Проблемы правового регулирования в сфере здравоохранения

6 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2001. № 51, ст. 4831; 2013. № 27, ст. 3477.

7 Подробнее об этом см.: федеральные законы «О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации», «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и Закон РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

8 Подробнее об этом см.: Постановление Правительства РФ от 8 июля 2002 г. № 510 «Об утверждении Положения о порядке выплаты пенсий гражданам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы Российской Федерации» (с изм. и доп.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 28, ст. 2867; 2014. № 25, ст. 3300.

Г.Р. Колоколов

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И МЕТОД ИХ РАЗРЕШЕНИЯ

В статье выявляется очерченный современными исследователями широкий круг проблем, сопровождающих процесс оптимизации правового регулирования здравоохранения; посредством комплексных исследований устанавливается наиболее эффективный метод разрешения данных проблем — системный подход в форме теоретической концепции, обозначаемой как функциональная система.

G.R. Kolokolov

PROBLEMS OF LEGAL REGULATION OF HEALTH CARE AND THE METHOD OF THEIR RESOLUTION

Keywords: problem, legal, regulatory, health care, decision, system, temper, approach, functional, method.

Следуя по пути построения демократического правового социального государства1, Россия взяла на себя обязательства по охране здоровья граждан (ст. 7, 41 Конституции РФ), создавая при этом соответствующие правовые механизмы2.

С одной стороны, в условиях нового типа российской государственности появляется возможность оптимизации правового регулирования здравоохранения. С другой стороны, этот процесс сопровождается возникновением целого ряда правовых проблем, которые в значительной степени препятствуют реализации конституционных положений, гарантирующих право каждого гражданина на охрану здоровья. Создавшееся таким образом противоречие актуализирует тему данного исследования, направляя методологический ориентир на решение двух взаимосвязанных задач: 1) определить характер проблем, сопровождающих про-

© Колоколов Георгий Рюрикович, 2015

Кандидат медицинских наук, доцент кафедры правовой психологии, судебной экспертизы и педагогики (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: gkolokolov@yandex.ru

цесс оптимизации правового регулирования здравоохранения; 2) по результатам исследования указанных проблем установить методы их разрешения.

Следуя заданному методологическому ориентиру, с учетом результатов современных исследований в этой области можно выделить следующие актуальные проблемы правового регулирования здравоохранения.

Проблемы конституционных гарантий права граждан на охрану здоровья обозначил А.Е. Черных, который связывал их с незавершенностью соответствующего законодательства, в частности, с наличием в нем пробелов, коллизий и противоречий3.

A.Н. Пищита среди проблем правового регулирования здравоохранения выделил проблемы законодательного и научно-теоретического уровней. К законодательному уровню он отнес проблему совершенствования нормативно-правовой базы сферы охраны здоровья, а к научно-теоретическому — проблему проведения качественных теоретико-правовых разработок, посвященных признанию медицинского права как самостоятельной отрасли4.

B.Е. Негодов исследовал вопросы правового регулирования организации и управления процессами модернизации здравоохранения в Российской Федерации. При этом он установил, что основная проблема заключается в отсутствии межотраслевого законодательства, позволяющего систематизировать правовое регулирование всех инновационных процессов и процессов модернизации, возникающих на стыке различных отраслей права5.

Помимо представленных, есть, конечно, и другие работы, где авторы выделяют проблемы, возникающие из правового регулирования здравоохранения6. В совокупности указанные проблемы образуют сложный объект, эффективным методом исследования которого, на наш взгляд, является метод системного под- е

