Производственные кооперативы как субъекты предпринимательского права

Facebook Мой мир Вконтакте Одноклассники Google+

Производственным кооперативом (артелью) признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной и иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов. Учредительным документом кооператива может быть предусмотрено участие в его деятельности юридических лиц. Кооператив является юридическим лицом — коммерческой организацией.

Члены производственного кооператива несут по обязательствам кооператива субсидиарную ответственность в размерах и в порядке, предусмотренных законом о производственных кооперативах и уставом кооператива.

Фирменное наименование кооператива должно содержать его наименование и слова «производственный кооператив» или «артель».

Учредительным документом производственного кооператива является его устав, утверждаемый общим собранием его членов.

Устав кооператива должен содержать условия о размере паевых взносов членов кооператива; о составе и порядке внесения паевых взносов членами кооператива и их ответственности за нарушение обязательства по внесению паевых взносов; о характере и порядке трудового участия его членов в деятельности кооператива и их ответственности за нарушение обязательства по личному трудовому участию; о порядке распределения прибыли и убытков кооператива; о размере и условиях субсидиарной ответственности его членов по долгам кооператива; о составе и компетенции органов управления кооперативом и порядке принятия ими решений, в том числе о вопросах, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов.

Число членов кооператива не должно быть менее пяти.

Имущество, находящееся в собственности производственного кооператива, делится на паи его членов в соответствии с уставом кооператива.

Уставом кооператива может быть установлено, что определенная часть принадлежащего кооперативу имущества составляет неделимые фонды, используемые на цели, определяемые уставом.

Решение об образовании неделимых фондов принимается членами кооператива единогласно, если иное не предусмотрено уставом кооператива.

Член кооператива обязан внести к моменту регистрации кооператива не менее десяти процентов паевого взноса, а остальную часть — в течение года с момента регистрации.

Кооператив не вправе выпускать акции.

Прибыль кооператива распределяется между его членами в соответствии с их трудовым участием, если иной порядок не предусмотрен законом и уставом кооператива.

Высшим органом управления кооперативом является общее собрание его членов.

В кооперативе с числом членов более пятидесяти может быть создан наблюдательный совет, который осуществляет контроль за деятельностью исполнительных органов кооператива.

Исполнительными органами кооператива являются правление и (или) его председатель. Они осуществляют текущее руководство деятельностью кооператива и подотчетны наблюдательному совету и общему собранию членов кооператива.

Членами наблюдательного совета и правления кооператива, а также председателем кооператива могут быть только члены кооператива. Член кооператива не может одновременно быть членом наблюдательного совета и членом правления либо председателем кооператива.

Компетенция органов управления кооперативом и порядок принятия ими решений определяются законом и уставом кооператива.

К исключительной компетенции общего собрания членов кооператива относятся:

1) изменение устава кооператива;

2) образование наблюдательного совета и прекращение полномочий его членов, а также образование и прекращение полномочий исполнительных органов кооператива, если это право по уставу кооператива не передано его наблюдательному совету;

3) прием и исключение членов кооператива;

4) утверждение годовых отчетов и бухгалтерских балансов кооператива и распределение его прибыли и убытков;

5) решение о реорганизации и ликвидации кооператива.

Член кооператива имеет право:

1) участвовать в производственной и иной хозяйственной деятельности кооператива, а также в работе общего собрания членов кооператива с правом одного голоса;

2) избирать и быть избранным в наблюдательный совет, исполнительные и контрольные органы кооператива;

3) вносить предложения об улучшении деятельности кооператива, устранении недостатков в работе его органов и должностных лиц;

4) получать долю прибыли кооператива, подлежащую распределению между его членами, а также иные выплаты;

5) запрашивать информацию от должностных лиц кооператива по любым вопросам его деятельности;

6) выйти по своему усмотрению из кооператива и получить предусмотренные выплаты;

7) обращаться за судебной защитой своих прав, в том числе обжаловать решения органов управления кооперативом, нарушающие права члена кооператива.

Члены кооператива, принимающие личное трудовое участие в деятельности кооператива, имеют, кроме того, право получать плату за свой труд в денежной и (или) натуральной формах.

Член кооператива обязан:

1) внести паевой взнос;

2) участвовать в деятельности кооператива личным трудом либо путем внесения дополнительного паевого взноса, минимальный размер которого определяется уставом кооператива;

3) соблюдать установленные для членов кооператива, принимающих личное трудовое участие в деятельности кооператива, правила внутреннего распорядка;

4) нести субсидиарную ответственность по долгам кооператива.

Предыдущие материалы: Следующие материалы:

  • Государственные и муниципальные унитарные предприятия как субъекты предпринимательской деятельности.
  • Некоммерческие организации как субъекты предпринимательской деятельности.
  • Особенности правового положения банков и иных кредитных организаций.
  • Правовое положение бирж.
  • Общества с ограниченной ответственностью как субъекты предпринимательской деятельности.

