Профессиональное мастерство

при использовании материалов www.psi.webzone.ru Данный словарь создан специально для пользователей сайта psihotesti.ru чтобы можно было найти любой психологический термин в одном месте. Если вы не нашли какое то определение или наоборот знаете его, а унас его нету, обязательно пишите нам и мы его добавим в словарь психологического портала «Психотест». Профессиональное мастерство специалиста
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МАСТЕРСТВО СПЕЦИАЛИСТА — высокий уровень деятельности в ходе выполнения им своих обязанностей. Оно проявляется в точных, безошибочных движениях и действиях специалиста, в творческом использовании и применении им своей подготовленности. Внутренней основой профессионального мастерства специалиста является система знаний, навыков, умений, качеств, отвечающая профессии, ее целям и задачам. Профессиональные знания специалиста характеризуются осмысленностью, широтой, прочностью, гибкостью, глубиной, готовностью к правильному использованию их при изменении ситуаций трудовой деятельности. Профессиональное мастерство специалиста невозможно без навыков. Обладая навыками, специалист имеет возможность сосредоточиться на главном, проявлять творчество в своей деятельности, выполнять ее с высокими количественными и качественными показателями. Навыки специалиста должны быть прочными, гибкими, разнообразными, охватывать важнейшие операции, типичные для данной специальности.
Список случайных тегов:
,
Физиологические механизмы внимания — Физиологические механизмы внимания — нейрофизиологические структуры мозга разного уровня, обеспечивающие генерализованную и локальную активацию коры больших полушарий. При корковой активации, которая фиксируется на ЭЭГ в виде реакции десинхронизации (блокада альфа–ритма), происходит снижение порогов восприятия и возрастание скорости протекания нервных процессов. При привлечении внимания к стимулу происходит формирование локальных функциональных корковых объединений, соответствующих реализуемой деятельности. При реализации какой–либо цели происходит избирательная активация областей коры и их функциональное объединение под контролем лобных отделов коры.
,
Трансвестизм — Трансвестизм (от лат. trans – через и vestire – одевать) — форма половой перверсии. Характеризуется тем, что половое удовлетворение достигается путем надевания одежды противоположного пола.
,
Культурно-историческая теория — КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ — концепция психического развития человека. Л. С. Выготский писал, что психическая функция появляется на сцену дважды: сперва социальной, затем психологической. Переход извне внутрь трансформирует сам процесс, изменяет его структуру и функции. Такое превращение Л. С. Выготский назвал общим генетическим звеном психического (культурного) развития человека. Его культурно-историческая теория утверждает примат в психическом развитии человека социального начала над началом натурально-биологическим. На этой основе он ввел понятие *Зоны ближайшего развития*. Оно обозначает такие действия индивида, которые он может первоначально успешно выполнить лишь во взаимосвязи с другим человеком, в общении с ним и с его помощью, но затем уже вполне самостоятельно и произвольно. Присвоение человеком культуры в процессе коллективной деятельности и общения происходит в таких исторически сложившихся формах, как обучение и воспитание, это всеобщая форма психического развития человека

УДК 378 Л. А. ФЕДЬКО

МАСТЕРСТВО И ПРОФЕССИОНАЛИЗМ КАК ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЗРЕЛОСТИ СПЕЦИАЛИСТА

Понятие «профессиональное мастерство» отражает не только высокую степень развития профессиональных умений, но и определенную организацию психических возможностей личности.

Три компонента: профессионализм знаний, общения, самосовершенствования обеспечивают полноценную и эффективную профессиональную деятельность, а следовательно, и мастерство. В статье представлены некоторые компоненты профессионального мастерства специалиста в области международных отношений.

Ключевые слова: мастерство, профессионализм, компетентность, знания, общение, саморазвитие, специалист, область международных отношений.

Продуктивность трудовой деятельности зависит не только от личностных качеств научно-теоретической подготовки специалиста, но, главное, от его владения профессиональным мастерством. К мастерству надо стремиться в любой деятельности. По мнению И.П. Андриади, мастерство — это искусство, которое выражается в высоком уровне профессионализма, синтезе духовной и интеллектуальной культуры и профессиональной реализации знаний в практической деятельности, а мастер — это специалист, достигший высокого искусства в своем деле .