хода, позволяющий обеспечить «значительные открытия в науке, изобретения и

7 к

в технике и достижения в производстве»7. а

Общая теория систем — новое и в то же время достаточно утвердившееся на- о

правление в современной науке. Понятие «системность» давно вошло в обиход О

естественнонаучных дисциплин. Однако для социальных дисциплин системный О

подход по-прежнему достаточно нов, несмотря на большое количество работ а

отечественных и зарубежных ученых8. Отличаясь от других подходов изна- В

чальной и вполне осознаваемой ориентацией на изучение сложного объекта «как н

целого и разработку методов такого изучения»9, системный подход становится ю

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

действенным инструментом для исследователей процесса правового регулиро- g

вания здравоохранения. Так, например, Ч.Г. Олейник попыталась посредством С

системного подхода решить проблемы, связанные с систематизацией российского |

законодательства в сфере охраны здоровья населения. При этом она опирается |

на понятие систематизации законодательства как деятельности «по приведению |

нормативных правовых актов в определенное упорядоченное состояние в целях •

принятия сводного законодательного акта (кодекса) либо объединения множества ш

нормативных правовых актов в единый комплекс (сборник), необходимый для )

нужд правотворческой и правоприменительной практики»10. ^

В.Е. Негодов применил системный подход для систематизации норматив- 5 ных актов, регламентирующих вопросы модернизации в здравоохранении11. В частности, он разработал модель правового регулирования, основанную на взаимосвязанных правовых нормах, «ориентированных на регулирование организационных, имущественных и иных отношений, возникающих в процессе создания и коммерциализации продукта инновационной деятельности» в сфере

здравоохранения12. 185

Представленные исследования, как, впрочем, и другие подобные работы13, объединяет то, что их авторы опираются на системный научный подход в форме теоретической концепции под названием «общая теория систем», разработанной Л. Берталанфи.

Однако следует учитывать, что данная теория, ориентированная на понятие системы как комплекса взаимодействующих элементов14, так и не стала эффективным инструментом в исследовательской работе. По словам А.И. Уемова, «теория Берталанфи, ориентирующаяся на его определение, не является общей теорией систем. В лучшем случае это общая теория взаимодействий»15. Возникшую таким образом проблему попытались разрешить последователи Л. Берталанфи. К примеру, К. Черри под системой предложил понимать «целое, составленное из многих частей. Ансамбль признаков». Система в широком смысле — это «любое явление, описываемое на языке большого количества переменных»16. По У. Россу Эшби система — это любая совокупность переменных, выбираемых наблюдателем (экспериментатором) из числа переменных, свойственных реальной «машине». Поскольку список переменных, составленный наблюдателем (экспериментатором), «совершенно отличен от комплекса свойств реальной «машины», У. Росс Эшби под системой понимает абстрактную, а не реальную «машину». Под переменной автор подразумевает измеримую величину, имеющую в каждый данный момент определенное численное значение; под реальной «машиной» — абстрактную «машину»17. Р. Гибсон определил систему как «интегрированную совокупность взаимодействующих элементов, предназначенную для кооперативного выполнения заранее определенной функции»18.

Свой вклад в разрешение рассматриваемой проблемы внесли и отечественные а исследователи. В.Н. Садовский, к примеру, назвал системой определенным об? разом упорядоченное «множество элементов, взаимосвязанных между собой и з образующих некоторое целостное единство»19. По мнению А.И. Уемова, «системой » является любая вещь, на которой реализуются некоторые отношения, обладаю-I щие определённым заранее фиксированным свойством». Применяя принцип | двойственности, А.И. Уемов формулирует двойственное понятие системы: это ! «любая вещь, на которой реализуются некоторые свойства, находящиеся в 1 определенном, заранее зафиксированном отношении»20.

