Содержание
Учреждением заключен договор в соответствии с Федеральным законом №223-фз (закупка у единственного поставщика). Положением о закупке учреждения предусмотрено изменение существенных условий договора при его исполнении (если возможность изменения условий договора была предусмотрена договором), в том числе при изменении сроков исполнения договора. Договором пролонгация не предусмотрена. Возможно ли заключить доп. соглашение к договору о продлении срока его действия, либо необходимо провести новую закупку? Порядок пролонгации договоров в рамках 223-ФЗ?
Сообщаю Вам следующее:
Если договором, заключенным по итогам закупки, предусмотрено право пролонгации такого договора и при этом в случае пролонгации не изменяются существенные условия договора (за исключением объема, цены закупаемых товаров, работ, услуг и сроков исполнения договора), то продление срока действия договора без проведения повторной закупочной процедуры не противоречит требованиям Закона N 223-ФЗ.
Следовательно, продление договора, заключенного по итогам закупочных процедур в соответствии с положениями Закона N 223-ФЗ, является правомерным только в случае, если возможность продления предусмотрена договором. В отсутствии такого условия в договоре, необходимо проведение повторной закупочной процедуры.
По дополнительным вопросам, связанным с применением законодательства о контрактной системе и законодательства о закупках отдельными видами юридических лиц рекомендуем Вам обратиться в Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю с запросом по указанному Вами вопросу: to59@fas.gov.ru, прием заявлений, обращений, запросов осуществляется в кабинете 801 (ул. Ленина, 64, г. Пермь), справки по телефону 8(342) 2-351-169, факс: 2-351-067
Подборка документов из Систем КонсультантПлюс:
Минэкономразвития напомнило, когда можно продлить срок действия договора, заключенного по 223-ФЗ
Пролонгировать договор можно, если он предусматривает это право. Но нельзя менять существенные условия, кроме названных в письме министерства. Такой вывод Минэкономразвития уже высказывало.
При пролонгации договора в рассматриваемом случае можно изменить только отдельные существенные условия, а именно: объем и цену закупаемых товаров, работ, услуг, срок исполнения.
Напомним, если не разместить такие сведения, то нарушителю грозит штраф. Для должностных лиц он составляет от 30 тыс. до 50 тыс. руб., а для юридических лиц — от 100 тыс. до 300 тыс. руб.
Документ: Письмо Минэкономразвития России от 13.12.2016 N ОГ-Д28-14221
«КонсультантПлюс: Новости для специалиста по закупкам с 6 по 10 марта 2017 года» {КонсультантПлюс}
если договором, заключенным по итогам закупки, предусмотрено право пролонгации такого договора и при этом в случае пролонгации не изменяются существенные условия договора (за исключением объема, цены закупаемых товаров, работ, услуг и сроков исполнения договора), то продление срока действия договора без проведения повторной закупочной процедуры не противоречит требованиям Закона N 223-ФЗ.
{Вопрос: О пролонгации договоров при закупках отдельными видами юридических лиц. (Письмо Минэкономразвития России от 24.03.2017 N Д28и-1993) {КонсультантПлюс}}
{Вопрос: О пролонгации договоров в рамках закупок отдельными видами юридических лиц. (Письма Минэкономразвития России от 29.11.2016 N Д28и-3162, от 18.11.2016 N ОГ-Д28-13250) {КонсультантПлюс}}
Услуга оказывается в соответствии с регламентом услуги Линия Консультаций и Горячая линия. Рекомендуем заранее с ним ознакомиться.
Услуга «Линия Консультаций» включает в себя подбор, анализ и предоставление информации, а также нормативных и консультационных материалов Справочно-правовых Систем КонсультантПлюс по вопросу
Ответ подготовил эксперт Систем КонсультантПлюс
Кожина Снежана Римовна
в рамках услуги Консультации Линии консультаций
Ответ актуален на 30.01.2019 г.