Исследователи Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Г.И. Ми-халевская и др. считают, что мастерство — это не просто сумма необходимых умений. Это умение решать проблемы способами и методами, подходящими к данным условиям и в данное время. Самое важное в творчестве мастера — то, что он в совершенстве может анализировать, обобщать, а главное — делать выводы из опыта своего и коллег. Мастер предугадывает трудности и стремится их предотвратить. Он видит профессиональные задачи в диалектическом единстве с другими и принимает решения с «дальним прицелом». Обогащает мастерство такт, интуиция, способность к экспромту. Мобильность знаний, гибкость в использовании профессиональных навыков и умений является основанием профессионального творчества .

По мнению Н.В. Кузьминой, можно творить, создавая нечто новое, генерировать идеи, но о творчестве возможно говорить и в том случае, если новое есть отражение новых связей и комбинаций уже известного. В творчестве выражаются ценностные приоритеты специалиста, индивидуальная особенность его интересов. Продуктом творчества являются решения текущих профессиональных задач, рационализаторские предложения, изобретения, служащие развитию как производства, так и самого человека .

Мастерство и профессионализм являются основными показателями зрелости специалиста. Одни исследователи отождествляют эти понятия, считают их синонимами. Другие полагают, что профессионализм — это определенный уровень сформированности мастерства. Третьи ставят его в один ряд с понятиями самообразование и самовоспитание.

Е.А. Климов отмечает, что идею профессионализма нельзя сводить только к представлению о высоком уровне умелости, это не просто некий уровень знаний, умений и результатов деятельности, но и определенная системная организация сознания психики человека, которая включает: свойства человека как целого (личности, субъекта деятельности), практические и гностические умения, информативность, знания, культуру профессионала, психодинамику .

ФЕДЬКО Людмила Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков Дальневосточного государственного технического университета, Владивосток.

© ФеДьКО Людмила Александровна, 2008.

В структуре профессионального мастерства исследователи выделяют три составляющих его компонента: профессионализм знаний — основание, базис формирования профессионализма в целом, профессионализм общения — готовность и умение использовать систему знаний на практике, установку на будущую деятельность, профессионализм самосовершенствования -компонент, обеспечивающий динамичность, развитие профессионализма будущего специалиста посредством самооценки и оперативного устранения обнаруживаемых личных недостатков и пробелов в знаниях.

Профессия (лат. рт^еББю) определяется как постоянная специальность: род деятельности, занятий, служащий источником существования. В современном обществе это род деятельности, требующий специальных знаний и умений, специального образования. По замечанию Н.В. Кузьминой, сложившаяся профессия — это объективная реальность, связанная с наличием в обществе квалифицированных людей, умеющих продуктивно решать какие-то особые классы задач, рассчитанные на удовлетворение потребностей общества .

Любой специалист действует в условиях профессиональных норм и правил, которые можно рассматривать как систему ограничений и предписаний. В связи с этим каждый специалист находится перед выбором: что в его деятельности главное, а что второстепенное

— соблюдение ли норм и правил, его ли собственная карьера, престиж в глазах начальства, коллег.

Профессиональные нормы (по И.П. Андриади)

— это исторически сложившиеся стандарты профессионального поведения и деятельности, но в то же время они в большей мере отражают историческую действительность, а любая объективная реальность имеет субъективное отражение в сознании конкретного специалиста . А.Н. Леонтьев подчеркивает, что субъект деятельности вполне может понимать объективное положение ситуации, но в его отношение к ней вклиниваются личностные смыслы, которые в конце концов и управляют его поведением (цит. по ).

В психологии термин «личность» обозначает человеческий индивид как субъект отношений и сознательной деятельности или устойчивую систему социально-значимых черт, характеризующих индивида как человека того или иного общества или общности . Под личностью подразумевается некоторое ядро, интегрирующее начало, связывающее воедино различные психические процессы индивида и сообщающее его поведению необходимую последовательность и устойчивость .

Личность вносит свой вклад в развитие и функционирование общества прежде всего выполняя свою профессиональную роль, которую она выбирает самостоятельно, причем каждая профессия предъявляет

свои требования к личности и деятельности специалиста .

Готовность к труду определяется средствами ценностного отношением к нему, развитием способностей, умелостью (или основами профессионального мастерства), целенаправленностью развития .

