

(В редакции Законов КР от 23 октября 2008 года N 233, 29 июня 2009 года N 196, 18 марта 2019 года N 35)

Статья 5-1. Капитал аудиторской организации

1. Основу уставного капитала аудиторской организации составляет полностью оплаченный уставный капитал.

2. Уставный капитал аудиторской организации формируется только в национальной валюте Кыргызской Республики, в безналичной форме и за счет денежных средств участников (акционеров).

3. Минимальный размер уставного капитала аудиторской организации составляет 100000 сомов.

(В редакции Закона КР от 29 марта 2019 года N 39)

Статья 6. Аудиторское заключение (отчет)

По результатам проведенного аудита и (или) оказания сопутствующих услуг лицо, его осуществившее, представляет аудиторское заключение (отчет), форма, содержание и порядок представления которого определяются соответствующими стандартами аудита. Аудиторское заключение (отчет) подписывается руководителем исполнительного органа аудиторской организации (аудитором) с указанием номера и даты выдачи квалификационного сертификата, а также руководителем задания и заверяется печатью аудиторской организации.

Аудиторское заключение (отчет), составленное аудитором или аудиторской организацией в ходе проведения аудита с нарушением установленных стандартов аудита, а также на основе недостоверной или недостаточной финансовой, бухгалтерской, управленческой и другой информации, может быть признано недействительным вступившим в законную силу решением суда в порядке гражданского судопроизводства.

Злоупотребление аудиторами своими полномочиями вопреки задачам своей деятельности, выразившееся в составлении заведомо ложного аудиторского заключения (отчета), составленного без проведения аудита, либо хотя и составленного по его результатам, но явно противоречащего содержанию документов, рассмотренных аудитором или аудиторской организацией в ходе проведения аудита, влечет уголовную ответственность, установленную законодательством Кыргызской Республики.

Вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении аудитора за злоупотребление своими полномочиями является основанием для аннулирования лицензии индивидуального аудитора и (или) аудиторской организации на осуществление аудиторской деятельности решением суда на основании рассмотрения заявления уполномоченного государственного органа, а для лица, подписавшего аудиторское заключение (отчет), — для лишения (отзыва) его квалификационного сертификата аудитора.

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны сообщать уполномоченному государственному органу, регулирующему аудиторскую деятельность, с одновременным уведомлением проаудированных лиц о выявленных в результате аудита нарушениях стандартов финансовой отчетности, в течение пяти рабочих дней с даты подписания аудиторского заключения (отчета).

(В редакции Закона КР от 18 марта 2019 года N 35)

Статья 7. Конфиденциальность информации

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны обеспечивать сохранность сведений и документов, получаемых и (или) составляемых ими в ходе аудиторской деятельности, и не вправе передавать эти документы или их копии каким бы то ни было третьим лицам, за исключением заказчика и уполномоченного государственного органа, регулирующего аудиторскую деятельность, либо разглашать содержащиеся в них сведения без письменного согласия как лица, в отношении которого осуществлялся аудит и оказывались сопутствующие услуги, так и заказчика, если им не является аудируемое лицо, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом и другими законами Кыргызской Республики.

(В редакции Закона КР от 29 июня 2009 года N 196)

Глава II
Государственное регулирование аудиторской деятельности

Статья 8. Государственное регулирование аудиторской деятельности

Государственное регулирование аудиторской деятельности осуществляет специально уполномоченный государственный орган исполнительной власти. Положение об уполномоченном органе утверждается Правительством Кыргызской Республики.

Основными функциями уполномоченного органа являются:

— организация разработки и представление на утверждение Правительству Кыргызской Республики стандартов аудиторской деятельности;

— разработка нормативных правовых актов для организации системы аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в Кыргызской Республике, лицензирования аудиторской деятельности;

— контроль за соблюдением аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами стандартов аудиторской деятельности;

— определение объема и разработка порядка представления уполномоченному государственному органу отчетности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов и финансовой отчетности;

— ведение государственных реестров аудиторов, аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, профессиональных аудиторских объединений в соответствии с положением о ведении реестров, утверждаемым уполномоченным органом, а также представление информации, содержащейся в реестрах, всем заинтересованным лицам.