Вопрос недели: Порядок пролонгации договоров в рамках 223-ФЗ?
Образец письма Заказчику о продлении договора подряда с Образцом Дополнительного соглашения о продлении срока действия договора.
В виду того, что в Калужской области введены меры по повышенной готовности и режим самоизоляции, это может повлиять на выполнение взятых на себя обязательств по договору подряда. Рекомендую обращаться письменно к заказчикам и оформлять дополнительное соглашение о продлении срока действия договора. Обращайтесь к Заказчикам письменно. В данной ситуации необходимо искать компромис, а сторонам проявлять понимание и лоялость в сложившихся обстоятельствах.
Кому: Заказчику ГБУ _____
Г. Калуга, ул. ____________
От кого: ООО «Перспектива”
Г. Москва ул. _______
Между ООО «Перспектива» и ГБУ__ 01.11.2019 г. заключен договор №80 на выполнение работ по капитальному ремонту здания.
Согласно п.3.1 договора срок выполнения подрядчиком работ в полном объеме установлен до 5 апреля 2020 года.
Однако в связи с непредвиденными обстоятельствами и в связи с обострением ситуации и угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории Российской Федерации и обязательных требований для организаций независимо от организационно-правовой формы и форм собственности, указанных в Постановлениях Главного государственного санитарного врача РФ No6 от 13.03.2020года и Рекомендаций Федеральной службы Роспотребнадзора от 10.03.2020г. No02/3853-2020-27; от 23.01.2020г. No02/770-2020-32, а также Постановление Правительства Калужской области от 26 марта 2020 Г. № 234 и т.д., мы вынуждены проводить дополнительные меры по организации режима труда работников и мероприятий для профилактики распространения вышеуказанного заболевания.
Органами Власти введен режим повышенной готовности и самоизоляции, который мы и наши работники вынуждены соблюдать, чтобы не быть подвергнутыми штрафным санкциям.
Мы как подрядчики до последнего предпринимали меры по проведению подрядных работ, чтобы весь объект сдать в установленные договором сроки, но по состоянию на сегодняшний день наши поставщики не могут выполнить свои обязательства по поставке товара и материалов ввиду введенных органами Власти мер.
На основании вышеизложенного полагаем, что мы не можем исполнить свои обязательства по сдаче объекта до 5 апреля 2020 года по не зависящим от нас причинам.
Считаем, что данные обстоятельства подпадают по действие п. 10.1 вышеуказанного договора и являются форс-мажором.
На основании вышеизложенного, руководствуясь Постановление Правительства Калужской области №200 от 17.03.2020 года и условиями договора, просим Вас продлить срок действия договора №80 от 01.11.2019г. до 30 апреля 2020 года включительно, с дальнейшей пролонгацией до полного снятия мер по режиму повышенной готовности и самоизоляции.
Приложение:
- Дополнительное соглашение к договору в 2 экз. подписанное с нашей стороны.
- Письма поставщиков материалов о невозможности поставить продукцию.
Надеемся на Ваше понимание.
Генеральный директор
ООО «Перспектива» Иванов И.И.
02.04.2020 года
ОБРАЗЕЦ
Дополнительное соглашение №1
к договору от 01.11. 2019г. №80 на выполнение работ по капитальному ремонту здания.
г. Калуга «___»________2020г.
ГБУ _______, именуемое в дальнейшем Заказчик, в лице директора ___________, действующего на основании Устава, с одной стороны
- Стороны пришли к соглашению продлить срок действия договора и изложить п.3.1. договора в следующей редакции: «Срок выполнения работ Подрядчиком по договору в полном объеме: с даты заключения договора и до 30 апреля 2020 года включительно с дальнейшей пролонгацией до полного снятия мер по режиму повышенной готовности и снятия мер по самоизоляции населения в Калужской области, которые устанавливаются Постановлениями Правительства Калужской области
Данные условия применяются ко всем пунктам договора, где указан срок выполнения и сдачи работ».