Для определения уровня профессионализма исследователи предлагают следующие группы критериев.

1. Объективные — насколько человек соответствует требованиям профессии и какой вклад вносит в социальную политику.

2. Субъективные — насколько профессия соответствует требованиям человека, его мотивам, склонностям; удовлетворенность своим трудом.

3. Результативные — достигает ли человек результатов, необходимых сегодня обществу.

4. Профессиональные — использует ли человек социально приемлемые способы, приемы, технологии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Нормативные — усвоил ли человек нормы, правила, эталоны профессии и умеет ли мастерски воспроизводить их на высоком уровне.

6. Индивидуально-вариативные — стремится ли человек индивидуализировать свой труд, реализовать в нем личные потребности, проявить самобытность, развить себя средствами профессии.

7. Наличного уровня — достиг ли человек достаточно высокого уровня профессионализма.

8. Прогностические — имеет и ищет ли человек перспективы роста, зону ближайшего профессионального развития.

9. Профессиональной обучаемости — готов ли человек к принятию опыта других людей, проявляет ли профессиональную открытость.

10. Творческие — стремится ли человек выйти за пределы своей профессии, преобразовать ее опыт, обогатить профессию личным творческим вкладом.

11. Социальной активности и конкурентоспособности — умеет ли человек заинтересовать общество результатами своего труда, привлечь внимание к насущным потребностям профессии, сохраняя при этом внутренний контроль с поиском причин низкой эффективности внутри самой профессии и деятельности.

12. Профессиональной приверженности — умеет ли человек соблюдать честь и достоинство профессии, видеть ее специфический неповторимый вклад в общество.

13. Качественные и количественные — для всякого специалиста важна оценка его профессионализма по обоим показателям для сопоставления, сравнения .

Мастерство как искусство создавать и воплощать результаты профессионального и жизненного опыта, преломленное через неповторимость творческой индивидуальности, отражается в профессионализме, основой которого является компетентность. Согласно словарю С. И. Ожегова, это понятие определяется как «осведомленный, авторитетный в какой-либо области» . Эти свойства позволяют личности продуктивно решать профессиональные задачи.

Рассматривая структуру профессионального мастерства, Е.А. Климов, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова,

Мастерство и профессионализм как основные показатели.

Л.А. ФЕДЬКО

Г.И. Хозяинов и др. особое значение придают общим и профессиональным знаниям. Причем вторые, по их мнению, предполагают знания общие и специфические. Общие профессиональные знания, умения и навыки -это умения специалиста анализировать ситуацию, конструировать и организовывать свою деятельность. Однако по мнению Н.В. Кузьминой, способность к анализу, синтезу, абстракции, обобщению, переносу, т.е. профессиональному мышлению, нужны в любой деятельности

— профессиональной и непрофессиональной.

Профессиональное мышление состоит в умении применять специальные знания при решении профессиональной задачи в новой ситуации. Это невозможно без развитой коммуникативной компетентности, эрудированности и знания требований, предъявляемых к специалисту государством и обществом, знания цели своей деятельности, путей и средств ее достижения, методов исследования, технологии их применения.

Производственный процесс осуществляют люди, одновременно решающие многочисленные технические, технологические, организационные задачи. Поэтому совершенствовать их деятельность можно только обучая профессионализму мышления и антиципации.

Мышление и речь под влиянием овладения теорией профессиональной деятельности и применения ее на практике, при решении профессиональных задач приобретают профессиональную направленность .

В целостной системе деятельности современного специалиста существенную роль играет профессионализм общения, являющийся основой эффективного взаимодействия и достижения общей цели. Многие исследователи рассматривают общение как информационный процесс. Л.С. Выготский подчеркивает, что понимание речи человеком «есть нечто большее, чем выполнение реакции по звуковому сигналу и представляет собой не примитивную реакцию, а активную форму проявления личности» .

В субъект-субъектной схеме межличностного общения справедливо отмечается взаимная активность его участников. Но далеко не каждый субъект видит в другом партнера, а не объект, который можно «с пользой» применить для достижения своих целей .

Различные подходы к определению структуры общения выделяют коммуникативную, интерактивную и перцептивную стороны общения. Коммуникативная представляет собой обмен информацией между общающимися индивидами. Содержание, заключенное в сообщении, несет в себе не только ценности и эмоции, но и субъективизированные знания. Интерактивная состоит в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Перцептивная означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания .

Полноценная и эффективная профессиональная деятельность, а следовательно, профессиональное мастерство невозможны без взаимопонимания с окружающими, которое основывается на расположении,

своеобразной «повернутости» к людям. Искренность и доброжелательность — залог успешного общения, а техника и приемы взаимодействия позволяют быть лучше понятыми.

В настоящее время перед высшей школой России -важнейшим звеном системы народного образования -стоит актуальная задача совершенствования подготовки специалистов высшей квалификации, способных на высоком уровне реализовать поставленные перед ними профессиональные задачи и отвечать за результаты их решения. К их числу относят и специалистов в области международных отношений. Анализ специальной литературы позволяет отметить, что их деятельность полифункциональна и специфична: она осуществляется в иноязычной среде и предъявляет повышенные требования к личностным свойствам. Специалист в области международных отношений — это человек, обладающий совокупностью мировоззренческих свойств личности, интеллектуально-мыслительных и психологических знаний, которые определяются понятием «дипломатия» и отражаются в его профессиональной деятельности.

Дипломатия — это средство проведения внешней политики государства, представляющее собой совокупность невоенных практических мероприятий, приемов и методов, применяемых с учетом конкретных условий и характера решаемых задач: официальная деятельность глав государств и правительств, министров иностранных дел, ведомств иностранных дел, дипломатических представительств за рубежом, делегаций и международных конференций по осуществлению целей и задач внешней политики, защите прав и интересов государства, его учреждений и граждан за границей. С понятием «дипломатия» связывают искусство ведения переговоров в целях предотвращения или урегулирования международных конфликтов, поиск компромиссов и взаимно приемлемых решений, а также расширение международного сотрудничества .

Личность специалиста в области международных отношений была и остается одной из важных переменных при анализе внешней политики. Дипломат должен обладать авторитетом, который дает силу, проистекающую из его личностных качеств. Влияние личности политика на принятие решений опосредуется рядом обстоятельств и оказывается более выраженным не в обыденной, а в экстраординарной или кризисной ситуации.

В структуре такой личности исследователи выделяют следующие группы свойств:

• мировоззренческие, к которым относятся отношения к общепризнанным социальным ценностям; правовое сознание, включая отношение к праву, закону, государству; этические и моральные нормативы, в том числе чувство верности, чести, собственного достоинства;

• интеллектуально-мыслительные — общие профессиональные знания, способность решать типовые и нестандартные мыслительные задачи, обучаемость, наблюдательность, умение сконцентрироваться на

предмете познания, воспринимать информацию в процессе коммуникации и т.д.;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• психологические: развитость воли, отношение комфортности и нонкомфортности, психологическая восприимчивость (эмпатия), коммуникативность, самооценка, терпение и т.д.

Разрабатывая модель современного специалиста,

A.Е. Жалинский, В. Л. Исраэлян и др. исследователи включают общие и специфические (специализированные) требования и показатели:

• политическая зрелость, принципиальность, правильное понимание своего общественного и государственного долга;

• высокая общая культура, всесторонняя духовная и интеллектуальная развитость;

• высокий, притом «специализированный», нравственный уровень — подчинение профессиональной деятельности ряду этических норм, таких как честность, уважительное отношение к людям, внимание к ним и т. д .;

• надлежащая общая профессиональная культура, развитое профессиональное мышление;

• глубокое знание международного права и практика его применения;

• общепрофессиональные практические навыки -умения (навыки исследования фактов, нахождения, толкования и составления нормативных документов, устных выступлений по профессиональным вопросам и т.д.);

• общекоммуникативные и организационные качества, навыки работы с людьми, знание их психологии;

• навыки научно-исследовательской работы;

• качества общественного деятеля, в частности, навыки публичных выступлений .

Специалист данного профиля, как подчеркивает

B. Л. Исраэлян, должен быть отличным психологом, который может просчитывать действия. Немаловажную роль играют его аналитические способности. Обладая гибким умом, каждую конкретную ситуацию специалист в области международных отношений должен пропустить через «сердце и душу», интуитивно предугадывать возможные результаты, находить подход ко всем людям, уметь их убеждать .

