Продукция машиностроения

Особенности закупки продукции машиностроения

Потребителями продукции машиностроения являются сектора от сельского хозяйства до транспорта. Специфическая мера ограничения заказов иностранной продукции машиностроения (ПМ) предусмотрена в статье 3.1 Закона № 223-ФЗ, согласно которой отдельные виды товаров, определенные Правительством РФ, без согласования с Правительственной комиссией по импортозамещению не могут быть закуплены в рамках реализации крупных инвестиционных проектов.

Особенности применяются к заказам за счет средств, предусмотренных на реализацию инвестиционных проектов, если инвестпроекты:

  1. Внесены в специальный перечень (Порядок учета инвестиционных проектов определяется приказами соответствующих ведомств на основании Постановления Правительства РФ от 30.12.2015 № 1516, к примеру приказ Минкомсвязи России от 07.10.2016 № 489, приказ Минтранса России от 05.12.2016 № 372). Органом, уполномоченным на ведение реестра, является Министерство промышленности и торговли РФ.
  2. Стоимость превышает 10 млрд рублей (конкретная сумма устанавливается Правительством, п. 4 Правил Постановления от 30.12.2015 № 1516).

Инвестпроекты должны быть реализованы либо компанией с государственным участием, либо иными организациями, которым оказывается государственная поддержка (гос. гарантия по кредиту или финансовое обеспечение в размере не менее 10% от стоимости проекта за счет средств федерального бюджета, Внешэкономбанка, Фонда национального состояния).

Виды продукции машиностроения

В целях реализации указанной нормы распоряжением Правительства РФ от 31.12.2015 № 2781-р были утверждены отдельные виды товаров, закупки которых не могут быть осуществлены за пределами территории РФ без согласования возможности осуществления заказа с Правительственной комиссией по импортозамещению. В перечень вошли 139 видов, в том числе следующая продукция машиностроения: компьютерные томографы, генераторы, кабельная арматура, краны башенные, станки, вертолеты, ракеты и др.

ВАЖНО! Какую продукцию машиностроения производят в вашей республике, можно узнать на сайте Министерства торговли и промышленности.

Если заказчик планирует осуществить закупку отдельных видов ПМ, утвержденных Правительством РФ, за пределами РФ, то он должен согласовать возможность ее осуществления с Правительственной комиссией по импортозамещению. При этом общая стоимость товара одного вида в рамках инвестпроекта должна составлять не менее 150 млн руб.

К себестоимости продукции машиностроения относятся затраты предприятия на производство и реализацию продукции, выраженные в денежной форме.

Правила закупок

Если заказчик собирается закупать ПМ в рамках реализации инвестиционного проекта, то ему необходимо оформить специальный перечень перспективных потребностей в ПМ и с согласия Правительственной комиссии по импортозамещению опубликовать на сайте Единой информационной системы. На данный момент Перечни перспективных потребностей опубликованы АО «Российские железные дороги», и ООО «Энергогазинвест-Тула».

Пример Перечня по инвестиционному проекту «Модернизация железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской ж.д. магистралей с развитием пропускных и провозных способностей АО «РЖД»».

В перечень заносится информация о товарах, которые необходимы для реализации инвестиционного проекта, если цена единицы превышает установленную Правительством РФ величину, согласно Постановлению от 31.12.2015 № 1521. К примеру, при стоимости снегоочистителя более 2 млн руб, самолета и литейных машин — более 200 млн руб. и др.

Правительством также утвержден перечень товаров, при приобретении которых их эксплуатационные характеристики должны согласовываться с Правительственной комиссией по импортозамещению, согласно Распоряжению от 29.12.2015 № 2744-р (установки генераторные, суда, платформы плавучие, космические аппараты и др.).

Такие меры способствуют стимулированию спроса на товары отечественного машиностроения.

Тест по теме «Машиностроение»

Тест по теме » Машиностроение России.» 1 вариант.

1.Машиностроительные заводы в России расположены:

а) во всех районах б) только на западе в) в основном в Центральной России

2. Установите соответствие:

Производство Главный фактор размещения:

1. робототехники и ЭВМ а) близость потребителя

2. зерноуборочных комбайнов б) близость металлургической базы

3. горно-шахтного оборудования в) близость научных центров

3. Какой фактор имеет решающее значение для размещения точного машиностроения?

а) сырьевой и топливный б) трудовой и научный в) природные условия и потребительский

г) водный и транспортный

4. Установите соответствия.

Отрасль машиностроения. Центр машиностроения

1.тяжёлое. а) Тольятти Ульяновск Нижний Новгород

2.станкостроение. б) Екатеринбург Новокузнецк

в) Москва Санкт-Петербург Новосибирск

5. Производство предприятием однородной продукции …?

а) Кооперирование б) Комбинирование в) Специализация

6. Потребителями продукции машиностроения являются:
а) сельское хоз-во; б) сельское хозяйство и транспорт, в) сельское хоз-во, транспорт и машиностроение.