(В редакции Закона КР от 29 марта 2019 года N 39)

См.:

Положение о ведении государственных реестров аудиторов, аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, профессиональных аудиторских объединений в Кыргызской Республике (утверждено постановлением Правительства Кыргызской Республики от 30 марта 2011 года N 127)

Статья 9. Аттестация физических лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью

Аттестация физических лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью (далее — претенденты), проводится с целью проверки их квалификации с последующей выдачей претендентам бессрочного квалификационного сертификата установленного образца.

См. также:

постановление Правительства КР от 8 июля 2011 года N 377 «Об утверждении нормативных правовых актов в области регулирования аудиторской деятельности»

Правом на получение квалификационного сертификата обладают лица:

— имеющие высшее экономическое образование;

— имеющие стаж работы в области аудита и сопутствующих аудиту услуг в течение последних трех лет или по экономической специальности в течение последних пяти лет;

— не имеющие судимости за экономические преступления;

— не лишенные права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью.

В целях проведения аттестации физических лиц, в том числе и иностранных, желающих заниматься аудиторской деятельностью в Кыргызской Республике, уполномоченным органом создается аттестационная комиссия, 1/3 состава которой должна состоять из представителей профессиональных аудиторских объединений.

Каждый аудитор, имеющий квалификационный сертификат, обязан в течение каждого календарного года, начиная с года, следующего за годом получения сертификата, проходить обучение по программам повышения квалификации, утверждаемым уполномоченным органом.

Документ, подтверждающий прохождение курса по повышению квалификации, представляется аудитором в уполномоченный государственный орган не позднее 1 февраля следующего года.

Порядок аттестации физических лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью в Кыргызской Республике, определяется Правительством Кыргызской Республики.

(В редакции Законов КР от 14 июня 2004 года N 75, 29 июня 2009 года N 196, 18 марта 2019 года N 35, 29 марта 2019 года N 39)

Статья 10. Основание и порядок лишения (отзыва) квалификационного сертификата

Лишение (отзыв) квалификационного сертификата у аудитора осуществляется только при наличии следующих оснований:

1) установление факта получения им квалификационного сертификата с использованием подложных документов, необходимых для допуска к аттестации;

2) вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении аудитора за злоупотребление полномочиями;

3) установление факта систематического нарушения (два и более раза) аудитором, при проведении аудита, требований, установленных законодательством Кыргызской Республики, или стандартов аудита;

4) вступление в законную силу решения суда о признании аудиторского заключения (отчета), подписанного данным аудитором, недействительным;

5) несоблюдение аудитором требований статей 7 и 11 настоящего Закона;

6) двукратное нарушение требования об обязательном ежегодном повышении квалификации без уважительной причины.

Решение о лишении (отзыве) аудитора квалификационного сертификата принимается уполномоченным органом. Решение о лишении (отзыве) аудитора квалификационного сертификата вступает в силу немедленно и подлежит опубликованию в средствах массовой информации, определяемых уполномоченным органом.

Аудитор, квалификационный сертификат которого был отозван соответствующим мотивированным решением, вправе обжаловать это решение в судебном порядке. В случае вступления в силу решения суда о признании неправомерным лишение (отзыв) аудитора квалификационного сертификата, уполномоченный орган обязан опубликовать указанное решение суда в порядке, предусмотренном частью второй настоящей статьи.

Если иной срок не предусмотрен приговором суда, предусматривающим наказание в виде лишения аудитора права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, аудитор вправе вновь в соответствии с графиком проведения аттестации на общих основаниях обратиться с заявлением о получении квалификационного сертификата не ранее чем через шесть месяцев после принятия решения о лишении (отзыве) аудитора квалификационного сертификата.

Установление фактов нарушений аудитором стандартов аудита и требований законов Кыргызской Республики является исключительной компетенцией уполномоченного органа.

При рассмотрении в судебных органах споров по содержанию и качеству аудиторского заключения экспертные заключения вправе давать только специалисты, имеющие квалификационный сертификат аудитора.

(В редакции Законов КР от 29 июня 2009 года N 196, 18 марта 2019 года N 35)

Глава III
Порядок проведения аудита и предоставления аудиторских услуг

Статья 11. Ограничения при проведении аудита

Аудит не может осуществляться аудиторами, являющимися учредителями (участниками), акционерами, работниками аудируемых лиц, лицами, состоящими с ними в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, дети; братья, сестры, родители и дети супругов), а также в отношении аудируемых лиц, к которым данный аудитор имеет какой -либо иной, кроме проведения аудита и оказания сопутствующих услуг, имущественный интерес.