Список литературы диссертационного исследования кандидат юридических наук Насонкин, Владимир Владиславович, 2004 год

1. Конституция Российской Федерации 1993 года.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. 4.1 // Собрание законодательства Российской Федерации (СЗ РФ) 1994. — №32. — Ст.3301.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч.П // СЗ РФ -1996. -№5. -Ст.410.

4. Закон РФ «О правовой охране топологии ИМС» (в ред. Федерального закона от 2002г.) // Ведомости РФ. 1992. — №42. — Ст.2319.

5. Закон РФ «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» // Российская газета. 1992. — №229.

6. Закон РФ «Об информации, информатизации и защите информации» // СЗ РФ. -1995. №8. — Ст.609.

7. Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» // СЗ РФ. -1 995. №30. -Ст.2866.

8. Федеральный закон «О сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений и моратории на их приватизацию» // СЗ РФ. -1995. — №21.-Ст. 1922.

9. Федеральный закон «О некоммерческих организациях» // СЗ РФ. 1996. -№3. -Ст. 145.

10. Закон РФ «Об образовании» (в ред. Федерального закона от 1996 г.) // СЗ РФ. 1996. -№3.-Ст.150.

11. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» // СЗ РФ. 1996. -№35. — Ст.4135.

12. Бюджетный кодекс Российской Федерации // СЗ РФ. 1998. — №31. — Ст.3823.

14. Федеральный закон от 2002 г. «О несостоятельности (банкротстве)»// СЗ РФ. —2002. -№43.-Ст.4190.

15. Указ Президента России от 14.05.98 № 556 «О правовой охране результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения» // Ведомости РФ. 1992. — №42. — Ст.2328

16. Указ Президента Российской Федерации от 09.03.04. №314 // Российская газета. -2004. 11 марта.

17. Постановление Правительства РФ от 06.07.2001 №519 «Об утверждении стандартов оценки»// СЗ РФ. 2001. — №29. — Ст.3026.

19. Методическими рекомендациями по инвентаризации прав на результаты научно-технической деятельности (РНТД), утверждены распоряжением Минимущества России, Минпромнауки России, Минюста России от 22.05.2002 №1272-р/Р-8/149

20. Методические рекомендации по определению рыночной стоимости интеллектуальной собственности, утвержденны приказом Министерства имущественных отношений РФ от 26.11.2002 №СК-4/21297.

21. Приказ Роспатента от 25.02.2003 № 25 «О правилах составления, подачи и рассмотрения заявки на официальную регистрацию программы для электронных вычислительных машин и заявки на официальную регистрацию базы данных»

24. Алексеев С.С. Теория права. М.: Изд-во БЕК, 1993. — 224 с.

25. Алехин А.П., Кармолицкий A.A., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. Учебник. М.: Зерцало, 1997. — 608 с.

28. Аристотель. Соч. в 4 х томах. Т — 4. — М.:Изд-во МЫСЛЬ, 1962. — 628 с.

29. Багаутдинова Н.Г. Инновационный потенциал высшей школы: анализ и оценка М.: Изд-во «Экономика», 2002. — 172 с.

30. Бадарч. Д. Высшее образование США. М.:НИИВО, 2001. — С.35.

31. Балабан М. Высшее образование в России. 2002. — №2. — С. 100.

33. Барабашова Н.С. Правовой статус вузов в СССР. М.: МГУ, 1979. — 233 с.

34. Безбах В.В., Пучинский В.К. Основы российского гражданского права. М.: Изд-во Зерцало, ТЕИС, 1995. -188 с.

35. Беляков С.А. Лекции по экономике образования. М.: МАКС — пресс, 2002. — 336 с.

36. Браверман А.И. Маркетинг в российской экономике переходного периода. М.: Изд-во «Экономика», 2000. — 638 с.

37. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право: Общие положения. — М.: Статут, 1997. 841 с.

38. Брагинский М.И., Ярошенко К.Б. Граждане (Физические лица). Юридические лица // Хозяйство и право. 1995. — № 2. — С. 3.

39. Братусь С.Н. Субъекты гражданского права. М.: Изд-во Госюриздат, 1950. — 367 с.

40. Братусь С.Н. Юридические лица в советском гражданском праве.- М.: Юрид. изд-во МЮ СССР, 1947.-364 с.

41. Бублик В. Правовое регулирование предпринимательства: частные и публичные начала // Хозяйство и право. 2000. — № 9. — С. 12- 22.

42. Бусыгин A.B. Предпринимательство. Основной курс: Учебник для вузов. М.: ИНФРАМ-М, 1997. — 607 с.

