Производственное обучение вести

В связи с освоением новых видов деятельности мы начали организационную работу по профессиональной подготовке рабочих непосредственно на предприятии. Однако столкнулись с нехваткой в коллективе опытных кадров, которые смогли бы обучать новичков по данной специальности.

Как следует в таком случае поступать? Кто может обучать рабочим профессиям непосредственно в организациях?

Р.И., Минская обл.

К сожалению, автор письма не указал, каким именно рабочим профессиям планируют обучать непосредственно на производстве.

Следует иметь в виду, что в соответствии с Положением о непрерывном профессиональном обучении по профессиям рабочих, утв. постановлением Совмина от 15.07.2011 № 954 «Об отдельных вопросах дополнительного образования взрослых», обучение при реализации образовательных программ повышения квалификации, переподготовки и профессиональной подготовки рабочих (служащих) осуществляют педагогические работники и мастера производственного обучения, инструкторы производственного обучения рабочих массовых профессий.

Теоретическое обучение должны вести педагогические работники, имеющие высшее или среднее специальное образование по профилю, соответствующему обучаемой профессии.

Если в организации работников, способных обучать, нет, то с этой целью могут привлекаться педагогические работники, мастера производственного обучения учреждений образования, а также высококвалифицированные специалисты других организаций.

При осуществлении образовательного процесса индивидуально (обучение может осуществляться как в группах, так и индивидуально — при невозможности укомплектования группы) слушатель может осваивать теоретический курс самостоятельно, а производственное обучение проходить непосредственно на рабочем месте под руководством не освобожденного от основной работы высококвалифицированного рабочего или инструктора производственного обучения рабочих массовых профессий. Этот способ может оказаться экономически более выгодным в случае профессионального обучения небольшого числа слушателей.

Владимир ЗДАНОВИЧ, директор Департамента контроля качества образования Минобразования

А коли так, если свидетельства о получении профессии выпускникам школы приходилось едва ли не скрывать при найме, то оказывалось, что общество понапрасну тратит средства на подобную форму профессиональной учебы. Но уж очень любят в Японии в делах экономики, управления кадрами половинчатые решения, когда старому не говорится окончательное «нет». И бывают при этом часто правы. Школьную подготовку резко ограничили, перестали возлагать на нее прежние надежды, но полностью не ликвидировали. Так что сейчас она ни в коей мере не претендует на подготовку кадров для крупных фирм, тем более — действующих в промышленности, но оказывает полезные услуги так называемому третичному сектору экономики — торговле, бытовому обслуживанию, мелким предприятиям.  