Аудит не может осуществляться аудиторскими организациями в отношении:

— аудируемых лиц, которые являются их учредителями (участниками), акционерами или имеют в данных аудиторских организациях иной имущественный интерес;

— аудируемых лиц, учредителем (участником), акционером которых является данная аудиторская организация или она имеет к аудируемым лицам иной, кроме проведения аудита и оказания сопутствующих услуг, имущественный интерес;

— дочерних организаций, филиалов и представительств, указанных аудируемых лиц.

Аудит не может осуществляться индивидуальными аудиторами и аудиторскими организациями, оказывавшими ранее, в течение двух лет, непосредственно предшествовавших проведению аудиторской проверки, услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учета, а также по составлению финансовой отчетности юридическим и физическим лицам, в отношении этих лиц.

Порядок, размер и форма оплаты за проведение аудита (в том числе при проведении обязательного) и оказание сопутствующих ему услуг определяются в договорах и не могут быть поставлены в зависимость от выполнения каких бы то ни было требований аудируемых лиц к содержанию выводов, которые могут быть сделаны в результате аудита.

Статья 12. Ответственность аудиторов, индивидуальных аудиторов, аудиторских организаций и аудируемых лиц

Аудиторы, индивидуальные аудиторы, аудиторские организации и аудируемые лица за нарушения нормативных правовых актов Кыргызской Республики, в том числе положений настоящего Закона, несут ответственность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

(В редакции Закона КР от 29 июня 2009 года N 196)

Статья 13. Страхование гражданской ответственности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов

Гражданская ответственность аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов подлежит страхованию в порядке и на условиях, определяемых гражданским законодательством Кыргызской Республики.

Статья 14. Профессиональные аудиторские объединения

В целях обеспечения условий для аудиторской деятельности своих членов, защиты их интересов аудиторы, индивидуальные аудиторы, аудиторские организации могут объединяться в профессиональные аудиторские объединения, действующие на некоммерческой основе и созданные в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

Статья 15. Порядок введения в действие настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу со дня официального опубликования.

Признать утратившим силу Закон Кыргызской Республики «Об аудиторской деятельности» (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 1998 г., N 10, ст.380).

Аудиторские организации, созданные до введения в действие настоящего Закона в организационно-правовой форме, отличной от предусмотренной настоящим Законом, должны в трехмесячный срок преобразоваться в организационно-правовую форму, предусмотренную настоящим Законом.

Квалификационные сертификаты аудитора и лицензии на осуществление аудиторской деятельности, выданные в установленном порядке до вступления в силу настоящего Закона, сохраняют свое действие до окончания предусмотренного в них срока.

В трехмесячный срок со дня вступления в силу настоящего Закона аудиторские организации должны привести свои учредительные документы и состав работающих в аудиторской организации лиц в соответствие с требованиями, установленными в статье 5 настоящего Закона.

20.4. Порядок проведения аудита

Процедура проведения аудиторской проверки включает в себя несколько этапов.

1. Планирование аудита предполагает определение стратегии и тактики аудиторской проверки, выбор процедур и методов аудиторской деятельности.

По итогам предварительного планирования аудиторская организация или индивидуальный аудитор и аудируемое лицо заключают договор оказания аудиторских услуг, который является разновидность договора возмездного оказания услуг (ст. 779 – 783 ГК РФ).

2. Проведение аудита. В ходе проверки аудитор собирает аудиторские доказательства на основе изучения следующих документов: первичные документы, инвентаризационные описи, бухгалтерская и статистическая отчетность, договоры, распорядительные документы и др.

При этом аудитор может использовать следующие подходы к оценке достоверности бухгалтерской отчетности: юридический, бухгалтерский, специальный, отраслевой.

3. Завершение аудита предусматривает выражение мнения о достоверности бухгалтерской отчетности аудируемого лица, которое оформляется аудиторским заключением.

Аудиторское заключение – это официальный документ, предназначенный для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц, составленный в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности и содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения его бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

Аудиторское заключение состоит из трех частей:

1) вводная часть, которая содержит общие сведения об аудиторской организации (индивидуальном аудиторе): юридический адрес, сведения о государственной регистрации, лицензии и др.