I В целом исследователи представили свыше 30 вариантов дефиниций систе-

5. мы21. Тем не менее, проблема так и не была разрешена. Дело в том, что Л. Бер->1 таланфи и его последователи, подчеркивая как центральное свойство системы | «взаимодействие множества компонентов» (близким является «упорядоченное» | или «организованное взаимодействие»), не ставили вопрос о том, какой именно | фактор упорядочивает до того «беспорядочное множество» и делает это послед-| нее функционирующей системой. Иначе говоря, «вопрос о системообразующем I факторе просто никогда не был поставлен в отчетливой форме системологами»22. | В результате все сформулированные дефиниции системы не отражали ее истин-3 ных свойств и поэтому, естественно, были не конструктивны, т.е. не помогали | ставить новых, более объемных вопросов для исследования. и Системообразующий фактор впервые удалось выделить П.К. Анохину. В

качестве такого фактора он определил фокусированный полезный результат системы, объясняя это следующим образом. Во-первых, такой результат представляет собой органическую часть системы, «оказывающую решающее влияние как на ход ее формирования, так и на все ее последующие реорганизации». Во-вторых, фокусированный полезный результат «делает недостаточным понятие 186 «взаимодействия» в оценке отношений компонентов системы между собой». Он

«отбирает все адекватные для данного момента степени свободы компонентов системы и фокусирует их усилие на себе». В-третьих, в случае, «если деятельность системы заканчивается полезным в каком-то отношении результатом, то «взаимодействие» компонентов данной системы всегда будет протекать по типу их взаимосодействия, направленного на получение результата». В-четвертых, «взаимосодействие компонентов системы достигается тем, что каждый из них под влиянием афферентного синтеза или обратной афферентации освобождается от избыточных степеней свободы и объединяется с другими компонентами только на основе тех степеней свободы, которые вместе содействуют получению надежного конечного результата». Таким образом, фокусированный полезный результат «является неотъемлемым и решающим компонентом системы, инструментом, создающим упорядоченное взаимодействие между всеми другими ее компонентами»23. Поскольку в концептуальной конструкции П.К. Анохина фокусированный полезный результат является, несомненно, функциональным феноменом, всю архитектуру он назвал функциональной системой24.

Концептуальная конструкция П.К. Анохина не только аргументирована автором, но и подтверждена результатами современных прикладных исследований. Так, например, Ф.А. Вестов успешно адаптировал системный подход в форме теоретической концепции под названием метода функциональной системы П.К. Анохина к процессам построения правового государства25; Р.Б. Хаметов — к процессам расследования преступлений26; Р.Р. Хаснутдинов — к юридической ответственности27; А.Д. Шминке — отечественному праву и законодательству28.

Поскольку метод функциональной системы П.К. Анохина сформулирован в пределах «общей теории систем», он с легкостью проецируется и на наши предметные исследования, точнее, посредством данного системного подхода представляется возможным разрешить проблемы, сопровождающие процесс оптимизации правового регулирования здравоохранения на современном этапе развития российской государственности.

Итак, в ходе решения поставленных задач были получены следующие результаты: во-первых, с учетом современных исследований установлен системный характер проблем, сопровождающих процесс оптимизации правового регулирования здравоохранения на этапе построения нашим обществом демократического правового социального государства; во-вторых, эффективное разрешение указанных проблем, на наш взгляд, возможно посредством адаптации к нашим конкретно-научным исследованиям метода системного подхода в форме теоретической концепции функциональной системы, сформулированной П.К. Анохиным.

1 См.: Осейчук В.И. Конституционные основы строительства демократического правового социального государства в России. Тюмень, 2006. С. 18.

4 См.: Пищита А.Н. Проблемы правового регулирования здравоохранения // Российская юстиция. 2005. № 9. С. 53-56.

7 Сурмин Ю.П. Теория систем и системный анализ: учебное пособие. Киев, 2003. С. 3.

8 См.: Калужский М.Л. Общая теория систем: учебное пособие. Омск, 2001. С. 3.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9 Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. М., 1973. С. 5-12.

11 См.: Негодов В.Е. Указ. раб. С. 21.

12 См.: Там же. С. 9.

14 Bertalanffy L. Problems of life. N.Y., 1960. P. 148.

15 Уемов А.И. Л. Фон Берталанфи и параметрическая общая теория систем // Системный подход в современной науке. М., 2004. С. 39.

16 Черри К. Человек и информация. М., 1972. С. 351.

