Профессиональная непригодность

Профнепригодность при выборе профессии

Профнепригодность крайне важна при выборе профессии. Узнайте, что это такое, как понять, сможешь ли ты справиться с требуемой работой и как ее учитывать при выборе своей будущей сферы деятельности.

Профессиональная пригодность — это «совокупность психологических и психофизических свойств, а также специальных знаний, умений и навыков, необходимых для достижения приемлемой эффективности труда». (Заметим, что профпригодность — не врожденное свойство, а, в том числе, качество, формирующееся в процессе самого труда. Значит, говорить о профнепригодности абитуриента к какой-то профессии — явно некорректно.) Кроме того, в рассматриваемое понятие также включают удовлетворение, переживаемое человеком как в процессе самого труда, так и при оценке его результатов.

В описании любой профессии мы действительно увидим перечисление целого ряда так называемых профессионально важных качеств. Причем начнется такое перечисление с особенностей физического развития — а закончится необходимым набором ценностей, принципов. Получается, что чем сложнее профессия, тем больше вероятности, что она просто-напросто не подойдет никому! Что же, разве не существует профпригодных врачей или, допустим, геологов? Ведь в любой области есть блестящие специалисты, порой не вполне соответствующие описанию идеального профессионала.

Думается, гораздо продуктивнее всё же судить о профпригодности по результатам работы.

В приведенном выше определении мы видим два таких критерия. Первый — эффективность труда. Второй — внутренняя удовлетворенность своей работой и ее результатами.

Удается эффективно выполнять деятельность и получать от этого удовлетворение — значит, человек профпригоден. А уж какой ценой дался этот успех — другой вопрос. Бетховен писал прекрасную музыку, полностью лишившись слуха. Казалось бы, музыканту слух абсолютно необходим — однако же нашлись механизмы, способные компенсировать это качество. Вспомним и знаменитого летчика Маресьева, продолжившего летать после ампутации ног, несмотря на то, что все комиссии признали его «профнепригодным».

Срабатывает так называемый закон компенсации. Наш организм, наша психика вообще так устроены, что одни функции способны в определенных условиях заменять другие. Для этого нужны сильное желание и сильная воля к достижению результата. Случаи с Бетховеном и Маресьевым — безусловно, необычные: всё же в подобных ситуациях говорят о так называемой абсолютной профнепригодности (обычно в связи с медицинскими противопоказаниями). Но если уж кому-то удавалось преодолеть столь серьезные барьеры, то что говорить об относительной профнепригодности? Все-таки случаи абсолютной неприспособленности к какой-то профессии в жизни встречаются довольно редко. Обычно речь идет о качествах, которые так или иначе можно развить либо компенсировать.

Итак, многое зависит от того, каких именно качеств вам не хватает. Чем значимее они для профессиональной деятельности, тем больше потребуется сил и времени, чтобы их развить, тем сложнее будет их чем-то заменить.

Известны случаи, когда интеллектуально развитые люди, по каким-то причинам вынужденные заниматься не своей профессией, довольно быстро усовершенствовали способы действия в ней. К примеру, необходимость механически запоминать большие объемы информации они заменяли введением удобной системы ее хранения.

Гибкость, открытость новому, умение эффективно работать с информацией — это универсальные профессионально важные качества. Человек, обладающий ими, легче освоится в любой профессии, несмотря на свое несоответствие идеальному образцу.

Изменять профессию самому

Есть и другой путь реализации в любимой профессии. Путь, который не требует «подгонять» себя под профессию, а просто позволяет творчески видоизменять ее саму.

Иногда люди, несмотря на свою формальную непригодность к профессии, изменяют эту профессию. Изменяют по-разному: от развития внутри профессии новых специализаций до новых методов.

