Проблемы развития бизнеса

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ

Е.А. БАЛАШОВА

Малый бизнес существует достаточно давно. Многие страны с развитой экономикой давно ощутили эффективность малых предприятий в экономике и научились решать многие проблемы связанные с фирмами, которые занимаются деятельностью в небольших масштабах. Эффективность малых предприятий определяется рядом их преимуществ по сравнению с крупными предприятиями:

1) обеспечение потребностей рынка теми товарами и услугами, которые крупным фирмам производить и оказывать нецелесообразно по экономическим и иным причинам;

2) высокая оборачиваемость капитала;

3) проявление новаторства.

В настоящее время в экономике России ключевым источником роста эффективности производства, насыщения рынка необходимыми товарами, услугами и повышения уровня жизни населения является развитие малого предпринимательства. Однако, в настоящий момент, малый бизнес объективно занимает более слабую позицию на рынке по сравнению с крупным и средним. С одной стороны, для малых предприятий характерны значительный потенциал роста и гибкость рыночного поведения, которые обеспечивают их выживание и развитие, и в то же время, для реализации этого потенциала требуется обеспечить доступ к ресурсам, дающим практическую возможность малым предприятиям осуществлять активную предпринимательскую деятельность. Понятие «потенциал малого предприятия» относится к наименее изученным категориям рыночной экономики: отсутствует единый алгоритм и инструментарий измерения и оценки потенциала малого бизнеса, его формирования и воспроизводства. Потенциал малого предприятия зависит от многих факторов, таких как технологическая оснащённость, профессиональный уровень подготовленности персонала, финансовые ресурсы, положение на рынке и т.д. Понятие «потенциал фирмы» определяется как степень использования ресурсов или как совокупность предпосылок развития.

Главной задачей потенциала малого предприятия является воспроизводство. Нельзя не отметить такую форму проявления воспроизводственной способности производственного потенциала, как техническое перевооружение и реконструкция производства.

Возможности воспроизводства напрямую зависят от тех ресурсов, которыми владеет малое предприятие. К ним относятся:

■/ технические ресурсы — производственное оборудование;

■/ материальные ресурсы — сырьё, материалы;

■/ кадровые ресурсы — численность и квалификация кадров и др.;

■/ информационные ресурсы — сведения о самой системе и её внешней среде;

■/ финансовые ресурсы — величина и использование денежных средств.

■/ управленческие ресурсы — способы принятия решений, система планирования, учёта, контроля и т.д.;

В настоящее время применяются различные подходы к оценке потенциала малого бизнеса, среди которых выделяются: сравнительный подход, при котором проводится сравнение рассматриваемой фирмы с фирмами-аналогами; затратный подход, связанный с оценкой имущества фирмы.

Инструментарий, используемый для вычисления потенциала, основан на наиболее полном выявлении перечня видов ресурсов и определении ограничений в их использовании . Отметим, что потенциал малого бизнеса в стране в полной мере не реализован.

Сегодня существует круг общих проблем, наиболее характерных для сферы малого предпринимательства, в первую очередь это:

— инвестиционные ограничения, дефицит первоначального капитала и оборотных средств;

— ограниченный сбыт продукции ввиду низкого платежеспособного спроса населения. Серьезной проблемой, тормозящей развитие малого предпринимательства, является

отсутствие комплексной правовой системы, прежде всего, на федеральном уровне, учитывающей интересы малого бизнеса. Назрела необходимость совершенствования налогового законодательства. Налоговая система должна обеспечивать не только упрощение, но и стимулирование роста промышленного производства.

На развитии малого бизнеса продолжает сказываться и высокая стоимость аренды нежилых помещений, несовершенство действующей административно-разрешительной и контрольной практики в отношении малого предпринимательства. Более того эти негативные моменты затрудняют продолжение эффективной деятельности и вынуждают направлять основные усилия не на расширение производства, а на борьбу за выживание.

Негативное воздействие на развитие малого бизнеса в сфере материального производства оказывают неразвитость производственной инфраструктуры, нехватка специализированного оборудования, слабость информационной базы.

Весьма остра проблема формирования финансовой базы становления и развития малого бизнеса. Для этого ему должны быть предоставлены определенные льготы.

К настоящему времени сделаны только самые первые шаги в правовом и организационном обеспечении формирования малого предпринимательства в качестве особого сектора экономики России.

Программой государственной поддержки малого сектора экономики определены приоритеты в развитии малого предпринимательства, среди них: глубокая переработка природных ресурсов, производство товаров народного потребления, туризм, инновационная деятельность, подготовка кадров для малого бизнеса.

