Процессуальные особенности задержания обвиняемого находящегося в розыске

Дозволение законодателем задержания разыскиваемого обвиняемого в порядке, предусмотренном главой 12 УПК РФ дает возможность обратиться к технологии задержания подозреваемого. С этой целью, по аналогии с порядком задержания подозреваемого, следует выделить структурные элементы, образующие порядок задержания обвиняемого:

1) вынесение постановления о задержании обвиняемого;

2) обнаружение обвиняемого;

3) захват и доставление разысканного обвиняемого в служебное помещение;

4) уведомление инициатора розыска об обнаружении и проверка оснований задержания обвиняемого;

5) составление протокола;

6) досмотр и (или) личный обыск задержанного;

7) допрос обвиняемого;

8) сообщение прокурору о задержании обвиняемого;

9) уведомление семьи (родственников) о задержании;

10) окончание задержания.

Далее целесообразно сконцентрировать внимание на анализе особенностей процессуальной формы рассматриваемой меры принуждения. К моменту объявления обвиняемого в розыск в распоряжении следователя имеется время для обдуманного и взвешенного решения о задержании обвиняемого, которое оформляется постановлением. При этом следует учитывать, что постановление направляется с поручением в порядке п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ, в котором кроме задержания, следует предусмотреть производство следственных действий с участием обвиняемого (личный обыск, допрос обвиняемого). Следует признать неправомерной практику, когда постановление не выносится, а ограничиваются составление поручения о задержании.

До недавнего времени не был урегулирован законом момент непосредственного ограничения свободы (захват и доставление) разысканного обвиняемого. Данный пробел устранен благодаря закону «О полиции». Необходимо обратимся к п. 13 ч. 1 ст. 13, согласно которого полиция вправе доставлять граждан, то есть осуществлять их принудительное препровождение в служебное помещение в целях установления личности гражданина, если имеются основания полагать, что он находится в розыске как скрывшийся от органов дознания, следствия или суда.

Факт доставления в служебное помещение оформляется протоколом, составленным в порядке, установленном частями 14 и 15 статьи 14 закона «О полиции». Дальнейшие действия с разысканным обвиняемым будут зависеть от места его обнаружения. При обнаружении обвиняемого по месту расследования особых трудностей, связанных с процедурой задержания, не возникает. Обвиняемый доставляется в дежурную часть, о чем уведомляется следователь, в производстве которого находится уголовное дело, который и в свою очередь и составляет протокол задержания.

Сложности возникают при обнаружении обвиняемого не по месту расследования. Разбирательство с разысканным обвиняемым в соответствии с ведомственными приказами должно осуществляться оперативным дежурным и сотрудниками дежурной смены. Вместе с тем рассмотрение вопроса о дальнейшем удержании обвиняемого целесообразно поручать следователю. Это оправдано исходя из следующих соображений. Во-первых, следователем более взвешенно будет рассмотрен вопрос о потребности реализации постановления о задержании, так как у него имеется опыт принятия подобных решений. Во-вторых, ему же в последующем придется поддерживать ходатайство об аресте в суде. Проводимая по факту обнаружения обвиняемого проверка состоит в совершении комплекса действий: необходимо уведомить инициатор розыска, оценить по имеющимся сведениям результаты отождествления личности обвиняемого, проверить его по учетам, получить от него объяснения.

При рассмотрении вопроса о субъектах правомочных принять решение о задержании необходимо обратиться к закону «О полиции». В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 14 закона сотрудники полиции в праве задерживать разысканных лиц, до передачи их соответствующим органам, учреждениям или должностным лицам этих органов и учреждений. Если в случае задержания подозреваемого в законе «О полиции» обозначено, что оно осуществляется по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством РФ (п. 1 ч. 1. ст. 14), относительно задержания разысканного лица подобной законодательный прием не применен. И это, полагаем, не случайно. В этой связи интересным представляется вопрос о том, являются ли задержание, произведенное полицией и задержание, предусмотренное ч. 3 ст. 210 УПК РФ разными видами ограничения свободы передвижения или разными этапами одноименной меры принуждения.