К примеру, может быть, разрабатывать дистанционные методы обучения взялся тот человек, который был очень увлечен педагогикой, самими процессами обучения, передачи знаний, но не любил общаться с детьми? Разве мы теперь сможем назвать профессионально непригодным человека, разработавшего технологию обучения, удобную для самостоятельного использования и помогающую эффективно освоить новые знания и умения? Конечно, нет.

Представим себе «профнепригодного» баскетболиста (например, из-за низкого роста) или футболиста, которые, однако, умеют великолепно разбираться в возможных тактиках игры, мастерски оценивать особенности поведения соперников и настраивать на матч своих товарищей по команде. Безусловно, такой игрок способен создать особенную стратегию для победы всей команды, сделать саму игру немного другой, чем она была до него. Ну и, конечно, он сможет стать отличным тренером.

Если когда-то невозможно было себе представить художника-модельера или дизайнера, не умеющих хорошо профессионально рисовать, то сейчас, с развитием компьютерных технологий, такие люди — реальность. Специальное программное обеспечение позволяет выразить художественные образы без помощи карандаша и бумаги, были бы идеи. И это сейчас веб-дизайнеров начинают причислять к отдельной серьезной отрасли дизайна, а еще недавно их считали профнепригодными. Получилось, что они смогли совместить свой интерес к компьютерным технологиям и креативность, создав, по сути, новую профессию.

Наверное, все слышали и истории про знаменитых актеров, которых при поступлении в театральный признавали «непригодными к профессии» из-за дефектов дикции или нестандартной внешности. А позже именно эти актеры, ломая стереотипы, создавали на сцене или в кино новые, нетипичные, всем запоминающиеся образы героев. Конечно, их талант превращал «профнепригодность» в уникальность.

Профессия — это открытая система. То, что сейчас кажется непригодностью, возможно, завтра станет требованием к одной из специальностей.

Похоже, главным профессионально важным качеством всё же стоит считать мотивацию — интерес к профессии, увлеченность ею, любовь к своему делу.

А сочетание мотивации со всеми необходимыми способностями и качествами называется уже призванием. Скажите-ка: оно дано не каждому? А может, у вас призвание к той профессии, которой просто еще не существует?

Проявив творческий подход, а также немного гибкости и упорства, можно найти себе подходящую нишу практически в любой симпатичной вам профессии. Хочется пожелать вам побольше здорового азарта и дерзости в стремлении к вашим целям.

Евгения Лепешова

Профессионализм и профессиональная пригодность

Каждый юрист стремится стать профессионалом, но не каждый достигает заветной высоты. Профессионализм – систематически рационально и качественно исполнять профессиональные обязанности, вкладывать душу в свою деятельность, это владение профессионально-правовым подходом к решению проблем любой сложности. Профессионализм развивается и совершенствуется по мере профессиональной деятельности.

Профессионализм юриста охватывает комплекс способностей и методов работы, позволяющих выполнять работу в соответствии с требованиями должности и стандартами поведения. Профессионализм юриста включает способность квалифицированно применять нормативные правовые акты, квалифицированно толковать и доходчиво разъяснять их содержание специалистам других профессией. Профессионализм исключает саму возможность двойных стандартов и двойного толкования закона, но не исключает неизбежности возмездия за противоправные действия.

Профессионализм юриста опирается на его личностные морально-нравственные качества, поэтому можно утверждать, что профессионализм юриста строится на синтезе двух систем: системы личностных качеств и системы приобретенных профессиональных знаний, навыков и опыта в юридической деятельности.

Профессиональная пригодность (профпригодность) (от лат. profiteor – объявляю своим делом) – совокупность качеств индивида, необходимых в той или иной профессиональной деятельности.

Профессионально пригодные качества – нс врожденные, формируются и приобретаются в годы обучения и совершенствуются в последующей практической деятельности. Качество их освоения зависит от природных данных личности, имеющейся профессиональной подготовки и ее мотивации. Таким образом, профпригодность – это синтез личных качеств человека и требований профессии (профессиональных качеств).

