Протокол электронного аукциона

Что такое протокол подведения итогов электронного аукциона по 44-ФЗ

Электронный аукцион является наиболее востребованной закупочной процедурой по 44-ФЗ. Он проводится в несколько этапов, по результатам каждого из которых оформляется протокол.

Особенностью проведения электронного аукциона является то, что предварительно принимаются заявки от потенциальных участников. Каждая заявка состоит из нескольких частей. Первая часть рассматривается комиссией заказчика до проведения аукциона по ст. 67 44-ФЗ.

Только при соответствии участника требованиям закупки поставщика допускают до участия в аукционе, в противном случае, его заявка на участие отклоняется. Принятое комиссией решение оформляется Протоколом рассмотрения заявок на участие в закупках.

Если вы хотите узнать, как в 2019 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

После того как состав участников сформирован, аукцион проводится через 2 дня. Его суть заключается в том, что участники уменьшают цену исполнения контракта. После того как электронный аукцион был окончен, через 30 минут оператор электронной площадки должен опубликовать протокол проведения электронного аукциона. Указанный документ фиксирует адрес площадки, дату проведения торгов, время проведения аукциона (начала и окончания), а также ценовые предложения участников в обезличенной форме. Все предложения ранжируются по цене и времени поступления предложения.

Протокол также направляется ЭТП в службу госзаказчика, а с ним и вторые части поданных участниками заявок. Если указанных предложений поступило много, то заказчик увидит информацию только о 10 лучших предложениях.

Все заявки проверяются на соответствие закупочной документации, и по ним принимаются коллегиальные решения комиссией. По результатам комиссия отбирает 5 лучших заявок, которые соответствуют требованиям в рамках поданных 2 частей заявок. Именно эти сведения находят отражение в итоговом протоколе.

Протокол подведения итогов электронного аукциона по 44-ФЗ необходим для документальной фиксации результатов проведенных торгов.

Как правильно оформить протокол

Согласно ч. 8 ст. 69 ФЗ-44, в итоговом протоколе по результатам электронного аукциона должны быть отражены следующие сведения:

  1. Номера, идентифицирующие заявки на участие в мероприятии, содержание которых отвечает указанным в закупочной документации.
  2. Выводы относительно того, отвечает ли содержание заявок условиям и обоснование подобных итогов.

Документ подписывают все участники комиссии по оценке поданных заявок.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

Все поданные заявки должны ранжироваться по цене с указанием времени подачи предложений.

Участник, который предложил наименьшую цену по контракту, и заявка от которого полностью соответствовала требованиям закупочной документации, признается победителем торгов.

В протоколе прописывается следующая информация:

  1. Вид документа.
  2. Номер протокола.
  3. Дата его подготовки.
  4. Место подготовки.
  5. Сведения о заказчике, который проводит закупку.
  6. Сведения об объекте закупки.
  7. Информация о сроках поставки и места поставки товара.
  8. Номер проводимой закупки.
  9. Сведения о единой закупочной комиссии: председателе, членах комиссии и секретаре.

Образец протокола подведения итогов электронного аукциона можно скачать .

Срок публикации

Соблюдение установленных законом сроков является важным условием для признания закупки состоявшейся.

Заказчик должен разместить протокол в ЕИС: это не позднее следующего рабочего дня после утверждения протокола членами комиссии. Тогда как сроки подготовки протокола напрямую не установлены в 44-ФЗ. С учетом содержания ч. 5 ст. 69 44-ФЗ можно сделать вывод, что у комиссии по рассмотрению заявок электронного аукциона есть 3 рабочих дня на рассмотрение вторых частей заявок от участников после публикации протокола проведения мероприятий.

С учетом данного положения 44-ФЗ можно сделать вывод, что документ нужно подписать не позднее, чем через 3 дня после публикации протокола проведения аукциона.

Таким образом, протокол подведения итогов электронного аукциона оформляется по результатам детального анализа комиссией поданных участниками заявок на участие в торгах и определения их соответствия установленным требованиям. Сроки публикации документа в открытых источниках (на ЭТП и в ЕИС) строго регламентируются действующим законодательствам и не могут превышать 1 рабочего дня после утверждения комиссией указанного протокола.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Автор статьи Илья Тарасов Опыт в сфере госзакупок.

Подведение итогов аукциона

Вторые части заявок рассматриваются аукционной комиссией на предмет соответствия требованиям документации об аукционе. Чтобы принять решение комиссия также изучают информацию в Реестре участников закупки, получивших аккредитацию на электронной площадке.

По окончании торгов в разделе «Аукционы» в столбце «Операции» появится ссылка «Подведение итогов», перенаправляющая на страницу «Подведение итогов электронного аукциона».

На странице «Подведение итогов электронного аукциона» в поле «Общие сведения об электронном аукционе» будет отображен список всех участников закупки.

Сведения об аккредитационных данных участника закупки, актуальных на момент окончания срока подачи заявки, становятся доступны после нажатия на ссылку «Просмотр» в строке, соответствующей участнику. Также можно посмотреть актуальные сведения об участнике закупки воспользовавшись ссылкой «Получить актуальные сведения об участнике из СМВЭ». Чтобы сохранить на компьютер все аккредитационные документы участника закупки, пройдите по ссылке «Получить аккредитационные документы участника в архиве».

Для просмотра второй части заявки выбранного участника нажмите на ссылку «Вторая часть» в строке, соответствующей Участнику. Текст откроется в новом окне.

Для того чтобы скачать документы всех заявок в архиве, используйте одноимённую кнопку «Получить документы всех заявок в архиве». При нажатии на данную кнопку раскрывается список, содержащий ссылки «Получить документы первых частей всех заявок в архиве», «Получить документы вторых частей всех заявок в архиве», «Получить аккредитационные документы всех участников в архиве», «Получить документы первых и вторых частей заявок, а также аккредитационные документы всех участников в архиве».

При нажатии на каждую из ссылок скачиваются соответствующие архивы. Документы находятся в папках, в названиях которых содержатся порядковые номера заявок участников и их наименования, дата и время подачи заявки.

Чтобы принять решение о соответствии/несоответствии заявки требованиям аукционной документации, нажмите на ссылку «Обработать заявку» на странице «Подведение итогов электронного аукциона». В открывшемся поле проставьте флажок напротив подходящего решения комиссии о соответствии заявки участника.

В протоколе подведения итогов возможно отображение обоснования решения о соответствии / несоответствии второй части заявки участников закупки требованиям документации и/или законодательства. Для того чтобы выбрать: отображать или не отображать решение членов комиссии, воспользуйтесь раскрывающимся полем отображения «Обоснование для решения».

Создание комиссий осуществляется через ваш личный кабинет в ЕИС.

Выбрать комиссию можно с помощью вспомогательных команд оператора электронной площадки.

Для удобства выбора комиссии доступны следующие активные кнопки:

  • Добавить новую комиссию — позволяет добавить как нового члена уже существующей комиссии, так и создать новую комиссию.
  • Удалить выбранную комиссию — в случае если создается новая комиссия, необходимо удалить старую, используя указанную кнопку.
  • Редактировать выбранную комиссию — возможно путем проставления чекбокса напротив тех членов комиссии, которые присутствовали на заседании. Также данный блок позволяет исключить членов комиссии, воспользовавшись функцией «удалить» в столбце «операции».