Задержание — это не одномоментный акт, а комплекс правоотношений, реализация которых обусловлена созданием необходимых гарантий, направленных на обеспечение его правомерности. Анализ ст. 14 Закона «О полиции» позволяет предположить, что порядок задержания лица носит неоконченный характер, в нем нашли регулирование первоначальные действия по ограничению свободы передвижения. В частности, не обозначен допрос задержанного, сообщение прокурору, в свою очередь, данные процессуальные действия предусмотрены главой 12 УПК РФ.

Кроме того, следует учитывать, что задержание разысканного лица, согласно п. 4 ч. 2 ст. 14 закона «О полиции», длиться до передачи его соответствующим органам, учреждениям или должностным лицам этих органов и учреждений. Однако после доставления обвиняемого, к примеру, следователю, сохраняется потребность решения в отношении разысканного лица вопроса о мере пресечения в виде заключения под стражу. Соответственно, до получения судебного решения об аресте обвиняемого требуется его дальнейшее содержание под стражей. Таким образом, полицейское задержание направлено на доставление обнаруженного лица в правоохранительный орган, дальнейшее ограничение свободы его передвижения осуществляется в порядке, предусмотренном ч. 3 ст. 210 УПК РФ.

При рассмотрении данного этапа задержания важно определиться с органом, которому сотрудник полиции передает разысканное лицо. При обнаружении обвиняемого по месту расследования каких-либо трудностей с решением данного вопроса не возникает. Сотрудник полиции доставляет его в дежурную часть или непосредственно к следователю (дознавателю) и составляет протокол задержания, в котором отражает обстоятельства обнаружения разысканного лица.

Однако, как быть при обнаружении обвиняемого в удаленном от места расследовании регионе, когда для его доставления требуется продолжительное время (превышающее 48 часов). Возникает вопрос, правомерно ли в данном случае его доставление в рамках полицейского задержания. Полагаем, ответ на данный вопрос должен быть отрицательным. В п. 4 ст. 14 закона «О полиции» не указан срок, на которое лицо может быть задержано, обозначено, что задержание может длиться до передачи подозреваемого (обвиняемого) соответствующим органам или учреждениям. Однако, общий срок задержания, согласно ст. 22 Конституции РФ, не может превышать 48 часов. Кроме того, как уже было отмечено ранее, после передачи разысканного обвиняемого к следователю, сохраняется потребность дальнейшего его удержания для решения вопроса о мере пресечения в виде заключения под стражу.

Таким образом, под соответствующим органом, учреждением, до передачи которым задерживается обвиняемый, в случае его обнаружения в удаленном от места расследования регионе, следует понимать ближайший правоохранительный орган, должностное лицо которого правомочно решить вопрос о дальнейшем ограничении свободы лица, в порядке уголовно-процессуального законодательства.

Изложенное позволяет предположить, что задержание разысканного обвиняемого производиться в несколько этапов, выделение которых обусловлено характером деятельности правоохранительных органов, осуществляющих уголовное судопроизводство. Определенными полномочиями в этой сфере обладают сотрудники полиции, которые в предусмотренных законом случаях оказывают содействие следователю. Сотрудники полиции осуществляют розыск, соответственно, должны обладать процессуальными полномочиями, столь важными при обнаружении разыскиваемого обвиняемого.

Задержание разысканного лица представляет собой некий технологичный процесс, состоящий из нескольких этапов, в зависимости от ситуации, реализующиеся соответствующими субъектами. В идеале, когда следователь выполняет весь процесс задержания самостоятельно. Право сотрудников полиции на задержание возникает лишь в случаях исключающих его осуществление следователем. Эта вынужденная мера оперативного реагирования, реализуемая в ситуациях, когда необходимость задержание возникает внезапно. Обстоятельства, характеризующие момент обнаружения обвиняемого позволяет обосновать право сотрудников полиции задержать разысканное лицо в отсутствии на руках постановления следователя. Однако дальнейшее ограничение свободы обвиняемого в порядке, предусмотренном ч. 3 ст. 210 УПК РФ может осуществляться исключительно соответствующим субъектом (следователем, в производстве которого находиться уголовное дело или иное должностным лицом на основании его постановления).

