Простой транспорта

Содержание

Архив форума

_______________________________________ (наименование организации или Ф.И.О. индивидуального предпринимателя — перевозчика) адрес: ________________________________ телефон: __________, факс: ___________, эл. адрес: ____________________________ от ____________________________________ (наименование организации или Ф.И.О. индивидуального предпринимателя — грузоотправителя) адрес: ________________________________ телефон: __________, факс: ___________, эл. адрес: ____________________________

Требование (претензия) о выплате штрафа за задержку (простой) сверх норм контейнеров, принадлежащих перевозчику и поданных под погрузку, выгрузку

"___"________ ____ г. между ____________________ (далее — "перевозчик") и _______________________ (далее — "грузоотправитель") был заключен Договор о перевозке груза N ___, по которому перевозчик обязался "___"______________ _____ г. предоставить контейнеры под погрузку, выгрузку по адресу: ___________________ и доставить их по адресу: ___________________, а грузоотправитель обязался перевозку оплатить в размере _____ (___________) рублей.

Согласно п. ___ Договора о перевозке груза N ____ от "___"________ ___ г. перевозчик обязался предоставить контейнеры под погрузку, выгрузку в ______ часов _____ минут, однако в указанные сроки случилась задержка (простой) сверх норм контейнеров, поданных под погрузку (выгрузку), по вине грузоотправителя, а именно: ____________________, вследствие чего перевозчик понес убытки в виде _________________________ в размере ____ (____________) рублей, что подтверждается _______________________________________________.

Согласно пункту 1 статьи 794 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозчик за неподачу транспортных средств для перевозки груза в соответствии с принятой заявкой (заказом) или иным договором, несет ответственность, установленную транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.

Согласно п. ___ Договора о перевозке груза N ___ от "___"________ ____ г. за задержку (простой) контейнеров, принадлежащих перевозчику и поданных под погрузку, выгрузку, сверх норм, установленных договором о перевозке груза, соответственно грузоотправители, грузополучатели уплачивают за каждый полный час задержки (простоя) штраф в размере ____%.

Вариант в случае, если размер штрафа договором о перевозке груза не установлен:

В соответствии с пунктом 7 статьи 35 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта за задержку (простой) контейнеров, принадлежащих перевозчику и поданных под погрузку, выгрузку, сверх норм, установленных договором о перевозке груза, соответственно грузоотправители, грузополучатели уплачивают перевозчику штраф в размере:

1) пяти процентов провозной платы при перевозке в городском или пригородном сообщении;

2) одного процента среднесуточной провозной платы при перевозке в междугородном сообщении, определенной в соответствии с установленным договором сроком выполнения соответствующей перевозки.

Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

На основании вышеизложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 794, статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 7 статьи 35 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта просим:

1. Уплатить штраф за задержку (простой) контейнеров, принадлежащих перевозчику и поданных под погрузку, выгрузку, сверх норм, установленных Договором о перевозке груза N ___ от "___"_________ ____ г., в размере ______ (__________) рублей.

2. Возместить убытки в виде _______________________________, понесенные _____________________________________ в размере _____ (___________) рублей. (наименование или Ф.И.О. перевозчика)

Приложения:

1. Копия Договора о перевозке N ___ от "___"________ ____ г.

2. Документы, подтверждающие причинение убытков и их размер.

3. Расчет суммы требования.

4. Иные документы, подтверждающие требования заявителя.

5. Доверенность представителя от "___"___________ ____ г. N _____ (если претензия подписывается представителем).

"___"________ ____ г. _____________________ (подпись)

При исполнении договора перевозки возможен сверхнормативный простой транспортных средств под погрузкой или разгрузкой, а также простой на границе.

Причины таких простоев различны.

В том случае, если простой происходит по причине, зависящей от заказчика транспорта, перевозчику необходимо надлежащим образом фиксировать данные факты, в противном случае возникают сложности с доказыванием самого факта простоя.