По итогам принятия решения по вторым частям заявок необходимо сформировать протокол подведения итогов аукциона (отсканированную копию бумажного документа, составленного и подписанного всеми участниками аукционной комиссии). Указанный протокол нужно разместить на площадке оператора в течение одного дня, следующего за днем подписания протокола всеми членами аукционной комиссии.

Файл протокола прикрепите в поле «Протокол подведения итогов электронного аукциона со сканом подписей членов комиссии». После этого нажмите на кнопку «Подписать и направить».

Внимательно перечитайте текст протокола, и, если текст корректен, нажмите на кнопку «Подписать и направить».

Откроется диалоговое окно со списком сертификатов ЭП. Выберите необходимый сертификат и нажмите на кнопку «ОК».

В случае успешного завершения операции появится соответствующее уведомление.

Аукцион из общего списка будет перемещен в раздел «Заключение контрактов». Статус аукциона изменится на «Заключение контракта».

Победителем электронного аукциона признается участник, предложивший наиболее низкую цену контракта, при условии что заявка была признана соответствующей требованиям аукционной документации.

Утверждение результатов торгов

Результаты торгов тендерный комитет в форме протокола представляет организатору торгов для утверждения в трехдневный срок после принятия соответствующего решения. Организатор торгов в недельный срок рассматривает представленные документы и принимает решение об утверждении результатов торгов. В случае неутверждения результатов торгов организатор торгов принимает мотивированное решение и направляет его в тендерный комитет.

Заказчик при рассмотрении протокола о результатах торгов может принять решения:

• о проведении повторных торгов;

• об утверждении победителя торгов и приглашении его на подписание протокола о намерениях по заключению подрядного договора;

• об утверждении победителя торгов и его приглашении к процедуре подготовки и заключения договора.

Завершение торгов

Оферент, выигравший торги, обязан внести второй задаток на расчетный счет заказчика в срок, установленный тендерным комитетом; в

противном случае организатор торгов может отменить присуждение заказа данному победителю.

После внесения второго задатка победитель торгов заключает с заказчиком договор на условиях, содержащихся в тендерной документации и оферте победителя торгов.

Заказчик не имеет права вести какие-либо переговоры по предмету торгов как с участниками торгов, так и с другими лицами, начиная с момента объявления о проведении торгов и вплоть до заключения договора.

В том случае, когда в ходе переговоров с победителем торгов претендент выдвигает условия, не предусмотренные в тендерной документации, тендерный комитет по согласованию с заказчиком вправе начать переговоры с претендентом, занявшим последующее место.

Последним этапом проведения торгов является подписание договора (контракта) с фирмой, выигравшей торги (см. 11.4). Условия договоров, заключаемых по результатам торгов, практически мало или совсем не отличаются от условий обычных договоров. Однако иногда они содержат некоторые специфические условия. Заключение сделки по результатам торгов может производиться также путем применения (акцепта) предложения оферента без последующего подписания договора обеими сторонами.

Особенности торгов на закупку услуг

Закупка услуг является новой в российской практике сферой деятельности по сравнению с закупкой прочих видов продукции, таких, как товары или работы.

Под услугами понимается деятельность, которая непосредственно не завершается какой-либо вещественной формой. Эти виды деятельности, в процессе выполнения которых не создается новый, ранее не существовавший материально-вещественный продукт, но изменяется качество уже имеющегося, созданного продукта. Само оказание услуг и является предметом и результатом деятельности. К услугам относятся: транспортное обслуживание, услуги связи, консалтинг, банковские услуги, услуги по научно-исследовательской деятельности, образование и обучение и т.д.

Услуги разделяются на две группы:

• технические услуги — это, как правило, в большей или меньшей степени стандартизованные и с заведомо известными главными параметрами и результатами услуги (например, транспортные, связи);

• интеллектуальные услуги — характеризуются большей неопределенностью параметров и результирующих показателей (консалтинг, научно-исследовательская, иная творческая деятельность). Для услуг этого типа по объективным причинам во многих случаях трудно с достаточной четкостью сформулировать результат, описать его (иной раз даже по завершении договора, не говоря уже о стадии его заключения). В таких видах интеллектуальных услуг, как банковское обслуживание, образование, легче формализовать правила и результаты. В таком виде услуг, как консалтинг, многие критерии, показатели, результаты определяются в ходе самого процесса консалтинга.

В части технических услуг нет никаких особых способов закупок. Мировой опыт рекомендует закупать их на общих основаниях, как товары или работы.

К интеллектуальному виду услуг должны применяться особые процедуры. Разница возникает именно вследствие того, что цена результата может быть абсолютно несопоставима, во-первых, с затратами, во-вторых, с эффектом, который предполагается получить при дальнейшем использовании результатов закупки, и, в-третьих, с уникальностью этих результатов. Главное отступление от обычных, основополагающих процедур торгов состоит в том, что при закупках таких услуг допускаются прямые переговоры, включая переговоры о цене. Отсюда и два метода закупки — с проведением и без проведения переговоров. К этому мировой опыт пришел лет десять назад, до этого такие закупки производились на общих основаниях.

Другая важная особенность торгов на закупку интеллектуальных услуг связана с повышенными требованиями к квалификации поставщика услуг. Это не ведет к изменениям в процедурных аспектах, имеется в виду некоторое ужесточение самих требований, большее, нежели для простых закупок, их количество, возможность ранжирования по ним участников.

Выбор того или иного способа закупки (с проведением и без проведения переговоров) зависит от предмета закупки. Интеллектуальные услуги также можно разделить на две подгруппы: услуги более или менее стандартные и уникальные. Например, разработка конкурсной документации. Создание методических рекомендаций, содержащих общий ее вид, — это вторая подгруппа услуг, составление же на основе методических рекомендаций документов для конкретного конкурса — первая.

Рассмотрим специфику способов закупки услуг.

При способе, когда переговоров нет, заказчик устанавливает минимальный уровень квалификационных требований в отношении качественных и технических аспектов предложений, услуг, все претенденты, соответствующие этому уровню, допускаются к этапу оценки предложений и затем ранжируются по цене. Тот, у кого меньшая цена, объявляется победителем.

При способе через конкурс с проведением поочередных переговоров вначале устанавливается пороговый уровень квалификационных требований. Затем все те, кто ему соответствует, ранжируются по квалификационным критериям, в результате при победе поставщика с наиболее высоким уровнем квалификации больше вероятность получения нужного результата. С поставщиком, имеющим максимальный ранг, проводятся переговоры, т.е. далее с ним начинается прямой торг по цене, это будет скорее всего наивысшая цена по сравнению с остальными. Если к устраивающему обе стороны соглашению прийти не удалось, переговоры начинаются со вторым по квалификации и т.д. и в конце концов на ком-то останавливаются. Схема (по ценовому результату) в данном случае получается как бы противоположная первому варианту, потому что тот, кто имеет низшую квалификационную составляющую, скорее всего запросит и наименьшую цену, но будет последним в очереди на победу

В мировой практике закупок услуг есть еще одно отличие процедуры закупки услуг от закупки товаров либо работ — закупки услуг не связаны с обеспечением заявок, а именно с тем, что к творческим услугам не применяются требования по обеспечению конкурсных заявок.

