Проблемы пенсионного страхования

Актуальность темы исследования обусловлена значимостью обяза-тельного пенсионного страхования по нескольким основаниям. Во-первых, его значением как ключевого элемента системы социальной защиты населения. Во-вторых, тем, что финансовые средства обязательного пенсионного страхования выступают потенциальным ресурсом инвестиций и являются одним из источников формирования «длинных» денег в экономике. В-третьих, сфера обязательного пенсионного страхования включается в государственную финансовую систему, результативность которой определяет эффективность социально-экономической политики страны. Поэтому теоретические исследования обязательного пенсионного страхования, его возможных моделей, концептуальных основ, финансовых структурных элементов, обоснований и уточнений, применяющихся в нем методик для вычисления основополагающих показателей и критериев прямо сказываются на развитии теории и практики социального страхования.
В настоящее время в обязательном пенсионном страховании существует множество проблем, источником которых является недостаточная научная проработанность таких аспектов, как финансовая устойчивость и независимость Пенсионного фонда от бюджетных ресурсов, структурообразующая модель пенсионного обеспечения в стране, способы оценки ее финансовой и социальной результативности. Низкий уровень трудовых пенсий по старости, постоянно снижающееся отношение средней пенсии к средней заработной плате, ограниченность ресурсов для финансирования социальных гарантий пенсионного характера требуют дополнительных научных исследований. Остается актуальным поиск необходимых изменений в пенсионном законодательстве и разработка направлений его совершенствования, адекватных современным экономи-ческим, социальным и демографическим условиям.
Степень разработанности проблемы. Теоретические и практические вопросы социального и пенсионного страхования, развития пенсионной системы государства и ее реформирования, актуарных моделей и прогнозов исследованы в трудах ведущих отечественных ученых: Д. В. Алексеева, В. В. Антропова, И. В. Игнатенковой, С. С. Кабалкина, А. А. Лазаревского, Т. П. Ломакиной, С. О. Морозовой, В. Д. Роика, Т. Ю. Сергеевой, О. В. Синявской, И. В. Стоноженко, Т. А. Федоровой, Е. М. Четыркина, а также зарубежных специалистов: Л. Виллмора, К. Мартино, М. Рашида и др. Исследованию пенсионных моделей посвящены работы Н. Ю. Борисенко, А. К. Соловьева, Д. Ю. Федотова, С. Ю. Яновой. Анализ текущего финансового состояния пенсионного страхования приведен в трудах В. Я. Волкова, Г. П. Дегтярева, В. В. Шушкова. Прогнозы развития и направления совершенствования обязательного пенсионного страхования в РФ сделаны В. И. Баскаковым, М. Э. Дмитриевым, Д. С. Львовым, А. К. Соловьевым, специалистами Министерства экономического развития и торговли (МЭРТ), Совета Федерации РФ, Всемирного Банка, ТАСИС. Помимо них, существуют актуарные модели развития обязательного пенсионного страхования в РФ, разработанные и предложенные А. Л. Лельчуком, Д. В. Помазкиным, Е. А. Яненко.
В то же время некоторые вопросы, связанные с функционированием обязательного пенсионного страхования, остаются дискуссионными. Например, не в полной мере исследована концепция обязательного пенсионного страхования, обоснованы различия между такими экономическими категориями, как «государственное пенсионное страхование», «обязательное пенсионное страхование», «пенсионное страхование в целом». Требуют дополнительного развития вопросы, связанные с поиском путей совершенствования и разработки концеп-туальных основ реформирования пенсионной системы в РФ, отсутствует еди-ный взгляд на применение различных источников достижения сбалансированности и финансовой автономии Пенсионного фонда РФ (ПФР). Остаются дискуссионными и вопросы, связанные с поиском и применением вариантов доведения пенсионного обеспечения до уровня мировых стандартов. Таким образом, сложность и многогранность проблем проведения пенсионной реформы, актуальность изучения особенностей развития и функционирования обязательного пенсионного страхования в РФ и поиска новых направлений его совершенствования обусловили выбор темы, а также цель и задачи настоящей работы.
Цель диссертационного исследования состоит в развитии теоретиче-ских положений и разработке практических рекомендаций, направленных на совершенствование обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
– охарактеризовать основания классификации, присущие моделям разных пенсионных систем и выделить особенности российской пенсионной модели;
– выявить особенности обязательного пенсионного страхования в Рос-сийской Федерации и обосновать специфические признаки, присущие его государственному финансовому регулированию;
– провести анализ соотношения страховых и нестраховых элементов трудовой пенсии по старости и охарактеризовать ее структуру;
– обосновать возможность применения оценки финансовой и социальной результативности обязательного пенсионного страхования и представить для нее комплекс показателей;
– разработать методические рекомендации по повышению финансовой результативности обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации;
– исследовать существующие методики расчета базовой и дореформен-ной частей трудовой пенсии по старости с целью их совершенствования и по-вышения социальной результативности российского обязательного пенсионного страхования.
Объектом исследования является система обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации.
Предмет диссертационного исследования – финансовые отношения, складывающиеся в ходе функционирования обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации между всеми его участниками.
Теоретико-методологической основой диссертационного исследования послужили фундаментальные положения экономической науки, раскры-вающие общие закономерности и особенности функционирования пенсионного страхования, теоретические и прикладные исследования отечественных и зарубежных ученых по проблемам социального и обязательного пенсионного страхования, формирования и использования социальных внебюджетных фондов, оценки результативности и эффективности общественных финансов, государственного финансового регулирования экономики.
При проведении исследования применялись общенаучные и частнонаучные методы исследования: диалектический, компаративный, научной абстракции, анализа и синтеза, структурно-функциональный и историко-логический приемы, способы логического обобщения, группировки, сравнения, функционального и статистического анализа, графические методы представления информации.