Нормы времени простоя при погрузке и загрузке грузов при автомобильных перевозках грузов утверждены Правилами автомобильных перевозок грузов, утвержденными постановлением Совета Министров РБ от 30.06.2008 № 970 (далее — Правила № 970).

Накладные и путевые листы — обязательные документы при осуществлении автомобильной перевозки

Как известно, для перевозок грузов или пассажиров автомобильным транспортом в качестве обязательных документов используют путевой лист и товарно-транспортные накладные, в т.ч. международного образца, которые необходимы для отражения работы, выполняемой перевозчиком.

Правилами заполнения данных документов предусмотрено, что сведения о простое автотранспорта у заказчика должны быть занесены в определенные графы, и на их основании рассчитывается сверхнормативный простой.

Так, в графе 22 международной товарно-транспортной накладной «CMR» (далее — CMR-накладная) указывается дата и фактическое время прибытия автомобиля под погрузку и его убытие. Данная информация заверяется отправителем груза подписью (с расшифровкой) и штампом.

В графе 24 CMR-накладной получатель указывает дату получения груза, время прибытия автомобиля под разгрузку и убытия после ее окончания в часах и минутах.

Аналогичная информация времени простоя автомобиля под погрузкой и разгрузкой указывается в графе 17 первичного учетного документа формы ТТН-1 «Товарно-транспортная накладная» (далее — накладная ТТН-1).

Cправочно

Инструкция о порядке оформления международной товарно-транспортной накладной «CMR» утверждена постановлением Минтранса РБ от 20.02.2012 № 11. Форма CMR-накладной — приложение к данной Инструкции.

Форма накладной ТТН-1 и Инструкция по заполнению типовых форм первичных учетных документов ТТН-1 «Товарно-транспортная накладная» и ТН-2 «Товарная накладная» утверждены постановлением Минфина РБ от 18.12.2008 № 192.

Сверхнормативные простои автомобиля подлежат оплате заказчиком

За простои грузового транспортного средства на погрузке или разгрузке сверх установленных в соответствующем договоре норм времени, а также за простои в месте стоянки или пути следования, возникшие по вине грузоотправителя (грузополучателя), он должен выплатить автомобильному перевозчику неустойку исходя из повременного тарифа, если иное не предусмотрено в соответствующем договоре (п.374 Правил № 970).

Основанием для предъявления автомобильным перевозчиком претензии к заказчику автомобильной перевозки за простой грузового транспортного средства:

• на погрузке (разгрузке) служат отметки в товарно-транспортной накладной и путевом листе (если типовая форма путевого листа содержит соответствующие реквизиты) о времени прибытия и убытия грузового транспортного средства (п.108 Правил № 970);

• в месте стоянки служит письменный отказ этого заказчика от выполнения договора об автомобильной перевозке груза (п.109 Правил № 970).

Ошибки, допускаемые при оформлении простоев

Казалось бы, все довольно просто: нужно зафиксировать сверхнормативный простой, сделав соответствующие отметки о нем в товарно-сопроводительных и транспортных документах, и потребовать его оплаты.

Однако практика показывает, что иногда таких доказательств просто не хватает. И происходит это потому, что фактически стороны используют различные документы, подтверждающие простой на загрузке или выгрузке: карта простоя, лист простоя, лист прибытия и убытия и при этом небрежно относятся к их оформлению.

Установленной для общего пользования формы документа, подтверждающего простой, не существует, равно как и его названия.

Если все-таки для учета простоев используется какой-то из перечисленных документов, то бланк такого документа, оформляемый на каждый автомобиль, водитель перевозчика должен иметь при себе. Но не всегда этот документ — вариант, по которому практически гарантировано отсутствие спора.

Как следует из вышесказанного, карту простоя в месте погрузки или выгрузки может заменить отметка о прибытии-убытии, сделанная, например, в CMR-накладной.

Стороны сами усугубляют ситуацию, подписывая договора с довольно путаными положениями об оформлении и оплате сверхнормативных простоев.

Приведем примеры таких формулировок в договорах перевозки.