В случае задержания в соответствии с законом «О полиции», а затем в соответствии с ч. 3 ст. 210 УПК РФ составляется два протокола задержания, первый из которых составляется в соответствии ч.ч. 14, 15 ст. 14 закона «О полиции». Второй составляется после передачи обвиняемого следователю в соответствии с ст. 92 УПК РФ. Протокол составляется в четырех экземплярах. Оригинал остается в уголовном деле. Копии должны быть вручены обвиняемому и его защитнику, направлены в ИВС.

Следует признать неправомерными встречающиеся в правоприменительной практике случаи, когда следователь, инициирующий розыск, отсылает к месту обнаружения обвиняемого заполненный от своего имени протокол задержания. Сотруднику, обнаружившему обвиняемого, остается только вписать время задержания. Высказывается точка зрения, согласно которой протокол должен составляться не сотрудником органа дознания, исполняющим постановление, а следователем, его вынесшим11. Заочное составление протокола о задержании в отсутствии обвиняемого недопустимо. При возникновении таких ситуаций следует выносить постановление о задержании, а лицо, его реализующее, от своего имени составляет протокол, на основании которого администрация ИВС помещает задержанного в камеру для задержанных (ст. 5 Федерального закона от 15 июля 1995 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»)12.

В завершении следует отметить, что с введением задержания обвиняемого в систему мер принуждения не решаются все проблемы, возникающие при обнаружении разыскиваемого лица. Дальнейшее совершенствование уголовно-процессуального законодательства в этой части видится в детальном урегулировании задержания обвиняемого, смягчении запрета на заочный арест.

1. Фамилия, имя, отчество ______________________________________________ 2. День, месяц и год рождения __________________________________________ 3. Место рождения ______________________________________________________ 4. Адрес последнего места жительства ___________________________________ _________________________________________________________________________ 5. Профессия и специальность ___________________________________________ 6. Последнее место работы и должность __________________________________ _________________________________________________________________________ 7. Национальность ______________________________________________________ 8. Образование _________________________________________________________ 9. Документ, удостоверяющий личность ___________________________________ _________________________________________________________________________ 10. Отношение к военной службе, воинское звание и должность _____________ _________________________________________________________________________ 11. Какие имеет при себе документы, удостоверяющие личность _____________ _________________________________________________________________________ 12. Основания объявления розыска ________________________________________ 13. При каких обстоятельствах уклонился от следствия и суда _________ _________________________________________________________________________ 14. Сведения о прежних судимостях _______________________________________ Описание примет 15. Пол _________________________________________________________________ 16. Возраст на вид ______________________________________________________ 17. Рост ________________________________________________________________ 18. Телосложение ________________________________________________________ 19. Плечи _______________________________________________________________ 20. Лицо по форме _______________________________________________________ 21. Лицо по цвету _______________________________________________________ 22. Особенности лица по типу ____________________________________________ 23. Лоб по высоте, по положению, особенности ____________________________ _________________________________________________________________________ 24. Брови по форме, особенности _________________________________________ 25. Брови по высоте (относительно глаз) _________________________________ 26. Глаза по цвету, по расположению, особенности ________________________ _________________________________________________________________________ 27. Нос по форме спинки, размеру, особенности, основание носа ___________ _________________________________________________________________________ 28. Рот _________________________________________________________________ 29. Губы ________________________________________________________________ 30. Подбородок __________________________________________________________ 31. Уши _________________________________________________________________ 32. Волосы на голове (цвет, стрижка, особенности) _______________________ _________________________________________________________________________ 33. Голос, речь _________________________________________________________ 34. Размер обуви ________________________________________________________ 35. Особые приметы разыскиваемого _______________________________________ _________________________________________________________________________ 36. Функциональные особенности __________________________________________ 37. Привычки, склонности ________________________________________________ 38. Состояние здоровья __________________________________________________ 39. Психологические особенности _________________________________________ 40. Родственники и знакомые разыскиваемого: ————————————————————————- N | степень род- | Фамилия, |Год и место | Место жительства | ства и ха- | имя, |рождения | и работы п/п| рактер связи | отчество | | —+—————+———-+————-+—————————- | | | | | | | | | | | |

РЕШЕНИЕ

О РЕГЛАМЕНТЕ КОМПЕТЕНТНЫХ ОРГАНОВ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ

МЕЖГОСУДАРСТВЕННОГО РОЗЫСКА ЛИЦ

(Душанбе, 30 октября 2015 года)

Совет глав правительств Содружества Независимых Государств

решил:

утвердить Регламент компетентных органов по осуществлению межгосударственного розыска лиц (прилагается).