Профессиональная пригодность охватывает совокупность психофизиологических (психофизических и психологических) свойств человека в сочетании с профессиональными знаниями, умениями, способностями и навыками, необходимыми для эффективной профессиональной деятельности. Формирование профпригодности имеет индивидуальный характер. Нередко качества профпригодности отражаются на облике человека, его повелении, мышлении, языке, психомоторике.

Выделяют два типа профпригодности: абсолютную и относительную. Абсолютная профпригодность требует наличия у человека специальных индивидуальных качеств. Относительная профпригодность довольно мягкая и открыта практически для любого более-менее здорового человека.

По степени профпригодности можно выделить четыре категории: призвание и соответствие, пригодность и непригодность.

Призвание – высший уровень профпригодности, отражает соответствие психофизиологических свойств человека тем требованиям, которые предъявляет выбранная профессия. Это природные данные человека, благоприятно сочетающиеся с профессиональными требованиями.

Соответствие – второй уровень профпригодности, означает отсутствие противопоказаний на фоне соответствия требованиям профессии некоторых качеств человека.

Пригодность – третий уровень профпригодности, показывает отсутствие явно выраженной склонности к профессии, по и противопоказаний нет.

Непригодность – четвертый уровень профпригодности. Состояние здоровья и психофизиологические характеристики человека несовместимы с требованиями профессии.

Профессиональная пригодность напрямую связана с психофизиологическими параметрами человека, с его интересами и мотивацией.

Профпригодность не отрицает стремление человека к широте знаний, что является профессионально важным качеством и высоко ценится. Но эго должны быть настоящие знания, а не поверхностные – чтобы поразить окружающих своей мнимой эрудицией. Индивидуальные характеристики человека составляют основные структурные компоненты профпригодности.

В целом основные структурные компоненты профпригодности составляют индивидуальные характеристики человека. Факторами, определяющими уровень профпригодности, является комплекс психофизиологических свойств индивида и рассмотренных выше ПВК.

В жизни не всегда происходит взаимосоответствие человека и профессии. Нередко возникают ситуации противоположного характера: взаимного несоответствия человека объективным требованиям профессии. Это несоответствие кроется внутри человека, связано с его личностными характеристиками: отсутствие взаимодействия между личностными свойствами и профессиональными качествами. Поэтому необходимо понимать причины профессиональной непригодности при выборе профессии юриста. Рассмотрим их более подробно.

Несоответствие между профессиональной компетентностью и социальной адаптацией личности. Профессионал, блестяще знающий свое дело, креативно и эффективно решает сложнейшие запутанные дела, но не может найти общий язык с коллегами, плохо или с большим трудом налаживает в коллективе межличностные отношения, часто конфликтует, не понимает и не хочет понять социальную психологию (чтобы провести самоизучение и самокоррекцию), не стремится понять истинную причину существующих и возникающих межличностных конфликтов, винит во всех бедах окружающих и не понимает, что истинную причину надо искать внутри самого себя.

Несоответствие между личностной характеристикой и социальной адаптацией личности. Человек замкнулся на своих личных переживаниях и проблемах, ушел с головой в свое психическое состояние и переносит его на внутренний мир коллег; не способен увидеть свои внутренние проблемы со стороны, глазами другого человека. Свое мнение, собственное суждение считает единственно правильным, не подлежащим пересмотру и критике. Итог отрицательный: зарождаются долголетние, трудноразрешимые межличностные конфликты в коллективе.

Несоответствие между отдельными профессиональными качествами и общей системой профессиональной компетентности: возникновение парадокса звездной болезни. Из всей совокупности профессиональных качеств человек прекрасно освоил часть, но в силу Его величества случая именно благодаря этой освоенной части знаний, навыков и умений сумел профессионально решить ряд дел. От успехов закружилась голова, укрепилась иллюзия непогрешимости, высокого профессионализма. Но рано или поздно другая часть недостаточно освоенных знаний, умений и навыков начинает сказываться: госпожа Удача отвернулась, происходят неожиданные, непонятные и необъяснимые срывы и проколы, что травмирует психику специалиста и может вызвать регресс в развитии его профессионализма.