Я. Нергеш, В.И. Попов и др. отмечают, что иногда истоки конфликта лежат не в сфере реальности, а в восприятии его участников. Подозрения, основанные на традиционном недоверии и предубеждениях, заставляют участников конфликта воспринимать действия друг друга как угрозу, даже когда это не так. Часто случается, стороны неверно считают, что их цели несовместны. В такой ситуации путь к разрешению проблемы — разъяснение цели и намерений сторон. Стратегия разрешения конфликта направлена прежде всего на изменение политики конфликтующих сторон по отношению к друг другу и лежащего в ее основе восприятия . Именно поэтому в целостной системе профессионализма деятельности специалиста в области международных отношений существенную роль играет профессионализм общения.

Итак, понятия «мастерство» и «профессионализм» взаимосвязаны. Слагаемые мастерства — профессионализм знаний, общения, самосовершенствования. Профессиональное мастерство как свойство личности отражает ее духовно-нравственную и интеллектуальную готовность к творческому осмыслению социально-культурных ценностей общества.

Профессиональное мастерство специалиста в области международных отношений — это совокупность мировоззренческих свойств личности, интеллектуально-мыслительных и психологических знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешность и оптимальный результат во внешнеполитической стратегии, тактике, соответствующих дипломатических актах, взаимном обмене информацией, подготовке и заключении договоров, мирном разрешении спорных вопросов и конфликтов, возникающих между государствами.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Андриади И.П. Основы педагогического мастерства. М.: Академия, 1999. 160 с.

2. Апрельские чтения: материалы науч. конф. Вып. 1. Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 1999. 120 с.

5. Жалинский А.Е. Профессиональная деятельность юриста. Введение в специальность: учеб. пособие. М.: БЕК, 1997. 330 с.

6. Исраэлян В.Л. Дипломаты лицом к лицу. М., 1990. 351 с.

7. Климов Е.А. Психология профессионала. Москва: Инт практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 1996. 400 с.

8. Кузьмина Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища. М.: Высш. шк., 1989. 168 с.

9. Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высш. шк., 1990. 117 с.

10. Ломов В.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. 443 с.

11. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996. 308 с.

12. Методические и методологические проблемы. Вып. 5. СПб.: СПб. акмеологическая академия, 2000. 316 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Михалевская Г.И. Основы профессиональной педагогической грамотности. СПб.: ЭГО, 2001. 292 с.

14. Нергеш Я. Поле битвы — стол переговоров. М.: Между-нар. отношения, 1989. 264 с.

15. Ожегов С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азъ, 1994. 907 с.

17. Психологический словарь / под ред. В.П. Зинченко, Б.Б. Мещерякова. М.: Педагогика, 1999. 440 с.

Успех профессиональной деятельности любого специалист зависит прежде всего от осознания им своей социальной роли, служебного статуса (прав и обязанностей в профессиональной и должностной сфере), от уровня освоения основных профессиональных функций. Надежность профессиональной деятельности предполагает безошибочное выполнение человеком возложенных на него профессиональных обязанностей в течение требуемого времени при заданных условиях. Это свойство личности формируется в человеке шаг за шагом на последовательно сменяющих друг друга этапах профессионализации. Эталонной моделью руководителя школы в современных условиях является, прежде всего, высококомпетентный специалист (педагог и управляющий),:

  • обладающий социальным и культурным кругозором, гибким мышлением;

  • гуманист, владеющий демократическим стилем управления;

  • ориентированный на все новое и передовое;

  • способный создать творческую атмосферу и благоприятный психологический климат в коллективе;

  • способный принимать нестандартные управленческие решения;

  • способный добиваться эффективности обучения и воспитания школьников.

На рынке образовательных услуг Нидерландов успешно действует международное бюро «внутренние исследования». Особое место в деятельности бюро занимает подбор и определение потенциальных способностей кандидатов на те или иные руководящие должности в образовательных учреждениях. В последние годы он приобрел большую популярность благодаря тому, что больше место стало уделяться уровню менеджмента. Традиционное назначение на руководящие посты по принципу длительности стажа работы отходит а второй план, на первое место выдвигаются деловые качества. В основе методики Центра лежит принцип: поведение предопределяет поведение (на основании поведения кандидата во время теста или упражнения предсказывается его поведение в соответствующей должности). Всего выделено 13 критериев, которые в большей или меньшей степени должны быть присуще руководителям ОУ.