Пример 1

Простой транспортного средства свыше указанного времени оплачивается Заказчиком при условии письменного информирования Заказчика до истечения вышеуказанного времени. При этом необходимо представить оригиналы документов, подтверждающих факт простоя: накладную CMR с соответствующей отметкой и карту простоя, подписанную грузоотправителем (грузополучателем), с проставлением печати, подписи директора.

Пример 2

Перевозчик обязан своевременно в письменном виде проинформировать Заказчика о возможности простоя и впоследствии представить Заказчику подписанные оригиналы документов (карт простоя), подтверждающих факт задержки транспортного средства в пути, простоев у отправителя (получателя) груза, на таможнях стран транзита для успешного разрешения проблем, в случае их возникновения по вышеуказанным причинам.

Проанализируем приведенные тексты.

В чем ошибка перевозчика?

Как известно, заказчиком перевозки не всегда выступает непосредственно грузоотправитель или грузополучатель.

Претензия о вынужденном простое автомобиля

Поэтому соглашение с заказчиком о том, что карты простоя должны быть пописаны последним с проставлением его печати, на практике оказывается невыполнимым условием, что влечет отказ во взыскании и оплате простоев по формальному основанию.

Как делать правильно?

В договорах логичнее согласовать с Заказчиком условие о том, что карта простоя будет составлена в месте погрузки или выгрузки и подписана в месте погрузки (выгрузки) представителем лица, осуществляющим эти работы.

Не торопитесь также делать обязательным к исполнению условие о наличии расшифровки подписи или указание, что карта простоя должна быть подписана только руководителем соответствующего юридического лица, так как на практике исполнить это также может быть весьма затруднительно.

Если стороны четко определили, что карта простоя должна быть подписана директором грузоотправителя, то при подписании карты иным лицом грузоотправителя у перевозчика есть формальное основание, по которому суд откажет ему в требовании оплатить простой.

Обратите внимание!

Если требование об оформлении карт простоя в местах погрузки или выгрузки можно хоть как-то согласовать, то вопрос об оформлении простоев в зонах таможенного контроля при досмотре транспортных средств остается неурегулированным: не всегда сотрудники таможенных органов делают отметку в картах простоя, оформляемых перевозчиками.

Самой простой рекомендацией при простоях на таможне будет немедленное письменное уведомление о таких случаях заказчика перевозки.

При этом сообщение о задержке при досмотре водитель делает в офис перевозчика, а из офиса отправляется письменное сообщение заказчику перевозки.

Точно также нужно поступить в том случае, когда грузоотправитель или грузополучатель отказывается оформить карты простоя (проставить соответствующие штампы и подписи). В таком случае рекомендуем для подтверждения своего требования об оплате простоев сделать отметки в товарно-сопроводительных документах (CMR-накладной, ТТН-1).

Форма акта простоя должна быть согласована сторонами договора

Включая в договоры условие об оформлении карт (листов) простоя, стороны часто забывают согласовать образец такого документа и определить его статус по отношению к договору. Или, оформляя простои, забывают, что не полностью выполнили договорные условия и не сделали отметки о простоях в накладных либо не проставили печати (штампы) на картах простоя.

Практика хозяйственных судов Республики Беларусь показывает, что при установлении факта простоя оцениваются все представленные документы в совокупности: заявки, накладные, CMR-накладные, карты простоя (если они имеются) и т.д.

При рассмотрении в арбитражных судах споров о взыскании штрафов за простой с российских заказчиков часто возникает вопрос: что такое карта простоя, кем утвержден ее образец и почему именно этим документом, а не отметками в накладных должен подтверждаться факт сверхнормативного простоя?

Поэтому при заключении договора не стоит забывать, что карта (лист) простоя это не утвержденный на законодательном уровне документ, на основании которого должна быть произведена выплата по договору, поэтому ее (его) форму необходимо согласовать с заказчиком перевозки. Например, указав, что форма документа является приложением к договору, а следовательно, именно в данном виде обязательна к применению.

Документы, подтверждающие простои, могут выглядеть по-разному, однако от их подробного и правильного заполнения зависит факт получения перевозчиком штрафных санкций за простой.