17 Эшби У. Росс. Конструкция мозга. Происхождение адаптивного поведения. М., 1962. С. 38-40.

18 Цит. по: Уемов А.И. Системный подход и общая теория систем. М., 1978. С. 107.

20 Уемов А.И. Л. Фон Берталанфи и параметрическая общая теория систем // Системный подход в современной науке. С. 40-41.

22 Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М., 1975. С. 24-25.

23 Там же. С. 34, 37-38.

24 См.: Там же. С. 35.

26 См.: Хаметов Р.Б. Системный подход к расследованию преступлений. Саратов, 2014. С. 5-93.

Е.О. Пазына

ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ И ПРИНЯТИЯ БЮДЖЕТА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА ПОСЛЕ ЛИССАБОНСКОЙ РЕФОРМЫ*

В статье анализируется современный правовой механизм разработки и принятия бюджета Европейского Союза. Исследуются влияние многолетнего финансового рамочного плана на ежегодную бюджетную процедуру; полномочия Европейской комиссии и институтов бюджетной власти, проблемы межинституционального сотрудничества и последствия отклонения бюджета, а также правила внесения в него поправок. Выделяется ряд элементов стадии разработки и принятия бюджета Европейского Союза, которые могут быть использованы для совершенствования механизма финансирования Евразийского экономического союза.

Ключевые слова: разработка и принятие бюджета ЕС, Лиссабонская реформа, многолетний финансовый рамочный план, институты бюджетной власти, межинституциональное сотрудничество, Евразийский экономический союз.

© Пазына Евгений Олегович, 2015

Кандидат юридических наук, доцент кафедры европейского права и сравнительного правоведения (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: epazyna5@yandex.ru

* Статья выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда в рамках гранта «Правовое регулирование механизма наднационального финансирования Европейского Союза: проблемы, перспективы развития и возможности применения европейского опыта в интеграционных образо-188 ваниях с участием России (на примере Евразийского экономического сообщества)» (проект № 14-03-00203).

Современные информационные технологии (ИТ) занимают все более важное место во всех сферах человеческой деятельности, и здравоохранение — не исключение. Современные медицинские организации производят и накапливают огромные объемы данных. От того, насколько эффективно эта информация используется врачами, руководителями, управляющими органами, зависят качество медицинской помощи, уровень жизни населения, развития страны. Перспективы развития новейших информационных технологий в украинской медицине были рассмотрены 26 мая в ходе круглого стола, организованного общественной организацией «IT Альянс» при поддержке Комитета Верховной Рады Украины по вопросам здравоохранения (Комитет).

В обсуждении этой актуальной темы приняли участие более 60 человек, среди которых — члены профильного комитета, представители МЗ Украины, Национальной академии медицинских наук Украины, Киевской городской государственной администрации, Посольства США в Украине, Всемирного банка, руководители американских и европейских компаний — разработчиков и поставщиков медицинских информационных систем, руководители областных департаментов здравоохранения, юристы и другие специалисты.

Участников круглого стола поприветствовал Андрей Бирюков, президент «ІТ Альянс», отметив, что цель мероприятия — обозначить основные направления и идеи, в которых бы ІТ-отрасль могла быть полезна медицине.

Концепцию создания национальной информационной системы здравоохранения (НИСЗ) на примере Словакии представила Нина Шараевская, заместитель директора компании IQusion. НИСЗ — это информационно-коммуникационное централизованное решение электронного здравоохранения, предназначенное для поддержки работы системы здравоохранения, автоматизации ее процессов, обеспечения взаимодействия и обмена клиническими данными пациентов между учреждениями здравоохранения и другими участниками системы. НИСЗ построена по принципу облачной архитектуры и управляет централизованными приложениями и хранилищами данных; интегрирует существующие медицинские информационные системы, обеспечивая централизованное хранение данных о пациентах и доступ к ним. Кроме того, в ее основе пациенториентированный подход, который позволяет пациенту получить доступ к персональному электронному паспорту здоровья, а также регулировать доступ к персональным клиническим данным.