7. Укажите верное сочетание:
а) Челябинск – автомобилестроение, б) Мурманск – авиастроение,

в) Энгельс – производство троллейбусов.

8. Почему большинство машиностроительных предприятий расположено в крупных городах?

а) в них находится научно — конструкторская база б) в них находятся квалифицированные рабочие кадры

в) через них проходят крупные транспортные магистрали г) по всем названным выше причинам

9. Какие отрасли машиностроения размещаются в районах потребления продукции?

а) автомобилестроение в) сельскохозяйственное машиностроение

б) приборостроение г) электронное машиностроение

10. Какое утверждение является неверным?

а) главными формами организации производства в машиностроении являются специализация и

кооперирование

б) машиностроительный комплекс объединяет отрасли промышленности, производящие

оборудование для всех сфер народного хозяйства, а также предметы потребления

в) машиностроение по объему производства опережает все другие отрасли

г) одной из проблем машиностроения является низкое качество производимых машин

11. Почему для размещения сельскохозяйственного машиностроения имеет большое значение потребительский фактор?

а) сельскохозяйственная техника громоздка, и ее неудобно и дорого перевозить на большие расстояния

б) себестоимость производства сельхозмашин очень высока

в) с/х техника нужна во всех частях страны г) с/х относится к числу трудоемких отраслей

12. Район, благоприятный для размещения авиационного завода:

а)Норильск б) Чебоксары; в) Владивосток; г) Якутск.

13. Установите соответствие:

Отрасль машиностроения Фактор размещения

1.производство с/х машин а) научный

2.производство горно-шахтного оборудования б) потребительский

3.электронное машиностроение в) трудовой

4. автомобилестроение г) сырьевой

14. Наибольшее количество легковых автомобилей производится в :

1) Центральном экономическом районе 2) Уральском районе

3) Северо-Кавказском районе 4) Поволжском.

15. Укажите верное сочетание «город – отрасль машиностроения»:

1) Волгоград – автомобилестроение; 2) Петрозаводск – энергетическое машиностроение;

3) Мурманск – авиастроение; 4) Нижний Новгород – судостроение.

Тест по теме » Машиностроение России.» 2 вариант.

1. Наиболее крупные заводы тяжелого машиностроения расположены :

а) на Урале б) на Европейском Север в) Поволжье

2. К трудоемкому машиностроению относится:

а) приборостроение б) станкостроение в) металлургическое

3. К металлургическим базам тяготеют предприятия:

а) точного машиностроения б) тяжелого

4. Выделите район, благоприятный для размещения завода по производству с/х техники:
а) Якутия; б) Хабаровский край; в) Ростовская обл.

5. Установите соответствие:

Отрасль машиностроения фактор размещения

1. сельскохозяйственные машины а) трудовой

2. горно-шахтное оборудование б) сырьевой

3. электронное машиностроение в) научный

4. автомобилестроение г) потребительский

6. Район, благоприятный для размещения судостроительного завода:

а) г.Норильск б) Якутск в) Мурманск г) Екатеринбург

7. Какое утверждение является неверным?

а) главными формами организации производства в машиностроении являются специализация и

кооперирование

б) машиностроительный комплекс объединяет отрасли промышленности, производящие

оборудование для всех сфер народного хозяйства, а также предметы потребления

в) машиностроение по объему производства опережает все другие отрасли

г) одной из проблем машиностроения является низкое качество производимых машин

8. Какие отрасли машиностроения должны развиваться опережающими темпами в эпоху НТР?

а) приборостроение, электротехническое и энергетическое

б) автомобилестроение и сельскохозяйственное в) станкостроение и строительно-дорожное

9. На размещение предприятий машиностроения наибольшее влияние оказывают:

а) потребитель и источник дешевой электроэнергии б) источник дешевой электроэнергии и трудовые ресурсы

в) трудовые ресурсы и выгодное транспортное положение г) выгодное транспортное положение и источник воды.

10. Установите соответствия.

Отрасль машиностроения. Центр машиностроения

1.тяжёлое. а) Тольятти Ульяновск Нижний Новгород

2.станкостроение. б) Екатеринбург Новокузнецк

в) Москва Санкт-Петербург Новосибирск

11. Укажите правильные сочетания «центр речного судостроения-река » :

а) Сыктывкар-Волга б) Новгород-Волга в) Нижний Новгород-Волга

г) Астрахань-Дон д)Тюмень-Урал е) Благовещенск-Амур ж) Усть-Кут-Лена.

12. Предприятия тяжелого машиностроения размещаются на Урале, потому что:

а) здесь развит транспорт б) район обеспечен техническими и рабочими кадрами

в) здесь находится крупнейшая металлург.база г) в районе развита инфраструктура и электроэнергетика

13. Центрами сельскохозяйственного машиностроения являются:

А) Рязань и Владивосток Б) Курск и Нижний Новгород

В) Ростов-на-Дону и Красноярск Г) Краснодар и Новокузнецк.

14. Установите соответствие.

