Продажа земельных участков иностранным гражданам в России

Какие земли могут приобретать иностранные граждане и иностранные компании в РФ? Какие документы нужны для оформления сделки купли-продажи земельных участков?

Территория Российской Федерации составляет одну восьмую часть земной суши. Как следует из отчетов различных ведомств, часть земель зарастает кустарником, мелколесьем и бурьяном, то есть не используется по своему назначению.

Земля в РФ может находиться:

— в собственности граждан и юридических лиц (частная собственность) (ст.15 ЗК РФ);

— в государственной собственности (ст.16 ЗК РФ);

— в собственности РФ (федеральная собственность) (ст.17 ЗК РФ);

— в собственности субъектов РФ (ст.18 ЗК РФ);

— в муниципальной собственности (ст.19 ЗК РФ).

А по целевому назначению земли подразделяются на следующие категории (ст.7 ЗК РФ):

— земли сельскохозяйственного назначения;

— земли населенных пунктов;

-земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

— земли особо охраняемых территорий и объектов;

— земли лесного фонда;

— земли водного фонда;

— земли запаса.

Отметим, что во многих странах покупка земли для иностранцев и иностранных компаний запрещена, но разрешена компаниям с участием иностранного капитала.

А может ли иностранец или иностранная компания купить земельный участок в России?

Обратимся к основному закону страны – Конституции РФ.

В п.3 ст.62 Конституции РФ закреплено, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ.

Важно!

То есть приобретение объектов недвижимости (к которому относятся земельные участки) иностранцами не запрещено. При этом существуют определенные ограничения.

Иностранным гражданам и лицам без гражданства земельные участки предоставляются в собственность исключительно за плату (п.4 ст.39.4 ЗК РФ). Иностранец не может приобрести землю в России на безвозмездной основе.

Ограничения в части приобретения земельных участков

В п.3 ст.15 ЗК РФ определено, что иностранные граждане, иностранные компании не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом РФ в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе РФ, и на иных установленных особо территориях РФ в соответствии с федеральными законами.

Это означает, что иностранцы и иностранные компании не могут выкупить земельный участок, который находится на приграничной территории или в границах морского порта (п.3 ст.15 ЗК РФ, ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 08.11.2007 г. №261-ФЗ).

Перечень приграничный территорий определен Указом Президента РФ от 09.01.2011 г. №26 «Об утверждении перечня приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками».

Важно!

Например, иностранцу или иностранной компании нельзя приобрести землю в Краснодарском крае в отношении следующих муниципальных образований: Ейский район, Каневской район, Мостовский район, Приморско-Ахтарский район, Славянский район, Темрюкский район, Туапсинский район, Щербиновский район, город-курорт Анапа, город-курорт Геленджик, город Новороссийск, город-курорт Сочи.

Ограничения имеются и в других правовых пунктах. Так, земли сельскохозяйственного назначения иностранцы могут ее использовать исключительно на правах аренды. Законодательством об огородничестве и садоводстве также установлены определенные ограничения в части приобретения в собственность земельного участка.

Важно!

Иностранные граждане, иностранные компании, лица без гражданства, а также компании, в уставном капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50%, могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 01.05.2016 г. №119-ФЗ (ст.3 Федерального закона от 24.07.2002 г. №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»).

Но на практике данное ограничение обходят. Так, иностранные компании и иностранные граждане создают на территории России фирмы («дочки», «дочки дочек») и приобретают землю.

Также ограничение по приобретению земельных участков содержат Федеральный закон от 30.11.1995 г. №187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации» и Закон Российской Федерации от 21.02.1992 г. №2395–1 «О недрах», которые закрепляют порядок пользования участками континентального шельфа и недрами.

Законодательством РФ запрещено иметь на праве собственности участки недр, участки континентального шельфа, участки лесного фонда. Эти объекты могут предоставляться иностранцам только на праве аренды и то при условии, что они имеют право заниматься соответствующим видом деятельности.

А если у иностранца двойное гражданство, одно из которых – РФ?

Возможность приобретения прав на земельные участки лицами с двойным гражданством была рассмотрена Минэкономразвития РФ в Письме от 12.10.2011 г. №Д02-7833. Как следует из разъяснений, лица, имеющие двойное гражданство, одно из которых российское, не могут быть ограничены в правах и свободах и не освобождаются от обязанностей, вытекающих из гражданства РФ, если иное не предусмотрено международным договором РФ или федеральным законом (п.4 ст.7 Федерального закона от 24.05.1999 г. №99-ФЗ «О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом»).