43. Вахнин И. Учет соотношения частного и публичного порядка регулирования при определении условий договоров // Хозяйство и право. 1998. -№ 11. — С. 99 — 104.

44. Волчанская Л. Определить в законе форму и содержание договора оказания образовательных услуг // Российская юстиция. — 2002. — № 9. С. 33-34.

45. Воронин A.A. Экономика высшего образования в новых условиях хозяйствования. -М.: НИИВО,1999. 323 с.

46. Гаврилов Э.П. Комментарий к Закону РФ Об авторском праве и смежных правах. Судебная практика. 3-е изд. М.: Экзамен, 2002. — 352 с.

47. Гаврищук В.В. Виды и наименования высших учебных заведений // Право и образование. 2002. — № 2. — С. 41 — 43.

48. Гаджиев Г.А. Конституционные принципы рыночной экономики (Развитие основ гражданского права в решениях Конституционного суда РФ). М.:ЮРИСТЪ, 2002. -284 с.

49. Галаган А.И. Проблемы присоединения к генеральному соглашению ВТО по торговле услугами (ГАТС) в сфере образования: анализ международных отношений // Известия Международной Академии Наук Высшей школы. 2003. — №4(26) -С.63-87.

50. Галаган А.И. Система высшего образования ведущих европейских стран. М.: НИИВШ, 1994.-72 с.

51. Герчикова В.В. Современное высшее образование: функции, реализация, перспективы. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1988. — 124 с.

52. Гражданское право России. Курс лекций. Часть первая / Отв. ред. О.Н. Садиков. -М.: Юрид. лит., 1996. 304 с.

54. Гражданское право: В 2 т. Том 1: Учебник/Отв.ред.проф. Е.А.Суханов. — М.: Изд-во БЕК, 2003.-371 с.

55. Гражданское право. 4.1: Учебник. Под ред. В.П. Мозолина, А.И. Масляева — М.: Изд-во Юристъ, 2003. 719 с.

56. Грибанов В.П. Юридические лица. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1961. 115 с.

57. Дарвина А.Р. К вопросу о системе частного права Н Вестник Саратовской государственной академии права. 2003. — № 3 (36). — С. 35 — 37.

58. Дедиков С. Публичный договор // Хозяйство и право. 1997. — № 11. — С. 115-120.

60. Договор Всемирной организации интеллектуальной собственности по авторскому праву. Принят дипломатической конференцией 20 декабря 1996 г. Женева, 2-20 декабря 1996 г.

64. Дорохова Г.А. Законодательство о народном образовании. Теоретические проблемы совершенствования. М.: НАУКА, 1985. — 157 с.

65. Дорохова Г.А. Управление народным образованием. М.: Юрид. лит., 1965. — 179 с.

66. Егоров Е.В. Организационно-экономический механизм социальной защиты научно-педагогических работников высшей школы // Исл. центр проблем качества подготовки специалистов МГУ им. М.В.Ломоносова М.: Изд-во МГУ, 1993. — 103 с.

67. Еременко В.И. Теоретические аспекты российского конкурентного права // Государство и право. 2002. — №2. — С.29.

68. Ершова И.В., Иванова Т.М. Предпринимательское право: Учебное пособие. М.: Юриспруденция, 1999. — 330 с.

71. Зинченко С., Корх С. Вопросы собственности: законодательство и практика // Хозяйство и право. 2000. — № 6. — С. 50-57.

72. Зиятдинова Ф.Г. Социальные проблемы образования. М.: Экономика,1999. 200 е.;

74. Ионова Ж.А. Правовые проблемы легитимации предпринимательства // Государство и право. 1997. № 5. С. 46 50.

75. Иоффе О.С. Советское гражданское право. М.: Юрид. лит., 1967. 494 с.

77. Кабалкин А. Договор возмездного оказания услуг, часть 1 // Российская юстиция. -1998.-№ З.-С. 14-15.

78. Кабалкин А. Договор возмездного оказания услуг, часть 2 // Российская юстиция. — 1998.-№ 4.-С. 8-10.

79. Кабалкин А.Ю. Услуги в системе отношений, регулируемых гражданским правом // Государство и право. -1994. № 8-9. -С. 19- 88.

80. Каменецкий В.А., Патрикеев В.П. Собственность в XXI столетии. М.: ЗАО Изд-во «Экономика», 2004. — 315 с.

81. Каминка А.И. Основы предпринимательского права. Петроград: Труд, 1917. 345 с.

84. Карягин Н.Е. Вузы: правовые основы деятельности. Казань, ТАГЛИМАТ. 2000. -134с.

86. Катханов М.Н. Кафедра главное звено высшего учебного заведения: Метод, пособие. — М.: Высшая Школа, 1982. — 143 с.