Министерство экономики РФ пыталось отразить специфику закупки услуг в отечественном законодательстве. Соответствующие нормы закладывались на уровне проектов законодательных документов, но ни в Указе Президента РФ № 305 от 8 апреля 1997 г., ни в Федеральном законе от б мая 1999 г. № 97-ФЗ «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд» закупка услуг не выделена. В настоящее время Минэкономики России готовит проект единого документа о закупках.

Договоры и контракты

Виды и структура договоров

Основные понятия

Договор, соглашение, контракт — юридическое соглашение между двумя или более сторонами, заключенное в соответствии с положениями закона, согласно которому одна сторона или несколько сторон получают право на совершение некоторых действий или запрещение третьим лицам совершать какие-либо действия.

В целом не существует каких-либо особых формальностей для того, чтобы заключить контракт, имеющий юридическую силу. Договор может быть устным, письменным или отчасти устным и отчасти письменным и даже может быть подразумеваемым, исходя из поведения. Однако некоторые договоры признаются действительными только тогда, когда они оформлены в виде скрепленного печатями и подписями документа в письменном виде (например, соглашение о покупке в рассрочку, переводные векселя, простые векселя, договоры о продаже земли). Некоторые договоры, действительные сами по себе, могут приобрести юридическую силу, только если они имеют подтверждение свидетелей, сделанное в письменной форме.

Строительный подряд, подрядный договор — договор, по которому одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его. Договор подряда заключается на изготовление или переработку товара, вещи либо на выполнение другой работы с передачей ее результата заказчику. По договору подряда, заключенному на изготовление вещи, подрядчик передает права на нее заказчику. При просрочке передачи или приемки результата работы риски несет сторона, допустившая просрочку.

В договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы или промежуточные сроки. В договоре подряда указываются цена, стоимость подлежащей выполнению работы или способы ее определения. В случае когда работа выполняется в соответствии со сметой затрат, составленной подрядчиком, смета приобретает силу и становится неотъемлемой частью договора подряда с момента подтверждения ее заказчиком. При существенном возрастании стоимости материалов и оборудования, предоставленных подрядчиком, а также оказываемых ему третьими лицами услуг, которые нельзя было предусмотреть при заключении договора, подрядчик имеет право требовать увеличения установленной цены, а при отказе заказчика выполнить это требование расторжения договора в соответствии с законом.

Договор является неотъемлемой частью торгов, его результатом. Структурно договор может быть условно разделен на четыре части :

1) преамбулу (или вводную часть);

2) предмет договора;

3) дополнительные условия договора;

4) прочие условия договора.

В табл. 11.4.1 приведена структура типового договора.

Таблица 11.4.1

Структура типового договора

Раздел
1. Преамбула (вводная часть) • Наименование договора • Дата подписания договора (число, месяц и год подписания) • Место подписания договора (город или населенный пункт) • Полное фирменное наименование контрагента • Должности, фамилии, имена и отчества лиц, заключающих договор
2. Предмет договора • Предмет договора, т.е. о чем конкретно договариваются стороны • Обязанности сторон по договору • Цена договора, порядок расчетов и т.д. • Сроки выполнения сторонами своих обязательств
3. Дополнительные условия договора • Срок действия договора • Ответственность сторон • Способы обеспечения обязательств • Основания изменения или расторжения договора в одностороннем порядке • Условия конфиденциальности информации • Порядок разрешения споров между сторонами • Особенности перемены лиц по договору
4. Прочие условия договора • Законодательство, регулирующее отношения сторон • Особенности согласований между сторонами: а) лица, полномочные давать информацию и решать вопросы, относящиеся к исполнению договора; б) сроки связи между сторонами; в) способы связи: телефон, факс, телекс, телеграф, телетайп с указанием их номеров и иных данных • Судьба преддоговорной работы и ее результатов после подписания договора • Реквизиты сторон: а) почтовые реквизиты; б) местонахождение (адрес) предприятия; в) банковские реквизиты сторон (номер расчетного счета, учреждение банка, код банка, МФО или данные РКЦ); г) отгрузочные реквизиты (для железнодорожных отправок, для контейнеров, для мелких отправок) • Количество экземпляров договора • Подписи сторон с приложением каждой организации (предприятия)

Договоры и контракты формируются на контрактной фазе проекта, когда проводится заключение контрактов на проектирование, закупки и поставки ресурсов и услуг, подрядные работы и пр. После стадии технико-экономического обоснования производится составление квалификационных требований, являющихся основой для подготовки контрактов и проведения рабочего проектирования.

Отбор потенциальных исполнителей, поставщиков проекта производится, как правило, на основе выбора из нескольких претендентов, которые приглашаются для переговоров (торгов). Переговоры ведет группа экспертов, при этом каждый эксперт оценивает претендента самостоятельно по следующим критериям: архитектурные и функциональные достоинства представленных предпроектных проработок, стоимостные показатели по будущей стройке, реальные архитектурные (инженерные) возможности фирмы, надежность фирмы как партнера по ранее осуществленным проектам, финансовое положение.

На основании результатов торгов оформляется контракт с выбранной проектной организацией. Выбор и оформление отношений с подрядными организациями и фирмами — последний этап контрактной фазы проекта. Одновременно с заключением контракта с проектной фирмой аналогичные мероприятия осуществляются по привлечению подрядных строительных фирм, а также фирм — поставщиков оборудования и материалов.

Виды договоров (контрактов)

Существует большое количество классификаций контрактов по самым разнообразным признакам, однако среди них можно выделить наиболее важные:

1. способы установления цены контракта;

2. характер взаимоотношений участников проекта и разделение ответственности между ними.

По способу установления цены контракты делятся на:

а) контракты с твердой ценой, которые являются соглашениями, согласно которым контрактор обязуется осуществлять поставку материалов, проведение работ и оказание услуг за определенную цену, которая не может быть изменена в случае изменения затрат. Большая доля риска при заключении контракта этого типа ложится на подрядчика, поскольку любые отклонения от указанных в контракте условий влияют на его затраты, но и возможность получения прибыли наиболее высока;

б) контракты с возмещением издержек, которые предполагают возмещение подрядчику части затрат, связанных с выполнением проекта. Возмещение может производиться не по всем затратам, а только по тем из них, которые положениями контракта отнесены к возмещаемым. Различают следующие основные виды контрактов с возмещением издержек, каждый из которых характеризуется различной степенью риска:

фиксированный ценовой контракт; , контракт с фиксированной ценой;

контракт с фиксированной суммой и условием стимуляции;

контракт с фиксированной суммой и стимулирующей оплатой;

контракт с фиксированной ценой и возможностью пересмотра цены в некотором диапазоне;

контракт с наценкой;

контракт с оплатой затрат плюс фиксированное вознаграждение;

контракт с оплатой издержек плюс поощрительное вознаграждение;

контракт с оплатой затрат плюс процент от затрат.