Несоответствие между внешней демонстрацией своего профессионализма и результатами профессиональной деятельности: человека красят дела, а не место. Специалист ориентирован на показ, демонстрацию себя окружающим, с этой целью развивает активную, кипучую деятельность, но результаты такой активности нулевые, его мало интересует результат. Истинные причины отсутствия успеха вытесняются из сознания ложными установками: завидуют, мешают, ставят палки в колеса, не дают ходу, тормозят, кладут под сукно. Результат – застой и нежелание профессионального роста, а возможна и деградация.

Несоответствие между личностными установками и профессиональными амбициями: отсутствие гармонии, сбалансированности между работой и отдыхом. Выполнить работу любой ценой, не жалея сил, что подрывает здоровье и в конечном счете снижает качество профессиональной деятельности. Как говорят, было бы здоровье – остальное будет.

Отсутствие сбалансированности между саморазвитием и самосохранением. Как говорил Козьма Прутков, нельзя объять необъятное. Установка на саморазвитие связана, во-первых, с неумением отказаться от новых нагрузок; во-вторых, со страхом показать себя неспособным справиться с дополнительными обязательствами, дополнительными делами. Но дополнительные обязательства и дела заканчиваются физическим и психологическим перенапряжением, нервным истощением и невозможностью восстановить истощенный перегрузками организм урезанным отдыхом и плохим сном. Итог печален: хроническое переутомление, невротическое состояние, снижение работоспособности, неудовлетворенность собой, работой и жизнью.

Установка исключительно на самосохранение по принципу: работа не волк, в лес не убежит, – тормозит профессиональное развитие и совершенствование профессиональных знаний и навыков. Качества профессионализма и профпригодности могут развиваться и совершенствоваться только в условиях напряженной, мотивированной деятельности, в противном случае они утрачиваются.

Несоответствие между результатом деятельности и ходом, процессом достижения результата – отсутствие взвешенности, сбалансированности. С одной стороны, установка «цель оправдывает средства и результат любой ценой» ведет к недооценке содержания (процесса) выполнения поставленной задачи, снижает требования к сбору и анализу информации, приводит к поверхностному изучению материалов дела, допускает использование недозволенных (но уголовно не наказуемых) методов, приемов и средств получения нужных доказательств и признаний. Нередко такой результат из положительного превращается в отрицательный и ударяет по исполнителю.

С другой стороны, повышенная увлеченность процессуальной стороной (как основа получения качественного результата) затягивает решение дела и вызывает естественное недовольство со стороны руководства, партнеров, коллег и коллектива. Исполнителя начинают подгонять, торопить, считать его малоэффективным, подводящим коллектив. Такое незаслуженное отношение угнетает человека, вызывает негативные психические переживания, возможны даже стресс и депрессия, что может привести к халтурному исполнению обязанностей.

Отсутствие уравновешенной сбалансированности между узкой специализацией и универсальными знаниями. Ориентация на узкую специализацию делает из специалиста профессионального эксперта высшей категории, но сужает его творческий потенциал, ограничивает его возможности поиска альтернативных решений проблемы, поскольку он их просто не видит, не знает об их существовании. Спрос на таких специалистов узкой профессиональной направленности небольшой. Потеря по той или иной причине специальности заставляет вновь учиться, приобретать новые знания, набираться опыта. Это время (а оно несется только вперед) – ресурс, который не восстанавливается. Возникает и проблема статуса, материально-финансового обеспечения семьи, близких. Узкая специализация при определенных обстоятельствах может обернуться личной трагедией.