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература

Юзвович Л.И. 1 Кузнецова Е.П. 1 1 ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина» Настоящая статья посвящена исследованию государственной системы управления, обеспечивающей базовые социальные гарантии стабильного развития общества. Пенсионная система Российской Федерации является одной из составляющих системы социальной защиты. Необходимость реформирования социальной сферы приобрела особое значение в период модернизации экономических процессов в России. В связи с этим основной целью научной статьи является выявление и изучение основных проблем Пенсионного фонда РФ, такие как дефицит бюджета Пенсионного фонда РФ и причины его возникновения, мораторий на использование накопительной части пенсии, повышение пенсионного возраста. Предметом исследования выступают экономические отношения, возникающие в процессе формирования пенсионного обеспечения в России. Методами научного исследования выступают приемы теоретического и эмпирического познания функционирования пенсионной системы России. В заключение обозначены рекомендации для успешного развития пенсионного обеспечения в России. 3602 KB Пенсионный фонд РФ индексация пенсий негосударственный пенсионный фонд дефицит бюджета пенсионный возраст 1. Абылова А.М., Яруллин Р.Р. Пенсионный фонд России, современные проблемы его функционирования // Международный научный журнал «Инновационная наука». – 2016. – № 5. – С. 13–14. 2. Будущее пенсионного рынка: НПФ стали стратегическими инвесторами. Официальный сайт рейтингового агентства «ЭкспертРа» . Режим доступа: http://raexpert.ru (дата обращения: 18.01.2017). 3. Максим Топилин «Неверно считать пенсионную систему дефицитной». Официальный сайт информационного агентства «РосБизнесКонсалтинг» . Режим доступа: http://www. rbc.ru (дата обращения: 27.01.2017). 4. О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2016 год: федеральный закон от 14.12.2015 N 364-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» . Режим доступа: http//consultant.ru. 5. Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации: федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ (ред. от 14.12.2015) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» . Режим доступа: http//consultant.ru (дата обращения: 12.05.2015). 6. Официальный сайт Пенсионного фонда Российской Федерации . Режим доступа: http://www.pfrf .ru (дата обращения: 01.02.2017). С 1 февраля страховые пенсии и социальные выплаты россиян увеличиваются на 5,4 %. http://www.pfrf.ru/press_center. 7. Ситдикова А.Р. Современное состояние и проблемы пенсионного обеспечения в Российской федерации // Материалы международной научно-практической конференции «Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития». – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. – С. 210–212. 8. Соловьев А.К. Проблемы эффективности пенсионной системы России в условиях реформы // Мир новой экономики. – 2014. – № 4. – С. 39–50. 9. Тётушкин В.А. Маркетинговый анализ рынка негосударственных пенсионных фондов: проблемы и прогнозы // Финансовая аналитика: проблемы и решения. – 2016. – № 29. – С. 23–37.