87. Калинина Т.В. Корпоративное (внутрифирменное) право: Учебное пособие. М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1999. — 802 с.

88. Кашанина Т.В. Корпоративное право (Право хозяйственных товариществ и обществ): Учебник. М.: Инфра-М-НОРМА, 1999. — 815 с.

89. Керимов Д.А. Методология права: предмет, функции, проблемы философии права. 3-е изд. перераб. и доп.-M.: 2001.-С.388.

90. Кодекс Российской Федерации об образовании. Общая часть: (проект с изм. и доп.) // Отв. ред. В.М.Сырых. М.:2003. — С.75-76.

92. Козлова Н.В. Понятие и сущность юридического лица. М.:Статут, 2003 -С.237.

93. Козырин А.Н. О региональном законодательстве об образовании // Правоведение. — 2001.- №2.-С. 73-89.

99. Краткий терминологический словарь гуманитарных дисциплин: философия, социология, конфликтология, политология, психология, право, информатика, современные технологии обучения. М.: Современный гуманитарный университет, 2002.-182 с.

100. Кротов М.В. Обязательство по оказанию услуг в советском гражданском праве. J1.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1990. — 107 с.

101. Куров C.B. Образовательные услуги: гражданско-правовой аспект. Учебное пособие.- М.: Рос.гос. гуманитар.ун-т, 1999 281 с.

102. Куров C.B. Образование и гражданское право. М.: Готика, 2004. — 116 с.

103. Куров C.B. Образование и свобода: правовой аспект // Вестник Международного юридического института при Министерстве юстиции Российской Федерации. — 2002.- №4. С.2-6.

104. Куров C.B. Образовательные услуги: гражданско-правовой аспект. — М: Изд-во РАГС, 1999-119 с.

105. Ламперт X. Социальная рыночная экономика. Германский путь (пер. с нем.) — М.: Дело, 1993. 220 с.

109. Макаркин Н.П., Томилин О.Б, Университет и рынок образовательных услуг // Высшее образование сегодня. 2002. — №10. — С.8-10;

110. Макаркин Н.П., Томилин О.Б. Университет и рынок образовательных услуг // Высшее образование сегодня. 2002. — № 10. — С. 8 -11.

111. Максимец Л.Г. Образовательное учреждение как субъект гражданского права. Автореф. дисс.уч.степ.канд.юр.наук. М.:, 2001.-30 с.

112. Мальцев Г.В. Понимание права. Подходы и проблемы. М.: Изд-во «Прометей», 1999. -419 с.

116. Минашкин A.B. Основы административно-правового статуса государственных учреждений // Право и экономика. 2003. — № 1. — С. 20.

118. Носов С.И. Акционерное законодательство России: история, теоретический анализ, тенденции развития. М.,2001. — 372 с.

119. Образование в России.2003г: Сб. / Госкомстат России. М.:,2003. — 414 с.

120. Образовательная политика России на современном этапе. Доклад рабочей группы президиума Государственного Совета Российской Федерации по вопросамобразования: документы и материалы/ Редактор-составитель Э.Д.Днепров. М.:ГУ ВШЭ, 2002.-332 с.

122. Пищулин Н.П. Философия образования: природа, сущность, законы // Право и образование. 2002. — №2. — С. 114-124.

125. Предпринимательское право Российской Федерации: Учебник / Отв. ред. Е.П. Губин, П.Г. Лахно. М.: Юрист, 2003. 1001 с.

130. Розовски Г. Университет. Руководство для владельца. М: Евр. Ун-т.: Иерусалим: ГЕШАРИМ, 1995.-412 с.

132. Рукавишникова И.В. Метод в системе правового регулирования общественных отношений // Правоведение. 2003. — № 1. — С. 217 — 223.

134. Саймон Б. Общество и образование. М.: ПРОГРЕСС. 1989. — 147 с.

135. Символоков O.A. Гражданско-правовая ответственность за нарушение обязательств при осуществлении предпринимательской деятельности. Автореф. дис. . канд. юрид. наук. Волгоград, 2002. 25 с.

136. Системы высшего образования стран Запада:Справочник.Ч.Н. М.: Изд-во Ун-та дружбы народов, 1991. — 192 с.

137. Словарь-справочник менеджера / Под.ред М.Г.Лапусты. М.:ИНФРА-М, 1996. — 336 с.

138. Слугин A.A. Гражданская правосубъектность юридических лиц. Автореф. дисс.канд. юр. наук. Краснодар, 2003. 24 с.

139. Современные проблемы хозяйственного (предпринимательского) права: Межвузовская научная конференция // Государство и право. — 1996. — № 4. — С. 59 — 77.

140. Создание европейского пространства высшего образования. Коммюнике министров образования стран участниц Болонского процесса. Берлин, 21 сентября 2003 г.