Утвержден

Решением Совета глав правительств

Содружества Независимых Государств

о Регламенте компетентных органов

по осуществлению межгосударственного розыска лиц

от 30 октября 2015 года

РЕГЛАМЕНТ

КОМПЕТЕНТНЫХ ОРГАНОВ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ

МЕЖГОСУДАРСТВЕННОГО РОЗЫСКА ЛИЦ

I. Общие положения

1. Регламент компетентных органов по осуществлению межгосударственного розыска лиц (далее — Регламент) разработан в целях реализации положений Договора государств — участников Содружества Независимых Государств о межгосударственном розыске лиц от 10 декабря 2010 года (далее — Договор) и определяет единый порядок взаимодействия органов, уполномоченных осуществлять розыск лиц в соответствии с национальным законодательством (далее — компетентные органы).

Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств — участников Содружества Независимых Государств (далее — БКБОП) оказывает содействие компетентным органам в организации взаимодействия и осуществлении межгосударственного розыска лиц.

2. Межгосударственный розыск лиц — комплекс оперативно-разыскных, поисковых, информационно-аналитических и иных мероприятий с задействованием Межгосударственного информационного банка (далее — МИБ), направленных на:

обнаружение, задержание и заключение под стражу в целях выдачи или осуществления уголовного преследования лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия или суда и уклоняющихся от отбывания уголовного наказания;

установление места нахождения лиц, уклоняющихся от исполнения решений судов по искам;

установление места нахождения лиц, пропавших без вести или утративших связь с родственниками;

установление личности человека, не способного сообщить о себе установочные данные;

установление личности человека по неопознанному трупу;

предоставление информации обо всех категориях разыскиваемых и устанавливаемых лиц, находящихся за пределами государства — инициатора розыска, но на территориях государств — участников СНГ (далее — Стороны).

3. МИБ функционирует в соответствии с Соглашением о взаимоотношениях министерств внутренних дел в сфере обмена информацией от 3 августа 1992 года, Соглашением об обмене информацией в сфере борьбы с преступностью от 22 мая 2009 года, заключенными в рамках СНГ.

4. В ходе проведения межгосударственного розыска лиц могут использоваться информационные системы; создаваться, формироваться, вестись и использоваться банки данных оперативно-справочной, разыскной, криминалистической, экспертно-криминалистической и иной информации о лицах, предметах и фактах; использоваться банки данных других государственных органов и организаций, в том числе содержащие персональные данные, если иное не предусмотрено национальным законодательством.

5. При межгосударственном розыске лиц используются разыскные учеты информационных подразделений всех компетентных органов или иных органов, уполномоченных вести указанные учеты в соответствии с национальным законодательством.

6. Формирование и ведение централизованного учета лиц, объявленных в межгосударственный розыск, а также централизованного учета лиц, пропавших без вести, неопознанных трупов и лиц, не способных по состоянию здоровья или возрасту сообщить данные о своей личности, осуществляются Федеральным казенным учреждением «Главный информационно-аналитический центр Министерства внутренних дел Российской Федерации» (далее — ФКУ «ГИАЦ МВД России») в рамках МИБ.

Заполнение документов, направляемых в МИБ, осуществляется на русском языке. Одновременно дополнительно допускается заполнение установочных данных разыскиваемых лиц в латинской транскрипции в случае, если указанные сведения содержатся в документах, удостоверяющих личность разыскиваемого лица.

Единый порядок заполнения учетных документов определяет ФКУ «ГИАЦ МВД России».

Для приведения в соответствие разыскных учетов информационных подразделений центральных аппаратов компетентных органов или иных органов, уполномоченных вести указанные учеты (далее — центральные информационные подразделения), с централизованным учетом МИБ проводятся ежегодные сверки. Порядок и сроки проведения сверок устанавливаются ФКУ «ГИАЦ МВД России».