  1. Предприимчивость. Небезразличен к окружению, открыт. Даже в сложных ситуациях видит возможности и шансы. Рискует, берет на себя ответственность.

  2. Педагогическое руководство. Для формирования у сотрудников современных взглядов на систему образования использует актуальную педагогическую и общественную информацию. Рассматривает собственную деятельность в контексте развития системы образования.

  3. Способность быстро адаптироваться. Воспринимает чувства и потребности других, основывает на них свои действия. Ищет взаимосвязь.

  4. Организаторские способности. Планирует свои действия. Своевременно выполняет конкретные задания. Руководит четко. Следит за достижением положительного результата.

  5. Умение давать правильную оценку. Выделяет в информации важные моменты и степень риска. Различает главные и второстепенные задачи. Следит за оценкой качества.

  6. Способность принимать решения. Следит за своевременным принятием решений. Вносит предложения. Доводит дело до конца.

  7. Руководство группами. Побуждает группы к достижению результатов. Собственную деятельность соотносит с происходящим в группах. Поощряет инициативу.

  8. Руководство по индивидуальному принципу. Общается с людьми напрямую. Исходит из их интересов и/или знаний и умений. Дает различные поручения. Заинтересован в успехе сотрудников.

  9. Энергичность и умение противостоять стрессам. Черпает энергию в работе. Способен признавать неудачи и быстро восстанавливаться. Легко переключается на разных людей и разные темы. В случае необходимости сохраняет активность.

  10. Способность адекватно воспринимать действительность и чувство юмора. Противостоит дисфункциональным сложностям. Осознает значимость своих усилий. В состоянии адекватно воспринимать действительность.

  11. Способность решать проблемы. Описывает проблемы конкретно и четко. Выделяет взаимосвязь. Использует различные «углы падения». Творчески подходит к поиску путей решения проблем.

  12. Умение находить выходы из конфликтных ситуаций. Умело разрешает конфликты как между отдельными сотрудниками, так и между группами. Ведет переговоры в ситуациях, когда сталкиваются противоположные интересы.

  13. Устная коммуникация и презентация. Обладает ораторским искусством. Увлекательно и доступно вступает перед большой аудиторией. Легко справляется с выполнением официальных ролей.

Для успешной управленческой деятельности руководителя не все эти критерии имеют одинаковое значение. Из них отбирают примерно 5-7, которые действительно важны для той или иной должности, ибо без них невозможно успешная деятельность. Способами измерения данных качеств личности является определенные упражнения, непосредственно связанные с будущей работой. Для этого создаются достоверные и реальные ситуации, соответствующие тому, что может быть на практике. Примеры данных упражнений (взяты из различных источников литературы по менеджменту разных лет).

Задание 1. «Исследовательское задание и презентация»

Кандидат получает задание представить презентацию перед комиссией. Ему дается определенное время на подготовку. Во время презентации он может пользоваться вспомогательными средствами, такими, как, например, проектор. Информацию для презентации он получает, задавая вопросы в «Банк данных».

Задание 2. «Дискуссия в группе»

В течение определенного времени 4-6 кандидатов должны решить несколько проблем. При этом руководитель дискуссии не присутствует. Каждый из кандидатов должен внести свой вклад в решение общей проблематики.

Задание 3. «В корзине»

Это задание также называется «почтовый ящик». Кандидат должен завершить дела своего предшественника или же дела, которые произошли за время его отсутствия. Задания могут быть представлены в форме записок, писем и телефонных разговоров. Все они представляют собой ситуации, с которыми кандидат может столкнуться на практике. Он сам принимает решение, в какой последовательности будет заниматься делами.

Задание 4. «Видеотест»

Кандидату представляются определенные задания на видео, имеющие целью проверить его руководящие способности. После каждой сцены следует отреагировать на поставленную проблему.

Популярность объясняется тем, что применяемые методы позволяют образовательным учреждениям безошибочно подбирать нужные кадры. Эта методика апробировалась в Удмуртском государственном университете в курсе «Школоведение» на психолого-педагогическом факультете, а также на курсах повышения квалификации руководящих кадров Удмуртского ИУУ. Полученные результаты использовались руководителями ОУ для составления программы саморазвития и самоанализа при подготовке аттестации.