141. Соловьев Р.В. Авторское право: Комментарий к Закону РФ «Об авторском праве и смежных правах». М.:0сь-89,2001. — 192 с.

143. Степанов Д. Услуги как объект гражданских прав // Российская юстиция. — 2000. № 2.-С. 16-18.

147. Суханов Е.А. Осторожно: гражданско-правовые конструкции // Законодательство. -2003.-№9.-С. 60-65.

148. Суханов Е.А. Право собственности в Гражданском кодексе // Закон. 1995. — № 11.-С. 35.

149. Суханов Е.А. Система частного права // Вестник Московского ун-та. Сер. 11, Право. -1994.-№4. -С. 26-30.

150. Суханов Е.А. Юридические лица // Хозяйство и право. -1995. № 3. — С. 3- 22.

151. Сырых В.М. Введение в теорию образовательного права. М.: Готика, 2002. — 245 с.

152. Сырых В.М. Образовательное право как отрасль российского права. М.: Исследование качества проблем подготовки специалистов, 2000. 136 с.

155. Теоретические проблемы правового регулирования хозяйственной деятельности в условиях рыночных отношений: Тезисы докладов Республиканской научно-практической конференции / Отв. ред. В.Ф. Чигир. М.: Тесей, 1998. 368 с.

156. Тихомиров Ю.А. Публичное право. Учебник. М.: Изд-во БЕК, 1995. — 496 с.

157. Тихомиров Ю.А. Публичное право: падения и взлеты // Государство и право. 1996. -№ 1.-С. 3-12.

158. Токмовцева М.В. Вуз как хозяйствующий субъект. // Закон. 2002. — №4. — С. 19-24.

160. Толстой Ю.К. К разработке теории юридического лица на современном этапе / Проблемы современного гражданского права. Сборник статей. М.: Городец 2000. -384 с.

162. Тютюненко Н. Частный вузовский режим // Деньги (еженедельник). 2003. — 7 апреля.

164. Филиппов В.М. Практический опыт организации и функционирования вузов в условиях рыночной экономики. М.: Изд-во УДН, 1993. — 202 с.

167. Хавина С. Государственное регулирование в современной смешанной экономике // Вопросы экономики. -1994. -№11.- С.34 38.

168. Халфина P.O. Современный рынок. Правила игры. М.: Гуманитарное знание, 1993. -180 с.

169. Хизрич Р., Питере М. Предпринимательство. Вып.1. М.: Прогресс-Универс, 1992 -103 с.

171. Чмыхов А.Н. Пути решения проблем управления вузами // Инновации в образовании. 2002. -№3. — С.71.

172. Чупрунов Д.И., Жильцов E.H. Экономика, организация и планирование высшего образования. М.: Высшая школа, 1988. — 150 с.

173. Шахнина И.З. Организация и перспективы развития на 21 в. системы высшего образования за рубежом. Казань. КГУ, 1990. — 21 с.

174. Шершеневич Г.Ф. Курс торгового права. Т Г.Введение. Торговые сделки. М.: Изд-во Статут, 2003. — 480 с.

175. Шиткина И.С. Предпринимательские объединения: Учебно-практическое пособие. М.: Юрист, 2001.-384 с.

177. Шульте П. Внебюджетное финансирование и взаимоотношения между высшим образованием, промышленностью и обществом // Высшее образование сегодня. -2003 -№ 10. -С.48-49.

178. Экономика. Учебник / Под. ред. А.С.Булатова, 2-е изд., перер. и доп. М.: 1997.

180. Юдин В.К. Роль и место вуза в системе рыночных отношений //Высшее образование в России. -1994. -№1. -С.97-100.

182. Юрьева Т.В. Социальная рыночная экономика. Учебник для вузов. М.: Русская деловая литература, 1999. — 416 с.

183. Яковлев В.Ф. Россия: экономика, гражданское право (вопросы теории и практики). -М.:Академия социальных наук, 2000. С.32-33.

Правовое регулирование экономики состоит в разработке законов, обеспечивающих нормы функционирования рыночных структур (биржи, банки, акционерные общества), предпринимательства и коммерции, защиту прав покупателей и интересов общества, равноправие рыночных субъектов, посредничество между предпринимателями и наемными работниками, борьбу с теневой экономикой и т. д. В системе таких регулирующих норм исключительное значение имеет «антимонопольное законодательство» и «дефляционная политика».

Антимонопольное законодательство впервые осуществлено в США в виде знаменитых «антитрестовских законов», которые позже были восприняты всеми рыночно развитыми странами мира. Для отечественной экономики, с ее невиданным уровнем монополизации производства и обращения, антимонопольное регулирование становится главным условием перехода к цивилизованным рыночным отношениям.