7. Компетентные органы Сторон при осуществлении межгосударственного розыска лиц служебную переписку между собой ведут на русском языке.

II. Порядок взаимодействия компетентных органов

8. Взаимодействие компетентных органов по вопросам организации межгосударственного розыска лиц осуществляется через их центральные аппараты или БКБОП, если иное не установлено настоящим Регламентом.

9. Взаимодействие компетентных органов по вопросам осуществления межгосударственного розыска проводится непосредственно между соответствующими территориальными подразделениями компетентных органов.

10. Служебная переписка ведется между компетентными органами и их подразделениями соответствующего уровня путем направления и исполнения запросов и иных обращений (ориентировок, разыскных заданий и т.д.), касающихся осуществления межгосударственного розыска (далее — запрос), в рамках своей компетенции.

Если исполнение запроса не входит в компетенцию органа, получившего запрос, то данный орган передает его соответствующему компетентному органу запрашиваемой Стороны и уведомляет об этом компетентный орган запрашивающей Стороны, направивший запрос.

Запрос исполняется в срок, не превышающий 30 дней с даты его получения.

11. Запросы, направляемые территориальными подразделениями компетентных органов запрашивающей Стороны в центральные аппараты компетентных органов запрашиваемых Сторон и в БКБОП, исполнению не подлежат.

12. Запросы, направляемые компетентными органами или их территориальными подразделениями, в отношении разыскиваемых лиц без указания информации, обосновывающей возможность их пребывания на территории оперативного обслуживания компетентного органа запрашиваемой стороны, и не содержащие сведений, подлежащих проверке, исполнению не подлежат, и ответы на них не даются. В случаях,- когда надлежащим образом оформленные запросы не исполнены (исполнены некачественно или не в полном объеме), инициатор запроса вправе направить запрос в вышестоящее подразделение своего компетентного органа для последующего информирования компетентного органа запрашиваемой Стороны в установленном порядке.

13. В случае получения запроса с наличием фотографии, с указанием особых примет или способа совершения преступления, представляющего оперативный интерес, по решению руководителя территориального подразделения компетентного органа сведения могут быть помещены в соответствующий банк данных оперативной информации.

14. Взаимодействие при проверке разыскиваемых и устанавливаемых лиц, неопознанных трупов по учетам компетентных органов или (и) органов, уполномоченных вести указанные учеты в соответствии с национальным законодательством, осуществляется через их центральные информационные подразделения.

Проверка по централизованным учетам МИБ осуществляется путем направления запросов в ФКУ «ГИАЦ МВД России» через центральные информационные подразделения.

Направление запросов о проверке по учету лиц, пропавших без вести, неопознанных трупов и лиц, не способных по состоянию здоровья или возрасту сообщить данные о своей личности, осуществляется с приложением опознавательной карты (приложение 1).

III. Объявление межгосударственного розыска

на территориях Сторон

15. Межгосударственный розыск объявляется в случаях, когда меры, принятые инициатором розыска, не привели к установлению местонахождения или задержанию разыскиваемого лица и (или) имеются основания предполагать, что разыскиваемое лицо выехало или намеревалось выехать на территорию Стороны, не являющейся инициатором розыска, и (или) имеются сведения о наличии родственных и иных связей разыскиваемого на ее территории.

16. Розыск лица, пропавшего без вести, осуществляется компетентным органом Стороны, на территории которой достоверно установлено последнее местонахождение пропавшего.

В случае поступления заявления о безвестном исчезновении лица в компетентный орган Стороны, не являющейся местом его последнего нахождения, указанный компетентный орган принимает меры по установлению последнего достоверного местонахождения пропавшего, сбору идентификационных сведений и других материалов.

Собранный материал с обязательным приложением опознавательной карты и фотографий пропавшего направляется в центральный аппарат компетентного органа либо в уполномоченный центральным аппаратом территориальный компетентный орган для последующего направления в компетентный орган Стороны, на территории которой пропало данное лицо.

Одновременно розыск лица, пропавшего без вести, может осуществляться компетентным органом Стороны, гражданином которой он является.