В настоящее время многие ученые-экономисты занимаются проблематикой пенсионного обеспечения, функционирования пенсионной системы Российской Федерации, негосударственных пенсионных фондов, и это является закономерным и естественным процессом, поскольку пенсионная система является одним из основных элементов социальной защиты населения .

Пенсионная система России претерпела уже множество реформ. Последние глобальные изменения берут свое начало в 2012 г. с разработки Стратегии развития пенсионной системы Российской Федерации до 2030 г., где прописан постепенный план перехода к новой модели пенсионного обеспечения, целью которой является осуществление четкого разграничения страховой и накопительной частей пенсионных накоплений для удобства и качества регулирования их источников финансирования, а также переход на трехуровневый механизм формирования пенсионных прав (солидарная часть, корпоративная, индивидуально-накопительная), которая обеспечит сбалансированность и финансовую устойчивость пенсионной системы. Но сложная экономическая ситуация в стране сильно сократила темпы преобразований.

На сегодняшний день главной проблемой Пенсионного фонда РФ является дефицит бюджета, который на 2016 г. составляет 175,1 млрд руб. По предварительным прогнозам в 2017 г. дефицит составит 220,4 млрд руб., но для его сокращения было принято несколько дискуссионных решений, таких как:

— неполная индексация пенсий;

— отказ от индексации пенсий работающим пенсионерам;

— продление моратория на размещение накопительной части пенсии;

— упрощение процедуры розыска нелегальных рабочих путем расширения информационного взаимодействия между различными государственными ведомствами;

— повышение пенсионного возраста для госслужащих.

Индексация страховых пенсий в 2016 г. проходила в 2 этапа: первая индексация прошла в феврале, в ходе которой пенсии неработающим пенсионерам увеличили на 4 %. От второй индексации Правительство РФ отказалось, заменив ее компенсационными выплатами в размере 5000 рублей в январе 2017 г. Денежные средства на данные компенсации были выделены из президентского резерва, сформированного в 2016 г. Принятые меры положительно отразились на пенсионерах, получающих минимальную пенсию, т.к. данная выплата покрывает индексацию, которая должна была быть проведена в 2016 г. Также единовременную выплату получили работающие пенсионеры, индексация пенсий которых была приостановлена с 2016 г. Но в минусе остались те, кто получает пенсию выше среднего уровня, т.к. при индексации их пенсий в полном объеме компенсационная выплата не покрывает инфляцию. Кроме того, единовременная выплата не изменит размер базы пенсионных выплат, подлежащих индексации в 2017 г. Вышеуказанные меры помогли сэкономить бюджету около 160 млрд руб., но при этом были нарушены права граждан на сохранность их сбережений, т.к. страховая пенсия каждый год должна индексироваться как минимум на уровень инфляции, то есть на 12,9 % за 2016 г.

С 1 февраля 2017 г. страховые пенсии более 31,4 млн неработающих пенсионеров увеличились на 5,4 % исходя из роста потребительских цен за 2016 г. По данным Росстата, инфляция в 2016 г. составила 5,4 %, и ровно на эту величину индексируются страховые пенсии неработающих пенсионеров. Индексация пенсий на уровень инфляции за предыдущий год обеспечит сохранение покупательной способности страховой пенсии неработающих пенсионеров. Стоимость индивидуального пенсионного коэффициента (пенсионного балла), с учетом которого назначаются страховые пенсии, составляет 78,28 рубля (до 1 февраля 2017 г. – 74,27 рубля). Вместе со страховой пенсией на 5,4 % проиндексирована фиксированная выплата к ней, ее размер составляет 4805,11 рубля .

Одновременно с индексацией страховых пенсий с 1 февраля на 5,4 % индексируется ежемесячная денежная выплата (ЕДВ), самая массовая социальная выплата в России. В настоящее время Пенсионный фонд выплачивает ее 15,6 млн федеральных льготников, включая инвалидов, ветеранов боевых действий, граждан, подвергшихся воздействию радиации, Героев Советского Союза и России, Героев Социалистического Труда и других граждан. Размер индексации ЕДВ определен исходя из роста потребительских цен за 2016 г. Средства на увеличение ЕДВ, предусмотренные в бюджете ПФР на 2017 г., составляют 21,3 млрд рублей. Общие расходы на выплату всех видов ЕДВ с учетом индексации запланированы в бюджете ПФР в размере 450,9 млрд рублей .