Антимонопольная политика включает административные и экономические меры, препятствующие монополизации производства и торговли отдельными субъектами:

  • жесткий контроль над ценами предприятий-монополистов,
  • дезинтеграцию сверхкрупных управленческих, производственных и коммерческих структур,
  • поддержку конкуренции (в том числе и посредством контролируемого допуска на отечественный рынок иностранных производителей),
  • поощрение диверсификации,
  • антимонопольную экспертизу принимаемых законов. Монополизм относится к числу имманентных тенденций рыночной экономики. К тому же формы монопольного статуса способны изменяться, приспосабливаясь к специфике конкретных сфер. Поэтому антимонополизм образует постоянное направление государственного регулирования рыночной экономики.

Столь же актуальна и дефляционная политика (стабилизация уровня цен) государства, поскольку современной рыночной экономике присущи деформирующие ее инфляционные процессы.

В строго экономическом смысле инфляция есть рост цен как результат опережения объема платежеспособного спроса по сравнению со стоимостным объемом предложения. Поэтому дефляционная политика ограничена выбором:

  • или стабилизация совокупного платежеспособного спроса, что требует жесткого ограничения прироста денежных доходов населения,
  • или переход к «равновесным» (свободным) рыночным ценам, что в условиях инфляции всегда означает рост цен,
  • или увеличение предложения, что требует стимулирования предпринимательской активности.

Драма антиинфляционной политики в том, что первые два средства, сулящие наибольший эффект, социально крайне болезненны, а третье — малоэффективно в ситуации «бегства от денег», подталкивающей предпринимателей к росту цен, а не производства.

Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без создания юридического лица (индивидуальные предприниматели), вправе иметь в собственности различные «средства производства», в том числе используемые ими с привлечением наемных работников. Ясно, например, что без таких работников, хотя бы сезонных, обычно не может обойтись среднее или крупное крестьянское (фермерское) хозяйство. Для оформления их найма, как и для обладания различными «основными фондами» («средствами производства»), вовсе не обязательно создавать юридическое лицо1, однако необходима государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя.

Отсутствие юридического лица в данном случае означает лишь то, что по всем своим обязательствам, в том числе и перед наемными работниками, такой индивидуальный предприниматель в соответствии со ст.

24 ГК отвечает всем своим имуществом, на которое по действующему законодательству может быть обращено взыскание (т.е. за исключением имущества, указанного в п. 1 ст. 446 ГПК). Распространение на деятельность индивидуальных предпринимателей правил о юридических лицах — коммерческих организациях (п. 3 ст. 23 ГК) означает применение к совершаемым ими сделкам указанных специальных правил, касающихся особенностей их оформления, исполнения, оснований ответственности за неисполнение и т.п.

В состав имущества индивидуального предпринимателя, выступающего в качестве участника полного товарищества (или полного товарища в товариществе на вере), включается также его доля в складочном капитале такого товарищества. С согласия других участников полного товарищества возможна передача доли или ее части как другому участнику, так и третьему лицу (ст. 79 ГК). При этом к приобретателю доли или ее части соответственно переходят и все связанные с этим (корпоративные) права. Но обращение кредиторами взыскания на долю полного товарища в складочном капитале допускается только при отсутствии у индивидуального предпринимателя иного имущества для покрытия долгов (ст. 80 ГК).

Индивидуальные предприниматели как физические лица вправе иметь в собственности и любое иное имущество, которое может составлять объект права собственности граждан. Они не обособляют, во всяком случае, юридически, имущество, используемое ими для предпринимательской деятельности, от другого своего имущества. Именно поэтому все принадлежащее им имущество (за указанным выше изъятием) может являться объектом взыскания со стороны любых их кредиторов (что, в частности, отражается в особенностях регламентации банкротства индивидуальных предпринимателей в соответствии с правилами ст.

25 ГК и ст. 214–216 Закона о банкротстве).

28.Особенности возникновения, содержания и прекращения права собственности корпоративных юридических лиц.

1. Собственность юридических лиц, наряду с собственностью граждан, относится к частной форме собственности. Следует заметить, что наличие обособленного имущества — один из непременных признаков существования юридического лица как субъекта права. Но не всегда имущество принадлежит юридическому лицу на праве собственности. Можно иметь имущество в хозяйственном ведении или оперативном управлении организации (ст. 48 ГК). Для большинства же организационно-правовых форм юридических лиц характерно их участие в правоотношениях именно как собственников принадлежащего им имущества.

К числу субъектов права собственности юридических лиц, согласно п. 3 ст. 213 ГК, относятся коммерческие и некоммерческие организации, кроме государственных и муниципальных предприятий, а также учреждений, финансируемых собственником.

Круг юридических лиц — собственников довольно широк: хозяйственные общества и товарищества, производственные и потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, государственные корпорации, ассоциации и союзы, другие организации, предусмотренные федеральными законами.