Отрасль машиностроения Фактор размещения

1. Сельскохозяйственное машиностроение а. Научный

2. Точное машиностроение б. Кооперации и специализации

3. Судостроение в. Сырьевой

4. Тяжелое машиностроения г. Потребительский.

15. Укажите верное сочетание «город – отрасль машиностроения»:

а) Челябинск – автомобилестроение;

б) Ижевск – производство тракторов;

в) Мурманск – авиастроение;

г) Владимир – производство тракторов

Экономика России, цифры и факты. Часть 10 Машиностроение.

Общие сведения

Машиностроение – одна из самых емких отраслей российской промышленности. Она включает в себя производство всевозможных машин, оборудования и приборов. Современное машиностроение состоит из более чем 200 подотраслей и производств. Всего в мире, в машиностроении занято более 80 млн. человек, а количество производимых индивидуальных изделий достигает 3 млн. В Российской Федерации в сфере машиностроения работает более 3.5 млн. человек.

Машиностроение является главной отраслью мировой промышленности. На мировой машиностроительный комплекс приходится около 35% стоимости всей выпускаемой в мире продукции. Главными центрами машиностроения являются США, Китай, Япония и страны Западной Европы.

В Российской Федерации объем выпуска продукции машиностроительных предприятий в 2014 году составил более 5.74 трлн. рублей. Это на 5.2% меньше чем в 2013 году. Но даже несмотря на такое падение, результат 2014 года является одним из лучших в машиностроительной отрасли. На долю машиностроения приходится около 20% объема выпуска всей обрабатывающей промышленности России.

Предприятия машиностроительного комплекса России расположены в основном в европейской части страны. Около 78% объема всей продукции выпускается в трех Федеральных округах. Лидером является Центральный Федеральный округ, предприятия которого производят около 1/3 всей продукции машиностроения. В процентном соотношении доля каждого из Федеральных округов выглядит следующим образом:

  • Центральный Федеральный округ – 31%
  • Приволжский Федеральный округ – 26%
  • Северо-Западный Федеральный округ – 21%
  • Уральский Федеральный округ – 8%
  • Сибирский Федеральный округ – 7%
  • Южный Федеральный округ – 4%
  • Дальневосточный Федеральный округ – 2%
  • Северо-Кавказский Федеральный округ – 1%

Отраслевая структура российского машиностроения состоит из трех основных отраслей:

  • Производство машин и оборудования;
  • Производство электрооборудования;
  • Производство транспортных средств.

Наибольшая доля в объеме производства в 2014 году приходится на производство транспортных средств – чуть менее 51%, что в денежном эквиваленте составляет 2 925 млрд. рублей. На долю производства электрооборудования, электронного и оптического оборудования пришлось 28% или 1 611 млрд. рублей и доля производства машин и оборудования составила 21% или 1 202 млрд. рублей.

Наибольшую рентабельность имеют предприятия связанные с производством электрооборудования – 8.1%, производство машин и оборудования – 7.1%, а предприятия занятые производством транспортных средств имеют самую низкую рентабельность 4.4%. Это худший показатель среди всех обрабатывающих производств, а средняя рентабельность этой отрасли в России равна 8.8%.

Помимо трех основных отраслей выделяют несколько важных подотраслей машиностроения, которые в некоторых классификациях рассматриваются отдельно от основной отрасли – это оборонно-промышленный комплекс (ОПК), авиастроение и судостроение.

Оборонно-промышленный комплекс

В 2014 году в состав оборонно-промышленного комплекса России входило 1 339 организаций на которых работало около 1.3 млн. человек. По количеству затрат на оборону Россия занимает 3 место в мире, уступая США и Китаю.

Структура ОПК России состоит из таких отраслей:

  • Авиационная и ракетно-космическая промышленность;
  • Судостроение;
  • Производство артиллерийского и стрелкового оружия;
  • Бронетанковая промышленность;
  • Приборостроение и радиоэлектроника;
  • Ядерно-оружейный комплекс.

Россия входит в число ведущих экспортеров оружия в мире. В среднем ежегодный экспорт/импорт оружия в мире достигает 150 млрд. долларов США. По итогам последних пяти лет Российская Федерация занимает второе место по экспорту оружия, на ее долю приходится 27% мирового рынка. А лидируют США, доля этой страны в мировом экспорте оружия составила 31%. Основными потребителями российского оружия являются Китай, Индия и Алжир, на эти страны пришлось около 60% всех сделок. А в целом продукция российского ОПК экспортируется в 56 стран мира.

Но основная часть продукции российского ОПК приходится на государственный оборонный заказ. В 2014 году сумма заказа правительства РФ на предприятия оборонного комплекса страны составила 1 трлн. 700 млрд. рублей, а в 2015 году она увеличилась на 100 млрд. рублей. За текущий год в войска Российской Федерации должны поступить:

  • 3 зенитно-ракетных комплекса;
  • 700 танков и бронемашин;
  • 1545 автомобилей различных классов;
  • 126 самолетов;
  • 88 вертолетов;
  • 5 надводных боевых кораблей;
  • 4 подводные лодки;
  • 50 межконтинентальных баллистических ракет.