Универсальные знания, с одной стороны, позволяют думать глобально, а решать локально, т.е. решение проблемы может находиться в пограничных областях знаний. По многим профессиональным вопросам такой специалист выступает как эксперт, эрудит. Это также непотопляемость специалиста, он может легко перейти с одной специализации на другую. С другой стороны, опасность может скрываться в поверхностных знаниях, без понимания глубины профессиональных проблем.

Нередко в силу жизненных обстоятельств человек (юрист, философ, банкир, менеджер, инженер и др.) с отличными профессиональными знаниями, навыками, опытом оказывается не на своем месте, работает не по специальности, имеющиеся знания, навыки, опыт не востребованы на новом месте работы, что тормозит дальнейшее развитие его профпригодности в силу невостребованности. Итог: появляется устойчивое чувство разочарования и неудовлетворенности.

Несоответствие между личностно-профессиональными качествами и должностными обязанностями. Известная фраза «Тяжела ты, шапка Мономаха» означает, что нередко человек с недостаточно развитыми личностно-профессиональными качествами, но благодаря связям, «крыше», нужным знакомствам, общительности, умению угодить или просто «свой человек» занимает должность, с обязанностями которой не справляется. Это оборачивается низкой результативностью и высока вероятность внутренних переживаний (хотя последнее очень сомнительно).

Обратный вариант: специалист перерос свою должность, может справиться с большим объемом и более сложной и ответственной работой. Но в силу ложной скромности и заниженной самооценки не продвигается по карьерной лестнице. Это тормозит его развитие.

Из вышеизложенного вытекает общий вывод: профессиональная пригодность – эго две стороны одной медали: профессиональные качества и психические, психологические и физические характеристики индивида.

Если профессиональные качества приобретаются и формируются в процессе обучения и последующей практической деятельности, то личностные характеристики индивида даются от рождения и совершенствуются личностью. Некоторые из них напрямую зависят от состояния здоровья, качество других передастся по наследству, состояние третьих связано с возрастом – зрение, слух, моторика, дикция. Одни свойства в процессе жизненного цикла ухудшаются, другие, напротив, можно улучшить. Именно личностные качества составляют основу будущего специалиста.

  • Прутков Козьма Петрович – литературный псевдоним, под которым в середине XIX в. выступали поэты Алексей Толстой и братья Алексей, Владимир и Александр Жемчужниковы.

Увольнение по профнепригодности – что это такое, правовая база

В первую очередь, рассматривая вопросы увольнения по профнепригодности, следует отметить, что такое понятие, как «профнепригодность» в российском законодательстве встречается лишь в нескольких ведомственных документах. В то же время трудовое законодательство в целом не содержит такового термина и его объяснения. Однако на практике понятие профнепригодности используется достаточно часто, и именно профессиональная непригодность может являться причиной увольнения. При этом следует разделять виды профнепригодности:

  • По отсутствию квалификации, знаний, навыков. В данном случае профнепригодность обеспечивается либо личными качествами работника, либо просто несоответствием его имеющихся квалификации, навыков требуемым, для выполнения работы по занимаемой должности. С точки зрения трудового законодательства в случае означенной профнепригодности увольнение проводится по инициативе работодателя.
  • По медицинским показаниям и здоровью. Увольнение по профнепригодности в связи с состоянием здоровья предполагает, что работнику было выдано медицинское заключение, в соответствии с которым ему запрещено заниматься деятельностью на занимаемой ранее должности. При этом трудовое законодательство прямо допускает возможность расторжения трудового договора в данной ситуации, при соблюдении определенного установленного порядка.