Таким образом, лицам, имеющих двойное гражданство нет запрета, на приобретение в собственность земельных участков, за исключением земельных участков, которые в соответствии с ЗК РФ, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Мункодугарова Александра Баировна, научный сотрудник отдела региональных экономических исследований БНЦ СО РАН, e-mail: orei.bnc@mail.ru

Семёнов Филипп Владимирович, аспирант Бурятского государственного университета, социолог отдела региональных экономических исследований БНЦ СО РАН, e-mail: orei.bnc@mail.ru

УДК 332.12 © О.Б. Ангапова

КЛАССИФИКАЦИЯ ПРИГРАНИЧНЫХ РЕГИОНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Данная статья является продолжением предыдущей публикации автора о приграничных территориях . В этой статье дана классификация приграничных регионов России, рассмотрены старые и новые границы РФ, выделены три региона, прилегающие одновременно к старым и новым границам России, рассмотрены типоло-гизации по географическому типу границ, по видам режима границ и уровни приграничья.

Ключевые слова: приграничный регион, классификация приграничных регионов России, старые и новые границы, географический тип границ, уровни приграничья.

O.B. Angapova

CLASSIFICATION OF CROSS-BORDER REGIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION

Россия имеет самую протяженную государственную границу в мире — более 60 тыс. км. Российская Федерация, гранича с 16 государствами, также занимает первое место по количеству стран-соседей. С распадом СССР и появлением на его территории новых государств в РФ большинство регионов стали приграничными.

На наш взгляд, наиболее полное определение приграничного региона дает Л.Б. Вардомский, согласно которому это «регионы, примыкающие к сухопутной границе, либо к пограничным или территориальным водам, по которым проходит линия разграничения территории государства; содержащие участок пограничной зоны» .

Приграничные регионы можно классифицировать по различным признакам, связанным с особенностями границ РФ. Первым признаком является давность границ. А.Г. Гранберг выделяет старые и новые границы России (табл. 1). К приграничным регионам со старыми границами относятся 18 субъектов РФ, имевших границу с другими странами до распада СССР. Среди них Республика Бурятия и Забайкальский край.

Таблица 1

Приграничные регионы со старыми границами

№ Регион Сопредельная страна и акватория Протяженность границ, км

1 Мурманская область Норвегия 219,1

Финляндия 1325,8

2 Республика Карелия

3 Республика Тыва Монголия 3235

4 Республика Бурятия

5 Забайкальский край

Китай 4159,3

6 Амурская область

7 Еврейская автономная область

8 Хабаровский край

9 Приморский край

КНДР 39,1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8 Хабаровский край Япония (морские границы), Тихий океан 16997,9

9 Приморский край

10 Сахалинская область

11 Камчатский край

12 Магаданская область

13 Чукотский автономный округ США (морские границы), Тихий океан, Северный Ледовитый океан

19724,1

14 Республика Саха Северный Ледовитый океан

15 Красноярский край

16 Ямало-Ненецкий автономный округ

17 Архангельская область

18 Ненецкий автономный округ

Всего 45700,3

Источник: составлено автором (данные пограничной службы ФСБ, сайта http://www.rosgranitsa.ru и официальных сайтов регионов РФ)

Общая протяженность старых границ составляет более 45 тыс. км. Из них около 20 тыс. км — границы Чукотского, Ямало-Ненецкого, Ненецкого АО, Республики Саха, Красноярского края и Архангельской области, проходят по берегам Северного Ледовитого океана.

На границах регионов РФ действует единая система управления инфраструктурой государственной границы РФ, включающая органы пограничного, таможенного, иммиграционного, санитарно-карантинного, ветеринарного, карантинного фитосанитарного контроля, другие государственные контрольные органы и иные организации, обеспечивающие работу пункта пропуска. В регионах со старыми границами инфраструктура преимущественно сохранена. Так, государственная граница РФ полностью оформлена с шестью странами (Норвегией, Финляндией, Польшей, Монголией, КНР, КНДР), пять из которых граничат с регионами РФ со старыми границами .