В зависимости от характера взаимоотношений участников проекта и распределения ответственности между ними различают следующие типы контрактов:

а) традиционные, представляющие собой соглашение между заказчиком и генеральным подрядчиком о строительстве объекта по законченному проекту; проектно-строительные, предусматривающие ответственность подрядчика за проектирование и строительство; управленческо-строитель-ный, связанный с участием менеджера проекта или управляющего проектом, которые берут на себя главные функции управления совмещенными во времени стадиями проектирования и строительства, оставляя заказчику основную обязанность — искать на основе торга подрядчиков и заключать с ними контракты;

б) контракт на строительство «под ключ» с полной ответственностью генподрядчика за ввод объекта в эксплуатацию.

Рассмотрим кратко особенности каждого типа контракта.

Контракт с наценкой. Тип контракта, когда заказчик соглашается на увеличение стоимости проекта в обмен на право иметь большую возможность контролировать проект и даже участвовать в управлении им. В таких контрактах оплата услуг подрядчика либо фиксированная, либо исчисляется в определенных процентах от стоимости всего проекта.

Контракт с оплатой затрат плюс фиксированное вознаграждение. Контракт, обеспечивающий подрядчику/поставщику возмещение допустимых затрат, а также фиксированное вознаграждение.

Контракт с оплатой издержек плюс поощрительное вознаграждение. Контракт, обеспечивающий возмещение затрат в зависимости от базовых характеристик товаров, работ, услуг, а также заранее определенное вознаграждение за превышение таких характеристик.

Контракт с оплатой затрат плюс процент от затрат. Контракт, обеспечивающий возмещение допустимых затрат в связи с предоставленными услугами плюс согласованный процент от затрат в качестве прибыли.

Фиксированный ценовой контракт. Контракт на единовременную общую сумму, при этом подрядчик/поставщик обязывается поставлять продукцию или оказывать услуги по фиксированной цене.

Контракт с фиксированной ценой. Контракт с твердой ценой, когда поставщик соглашается предоставить товары и услуги по фиксированной цене.

Контракт с фиксированной суммой и условием стимуляции. Тип контракта с фиксированной суммой с условием изменения прибыли и установления итоговой стоимости контракта по формуле, основанной на отношении полной итоговой договорной суммы и полной целевой суммы.

Контракт с фиксированной суммой и стимулирующей оплатой. Тип контракта, по которому покупатель выплачивает продавцу установленную сумму (оговоренную в контракте), а продавец может получить дополнительную сумму, если удовлетворит определенным критериям по производительности. Обеспечивает поставщику твердую цену за установленное качество поставок плюс заранее согласованное поощрительное вознаграждение за более высокое качество.

Договор (контракт) подряда с генеральным подрядчиком, контракт на строительство «под ключ». Контракты с полной ответственностью генерального подрядчика за ввод объекта в эксплуатацию. Может выступать в форме проектно-строительного контракта. Эти контракты выполняют в основном наиболее известные промышленные, строительные, проектно-строительные фирмы и корпорации. Они берут на себя всю полноту ответственности перед заказчиком за разработку и реализацию проекта. Недостатком этого типа контрактов является то, что заказчик не может активно влиять на ход реализации проекта, полностью полагаясь во всех вопросах на фирму. Вместе с тем следует подчеркнуть, что этот тип контрактов обладает несомненным достоинством для проектов, требующих исключительно высокой степени четкости взаимодействия и контроля всех исполнителей и позволяет совместить отдельные фазы еализации проекта; вводить объекты отдельными технологическими линиями (пусковыми комплексами); осуществлять контроль за ходом реализации проекта и вносить в него существенные изменения; сократить продолжительность инвестиционного цикла. Контракты «под ключ» могут заключаться по принципу «фактические затраты плюс процент от прибыли», однако возможны и другие варианты, например твердая цена. Этот контракт предусматривает фиксированный срок строительства при заданном качестве. Помимо основных обязательств, в контракте могут содержаться дополнительные требования, такие, как техническая помощь на период освоения объекта, содействие в подготовке специалистов и т.д. Координация деятельности при этом виде контракта, как правило, осуществляется проектно-строительной фирмой и руководителем проекта (проект-менеджером). Используется принцип совмещения проектирования и строительства.

Заключение, исполнение и завершение договора Заключение договора

Порядок заключения договора состоит в том, что одна из сторон направляет другой свое предложение о заключении договора (оферту), а другая сторона, получив оферту, принимает предложение заключить договор (акцепт). Соответственно лицо, сделавшее предложение, является оферентом, а лицо, принявшее предложение, — акцептантом (адресатом).

Под офертой понимается предложение о заключении договора, отвечающее ряду обязательных требований.

Во-первых, предложение должно быть достаточно определенным, т.е. в нем должны быть указаны существенные условия договора.

Во-вторых, предложение должно быть сделано одному или нескольким конкретным лицам.

В-третьих, предложение должно быть сделано с намерением заключить договор с адресатом, которым будет принято предложение.

Оферта может быть представлена письмом, телеграммой, факсом, а также проектом договора, разработанным стороной, предлагающей заключить договор.

Форма договора может определяться по соглашению сторон. В случае, если сторонами достигнуто соглашение об определенной форме договора, этот договор будет считаться заключенным лишь после его удостоверения нотариусом или другим уполномоченным должностным лицом.

Кроме того, следует иметь в виду, что если в сделке участвуют три стороны и более, то договорные отношения могут быть оформлены путем подписания всеми участниками единого документа (например, трехстороннего соглашения) либо путем подписания нескольких двусторонних договоров со ссылкой в тексте каждого из них на связанность с другими договорами. После подписания первого договора может появиться целая серия договоров, субдоговоров или заказов на закупку.

При заключении договора, помимо составления одного документа, подписываемого сторонами, может быть и такой способ, как обмен документами с помощью почтовой, телеграфной, телефонной или иной связи. Стороны также вправе использовать факсимильное воспроизведение подписи с помощью средств механического или иного копирования и электронно-цифровую подпись.

Исполнение договора

С момента заключения договора стороны обязаны надлежащим образом исполнить установленные в нем обязательства в соответствии с условиями договора и требованиями закона, других правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований — в соответствии с обычаями делового оборота.

Исключение в отношении обязательств, возникающих в связи с осуществлением сторонами предпринимательской деятельности, составляют лишь случаи, прямо указанные в законе или договоре.

Соблюдение срока исполнения обязательства по договору является важнейшей обязанностью должника перед кредитором, ее нарушение влечет за собой неблагоприятные последствия.

Срок исполнения обязательства может быть установлен двумя способами:

• указанием на день, когда данное обязательство должно быть исполнено;

• определением периода времени, в течение которого исполняется обязательство.

Важное место в регулировании договорных отношений имеют нормы ГК РФ о месте исполнения обязательства. Место исполнения обязательства может определяться сторонами в договоре, что в значительной степени облегчает его исполнение. Кроме того, место исполнения обязательства может быть установлено законом, а также явствовать из существа самого обязательства.

Законным платежным средством на территории России является рубль, в связи с этим стороны в договоре должны выразить денежное обязательство в рублях. Между тем для защиты от инфляции в ГК РФ предусмотрено правило, согласно которому в денежном обязательстве может быть предусмотрена оплата в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте или в условных денежных единицах. Это дает возможность кредитору требовать от должника уплаты в рублях суммы, определяемой по официальному курсу соответствующей валюты на день платежа, если иной курс или иная его определена дата не установлены законом или соглашением сторон.