Таким образом, с февраля 2017 г. Пенсионный фонд России перешел к выплате повышенных на 5,4 % всех видов страховых пенсий: по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца неработающим пенсионерам. Работающие пенсионеры будут получать пенсию с учетом индексации после завершения трудовой деятельности. В бюджете Пенсионного фонда РФ на 2017 г. заложена индексация на 5,8 %, поэтому решено провести индексацию в 2 этапа: первая – в феврале 2017 г. на 5,4 %, вторая – в апреле на 0,4 %. Для работающих пенсионеров прибавка к пенсии в 2017 г. не предусмотрена, в августе 2017 г. добавят к страховой пенсии не более 3 пенсионных баллов. После окончания трудовой деятельности Пенсионный фонд проведет индексацию страховой пенсии на все пропущенные индексации.

В 2016 г. продлен мораторий на размещение накопительной части пенсии. Все поступающие от работодателей средства в течение 2016 г. будут продолжать поступать на формирование страховой части. За счет «заморозки» пенсионных накоплений правительство планирует получить 342,2 млрд рублей. Данные меры также помогут сбалансировать бюджет ПФР, но в то же время лишают экономику «длинных» денег: в результате изъятия пенсионных накоплений в 2014–2016 гг. в распределительную систему экономика недополучит около 1 трлн рублей.

Мораторий на использование накопительной части пенсии негосударственными пенсионными фондами (НПФ) был связан еще и с тем, что к концу 2015 г. фонды с лицензией по обязательному пенсионному страхованию должны были акционироваться, пройти проверку ЦБ РФ и вступить в систему гарантирования. В результате основная часть фондов, и в первую очередь крупнейшие участники рынка, доказали свою надежность и эффективность. По итогам проверок со стороны ЦБ РФ в систему гарантирования пенсионных накоплений вступили 38 НПФ.

В конце декабря 2015 г. был зафиксирован ажиотажный спрос на перевод пенсионных накоплений в НПФ, после того, как правительство решило не продлевать право на выбор накопительной пенсии. За 2015 год число застрахованных лиц – клиентов негосударственных пенсионных фондов увеличилось на 19 % и составило на 31.12.2015 26,3 млн чел., или 33,5 % от всех занятых (рисунок).

По итогам переходной кампании 2015 г. число застрахованных лиц, формирующих свои накопления в НПФ, достигло 30 млн

Значительное увеличение заявлений о переходе в негосударственный пенсионный фонд было связано не только с заинтересованностью граждан, но и с активизацией продажных кампаний в страховых компаниях и отделениях банков. Как показала практика, та часть населения, которая заинтересована и осведомлена о пенсионных реформах, к концу 2015 г. уже перевела свои накопления в выбранный негосударственный пенсионный фонд или управляющую компанию. Благодаря активным продажам удалось заключить договор в основном с теми, кто еще не задумывался о своей будущей пенсии, и главным аргументом служило то, что 2015 г. является решающим для выбора способа дальнейшего формирования будущей пенсии.

Малая заинтересованность и информированность граждан о формировании пенсионных накоплений и нюансах их перевода из Пенсионного фонда России в негосударственный пенсионный фонд или между негосударственными пенсионными фондами увеличивает потери как компаний, так и граждан. По принятому в 2013 г. закону пенсионные накопления можно переводить из фонда в фонд не раньше, чем раз в пять лет, если гражданин хочет сохранить накопленный инвестиционный доход. Фонд можно менять и чаще, но в этом случае инвестиционный доход остается у предыдущего фонда, а в новый фонд переводится номинал накоплений. По данным Пенсионного фонда России миллион человек из написавших заявление о переводе своих пенсионных накоплений в 2015 г. потеряли инвестиционный доход, их общие потери составили 3,8–4 млрд руб. Из них около 2 млрд руб. осталось в Пенсионном фонде .

Также одной из важнейших проблем пенсионной системы является вопрос о повышении пенсионного возраста. На сегодняшний день в России самый низкий возраст выхода на пенсию – женщины 55 лет, мужчины 60 лет. С 1 января 2017 г. вступили в силу первые изменения по данному вопросу: предусмотрено постепенное, ежегодно по полгода, увеличение пенсионного возраста, дающего право на назначение и выплату страховой пенсии по старости государственным гражданским служащим, муниципальным служащим, а также лицам, которые занимают государственные должности РФ, государственные должности в регионах, а также муниципальные должности . Таким образом, пенсионный возраст мужчин будет увеличен до 65 лет, у женщин – до 63 лет. Также предусматривается постепенное увеличение минимального стажа государственной гражданской службы, дающего право на назначение пенсии за выслугу лет и определение её размера, с 15 до 20 лет.

