Программа поддержки инвалидов

действует Редакция от 01.01.1970 Подробная информация

Наименование документ ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 16.01.95 N 59 «О ФЕДЕРАЛЬНОЙ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЕ «СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ИНВАЛИДОВ»
Вид документа постановление, программа
Принявший орган правительство рф
Номер документа 59
Дата принятия 01.01.1970
Дата редакции 01.01.1970
Дата регистрации в Минюсте 01.01.1970
Статус действует
Публикация
  • «Российская газета», 02.02.95, стр. 9-11
Навигатор Примечания

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 16.01.95 N 59 «О ФЕДЕРАЛЬНОЙ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЕ «СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ИНВАЛИДОВ»

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА «Формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности»

ПАСПОРТ федеральной целевой программы «Формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности»

Наименование программы: формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности.

Наименование, номер и дата принятия решения о разработке программы: Указ Президента Российской Федерации от 2 октября 1992 г. N 1156 и постановления Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 25 марта 1993 г. N 245 «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности».

Государственный заказчик: Минсоцзащиты России.

Основные исполнители: Минсоцзащиты России, Минстрой России, Минздравмедпром России, Минобразование России, Минтранс России, МПС России, Миннауки России, Минсвязи России, Минтруд России, Госкомоборонпром России, Госстандарт России, Госкомвуз России, Роскоммаш.

Разработчики: Минсоцзащиты России, Минстрой России, Госстандарт России, Госкомоборонпром России, Роскоммаш.

Сроки реализации программы: 1995-1997 годы.

Основные мероприятия программы: проведение научных исследований, обобщение отечественного и зарубежного опыта; разработка нормативной, методической и проектной документации;

реконструкция и переоборудование зданий и сооружений федеральной собственности; адаптация средства транспорта, связи, информатики; разработка вспомогательных технических средств и бытового оборудования.

Важнейшие целевые показатели: обеспечение доступности для инвалидов объектов общественного назначения, средств транспорта, связи, информатики; создание оптимальных возможностей для самообслуживания.

Ожидаемые конечные результаты: создание условий для интеграции инвалидов в общество путем формирования новой и адаптации сложившейся общественной и социальной инфраструктуры.

Объемы и источники финансирования: 175,25 млрд.рублей — из средств федерального бюджета на 1995-1997 годы, в том числе 6,18 млрд.рублей — на 1995 год (в ценах 1994 года).

Системы контроля за исполнением программы: Минсоцзащиты России совместно с Минэкономики России, Минфином России и другими министерствами, ведомствами, организациями.

Введение

Создание доступной для инвалидов среды жизнедеятельности является составной частью государственной социальной политики, практические результаты которой обеспечат инвалидам равные с другими гражданами возможности во всех сферах жизни.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 2 октября 1992 г. N 1156 «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности» и постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 25 марта 1993 г. N 245 «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности», разработана федеральная целевая программа «Формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности» (далее — программа).

Программа состоит из 6 разделов, каждый из которых содержит комплекс мероприятий по обеспечению доступности для инвалидов различных объектов социальной инфраструктуры, в том числе по стандартизации промышленной продукции для инвалидов и созданию экспериментальных зон (моделей) среды жизнедеятельности на региональном уровне (приложение N 1. Не публикуется).

Программа является составной частью федеральной комплексной программы «Социальная поддержка инвалидов».

СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ

Изменение принципиальных подходов к формированию реабилитационных мероприятий в отношении инвалидов диктует необходимость создания условий, при которых возможно наиболее полное развитие их способностей, максимальная интеграция в общество.

Среда жизнедеятельности, доступная для инвалидов, — обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая инвалидам вести независимый образ жизни.

Во многих странах разработаны и введены в действие нормативные документы, устанавливающие требования по обеспечению доступности для лиц с ограниченными возможностями здоровья объектов социальной инфраструктуры:

в 1988 году в США утверждены «Единые федеральные стандарты доступности», включающие требования к проектируемым, строящимся и реконструируемым зданиям и сооружениям;

разработаны руководства по приспособлению среды к потребностям инвалидов в Голландии (1986 год), Франции (1988 год);

в 1990 году принято «Европейское руководство по обеспечению доступности для инвалидов среды жизнедеятельности».

В России до недавнего времени практически отсутствовали строительные нормы и правила по градостроительству, планировке городских и сельских поселений, жилых и общественных зданий и сооружений, учитывающих специфические потребности инвалидов. Кроме того, нет и научно обоснованных параметров и критериев доступности среды, а также социальных и медико-технологических требований к объектам общественного назначения. Не определены категории инвалидов, для которых адаптация среды необходима в первую очередь.