При заключении договоров предприниматели стремятся применить правовые средства — обеспечительные обязательства, гарантирующие в той или иной степени исполнение договорных обязательств.

В соответствии с ГК РФ существуют следующие способы обеспечения обязательств:

• неустойка;

• залог;

• поручительство;

• задаток;

• удержание имущества должника;

• банковская гарантия.

Все указанные способы обеспечения обязательств различаются по степени воздействия на должника и методам достижения цели — побудить должника исполнить обязательство надлежащим образом. Поэтому от оптимального выбора кредитором способа обеспечения обязательства во многом будет зависеть и поведение должника.

Категория: Статьи Опубликовано: 14.02.2018 14:46 Просмотров: 2320

  • Электронная почта

Закрытый аукцион — закрытый способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем такого аукциона признается участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта.

Процедура проведения закрытого аукциона (сокращённо ЗА) регламентируется статьями 86-91 44-ФЗ.

1. Закрытый аукцион по 44-ФЗ: определение и особенности закупочной процедуры

Главной особенностью данной процедуры является то, что она используется для проведения закупок:

— товаров (работ, услуг), сведения о которых составляют государственную тайну (Примечание: Согласно ст.2 Закона РФ от 21.07.1993 г. № 5485-1 “О государственной тайне” государственная тайна — защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации);
— услуг связанных со страхованием, транспортировкой и охраной различных ценностей, музейных предметов и музейных коллекций, редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов (включая их копии), имеющих историческое, художественное или иное культурное значение;
— услуг по уборке помещений, услуг водителей для обеспечения деятельности судей, судебных приставов.

Документация о закрытом аукционе, любые изменения, внесенные в документацию, а также разъяснения документации не подлежат опубликованию в СМИ и размещению в единой информационной системе (ЕИС).

При проведении ЗА не разрешается производить аудио- и видеозапись. Категорически запрещено использование электронных документов.

Получить аукционную документацию, а также принять участие в ЗА могут далеко не все участники, а только те участники, которые имеют доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а также соответствуют требованиям Заказчика (либо были им приглашены).

2. Порядок проведения закрытого аукциона по 44-ФЗ

Этап 1 — Согласование с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти процедуры проведения закрытого аукциона

Согласование применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. При этом срок такого согласования не должен быть более чем 10-ть рабочих дней с даты поступления обращения о согласовании применения закрытого способа определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (ч.3 ст.84 44-ФЗ).

Срок действия такого решения не должен превышать 90 дней с даты его принятия до даты направления приглашений принять участие в закрытых способах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (ч.4 ст.84 44-ФЗ).

Важно: Согласно постановлению Правительства РФ от 30.06.2014 г. № 331 согласованием применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) занимается Федеральная антимонопольная служба (ФАС России).

Этап 2 — Предварительная подготовка к проведению закрытого аукциона

На этом этапе Заказчик занимается организацией предстоящей закупки, формирует аукционную комиссию, определяет её состав и порядок работы, разрабатывает и утверждает положение о комиссии.

Этап 3 — Подготовка документов

Здесь Заказчик разрабатывает и утверждает аукционную документацию (общие положения, информационная карта, образцы форм для заполнения участниками, обоснование НМЦК, техническое задание, проект контракта и т.д.).

Этап 4 — Публикация извещения или направление приглашений

Условно все закрытые аукционы можно разделить на две группы. Для одной группы аукционов Заказчик размещает извещение в ЕИС не менее чем за 30-ть дней до даты вскрытия конвертов с заявками на участие в ЗА, а для другой группы направляет приглашения лицам, которые соответствуют требованиям, предусмотренным 44-ФЗ, и способны осуществить поставку товара, выполнение работы или оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Направление приглашений осуществляется Заказчиком не позднее чем за 10-ть дней до даты вскрытия конвертов с заявками на участие в ЗА.

Согласно ч.6 ст.86 44-ФЗ в приглашениях принять участие в ЗА Заказчик указывает:

— свое наименование;
— почтовый адрес;
— объект закупки;
— способ получения документации о ЗА;
— срок, место и порядок предоставления документации о ЗА.

Более подробная информация о том, в каких случаях Заказчиком размещается извещение, а в каких случаях направляются приглашения, содержится в 4-м разделе настоящей статьи.

Этап 5 — Предоставление документации о закрытом аукционе

При размещении извещения в ЕИС (ч.4 ст.86 44-ФЗ):

Заказчик в течение 3-х дней с даты получения запроса от участника закупки направляет данному лицу документацию об аукционе в соответствии с требованиями законодательства РФ о защите государственной тайны.

При направлении приглашений (ч.3 ст.87 44-ФЗ):

В течение 2-х рабочих дней с даты получения соответствующего заявления Заказчик обязан обеспечить возможность ознакомления с документацией о закрытом аукционе всем участникам ЗА, получившим приглашение принять участие в нем. Заказчик по требованию участника ЗА обязан предоставить данному участнику документацию о ЗА.

Документация о закрытом аукционе предоставляется в письменной форме.

Этап 6 — Направление сведений в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти

Согласно ч.7 ст.86 44-ФЗ Заказчик не позднее чем за 5-ть дней до даты вскрытия конвертов с заявками на участие в ЗА должен направить в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти перечень всех лиц, которым направлена документация о ЗА по их запросам, и копии всех приглашений принять участие в ЗА.

Этап 7 — Прием и регистрация заявок

На этом этапе Заказчик принимает заявки от участников, производит их регистрацию и выдает расписки об их получении.

Этап 8 — Вскрытие конвертов и рассмотрение заявок

На этом этапе, в установленный срок, Заказчик производит процедуру вскрытия конвертов с заявками и рассмотрение таких заявок.

Срок рассмотрения заявок на участие в ЗА не может превышать 10-ть дней с даты окончания срока их подачи (ч.2 ст.89 44-ФЗ).

По результатам рассмотрения заявок на участие в ЗА аукционная комиссия принимает решение о допуске к участию в ЗА участников закупки, подавших такие заявки, о признании их участниками ЗА или об отказе в допуске участников закупки к участию в ЗА, а также оформляет протокол рассмотрения таких заявок, который подписывается всеми присутствующими на заседании членами аукционной комиссии, в день окончания рассмотрения заявок на участие в ЗА (ч.4 ст.89 44-ФЗ).

Этап 9 — Направление уведомлений в ФАС и участникам закупки

Согласно ч.5 ст.89 44-ФЗ Заказчик не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания протокола рассмотрения заявок на участие в ЗА, должен направить в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (т.е. в ФАС России) копию указанного протокола.

Согласно ч.6 ст.89 44-ФЗ Заказчик должен направить уведомления о принятых аукционной комиссией решениях участникам закупки, подавшим заявки на участие в ЗА и признанным участниками ЗА, и участникам закупки, подавшим заявки на участие в ЗА и не допущенным к участию в нем. Такие уведомления направляются не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания протокола рассмотрения заявок на участие в ЗА.

Помимо этого Заказчик в течение 5-ти рабочих дней с даты подписания протокола рассмотрения заявок производит возврат денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки на участие в ЗА, участникам закупки, подавшим заявки и не допущенным к участию в ЗА.