Нормативы численности руководящих и инженерно-технических работников ЛПУМГ разработаны с учетом выполнения ими следующих основных функций руководства, технологического (эксплуатация магистральных газопроводов, эксплуатация и ремонт технологического, энергетического и вспомогательного оборудования, средств связи и телемеханики), оперативного управления режимами работы газопроводов, КС и ГРС и контроля за ними, технико-экономического планирования и финансовой деятельности, НОТ, бухгалтерского учета, материально-технического снабжения и комплектации оборудования, подбора и подготовки кадров, капитального строительства, общего делопроизводства и хозяйственного обслуживания.  
Этот раздел техпромфинплана слагается из следующих подразделов труд и заработная плата повышение производительности труда за счет основных технико-экономических факторов баланс рабочего времени (одного рабочего при пятидневной неделе) трудоемкость производственной программы потребность в рабочей силе и источники ее обеспечения высвобождение рабочих и служащих, подготовка кадров и повышение квалификации работающих.  
Сумма доплат за обучение учеников на производстве определяется по числу учеников, предусмотренному в плане подготовки кадров, и по установленным размерам оплаты за каждого из них.  
Прочие расходы. Сюда включаются все расходы, которые не вошли в перечисленные статьи. Например, оплата командировочных расходов, расходы на подготовку кадров, почтовые и транспортные расходы, расходы, связанные с охраной труда и техникой безопасности, с изобретениями и рационализаторскими предложениями, отчисления вышестоящим организациям и другие расходы. Состав и уровень прочих денежных расходов по одному из предприятий газопроводного транспорта показан в табл. 18.  
Расходы на подготовку кадров…………. 2  
Форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, характерных для данного вида практики. И.д. представляет собой деятельность участников на имитационной модели, воссоздающей динамику и условия хозяйственной деятельности. Различают И.д. учебные, исследовательские, управленческие и др. В настоящее время И.д. получают широкое распространение, в том числе с применением ЭВМ, при решении практических задач управления и подготовки кадров по организации производства, материально-техническому снабжению, логистике и т.д.  
К числу важнейших функций предприятия относятся также подготовка кадров, повышение их квалификации и культурно-технического уровня, коммунистическое воспитание работников.  
В решениях съездов КПСС, постановлениях партии и правительства большое внимание уделяется развитию инициативы и творческой активности работников в управлении предприятиями. При этом ставятся задачи повышения роли трудовых коллективов в планировании производства, решении вопросов подготовки кадров, улучшении условий труда и быта работников, укреплении дисциплины и в воспитании коммунистического отношения к труду.  
Комплексная статья Общезаводские расходы включает затраты по управлению, организации и обслуживанию предприятия в целом. В качестве отдельных статей выделяются заработная плата аппарата управления предприятием оплата служебных командировок и перемещений затраты на содержание пожарной, военизированной и сторожевой охраны амортизация основных средств (общезаводского характера) расходы на содержание и текущий ремонт зданий, сооружений и инвентаря общезаводского назначения затраты на проведение испытаний, опытов, исследований содержание общезаводских лабораторий расходы на изобретательство, технические усовершенствования общезаводского характера. В состав общезаводских расходов также входят затраты на подготовку кадров рабочих, ИТР, служащих и повышение их квалификации, включая выплату стипендий учащимся, направленным от предприятия в вузы и техникумы, и оплату отпусков учащимся вечерних и заочных учебных заведений и пр. расходы по организованному набору рабочей силы прочие расходы, налоги, сборы и др.  
В состав прочих затрат включают расходы на подготовку кадров для будущих предприятий, на содержание дирекции вновь строящихся предприятий, затраты на жилищное строительство и временные сооружения для нужд строительных организаций, проект-но-изыскательские работы, возмещение затрат по сносу строений и отчуждению территории, технический надзор и т. д.  
Работа с кадрами — важнейшая составная часть планирования развития промышленности, организации и управления отдельными объединениями и предприятиями. На всех этапах социалистического строительства Коммунистическая партия первостепенное внимание уделяла воспитанию и подготовке кадров, подбору, расстановке и систематическому повышению их квалификации, правильному сочетанию зрелых, опытных работников и молодых, энергичных, хорошо знающих дело организаторов.  
Различают фабрично-заводскую и полную себестоимость промышленной продукции. Затраты, связанные с производством продукции и услуг, составляют фабрично-заводскую себестоимость (для нефтегазодобычи — промысловая). В состав полной себестоимости, помимо этих затрат, включают непроизводственные расходы — затраты на реализацию продукции, подготовку кадров, научно-исследовательские и опытные работы и т. д.  
Подготовка кадров. Эффективность труда зависит от укомплектованности предприятия работающими, их квалификации и расстановки в соответствии с квалификацией, подготовленности  
Перспективное планирование — составление и организация выполнения планов предприятия на ряд лет. Перспективный план может охватывать 5, 10 и более лет. Перспективный план занимает основное место в системе технико-экономического планирования. Хозяйство, основанное на общественной собственности, не может развиваться, не имея перспективного плана. Необходимость перспективного планирования обусловливается организацией современного хозяйства, его масштабами и непрерывным усложнением. Многие задачи (развитие предприятия, капитальное строительство, научно-технический прогресс, подготовка кадров и др.) могут быть правильно решены лишь на основе долгосрочных планов.  
Численность работающих по категориям, профессиям и разрядам определяют аналогично при составлении плана по подразделениям и отражают в плане подготовки и повышения квалификации кадров. Число рабочих, которые должны пройти обучение на курсах подготовки кадров или повышения квалификации, рассчитывают, исходя из планов новой техники, ввода новых мощностей и др. При планировании потребности в кадрах более высокой квалификации учитывают обучающихся в заочных техникумах, вузах, вечерних школах рабочей молодежи.  
Статья Расходы па подготовку производства — комплексная, так как состоит из расходов на комплектование и подготовку кадров для новых объектов, заработную плату персонала, занятого подготовкой производства, и др. Сумму расходов определяют на основе специальных смет, составляемых по каждому объекту. Затраты относят только па конкретные технологические объекты, на которых осуществляется подготовка производства.  