Не забывайте и об иных формальных действиях, согласованных в договоре, которые могут стать основанием для отказа в требовании об оплате простоев, например об обязанности своевременно и письменно информировать заказчика о возникновении простоя.

Форма такого письменного сообщения должна быть согласована сторонами в договоре, поскольку любой простой влияет на осуществление перевозки.

Например, при автомобильной перевозке груза в международном сообщении, следуя нормам Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) от 19.05.1956, перевозчик обязан запрашивать инструкции у уполномоченного лица, если выполнить перевозку на условиях CMR не представляется возможным (ст.14, 15 КДПГ).

Анна Шинкевич, юрист



Простой транспортных средств при автомобильных грузовых перевозках

Гражданский кодекс Российской Федерации (далее — ГК РФ) в ст. 794 закрепляет общее право перевозчика на привлечение грузоотправителя к ответственности в случае непредъявления груза либо неиспользования поданных транспортных средств по иным причинам. Конкретные меры ответственности по исторически сложившейся традиции предусмотрены уставами и кодексами соответствующих видов транспорта, а также соглашением сторон.

Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее — Устав) устанавливает юридическую ответственность грузоотправителя/грузополучателя за простой в соответствии с п. 4 ст. 35 Устава. В связи с чем можно привести следующие признаки простоя транспортных средств применительно к автомобильному транспорту и выделить необходимые основания ответственности за простой.
Во-первых, простой транспортных средств, согласно Уставу, возможен лишь при погрузке или выгрузке груза.

В соответствии с п. 2 ст. 791 ГК РФ и п.

Штраф за простой автотранспорта

8 ст. 11 Устава погрузка груза в транспортное средство осуществляется грузоотправителем, а выгрузка груза из транспортного средства — грузополучателем, если иное не предусмотрено договором перевозки груза. Получается, что ответственными лицами за простой транспортного средства могут быть только грузоотправитель или грузополучатель, в случае если обязанность по погрузке/выгрузке договором не возложена на перевозчика.
В связи с вышеуказанным признаком требуется выделить практически необходимое основание ответственности за простой, заключающееся в обязательном установлении лица, осуществляющего грузовые работы. Ведь если, допустим, погрузку по договору осуществляет перевозчик, то при загрузке груза сверх сроков по причинам, зависящим от него, грузоотправитель никаким образом не может стать ответственным лицом за простой.

Стоит отметить, что на практике стороны включают в договоры об организации перевозок условия о простое, возникающем не только под погрузкой и выгрузкой. Согласно Постановлению Девятого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2011 N 09АП-15633/2011-ГК, стороны заключили договор, обязывающий заказчика оплачивать исполнителю штраф при превышении нормативного срока погрузки и/или таможенного оформления. При этом представленные истцом накладные CMR признаны судом достаточными доказательствами по делу, а иск был удовлетворен.

Во-вторых, простой транспортных средств употребляется Уставом как синоним "задержка" транспортных средств.

А.Л. Маковский верно отмечает, что задержка судна под погрузкой сверх срока погрузки есть не что иное, как просрочка исполнения отправителем своей обязанности погрузить груз в определенный срок.

Работа транспортной организации заключается не только в простом перемещении груза из одного пункта в другой, имеются также необходимые для оказания перевозочной услуги стоянки транспортного средства для оформления документов, заправки бензином, для отдыха и т.д. Необходимые действия, соответствующие осуществлению транспортного процесса, не ведут к простою транспортных средств. Лишь за "вынужденное бездействие" средств транспорта (остановка в работе) Устав предусматривает ответственность за простой.

В-третьих, за простой транспортных средств предусмотрена Уставом ограниченная ответственность в форме штрафа за каждый полный час задержки (простоя).

В соответствии с п. 4 ст. 35 Устава штраф за простой транспортного средства устанавливается договором перевозки груза. В случае если размер указанного штрафа в договоре перевозки не установлен, то в размере 5% провозной платы при перевозке в городском или пригородном сообщении и 1% среднесуточной провозной платы при перевозке в междугородном сообщении (пп. 1, 2 п. 4 ст. 35 Устава).