Этап 10 — Проведение закрытого аукциона

Перед началом аукциона аукционная комиссия регистрирует участников ЗА или их представителей и выдает им пронумерованные карточки.

Закрытый аукцион проводится Заказчиком в присутствии членов аукционной комиссии, участников ЗА или их представителей.

Закрытый аукцион проводится путем снижения НМЦК, указанной в аукционной документации на «шаг аукциона».

«Шаг аукциона» устанавливается в размере 5% НМЦК. В случае, если после троекратного объявления последнего предложения о цене контракта ни один из участников не заявил о своем намерении предложить более низкую цену контракта, аукционист обязан снизить «шаг аукциона» на 0,5% НМЦК, но не ниже 0,5% НМЦК.

Закрытый аукцион считается оконченным, если после троекратного объявления аукционистом цены контракта ни один из участников не поднял карточку.

Победителем ЗА признается участник такого аукциона, предложивший наиболее низкую цену контракта.

Этап 11 — Направление в ФАС копии протокола закрытого аукциона

При проведении аукциона Заказчик в обязательном порядке ведет протокол закрытого аукциона, в котором должна содержаться информация о проведении ЗА, об участниках ЗА, НМЦК, последнее и предпоследнее предложения о цене контракта, а также сведения о победителе аукциона и участнике который сделал предпоследнее предложение о цене контракта.

Такой протокол подписывается Заказчиком и всеми присутствующими членами аукционной комиссии в день проведения ЗА.

Не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания протокола ЗА, Заказчик должен направить в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (ФАС России) копию указанного протокола.

Этап 12 — Подписание контракта с победителем

В течение 3-х рабочих дней с даты подписания протокола закрытого аукциона Заказчик передает победителю ЗА один экземпляр указанного протокола и проект контракта, в который включается цена контракта, предложенная победителем аукциона.

Контракт может быть заключен не ранее чем через 10-ть дней с даты подписания протокола ЗА.

Контракт заключается только после предоставления победителем обеспечения исполнения контракта (размер которого может составлять от 5% до 30% НМЦК).

Важно: Протокол рассмотрения заявок, протокол ЗА, заявки участников, документация, изменения, внесенные в документацию, и разъяснения документации хранятся Заказчиком в течение 3-х лет.

Действия участника закупки:

Этап 1 — Поиск информации о проводимом аукционе (либо получение приглашения от Заказчика)

На этом этапе потенциальный участник закупки выполняет поиск размещенной в ЕИС информации о проводимом ЗА, либо получает приглашение от Заказчика принять участие в таком аукционе.

Этап 2 — Направление запроса Заказчику для получения аукционной документации

С даты размещения в ЕИС извещения о проведении закрытого аукциона заинтересованные в получении документации о ЗА лица подают Заказчику запрос в письменной форме с приложением документов, подтверждающих их соответствие требованиям, предусмотренным 44-ФЗ, и наличие доступа к сведениям, составляющим государственную тайну.

Этап 3 — Подготовка заявки на участие в закрытом аукционе

На данном этапе участник закупки выполняет анализ аукционной документации, направляет Заказчику запросы на разъяснение положений документации о закрытом аукционе (в случае необходимости), перечисляет денежные средства в качестве обеспечения заявки (Примечание: размер обеспечения заявки на участие в закрытом аукционе не может превышать 5% от НМЦК) или оформляет банковскую гарантию, заполняет необходимые формы, комплектует заявку и запечатывает её в конверт.

Этап 4 — Подача заявки

На этом этапе участник направляет Заказчику свою заявку.

Участник, подавший заявку на участие в ЗА, вправе отозвать такую заявку в любое время до даты и времени начала рассмотрения заявок (ч.9 ст.88 44-ФЗ).

Этап 5 — Участие в закрытом аукционе

На данном этапе участник ЗА принимает участие в закрытом аукционе в соответствии с ч.6 ст.90 44-ФЗ и подает свои ценовые предложения.

Этап 6 — Направление Заказчику запроса о даче разъяснений результатов закрытого аукциона

Согласно ч.10 ст.90 44-ФЗ любой участник ЗА после подписания протокола ЗА вправе направить Заказчику в письменной форме запрос о даче разъяснений результатов закрытого аукциона.

В течение 2-х рабочих дней с даты поступления данного запроса Заказчик обязан предоставить этому участнику соответствующие разъяснения.

Этап 7 — Заключение контракта с Заказчиком

Если участник закупки был признан победителем, то он должен получить от Заказчика один экземпляр протокола ЗА и проект контракта.

После этого победитель должен перечислить на счет Заказчика денежные средства в качестве обеспечения исполнения контракта, либо предоставить банковскую гарантию и направить в адрес Заказчика подписанный контракт вместе с подтверждающим документом о предоставлении обеспечения исполнения контракта.

После того, как Заказчик со своей стороны подписал контракт, он должен в течение 5-ти рабочих дней с даты заключения контракта вернуть победителю обеспечение заявки.

Вот мы с вами и рассмотрели порядок проведения закрытого аукциона. Каждый из описанных выше этапов имеет свои строго регламентированные сроки проведения, о которых будет рассказано в следующем разделе.

3. Сроки проведения закрытого аукциона

Для вашего удобства все этапы проведения закрытого аукциона, а также сроки проведения таких этапов приведены в таблице, расположенной ниже.

4. Извещение о проведении закрытого аукциона

Необходимо отметить, что Заказчик не всегда должен размещать в ЕИС извещение о проведении закрытого аукциона. В отдельных случаях Заказчик направляет приглашения потенциальным участникам, способным поставить товар, выполнить работы или оказать услуги.

Ниже в таблице указано, в каких случаях размещается извещение, а в каких направляются приглашения.

5. Документация о закрытом аукционе

Согласно ч.1 ст.87 44-ФЗ документация о закрытом аукционе должна содержать следующую информацию:

1) наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со ст. 33 44-ФЗ, в том числе обоснование НМЦК;

2) требования к содержанию и составу заявок на участие в закрытом аукционе в соответствии с ч.2 ст.88 44-ФЗ и инструкцию по ее заполнению;

3) дату и время окончания срока подачи заявок на участие в ЗА;

4) размер и порядок предоставления обеспечения заявок на участие в закупке, а также требования к банковской гарантии;

5) форму контракта, размер обеспечения исполнения контракта, а также требования к обеспечению исполнения контракта;

6) информацию о возможности Заказчика изменить условия контракта в соответствии с положениями 44-ФЗ;

7) информацию о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с участниками закупки;

8) порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю РФ, установленного ЦБ РФ и используемого при оплате контракта;

9) место, дату и время вскрытия конвертов с заявками на участие в ЗА, дату рассмотрения таких заявок;

10) «шаг аукциона»;

11) место, дату и время проведения ЗА;

12) информацию о преимуществах, предоставляемых Заказчиком в соответствии со ст.28 — 30 44-ФЗ;

13) информацию о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч.8 — 26 ст.95 44-ФЗ.

К документации о закрытом аукционе обязательно должен быть приложен проект контракта, поскольку он является неотъемлемой частью документации.