- Стороны пришли к соглашению, что с момента подписания данного соглашения и до полного снятия мер по режиму повышенной готовности и снятия мер по самоизоляции населения в Калужской области штрафные санкции за несвоевременную сдачу работ, за нарушение сроков выполнения работ Заказчиком не начисляются.
- Во всем остальном, не предусмотренном настоящим Дополнительным соглашением, Стороны руководствуются Вышеуказанным договором.
- Дополнительное соглашение вступает в силу с момента его подписания и является неотъемлемой частью вышеуказанного договора.
- Настоящее Дополнительное соглашение составлено в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному экземпляру для каждой Сторон.
Продление срока действия контрактов, заключенных в рамках действия законодательства о контрактной системе, это одна из популярнейших тем для обсуждения и дискуссий. И действительно, в процессе реализации своей закупочной деятельности у заказчиков порой возникает необходимость пролонгации заключенного договора. Причиной появления такой необходимости могут служить самые разные причины.
Вместе с тем контрактное законодательство имеет строгие положения в отношении мер ответственности за несвоевременное исполнение условий контрактов. И с этой точки зрения пролонгация может расцениваться как намеренная попытка недобросовестного поставщика избежать этой ответственности.
Попытаемся разобраться в данном вопросе и дать конкретный ответ на вопрос, можно ли продлять срок действия заключенного в рамках контрактной системы договора.
ВНИМАНИЕ! Для того чтобы избежать штрафов и автоматизировать ведение закупок, воспользуйтесь нашим программным обеспечением. Программа проверит ваши закупки на ошибки, рассчитает НМЦК, поможет найти необходимый ОКПД2 и КТРУ, сформирует ПЗ+ПГ на следующий год, а также отчет об СМП и СОНО в 10 раз быстрее!
Продление срока действия контракта с точки зрения общего законодательства
Продление срока действия или, как чаще принято говорить, пролонгация контракта – это довольно распространенное явление в процессе реализации сторонами своих договорных отношений. Несмотря на регулярное применение данной процедуры, следует отметить, что Гражданский кодекс РФ понятия пролонгации не содержит. Вместо этого он предусматривает четкие сроки начала и окончания исполнения контрактов на поставки товаров, выполнение работ или оказание услуг.
Для продления срока действия контракта имеется две возможности:
- Заключение сторонами дополнительного соглашения.
- Наличие возможности пролонгации в тексте договора.
В обоих случаях важнейшим и обязательным условием является указание срока, на который будет продлен контракт.
Продление срока действия контракта с точки зрения Закона № 44-ФЗ
Как уже было сказано выше, законодательство о контрактной системе предъявляет жесткие требования к своевременному исполнению сторонами взятых на себя обязательств. Кроме того, срок действия заключенного контракта является существенным условием, менять которое согласно статье 95 Закона № 44-ФЗ нельзя.
В этом отношении имеется ряд исключений, как, например, снижение цены без изменения объемов поставки товара или выполнения работ, 10-процентное уменьшение или увеличение объема закупки и т.д. Изменение сроков действия контракта данные исключения не предусматривают, соответственно пролонгация контракта, заключенного по Закону № 44-ФЗ, невозможна и будет считаться нарушением требований законодательства о контрактной системе.
Заказчик обязан осуществлять закупки в полном соответствии с размещенным в ЕИС планом-графиком, где сроки являются одним из важнейших показателей. Заключение дополнительного соглашения о продлении срока действия контракта, равно как и включение соответствующих условий в текст договора при его заключении, строго запрещены и будут считаться нарушениями.
Продление срока действия контракта с точки зрения Закона № 223-ФЗ
Заказчики, осуществляющие закупочную деятельность по Закону № 223-ФЗ, находятся в менее строгих условиях, поскольку самостоятельно определяют требования и разрабатывают положение о закупках. Ничто не запрещает им предусмотреть возможность включения в текст контракта условия о его продлении.