Особое внимание как работодателям, так и работникам в данном случае следует обратить на положения следующих статей ТК РФ, рассматривающих увольнение по профнепригодности:

  • Статья 73 ТК РФ. Положения означенной статьи регулируют не вопросы увольнения по профнепригодности по здоровью, а перевода сотрудников. Однако также именно в означенной статье Трудового кодекса рассматривается возможность увольнения работника по медицинским показаниям, если осуществить перевод его на другую работу не было возможности.
  • Статья 77 ТК РФ. Положения означенной статьи регулируют порядок увольнения по профнепригодности, а также иные возможные основания для увольнения сотрудников. Именно на означенную статью ТК РФ с указанием пунктов и подпунктов необходимо ссылаться как на основание для увольнения при фиксации записи в трудовой книжке.
  • Статья 81 ТК РФ. Нормативы означенной статьи регулируют все случаи увольнения, которое проводится по желанию работодателя. И профнепригодность работника, не связанная с его здоровьем, а касающаяся недостаточной квалификации или неисполнения установленных требований труда относится именно к таким случаям.

Как провести увольнение по непригодности работника по инициативе работодателя

В случае, если сотрудник не исполняет свои должностные обязанности, либо если он не имеет достаточной для работы квалификации или образования, работодатель вправе уволить его по профнепригодности. При этом в первую очередь на работодателя возлагается обязанность доказать факт отсутствия профессиональной пригодности у работника. Таковой факт может выражаться как в вопросах соблюдения формальных требований – например, если законодательство предусматривает обязательное наличие определенного образования у работников на конкретных должностях, так и в фактическом неисполнении или неполном исполнении возложенных на трудящегося обязанностей.

Порядок увольнения по профнепригодности, соответственно статье 81 ТК РФ в целом должен быть следующим:

  1. Работодатель получает основания, для инициации процедуры увольнения. Это может быть отчетность, в которой отражено невыполнение сотрудником нормативов, жалоба от клиентов, других работников или третьих лиц, запись в книге жалоб, распоряжение инспекции по труду или иные документальные подтверждения факта наличествующей профнепригодности.
  2. На основании наличия доказательства профнепригодности, работодателем издается приказ об увольнении сотрудника. Данный работник должен быть в обязательном порядке ознакомлен с приказом, причем об ознакомлении необходимо составить отдельный акт – он потребуется, если работник захочет оспорить всю процедуру увольнения. Акт составляется в присутствии двоих свидетелей, которые также должны его подписать, а если сотрудник отказывается ознакомляться с приказом – то они должны подписать акт об отказе от ознакомления. При необходимости, работник имеет право потребовать от работодателя выдать копию приказа ему.
  3. На основании приказа в день увольнения работнику выдается его трудовая книжка с записью об увольнении по причине несоответствия занимаемой должности, или же неисполнения трудовых обязанностей. Также работнику выдается справка о доходах.
  4. После выдачи трудовой книжки, необходимо также обеспечить окончательный расчет с сотрудником – выдать положенную ему заработную плату и компенсацию неиспользованных дней отпуска.

Следует отметить, что конкретное проведение процедуры увольнения по профнепригодности может отличаться, так как под профнепригодностью могут подразумеваться разные основания для увольнения:

  1. Несоответствие занимаемой должности. В данном случае на работодателя возлагается обязанность обеспечить проведение проверки квалификации сотрудника, а сам работник имеет право пройти таковую проверку самостоятельно в аттестационном центре, аккредитованном на означенную процедуру.
  2. Грубое нарушение трудовой дисциплины. К таковым может быть отнесен прогул, нахождение на работе в состоянии опьянения и иные серьезные проступки.
  3. Неоднократное нарушение трудовой дисциплины. Если в отношении работника оформлялись дисциплинарные взыскания ранее, то второе дисциплинарное взыскание в виде выговора или замечания в течение одного года является законной причиной для увольнения.

Некоторые категории работников не могут быть уволены по профнепригодности. В частности, к ним относятся беременные женщины. Женщины, воспитывающие детей до 3 лет, имеют также определенные ограничения по увольнению, равно как и несовершеннолетние сотрудники – их работодатель может уволить только при согласовании данных действий с комиссией по делам несовершеннолетних.