Только в документах, разработанных в последние годы отдельными министерствам и ведомствами, сделаны попытки решения этих проблем:

в 1991 году Государственным комитетом по архитектуре и градостроительству при Госстрое утверждены и введены в действие Ведомственные строительные нормы «Проектирование среды жизнедеятельности с учетом потребности инвалидов и других маломобильных групп населения» (ВСН 62-91).

В 1991 году Министерством путей сообщения СССР утверждены и введены в действие временные ведомственные строительные нормы «Железнодорожные вокзалы для пассажиров прямого сообщения. Нормы проектирования» (ВСН 01-91/МПС СССР), в которых предусмотрен специальный раздел, посвященный требованиям по обслуживанию инвалидов при проектировании, строительстве и реконструкции железнодорожных вокзалов;

в 1993 году начата разработка системы государственных стандартов на автобусы, предназначенные для перевозки инвалидов на креслах-колясках, и средства междугородного пассажирского транспорта с учетом доступности их для инвалидов;

в 1992 году Центральным и Сибирским зональным научно-исследовательскими институтами экспериментального проектирования внесены корректировки в планировочные решения 5 процентов квартир типовых проектов массового жилого строительства.

Практика отечественного градостроительства, проектирования и строительства объектов жилищно-гражданского и производственного назначения, организации транспортного и информационного обслуживания до последнего времени не учитывала специфических потребностей инвалидов. В ряде случаев это привело к их изоляции от общества, лишив возможности самообслуживания, свободного выхода из жилых помещений, передвижения внутри и за пределы микрорайонов, а также возможности трудоустройства.

В 1992 году врачебно-трудовыми экспертными комиссиями были даны рекомендации об условиях и характере труда 594,4 тыс. инвалидов, в т.ч. 99,9 тыс. инвалидов — специально созданных условиях производства и 20,1 тыс. инвалидов — на дому.

Численность трудоспособных инвалидов, но в настоящее время не работающих, в том числе ввиду недоступности рабочего места или его отсутствия, — более 1 млн. человек., в то же время 90 процентов опрошенных инвалидов и престарелых в возрасте от 50 лет и старше желают работать в связи с низким уровнем жизни.

Создание доступной для инвалидов среды жизнедеятельности позволит снизить потребность в стационарных учреждениях интернатного типа, сократит расходы на их возведение и содержание, создаст возможности для социальной реабилитации отдельных категорий инвалидов. При средней эффективности реабилитации одного инвалида расходы на создание доступной для них среды жизнедеятельности смогут окупиться в течение 5-10 лет.

С учетом вышеизложенного можно сделать следующий вывод:

в настоящее время в Российской Федерации нет системы безбарьерной среды жизнедеятельности инвалидов для интеграции их в общество, отсутствует организационно-методическое и информационное обеспечение данной проблемы. Вместе с тем, созданы предпосылки для формирования государственной системы мер по созданию среды жизнедеятельности инвалидов в области градостроительства, производства вспомогательных технических средств, общественного пассажирского и индивидуального транспорта, связи и информатики.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ

Реализация государственной социальной политики в области формирования доступной для инвалидов среды жизнедеятельности, разработка и выполнение мероприятий по стандартизации, проектированию и переоборудованию зданий и сооружений федеральной собственности, средств транспорта, связи и информатики.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Проведение исследований по вопросам формирования среды жизнедеятельности для инвалидов на основе отечественного и зарубежного опыта;

определение критериев и параметров доступности зданий и сооружений;

разработка нормативно-методической и проектной документации на реконструкцию и застройку населенных пунктов, жилых районов, зданий, сооружений всех типологических направлений, производство средств транспорта, связи и информатики, вспомогательных технических средств и бытового оборудования для инвалидов;

строительство и переоборудование зданий и сооружений федеральной собственности с учетом обеспечения их доступности для инвалидов;

разработка, создание экспериментальных образцов и организаций серийного выпуска средств общественного пассажирского транспорта, связи, информатики;

разработка вспомогательных технических средств и бытового оборудования, обеспечивающих инвалидам условия доступности.

Основные направления реализации программы

ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО И АРХИТЕКТУРА

В настоящем разделе предусмотрено проведение научно-исследовательских работ по проблемам формирования доступной для инвалидов среды, включающей жилые общественные, производственные здания и градостроительные элементы различных населенных пунктов. В результате этих работ будет разработана нормативно-методическая документация, созданы экспериментальные и типизированные проектные разработки.

Предусмотрена разработка требований к планировке и застройке селитебных территорий с учетом специфических особенностей инвалидов: к решению городских путей перемещения инвалидов — лестницам, пандусам, покрытиям тротуаров, местам отдыха; к светофорному и звуковому регулированию движения на переходах; к оборудованию городских и привокзальных площадей, площадок перед входами в общественные здания; к остановкам транспорта; к средствам пожарной безопасности, а также устройствам световой сигнализации. Планируется провести комплекс мероприятий по реконструкции зданий и сооружений всех типологических направлений (здравоохранения, образования, социальной защиты населения, культуры и спорта, науки, промышленности, транспорта, связи и информатики), находящихся в федеральной собственности.