17. Розыск лица, утратившего связь с родственниками, осуществляется компетентным органом Стороны по месту постоянной регистрации (жительства) заявителя.

Правом подачи заявления об установлении лица, утратившего связь с родственниками, обладают его родственники.

18. Межгосударственный розыск лица объявляется постановлением (приложения 2 и 3) компетентного органа, осуществляющего розыск.

19. Постановление об объявлении межгосударственного розыска направляется инициатором розыска в центральное информационное подразделение.

20. Сведения об объявлении лица в межгосударственный розыск направляются центральными информационными подразделениями в ФКУ «ГИАЦ МВД России» в электронном виде по каналам связи или на оптических носителях с одновременным приложением соответствующих постановлений об объявлении межгосударственного розыска.

Формат и порядок направления сведений определяет ФКУ «ГИАЦ МВД России».

21. В случае изменения фамилии, имени, отчества, даты рождения, места рождения (далее — установочные данные) разыскиваемого лица и (или) реквизита «Мера пресечения» инициатор розыска переобъявляет межгосударственный розыск путем вынесения нового постановления в соответствии с пунктами 18, 19 и 20 настоящего Регламента.

В случае изменения иных реквизитов постановления об объявлении межгосударственного розыска осуществляется коррекция.

Правила заполнения и направления документов при переобъявлении розыска и осуществлении коррекции определяет ФКУ «ГИАЦ МВД России».

22. В отдельных случаях через центральные информационные подразделения возможно направление информации об объявлении (переобъявлении) лица в межгосударственный розыск шифротелеграммой с обязательным последующим направлением в пятидневный срок указанных сведений в порядке, предусмотренном пунктами 19 и 20 настоящего Регламента.

Объявление в розыск шифротелеграммой для компетентных органов Российской Федерации не предусмотрено.

В шифротелеграмме для объявления в межгосударственный розыск в обязательном порядке должны быть указаны установочные данные лица в именительном падеже, категория розыска, статья обвинения, мера пресечения, номер и дата заведения дела по розыску лица, инициатор розыска. При наличии указываются номер и дата уголовного дела, вид и реквизиты документов, удостоверяющих личность.

При переобъявлении розыска в шифротелеграмме должны быть указаны установочные данные лица в именительном падеже, номер циркуляра на объявление розыска, номер и дата заведения дела по розыску лица, инициатор розыска, а также новое и прежнее (имеющееся на момент переобъявления розыска в базе данных МИБ) значение корректируемого реквизита.

23. ФКУ «ГИАЦ МВД России» в электронном виде по каналам связи или на оптических носителях передает обновленные сведения об объявлении лица в межгосударственный розыск в центральные информационные подразделения для последующего размещения в соответствующих информационных массивах.

24. Сведения для постановки на централизованный учет лица, пропавшего без вести, неопознанного трупа и лица, не способного по состоянию здоровья или возрасту сообщить данные о своей личности, направляются в ФКУ «ГИАЦ МВД России» в случае, когда принятыми мерами на территории инициатора розыска не удалось установить местонахождение пропавшего без вести, утратившего связь с родственниками, установить личность человека, не способного сообщить о себе установочные данные, или по неопознанному трупу.

Направление сведений осуществляется через центральные информационные подразделения в электронном виде по каналам связи или на оптических носителях с одновременным приложением опознавательных карт.

Формат и порядок направления сведений определяет ФКУ «ГИАЦ МВД России».

IV. Действия компетентных органов при установлении разыскиваемого лица,

объявленного в межгосударственный розыск, личности человека,

не способного сообщить о себе установочные данные, или по неопознанному трупу

25. При установлении на территории Стороны, не являющейся инициатором розыска, лица, в отношении которого избрана мера пресечения, не связанная с заключением под стражу, или в отношении которого мера пресечения не избрана, компетентный орган, осуществивший задержание или которому оно передано:

25.1. Информирует инициатора розыска и компетентный орган своего государства, на который возложен розыск лиц этой категории, в установленный национальным законодательством срок.

25.2. Принимает меры к установлению гражданства разысканного лица.

25.3. Согласовывает дальнейшие действия с инициатором розыска.

