Пролонгация по 223 ФЗ

Учреждением заключен договор в соответствии с Федеральным законом №223-фз (закупка у единственного поставщика). Положением о закупке учреждения предусмотрено изменение существенных условий договора при его исполнении (если возможность изменения условий договора была предусмотрена договором), в том числе при изменении сроков исполнения договора. Договором пролонгация не предусмотрена. Возможно ли заключить доп. соглашение к договору о продлении срока его действия, либо необходимо провести новую закупку? Порядок пролонгации договоров в рамках 223-ФЗ?

Сообщаю Вам следующее:

Если договором, заключенным по итогам закупки, предусмотрено право пролонгации такого договора и при этом в случае пролонгации не изменяются существенные условия договора (за исключением объема, цены закупаемых товаров, работ, услуг и сроков исполнения договора), то продление срока действия договора без проведения повторной закупочной процедуры не противоречит требованиям Закона N 223-ФЗ.

Следовательно, продление договора, заключенного по итогам закупочных процедур в соответствии с положениями Закона N 223-ФЗ, является правомерным только в случае, если возможность продления предусмотрена договором. В отсутствии такого условия в договоре, необходимо проведение повторной закупочной процедуры.

По дополнительным вопросам, связанным с применением законодательства о контрактной системе и законодательства о закупках отдельными видами юридических лиц рекомендуем Вам обратиться в Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю с запросом по указанному Вами вопросу: to59@fas.gov.ru, прием заявлений, обращений, запросов осуществляется в кабинете 801 (ул. Ленина, 64, г. Пермь), справки по телефону 8(342) 2-351-169, факс: 2-351-067

Подборка документов из Систем КонсультантПлюс:

Минэкономразвития напомнило, когда можно продлить срок действия договора, заключенного по 223-ФЗ

Пролонгировать договор можно, если он предусматривает это право. Но нельзя менять существенные условия, кроме названных в письме министерства. Такой вывод Минэкономразвития уже высказывало.

При пролонгации договора в рассматриваемом случае можно изменить только отдельные существенные условия, а именно: объем и цену закупаемых товаров, работ, услуг, срок исполнения.

Напомним, если не разместить такие сведения, то нарушителю грозит штраф. Для должностных лиц он составляет от 30 тыс. до 50 тыс. руб., а для юридических лиц — от 100 тыс. до 300 тыс. руб.

Документ: Письмо Минэкономразвития России от 13.12.2016 N ОГ-Д28-14221

«КонсультантПлюс: Новости для специалиста по закупкам с 6 по 10 марта 2017 года» {КонсультантПлюс}

если договором, заключенным по итогам закупки, предусмотрено право пролонгации такого договора и при этом в случае пролонгации не изменяются существенные условия договора (за исключением объема, цены закупаемых товаров, работ, услуг и сроков исполнения договора), то продление срока действия договора без проведения повторной закупочной процедуры не противоречит требованиям Закона N 223-ФЗ.

{Вопрос: О пролонгации договоров при закупках отдельными видами юридических лиц. (Письмо Минэкономразвития России от 24.03.2017 N Д28и-1993) {КонсультантПлюс}}
{Вопрос: О пролонгации договоров в рамках закупок отдельными видами юридических лиц. (Письма Минэкономразвития России от 29.11.2016 N Д28и-3162, от 18.11.2016 N ОГ-Д28-13250) {КонсультантПлюс}}

Услуга оказывается в соответствии с регламентом услуги Линия Консультаций и Горячая линия. Рекомендуем заранее с ним ознакомиться.

Услуга «Линия Консультаций» включает в себя подбор, анализ и предоставление информации, а также нормативных и консультационных материалов Справочно-правовых Систем КонсультантПлюс по вопросу

Ответ подготовил эксперт Систем КонсультантПлюс

Кожина Снежана Римовна

в рамках услуги Консультации Линии консультаций

Ответ актуален на 30.01.2019 г.

