Программы по защите окружающей среды

Программа Организации Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП) создана в 1972 году. Ее назначение состоит в обеспечении руководства и поощрении партнерства в области бережного отношения к окружающей среде путем создания возможностей для улучшения качества жизни государств и народов без ущерба для будущих поколений.

Являясь главным органом Организации Объединенных Fаций в области окружающей среды, ЮНЕП разрабатывает глобальную экологическую программу, содействует реализации природоохранной составляющей устойчивого развития в рамках системы ООН, неуклонно выступает в защиту природной среды земного шара.

Руководящий орган ЮНЕП, Совет управляющих, состоящий из представителей 58 стран, собирается ежегодно. Программы финансируются Экологическим фондом, образованным из добровольных взносов правительств с привлечением доверительных фондов и небольших ассигнований из регулярного бюджета Организации Объединенных Наций.

Функции и организационная структура Программы ООН по окружающей среде были определены Генеральной Ассамблеей в ее резолюции 2997 (XXVII) от 15 декабря 1972 года. Области деятельности ЮНЕП были расширены в 1992 году в связи с одобрением Ассамблеей Повестки дня на XXI век, и в частности пунктов 21–23 главы 38 (резолюция 47/190).

На своей девятнадцатой сессии, состоявшейся в феврале 1997 года, Совет управляющих ЮНЕП принял решением 19/1 Найробийскую декларацию, в которой роль ЮНЕП была заново определена следующим образом:

«Программа Организации Объединенных Наций по окружающей среде должна выполнять роль ведущего глобального природоохранного органа, определяющего глобальную экологическую повестку дня, содействующего согласованному осуществлению экологического компонента устойчивого развития в рамках системы Организации Объединенных Наций и являющегося авторитетным защитником интересов глобальной окружающей среды».

к.с/х.н. А.Н.Прохоров

Тема «Правовые основы охраны почв и земель» рассматривается в курсе лекций по дисциплине «Управление (менеджмент) в сфере землепользования и охраны окружающей природной среды» в целях подготовки студентов для работы в органах государственного управления, природоохранных службах и управленческих структурах предприятий, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность, оказывающую воздействие на окружающую природную среду, в первую очередь – на почвенный покров.

Задачи спецкурса – ознакомление студентов с предметной областью законодательного и нормативного правового обеспечения охраны почв и земель, экологически безопасного землепользования при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, организации и осуществления государственного экологического и земельного контроля.

Введение. Содержание, цель и задачи, форма и методы изучения правовых основ охраны почв и земельных ресурсов в рамках спецкурса. Основные термины и понятия, используемые при рассмотрении темы «охрана почв и земельных ресурсов», их правовое содержание и взаимосвязь: «правовые нормы», «правовое регулирование отношений», «Законодательство», «законодательные и иные нормативные правовые акты», «объекты и субъекты правового регулирования», «органы государственного управления», «Окружающая природная среда», «природопользование», «Земля», «Почвы», «охрана окружающей среды», «охрана почв и земель», «экологическая экспертиза», «государственный экологический и земельный контроль» и др.

Отношения, возникающие в сфере взаимодействия общества и природы (природопользование, охрана окружающей среды, обеспечение экологической безопасности) и основы их правового регулирования в системе законодательства Российской Федерации. Объекты охраны в природоохранительном и земельном законодательстве.

Конституционные основы охраны и рационального использования земельных ресурсов Российской Федерации и их реализация в законодательстве. Конституцией Российской Федерации определено, что «Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории» (ст.9). «Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона»(ст.36). «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии»(ст.42). «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относится к природным богатствам»(ст.58). Другими статьями Конституции декларируются основные гражданские права, принципы и формы регулирования отношений граждан и государства, разделение компетенции различных уровней власти. В частности, определено, что «вопросы владения, пользования и распоряжения землей и другими природными ресурсами; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности» находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст.72). Реализация конституционных норм в системе законодательства, регламентирующего отношения, возникающие в сфере природопользования, в том числе и землепользования, природоохранной деятельности, а также в системе органов государственной власти, осуществляющих государственное управление. Федеральные законы «О правительстве Российской федерации», «Об основах местного самоуправления». Структура и сферы компетенции государственных органов власти по регулированию природоохранной деятельности и земельных отношений.