При реализации мер поддержки малого предпринимательства необходимо предусмотреть формирование эффективных институтов рыночной инфраструктуры, товарного рынка и рынка ценных бумаг, инвестиционного и венчурного предпринимательства, информационной, консультационной и аудиторской деятельности, а также создание комплексной государственнообщественной системы поддержки малого предпринимательства, включая подготовку и переподготовку предпринимательских кадров, привлечение к этой сфере социально активных слоев населения. Следует также определить меры, обеспечивающие поддержку внешнеэкономической деятельности и привлечение иностранных инвестиций к развитию предпринимательства.

Для реализации данных программ должны быть привлечены не столько средства государственного бюджета, сколько возможности частного — отечественного, а при необходимости и иностранного капитала. Основным же направлением использования государственных ресурсов должно стать не выделение прямых инвестиций, а страхование и предоставление гарантий под кредит.

Одним из решающих условий углубления проводимых в России экономических реформ, способных вывести страну из кризиса, обеспечить ослабление монополизма, добиться эффективного функционирования производства и сферы услуг, является развитие малого предпринимательства.

В целом для развития предпринимательства в стране имеются необходимые предпосылки. К их числу следует, в первую очередь, отнести выгодное географическое положение, наличие сырьевой базы, квалифицированных кадров, свободных мощностей — все эти условия способствуют к развитию в стране различных видов деятельности. В нынешних условиях обострилась необходимость принятия неотложных мер по социально-экономической стабилизации в ряде районов и городов из-за значительного числа незанятых трудовых ресурсов. Расширение сферы малого предпринимательства является одним из ключевых факторов социально-экономической стабилизации территорий.

Большой плюс малых предприятий состоит в том, что многие из них оказываются более приспособленными, чем крупные компании, к условиям развития в кризисные периоды. Крупные фирмы не столь чувствительно и быстро реагируют на какие-либо колебания или изменения в экономике. Мелкие предприятия стали своеобразным индикатором общего состояния дел в экономике. Малый бизнес способствует созданию рабочих мест, техническому прогрессу, смягчению кризисных явлений, более полному использованию природных ресурсов, развитию конкуренции и структурной перестройке экономики. Малый бизнес обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Он не только способен заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться. Отметим, что развитие малых предприятий при преодолении кризиса создает благоприятные условия для оздоровления экономики. Для начала следует определить те отрасли и сферы экономики, в которых предприятия малого бизнеса играют решающую роль — это вся сфера услуг, в том числе технические услуги, включая ремонт и техническое обслуживание машин и оборудования; консультационные услуги; бытовое обслуживание населения; торгово-закупочные операции, а также посредническая деятельность.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Большое значение имеет способность малых предприятий расширять сферу приложения труда, создавать новые возможности не только для трудоустройства, но и предпринимательской деятельности населения. Предприниматели все чаще осознают необходимость использовать не только преимущества специализации, особую атмосферу творчества и заинтересованности, но и возможности, которые открываются при производственной кооперации: экономия на масштабах, совместные научно-исследовательские разработки, разделение риска.

Практика изучения зарубежного опыта показывает, что непременным условием успеха в развитии малого бизнеса является положение о том, что малые предприятия и малое предпринимательство нуждаются во всесторонней и стабильной государственной поддержке. Она осуществляется в различных формах, в первую очередь путем стимулирования производства наиболее приоритетных видов

продукции, предоставления налоговых льгот, дотаций льготного банковского кредитования, создания информационно-консультативных и научно-технических центров, развития системы страхования, организации материально-технического снабжения. Важную роль играют принятие и исполнение законодательства, разработка и реализация конкретных комплексных программ.

Литература:

2. Анискин Ю.П. Организация и управление малым бизнесом: Учеб. Пособие — М.: Финансы и статистика, 2005. — 160с.

3. Полякова, Е. А. Об оценке экономического потенциала малого бизнеса / Е. А. Полякова // Бухгалтерский учет. — 2007. — № 3. — С. 63-65.

В современной России сделаны шаги в сторону демократических преобразований и формирования рыночных отношений. Можно говорить о том, что миллионы российских граждан занимаются предпринимательской деятельностью, которая дает ощутимый экономический и социальный эффект. Однако, если рассматривать потенциальные возможности нашего общества, то доля предпринимательского сектора в укреплении рыночной экономики пока явно недостаточна. Развитие предпринимательства в регионах Российской Федерации сталкивается с многочисленными проблемами, которые являются в основном типичными:

1) отсутствие действенных финансово-кредитных механизмов и материально-ресурсного обеспечения развития малого предпринимательства;

2) пробелы в действующем законодательстве, особенно налоговом;

3) нехватка ресурсов, прежде всего финансовых;

4) сложность доступа к деловой информации – сведения о продукте, конкуренте и т.п.;

5) неурегулированность вопросов, связанных с защитой прав работников, занятых в малом бизнесе;

6) отсутствие положительного имиджа отечественного предпринимателя;

7) нестабильность экономической ситуации в стране;

8) недобросовестность крупного бизнеса;

9) доступ к кредитным ресурсам и высокая ставка кредитования (22%);

10) правовая неграмотность самих предпринимателей;

11) отсутствие явного развития производства;

12) высокая планка единого социального налога (26%);

13) недостаточность кадрового потенциала;

14) длительное оформление документации, особенно на землю.