Вопрос недели: Порядок пролонгации договоров в рамках 223-ФЗ?

Образец письма Заказчику о продлении договора подряда с Образцом Дополнительного соглашения о продлении срока действия договора.

В виду того, что в Калужской области введены меры по повышенной готовности и режим самоизоляции, это может повлиять на выполнение взятых на себя обязательств по договору подряда. Рекомендую обращаться письменно к заказчикам и оформлять дополнительное соглашение о продлении срока действия договора. Обращайтесь к Заказчикам письменно. В данной ситуации необходимо искать компромис, а сторонам проявлять понимание и лоялость в сложившихся обстоятельствах.

Кому: Заказчику ГБУ _____

Г. Калуга, ул. ____________

От кого: ООО «Перспектива”

Г. Москва ул. _______

Между ООО «Перспектива» и ГБУ__ 01.11.2019 г. заключен договор №80 на выполнение работ по капитальному ремонту здания.

Согласно п.3.1 договора срок выполнения подрядчиком работ в полном объеме установлен до 5 апреля 2020 года.

Однако в связи с непредвиденными обстоятельствами и в связи с обострением ситуации и угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории Российской Федерации и обязательных требований для организаций независимо от организационно-правовой формы и форм собственности, указанных в Постановлениях Главного государственного санитарного врача РФ No6 от 13.03.2020года и Рекомендаций Федеральной службы Роспотребнадзора от 10.03.2020г. No02/3853-2020-27; от 23.01.2020г. No02/770-2020-32, а также Постановление Правительства Калужской области от 26 марта 2020 Г. № 234 и т.д., мы вынуждены проводить дополнительные меры по организации режима труда работников и мероприятий для профилактики распространения вышеуказанного заболевания.

Органами Власти введен режим повышенной готовности и самоизоляции, который мы и наши работники вынуждены соблюдать, чтобы не быть подвергнутыми штрафным санкциям.

Мы как подрядчики до последнего предпринимали меры по проведению подрядных работ, чтобы весь объект сдать в установленные договором сроки, но по состоянию на сегодняшний день наши поставщики не могут выполнить свои обязательства по поставке товара и материалов ввиду введенных органами Власти мер.

На основании вышеизложенного полагаем, что мы не можем исполнить свои обязательства по сдаче объекта до 5 апреля 2020 года по не зависящим от нас причинам.

Считаем, что данные обстоятельства подпадают по действие п. 10.1 вышеуказанного договора и являются форс-мажором.

На основании вышеизложенного, руководствуясь Постановление Правительства Калужской области №200 от 17.03.2020 года и условиями договора, просим Вас продлить срок действия договора №80 от 01.11.2019г. до 30 апреля 2020 года включительно, с дальнейшей пролонгацией до полного снятия мер по режиму повышенной готовности и самоизоляции.

Приложение:

  1. Дополнительное соглашение к договору в 2 экз. подписанное с нашей стороны.
  2. Письма поставщиков материалов о невозможности поставить продукцию.

Надеемся на Ваше понимание.

Генеральный директор

ООО «Перспектива» Иванов И.И.

02.04.2020 года

ОБРАЗЕЦ

Дополнительное соглашение №1

к договору от 01.11. 2019г. №80 на выполнение работ по капитальному ремонту здания.

г. Калуга «___»________2020г.

ГБУ _______, именуемое в дальнейшем Заказчик, в лице директора ___________, действующего на основании Устава, с одной стороны

  1. Стороны пришли к соглашению продлить срок действия договора и изложить п.3.1. договора в следующей редакции: «Срок выполнения работ Подрядчиком по договору в полном объеме: с даты заключения договора и до 30 апреля 2020 года включительно с дальнейшей пролонгацией до полного снятия мер по режиму повышенной готовности и снятия мер по самоизоляции населения в Калужской области, которые устанавливаются Постановлениями Правительства Калужской области

Данные условия применяются ко всем пунктам договора, где указан срок выполнения и сдачи работ».