26. При задержании на территории Стороны, не являющейся инициатором розыска, лица, в отношении которого избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, компетентный орган, осуществивший задержание или которому оно передано:

26.1. Информирует инициатора розыска и компетентный орган своего государства, на который возложен розыск лиц этой категории, в установленный национальным законодательством срок.

Одновременно запрашивает у инициатора розыска документы, являющиеся в соответствии с законодательством Стороны, на территории которой осуществлено задержание, основанием для содержания задержанного лица под стражей.

26.2. Принимает меры к установлению гражданства разысканного лица.

26.3. Направляет информацию надзирающему прокурору или судье. Вопрос о дальнейшем содержании под стражей задержанного лица решается уполномоченными органами Стороны, на территории которой было осуществлено задержание, в порядке, установленном международными договорами и национальным законодательством этой Стороны.

О принятом решении компетентный орган, осуществивший задержание лица или которому оно передано, уведомляет инициатора розыска в 24-часовой срок.

27. При установлении разыскиваемого лица, содержащегося под стражей в следственном изоляторе, отбывающего уголовное наказание в исправительном учреждении, уведомляются инициатор розыска и компетентный орган своего государства, на который возложен розыск лиц этой категории.

28. При установлении на территории Стороны, не являющейся инициатором розыска, лица, уклоняющегося от исполнения решения суда по иску, компетентный орган, осуществивший задержание или которому оно передано:

28.1. Информирует инициатора розыска об установлении местонахождения разысканного лица с направлением объяснения о причинах его уклонения от исполнения решения суда либо явки в суд.

28.2. Согласовывает дальнейшие действия с инициатором розыска.

29. При установлении компетентным органом местонахождения лица, пропавшего без вести или утратившего связь с родственниками, информируется инициатор розыска, с которым согласовываются дальнейшие действия в отношении разысканного лица.

30. Если разысканное пропавшее без вести либо утратившее связь с родственниками лицо достигло совершеннолетнего возраста, не является психически больным или ограниченно дееспособным и не желает сообщать о себе сведения, то по письменному заявлению последнего адрес его проживания (временного пребывания) лицу, обратившемуся с заявлением о его розыске, не сообщается, о чем уведомляется инициатор розыска.

31. При установлении личности человека, не способного сообщить о себе установочные данные, или по неопознанному трупу компетентный орган Стороны, осуществивший данные действия, информирует компетентный орган Стороны, являющийся инициатором розыска, и согласовывает с ним последующие действия.

32. При установлении разыскиваемого лица, личности человека, не способного сообщить о себе установочные данные, или по неопознанному трупу центральные аппараты компетентных органов обеспечивают контроль и координацию действий территориальных подразделений, направленных на достижение конечных целей разыскной деятельности и задач уголовного преследования.

V. Прекращение межгосударственного розыска на территориях Сторон

33. Межгосударственный розыск лиц прекращается на основании постановления о прекращении межгосударственного розыска (приложения 4 и 5), которое выносит инициатор розыска в пятидневный срок после прекращения дела по розыску лица.

34. Постановление о прекращении межгосударственного розыска направляется инициатором розыска в центральное информационное подразделение.

35. Центральными информационными подразделениями сведения о прекращении межгосударственного розыска направляются в ФКУ «ГИАЦ МВД России» в электронном виде по каналам связи или на оптических носителях с одновременным приложением соответствующих постановлений о прекращении межгосударственного розыска.

Формат и порядок направления сведений определяет ФКУ «ГИАЦ МВД России».

36. В отдельных случаях через центральные информационные подразделения возможно направление информации о прекращении межгосударственного розыска шифротелеграммой с обязательным последующим направлением в пятидневный срок указанных сведений в порядке, предусмотренном пунктами 33, 34 и 35 настоящего Регламента.

В шифротелеграмме для прекращения межгосударственного розыска в обязательном порядке должны быть указаны установочные данные лица в именительном падеже, дата и территория установления, причина прекращения розыска, инициатор розыска, номер циркуляра объявления розыска.

37. ФКУ «ГИАЦ МВД России» в электронном виде по каналам связи или на оптических носителях передает сведения о прекращении межгосударственного розыска в центральные информационные подразделения центральных аппаратов компетентных органов для последующего размещения в соответствующих информационных массивах.