Заказчик в течение 2-х рабочих дней с даты получения соответствующего заявления обязан обеспечить возможность ознакомления с документацией о ЗА всем участникам ЗА, получившим приглашение принять участие в нем (ч.3 ст.87 44-ФЗ).

Заказчик по требованию участника ЗА обязан предоставить данному участнику документацию о закрытом аукционе.

Документация о ЗА предоставляется исключительно в письменной форме после внесения участником платы за предоставление этой документации (Примечание: Плата взимается только в том случае, если такая плата установлена Заказчиком и информация об этом содержится в приглашении принять участие в ЗА. Размер указанной платы не должен превышать расходы Заказчика на изготовление копии документации о ЗА).

Внесение изменений в документацию о закрытом аукционе

Заказчик по собственной инициативе или в соответствии с запросом участника ЗА о даче разъяснений положений документации о ЗА вправе принять решение о внесении изменений в документацию о закрытом аукционе не позднее чем за 5-ть дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в ЗА (ч.7 ст.87 44-ФЗ).

Важно: Изменение объекта закупки не допускается.
В течение 2-х рабочих дней с даты принятия решения о внесении изменений такие изменения направляются всем участникам ЗА, которым была предоставлена документация о ЗА.

При этом срок подачи заявок на участие в закрытом аукционе должен быть продлен таким образом, чтобы с даты направления таких изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в ЗА данный срок составлял не менее чем 10-ть дней.

Согласно ч.4. ст.87 44-ФЗ любой участник ЗА, получивший приглашение принять участие в нем и которому была предоставлена документация о ЗА, вправе направить запрос в письменной форме Заказчику о даче разъяснений положений документации о закрытом аукционе.

В течение 2-х дней с даты поступления от участника ЗА такого запроса Заказчик направляет этому участнику разъяснения положений документации о закрытом аукционе при условии, что указанный запрос поступил Заказчику не позднее чем за 3-и дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в ЗА.

Разъяснения положений документации о закрытом аукционе должны быть доведены в письменной форме Заказчиком до сведения всех участников ЗА, которым предоставлена документация о ЗА, с указанием предмета запроса, но без указания участника, от которого поступил запрос (ч.8 ст.86 44-ФЗ).

Важно: Разъяснения положений документации о закрытом аукционе не должны изменять ее суть.

6. Заявка на участие в закрытом аукционе

Для того чтобы принять участие в закрытом аукционе участник должен подать заявку в срок и по форме, которые установлены аукционной документацией. Участник вправе подать только одну заявку на участие в ЗА в отношении каждого объекта закупки.

Заявка подается в письменной форме в запечатанном конверте. Все листы заявки на участие в ЗА, все листы тома заявки на участие в ЗА должны быть прошиты и пронумерованы.

Заявка и том заявки должны содержать опись входящих в их состав документов, быть скреплены печатью участника (при наличии печати) (для юридического лица) и подписаны самим участником или уполномоченным лицом.

Согласно ч.2 ст.88 44-ФЗ заявка на участие в закрытом аукционе должна содержать:

1) информацию и документы об участнике ЗА, подавшем такую заявку:

наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), Ф.И.О. (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона;
полученные не ранее чем за 6-ть месяцев до даты направления приглашения принять участие в ЗА выписку из ЕГРЮЛ или засвидетельствованную в нотариальном порядке копию такой выписки (для юридического лица), выписку из ЕГРИП или засвидетельствованную в нотариальном порядке копию такой выписки (для индивидуального предпринимателя), копии документов, удостоверяющих личность (для иного физического лица);
документ, подтверждающий полномочия руководителя либо лица подписавшего заявку;
копии учредительных документов участника ЗА (для юридического лица);
решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия такого решения;
2) предложения участника ЗА в отношении объекта закупки с приложением документов, подтверждающих соответствие этого участника требованиям, установленным документацией о закрытом аукционе;

3) документы, подтверждающие соответствие участника ЗА требованиям, установленным документацией о ЗА;

4) документы, подтверждающие предоставление обеспечения заявки на участие в ЗА (Примечание: платежное поручение или банковская гарантия);

5) документы, подтверждающие право участника ЗА на получение преимуществ в соответствии со ст.28 44-ФЗ (Примечание: для учреждений и предприятий уголовно- исполнительной системы) и ст.29 44-ФЗ (Примечание: для организаций инвалидов), или копии этих документов.

Важно: Требовать от участника ЗА предоставления иных документов и информации, за исключением перечисленных выше документов и информации, не допускается.

7. Признание закрытого аукциона несостоявшимся

В случае, если по окончании срока подачи заявок на участие в ЗА подана только одна такая заявка или не подано ни одной такой заявки, закрытый аукцион признается несостоявшимся (ч.10 ст.88 44-ФЗ).

В случае, если по результатам рассмотрения заявок на участие в ЗА принято решение об отказе в допуске к участию в ЗА всех участников закупки, подавших заявки на участие в ЗА, или о признании только одного участника закупки, подавшего заявку на участие в ЗА, его участником, закрытый аукцион признается несостоявшимся (ч.8 ст.89 44-ФЗ).

В данном случае контракт заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с п.24 ч.1 ст.93 44-ФЗ.
В случае отказа участника ЗА, который сделал предпоследнее предложение о цене контракта, от заключения контракта Заказчик принимает решение о признании закрытого аукциона несостоявшимся (ч.3. ст.91 44-ФЗ).

8. Последствия признания определения поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом несостоявшимся (ст.92 44-ФЗ)

Заказчик имеет право:
а) внести изменения в документацию о закупке и объявить о проведении новой процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
б) по согласованию с ФАС России осуществить закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с п.24 ч.1 ст. 93 44-ФЗ

Этапы проведения закрытого аукциона по 44-ФЗ

Этап 1. Согласование с ФАС

Чтобы согласовать проведение закрытого аукциона с ФАС, туда необходимо направить обращение. Какой-либо определенной формы для этого не предусмотрено. К обращению необходимо приложить список документов из пункта 2 Порядка, утвержденного приказом Минэкономразвития от 31 марта 2015 г. № 189:

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

  • обоснование того, что сведения относятся к гостайне;
  • описание объекта закупки;
  • перечень участников, которые будут приглашаться к закрытому аукциону.

На согласовании у ФАС есть 10 дней. Отказ может последовать по таким причинам:

  • из-за необоснованности закупки;
  • из-за необоснованности проведения закрытого метода определения поставщика (например, необоснованно, что сведения о потребностях составляют гостайну);
  • из-за неправомерного сокращения заказчикам количества участников.

Отказ ФАС можно обжаловать в досудебном либо в судебном порядке.

Этап 2. Подготовка документации

Основным отличием на этом этапе является то, что документацию нельзя публиковать в ЕИС и средствах массовой информации. За это предусмотрен штраф для должностного лица в размере 15 тыс. рублей. А если будут размещены в открытом доступе сведения, содержащие гостайну, наступает уголовная ответственность по статье 282 УК РФ. Виновник может получить лишение свободы на срок от четырех месяцев до семи лет.

В остальном требования к документации закрытого аукциона стандартные.

Этап 3. Направление приглашений

Всем участникам, которые вошли в согласованный ФАС перечень, заказчик должен направить приглашение к закрытому аукциону. Это нужно сделать не позже чем за 10 дней до открытия заявок.