2) аналитическая часть, в которой содержится отчет аудитора об общих результатах проверки бухгалтерского учета и отчетности. Она адресуется исполнительным органам аудируемого лица.

3) итоговая часть, которая содержит мнение аудитора о достоверности бухгалтерской отчетности аудируемого лица. Она адресуется учредителям.

Выделяют следующие виды аудиторских заключений:

• безусловно положительное аудиторское заключение;

• условно положительное аудиторское заключение;

• отрицательное аудиторское заключение;

• аудиторское заключение, содержащее отказ от выражения мнения (в случаях непредставления аудируемым лицом всей необходимой документации, а также выявления в ходе аудиторской проверки обстоятельств, оказывающих либо могущих оказать существенное влияние на мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о степени достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица).

Составление заведомо ложного аудиторского заключения влечет ответственность в виде аннулирования у индивидуального аудитора или аудиторской организации лицензии на осуществление аудиторской деятельности, а для лица, подписавшего такое заключение, также аннулирование квалификационного аттестата аудитора и привлечение его к уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Заведомо ложным аудиторским заключением признается аудиторское заключение, составленное без проведения аудиторской проверки или составленное по результатам такой проверки, но явно противоречащее содержанию документов, представленных для аудиторской проверки и рассмотренных аудиторской организацией или индивидуальным аудитором в ходе аудиторской проверки. Заведомо ложное аудиторское заключение признается таковым только по решению суда.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

АКГ «Интерэкспертиза»

Интервью с генеральным директором ООО «Интерэкспертиза» Муртазалиевым Магомедрасулом Магомедовичем.

1. Кому аудит обязателен?
2. Если аудит не обязателен, какая от него польза?
3. Какие проблемы могут возникнуть у организации при отсутствии аудиторского заключения?
4. От чего зависит стоимость аудиторских услуг для конкретной организации?
5. На что обратить внимание при выборе аудитора?
6. Как рано нужно начинать поиски аудитора: до конца года или после того, как отчетность уже будет составлена?
7. Какие сопутствующие услуги помимо аудита может оказать предприятию аудиторская фирма?

Кому аудит обязателен?

Перечень организаций, проведение аудита для которых является обязательным, установлен ст. 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности».

В частности, обязательный аудит проводят следующие организации:

  1. акционерные общества, а также организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам;

  2. кредитные организации и бюро кредитных историй;

  3. профессиональные участники рынка ценных бумаг;

  4. страховые и клиринговые организации;

  5. общества взаимного страхования и организаторы торговли;

  6. различные фонды, такие как: негосударственные пенсионные или иные фонды, акционерные инвестиционные фонды, управляющие компании акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов).

В независимости от организационно-правовой формы и вида деятельности организации проводят аудит в обязательном порядке в случае, если:

  1. объем выручки от продажи продукции, товаров, выполнения работ и оказания услуг за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей;

  2. сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей;

  3. организация раскрывает годовую сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;

  4. в иных случаях, установленных федеральными законами.

Более подробная информация представлена на сайте Минфина (Перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2017 год): https://www.minfin.ru/ru/perfomance/audit/basics/

Если аудит не обязателен, какая от него польза?

На рынке аудиторских услуг широкое распространение получила такая форма аудита как инициативный или добровольный аудит. Как следует из названия, обязанность по проведению данного аудита не предусмотрена действующим законодательством.

Добровольный аудит в состоянии инициировать собственники и руководство организации. При этом заказчики могут преследовать самые разнообразные цели, такие как:

  • получение объективной картины о финансовом состоянии и финансовом положении экономического субъекта;

  • выявление «слабых» мест бухгалтерского учета организации, установление причин ошибок в отчетности;

  • оценка компетентности главного бухгалтера и эффективности бухгалтерской службы;

  • проверка общей достоверности указанных в бухгалтерском учете и отчетности данных;

  • передача аудиторского заключения третьим лицам с целью подтверждения достоверности данных бухгалтерской (финансовой) отчетности в партнерских отношениях (как правило, кредитным учреждениям, иностранным партнерам).