Право собственности юридических лиц отдельных организационно-правовых форм может иметь особенности приобретения и прекращения, владения, пользования и распоряжения имуществом. Вместе с тем существуют общие закономерности, свойственные праву собственности юридического лица безотносительно к его конкретному виду.

Во-первых, именно юридическое лицо является единым и единственным собственником принадлежащего ему имущества. Учредители (участники, члены) юридического лица не сохраняют права собственности на переданное ими имущество и имеют на имущество юридического лица либо обязательственные права, если речь идет о хозяйственных обществах и товариществах, производственных и потребительских кооперативах (п. 2 ст. 48 ГК); либо вообще не имеют имущественных прав (ни вещных, ни обязательственных), если речь идет об общественных и религиозных организациях (объединениях), ассоциациях и союзах (п. 3 ст. 48 ГК).

Кодекс, таким образом, отказался от понимания режима имущества юридического лица как общей долевой собственности, который ранее был закреплен в ст. 11 Закона РСФСР от 25 декабря 1990 г. «О предприятиях и предпринимательской деятельности» <*> применительно к товариществам и акционерным обществам открытого типа.

Во-вторых, в собственности юридического лица находится имущество, переданное ему в качестве вклада (взноса) его учредителями (участниками, членами), а также имущество, произведенное и приобретенное юридическим лицом по иным основаниям в процессе его деятельности (п. 1 ст. 66, п. 3 ст. 213 ГК).

При этом с момента государственной регистрации соответствующих юридических лиц учредители (участники) утрачивают право собственности на имущество, внесенное в уставный (складочный) капитал. Названное правило в полной мере относится и к акционерным обществам, созданным в результате преобразования государственного (муниципального) предприятия в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации. С момента государственной регистрации такое акционерное общество становится собственником государственного (муниципального) имущества, включенного в уставный капитал акционерного общества в соответствии с планом приватизации <*>. Эта общая норма о моменте возникновения права собственности должна применяться с учетом тех особенностей правового режима отдельных видов имущества, которые предусмотрены действующим законодательством.

N 10.

Для объектов недвижимости, как известно, установлен особый режим. Согласно п. 1 ст. 131 ГК право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации учреждениями юстиции в Едином государственном реестре.

В законе иногда устанавливаются дополнительные предпосылки для перехода к юридическим лицам права собственности на имущество. В частности, одним из способов приватизации государственного и муниципального имущества, предусмотренных Федеральным законом от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» <*>, является продажа государственного и муниципального имущества на коммерческом конкурсе с инвестиционными и (или) социальными условиями (п. 1 ст. 13, п. 14 и п. 21 ст. 20). С победителем конкурса заключается договор купли-продажи приватизируемого имущества, непременно включающий не только правило о порядке выполнения инвестиционных и (или) социальных условий, но и правило о порядке подтверждения выполнения указанных условий. В подобных случаях необходимой предпосылкой для перехода права собственности по договору купли-продажи государственного или муниципального имущества на коммерческом конкурсе является исполнение включенных в договор инвестиционных и (или) социальных условий (п. 16 ст. 20 Закона о приватизации).

В-третьих, подобно иным собственникам юридическое лицо осуществляет право собственности по своему усмотрению. Оно вправе беспрепятственно совершать в отношении своего имущества любые действия, не противоречащие закону, иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц (п. 2 ст. 209 ГК). Ограничения для беспрепятственного осуществления права собственности могут быть установлены только законом.

Прежде всего на пределы осуществления права собственности юридического лица влияет объем его правоспособности. Так, некоммерческие организации, наделенные специальной правоспособностью, в большей степени ограничены в осуществлении правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению имуществом, нежели коммерческие организации, имеющие общую правоспособность. Это прямо подчеркивается в п. 4 ст. 213 ГК, согласно которому такие некоммерческие юридические лица, как общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, вправе использовать принадлежащее им на праве собственности имущество лишь для достижения целей, предусмотренных их учредительными документами.

В-четвертых, по общему правилу, полномочия собственника юридические лица осуществляют через свои органы. В хозяйственных товариществах права и обязанности собственника реализуются участниками (ст. ст. 72, 84 ГК).

В-пятых, в определении правового режима имущества, принадлежащего юридическому лицу на праве собственности, в установлении правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению им велика роль учредительных документов.