В общезаводские расходы включают затраты на общее управление производством и общехозяйственные. К первым относятся затраты на заработную плату аппарата управления предприятием, служебные командировки, содержание охраны, канцелярские, типографские, почтово-телеграфные расходы, отчисления на содержание вышестоящих организаций, ко вторым— затраты па заработную плату с начислениями работников общезаводских подразделений, амортизацию, содержание и ремонт основных фондов общезаводского назначения, охрану груда, испытания, опыты, исследования, изобретательство и рационализаторство, подготовку кадров и др.  
Подготовка кадров и набор рабочей силы 120  
При расчете хозрасчетной экономии или прибыли подразделения все его затраты определяют по плановым ценам на сырье, материалы и энергию. Количество и ассортимент вырабатываемой продукции оценивают с учетом качества поступающего сырья при соответствующих пересчетах. Из экономии, полученной подразделением, исключают экономию по охране труда и технике безопасности, так как сокращение затрат на них может привести к ухудшению условий труда, а также экономию, образованную в результате уменьшения затрат на подготовку кадров, рационализацию, ремонты (в случае невыполнения их объема).  
Значительные сдвиги наблюдались в системе образования и подготовки кадров, которая стала бесплатной на всех уровнях, в том числе школьное обучение — уже с конца 1969 г. В 1969 г. было декларировано, а в октябре 1975 г. введено законодательно всеобщее обязательное начальное образование, обеспечившее быстрый рост числа учащихся промежуточной и полной средней школы, профессионально-технических училищ, а также вузов. О значительно ускоренном процессе распространения народного образования в республиканской Ливии по сравнению с периодом монархии свидетельствуют следующие данные. Удельный вес учащихся начальной школы в общей численности детей 7—11 лет с 43,5% в 1965 г. возрос лишь до 46,7% в 1970 г., а в 1975/76 учебном году достиг уже практически 100% . Особенно большим достижением для этой мусульманской страны явился почти полный охват начальным школьным обучением девочек.  
Научно — техническая революция, создав высокие технологии, существенно повысила роль «человеческого капитала» в экономике. Высокотехнологичные производства нуждаются в профессиональных кадрах высокой квалификации. Повышение требований к культурно-образовательному и профессиональному уровню населения обусловливает рост расходов в сфере образования и подготовки кадров.  
Организационная подготовка — это выбор и обоснование формы организации производства, способов оперативно-производственного планирования и диспетчеризации. Сюда же относится подготовка кадров.  
В связи с расширением производства, оснащением нефтеперерабатывающих предприятий новой техникой и необходимостью внедрения на всех участках производства научной организации пруда требуется систематическая подготовка кадров, повышение их квалификации и общеобразовательного уровня.  
Общая и специальная подготовка кадров рабочих, инженерно-технических работников и служащих осуществляется чере.действует система повышения квалификации, включающая учебно-курсовые комбинаты (пункты), производственно-технические курсы, школы по изучению передовых методов груда, курсы целевого назначения, курсы бригадиров, наставничество и т. д.  
К общезаводским расходам относятся затраты на управление предприятием и затраты, связанные с организацией производства в целом заработная плата основная и дополнительная персонала заводоуправления с отчислениями на социальное страхование расходы на командировки и подъемные при перемещении работников аппарата управления расходы на служебные разъезды и содержание легкового транспорта конторские, типографские, почтово-телеграфные и телефонные расходы амортизация, содержание и текущий ремонт зданий, сооружений и инвентаря общезаводского назначения расходы на организационный набор рабочей силы, подготовку кадров расходы на охрану предприятия другие расходы общепроизводственного характера.  
Один из исследователи провел классификацию групповых норм 1 гордость за организацию 2) достижение целен 3) прибыльность 4) коллективный труд 5) планирование 6) контроль 7) профессиональная подготовка кадров 8) нововведения 9) отношения с заказчиком 10) защита честности . Руководителям следует выносить свои суждения о нормах группы с осторожностью. Например, может показаться, что группа руководителей низового звена, которые считают правильным всегда соглашаться с начальством, проявляют высокую степень лояльности. Однако, на самом деле такая норма приведет к подавлению очень выигрышных для организации инициатив к мнений. Подобное подавление важной информации чревато снижением эффективности решений.  
Подготовка кадров заключается в обучении их трудовым навыкам, необходимым для качественного выполнения работы. Развитие кадров предусматривает подготовку работника к будущей должности. Для эффективности обучения нужно, чтобы люди были заинтересованы в нем. Необходимо создать благоприятную для обучения атмосферу, сложные навыки должны отрабатываться последовательными частями, с соответствующим закреплением, учащиеся должны чувствовать ответную реакцию на результаты их учебы. Подготовку управленческих кадров можно осуществлять путем организации различных курсов, семинаров или ротации кадров.  
Компании удалось сократить численность служащих до 65 тыс. человек, количество уровней управления — до шести, и она серьезно взялась за программу обучения и подготовки кадров.  
Подготовка кадров управления модель обучения. — Сборник / Российская академия управления, М., 1994.  
Грязнова А. Подготовка кадров опыт, проблемы, перспективы. -Деньги и кредит, 1995, № 9.  
Инициаторами разработки выступили различные экономические ассоциации. По проекту, предложенному одной из них -«Кэйдзай доюкай», предполагается в качестве первого шага развернуть специальные центры по отбору и предварительной подготовке кадров в крупных городах тех стран, которые с наибольшей вероятностью станут поставлять их японским предприятиям. По окончании специальных курсов при этих центрах, где должны изучаться, в частности, и основы японского языка, претендентам предоставляется возможность войти с заинтересованной японской компанией в контакт. В целях гармонизации рынка рабочей силы, а также ограничения возможных отрицательных социальных последствий притока иностранных рабочих, было выдвинуто предложение создать японский национальный «Центр по командированию», призванный заниматься вопросами рационального использования и распределения иностранных рабочих между фирмами.  
Общее направление научной и практической деятельности в области БЖД должно соответствовать программе действий Повестка дня на 21 век (Материалы Всемирного форума в Рио-де-Жанейро, 1992 г.), положившей основы дальнейшего развития Мира. В программе указано, что единственный способ обеспечить безопасное будущее — это комплексно решить проблемы развития экономики, сохранения окружающей среды и здоровья людей. Основу решений должно составить устойчивое развитие всех процессов, всемерная экономия ресурсов, безопасные и экологичные технологии, просвещение и подготовка кадров в области безопасного взаимодействия с окружающей средой. Особое внимание в программе предлагается уделить подготовке будущих руководителей всех сфер деятельности.  