Одной из важнейших проблем малого бизнеса в России явля­ется кредитование. Кредиты предоставляются только под залог или поручительство, которые не всегда могут предоставить ма­лые предприятия. Союзы малых предприятий, как и специаль­ные фонды, в настоящее время не выступают поручителями по кредитам, получаемым этими предприятиями. Отсутствуют спе­циальные банки по обслуживанию малого бизнеса. В особо труд­ном положении оказываются частные малые предприятия. Невоз­можность получения кредита исключает способность конкурировать с иными предприятиями.

Это, прежде всего, – проблемы широкого «теневого» сектора предпринимательской деятельности, сложность и запутанность регионального законодательства, высокие административные барьеры, препятствующие возникновению новых фирм, недостаточность налоговых поступлений от малых предприятий в региональный и местный бюджеты.

Предприниматели отмечают также проблему слишком высоких налоговых ставок, сложность и запутанность налоговой системы, сложность и несовершенство законодательства, регистрирующего предприятия, регламентирующего их деятельность, например, сертификацию продукции, лицензирование и так далее. Препятствия на пути предпринимательства получили наименование «административные барьеры».

АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ И ПРИНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РЕШЕНИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ПОДДЕРЖКУ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

Ю.И. Бедовская, студент

В.А. Симоненко, канд. ист. наук, доцент

Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина (Россия, г. Краснодар)

DOI: 10.24411/2411-0450-2019-10612

Аннотация. В статье рассматривается текущее состояние малого и среднего бизнеса в Российской Федерации. Приводятся данные статистики о роли субъектов малого и среднего предпринимательства в экономиках развитых стран мира. Определяются проблемы государственной поддержки, характерные для Российской Федерации. Анализируется опыт других государств, который можно адаптировать к реалиям отечественной экономики.

Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, государственная поддержка, государственные решения, малый бизнес, экономика, эффективность.

Развитию субъектов малого и среднего бизнеса, в достаточной степени определяющем состояние российской экономики, свойственен ряд значительный проблем, которые обуславливаются принятием и исполнением государственных управленческих решений. В особенности это касается механизма оказания поддержки предпринимательской сфере. На протяжении последних нескольких лет число малых предприятий постоянно увеличивается. В связи с этим такие субъекты экономических отношений становятся важными составляющими рыночной системы хозяйствования, оказывая влияние на формирова-

Исходя из официальных данных Федеральном налоговой службы РФ, приведенных в таблице 1 , можно сделать вывод, что число микропредприятий увеличилось за исследуемый период на 3,5%, при этом отмечается снижение числа малых и средних субъектов предпринимательства на 6,6% и 7,6% соответственно. Однако их

ние устойчивой и конкурентоспособной экономики страны. Стоит отметить, что стабильная экономическая обстановка напрямую сказывается на качестве и уровне жизни населения. Поэтому сегодня вопрос разработки эффективного механизма управления малым и средним бизнесом в Российской Федерации приобретает актуальный характер .

С каждым годом значение малого и среднего бизнеса в условиях рыночной экономики постоянно возрастает. При этом за последние три года (табл. 1) численность таких субъектов продолжает расти.

общее количество в начале 2019 г. достигло отметки в 6,041 млн. ед., что больше аналогичного показателя 2017 г. на 3%. Подобная динамика объясняется слабым уровнем государственной поддержки данного сектора экономики, в связи с чем, малые и средние предприятия вынуждены

Таблица 1. Общая численность предприятий малого и среднего бизнеса в России в пе-

риод 2017-2019 гг.

Размер предприятий 10.01.2017г. 10.01.2018г. 10.01.2019г. 2019г. к 2017 г., %

Микро З З7б 939 З 7З188З З 771 б2б 103,З

Малые 2б8 488 2б7 033 2З0 7З8 93,4

Средние 20 3З3 20 298 18 811 92,4

ВСЕГО З 8бЗ 780 б 03921б б 041 19З 103

закрываться или преобразовываться в го и среднего бизнеса в экономиках зару-

микропредприятия. бежных стран и Российской Федерации

Необходимо привести статистические (табл. 2) . данные за 2018 г., отражающих роль мало-

Таблица 2. Показатели роли малого и среднего предпринимательства (МСП) в развитых страна мира_