В рамках добровольного аудита могут быть реализованы и другие дополнительные задачи, обычно не рассматриваемые в рамках стандартного аудиторского задания. К таким задачам могут относиться вопросы подготовки к налоговой проверке и выявления налоговых рисков, подготовка рекомендаций по оптимизации учетного процесса, подтверждение специальной отчетности (например, управленческой или комбинированной) или отдельных статей бухгалтерской (финансовой) отчетности и т.д. Это может быть реализовано в ходе проведения как классического или специального аудита, так и обзорной проверки. Поэтому не стоит недооценивать полезность инициативного аудита. Особенную актуальность инициативный аудит приобретает в случае требований независимого подтверждения отчетной информации со стороны контрагентов, а также когда руководитель или собственники сами не обладают достаточными компетенциями в области бухгалтерского учета и нуждаются в подтверждении достоверности информации о реальном финансовом состоянии организации.

Стоит добавить, что процедура проведения добровольного аудита не привязана к каким-либо конкретным датам или срокам и может быть инициирована в любое необходимое время и в любом необходимом объеме.

Какие проблемы могут возникнуть у организации при отсутствии аудиторского заключения?

Согласно п. 1 примечания к п.2 ст. 15.11 КоАП РФ отсутствие у экономического субъекта аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности в течение сроков хранения документов (как минимум, не менее 10 лет) в случае, если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным, представляет собой грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в т.ч. к бухгалтерской отчетности. К должностным лицам организации могут быть применены следующие санкции:

  • административный штраф в размере от 5000 до 10 000 рублей (при первом нарушении);

  • административный штраф в размере от 10 000 до 20 000 тысяч рублей или дисквалификация на срок от 1 года до 2 лет (при повторном нарушении).

Кроме того, в соответствии с пп. 1-2 ст. 18 Закона «О бухгалтерском учете» экономическим субъектам при представлении в орган государственной статистики годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, подлежащей обязательному аудиту, необходимо также предоставить аудиторское заключение вместе с такой отчетностью либо не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным.

За непредставление или несвоевременное представление в государственный орган требуемой законодательством информации в неполном или искаженном виде статьей 19.7 КоАП РФ предусматриваются предупреждение или наложение административного штрафа в размере:

  • от 300 до 500 рублей (для должностных лиц);

  • от 3000 до 5000 рублей (для юридических лиц).

При этом назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности по предоставлению аудиторского заключения (п.4 ст. 4.1 КоАП РФ).

Особое внимание следует уделить последствиям отсутствия обязательного аудиторского заключения, установленным Банком России в Положении о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг от 30.12.2014 г. № 454-П.

Так, согласно п. 2.13 отсутствие обязательной к раскрытию информации является основанием для привлечения эмитента к ответственности вплоть до введения ограничений на обращение ценных бумаг. Публикация отчетности акционерного общества является обязательной процедурой в соответствии с п. 71.4, и, как известно, предполагает включение в состав аудиторского заключения.

Нераскрытие или раскрытие в неполном объеме обязательной информации грозит акционерным обществам значительными штрафами, размеры которых устанавливаются в ст. 15.19 КоАП РФ:

  • от 30 000 до 50 000 рублей (для должностных лиц);

  • от 700 000 до 1 000 000 рублей (для юридических лиц).

Также возможна дисквалификация должностных лиц на срок от 1 года до 2 лет.

Более того, в соответствии с п. 3 ст. 52 Закона «Об акционерных обществах» аудиторское заключение входит в состав информации, подлежащей предоставлению лицам, имеющим право на участие в общем собрании акционеров. Соответственно, в отсутствии аудиторского заключения на основании ч. 2 ст. 15.23.1 КоАП РФ на должностных лиц может быть наложен штраф в размере штрафа от 20 000 до 30 000 руб. (или дисквалификация на срок до одного года), на юридических лиц — от 500 000 до 700 000 руб.

Таким образом, организациям, подпадающим под критерии обязательного аудита, стоит со всей серьезностью и ответственностью отнестись к процедуре его проведения .

От чего зависит стоимость аудиторских услуг для конкретной организации?

Стоимость проведения аудиторской проверки определяется множеством различных факторов, однако ключевым параметром является общий объем трудозатрат на осуществление аудиторской проверки. Человеческий капитал представляет собой важнейший актив любой аудиторской организации, вследствие чего существенную долю в структуре себестоимости аудиторской услуги формируют заработная плата сотрудников организации, а также специфические затраты, такие как членские взносы в СРО или затраты на повышение квалификации аудиторов.