Несмотря на это, пролонгация контрактов, заключенных по итогам конкурентных процедур, может быть расценена контролирующими органами как ограничение конкуренции, к которой она в определенных случаях действительно приведет. Продление срока действия заключенного контракта является ни чем иным, как определением и согласованием новых условий, однако такое согласование проводится лишь с одним участником, в то время, как сама закупка предусматривала наличие конкуренции.
Исходя из вышесказанного, можно заключить следующее:
- пролонгация контракта, заключенного в соответствии с Законом № 223-ФЗ не запрещена и возможна;
- возможность и условия продления срока действия контракта должны быть прописаны заказчиком в положении о закупках;
- рекомендуется использовать возможность продления сроков только тех контрактов, которые были заключены «напрямую» с единственным поставщиком.
На наш взгляд, пролонгации контрактов лучше избегать. Если с Законом № 44-ФЗ в этом вопросе все четко и ясно, то Закон № 223-ФЗ никак его не регламентирует, оставляя на откуп заказчикам и контрольным органам, которые в свою очередь зачастую имеют отличные мнения и точки зрения.
Опираясь на практику работы контрольных органов, следует отметить, что нередко продление сроков действия договора, заключенного конкурентным способом, расценивается как ограничение конкуренции и влечет соответствующее наказание. Что касается пролонгации контрактов, заключенных с единственным поставщиком, то контрольные органы склонны расценивать такие действия, как заключение нового контракта, опираясь на трактовку о возникновении новых обязательств.
Наиболее оптимальным и целесообразным для заказчиков, вне зависимости от того, в рамках какого закона они работают, будет заключение нового контракта, а не продление срока действия старого.
Осуществляется закупка в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Обязан ли заказчик продлевать срок подачи заявок при размещении извещения о проведении запроса котировок, например, 08.04.2020, с учетом того, что дни в период с 06.04.2020 по 30.04.2020 являются нерабочими днями согласно Указу Президента РФ от 02.04.2020 N 239?
27 апреля 2020
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Заказчик может не продлевать срок подачи заявок.
Обоснование позиции:
Минимальный срок подачи заявок на участие в запросе котировок в соответствии с ч. 21 ст. 3.2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон N 223-ФЗ), согласно которой при проведении запроса котировок извещение о проведении запроса котировок размещается в единой информационной системе (далее — ЕИС), не менее чем за 5 рабочих дней до дня истечения срока подачи заявок на участие в запросе котировок. Поскольку Закон N 223-ФЗ специальных правил исчисления сроков не содержит, а при осуществлении закупок товаров, работ, услуг заказчики, на которых распространяется действие Закона N 223-ФЗ, руководствуются в том числе нормами ГК РФ (ч. 1 ст. 2 Закона N 223-ФЗ), по вопросам исчисления сроков следует обращаться к правилам главы 11 ГК РФ. В соответствии со ст. 193 ГК РФ, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Определенные указами Президента РФ от 25.03.2020 N 206 и от 02.04.2020 N 239 дни с 30 марта по 3 апреля 2020 г., с 4 по 30 апреля 2020 г. объявлены нерабочими. В ряде разъяснений указывается, что дни, определенные Указами N 206, 239 в качестве «нерабочих», имеют особый статус и не относятся ни к нерабочим праздничным, ни к выходным дням, определенным ст.ст. 111,112 ТК РФ (смотрите, например, п. 3 Рекомендаций Минтруда РФ от 26.03.2020 N 14-4/10/П-2696).