Крупнейшим предприятием российского ОПК является концерн «Алмаз-Антей». Эта компания занимается разработкой и производством систем противовоздушной и противоракетной обороны. По итогам 2013 года концерн «Алмаз-Антей» занял 12 место среди всей производителей оружия в мире, с оборотом в 8.3 млрд. долларов США. Помимо концерна «Алмаз-Антей» еще 5 российских предприятий ОПК по итогам 2013 года имели оборот более 1 млрд. USD:

  • «Вертолеты России» – 3.4 млрд. USD;
  • «Объединенная двигателестроительная корпорация» – 2.6 млрд. USD;
  • «АХК Сухой» — 2.1 млрд. USD;
  • «Радиоэлектронные технологии» — 1.8 млрд. USD;
  • «НПК Иркут» — 1.4 млрд. USD.

Авиастроение

В состав авиационной промышленности Российской Федерации входят 250 предприятий, в которых работает около 400 тыс. человек, из них около 300 тыс. человек работает на производствах. Основная часть активов авиационной промышленности сосредоточена в двух компаниях «Объединенная авиастроительная корпорация» и «Вертолеты России». Общий оборот этих компаний в 2014 году составил чуть более 450 млрд. рублей.

Россия занимает второе место в мире по производству самолетов, но более 75% из произведенных машин составляют военные самолеты. В 2014 году было выпущено 39 гражданских авиалайнеров. По сравнению с 2013 годом, когда было выпущенное рекордное количество гражданских самолетов, падение составило 25%.

Больше всего в России производится самолетов Sukhoi SuperJet-100, в 2014 году их было изготовлено 31 шт. В 2013 компания «Гражданские самолеты Сухого» произвела 37 самолетов Sukhoi SuperJet-100. В 2014 году удельный вес этих самолетов в общем российском производстве составил 79.5%, в 2013 году этот показатель был меньше – 71%. Из 31 самолетов Sukhoi SuperJet-100 в 2014 году, 11 было отправлено на экспорт.

Помимо Sukhoi SuperJet-100 в России разрабатываются и производятся следующие марки самолетов:

  • Ан-148 ( в 2014 году было выпущено 5 шт.);
  • Ту-214 (в 2014 году было выпущено 3 шт.);
  • Ан-124 «Руслан»;
  • МС-21 (в стадии разработки).

Что касается вертолетостроения, то компания «Вертолеты России» также ориентирована на выпуск продукции военного характера. Доля гражданских вертолетов в общем выпуске не превышает 23.5%. В 2014 году было выпущено 37 гражданских вертолетов, из которых 20 было экспортировано.

Основные марки гражданских вертолетов выпускаемых в России – Ми-8, Ми-26, Ка-27, Ка-32.

Судостроение

Основная часть судостроительной промышленности Российской Федерации сосредоточена в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Северодвинске и Калининградской области. Всего в России действует около 1000 предприятий связанных с судостроением, судоремонтом, производством двигателей и оборудования для различных судов. При этом около 160 из них занимаются непосредственно судостроением. Самые крупные предприятия отрасли входят в «Объединенную судостроительную компанию».

Россию трудно назвать крупной судостроительной державой, ведь по итогам 2014 года доля РФ в общем мировом производстве судов составляет менее 0.5%. Всего в 2014 году портфель заказов на постройку судов в мире составил 117 млн. тонн валового тоннажа. Тоннаж заказанных судов в России составил 80.7 тыс. тонн.

Но, несмотря на малое количество заказанных судов, необходимо отметить тот факт, что заказанные проекты имеют довольно высокую стоимость. Так среди заказанных в 2014 году судов, два ледокола, стоимостью более 1 млрд. долларов каждый. А в целом на российских судостроительных заводах в производстве находятся 9 ледоколов. Они выпускаются только на двух верфях – Выборгском и Балтийском судостроительных заводах. Всего на российских верфях находятся в производстве около 150 судов, среди которых танкеры, сухогрузы, военные надводные корабли и подлодки, а также плавучая атомная станция и нефтяные платформы.

В 2014 году с верфей российских заводов сошло 57 судов, не считая прогулочных и спортивных судов. В 2013 году было сдано в эксплуатацию 71 судно. А больше всего за последние 5 лет, на воду было спущено судов в 2011 году.

Больше всего было изготовлено озерных и речных пассажирских судов, их доля в объеме производства в среднем составляет 55%, второе место занимают танкеры и нефтеналивные суда около 15% и примерно по 12% составляют грузовые и грузопассажирские суда и морские буксиры.

Производство транспортных средств

Помимо судостроения и авиационной промышленности, основными направлениями в отрасли производства транспортных средств является автомобилестроение и производство железнодорожного транспорта. Автомобильная промышленность является самой крупной отраслью машиностроения на ее долю около 27% всего совокупного выпуска. В российском автопроме занято около 900 тыс. человек, а доля в ВВП страны автомобильной промышленности составляет чуть более 1%.