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПАССАЖИРСКИЙ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ

Программа предусматривает проведение научных исследований и разработку, с учетом потребностей различных категорий инвалидов, требований доступности всех видов общественного пассажирского транспорта (автобусов, вагонов трамваев, электро- и дизель-поездов, метрополитена, судов морского и речного флота, самолетов гражданской авиации), а также разработку технической документации, изготовление опытных образцов и организацию серийного выпуска транспортных средств, оснащенных специальными дверьми, техническими подъемными устройствами для посадки инвалидов на креслах-колясках, площадках, сидениями, устройствами фиксации и крепежа, специальными поручнями и другим оборудованием, обеспечивающим размещение и передвижение инвалидов внутри транспортного средства. Предусматриваются багажные отделения для хранения кресел-колясок и транспортных тележек, а также специальные средства звуковой и световой сигнализации, разнообразные ориентирующие устройства.

СРЕДСТВА СВЯЗИ И ИНФОРМАТИКИ

Настоящий раздел содержит исследование проблем адекватного восприятия инвалидами информационных знаков и символов, установление основных параметров технических требований к средствам связи и информатики, разработку технической документации на средства звуковой, световой и визуальной информации, предназначенные для использования инвалидами.

Предусматривается разработка экспериментальных образцов, их испытание и организация серийного выпуска различных изделий данного назначения, в том числе световых и вибрационных сигнализаторов звуковых сигналов для инвалидов с нарушением функций органов слуха и зрения.

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА И БЫТОВОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ

Программой предусматривается комплекс мероприятий по:

разработке подъемных устройств (новая модификация лифтов, трапеции для подъема и перемещения);

оборудованию рабочих мест для инвалидов;

изготовлению образцов и серийному выпуску вспомогательных средств, специального санитарно-технического оборудования, поручней, подвесных ручек, подлокотников, сидений, вешалок, устройств для открывания форточек, дверей, шкафов, встроенной мебели (кроватей, столов, стульев, стеллажей, полок) и т.д.

СТАНДАРТИЗАЦИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПРОДУКЦИИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЙ ИНВАЛИДАМ УСЛОВИЯ ДОСТУПНОСТИ

В разделе представлены мероприятия по пересмотру действующих стандартов на отдельные строительные элементы, детали, материалы и изделия в соответствии с требованиями доступности для инвалидов. Кроме того, будут разработаны стандарты и на новые виды промышленной продукции, в том числе на средства связи, информатики, транспорта, подъемно-транспортное оборудование и т.д.

ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ РАБОТ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДОСТУПНОСТИ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ СРЕДЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В программе приведены мероприятия по определению научных подходов путем создания экспериментальных зон (моделей) среды жизнедеятельности инвалидов, включающих реновацию различных зданий и сооружений, средств связи и информатики, транспорта, апробацию различного вспомогательного технического оборудования.

Предполагается многовариантная проработка проблемы на основе проведенных исследований, использования новейших зарубежных и отечественных технологий и выбор окончательных решений по оценке эффективности технико-экономических показателей.

Города Москва, Егорьевск Московской области, Сердобск Пензенской области с 1995 года объявляются экспериментальными зонами отработки решений по созданию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ

Проведение мероприятий предусматривается в соответствии с их приоритетностью.

В первую очередь планируется внесение научно обоснованных дополнений в действующие строительные нормы и правила создания системы стандартов, устанавливающих требования доступности для инвалидов средств индивидуального и общественного пассажирского транспорта, связи, информатики, вспомогательного оборудования, а также практическое внедрение научно-технических разработок.

В рамках программы министерства и иные федеральные органы исполнительной власти осуществляют переоборудование и оснащение зданий и сооружений, находящихся в их ведении.

Приспособление зданий и сооружений всех типологических направлений, находящихся в муниципальной собственности, предполагается осуществлять в соответствии с целевыми региональными программами.

ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Общий объем из федерального бюджета на финансирование указанной программы на 1995-1997 годы составляет 175,25 млрд.рублей, в том числе на 1995 год — 6,18 млрд.рублей.

По разделам эти средства на 1995-1997 годы распределяются следующим образом:

градостроительство и архитектура — 52,33 млрд.рублей, в том числе на 1995 год — 4,6 млрд.рублей;

общественный пассажирский и индивидуальный транспорт — 32,56 млрд.рублей, в том числе на 1995 год — 0,4 млрд.рублей;

средства связи и информатики — 2,35 млрд.рублей;

вспомогательные технические средства и бытовое оборудование для инвалидов — 14,76 млрд.рублей;

стандартизация промышленной продукции, обеспечивающей инвалидам условия доступности, — 5,5 млрд. рублей;

проведение экспериментальных работ по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности — 67,75 млрд.рублей, в том числе на 1995 год — 1,18 млрд.рублей.