Гражданский кодекс Российской Федерации. Отношения, регулируемые гражданским законодательством. Субъекты гражданских отношений. Права собственности. Обязанность возмещения причиненного вреда. Права собственности и другие вещные права на землю, основания изъятия земельного участка, используемого с нарушением земельного и природоохранительного законодательств (Глава 17). Правовые нормы привлечения нарушителей законодательства к различным видам ответственности, ответственность должностных лиц за ненадлежащее выполнение должностных обязанностей (Кодекс об административных правонарушениях, Уголовный кодекс, Гражданский процессуальный кодекс, Арбитражный процессуальный кодекс)
Федеральный закон «Об охране окружающей среды». Основные отличия природноресурсного и природоохранительного законодательства. Экологические требования, предъявляемые к источникам вредного воздействия на природные среды и объекты, запретительные нормы (запрет на какие-либо действия, причиняющие вред природной среде), обязывающие нормы (обязательность того или иного действия), уполномочивающие нормы (предоставление специально уполномоченным органам права на ограничение, приостановление, прекращение деятельности, привлечения к ответственности и взыскания причиненного вреда), поощрительные и компенсационные нормы (возмещение ущерба и стимулирование природоохранной деятельности). Определение земли, почвы, природных ландшафтов в качестве объектов охраны, понятия природоохранного нормирования качества окружающей природной среды, экологического контроля, экологической экспертизы, экологического правонарушения. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения почвы. Красная книга почв Российской Федерации.

Экологические требования к проектированию, строительству, эксплуатации объектов хозяйственной деятельности. Федеральные законы «Об экологической экспертизе», «Об особо охраняемых природных территориях», «Об отходах производства и потребления», «Об охране атмосферного воздуха» с точки зрения охраны почв и земельных ресурсов.

Земельный кодекс Российской Федерации. Земельные отношения, объекты и субъекты земельных отношений, формы собственности на землю, экономические и правовые методы охраны земель, содержание охраны земель, контроль за использованием и охраной земель, правовые последствия за невыполнение этих требований (полное или частичное прекращение прав на землю, материальная и административная ответственность). Другие законодательные акты в системе земельного законодательства, регулирующие отношения в области охраны почв и земель: «О государственном земельном кадастре», «О землеустройстве», «О мелиорации земель», «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения». Необходимость дальнейшего совершенствования правового механизма охраны почв и земельных ресурсов.

Система подзаконных нормативных правовых актов в области охраны почв и земель. Направления деятельности по реализации государственной политики в области рационального использования и охраны почв и земельных ресурсов. Система нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и специально уполномоченных федеральных органов исполнительной власти по указанным направлениям. Государственный учет распределения земель по собственникам, землевладельцам, землепользователям, арендаторам, категориям и видам использования земель, их качественного состояния. Постановления Правительства Российской Федерации в области ведения государственного земельного кадастра. Проведение обязательной государственной экологической экспертизы всей предплановой, предпроектной, проектной, нормативно-технической и инструктивно-методической документации, материалов экологического обоснования лицензий и сертификатов, а также материалов, обосновывающих экологические требования к новой технике, технологиям, материалам, веществам.

Рациональная организация территорий (землеустройство) с учетом региональных условий и экологических требований, реализуемая через систему функционального, эколого-хозяйственного, природно-сельскохозяйственного и других зонирований и районирований территорий а также природоохранных, санитарно-гигиенических, строительных и других отраслевых нормативов и правил.