В 2014 году в мире было произведено 89.74 млн. легковых автомобилей. Лидером отрасли является Китай, который произвел почти 26% всех автомобилей, следом идут США и Япония. Крупнейший европейский производитель автомобилей – Германия, по объемам производства отстает от КНР в 4 раза. Российская Федерация занимает 14 место, имея долю в мировом производстве 1.9%.

Из 1 739 600 произведенных в России автомобилей, 1 038 000 пришлось на иностранные бренды, что на 2.9% меньше по сравнению с 2013 годом. В свою очередь выпуск автомобилей отечественных марок составил 701 600, что на 16.5% меньше чем в 2013 году. А в целом по отрасли падение производства составило 9.7%.

Помимо снижения производства легковых автомобилей, в 2014 году снизилось производство автобусов на 18.2% до 43.2 тыс.шт., троллейбусов на 70.6% до 155 шт., грузовых автомобилей на 25.7% до 154 тыс.шт. Но зато наблюдался прирост в производстве прицепов для легковых автомобилей на 11.2% до 49.2 тыс.шт., а также тракторных прицепов и полуприцепов на 13% до 13 тыс. штук. Также на 988 шт. выросло производство автоцистерн, в 2014 году их было произведено 3 370 шт.

Флагманами российского автомобилестроения являются три компании: АвтоВАЗ, КАМАЗ и группа ГАЗ.

Крупнейший автопроизводитель России и Восточной Европы «АвтоВАЗ» сейчас контролируется альянсом Renault-Nissan. Кроме собственных разработок выпускаемых под маркой «Лада», на заводах АвтоВАЗА собирают Nissan Almera и Renault Logan. Помимо сборки автомобилей компания выпускает несколько моделей двигателей, а также комплектующие для автомобилей снятых с производства и для моделей выпускаемых за границей.

По итогам 2014 года АвтоВАЗ произвел 575 тыс. автомобилей. Это чуть более трети всего российского производства. Необходимо отметить, что автомобильный парк России на 57% состоит из автомобилей АвтоВАЗА. Оборот компании в 2014 году составил 189 млрд. рублей. На конец 2014 года на предприятии работало 52 тыс. человек.

КАМАЗ – ведущий производитель грузовых автомобилей в Российской Федерации. По объемам производства эта компания занимает 11 место в мире среди производителей тяжелых грузовиков. Помимо основного производства грузовых автомобилей и двигателей, на заводах компании выпускаются комбайны, автобусы, тракторы, электроагрегаты и комплектующие к ним.

По итогам 2014 года компанией КАМАЗ было реализовано более 35 тыс. автомобилей, из них экспортировано 6 тыс. На предприятиях компании работает чуть менее 41 тыс. сотрудников. Общий оборот в 2014 году составил 110.5 млрд. рублей.

Группа ГАЗ – российская автомобилестроительная компания, основным предприятием которой является завод ГАЗ в Нижнем Новгороде. Помимо этого завода, в структуру группы входят 13 предприятий разделенных на 5 дивизионов, разделенных по видам продукции. На сегодняшний день группа ГАЗ выпускает: легкие коммерческие и легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, двигатели и комплектующие.

Группа ГАЗ является лидером российского рынка по производству легких коммерческих автомобилей, а также производит около 70% автобусов на российском рынке. В структуре компании работает около 50 тыс. человек, выручка за 2014 год составила 120 млрд. рублей.

Железнодорожное машиностроение Российской Федерации представлено предприятиями выпускающими локомотивы, вагоны, а также занятых в сфере ремонта железнодорожного транспорта. На сегодняшний день, ситуация в отрасли очень сложная, так как спрос на продукцию на внутреннем рынке за последние годы снизился. Особенно это касается грузовых магистральных вагонов, производство которых является основным видом деятельности для многих предприятий железнодорожного машиностроения. По итогам 2014 года в России было произведено 54 500 грузовых вагонов, что на 10% меньше чем в 2013.

Такое падение объясняется в первую очередь профицитом грузового подвижного состава. Из имеющихся в наличии 1.2 млн. вагонов, профицит составляет 250 тыс. шт. Такой избыток вагонов привел к существенному снижению цен на продукцию (до 20% по итогам 2014 года), что вынудило российских производителей снизить объемы выпуска и уменьшить производственные планы на 2015 на 25 – 30%. Кроме этого, очень сильно повлияло на отрасль повышение цен на металл до 28%, в 2015 году по прогнозам экспертов повышение продолжится и составит 35%, а это может привести к серьезному кризису в отрасли железнодорожного машиностроения.

В 2014 году по сравнению с предыдущим годом снизился выпуск локомотивов на 15.6%. Это связано с сокращением инвестиционных программ монополиста железнодорожного транспорта в России ОАО «РЖД». Кроме этого, наибольшее падение коснулось производства рудничных тепловозов, которые закупаются промышленными предприятиями. По итогам 2014 года, выручка от продажи локомотивов снизилась на 4.2% и составила 66.6 млрд. рублей.