На формирование стоимости аудита оказывают влияние масштабы, вид деятельности, организационная структура и иные показатели деятельности аудируемой организации, определяющие продолжительность, объем аудиторских процедур и специфику аудиторского задания. Таким образом, стоимость аудита не является фиксированной величиной, может значительно варьироваться для разных компаний.

В дополнение следует добавить, что законодательно определенные периоды представления аудиторского заключения определяют сезонную активность в аудиторской среде. Так, наибольший поток аудиторских проверок приходится на январь – март, а наименьший – на летние периоды, в которые аудиторские организации, как правило, предоставляют существенные скидки.

На что обратить внимание при выборе аудитора?

В первую очередь следует убедиться, что аудиторская организация соответствует законодательно установленным требованиям.

Согласно положениям Федерального закона «Об аудиторской деятельности» (далее, Закон) аудиторская организация приобретает право осуществлять аудиторскую деятельность с даты внесения сведений о ней в реестр аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов.

Кроме того, в аудиторской организации должно быть достаточное количество аудиторов, сведения о которых внесены в реестр аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов, с соответствующим типом действующих квалификационных аттестатов (для аудита общественно-значимых организаций, перечень которых приведен в п. 3 ст. 5 Закона необходим единый аттестат, выданный после 01.01.2011 г.).

Также аудиторская организация обязана проходить внешний контроль качества работы:

  • аудиторские организации, проводящие аудит, в том числе общественно-значимых организаций, перечень которых приведен в п. 3 ст. 5 Закона, обязаны проходить внешнюю проверку, проводимую саморегулируемой организацией аудиторов не реже одного раза в три года, а также проверку по требованию уполномоченного федерального органа по контролю и надзору (Федеральное казначейство), проводимую данным органом.

  • иные аудиторские организации обязаны проходить внешнюю проверку, проводимую саморегулируемой организацией аудиторов, не реже одного раза в пять лет.

Аудиторская организация обязана своевременно проходить внешний контроль качества, не уклоняться от его проведения. По итогам внешней проверки аудиторская ор-ганизация может получить предупреждение о недопустимости в дальнейшем нарушений или предписание об устранении выявленных нарушений. В некоторых случаях аудиторская организация может быть и вовсе исключена из реестра аудиторских организаций, или ее деятельность может быть приостановлена на определенный проверяющим органом срок. Также результатом проверки может быть отсутствие каких-либо замечаний.

Для организации – аудируемого лица важно проверить, включена ли аудиторская организация или аудиторы в реестр, а также установить факт своевременного прохож-дения аудиторской организацией внешнего контроля качества и изучить результаты проверки. Сделать это можно на сайте Минфина РФ: https://www.minfin.ru/ru/perfomance/audit/reestr_audit/.

Если аудиторская организация не отвечает какому-либо из приведенных выше требований, то такая организация не вправе осуществлять аудиторскую деятельность. Даже если по итогам оказания услуг указанной организацией будет выдано аудиторское заключение, аудит будет считаться непроведенным.

Кроме того, чтобы исключить риск последующей внезапной приостановки деятельности выбранной вами аудиторской организации, целесообразно проанализировать также наличие/отсутствие и тяжесть нарушений, выявленных при внешнем контроле качества (в том числе исправленных и не исправленных).

Из числа необязательных критериев при выборе аудитора, одним из самых важных является позиция аудиторской организации в рейтингах (наиболее надежный и показательный рекинг «Эксперт РА»).

Также крайне целесообразно обратить внимание на опыт аудиторской организации, в том числе на продолжительность ее деятельности на рынке аудиторских услуг и на «портфель» клиентов, достоверность отчетности которых данной организацией подтверждена.

Стоит оценить и количество сотрудников, в том числе сертифицированных специа-листов. Как правило, чем крупнее аудиторская организация, тем проще ей устанавливать достаточные правила внутреннего контроля качества оказания услуг и придерживаться их на должном уровне.

Дополнительной гарантией качества услуг аудиторской организации является ее принадлежность к международным сетям и ассоциациям, которые предъявляют строгие требования к качеству услуг аудиторских организаций — своих членов.

Как рано нужно начинать поиски аудитора: до конца года или после того, как отчетность уже будет составлена?