Нормативная чистая продукция (НЧП) включает заработную плату промышленно-производственного персонала (основную и дополнительную) 3Ппп с отчислениями на социальное страхование Осс, общепроизводственные расходы предприятия Р0бп, расходы на подготовку кадров и проведение научно-исследовательских работ /Ск+нир и прибыль П  
Это будущие кадры управляющих городским хозяйством, специалисты, администраторы, требующиеся для экологически ного планирования развития региона. Вовлечение специалистов региона в ствующие международные программы обеспечения устойчивого предполагает возможность передачи необходимой научно-технической информации, а также создания экономических, технических и управленческих потен-использования и дальнейшего совершенствования полученных тех-L Успешное долгосрочное сотрудничества в рамках этой работы неизменно требует обеспечения непрерывной систематической подготовки кадров и наращивания потенциалов на всех уровнях в течение достаточно долгого времени .  

1.2 Методы обучения персонала на рабочем месте

Обучение персонала на рабочем месте подразумевает обучение в процессе фактического выполнения определенной работы. Каждый сотрудник в той или иной степени проходит обучение на рабочем месте. Программа обучения на рабочем месте, кажется, довольно простой и относительно дешевой, однако ее недобросовестное, неаккуратное исполнение может повлечь большие убытки. Например, убытки из-за испорченного оборудования, неудовлетворенности и потери клиентов и т.д. Чтобы предотвратить такие негативные последствия, нужно ответственно подходить к выбору методов обучения и организации процесса обучения с использованием данных методов.

Большинство авторов относят к основным методам обучения на рабочем месте следующие методы:

· производственный инструктаж;

· смена рабочего места (ротация);

· ученичество и наставничество;

· метод делегирования ответственности;

· метод усложняющихся заданий;

· направленное приобретение опыта.

Существуют так же и другие методы обучения на рабочем месте, но в основу большинства из них положен один из указанных методов.