Что касается производства пассажирских вагонов, то здесь наблюдается дефицит подвижного состава. В 2015 году дефицит может составить около11%. Но, несмотря на то, что средний возраст пассажирских вагонов в России составляет 19 лет, (предельный возраст эксплуатации 25 лет), «Федеральная пассажирская компания» не спешит закупать новые вагоны. В 2014 году было закуплено всего 295 вагонов, что составляет 1.5% от общего вагонного парка. Такую ситуацию руководство «ФПК» объясняет отсутствием финансирования.

Всего в России насчитывается более 500 компаний занятых в сфере железнодорожного машиностроения, на которых работает около 200 тыс. человек. Крупнейшими предприятием отрасли является «Трансмашхолдинг».

Трансмашхолдинг – крупнейший производитель железнодорожного транспорта в РФ. В структуру холдинга, входит 16 предприятий, занятых в производстве ж/д транспорта и занимающихся научной деятельностью в этом направлении. В 2014 году компания снизила объемы производства и была вынуждена уволить около 10% сотрудников. Сейчас на предприятиях Трансмашхолдинга работают чуть более 50 000 человек, оборот компании в 2014 году составил 139.6 млрд. рублей.

Производство машин и промышленного оборудования

В этой отрасли машиностроения выделяют три основные подоотрасли – производство промышленного оборудования, производство строительной и сельскохозяйственной техники, производство бытовой техники. Несмотря на то, что эта отрасль имеет наибольшую номенклатуру производимых изделий, ее доля в машиностроении РФ самая маленькая – 21%. И последние несколько лет наблюдается снижение объемов производства.

Снижение объемов наиболее сильно затронуло производство сельскохозяйственной и строительной техники. В 2014 году было произведено:

  • Тракторов для сельского и лесного хозяйства – 6 700 шт. (Падение производства по сравнению с 2013 годом – 11.9%);
  • Комбайнов зерноуборочных – 5 700 шт. (падение 1.8%);
  • Комбайнов силосоуборочных – 241 шт. (падение 44.9%);
  • Бульдозеров – 699 шт. (падение 41.8%);
  • Экскаваторов – 2 000 шт. (прирост к 2013 10%);
  • Тракторов гусеничных – 493 шт. (падение 56.5%).

А вот в производстве бытовой техники в 2014 году наблюдался небольшой рост. Это коснулось практически всех видов выпускаемой продукции:

  • Холодильники и морозильники – 3.7 млн. шт. (падение 9.8%);
  • Стиральные машины – 3.9 млн. шт. (как и в 2013 году);
  • Пылесосы – 55.1 тыс. шт. (прирост 4.4%);
  • Электрочайники – 80.6 тыс. шт. (падение 70%);
  • Микроволновые печи – 1.285 млн.шт. (прирост 28.1%);
  • Электроплиты – 312 тыс. шт. (прирост 8.1%).

Производство электрооборудования

Эта отрасль машиностроения, единственная в 2014 году охарактеризовалась подъемом производства. По итогам 2014 года прирост объема отгруженных товаров составил 75 млрд. рублей или 4.7%.

В производстве электрооборудования, ключевой отраслью является производство электрических двигателей, аккумуляторов и телевизионной аппаратуры. Для производителей двигателей введена следующая классификация продукции:

  • Двигатели постоянного тока, мощность до 37.5 Вт.
  • Двигатели универсальные мощностью свыше 37.5 Вт.
  • Двигатели переменного тока мощностью от 750 Вт. до 75 кВт.

В отличие от электродвигателей, производство аккумуляторов и телевизионной аппаратуры в 2014 году выросло, на 7.6% и 8.7% соответственно. Что и стало основополагающим фактором прироста в отрасли.

Экспорт и импорт

Несмотря на то, что экспорт продукции российского машиностроения в 2014 году составил 28.29 млрд. долларов США, импорт той же самой продукции в Россию за отчетный период, превысил экспорт более чем в 5 раз. По сравнению с 2013 годом экспорт продуктов машиностроения сократился на 7.5%, что касается импорта, то его доля сократилась на 13%. В 2015 году также прогнозируется снижение российского экспорта машиностроительной продукции, но уменьшение импорта должно быть еще более значительным. Так как помимо, антироссийских санкций, которые ограничивают поставки машин и оборудования в РФ, правительство России, в ответ на санкции, приняло несколько указов запрещающих ввоз некоторых видов машиностроительной продукции на территорию страны. Например, в начале 2015 года был подписан указ «о запрете импорта товаров машиностроения для государственных и муниципальных нужд».

Основу российского экспорта составляют:

  • Оборудование для горнодобывающих и металлургических предприятий, производства компании «Уралмаш».
  • Самолет Sukhoi Superjet-100 производства «Гражданские самолеты «Сухого».
  • Продукция ОПК России, в том числе вертолеты, производимые концерном «Вертолеты Росси».
  • Космические аппараты
  • Оборудование для кузнечных и штамповочных производств, компании «Тяжмехпресс».
  • Энергетическое оборудование, производства компании «Силовые машины».