38. Для снятия сведений с централизованного учета лиц, пропавших без вести, неопознанных трупов, лиц, по состоянию здоровья или возрасту не способных сообщить данные о своей личности, в ФКУ «ГИАЦ МВД России» направляется сообщение установленной формы (приложения 6 и 7).

Направление сообщения осуществляется инициатором розыска через центральные информационные подразделения.

39. Розыск лица, в выдаче которого уполномоченным органом запрашиваемой Стороны отказано, на территории данной Стороны прекращается.

Сторона, принявшая решение о прекращении розыска на своей территории, информирует об этом Сторону, являющуюся инициатором розыска.

VI. Порядок взаимодействия компетентных органов по вопросам выдачи

разрешений на пребывание их сотрудников на территории запрашиваемой Стороны

40. Центральные аппараты компетентных органов запрашивающей Стороны по вопросам выдачи разрешений на пребывание их сотрудников на территории запрашиваемой Стороны и присутствия при проведении оперативно-разыскных мероприятий в отношении разыскиваемого лица (далее — разрешение) в рамках их компетенции направляют запросы в центральный аппарат компетентных органов запрашиваемой Стороны.

В случае отсутствия в запрашиваемом государстве соответствующего компетентного органа такие запросы направляются в министерство внутренних дел (полицию) запрашиваемой Стороны.

41. В запросе о выдаче разрешения указываются:

41.1. Наименования запрашиваемого и запрашивающего компетентных органов.

41.2. Цель и место командировки.

41.3. Должность, звание, фамилия, имя, отчество командируемых сотрудников, реквизиты служебных удостоверений, сведения об автотранспорте (в случае если командируемые сотрудники выезжают на автотранспортном средстве).

41.4. Установочные данные разыскиваемого лица, номер циркуляра объявления в межгосударственный розыск либо номер и дата направления шифротелеграммы, номер и дата заведения дела по розыску лица, номер уголовного дела и дата его возбуждения, номер статьи уголовного кодекса и ее наименование, вид избранной меры пресечения, предполагаемое место нахождения.

42. Запрос о выдаче разрешения может направляться шифротелеграммой, почтой или с использованием иных технических средств передачи текста.

43. Решение по запросу о выдаче разрешения принимается руководителем запрашиваемого компетентного органа или его заместителем, о чем сообщается запрашивающему компетентному органу не позднее десятидневного срока с момента поступления запроса.

44. В случае поступления запроса о выдаче разрешения, составленного без учета требований пункта 41 настоящего Регламента, запрашиваемый компетентный орган вправе запросить дополнительные данные или отказать в выдаче разрешения.

45. Разрешение на въезд действительно в течение 30 дней с момента его выдачи, если в запросе о выдаче разрешения не оговаривались иные сроки.

VII. Порядок взаимодействия сотрудников компетентных органов в период

пребывания на территории запрашиваемой Стороны

46. Сотрудники компетентного органа прибывают в установленном порядке в подразделение, определенное центральным аппаратом компетентного органа запрашиваемой Стороны (далее — принимающий компетентный орган), и предоставляют информацию о возможном местонахождении разыскиваемого лица и его связях.

47. Подразделение принимающего компетентного органа принимает меры по проверке предоставленной информации о разыскиваемом лице в полном объеме.

48. Прибывшим сотрудникам разрешается присутствовать при проведении оперативно-разыскных мероприятий на территории пребывания в том случае, если у принимающего компетентного органа отсутствуют возражения.

48.1. Прибывшим сотрудникам запрещается проводить самостоятельно какие-либо оперативно-разыскные мероприятия.

48.2. Прибывшие сотрудники обязаны выполнять требования настоящего Регламента, соблюдать законодательство Стороны, на территории которой они находятся.

49. Присутствие прибывших сотрудников при проведении оперативно-разыскных мероприятий может быть прекращено по обоснованному решению принимающего подразделения компетентного органа с уведомлением центральных аппаратов компетентных органов взаимодействующих Сторон.

50. В случае задержания разыскиваемого лица прибывшие сотрудники предоставляют процессуальные и иные документы, дающие основания для заключения задержанного под стражу.