Докладчик представила концептуальную архитектуру НИСЗ Словакии, а также были рассмотрены особенности данных, собранных в системе. Так, клинические данные, касающиеся предоставления медицинских услуг, создаются и хранятся в базе данных медицинских информационных систем учреждений здравоохранения. Параллельно НИСЗ содержит в облачном централизованном электронном хранилище медицинских данных необходимую информацию о назначениях, лечении, медицинских заключениях, результатах лабораторных исследований, вакцинации, выписках, личных данных пациентов. Клинические и персональные данные хранятся отдельно и связаны между собой уникальным кодом с целью обеспечения требуемого уровня безопасности. Для ведения статистики и построения базы данных используются обезличенные клинические данные, которые хранятся в централизованном хранилище совместно с персональными данными.

В Словакии сохранены все медицинские информационные системы, ранее внедренные в учреждениях здравоохранения, и для их интеграции с НИСЗ была введена сертификация с целью обеспечения безопасности и достоверности данных. Интеграция с централизованными приложениями и централизованным хранилищем данных выполняется поставщиками приложений посредством web-сервисов при использовании защищенных каналов связи. С целью аккумуляции всех необходимых данных в централизованном хранилище НИСЗ требует интеграции всех медицинских информационных систем учреждений здравоохранения: первичной медико-санитарной помощи, больниц, аптек, лабораторий. Все они могут просматривать клинические данные пациента, хранящиеся централизованно при наличии соответствующих прав и доступа. Согласно законодательству только пациент и его семейный врач имеют доступ к его электронному паспорту здоровья, пациент также управляет доступом к нему.

Централизованные приложения включают:

  • национальный портал здравоохранения;
  • электронный паспорт здоровья;
  • электронный реестр пациентов (создание, управление, выписка рецептов врачами и доступ к ним фармацевтов);
  • управление пациентами.

Ключевыми пользователями национального портала здравоохранения являются граждане страны, иностранцы и медицинские работники. Для первых портал содержит информацию о выборе индивидуальных медицинских услуг, справку о необходимых действиях в экстренных ситуациях, информацию о медицинском образовании, базу знаний о здоровье, заболеваниях, препаратах, организме человека, а также доступ к электронному паспорту здоровья. Медики получают данные о законодательстве, административную и организационную информацию, базу данных исследований, сведения о возможностях образования и дистанционного обучения. Для иностранных граждан доступна основная информация о медицинском обслуживании на различных языках, возможности оказания помощи в экстренных ситуациях.

Электронный паспорт здоровья содержит общую и жизненно важную информацию о пациенте, медицинские записи, данные о вакцинации, лечении и предписаниях врача, информацию о страховых случаях, личные отметки пациентов. Что касается электронного реестра пациентов, эта система позволяет контролировать взаимодействие выписываемых и принимаемых лекарств, противопоказания по приему назначенных препаратов с учетом диагноза пациента, противопоказания с учетом аллергии, возможную передозировку, возможность подбора оригинальных лекарств или генериков на основании международных непатентованных наименований (МНН). Система также содержит нотификацию о наличии других ограничений при приеме лекарств. Безопасность системы достигается благодаря многоуровневой защите. Для входа в медицинскую информационную систему и НИСЗ лечащему врачу необходимы логин и пароль, а также eCard, с помощью которой клинические данные хранятся и передаются в зашифрованном виде. Для доступа к персональному электронному паспорту здоровья и предоставления прав доступа другим лицам пациентам необходимы eID, логин и пароль.

Завершая доклад, Н. Шараевская перечислила следующие преимущества системы электронного здравоохранения для государства, самой системы здравоохранения и в частности медицинского страхования:

  • содействие достижению целей здравоохранения;
  • улучшение результатов медицинского обслуживания за счет информационно-коммуникационной поддержки;
  • возможность повторного использования данных о пациенте;
  • снижение административной нагрузки на врача;
  • снижение стоимости медицинского обслуживания;
  • внедрение современных медицинских технологий;
  • принятие нового законодательства, которое поддерживает электронное здравоохранение.