Д.А. Медведев и В.Т. Смирнов определяют данную ответственность как гражданско-правовую. С.Ю. Морозов указывает, что установление ответственности за простой в виде штрафных санкций имеет больше административный, чем гражданско-правовой характер, что, на наш взгляд, является наиболее верным. В подтверждение автор отмечает, что гражданско-правовая ответственность всегда соразмерна допущенному нарушению, а исходя из разброса величин штрафов становится понятно, что ни о какой соразмерности речь идти не может.

Исходя из второго и третьего признака требуется выделить второе необходимое основание простоя, а именно выяснение точной продолжительности времени простоя транспортных средств для расчета суммы штрафа. Точное время простоя определяется в соответствии со сроками погрузки/выгрузки, установленными в договоре перевозки, а в случае отсутствия указанных сроков в договоре — в соответствии с п. 38 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом (Правила перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272).

В судебно-арбитражной практике возник вопрос касательно доказательств, подтверждающих вину грузоотправителей/грузополучателей в простое (Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20.01.2011 по делу N А53-6281/2010; Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2011 по делу N А56-16525/2010; Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2011 N 09АП-13322/2011-ГК).

В случае возникновения простоя, согласно п. 6 ст. 35 Устава, основанием для начисления штрафа служат отметки в транспортных накладных или в путевых листах о времени прибытия и убытия транспортных средств. Отмечаем, что для привлечения лица к ответственности за простой необходима по большей мере отметка о прибытии и убытии транспортного средства под погрузку/выгрузку, подтвержденная подписями представителя перевозчика и грузоотправителя/грузополучателя, что является главным доказательством факта простоя для суда.

Так, ООО "Тасс" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к обществу "Уральский завод металлоконструкций", указывая, что копия маршрутного листа не может быть принята в качестве надлежащего доказательства, подтверждающего время простоя автотранспорта, поскольку надлежащим образом не заверена, содержит недостоверные данные и не относится к оправдательным документам хозяйственных операций (Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 26.04.2011 N Ф09-1570/11-С5).

Суд, исследовав маршрутный лист, установил, что он содержит отметки о времени прибытия и убытия транспортного средства, о марке автомобиля, его государственном регистрационном номере, фамилии водителя и маршруте следования, а также надлежаще подписан. Суд пришел к выводу о доказанности материалами дела факта простоя транспортного средства.

В соответствии с п. 4 ст. 35 Устава ответственность за простой автомобильных транспортных средств по общему правилу возникает лишь при погрузке или выгрузке груза (Устав автомобильного транспорта РСФСР от 08.01.1969 по сравнению с нынешним Уставом наиболее расширительно толковал основания возникновения простоя (ст. ст. 72, 146)). При анализе Устава обнаружены ситуации на автомобильном транспорте, при которых якобы фактически возникает простой транспортного средства. Например, при задержке транспортного средства под очисткой (ст. 17 Устава).

На наш взгляд, простой автомобильного транспорта как бы возникает и в случае непредъявления груза к перевозке, то есть при предъявлении груза для перевозки с опозданием (пп. 1 п. 4 ст. 10, п. 1 ст. 35 Устава). Но пунктом 1 ст. 35 Устава предусмотрена самостоятельная ответственность грузоотправителя, заключающаяся в штрафе, а также в возмещении причиненных перевозчику убытков.

Возникает вопрос: за какое именно нарушение перевозчик может привлечь к ответственности грузоотправителя, если перевозчик предъявляет транспортное средство под погрузку, а грузоотправитель не осуществляет загрузку груза, — за простой автомобильного транспорта или же за непредъявление груза к перевозке? В связи с тем что погрузка на автомобильном транспорте производится на складе грузоотправителя, перевозчик чаще всего не имеет возможности точно определить, долго ли происходит погрузка груза, или груз не полностью подготовлен и т.д.