Оценка воздействий на окружающую среду объектов хозяйственной деятельности и определение на этой основе лимитов сбросов, выбросов, размещения отходов с учетом общей антропогенной нагрузки на территорию и способности экосистем противостоять этим нагрузкам. Развитие системы особо охраняемых природных территорий малозатронутых хозяйственной деятельностью, установление комплекса ограничений режима землепользования по природоохранным критериям. Рекультивация нарушенных земель и вовлечение их в хозяйственное или иное использование, консервация деградированных и загрязненных химическими и радиоактивными веществами сельскохозяйственных и иных угодий. Возмещение вреда окружающей среде, причиненного ухудшением качества земель, загрязнением, деградацией, иной порчей и уничтожением почв при осуществлении хозяйственной и иной деятельности. Организация и осуществление государственного экологического контроля, в том числе земельного контроля. Государственный экологический мониторинг и государственный мониторинг состояния земель.

Нормативная правовая и инструктивно-методическая база предупреждения и ликвидации последствий техногенных и природных чрезвычайных ситуаций. Федеральные законы «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О радиационной безопасности населения». Нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации и специально уполномоченных федеральных органов исполнительной власти в этой сфере. Предупреждение и ликвидация аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на объектах хозяйственной деятельности, связанной с риском нефтяного загрязнения окружающей среды. Рекультивация нефтезагрязненных земель. Нормативы допустимого остаточного загрязнения почв нефтью после проведения рекультивационных работ.

Перспективы развития и гармонизации земельного и природоохранного законодательства. Направления развития законодательства об охране почв, проект федерального закона «Об охране почв». Охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения почв, Красная книга почв Российской Федерации. Учет природно-хозяйственного качества почв и земель в системе государственного земельного кадастра и стоимостной оценке земель.
Порядок подготовки проектов нормативных правовых актов Российской Федерации и ведомственных нормативных актов федеральными органами исполнительной власти. Конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации», регламент Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты, регламентирующие порядок подготовки, согласования и утверждения нормативных правовых актов Российской Федерации.
Рассмотрение процедуры подготовки проектов нормативных правовых актов на конкретных примерах.

  1. Виды мероприятий по охране окружающей среды
  2. Перечень мероприятий по охране окружающей среды

Задача эколога – выявить и отразить в официальной документации предприятия любые мероприятия по охране окружающей среды, которые доступны для данного объекта на данном этапе хозяйствования.

Какие мероприятия по охране окружающей среды бывают?

Области, в которых необходимы охранные мероприятия:

  • Охрана атмосферного воздуха
  • Охрана водных ресурсов
  • Охрана почв, недр
  • Охрана лесных массивов
  • Охрана труда и производства
  • Обращение с опасными отходами
  • Хозяйственное водоснабжение
  • Охрана животных и растений из Красной Книги, этнических укладов и проч.

Конечный список мероприятий выявляется в процессе анализа всех техпроцессов, учета стоков в водные объекты, состояния недр, выбросов в атмосферу, уровня шумов, рассеивания выбросов и пр.

Мероприятия (как и воздействие на окружающую среду) будут отличаться в зависимости от стадии существования объекта: на период строительства или ликвидации будут одни мероприятия, а на момент эксплуатации – другие.

Сократить негативное воздействие можно по-разному: экономически, научным, административным или технико-производственным путем.

Предприятие должно отталкиваться от текущих возможностей и помнить, что все мероприятия, которые будут включены в перечень ПМООС придется выполнять! А поэтому нужно искать компромисс между интересами бизнеса и экологического законодательства.

Перечень мероприятий по охране окружающей среды

Вот примерный список мероприятий по охране окружающей среды, который вы можете использовать при составлении ПМООС:

  1. Модернизация технологических процессов (безотходные, инновационные, основанные на экологически чистых материалах и источниках энергии)
  2. Замена старого оборудования на новое (более эффективное, соответствующее экологическим стандартам, основанное на экологичном сырье и пр.)
  3. Оборудование производственных помещений (оборудование для рециркуляции дымов и газов, противопожарные системы)
  4. Модернизация автопарка (очистка выхлопных газов, понижение шумовых характеристик строительных машин)
  5. Модернизация источников выбросов и сбросов (оборудование неорганизованных, установка систем очистки и пр.)
  6. Модернизация хозяйственно-бытового водоснабжения
  7. Программа рециклинга (перевод отходов в товарные категории)

Программы и расчеты

Составление расчетов и программ контроля также можно отнести к мероприятиям по охране окружающей среды:

  • Программа производственно-экологического контроля
  • Расчет планируемых затрат и компенсаций на ООС
  • Расчет уровня шума на объекте
  • Расчет околоземных концентраций вредных веществ (выбросов)
  • Программы по очистке сточных вод
  • Расчет инсоляции в помещениях на объекте и прилегающих территориях
  • Оценка социально-экономических воздействий
  • Экологический мониторинг

Графическая документация

  • Ситуационный план участка строительства объекта
  • Ситуационный план с указанием мест забора подземных и поверхностных вод
  • Карты-схемы с данными об уровне загрязнения атмосферы, выбросов по комбинации веществ

ПМООС

На базе всего перечисленного составляется официальный документ – Перечень мероприятий по охране окружающей среды (ПМООС). Об этом в следующей статье.

Природоохранные мероприятия — это форма деятельности, направленная на защиту и восстановление окружающей среды. Деятельность природоохранных организаций, строительство очистных сооружений, рекультивация земель, различные акции (субботники, например), а также другие меры, целью которых является сохранение и восстановление природы. Всё это является природоохранными мероприятиями.

Каждый человек, при желании, может принять участие в такой деятельности, принеся тем самым немалую пользу как природе, так и другим людям. Ведь всем приятно дышать чистым воздухом и жить в чистом мире. И сделать для этого нужно не так уж и много. Если хотя бы каждый второй найдёт пару часов свободного времени в месяц, и примет участие в какой-либо акции, это уже будет достаточно, чтобы наш мир стал чуточку лучше.

Виды мероприятий, проводимых с участием населения

  • — Посадка деревьев. Акции такого рода могут иметь различные названия: «Посади семейное дерево» или «Любишь город — посади дерево». И суть их заключается в том, что жителям предлагают выйти на улицы города и в указанных местах посадить одно или несколько деревьев. Поскольку времени это занимает совсем не много, а пользу приносит большую, находится довольно много желающих принять участие в акции.
  • — Субботники. Как правило, довольно часто в городах проводится акция, направленная на очистку территорий от мусора. Иногда она даже приобретает масштабы страны, и тогда миллионы людей выходят на улицу, чтобы очистить парки и улицы от опавших листьев и различного мусора. Субботниками такие акции называются по той причине, что проводятся по субботам. Особенно распространены они среди учащихся школ. Ради таких акций даже отменяют уроки, если они есть, конечно. Но принять участие могут все желающие.
  • — Изготовление кормушек и скворечников. Часто зимой можно увидеть на деревьях или подоконниках кормушки для птиц. Приятно знать, что есть люди, которые заботятся не только о себе, но ещё и о птицах. И сделать это ведь совсем не сложно. Достаточно вывесить на подоконник кормушку для птиц, да хотя бы вырезанную из пластиковой бутылки, и иногда подсыпать туда корма. Птицам много еды не нужно, поэтому даже самая малость может спасти им жизнь.
  • — Посадка цветов. На многочисленных городских клумбах можно выращивать множество цветов. Это сделает город и красивее, и чище. Иногда жителям города предлагается принять участие в обработке почвы и посадке растений. Хотя обычно это делают ответственные за сиё люди, поскольку для создания красивых узоров из посаженных растений нужен навык.
  • — Творческие конкурсы и праздники. Одним из самых весёлых способов принести пользу природе является участие в конкурсах и праздниках. А в каком формате всё это будет проходить — зависит лишь от организаторов. Это может быть конкурс рисунков на тему «Спаси природу» с последующей выставкой. А может быть благотворительный фестиваль, выручка от которого пойдёт на восстановление окружающей среды. В любом случае, такие весёлые мероприятия, несомненно, принесут немалую пользу природе.

Природоохранные мероприятия необходимы, чтобы сохранить и восстановить природу. Очень важно спасти её, ведь от этого зависит наша жизнь. И если люди задумаются над этим и примут участие в таких мероприятиях — это принесёт большую пользу нашему миру. Возможно, их труд мало кто оценит, а может он даже будет высмеян. Но для меня такие небезразличные люди — герои. Они спасают наш мир.