Наиболее известный метод обучения на рабочем месте — это инструктаж или дублирование. Инструктаж — это разъяснение приемов работы с их некоторой демонстрацией непосредственно на рабочем месте. Инструктаж проводится либо специально подготовленным для этих целей сотрудником компании, либо сотрудником, долгое время исполняющим свои обязанности и имеющим опыт работы. Все виды инструктажей — это элементы учебы. Статистические данные свидетельствуют, что особое внимание надо уделять работникам со стажем до 1 года, а также опытным работникам с большим стажем, так как эти категории работников наиболее подвержены травматизму. В первом случае из-за неопытности, во втором — из-за чрезвычайной самоуверенности.

По характеру и времени проведения инструктаж сотрудников можно подразделить на вводный (вступительный), первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой.

Вводный инструктаж проводится:

· со всеми работниками, которые принимаются на постоянную или временную работу в компанию, независимо от их образования, стажа работы и должности;

· с работниками других организаций, которые прибыли в компанию и участвуют непосредственно в производственном процессе или выполняют другие работы для компании;

· с учащимися и студентами, которые прибыли в организацию для прохождения производственного обучения или практики;

· в случае экскурсии в компанию.

Первичный инструктаж проводится до начала работы непосредственно на рабочем месте:

· с работником, принятым в компанию (постоянно или временно);

· с работником, который переводится с одного цеха производства в другой;

· с работником, который будет выполнять новую для него работу;

· с командированным работником, который участвует непосредственно в производственном процессе на предприятии;

· в начале занятий в каждом кабинете, лаборатории, где учебный процесс связан с применением опасных или вредных химических, физических, биологических факторов, в кружках, перед уроками трудового обучения, физкультуры, перед спортивными соревнованиями, упражнениями на спортивных снарядах, перед выполнением каждого учебного задания, связанного с использованием различных механизмов, инструментов, материалов и т.п.

· в начале изучения каждого нового предмета (раздела, темы) учебного плана (программы) — по общим требованиям безопасности, связанным с тематикой и особенностями проведения этих занятий.

Повторный инструктаж проводится с работниками на рабочем месте в сроки, определенные соответствующими действующими отраслевыми нормативными актами или руководителем компании с учетом конкретных условий труда, но не реже: на работах с повышенной опасностью — один раз в 3 месяца; для остальных работ — один раз в 6 месяцев.

Внеплановый инструктаж проводится с работниками на рабочем месте или в кабинете охраны труда:

· при вводе в действие новых или пересмотренных нормативных актов об охране труда, а также при внесении изменений и дополнений к ним;

· при изменении технологического процесса, замене или модернизации оборудования, приборов и инструментов, выходного сырья, материалов и других факторов, которые влияют на состояние охраны труда;

· при нарушениях работниками требований нормативных актов об охране труда, которые могут привести или привели к травмам, авариям, пожарам и т.п.;

· при проявлении лицами, которые осуществляют государственный надзор и контроль за охраной труда, незнания требований безопасности относительно работ, выполняемых работником, или по мотивированному требованию работников этих органов контроля;

· при перерыве в работе исполнителя работ более чем на 30 календарных дней — для работ с повышенной опасностью, а для остальных работ — более 60 дней;

Целевой инструктаж проводится с работниками:

· при выполнении разовых работ, не предусмотренных трудовым договором;

· при ликвидации аварии, стихийного бедствия;

· при проведении работ, на которые оформляются наряд — допуск, распоряжения или другие документы;

· с воспитанниками, учениками, студентами в случае организации массовых мероприятий (экскурсии, походы, спортивные мероприятия и т.п.).

Все сотрудники компании, которые принимаются на постоянную или временную работу, должны проходить в компании обучение в форме инструктажей по вопросам охраны труда, оказания первой помощи пострадавшим от несчастных случаев, а также по правилам поведения при возникновении аварийных ситуаций, пожаров и стихийных бедствий .

Работники, совмещающие профессии (в том числе работники комплексных бригад), проходят инструктаж, как по их основным профессиям, так и по профессиям по совместительству. Все виды инструктажа и проверки знаний, а также допуск к самостоятельной работе фиксируются в журнале регистрации (личной карточке) с подписью инструктируемого и инструктирующего.