С чего стоит начинать внедрение НИСЗ в Украине? По мнению докладчика, необходим переход от модели здравоохранения Семашко к пациенториентированному подходу; внедрение адаптированных для Украины европейских терминологических словарей; введение тарификатора себестоимости медицинских услуг и референтных цен на лекарственные средства; утверждение перечня гарантированных бесплатных услуг для всех видов медицинской помощи; переход к страховой медицине; акцентирование внимания на телемедицине; получение удаленных консультаций из дома и при проведении операций, непрерывное измерение жизненно важных функций.

Леонид Чернявский, юрист практики здравоохранения и фармацевтики Адвокатского объединения Arzinger, представил доклад «Когда программное обеспечение становится медицинским изделием: последствия для разработчиков и учреждений здравоохранения». Сегодня индустрия программного обеспечения в сфере здравоохранения охватывает множество продуктов. Это базы данных пациентов, назначение на прием, управление протезами, справочная информация, мониторинг дыхания, сердцебиения, движения, диагностика заболеваний по фотографии, по введенным симптомам, программное обеспечение как часть медицинского изделия, экспресс-тесты, телемедицина и т.д.

Как отмечено в Техническом регламенте относительно медицинских изделий, который вступает в действие с 1 июля сего года, медицинское изделие — это любой инструмент, прибор, аппарат, устройство, программное обеспечение, материал или другое изделие, применяемое как отдельно, так и в комбинации. Таким образом, в некоторых случаях программа может быть определена как медицинское изделие с обязательным проведением оценки соответствия продукции требованиям технических регламентов. Выбор модуля оценки соответствия зависит от класса потенциального риска применения. Для продукции І класса производителю достаточно обеспечить внутренний контроль производства, составить декларацию о соответствии такого медицинского изделия Техническому регламенту, проинформировать Государственную службу Украины по лекарственным средствам (Гослекслужба), после чего производитель имеет право выпускать медицинское изделие на рынок. Для медицинских изделий других классов проводится оценка соответствия с привлечением назначенного органа.

Для продукции класса безопасности ІІа, ІІб, ІІІ обязательно проведение процедуры оценки соответствия с привлечением соответствующего органа. Перед выпуском на рынок производители медицинских изделий будут обязаны нанести национальный знак соответствия и будут подпадать под рыночный контроль со стороны Гослекслужбы. За нарушения законодательства в сфере оборота медицинских изделий предусматривается как административная, так и уголовная ответственность их производителей и распространителей. При этом уплата штрафов не освобождает от ответственности за вред, причиненный потребителю. Остается нерешенным вопрос, какую ответственность будет нести медицинское учреждение в случае использования медицинского изделия, не прошедшего процедуру оценки соответствия. Скорее всего, будут инициированы соответствующие изменения в Лицензионные условия осуществления хозяйственной деятельности по медицинской практике.

Завершая доклад, Л. Чернявский отметил, что для дальнейшего развития сферы программного обеспечения в здравоохранении необходимы профессиональные кадры, подготовка и внедрение разъяснений или адаптация разъяснений, существующих в ЕС, США, разработка стратегии рыночного надзора (в первую очередь мониторинг опыта других стран), поощрение внедрения информационных технологий в систему здравоохранения (создание реестра пациентов, применение клинических протоколов и т.д.).