К территориям с новыми границами относятся регионы, получившие статус приграничных после распада Советского Союза — 26 субъектов (табл. 2). Обустройство новых границ потребовало значительных материальных, финансовых и трудовых ресурсов для создания приграничной инфраструктуры. В настоящее время на большей части территории новых границ России применяется упрощенный порядок пересечения границ . Кроме того, на некоторых участках границы функционирует система видеонаблюдения за состоянием подъездной дороги. В целом протяженность новых границ составляет более 13 тыс. км (более 20 % всех границ страны), из которых более половины приходится на границу с Казахстаном (55 %) — самую протяженную сухопутную государственную границу России. На Украину приходится около 20 % всех новых границ. На российско-украинском и российско-казахстанском участках границы установлено 249 мест пересечения границы жителями приграничных территорий России, Украины и Казахстана .

Таблица 2

Приграничные регионы с новыми границами

№ Регион Сопредельная страна и акватория Протяженность границ, км

1 Псковская область Эстония, Латвия 529

Белоруссия 1239

2 Смоленская область

3 Брянская область

Украина, включая Азовское и 2635,3

4 Курская область Черное моря

5 Белгородская область

6 Воронежская область

7 Ростовская область

8 Краснодарский край

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Грузия 594,9

9 Карачаево-Черкесская республика

10 Кабардино-Балкарская Республика

11 Республика Северная Осетия — Алания

12 Чеченская Республика

13 Республика Ингушетия

14 Республика Дагестан

Азербайджан 395

Каспийское море 580

15 Республика Калмыкия

16 Астраханская область

Казахстан 7248,6

17 Волгоградская область

18 Саратовская область

19 Самарская область

20 Оренбургская область

21 Челябинская область

22 Курганская область

23 Тюменская область

24 Омская область

25 Новосибирская область

26 Алтайский край

Всего 13221,8

Источник: составлено автором (данные пограничной службы ФСБ, сайта http://www.rosgranitsa.ru и официальных сайтов регионов РФ)

Следует отдельно выделить Псковскую область — единственный регион на западе страны, граничащий по суше с тремя зарубежными государствами: Белоруссией, Эстонией, Латвией, протяженность границ с которыми составляет 305 км, 254,4 км, 274,6 км, соответственно.

На наш взгляд, можно выделить еще один тип субъектов РФ — приграничные регионы, имеющие одновременно старые и новые границы. Эти регионы имели границу с зарубежными странами при существовании СССР и получили новые границы со странами бывшего СССР: Республика Алтай, Калининградская и Ленинградская области (табл. 3).

Таблица 3

Приграничные регионы с новыми и старыми границами

№ Регион Сопредельная страна Протяженность границ, км

1 Республика Алтай Казахстан, Китай, Монголия 650

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 Калининградская область Польша, Литва 550

3 Ленинградская область Финляндия, Эстония 535

Всего 1725

Источник: составлено автором (Данные пограничной службы ФСБ, сайта http://www.rosgranitsa.ru и официальных сайтов регионов РФ)

Калининградская область, являясь эксклавом России, имеет сухопутные границы с Республикой Польша и Литовской Республикой. 11 муниципальных образований области прилегают к административной границе субъекта протяженностью 550 км, из них 140 км приходится на морское побережье и 410 км — на границу с Польшей и Литвой. Республика Алтай граничит с тремя сопредельными странами по суше: Казахстаном, протяженность границ с которым составляет 350 км, Китаем — 50 км, Монголией — 250 км. Ленинградская область имеет береговую линию, протяженностью 330 км у Финского залива Балтийского моря, на западе область граничит с Эстонией по реке Нарова, где протяженность государственной границы составляет 68 км, а на северо-

западе — с Финляндией, на Карельском перешейке (137 км). Таким образом, протяженность старых границ составляет 75,3% от всей длины границ страны, новых — 21,8%, остальное относится к третьему типу границ.

Вторым классификационным признаком приграничных регионов является географический тип границы. Различают приграничные регионы РФ:

• с сухопутными границами;

• с морскими границами;

• с сухопутно-морскими границами.

Сухопутную границу имеют 25 регионов России. Из них 19 субъектов граничат со странами — бывшими республиками СССР. Республики Тыва и Бурятия, Забайкальский край, Амурская и Еврейская автономная области имеют сухопутную границу со странами Азии. Лишь Республика Алтай граничит одновременно со странами бывшего СССР и странами Азии одновременно.