Метод инструктажа относительно недорог. Стажеры обучаются в процессе работы, отпадает необходимость в организации дорогостоящих классов или использовании программных средств обучения. Метод так же упрощает обучение, поскольку стажеры учатся, выполняя фактическую работу и получая быструю обратную связь. Однако при организации программ обучения на рабочем месте необходимо учитывать несколько факторов, имеющих отношение к преподавателям, они сами должны быть подготовлены и обеспечены необходимыми учебными пособиями. Опытные рабочие, отбираемые в качестве преподавателей, должны хорошо знать методы обучения, в особенности принципы обучения .

Распространенным методом обучения на рабочем месте является ротация. Ротация персонала — это метод, направленный на получение знаний и приобретение опыта в результате систематической смены рабочего места. В результате этого за определенный промежуток времени создается представление о многогранности деятельности и производственных задач. На предприятии могут строиться планы передвижений, включая функциональные и географические перемещения . В процессе ротации характер работы может коренным образом изменяться и в таких случаях формируется работник с квалификацией широкого профиля, необходимый в будущем, например кА руководитель производства. Если работник в ходе ротации меняет несколько рабочих мест, относящихся к кругу родственных специальностей, то при этом формируется специалист с глубоким и всесторонним знанием, какого — либо одного участка производства, способный эффективно участвовать в трудовой кооперации со своими коллегами. Перевод работника на новые рабочие места может происходить в течение всей его трудовой жизни, но со временем этот процесс ослабевает . Самый интенсивный период ротации — первый период его занятости, ограниченный моментом, когда работник перестает адаптироваться и эффективно обучаться, достигает максимального уровня компетентности и, наконец, может найти подходящее место для наиболее полного раскрытия и применения всех своих способностей. Обычно ротация производиться на срок от нескольких дней до нескольких месяцев.

Преимущества метода ротация:

· оказывает положительное влияние на мотивацию сотрудника;

· помогает преодолевать стресс, вызываемый однообразными производственными функциями;

· расширяет социальные контакты на рабочем месте.

С одной стороны, использование данного метода расширяет кругозор обучаемого, способствует инициации новых идей . С другой стороны, необходимо учитывать индивидуальные особенности личности, человек может болезненно переносить частую смену обстановки, что не позволит ему хорошо усвоить новые знания.

Традиционным методом обучения, особенно распространенным там, где практический опыт играет исключительную роль в подготовке специалистов, является наставничество. Данный метод требует особой подготовки и склада характера о наставника, которым практически невозможно стать по распоряжению сверху.

Под наставничеством понимают индивидуальное или коллективное шефство опытных рабочих над отдельными молодыми рабочими или их группами или форму воспитания (шефства), профессиональной подготовки и адаптации молодых сотрудников в организации, предполагающую передачу опыта наставника и прививание культуры труда и корпоративных ценностей новичку.

Наставничество играет существенную роль в развитии компании. В настоящее время система наставничества используется и применяется в обучении, как линейных сотрудников, так и менеджеров компаний .

Наставничество отличается от других методов обучения тем, что обучение происходит на рабочем месте в рабочее время с постоянной поддержкой нового сотрудника более опытным и высококвалифицированным. Целью данного метода является минимизация периода адаптации вновь принятых сотрудников подразделений и (или) периода освоения новых технологий сотрудниками на рабочем месте, с помощью чего решаются следующие задачи:

· повышение качества подготовки и квалификации персонала;

· развитие у новых сотрудников позитивного отношения к работе;

· предоставление новым сотрудникам возможности быстрее достичь рабочих показателей, необходимых компании;

· экономия времени руководителей подразделений на обучение новых работников;

· предоставление наставникам возможности карьерного роста, поощрение их за хорошую работу, признание их заслуг перед компанией;

· снижение текучести кадров;

· подготовка документов «План вхождения в должность» и «Лист оценки и развития компетенций».

Как правило, за одним наставником закрепляется один или два подопечных. Задачи, стоящие перед наставником:

· обучать подопечных основным приемам работы;

· помогать в освоении производственных процедур;

· контролировать текущий результат работы;

· помогать в решении актуальных вопросов.

Преимущества метода наставничества:

· процесс адаптации новых сотрудников становится более качественным;

· повышается уровень мотивации опытных специалистов;

· более качественно оценивается вышестоящим руководителем управленческий потенциал наставника;

· обеспечивается профессиональный рост сотрудников.

Компания благодаря системе наставничества имеет подготовленный персонал с оптимальным периодом адаптации, повышает культурный уровень компании, помогает взаимодействию сотрудников, как по вертикали, так и по горизонтали, оказывает позитивное воздействие на отношение к обучению .