Кроме того, увеличивается минимальная продолжительность исполнения полномочий депутатов Госдумы и членов Совета Федерации для получения права на доплату к страховой пенсии по старости в размере 55 % с одного года до пяти лет, а также увеличение срока исполнения полномочий, необходимого для получения выплаты в повышенном размере – 75 % – с 3 лет до 10 лет и более.

Неофициальное трудоустройство также является одной из основных проблем Пенсионного фонда РФ. За 2016 год количество неофициально трудоустроенных граждан составило 1,6 млн чел. (выявленные факты нарушения законодательства). Потери Пенсионного фонда от неофициального трудоустройства оцениваются в 1,3–1,5 трлн руб. . Проект по легализации неофициально устроенных граждан возглавляет Федеральная служба по труду и занятости РФ, в регионах созданы межведомственные комиссии, а в муниципалитетах рабочие группы. Перечисленные органы взаимодействуют с местными отделениями пенсионных фондов, фондов социального страхования, налоговых служб и службами занятости населения для выявления фактов неофициального трудоустройства. Также они следят за вызывающими подозрения предприятиями. Проект легализации трудового рынка уже позволил пополнить бюджет Пенсионного фонда на 15 млрд руб., но процесс взаимодействия органов между собой очень бюрократизирован и отнимает много времени, т.к. муниципальные органы власти не имеют доступа к персональным данным граждан, в том числе сведениям о фактах их работы, хранящихся в базах Пенсионного фонда. Для решения данной проблемы был разработан законопроект о расширении информационного взаимодействия между различными ведомствами, что упростит процедуру выявления нелегальных трудовых отношений. Рассмотрение и принятие данного законопроекта останавливает лишь то, что доступ к персональным данным граждан получит большая группа лиц, находящихся на государственных должностях, и, несмотря на предусмотренную ответственность за незаконное использование персональных данных, есть риск, что данная информация окажется в распоряжении третьих лиц, например коллекторских агентств.

Проблему неофициального трудоустройства также помогает решить новая формула расчета будущей пенсии. С 1 января 2015 г. было введено понятие «Индивидуальный пенсионный коэффициент» (пенсионный балл). В самом общем плане «балльная формула» формирования пенсионных прав сводится к тому, что за каждый год трудового стажа застрахованное лицо приобретает определенное количество баллов, общая сумма которых после завершения трудового этапа в жизни человека и наступления права на соответствующий вид пенсии конвертируется в денежный эквивалент путем умножения на актуальную стоимость одного балла . На данный момент для получения гарантированной пенсии необходим трудовой стаж в 5 лет. В связи с ухудшением демографической ситуации и увеличением дефицита бюджета Пенсионного фонда планируется увеличить минимальное значение трудового стажа до 15 лет. Данные меры вынуждают граждан, заинтересованных в получении и накоплении будущей пенсии, заключать официальные трудовые договоры с работодателем.

Новая формула также стимулирует население к более позднему выходу на пенсию, т.к. работающим пенсионерам начисляется большее количество баллов. Как было указано выше, в 2017 г. им будет начислено до 3 дополнительных балла. Данные преобразования позволяют увеличить поступления страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда и временно сократить расходы на выплату текущих пенсий.

Сложная экономическая ситуация в стране кардинально изменила намеченные цели постепенного перехода к новой модели пенсионного обеспечения, одной из основных задач которой было стимулирование наемных рабочих и самозанятого населения к личному участию в формировании пенсионных накоплений. Все вышеперечисленные меры сокращают дефицит бюджета ПФР, но формируют негативное настроение и недоверие со стороны населения. Государству на данный момент удалось выполнить лишь одну из поставленных задач: усиление государственного регулирования и непосредственного участия государства в гарантировании финансовой обеспеченности выплаты всех видов пенсий. В рамках новой пенсионной реформы была создана двухуровневая система гарантирования сохранности пенсионных накоплений : каждый страховщик обязан создавать внутренний фонд гарантирования пенсионных накоплений, который предназначен для покрытия убытков от деятельности фонда, также создана государственная система гарантирования пенсионных накоплений, которая позволяет негосударственному пенсионному фонду получить лицензию на осуществление своей деятельности и сохранить сумму всех отчислений застрахованных (без сохранения полученного дохода) в случае отзыва у негосударственного пенсионного фонда лицензии, банкротства фонда либо недостаточности пенсионных накоплений.