Закон не дает разъяснений на этот счет, лишь в п. 6 ст. 35 Устава говорится о том, что штраф за задержку (простой) транспортных средств взыскивается независимо от штрафа за непредъявление для перевозок грузов, предусмотренных договорами перевозок.

Получается, что перевозчик вправе самостоятельно выбрать санкции из двух предложенных, что является не совсем правильным. По логике Устава пп. 1 п. 4 ст. 10 не нужен и лишь создает двойственность и дублирование отношений по простою. Тем более простой и непредъявление груза к перевозке фактически относятся к одной группе нарушений — нарушения, связанные с подачей транспортного средства и груза к перевозке.

Таким образом, полагаем, что заранее согласованные и точно определенные условия о сроках погрузки или выгрузки служат наибольшей эффективности грузооборота, что доказывает необходимость их подробного регламентирования в договоре об организации перевозок грузов.

Февраль 2013 г.

Международные автомобильные перевозки грузов

Штраф за простой автотранспорта

Простой транспортного средства для транспортно-экспедиционных компаний и участников договора перевозки практически всегда связан с недополученной прибылью. Грузополучатель (грузоотправитель) в случае задержки с доставкой может также лишиться груза, особенно если он продовольственный и скоропортящийся.

Именно поэтому одним из основных в договоре перевозки является условие о сроках (погрузки и разгрузки, нахождения транспорта в пути и т.д.). И если срывы сроков, связанные с разнообразными документальными проверками на дорогах (например, на таможне), многие считают фактически форс-мажором (особенно если вину сопровождающего груз сложно доказать), то несвоевременная погрузка и разгрузка практически всегда имеют виновного.

Простой транспортных средств

В зависимости от того, кто виноват, решается вопрос о взыскании штрафа с грузоотправителя или наказании перевозчика.

Основным документом в сфере автотранспортных перевозок является Устав автомобильного транспорта РСФСР (далее — Устав), принятый в 1969 г., но со значительными изменениями действующий и сейчас. Ответственность участников отношений по договору автотранспортной перевозки регулируется разд. IX Устава.

Грузополучатель не получает товар

Если грузоотправитель слишком долго производит погрузку или грузополучатель не получает вовремя принадлежащий ему товар либо не заканчивает разгрузку в течение срока, предусмотренного договором, перевозчик вполне может потребовать уплаты штрафа.

Согласно п. 141 Устава размеры штрафов составляют:

за 1 мин простоя автомобиля (автопоезда) в зависимости от его грузоподъемности:

до 4 т (включительно) — 24,07 руб.;

от 4 т до 7 т (включительно) — 27,08 руб.;

от 7 т до 10 т (включительно) — 30,08 руб.;

свыше 10 т — 45,13 руб.;

за 1 час задержки сверх установленных сроков контейнеров с массой брутто:

30 т — 1307,4 руб.;

20 т — 871,6 руб.;

10 т — 435,8 руб.;

5 т — 290,53 руб.;

3 т — 145,27 руб.;

менее 3 т — 72,63 руб.

При простое специализированных автомобилей (рефрижераторов, изотермических, автоцистерн и автофургонов различного назначения) размер штрафа увеличивается вдвое.

Основанием для начисления штрафа служат отметки в товарно-транспортном документе и путевом листе о времени прибытия и убытия автомобилей, а за простой в гараже — письменный отказ грузоотправителя или грузополучателя.

По истечении одного часа ожидания погрузки автотранспортное предприятие или организация вправе возвратить подвижной состав в гараж или использовать его на других перевозках. При этом наступают следующие последствия:

перевозка признается несостоявшейся;

начисление штрафов за простой прекращается;

перевозчик ответственности за невыполнение перевозки не несет.

Существует и обстоятельство, исключающее наложение штрафа на грузополучателя или грузоотправителя за простой автотранспорта под погрузкой по первой ездке, — опоздание подачи автомобиля в пункт погрузки против согласованного времени более чем на 30 мин.