Метод усложняющихся заданий — специальная программа рабочих действий, выстроенная по степени их важности, расширения объема задания и повышения сложности . Суть метода заключается в предоставлении сотруднику возможности выполнения сначала достаточно легких, а затем все более и более сложных заданий и производственных операций. В заключении сотрудник самостоятельно выполняет порученное задание. Данный метод получил широкое распространение и обычно используется в сочетании с другими методами обучения.

Делегирование — передача сотрудникам четко очерченной области задач с полномочиями принятия решения по оговоренному кругу вопросов. При этом менеджер эффективно обучает подчиненных в ходе выполнения работы. Особенно эффективно, с точки зрения мотивации, на 2-3 году работы сотрудника на конкретном рабочем месте.

Направленное приобретение опыта — это систематическое планирование обучения на рабочем месте, основу планирования составляет индивидуальный план профессионального обучения, в котором изложены цели обучения .

в настоящее время в некоторых развивающихся компаниях применяются новые методы обучения на рабочем месте, заимствованные из практики иностранных компаний. Одним из таких методов является метод secondment, широко применяемый в Великобритании.

Дословный перевод термина «secondment» — командирование. Такая форма является разновидностью ротации персонала, при которой сотрудника «командируют» на другое место работы на время, а потом он возвращается к своим прежним обязанностям. Временное перемещение сотрудников является краткосрочным (около 100 часов рабочего времени). Secondment — это метод развития персонала, в результате которого сотрудники осватвают новые навыки и приобретают новые знания.

Преимущества применения метода secondment:

· личностное развитие сотрудников;

· укрепление командной работы;

· улучшение навыков межличностного общения.

Еще один из новейших в российской практике методов — метод «buddying». Суть метода заключается в том, что за специалистом закрепляется «buddy» — партнер, приятель. Его задача — предоставлять постоянную обратную связь о действиях и решениях того сотрудника, за которым он закреплен. В рабочей ситуации, в спешке самому работнику сложно отследить насколько профессионально и грамотно он решает те или иные задачи, в этом ему помогает партнер. Метод buddying основан на предоставлении информации или объективной и честной обратной связи при выполнении задач, связанных как с освоением новых навыков, так и с выполнением текущих профессиональных обязанностей.

От наставничества buddying отличает то, что его участники абсолютно равноправны. В такой форме работы нет «старшего» и «младшего», наставника и подопечного, обучающегося и обучаемого.

Прежде чем приступить к использованию данного метода, необходимо обучить сотрудников давать объективную обратную связь, делать выводы и грамотно предоставлять информацию. Такая система требует постоянного контроля со стороны службы управления персоналом.

Преимущества применения метода buddying:

· возможность сотруднику получить объективную информацию о своей работе;

· возможность сотрудника наметить точки личностного и профессионального роста, а также увидеть недостатки и исправить их;

· создать интерактивное общение, улучшить навыки межличностного взаимодействия .

При составлении программы обучения на рабочем месте необходимо исходить из целей, примерами которых могут быть: получить новые знания, сформировать умения, выработать установку на уровне мышления, ценностей. Если говорить о достижении этих целей в комплексе, то необходимо комбинировать несколько методов.

Обучение на рабочем месте отличается своей практической направленностью, непосредственной связью с производственными функциями сотрудника, предоставляет, как правило, значительные возможности для повторения и закрепления вновь изученного. В этом смысле данный вид обучения является оптимальным для выработки навыков, требуемых для выполнения текущих производственных задач . В то же время, такое обучение часто бывает слишком узким для развития потенциала сотрудника, поскольку не дает сотруднику возможности абстрагироваться от сегодняшней ситуации на рабочем месте и вне рабочего места.

Тема 3.1 Подготовка кадров, повышение квалификации и переподготовка

С позиции производственно-технического назначения в обучении рабочих выделяют:

— подготовку новых рабочих;

— переподготовку и обучение рабочих вторым (смежным) профессиям;

— повышение квалификации.

В отношении специалистов и руководителей обучающая функция предприятия проявляется прежде всего в организации повышения их квалификации.