Распределение расходов из федерального бюджета представлено в бюджетной заявке (приложение N 2. Не публикуется).

Ассигнования на 1995-1997 годы будут уточнены, исходя из сумм, предусматриваемых в федеральных бюджетах на 1995-1997 годы. Стоимость дополнительных работ, обеспечивающих доступность зданий и сооружений, включается в стоимость проекта строительства, реконструкции или капитального ремонта, обеспечивается заказчиком и по международному опыту составляет 5-6 процентов сметной стоимости.

Объекты, относящиеся к федеральной собственности, будут дооснащаться элементами доступности их для инвалидов за счет средств федерального бюджета.

При разработке научно-методических и нормативно-проектных тем могут быть привлечены на долевых началах средства государств — участников Содружества Независимых Государств.

КОНТРОЛЬ И КООРДИНАЦИЯ РАБОТ

Государственным заказчиком программы является Министерство социальной защиты населения Российской Федерации, которое осуществляет непосредственный контроль за выполнением программы. Для обеспечения научного руководства и координации работ при Министерстве социальной защиты населения Российской Федерации создается Экспертный совет с участием ведущих специалистов заинтересованных министерств и ведомств Российской Федерации, специализированных научно-исследовательских институтов, предприятий, общественных организаций инвалидов.

Контроль за обеспечением проектных и строительных работ по формированию доступной для инвалидов среды в городах и других поселениях Российской Федерации осуществляют Главная инспекция Государственного архитектурного строительного надзора и Главное управление Государственной вневедомственной экспертизы при Министерстве строительства Российской Федерации в соответствии с их компетенцией. Контроль за исполнением программы по средствам транспорта возлагается на Министерство транспорта Российской Федерации.

Сама программа сейчас разрабатывается минздравсоцразвития при участии общественных организаций инвалидов и скорее всего будет утверждена правительством до конца года.

Эта программа, рассчитанная на пять лет, будет уже третьей, принимаемой в России. Первая программа была принята в 1995 году, сразу после выхода нового закона «О социальной защите инвалидов в РФ». Этот закон ознаменовал переход нашего государства к новому пониманию инвалидности.

— До 1995 года в СССР и в России инвалидность считали прежде всего утратой трудоспособности. Новый закон определил ее шире — как ограничение жизнедеятельности. К человеку стали подходить не как к единице рабочей силы, а как к полноправному члену общества, и цель реабилитации инвалидов теперь — вернуть человека в общество, дать ему возможность жить как можно более полноценной жизнью, — пояснил «РГ» председатель Всероссийского общества инвалидов, член Общественной палаты при президенте РФ Александр Ломакин-Румянцев.

Благодаря двум первым «инвалидным» программам, по словам Ломакина-Румянцева, было сделано многое, хотя, конечно, далеко не все, что можно было предпринять. Десять лет назад в России было в разы меньше спецсредств для реабилитации инвалидов, чем на Западе. Совершенно неприспособленной для передвижения людей с ограниченными возможностями была и городская среда. Медленнее, чем хотелось бы, но ситуация меняется. В частности, за прошедшие два «программных» пятилетия в нашей стране было разработано много новых средств реабилитации. Повлияли «инвалидные» программы и на строительные нормативы, и теперь российские города понемногу приспосабливаются к потребностям инвалидов.

Новинкой является подпрограмма по поддержке инвалидов боевых действий. Другие нововведения связаны с тем, что в прошлом году вышел 122-й закон, внесший немало изменений в жизнь инвалидов.

Основные задачи программы, заложенные в Концепции, — создание системы реабилитационных организаций, оснащение этих организаций оборудованием, формирование национального рынка средств реабилитации. Также Концепция напоминает о необходимости обеспечивать беспрепятственный доступ инвалидов в здания и давать им возможность для трудоустройства. Если все эти задачи будут успешно решены, то ежегодно в РФ будут возвращаться к активной жизни до 150-160 тысяч инвалидов. Кроме того, в лечебно-профилактических учреждениях будут созданы специальные отделения для военных инвалидов. В результате к активной жизни должно быть возвращено более 20 тысяч человек.

В последние годы происходит рост числа инвалидов в стране. В 1995 году у нас было 6,3 миллиона инвалидов, а в 2004-м уже 11,4. Растет и число детей-инвалидов: с 454 тысяч человек в 1995 году до 613 тысяч в 2004-м.

По прогнозу авторов концепции, на программу реабилитации инвалидов в течение пяти лет будет потрачено из федерального бюджета 2147 миллионов рублей.