>Продукция машиностроения и ее применение

Продукция машиностроения и ее применение

Определение 1

Машиностроение – это одна из отраслей тяжелой промышленности, которая производит машины разного назначения, начиная от техники общего назначения и заканчивая оборонной продукцией.

Применение выпускаемой продукции повсеместно.

Цель производства продукции машиностроения заключается в повышении производительности труда и его облегчения, по средствам производимой продукции.

Продукция машиностроения:

  1. Гражданские самолеты и вертолеты
  2. Авиационные двигатели
  3. Радиолокация и радионавигация, средства радиосвязи
  4. Электродвигатели
  5. Деревообрабатывающее оборудование
  6. Буровое, горношахтное и нефтедобывающее оборудование
  7. Котлы и турбины
  8. Подъемно-транспортное оборудование
  9. Подвижной состав железных дорог
  10. Морские и речные суда
  11. Двигатели внутреннего сгорания, дизельные, тепловые, энергетические установки.
  12. Автомобили, троллейбусы, автобусы, прицепы
  13. Сельскохозяйственная техника, тракторы
  14. Холодильное и компрессорное оборудование
  15. Производственное оборудование (для переработки зерна, производства хлеба, переработки молока и др.)
  16. Технологическое оборудование (ткацкое, прядильное и т. п.)
  17. Микросхемы
  18. Батареи аккумуляторные

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Применение продукции общего машиностроения

Продукция транспортного машиностроения имеет две зоны применения – гражданская и военная. Выпуск и применение продукции часто зависит от исторического периода, например, в эпоху транспортной революции массовой потребностью пользовались грузовой водный и наземный транспорт. Это повлияло на быстрое и интенсивное развитие судостроения.

Отрасль транспортного машиностроения выпускает продукцию, широко используемую население (пассажирские суда, вагоны, лайнеры и т. п.).

Сельскохозяйственная техника применяется в сборе урожая, обработке земли, и т. п., так же зачастую данную технику применяют в качестве тягачей.

Продукция авиастроения служит как для гражданского, так и военного применения. Каждый год выпускается немало пассажирских самолетов, конечно при этом велик процент импорта бортового транспорта. Так же немало предприятий занимается оснащением военной обороны вертолетами и Боингами, а также комплектующими к ним.

Замечание 1

Наиболее сильной стороной России является производство железнодорожной продукции, такой как вагоны, составы (как пассажирские, так и грузовые), двигатели и другие комплектующие. Так же мы являемся наиболее крупным экспортером.

Применение продукции среднего машиностроения

Большим спросом пользуются легковые автомобили. Автомобили применяются для частного пользования, в настоящее время авто является неотъемлемой частью повседневной жизни. К тому же в России неплохо развит экспорт автомобильной продукцией, несмотря на то что, импорт развит гораздо лучше.

Тракторы по своему назначению используются населением в сельском хозяйстве (возделывание земли, в качестве тягача).

Станко-инструментальная продукция применяется для всех отраслей народного хозяйства. Производимая продукция (лесоперерабатывающие и металлообрабатывающие станки, оборудование и детали из металла, литейное и кузнечнопрессовое оборудование и тп) широко применяется на производстве.

Так же к среднему машиностроению относится отрасль танкостроения, продукция которой оснащает оборону страны.

Продукция робототехники применяется в области образования, как высокотехнологичный исследовательский инструмент.

На протяжении уже долго времени роботы применяются на производстве. Роботы заменяют людей в опасных и энергоемких операций. Особенно хорошо роботы используются в производстве автомобилей.

В сельском хозяйстве применение роботов началось сравнительно недавно, для ухода за культурами.

Так же свое место роботы нашли и в медицине, в качестве экзоскелетов, кардиостимуляторы и др.

Применение продукции точного машиностроения

В состав точного машиностроения входит такая отрасль как приборостроение, которая в свою очередь выпускает средства измерения (вольтметры, осциллографы, термометры, измерители звука и др), обработки информации и тп, которые применяются во многих отраслях и спектрах жизни.

Продукция радиотехнической и электронной промышленности широко применяется в отраслях народного хозяйства, в машиностроении, в связи, в транспорте, в повседневной жизни (телевизоры, магнитофоны, транзисторные радиоприемники, магнитолы и тп.

Продукция, выпускаемая радиотехнической промышленностью служат для удовлетворения потребностей населения бытовыми электроприборами.

Электротехническая отрасль выпускает оборудование для производства электроэнергии и передачи ее потребителям и преобразование ее в другие виды электроэнергии (механическую, тепловую и тп.).