Обучение рабочих непосредственно на рабочем месте носит оперативный характер, всегда конкретно, так как ориентировано на освоение конкретного трудового процесса, выполнение конкретной работы, не требует больших расходов на обучение, сокращает период адаптации работника. В процессе обучения используются такие методы, как работа в течение некоторого времени в качестве ассистента, постепенное усложнение задания, ротация (смена) рабочих мест, делегирование части функций, ответственности и др. ответственности и др.

Подготовка квалифицированных рабочих осуществляется в профессинально-технических училищах, а также в учебных комбинатах и непосредственно на производстве. В прошлом численность рабочих, подготавливаемых непосредственно на предприятии, в несколько раз превышала масштабы подготовки кадров рабочих в системе профтехобразования, правда, подготовка проводилась по относительно простым профессиям, не требующим длительных сроков освоения.

В настоящее время подготовка кадров предприятиями проводится и по традиционным профессиям, не связанным непосредственно со спецификой продукции самого базового предприятия.

Рынок услуг в области подготовки кадров одних предприятий другим как форма подготовки кадров в большей мере соответствует рыночной экономике: потребность в рабочей силе удовлетворяется на договорной основе между предприятиями независимо от их отраслевой принадлежности, расположенными в непосредственной близости друг к другу.

Сам процесс обучения в условиях договорных отношений определяется интересами участвующих сторон, что и обуслов­ливает различия в сроках, содержании, методах профессиональной подготовки. Более того, подготовка кадров на договорной основе за соответствующую плату является своего рода гарантией для реального трудоустройства работника.

В случае заключения тройственного договора (предпри­ятие — работник—учебное заведение) оговариваются обязанности каждой из сторон:

  • предприятия — в отношении места работы, организации и оплаты труда, элементов социального обслуживания. При этом оговариваются требования к уровню квалификации работника, сроки его обязательной отработки. Последнее предусматривается, если была осуществлена специальная материальная поддержка работника во время обучения за счет предприятия;

  • учебного заведения — в отношении сроков и качества обучения;

  • работника — в отношении согласия на занятие данного рабочего места и подготовку (переподготовку).

В отличие от подготовки новых рабочих, т.е. обучения людей, не имеющих профессии, и от повышения квалификации (обучение рабочих той же профессии без перемены этими рабочими своей трудовой деятельности) переподготовка означает освоение рабочими новой профессии.

Управление процессом переподготовки работников предполагает:

— определение масштабов переподготовки и факторов, влияющих на нее;

— выбор форм переподготовки с учетом достижения нужного результата с минимизацией средств на ее проведение;

— проведение социологических исследований среди высвобождаемого контингента работников, подбор рационального сочетания прежней и новой профессий как условия выработки программы и метода обучения.

Численность работников, нуждающихся в переподготовке, зависит от:

— численности высвобождаемых работников;

— контингента высвобождаемых работников;

— возможностей их трудоустройства на предприятии (появление новых или вакантных рабочих мест на других участках производства);

— доли работников (из числа высвобождаемых), согласившихся на переподготовку.

Переподготовка кадров проводится за счет средств, относимых на себестоимость продукции. Кроме того, источником финансирования выступают специально создаваемые в службах занятости фонды, часть которых может быть передана на предприятия для переподготовки кадров в рамках программ занятости населения на данной территории.

При расчете средств, необходимых на переподготовку кадров, должны учитываться не только затраты на сам процесс обучения (на оплату педагогов, учебные расходы, на материалы и т.д.), но и материальное обеспечение работников в процессе их переподготовки.

Повышение квалификации, как и приобретение знаний, навыков и умений, является результатом самой производственной деятельности. Специально организованное обучение позволяет достичь цели за более короткий срок.

Индикатором, свидетельствующим о необходимости повышения квалификации рабочих, служит наметившееся снижение среднего разряда рабочих, отставание разряда рабочих от разряда работ. Поэтому систематическому анализу должны подвергаться существующая и требуемая квалификационные структуры рабочих кадров. Прежде всего необходим анализ причин сложившегося положения — изменения в технике и технологии выполнения работ, ставящего перед рабочим задачу их освоения.

Показателями, характеризующими работу по повышению квалификации на предприятии, являются: доля рабочих (работников), повысивших квалификацию, в общей численности, структура обучающихся по формам повышения квалификации, по срокам обучения, а также доля повысивших разряд (категорию, класс) в общей численности рабочих (работников), повышавших квалификацию, рост производительности труда (процента выполнения норм выработки), снижение брака и т.п.