Возможные практические шаги относительно внедрения информатизации здравоохранения рассмотрел Андрей Ганул, директор медицинского департамента «ЗДОРОВ-ИНФО». Информационная система здравоохранения должна быть разделена на 2 составляющие: базы данных и программы управления ними. Среди обязательных докладчик назвал базы данных пациентов, медицинских работников, лекарственных средств, медицинских изделий, медицинской информации, операторов услуг на медицинском рынке, донорских органов, крови и препаратов из них. Необходимы следующие программы:

Для внедрения этих предложений необходимы изменения на законодательном уровне, в том числе появление идеологии, что в центре здравоохранения должен находиться пациент, а не лечебное учреждение. Введение информатизации является неотъемлемой частью реформы всей системы здравоохранения Украины. Программное обеспечение должно работать на существующем оборудовании и быть совместимым с аналогичными программами в странах ЕС. По мнению выступающего, развитие информационной системы и предоставление программного обеспечения должно осуществляться за счет профессиональных посредников.

Андрей Мележик, директор по работе с клиентами компании «Приоком», рассмотрел инфраструктурные составляющие IТ-проектов здравоохранения. Реализация масштабных прикладных задач требует тщательного подхода к развитию IТ-инфраструктуры. Консолидация, виртуализация и IaaS (Infrastructure-as-a-Service — инфраструктура как услуга) — общемировые принципы создания эффективной инфраструктуры, и в Украине уже существуют ресурсы и опытные специалисты, которые могут реализовать такие проекты национального масштаба.

Присутствующие ознакомились с опытом разработки и внедрения современных медицинских систем, которым поделился Всеволод Качмар, директор по продажам и маркетингу медицинской информационной системы «Доктор Элекс».

Использование ресурсов виртуальной организации «МедГрид» для консультаций врача функциональной диагностики рассмотрел Виталий Вишневский, ведущий научный сотрудник отдела обработки и отображения визуальной информации Института проблем математических машин и систем НАН Украины.

Докладчики отмечали важность создания единой базы данных всех граждан страны, так как ни одна из используемых сегодня не соответствует требованиям времени. Однако, учитывая современные реалии, мысль о единой информационной базе выглядит фантастикой, поскольку медики вросли в тотальный документооборот и ценность цифровых данных пока не осознают, а документация на бумаге давно уже требует перехода на цифровой формат.

А. Бирюков предложил объединить ресурсы и усилия представителей IТ-бизнеса и практикующих медиков, и тогда будет ясно, как именно необходимо действовать. Начинать следует с создания IТ-стратегии, которая задекларирует, в каком направлении будет двигаться Украина. Ее элементы должны быть интегрированы и в стратегию реформирования здравоохранения. Необходимо подготовить нормативную базу, а также разработать и внедрить стандарты в области информатизации. Было отмечено, что представители IТ-отрасли готовы к решению задач любой сложности, однако таких заказов со стороны системы здравоохранения пока что не поступает.

Профессор Олег Майоров, заведующий кафедрой клинической информатики и информационных технологий в управлении здравоохранением Харьковской медицинской академии последип­ломного образования, отметил, что не следует полагать, что в Украине информатизацию медицинской отрасли надо начинать с нуля. С 1992 г. функционирует Украинская ассоциация «Компьютерная медицина» (УАКМ) — независимая неправительственная некоммерчес­кая организация, объединяющая научно-исследовательские институты, университеты, научные общества, лечебные учреждения, производителей медицинского программного обеспечения, провайдеров сети Интернет, страховые компании. Членами ассоциации являются более 1600 специалистов. В 1994 г. УАКМ стала национальным членом Европейской федерации медицинской информатики, в 2007 г. — национальным членом Европейской ассоциации менеджеров IТ-технологий в здравоохранении.

Несмотря на то что многие говорили о сложностях в вопросе информатизации здравоохранения Украины, общий настрой был оптимистичным. Необходимо внедрять информатизацию здравоохранения, и то, что общественная организация, объединяющая IТ-специалистов Украины, взялась за организацию этой работы, — это новый положительный импульс. Итогом встречи стало решение создать инициативную группу, в которую пригласили присоединиться всех неравнодушных и начать работу по решению стратегических задач и реализации проектов по информатизации здравоохранения Украины в национальном масштабе.

Пресс-служба «Еженедельника АПТЕКА»