Десять субъектов РФ имеют морские границы, и 13 регионов — сухопутно-морские. Границы Якутии, Красноярского края и Ямало-Ненецкого автономного округа выходят на Северный Ледовитый океан. Республика Калмыкия и Астраханская область граничат через Каспийское море с Казахстаном. Вместе с тем Сахалинская и Магаданская области, Камчатский край и Чукотский автономный округ имеют старые морские границы. Следует отметить, что регионы, имеющие морские государственные границы, называют прибрежными (приморскими) . В России большая часть прибрежных границ выходит на Северный Ледовитый океан. В данном вопросе особо выделяется Чукотский АО, который на востоке имеет границу с США. Отделяясь от Аляски лишь Беринговым проливом, Чукотка не имеет значительного взаимодействия с США в экономическом и торговом отношениях.

Из 60,6 тыс. км государственных границ России около 46 тыс. км приходится на границы, унаследованные от СССР, при этом 36,7 тыс. км являются морскими границами, выходящие к Тихому и Северному Ледовитому океанам. Таким образом, только около 9 тыс. км старых рубежей приходится на сухопутно-морские границы с зарубежными государствами.

Граница с КНДР, составляющая 17 км, представляет собой самый короткий участок сухопутной границы РФ и при этом является водным, т.к. проходит по фарватеру реки Туманная. Кроме того, российско-корейская граница имеет морской участок, протяженностью 22,1 км, относящийся к Японскому морю.

Российско-монгольская граница является второй по протяженности сухопутной границей среди российских рубежей, сохранившихся с советского времени, уступая лишь Китаю, и составляет 3485 км. Граница с Китайской Народной Республикой состоит из двух участков: пять регионов России, граничащих с провинцией Хэй-лунцзян и автономным районом Внутренняя Монголия КНР, и участок государственной границы, протяженностью 55 км между Республикой Алтай и Синьцзян-Уйгурским автономным районом.

Третьим классификационным признаком приграничных территорий является уровень открытости государственных границ. В соответствии с ним, как указывает С.С. Артоболевский, можно выделить приграничные регионы открытого и закрытого типов . Закрытый режим был установлен в СССР и действует на старых границах России, а также на новых — со странами Балтии, Грузией, Азербайджаном. Открытый тип — при новых границах со странами СНГ. Приграничные регионы с «закрытыми границами» соседствуют со странами, с которыми у России установлен визовый режим, при открытом режиме — преимущественно упрощенный порядок пересечения границ.

Подводя итог исследованию, можно сделать следующие выводы:

1) приграничные регионы классифицированы по трем признакам,

2) по давности границ различаются регионы со старыми и новыми границами,

3) по географическому признаку выделяют сухопутные, морские, сухопутно-морские границы регионов,

4) в зависимости от уровня открытости границ страны различаются открытый и закрытые режимы.

Литература

4. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: учебник для вузов. — М.: ГУ ВШЭ, 2000. — 495 с.

6. Пограничная служба ФСБ России. URL: http://ps.fsb.ru/international.htm (дата обращения 14.07.2012).

7. Решение Совета глав правительств при Межгосударственном совете Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации от 26 февраля 1999 года № 48 «О соглашении об основных принципах приграничного сотрудничества между государствами-участниками Договора об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях от 29 марта 1996 года».

8. Решение Совета глав правительств при Межгосударственном совете Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации от 24.11.1998 N 24 «О Соглашении об обеспечении свободного и равного права пересечения физическими лицами границ государств — участников Таможенного союза и беспрепятственного перемещения ими товаров и валюты».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Кабинетом министров Украины о порядке пересечения российско-украинской государственной границы жителями приграничных регионов Российской Федерации и Украины (Донецк, 18 октября 2011 г.).

10. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан «О порядке пересечения российско-казахстанской государственной границы жителями приграничных территорий Российской Федерации и Республики Казахстан» (Уральск, 3 октября 2006 г.).

УДК 631.14: 637.1 (571.54) © Е.А. Прежебыльская

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МОЛОЧНОЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ В АГРАРНОМ СЕКТОРЕ БУРЯТИИ

В статье рассматриваются основные тенденции развития и проблемы функционирования сельскохозяйственной потребительской кооперации в региональном молочном подкомплексе АПК. Особое внимание уделяется процессу кооперирования малых форм хозяйствования (а именно КФХ и товарных ЛПХ) с крупными (сельскохозяйственными организациями и перерабатывающими предприятиями), как важнейшему условию развития молочной потребкооперации.