Увольнение по профнепригодности по состоянию здоровья

В случае, если работа является вредной или опасной, а также содержит иные определенные факторы, устанавливающие ограничения по здоровью для выполняющих её работников, ухудшение состояния здоровья сотрудника может являться основанием для увольнения. Так, если работник получил медицинское заключение, подтверждающее его непригодность к работе, порядок действий работодателя будет в данном случае следующим:

  • Работодатель обязан предложить работнику перевестись на другую должность на предприятии.
  • В случае, если период, в течение которого работник будет иметь медицинские противопоказания к деятельности, меньше, чем четыре месяца – при отказе от перевода, или при отсутствии на предприятии должностей, работника следует отстранить от деятельности без сохранения заработной платы. Увольнение в данном случае запрещается нормативами трудового законодательства.
  • Если же работник должен быть переведен на срок свыше 4 месяцев, или же постоянно – в связи с длительным изменением состояния здоровья или невозможностью лечения,то при отказе от перевода на иную должность или же при отсутствии должностей, подходящих ему по уровню здоровья и квалификации на предприятии, он может быть уволен работодателем.
  • Следует отметить, что профнепригодность по состоянию здоровья в обязательном порядке должна подтверждаться медицинским заключением. При этом таковое заключение может быть как добровольно предоставлено сотрудником работодателю, так и быть истребовано работодателем, если локальные нормативные акты или законодательство требуют от сотрудника проходить периодический медосмотр или внеочередной медосмотр.

По профнепригодности по состоянию здоровья могут быть уволены различные категории сотрудников. Данное увольнение не считается производящимся по инициативе работодателя, поэтому ограничения, действующие законодательно на увольнение отдельных категорий трудящихся в этом случае, не действуют. Однако избавиться от беременной сотрудницы таковым образом все равно не получится – работодатель не имеет права увольнять ее, даже если ее положение не позволяет осуществлять трудовую деятельность.

Работодателю следует подтверждать факт ознакомления работника с имеющимися на предприятии должностями и фиксировать его отказ от трудоустройства на данные должности, если проводится процедура увольнения по профнепригодности в связи с состоянием здоровья. В противном случае у работодателя не будет фактических доказательств на случай возможного оспаривания процедуры увольнения сотрудником.

Возможные последствия увольнения по профнепригодности для работника

Увольнение по профнепригодности – это крайне неприятное явление для работника, по крайней мере в том случае, если профессиональная непригодность не обусловлена медицинскими показаниями. За счет того, что в трудовой книжке проставляется запись об увольнении с описанием полной формулировки, факт неисполнения трудовых обязанностей или нарушения дисциплины может стать крайне негативным аспектом в вопросах последующего трудоустройства, значительно испортив трудовой и карьерный путь самого сотрудника.

При этом на практике избавиться от данной формулировки в трудовой книжке можно несколькими способами:

  • Уволиться по собственному желанию. Многие работодатели сами предлагают своим сотрудникам при возникновении разногласий написать заявление на увольнение по собственному желанию. Однако в данном случае работник практически полностью теряет возможность последующего оспаривания увольнения и защиты своих прав в суде.
  • Увольнение по соглашению сторон. В данном случае работодатель может заключить с сотрудником соглашение. Данная запись в трудовой книжке наоборот свидетельствует о контактности сотрудника и не является негативной. При этом само соглашение может устанавливать практически любые возможные условия расторжения трудового договора.
  • Заведение новой трудовой книжки. Несмотря на то, что ведение двух трудовых книжек не является положительной практикой, законодательство также не запрещает работникам иметь несколько таковых документов.
  • Оспаривание увольнения в судебном порядке. Суд может признать проведенное увольнение незаконным – однако в данном случае бремя доказывания возлагается непосредственно на стороны трудовых взаимоотношений. По решению суда работник может добиться как восстановления на рабочем месте с уплатой компенсаций, так и просто изменения формулировки записи в трудовой книжке.