В случае если сама закупка не является секретной, а гостайну составляет ее документация либо контракт, извещение о ней публикуется в ЕИС. Сделать это нужно не менее чем за 30 дней до открытия заявок.

Этап 4. Документация для участников

Участники, заинтересовавшийся предложением заказчика, подают запросы на документацию аукциона. Если обращение к участникам осуществлялось через приглашение, то заказчик должен выдать им документы не позднее 2 рабочих дней после получения запроса. В тех случаях, когда извещение о закрытом аукционе публиковалось в ЕИС, заказчику отводиться 3 календарных дня. Если какие-то документы содержат государственную тайну, то выдавать их можно только тем участникам, которые имеют соответствующий допуск.

Этап 5. Разъяснение и изменение документации

Как и при обычном аукционе, потенциальные поставщики могут задавать заказчику вопросы по документации. Отвечать на них нужно не позже чем через 2 календарных дня после получения. Крайний срок приема запросов на разъяснения — 3 дня до конца срока подачи заявок. Вопросы, заданные позже, заказчик может оставлять без ответа.

Давать разъяснение нужно по существу, при этом не меняя сути документации.

Заказчик имеет право изменить положение документации не позже чем за 5 дней до конца приема заявок. При этом объект закупки должен оставаться неизменным.

Этап 6. Направление сведений об участниках в антимонопольный орган

Еще одна обязанность заказчика при проведении закрытого аукциона — сообщать в ФАС данные о потенциальных поставщиках. Нужно направить следующую информацию:

  • список участников, по запросам которых были направлены документы аукциона, если извещение публиковалось в ЕИС;
  • копии приглашений, которые были направлены участникам.

Эти данные нужно отправить в антимонопольный орган не позже чем за 5 дней до открытия заявок.

Этап 7. Прием и рассмотрение заявок

Заявки принимаются до даты, в которую открывается к ним доступ. Это необходимо указать в извещении или в приглашениях, а также в документации к закрытому аукциону. Все заявки, полученные в срок, подлежат регистрации.

Рассмотрение заявок должно длиться не более 10 дней после окончания их приема. При этом поданные участником документы проверяются на соответствие требованиям документации. По окончании рассмотрения составляется протокол, в котором указывается:

  • данные участников;
  • решение о том, кого допустить либо не допустить к торгам;
  • данные о том, кто из членов комиссии принял какой решение.

Если подана всего одна заявка либо ни одной, закрытый аукцион признается несостоявшимся. То же самое следует и в случае, если заявок было подано больше, но к торгам никого не допустили.

Этап 8. Процедура аукциона

Пока закон не регламентирует проведение закрытого аукциона в электронной форме. Соответственно, проводится он очно. В назначенный день и час участники либо их представители являются на проведение торгов (место также указывает заказчик). Торги ведет аукционист — лицо, которое аукционная комиссия выбрала большинством голосов из своего состава.

Вначале происходит регистрация всех участников — им выдаются карточки с номерами. Аукционист объявляет начало аукциона. Если проводятся торги по нескольким лотам, объявляет начало лота, оглашается его номер, объект закупки, начальная цена, шаг (5% НМЦК), а также отсутствующие участники.

После этого аукционист предлагает участникам делать их ценовые ставки. Цена контракта объявляется при снижении на шаг аукциона. Если кто-то из участников согласен на заключение контракта, он поднимает карточку.

В первую очередь аукционист обращается к тому из участников, кто поднял карточку первым. Затем цена вновь снижается на шаг и объявляется. Если аукционист трижды объявляет последнюю цену, и никто из участников не заявляет более низкое предложение, шаг аукциона снижается на 0,5% НМЦК. Таким образом, сначала шаг аукциона снижается до 4,5%, затем до 4% и так далее.

Когда цена шаг цены снижена, и никто из участников не делают предложения после трехкратного объявления аукционистом цены, торги прекращаются. Аукционист называет последнее и предпоследнее предложение о цене, а также сделавших их участников. Победителем аукциона признается тот из участников, кто предложил наименьшую цену.

В течение аукциона ведется протокол, в котором указываются следующие данные:

  • место день и время проведения процедуры;
  • абзац состав участников;
  • размер начальной максимальной цены контракта;
  • два последних ценовых предложения;
  • данные участника № 1 и № 2.

Протокол подписывают все члены комиссии в тот же день. Составляется он в двух экземплярах — по одному для заказчика и победителя торгов. Передать протокол победителю нужно в течение 3 рабочих дней с даты подписания протокола. Вместе с ним передается проект контракта, в который заказчик предварительно внес данные победителя и его цену. Кроме того, протокол аукциона необходимо направить не позднее следующего рабочего дня ФАС.

Этап 9. Заключение контракта

Контракт с победителем заключается не ранее, чем через 10 календарных дней после подписания протокол закрытого аукциона. Сначала документ подписывается исполнителем, после чего в обозначенный в документации срок он должен вернуть его заказчику. Подписывать контракт заказчику нужно после того, как он получит подтверждение уплаты обеспечения контракта либо банковскую гарантию.

Если участник № 1 не представляет в срок обеспечение или подписанный контракт, у заказчика есть право обратиться с предложением к участнику №2.

Бывает, что заявку на закрытый аукцион подает только один поставщик, либо комиссия допускает лишь одну заявку к торгам. В таком случае заключается контракт с единственным поставщиком в соответствии с пунктом 24 части 1 статьи 93.

Общие изменения для закрытых процедур

С середины текущего года закупки переводятся в электронный формат. Это касается не только открытых, но и закрытых процедур. Что нового ждет заказчиков и поставщиков в связи с этим?

С 1 июля 2018 года вступит в силу новая статья 84.1 закона 44-ФЗ. Она будет регламентировать порядок применения закрытых способов определения поставщика в электронном формате. Процедуры будут проходить на электронных торговых площадках. Пока точно не определено, каким именно ЭТП доверят проводить торги.

Таким образом, проведение процедур определения поставщика закрытым способом в электронной форме будет проводиться с учетом сразу нескольких положений 44-ФЗ:

  • регламентирующих электронные закупки;
  • регламентирующих проведение закрытых способов определение поставщика;
  • новой статьи 84.1, которая вступит в силу с 1 июля текущего года.

Кроме того, придется руководствоваться правилами, установленными для аккредитации на ЭТП, а также по-прежнему соблюдать регламент ЕИС.

Изменение в порядке проведения аукциона

Ряд новшеств коснется заказчиков и поставщиков при проведении аукционов в электронной форме:

  1. Будет запрещено выделять лоты.
  2. Минимальный размер шага цены будет установлен на уровне 100 рублей. В итоге торги должны проходить быстрее.
  3. ЭТП возьмут на себя некоторые функции заказчика: проверку участников на предмет наличия в РНП, проверку соответствия цены в их предложениях условиям документации, составление протоколов и формирование ценовых предложений.
  4. Обеспечение заявок будет переводиться не на ЭТП, а в уполномоченные банки.
  5. Поставщики должны в обязательном порядке пройти регистрацию в ЕИС. Иначе доступа к закупкам (любым, не только к аукционам) они не получат.
  6. Участникам торгов придется приобрести квалифицированную электронную подпись. Пока можно использовать неквалифицированную.