  1. Стороны пришли к соглашению, что с момента подписания данного соглашения и до полного снятия мер по режиму повышенной готовности и снятия мер по самоизоляции населения в Калужской области штрафные санкции за несвоевременную сдачу работ, за нарушение сроков выполнения работ Заказчиком не начисляются.
  2. Во всем остальном, не предусмотренном настоящим Дополнительным соглашением, Стороны руководствуются Вышеуказанным договором.
  3. Дополнительное соглашение вступает в силу с момента его подписания и является неотъемлемой частью вышеуказанного договора.
  4. Настоящее Дополнительное соглашение составлено в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному экземпляру для каждой Сторон.

Продление срока действия контрактов, заключенных в рамках действия законодательства о контрактной системе, это одна из популярнейших тем для обсуждения и дискуссий. И действительно, в процессе реализации своей закупочной деятельности у заказчиков порой возникает необходимость пролонгации заключенного договора. Причиной появления такой необходимости могут служить самые разные причины.

Вместе с тем контрактное законодательство имеет строгие положения в отношении мер ответственности за несвоевременное исполнение условий контрактов. И с этой точки зрения пролонгация может расцениваться как намеренная попытка недобросовестного поставщика избежать этой ответственности.

Попытаемся разобраться в данном вопросе и дать конкретный ответ на вопрос, можно ли продлять срок действия заключенного в рамках контрактной системы договора.

ВНИМАНИЕ! Для того чтобы избежать штрафов и автоматизировать ведение закупок, воспользуйтесь нашим программным обеспечением. Программа проверит ваши закупки на ошибки, рассчитает НМЦК, поможет найти необходимый ОКПД2 и КТРУ, сформирует ПЗ+ПГ на следующий год, а также отчет об СМП и СОНО в 10 раз быстрее!

Продление срока действия контракта с точки зрения общего законодательства

Продление срока действия или, как чаще принято говорить, пролонгация контракта – это довольно распространенное явление в процессе реализации сторонами своих договорных отношений. Несмотря на регулярное применение данной процедуры, следует отметить, что Гражданский кодекс РФ понятия пролонгации не содержит. Вместо этого он предусматривает четкие сроки начала и окончания исполнения контрактов на поставки товаров, выполнение работ или оказание услуг.

Для продления срока действия контракта имеется две возможности:

  1. Заключение сторонами дополнительного соглашения.
  2. Наличие возможности пролонгации в тексте договора.

В обоих случаях важнейшим и обязательным условием является указание срока, на который будет продлен контракт.

Продление срока действия контракта с точки зрения Закона № 44-ФЗ

Как уже было сказано выше, законодательство о контрактной системе предъявляет жесткие требования к своевременному исполнению сторонами взятых на себя обязательств. Кроме того, срок действия заключенного контракта является существенным условием, менять которое согласно статье 95 Закона № 44-ФЗ нельзя.

В этом отношении имеется ряд исключений, как, например, снижение цены без изменения объемов поставки товара или выполнения работ, 10-процентное уменьшение или увеличение объема закупки и т.д. Изменение сроков действия контракта данные исключения не предусматривают, соответственно пролонгация контракта, заключенного по Закону № 44-ФЗ, невозможна и будет считаться нарушением требований законодательства о контрактной системе.

Заказчик обязан осуществлять закупки в полном соответствии с размещенным в ЕИС планом-графиком, где сроки являются одним из важнейших показателей. Заключение дополнительного соглашения о продлении срока действия контракта, равно как и включение соответствующих условий в текст договора при его заключении, строго запрещены и будут считаться нарушениями.

Продление срока действия контракта с точки зрения Закона № 223-ФЗ

Заказчики, осуществляющие закупочную деятельность по Закону № 223-ФЗ, находятся в менее строгих условиях, поскольку самостоятельно определяют требования и разрабатывают положение о закупках. Ничто не запрещает им предусмотреть возможность включения в текст контракта условия о его продлении.