Показатель США Япония Германия Великобритания Сингапур Россия

Доля МСП в ВВП страны, % 52 51,6 57 52 53 22

Доля МСП к числу трудоспособного населения, % 50,1 69,5 69,3 55,5 62,3 27

Доля МСП к числу предприятий,% 97,6 99,2 99,3 99,1 98,5 42

Данные показывают, что во всех развитых странах, приведенных в таблице 2, доля предприятий малого и среднего бизнеса занимают практически 100% от общего числа предприятий, в то время, как в России их доля не достигает и 50%. При этом в других государствах, чьи экономики являются достаточно стабильными, свыше 50% трудоспособного населения заняты в деятельности малых и средних предприятий. К тому же, результаты деятельности таких субъектов экономики формируют более половины объема ВВП страны, но в РФ данная цифра не достигает и 25%. Следовательно, можно с уверенностью говорить, что в условиях рыночной экономики малые и средние предприятий могут обеспечить высокий уровень стабильности экономики государства. Однако для этого, в первую очередь, необходимо устранить имеющиеся проблемы и обеспечить должную поддержку бизнесу.

На сегодняшний день в Российской Федерации имеются следующие наиболее острые проблемы государственной поддержки малого и среднего бизнеса:

— наличие недостатков в правовой базе государственной поддержки бизнеса;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— слабый уровень развития инфраструктуры, обеспечивающей поддержку предпринимательству;

— низкая информационная помощь;

— отсутствие стабильности и нехватка финансирования мероприятий, направленных на обеспечение помощи субъектам предпринимательства на всех уровнях управления (федеральном, региональном и муниципальном);

— наличие административных барьеров различного характера и высокий уровень налоговой нагрузки;

— отсутствие четких мер по привлечению инвестиционных средств в малый и средний бизнес и др. .

В связи с этим целесообразным предложением будет формирование новых расширений и улучшение действующих механизмов государственной поддержки малого и среднего предпринимательства. Посредством этих механизмов удастся максимально эффективно использовать социально-экономические ресурсы и возможности субъектов бизнеса, следователь, продуктивно распределять бюджетные средства с получением в дальнейшем положительного экономического эффекта.

Также, в качестве возможного решения сформировавшихся проблем стоит обратить внимание на опыт других государств. Так, в Великобритании подобную деятельность осуществляет Национальное агентство по обслуживанию малого бизнеса, в Германии — Генеральный директорат малого и среднего бизнеса, ремесленничества, услуг и свободных профессий, а в США — Администрация малого бизнеса при Президенте США, которая является наиболее эффективный органов, что обусловлено развитостью сегмента малого и среднего предпринимательства относительно многих стран мира. В состав этого органа входят два независимых управления, Адвокатура и Генеральная Инспекция, четыре специализированных и множество функциональных отделений, которые, в свою очередь, возглавляются кураторами. Представительства Администра-

ции находятся в каждом штате, во всех крупнейших городах и административных округах. Деятельность всех структурных подразделений, в общей сложности, заключается в реализации долгосрочных программ по поддержке бизнеса на всех уровнях управления и разработке мероприятий по улучшению мер, направленных на помощь МСП . Наличие таких подразделений в каждом штате и крупном территориальном образовании способствует распространению политики поддержки малого и среднего бизнеса по всей стране, чего так не хватает в практике нашего государства.

Во многих государствах субъекты МСП получают значительный объем финансовой поддержки из бюджетов всех уровней, как прямым образом, так и косвенно. Первый вид помощи оказывается, как правило, через специализированные организационные фонды, к примеру, благодаря Администрации малого бизнеса в США. Второй вид непосредственно участие государства в различного рода финансовых проектах,

обеспечивая гарант в кредите или являясь прямым кредитором . Причем это активно применяет не только в США, но и в Японии, Германии, Англии и многих других, чья экономика развита гораздо сильнее, чем в Российской Федерации.

Таким образом, малое и среднее предпринимательство играет очень важную роль. Но без разработки и принятия государственных решений по оказанию поддержки его развитие может сократить темпы, а порой и вовсе остановиться, что отрицательно скажется не только на занятости населения, но и на устойчивости экономики в целом. Поддержка МСП является неотъемлемой частью государственной политики в любой стране, где РФ не относится к числу исключений. Поэтому органам государственной власти России необходимо проанализировать имеющиеся проблемы, связанные с поддержкой малого и среднего бизнеса, и воспользоваться опытом зарубежных стран, адаптировав его под реалии и состояние отечественной экономики.

Библиографический список

ANALYSIS OF THE STATE OF ENTREPRENEURSHIP IN THE RUSSIAN FEDERATION AND MAKING GOVERNMENT DECISIONS TO SUPPORT SMALL

AND MEDIUM BUSINESS

Yu.I. Bedovskaya, student