В них определяются источники формирования имущества юридического лица, порядок распоряжения движимым и недвижимым имуществом, распределение между участниками прибыли и убытков и др. К примеру, одной из особенностей общества с ограниченной ответственностью является возможность предусмотреть в уставе обязанность участников вносить вклады в его имущество (помимо вкладов в уставный капитал общества). Данная обязанность (в отличие от обязанности внесения вкладов в уставный капитал) возникает лишь при условии принятия общим собранием участников решения о внесении таких вкладов. При этом вклады в имущество общества не будут являться вкладами в уставный капитал. Они не изменяют размер и номинальную стоимость долей участников в уставном капитале общества. В то же время действительная стоимость доли каждого участника общества при этом увеличивается; это обусловлено тем, что вклад в имущество общества влияет на размер чистых активов, исходя из которого определяется действительная стоимость доли каждого участника <*>. В последующем за счет этого имущества общества возможно увеличение уставного капитала общества по решению общего собрания его участников.

2. Объектом права собственности юридического лица может быть любое имущество, как движимое, так и недвижимое, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать юридическим лицам (п. 1 ст. 213 ГК).

К собственности юридических лиц относится имущество производственного, социально-культурного, образовательного, благотворительного и иного назначения, включая предприятия, земельные участки, здания, санаторно-курортные, туристические, спортивные комплексы, жилищный фонд, оборудование, ценные бумаги, денежные средства и др. Круг объектов права собственности различен для коммерческих и некоммерческих организаций. У последних, с учетом их специальной правоспособности, он более узкий.

Впрочем, как при общей, так и при специальной правоспособности организаций отдельные виды имущества не могут принадлежать юридическим лицам, поскольку по закону отнесены к имуществу, изъятому из оборота или ограниченному в обороте. Так, в собственности юридического лица не могут находиться земельные участки, занятые государственными природными заповедниками и национальными парками, объектами использования атомной энергии, исправительно-трудовыми учреждениями и др., так как относятся к объектам, изъятым из оборота <*>. Собственниками объектов, ограниченных в обороте, могут быть только те из юридических лиц, которые удовлетворяют специальным требованиям, определенным в порядке, установленном законом. Если же у юридического лица окажется имущество, которое по закону не может ему принадлежать, то право собственности такого лица подлежит прекращению, а имущество отчуждению в порядке, предусмотренном ст. 238 ГК.

Практически важным является вопрос о возможности установления количественных и стоимостных пределов на объекты права собственности юридических лиц. В отношении имущества, которое, согласно закону, может находиться в собственности юридического лица, в п. 2 ст. 213 ГК установлено (подобно правилу об имуществе, принадлежащем гражданам) правило о недопустимости стоимостного и количественного ограничения на объекты права собственности юридических лиц.

Исключения из общего правила о недопустимости стоимостного и количественного ограничения могут быть установлены только федеральным законом и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В частности, возможно установление предельного размера земельных участков, предоставляемых юридическим лицам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель (ст. 33 ЗК).

3. Основаниями приобретения и прекращения права собственности юридических лиц выступают основания, предусмотренные Гражданским кодексом. Вместе с тем согласно п. 3 ст. 212 ГК законом могут устанавливаться особенности приобретения и прекращения права собственности юридических лиц. Так, источниками формирования имущества благотворительной организации могут являться благотворительные пожертвования, труд добровольцев, поступления от других источников, не относящихся к общим основаниям приобретения права собственности <*>.

Допустимы различные формы государственной поддержки формирования имущества отдельных юридических лиц, в частности, общественных и религиозных организаций. Так, предусмотрено право политических партий на государственное финансирование за счет средств федерального бюджета. Оно осуществляется по итогам участия политических партий в выборах в целях компенсации финансовых затрат политических партий <*>. Законом могут устанавливаться ограничения источников доходов организаций отдельных видов. В частности, наложен запрет на пожертвования политическим партиям от иностранных государств, юридических лиц и граждан, международных организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления, военных организаций, правоохранительных органов и некоторых иных лиц (ст. 30 Закона «О политических партиях»).

Особенности прекращения права собственности юридических лиц, как правило, связаны с их ликвидацией, реорганизацией, либо выбытием участников. В качестве особого основания прекращения права собственности, например хозяйственного общества, может быть назван выдел в натуре доли участника общества с ограниченной ответственностью при его выходе из общества (ст. 26 Закона «Об обществах с ограниченной ответственностью»).

Предусмотренное ГК разделение юридических лиц на коммерческие и некоммерческие организации позволяет в институте права собственности юридических лиц выделить некоторые субинституты: право собственности коммерческих организаций, право собственности некоммерческих организаций. Вместе с тем, учитывая условность подобного деления юридических лиц (см. § 3 гл. 6 настоящего учебника), а также существование родового понятия «кооператив», под которое можно подвести из числа некоммерческих организаций потребительские кооперативы, а из числа коммерческих организаций — производственные кооперативы, возможно отграничить субинститут права собственности кооперативов. Подтверждением обоснованности подобного отграничения служит и тот факт, что на потребительские кооперативы не распространяется Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (см. п. 3 ст. 1