Несмотря на это, пролонгация контрактов, заключенных по итогам конкурентных процедур, может быть расценена контролирующими органами как ограничение конкуренции, к которой она в определенных случаях действительно приведет. Продление срока действия заключенного контракта является ни чем иным, как определением и согласованием новых условий, однако такое согласование проводится лишь с одним участником, в то время, как сама закупка предусматривала наличие конкуренции.

Исходя из вышесказанного, можно заключить следующее:

  • пролонгация контракта, заключенного в соответствии с Законом № 223-ФЗ не запрещена и возможна;
  • возможность и условия продления срока действия контракта должны быть прописаны заказчиком в положении о закупках;
  • рекомендуется использовать возможность продления сроков только тех контрактов, которые были заключены «напрямую» с единственным поставщиком.

На наш взгляд, пролонгации контрактов лучше избегать. Если с Законом № 44-ФЗ в этом вопросе все четко и ясно, то Закон № 223-ФЗ никак его не регламентирует, оставляя на откуп заказчикам и контрольным органам, которые в свою очередь зачастую имеют отличные мнения и точки зрения.

Опираясь на практику работы контрольных органов, следует отметить, что нередко продление сроков действия договора, заключенного конкурентным способом, расценивается как ограничение конкуренции и влечет соответствующее наказание. Что касается пролонгации контрактов, заключенных с единственным поставщиком, то контрольные органы склонны расценивать такие действия, как заключение нового контракта, опираясь на трактовку о возникновении новых обязательств.

Наиболее оптимальным и целесообразным для заказчиков, вне зависимости от того, в рамках какого закона они работают, будет заключение нового контракта, а не продление срока действия старого.

Осуществляется закупка в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Обязан ли заказчик продлевать срок подачи заявок при размещении извещения о проведении запроса котировок, например, 08.04.2020, с учетом того, что дни в период с 06.04.2020 по 30.04.2020 являются нерабочими днями согласно Указу Президента РФ от 02.04.2020 N 239?

27 апреля 2020

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Заказчик может не продлевать срок подачи заявок.