Электротехническое оборудование применяется в строительстве, общественной инфраструктуре, в энергетике, здравоохранении, промышленности и др. производит такую продукцию как:

  • Аккумуляторы
  • Электротермическое оборудование
  • Силовые трансформаторы
  • Электродвигатели

4. Технологические особенности

Специализация – производство на предприятии какого-либо одного продукта, отдельных частей и деталей

Рис. 3. Виды специализации

Специализация бывает:

1. предметная – производство готовых изделий, (производство автомобилей, самолетов, компьютеров)

2. подетальная – производство отдельных частей и деталей, (производство автомобильных двигателей или металлических изделий (метизов)

3. технологическая – производство полуфабрикатов , выполнение отдельных операций технологического цикла, (сборочное производство)

4. функциональная – производство и предоставление услуг (продажа автомобилей заводом производителем)

На крупных машиностроительных заводах специализация наблюдается на уровне отдельных цехов, даже такое предприятие не выпускает всего объема необходимых комплектующих.Небольшие предприятия обычно бывают узкоспециализированы и их работа зависит от работы предприятий смежников. Поэтому так важно кооперирование.

Кооперирование –это установление производственных связей между предприятиями совместно участвующими в изготовлении конечной продукции.

Рис. 4. Кооперирование

Кооперирование бывает внутриотраслевое, когда взаимодействуют предприятия одной отрасли, одного межотраслевого комплекса.

Межотраслевое, когда взаимодействуют производства разных отраслей, разных комплексов.

Машиностроительные, электротехнические, инструментальные, метизные заводы, поставляющие свою продукцию на автосборочный завод – это предприятия машиностроения и кооперирование с ними носит внутриотраслевой характер, предприятия черной и цветной металлургии, химические, кожевенные, стекольные заводы, текстильные фабрики – это предприятия других межотраслевых комплексов. Кооперирование с ними это пример межотраслевого кооперирования.

5. Проблемы машиностроительного комплекса России

За 90-е годы значение машиностроительного комплекса в экономике России уменьшилось. Ряд предприятий были закрыты, на других сократился объем производства.

Особенно сильно сократились объемы производства сельскохозяйственной техники, станков, многих видов точного машиностроения.

Главной причиной этого являлось низкое качество производимой продукции по сравнению с импортной и разрыв после распада СССР производственных связей с предприятиями бывших республик.

В настоящее время положение несколько улучшилось благодаря инвестициям. Построены и строятся новые заводы, проведены реконструкция многих старых предприятий, налажены новые и восстановлены старые производственные связи.

Список рекомендованной литературы

Основная

  1. Таможняя Е.А. География России: хозяйство и регионы: 9 класс учебник для учащихся общеобразовательных учреждений М. Вентана-Граф. 2011.
  2. Экономическая и социальная география. Фромберг А.Э. (2011, 416с.)
  3. Атлас по экономической географии 9 класс из-во Дрофа 2012г.
  4. География. Весь курс школьной программы в схемах и таблицах. (2007, 127с.)
  5. География. Справочник школьника. Сост. Майорова Т.А. (1996, 576с.)
  6. Шпаргалка по экономической географии. (Школьникам, абитуриентам.) (2003, 96с.)

Дополнительная

  1. Гладкий Ю.Н., Доброскок В.А., Семенов С.П. Экономическая география России: Учебник — М.: Гардарики, 2000 — 752с.: ил.
  2. Родионова И.А., Учебное пособие по географии. Экономическая география России, М., Московский лицей, 2001. — 189с. :
  3. Сметанин С. И., Конотопов М. В. История черной металлургии России. Москва, изд. «Палеотип» 2002
  4. Экономическая и социальная география России: Учебник для вузов / Под ред. проф. А.Т. Хрущева. — М.: Дрофа, 2001. — 672 с.: ил., карт.: цв. вкл.

Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники

  1. География России. Энциклопедический словарь / Гл. ред. А.П. Горкин.–М.: Бол. Рос. энц., 1998.– 800с.: ил., карты.
  2. Российский статистический ежегодник. 2011: Стат.сб./Госкомстат России. – М., 2002. — 690 с.
  3. Россия в цифрах. 2011: Крат.стат.сб./ Госкомстат России. – М., 2003. – 398с.

Литература для подготовки к ГИА и ЕГЭ

  1. ГИА-2013. География: типовые экзаменационные варианты: 10 вариантов / Под ред. Э.М. Амбарцумовой. — М.: Издательство «Национальное образование», 2012. — (ГИА-2013. ФИПИ-школе)
  2. ГИА-2013. География: тематические и типовые экзаменационные варианты: 25 вариантов / Под ред. Э.М. Амбарцумовой. — М.: Издательство «Национальное образование», 2012. — (ГИА-2013. ФИПИ-школе)
  3. ГИА-2013 Экзамен в новой форме. География. 9 класс/ ФИПИ авторы — составители: Э.М. Амбарцумова, С.Е. Дюкова — М.: Астрель, 2012.
  4. Отличник ЕГЭ. География. Решение сложных задач / ФИПИ авторы-составители: Амбарцумова Э.М., Дюкова С.Е., Пятунин В.Б. – М.: Интеллект-Центр, 2012.