Кроме того, грузоотправитель и грузополучатель освобождаются от уплаты штрафа за простой подвижного состава и задержку контейнеров, если простой вызван одной из следующих причин:

явлением стихийного характера (заносы, наводнения, пожары и т.п.);

аварией на предприятии, в результате которой в соответствии с действующими положениями запрещено производить погрузочно-разгрузочные работы.

В тех же размерах и по тем же условиям оплачивается штраф за простой автотранспорта, возникший по вине грузоотправителя или грузополучателя на таможне, в частности, если задержка была вызвана тем, что к товарно-транспортной накладной не были приложены документы, необходимые для исполнения таможенных, санитарных и других административных правил. Причем грузоотправитель или грузополучатель помимо штрафа обязан будет возместить понесенные автотранспортным предприятием по этой же причине убытки (например, оплатить время проживания водителя по месту досмотра груза).

Пункт 148 Устава предусматривает, что штраф за простой автотранспортного средства взыскивается перевозчиком в бесспорном порядке через кредитные учреждения без предварительного акцепта. При применении данной нормы необходимо ее сопоставить с действующим гражданским законодательством, так как ГК РФ выдвигает ряд требований и условий безакцептного погашения задолженности, в том числе и по штрафам.

Так, в соответствии со ст. 874 ГК РФ, для того чтобы исполнить инкассовое поручение, банку необходимо иметь в наличии распорядительное письмо своего клиента (т.е. должника по уплате штрафа) о согласии с безакцептным списанием денежных средств с его счета. Следовательно, для того чтобы в дальнейшем перевозчик мог в бесспорном порядке списать деньги в оплату штрафа со счета грузополучателя или грузоотправителя, последние предварительно должны с таким положением вещей согласиться и отправить подтверждающее письмо в банк.

Таким образом, для взыскания штрафа перевозчику, скорее всего, придется обратиться в суд. При этом не следует забывать, что для подобной категории дел установлен сокращенный срок исковой давности — 6 месяцев.

Перевозчик нарушил срок доставки

Простой автотранспортных средств может произойти и по вине перевозчика (например, в случае отсутствия надлежащих документов о проведенном техническом осмотре автомобиля). При этом убытки несет уже грузоотправитель (грузополучатель). Соответственно он получает право возместить эти убытки, а заодно и получить штраф за счет транспортной организации.

Согласно Уставу штраф за просрочку подачи автомобиля под погрузку в первый погрузочный пункт (если работа перевозчика оплачивается по сдельным тарифам) составляет 27,07 руб. за каждую минуту опоздания, но не более 1504 руб. за каждый случай нарушения сроков.

Перевозчик освобождается от уплаты штрафа за невыполнение плана перевозок или принятого к исполнению разового заказа, если оно произошло вследствие:

явлений стихийного характера (заносы, наводнения, пожары и т.п.);

аварии на предприятии, в результате которой работа предприятия была прекращена на срок не менее трех суток;

временного прекращения или ограничения перевозки грузов по автомобильным дорогам, произведенных в порядке, установленном ст. 20 Устава.

За просрочку по доставке груза при междугородных перевозках автотранспортные предприятия и организации уплачивают грузополучателям штраф в размере 15% провозной платы за каждые сутки просрочки, если не докажут, что она произошла не по их вине. Общая сумма штрафа за просрочку по доставке не может превышать 90% провозной платы.

Следует отметить, что современное законодательство ставит перевозчика по отношению к грузоотправителю или грузополучателю в сфере предъявления претензий в более привилегированное положение. Так, до предъявления иска к автотранспортному предприятию, связанного с невыполнением им своих обязательств, грузоотправитель (грузополучатель) обязан направить перевозчику претензию. В случае же нарушения своих обязательств грузоотправителем (грузополучателем) экспедиционная компания может сразу обращаться в суд.

Кроме того, в отношении исков к перевозчикам установлены сокращенные сроки исковой давности — два месяца по получении ответа на претензию (претензия же может быть предъявлена в течение 6 месяцев, а об уплате штрафов — 45 дней). Если же ответ на претензию получен не был, с требованием об уплате штрафа грузоотправитель (грузополучатель) вправе обратиться в течение двух месяцев со дня истечения 45-дневного срока, установленного для ответа на претензию.