Минфин России в письме от 27.03.2020 N 24-06-08/24649, обратив внимание на неодинаковый режим работы и отдыха у всех участников правоотношений, возникающих при осуществлении закупок в соответствии с Законом N 223-ФЗ, а также на установленный ст. 113 ТК РФ запрет работы (за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ) в нерабочие дни, рекомендовал заказчикам по Закону N 223-ФЗ продлить сроки подачи заявок на участие в процедурах закупок, если указанный срок приходится на определенные Указом N 206 нерабочие дни. Иные предусмотренные Законом N 223-ФЗ сроки (в том числе сроки рассмотрения, оценки заявок на участие в закупках, частей таких заявок, сроки заключения договора, срок внесения информации о договоре в реестр договоров), истекающие в нерабочие дни, оканчиваются в ближайший следующий за ними рабочий день, в связи с чем необходимые действия, по мнению Минфина РФ, могут быть осуществлены как в нерабочие дни, так и в ближайший рабочий день (п. 5 письма).
Аналогичные разъяснения Минфина России применительно к нерабочим дням с 4 по 30 апреля 2020 г. на данный момент отсутствуют.
Нормативно специальные правила исчисления сроков в период с 4 по 30 апреля 2020 г. включительно на сегодняшний день определены лишь применительно к отношениям, связанным с осуществлением закупок на основании Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (смотрите постановление Правительства РФ от 03.04.2020 N 443, вступившее в силу с 6 апреля 2020 г.). В частности, в течение нерабочих дней с 4 по 30 апреля 2020 года, определенных п. 1 Указа N 239, предусмотренные Законом N 44-ФЗ и соответствующими нормативными актами сроки, исчисляемые в рабочих днях, подлежат исчислению в календарных днях. При этом суббота и воскресенье не учитываются при исчислении указанных сроков. Если последний день срока, исчисляемого в днях, приходится на определенный Указом N 239 нерабочий день, то днем окончания срока считается этот нерабочий день, за исключением случая, если последний день срока приходится на субботу или воскресенье. В этом случае днем окончания срока считается следующий за ними понедельник. Иными словами, в целях исчисления сроков, исчисляемых при осуществлении закупок по Закону N 44-ФЗ, объявленные Указом N 239 нерабочими дни приравниваются к рабочим, за исключением суббот и воскресений.
Аналогичного нормативного акта, регламентирующего порядок исчисления сроков в период с 4 по 30 апреля 2020 года для целей осуществления закупок по Закону N 223-ФЗ, не принято. В письме ФАС от 05.04.2020 N МЕ/28054/20 разъяснено, что заказчики (уполномоченные органы) вправе осуществлять закупки, а электронные площадки должны обеспечить их проведение в обычном рабочем режиме. При этом операторам электронных площадок в своей работе следует учитывать особенности, предусмотренные для субботы и воскресенья законодательством Российской Федерации о контрактной системе, о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.
Исходя из вышеизложенного, мы полагаем, что в рассматриваемой ситуации имеются основания для применения по аналогии (ст. 6 ГК РФ) правил, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 N 443. Соответственно, заказчик может не продлевать срок подачи заявок.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Павлова Наталия
Ответ прошел контроль качества
В соответствии с п. 1 ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
В связи с изложенным при заключении и исполнении договора правомерно внесение изменений в договор относительно объема, цены закупаемых товаров, работ, услуг или сроков исполнения договора по сравнению с указанными в протоколе, составленном по результатам закупки. Внесение иных изменений, изменяющих существенные условия договора неправомерно.
Учитывая изложенное, если договором, заключенным по итогам закупки, предусмотрено право пролонгации такого договора и при этом в случае пролонгации не изменяются существенные условия договора (за исключением объема, цены закупаемых товаров, работ, услуг и сроков исполнения договора), то продление срока действия договора не противоречит требованиям 223-ФЗ.
При этом заказчик должен отразить в договоре измененные сроки исполнения и разместить сведения о продлении срока действия договора в единой информационной системе. Сделать это нужно в течение 10 дней со дня внесения изменений в договор.
Документ:Письмо Минэкономразвития России от 13.12.2016 N ОГ-Д28-14221