Обоснование позиции:
Минимальный срок подачи заявок на участие в запросе котировок в соответствии с ч. 21 ст. 3.2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон N 223-ФЗ), согласно которой при проведении запроса котировок извещение о проведении запроса котировок размещается в единой информационной системе (далее — ЕИС), не менее чем за 5 рабочих дней до дня истечения срока подачи заявок на участие в запросе котировок. Поскольку Закон N 223-ФЗ специальных правил исчисления сроков не содержит, а при осуществлении закупок товаров, работ, услуг заказчики, на которых распространяется действие Закона N 223-ФЗ, руководствуются в том числе нормами ГК РФ (ч. 1 ст. 2 Закона N 223-ФЗ), по вопросам исчисления сроков следует обращаться к правилам главы 11 ГК РФ. В соответствии со ст. 193 ГК РФ, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Определенные указами Президента РФ от 25.03.2020 N 206 и от 02.04.2020 N 239 дни с 30 марта по 3 апреля 2020 г., с 4 по 30 апреля 2020 г. объявлены нерабочими. В ряде разъяснений указывается, что дни, определенные Указами N 206, 239 в качестве «нерабочих», имеют особый статус и не относятся ни к нерабочим праздничным, ни к выходным дням, определенным ст.ст. 111,112 ТК РФ (смотрите, например, п. 3 Рекомендаций Минтруда РФ от 26.03.2020 N 14-4/10/П-2696).
Минфин России в письме от 27.03.2020 N 24-06-08/24649, обратив внимание на неодинаковый режим работы и отдыха у всех участников правоотношений, возникающих при осуществлении закупок в соответствии с Законом N 223-ФЗ, а также на установленный ст. 113 ТК РФ запрет работы (за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ) в нерабочие дни, рекомендовал заказчикам по Закону N 223-ФЗ продлить сроки подачи заявок на участие в процедурах закупок, если указанный срок приходится на определенные Указом N 206 нерабочие дни. Иные предусмотренные Законом N 223-ФЗ сроки (в том числе сроки рассмотрения, оценки заявок на участие в закупках, частей таких заявок, сроки заключения договора, срок внесения информации о договоре в реестр договоров), истекающие в нерабочие дни, оканчиваются в ближайший следующий за ними рабочий день, в связи с чем необходимые действия, по мнению Минфина РФ, могут быть осуществлены как в нерабочие дни, так и в ближайший рабочий день (п. 5 письма).
Аналогичные разъяснения Минфина России применительно к нерабочим дням с 4 по 30 апреля 2020 г. на данный момент отсутствуют.
Нормативно специальные правила исчисления сроков в период с 4 по 30 апреля 2020 г. включительно на сегодняшний день определены лишь применительно к отношениям, связанным с осуществлением закупок на основании Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (смотрите постановление Правительства РФ от 03.04.2020 N 443, вступившее в силу с 6 апреля 2020 г.). В частности, в течение нерабочих дней с 4 по 30 апреля 2020 года, определенных п. 1 Указа N 239, предусмотренные Законом N 44-ФЗ и соответствующими нормативными актами сроки, исчисляемые в рабочих днях, подлежат исчислению в календарных днях. При этом суббота и воскресенье не учитываются при исчислении указанных сроков. Если последний день срока, исчисляемого в днях, приходится на определенный Указом N 239 нерабочий день, то днем окончания срока считается этот нерабочий день, за исключением случая, если последний день срока приходится на субботу или воскресенье. В этом случае днем окончания срока считается следующий за ними понедельник. Иными словами, в целях исчисления сроков, исчисляемых при осуществлении закупок по Закону N 44-ФЗ, объявленные Указом N 239 нерабочими дни приравниваются к рабочим, за исключением суббот и воскресений.
Аналогичного нормативного акта, регламентирующего порядок исчисления сроков в период с 4 по 30 апреля 2020 года для целей осуществления закупок по Закону N 223-ФЗ, не принято. В письме ФАС от 05.04.2020 N МЕ/28054/20 разъяснено, что заказчики (уполномоченные органы) вправе осуществлять закупки, а электронные площадки должны обеспечить их проведение в обычном рабочем режиме. При этом операторам электронных площадок в своей работе следует учитывать особенности, предусмотренные для субботы и воскресенья законодательством Российской Федерации о контрактной системе, о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.
Исходя из вышеизложенного, мы полагаем, что в рассматриваемой ситуации имеются основания для применения по аналогии (ст. 6 ГК РФ) правил, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 N 443. Соответственно, заказчик может не продлевать срок подачи заявок.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Павлова Наталия

Ответ прошел контроль качества

В соответствии с п. 1 ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

В связи с изложенным при заключении и исполнении договора правомерно внесение изменений в договор относительно объема, цены закупаемых товаров, работ, услуг или сроков исполнения договора по сравнению с указанными в протоколе, составленном по результатам закупки. Внесение иных изменений, изменяющих существенные условия договора неправомерно.

Учитывая изложенное, если договором, заключенным по итогам закупки, предусмотрено право пролонгации такого договора и при этом в случае пролонгации не изменяются существенные условия договора (за исключением объема, цены закупаемых товаров, работ, услуг и сроков исполнения договора), то продление срока действия договора не противоречит требованиям 223-ФЗ.

При этом заказчик должен отразить в договоре измененные сроки исполнения и разместить сведения о продлении срока действия договора в единой информационной системе. Сделать это нужно в течение 10 дней со дня внесения изменений в договор.

Документ:Письмо Минэкономразвития России от 13.12.2016 N ОГ-Д28-14221