Л.Сальникова

Юрисконсульт

Акт

о вынужденном простое автомобиля

г. _______________________________ «___» ____________ 20___г.

______________________________________________________________________________________
(наименование организации или ФИО индивидуального предпринимателя перевозчика)

Марка и государственный номер автомобиля: ________________________________________

Государственный номер прицепа:___________________________ _______________________

Водитель: ______________________________________________________________________

Настоящий акт составлен в присутствии следующих лиц:

_______________________________________________________________________________________
(фамилия, должность)

_______________________________________________________________________________________
(фамилия, должность)

_______________________________________________________________________________________
(фамилия, должность)

_______________________________________________________________________________________
(фамилия, должность)

Грузоотправитель: _______________________________________________________________________

Грузополучатель: ________________________________________________________________________

Транспортная накладная №: _______________________________________________________________

Заказ-наряд №: __________________________________________________________________________

Наименование груза: _____________________________________________________________________

Описание обстоятельств, вызвавших составление акта:

В связи с вынужденным простоем на территории/вне территории в ожидании _________________________ (ненужное зачеркнуть) (погрузки/разгрузки/оформления документов)

был составлен настоящий акт. Время и дата подачи автомобиля на погрузку: _______ч. ________ мин., «____» ________________________ 20______ г., время и дата начала погрузки: _______ч. _________ мин. «____» ________________________ 20______ г. Таким образом, простой автомобиля составил ________ часов. Причина простоя заключается в ________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________

Подписи сторон, участвовавших в составлении настоящего акта:

______________________________________________________________________________________
(подпись, расшифровка подписи)

______________________________________________________________________________________
(подпись, расшифровка подписи)

______________________________________________________________________________________
(подпись, расшифровка подписи)

______________________________________________________________________________________
(подпись, расшифровка подписи)

М. П. М. П. М. П. М. П.

Похожие документы:

  1. Дискурс и речевой акт в новой онтологии 12 4 Вероятностные зависимости и правила диалога 13

    Документ

    … человеком, приписывая ему (акт предикации) владение прекрасным автомобилем. При этом он … сообщает (ил­локутивный акт) адресату этот … к уровню дискурса, Дж. Сёрль простовынужден менять всю идео­логию общения …

  2. Заводе №8 чужим пушкам (заводов "Большевик", Гочкиса, Максима, "Рейнметалл" и др.) присваивали собственные заводские индексы, таким образом и система Лендера

    Документ

    … ПРОБЕГОМ ГРУЗОВОГО 3,5-ТОННОГО АВТОМОБИЛЯ ТИПА «Я-5» Акт испытания пробегом грузового 3,5-тонного автомобиля типа «Я-5» за … на 2 часа, т.к. канава не готова, и вынужденныйпростой не списывается за счёт виновных …

  3. Исследование поддержано грантами

    Исследование

    … связанные с паузами в работе (отдых, вынужденныйпростой). Результаты исследований Ф. и Л. Джилбрет … и т. д. Деятельность водителя автомобиля инкассации — наиболее жестко регламентирована … становится даже «простойакт» увольнения сотрудника, …

  4. Роберт чалдини психология влияния роберт чалдини психология влияния

    Контрольные вопросы

    … результатами. Почему вдруг незначительный акт подписания петиции, призывающей … использовалась в различных ситуациях: «Подобных автомобилей с откидывающимся верхом и с таким … «Простите, но этот джентльмен приехал раньше вас. Поэтому я вынужден попросить …

  5. Гидденс Э. Социология

    Документ

    … нее по-новому. Рассмотрим простейшийакт — выпивание чашки кофе. … круглосуточных ресторанов, пунктов проката автомобилей, заправочных станций и ремонтных мастерских …

    Претензия за простой

    и вынужденной уйти в подполье. Аналогично, не всегда просто отличить общественные …

Другие похожие документы..