Чтобы успеть взвешенно, без спешки выбрать аудиторскую организацию, стоит начать поиск заблаговременно, желательно не позднее 2-го квартала аудируемого года. Кроме того, такая предусмотрительность позволит организации выбрать наиболее удобные для себя сроки проверки, так как аудиторская организация, как правило, формирует график проверок в хронологическом порядке – по мере поступления заявок от аудируемых лиц (заключения с ними договоров).

Как правило, к октябрю графики уже составлены на январь – март следующего года.

Какие сопутствующие услуги помимо аудита может оказать предприятию аудиторская фирма?

Помимо непосредственного оказания услуг по проведению аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности (обязательного и инициативного аудита) нормами Закона «Об аудиторской деятельности» предусматривается возможность оказания так называемых сопутствующих аудиту услуг. Приказом Минфина № 33 от 9 марта 2017 года установлены следующие основные виды сопутствующих аудиту услуг (для ознакомления с полным текстом нормативного документа можно обратиться к сайту Минфина РФ, https://www.minfin.ru/ru/document/orders/):

  • услуги, обеспечивающие разумную уверенность;

  • услуги, обеспечивающие ограниченную уверенность;

  • услуги, не обеспечивающие уверенность.

Каждая из указанных групп содержит многообразие вариантов аудиторских заданий, отличающихся порядком оформления, целями и задачами их выполнения. Так, услуги по обзорной проверке годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности или ее части, консолидированной финансовой отчетности относятся к услугам, обеспечивающим ограниченную уверенность; выполнение компиляции информации относится к услугам, не обеспечивающим уверенность.

Порядок оказания сопутствующих услуг регламентируется законом «Об аудиторской деятельности», а также международными стандартами аудита.

Более подробное описание сопутствующих аудиту услуг и особенности их выполнения представлено на сайте ООО «Интерэкспертиза»: http://www.interexpertiza.ru/nashi-uslugi/.

Все темы: Аудит

Основы аудита. Цели и задачи аудита. Аудиторская деятельность

Аудиторская деятельность, аудит — предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей.

Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

Под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.

При этом аудит не подменяет государственного контроля достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными органами государственной власти.

Основная цель аудита может дополняться и другими целями, обусловленными договором на проведение аудита, например, улучшение финансового состояния аудируемого лица (разработка мероприятий), оптимизация затрат и финансового результата и другие.

Задачами аудита являются:

1. оценка уровня организации бухгалтерского учета и внутреннего контроля;

2. оценка правильности и законности совершения бухгалтерских записей;

3. оказание помощи управляющим органам организации путем выработки рекомендаций по устранению недостатков и нарушений;

4. ориентирование организации на будущие события, которые могут повлиять на хозяйственную деятельность (перспективный анализ);

5. выявление резервов роста финансовых ресурсов организации;

6. проверка соблюдения действующего законодательства в области налогообложения;

7. подтверждение достоверных отчетов или констатация их недостоверности.

Для достижения основной цели аудитор должен составить мнение по следующим вопросам:

  • соответствует ли отчетность всем требованиям, предъявляемым к ней, и не содержит ли противоречивых сведений;
  • учтены ли все активы и пассивы экономического субъекта;
  • все ли категории включены в бухгалтерскую отчетность и правильно ли они отражены в отчетных формах;
  • имеются ли основания, служащие для включения в отчетность указанных в ней сумм;
  • все ли категории правильно оценены и безошибочно подсчитаны.

Аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита, но они могут оказывать сопутствующие аудиту услуги.

Под сопутствующими аудиту услугами понимается:

• постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, бухгалтерское консультирование;

• налоговое консультирование;

• анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование;

• управленческое консультирование, в том числе связанное с реструктуризацией организаций;

• правовое консультирование, а также представительство в судебных и налоговых органах по налоговым и таможенным спорам;

• автоматизация бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;

• оценка стоимости имущества, оценка предприятий как имущественных комплексов, а также предпринимательских рисков;

• разработка и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;

• проведение маркетинговых исследований;

• проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в области, связанной с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях;

• обучение в установленном законодательством Российской Федерации порядке специалистов в областях, связанных с аудиторской деятельностью;

• оказание других услуг, связанных с аудиторской деятельностью.

Все теоретические статьи