Ключевые слова: потребительская кооперация, молочный подкомплекс АПК, личные подсобные хозяйства, крестьянские (фермерские) хозяйства, индивидуальные предприниматели.

E.A. Prezhebylskaya

PROBLEMS OF MILK CONSUMER COOPERATION DEVELOPMENT IN THE AGRICULTURAL SECTOR OF THE REPUBLIC OF BUTYATIA

Поддержка и развитие внутренних источников продовольствия и сырья является одним из основных гарантов обеспечения продовольственной безопасности в нашей стране. Но темпы роста импорта продовольственных товаров в Россию превышают темпы роста отечественного сельхозпроизводства. Особенно остро стоит проблема зависимости экономики страны от импорта животноводческой продукции, в том числе молока. Доля импорта в товарных ресурсах молока составляет 27%, в то время как продовольственная безопасность по молоку и молокопродуктам считается обеспеченной, если удельный вес отечественного производства по данной группе продуктов составляет 90%.

Данная проблематика приобретает особую актуальность и в связи с недавним вступлением России в ВТО, так как значительно усилилось влияние внешних факторов на обеспечение продовольственной безопасности России. По мнению теоретиков и практиков молочного подкомплекса АПК, в этих условиях снизилась конкурентоспособность отечественных производителей молочной отрасли, что влечет за собой потери, связанные в том числе с сокращением аграрного производства. Так, А. Даниленко (Национальный союз производителей молока «Союзмолоко») подсчитал, что в результате вступления в ВТО Россия уступила 20% внутреннего рынка молочных продуктов, кроме того, сократились объемы производства молока и более чем на 10% (в 2012 г. по сравнению с 2011 г.) снизились доходы производителей молока .

21 марта 2013 года в Санкт-Петербурге на Первом всероссийском съезде сельских кооперативов была утверждена концепция развития кооперации на селе на период до 2015 года, предусматривающая разработку федеральными и региональными органами управления АПК системных мер развития сельской кооперации, меха-

Ответ:

Операции на екатеринбургском рынке недвижимости действительно приносят хороший доход. Как отмечают специалисты, несмотря на некоторую понижающую корректировку цен в условиях экономического и финансового кризиса, екатеринбургский рынок остается одним из самых стабильных рынков недвижимости в России благодаря высокой покупательской способности, уменьшению объема предложений от застройщиков, отсутствию связи цен на недвижимость с долларом США.

Исходя из ст. 1196 Гражданского кодекса РФ, иностранные и российские граждане имеют одинаковые права на приобретение недвижимого имущества на территории России. Иностранцам разрешается приобретать жилую недвижимость без каких-либо ограничений (в отличие от земельных участков, покупка которых имеют немало ограничений). Правда, зарегистрироваться в купленном жилье постоянно (по месту жительства) не получится, поскольку регистрация по месту жительства возможна только для граждан России, в то время как иностранные физические лица регистрируются по месту пребывания, даже если объект недвижимости находится в их собственности. Не дает приобретение недвижимости в собственность и права на получение вида на жительство или гражданства России.

Процедура покупки недвижимости в целом такая же, как и для граждан РФ. Никаких специальных документов от иностранного лица не потребуется. Необходимо будет предъявить документ, удостоверяющий личность, а также — если лицо состоит в браке – согласие супруга на приобретение недвижимости, удостоверенное нотариусом. Если Вы собираетесь действовать через представителя, понадобится доверенность.

Все документы на иностранном языке должны быть надлежащим образом легализованы и переведены на русский язык. В Вашем случае надо учитывать, что Россия и Франция являются участниками Гаагской конвенции от 5 октября 1961г., отменяющей требования легализации официальных документов. Это значит, что французские документы могут быть легализованы по более простой процедуре путем проставления на них специального штампа (апостиля).

Поскольку в любой сделке с иностранным лицом необходимо учитывать и нормы государства его проживания и государства совершения сделки (в частности, правоспособность и дееспособность иностранного гражданина определяется в соответствии с законодательством государства его гражданства), лучше всего для сопровождения такой сделки воспользоваться услугами квалифицированного юриста или агентства недвижимости.