Также одной из основных стратегических целей реформы была сбалансированность и долгосрочная финансовая устойчивость бюджета Пенсионного фонда путем создания трехуровневой системы отчисления пенсионных накоплений, но, как было отмечено выше, принятые за последние годы меры сильно тормозят формирование корпоративной и индивидуально-накопительной частей.

Таким образом, для продолжения реализации намеченных целей в первую очередь необходимо повысить доверие граждан к системе пенсионного страхования, путем соблюдения законодательства и реализации прав населения на сохранность их пенсионных сбережений. Кроме того, необходимо повышение финансовой грамотности граждан для сокращения потерь в результате воздействия на них при помощи агрессивных техник продаж со стороны менеджеров банков и страховых компаний, которые ввиду ограниченности времени переходной кампании озвучивают клиенту только положительные стороны перехода в новый негосударственный фонд.

Библиографическая ссылка

Юзвович Л.И., Кузнецова Е.П. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Фундаментальные исследования. – 2017. – № 4-1. – С. 224-228;
URL: http://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=41466 (дата обращения: 26.09.2020).Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431 «Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303 «Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380 «Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600 «Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы

Чеченов А.А. Калов З.А. Куршаева Ф.М. Мазлоев Р.Б. По мнению авторов в рыночной экономике должны получить развитие принципы индивидуальной ответственности работодателей за утрату трудоспособности наемных работников, а также равенство прав на пенсионное обеспечение и обязанностей по уплате пенсионных страховых взносов. Применение действующей сегодня системы льготного пенсионного обеспечения, где устанавливаются привилегии одним категориям застрахованных за счет других, недопустимо. 105 KB Одним из важных направлений модернизации пенсионной системы Российской Федерации является реформа льготного пенсионного обеспечения.

Авторы выделяют 2 уровня применения льгот в практике пенсионного обеспечения: во-первых, институт льготных пенсий, во-вторых, предоставление различного рода гарантий при соблюдении определенных условий.

Первый уровень работает самостоятельно, что касается второго уровня, то допустимо применение его правил как в составе первого, так и при предоставлении пенсий на общих основаниях.

Таким образом, говоря о льготном пенсионном обеспечении, необходимо выделять пенсии профессионального плана и выплаты социальной ориентации.

Институт льготных пенсий является специфическим механизмом защиты работников в производствах с вредными и опасными условиями труда, т.е. там, где имеется угроза нанесения вреда здоровью в связи с наличием на рабочих местах профессиональных рисков.

В СССР после событий 1917 года отказавшись от института социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, базирующегося на системе индивидуального определения утраты трудоспособности на производстве, были вынуждены применить заменитель системы в виде льготного пенсионного обеспечения.

Так льготные пенсии были установлены в Законе СССР «О государственных пенсиях» от 14.07.1956 г. ст. 9-12., правопреемником которого является современное законодательство.

В перспективе льготное пенсионное обеспечение планируется перевести в сферу профессиональных пенсионных систем, предусматривающих особые условия пенсионного обеспечения, учитывающие особенности труда в той или иной профессии (должности) и устанавливающие ответственность работодателей за условия труда на производстве.

Анализ действующих нормативных актов показывает наличие двух статей регулирующих порядок установления льготных пенсий и определяющих круг лиц, имеющих право на льготное пенсионное обеспечение, в частности ст. 27-28 Закона «О трудовых пенсиях в РФ».

Согласно этому Закону наряду с пенсиями по старости, назначаемыми мужчинам по достижении 60 лет, женщинам — по достижении 55 лет при требуемом страховом стаже не менее 5 лет, установлено досрочное пенсионное обеспечение.

При наличии специального стажа работы (в диапазоне от 7 до 25 лет) в определенных производствах, профессиях и должностях пенсии назначаются со снижением общеустановленного возраста на 5-10 и более лет.

В структуре досрочных пенсий выделяют пенсии, предоставляемые независимо от возраста при наличии требуемого стажа работы в определенных сферах, в частности медицинским и педагогическим работникам.

Практика показывает, что наибольший удельный вес занимают пенсии, предоставляемые на основании Списков № 1 и 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение. Основанием для установления льготных пенсий по условиям труда является принадлежность работника к профессии, включенной в списки, дающие право на досрочный выход на пенсию. В настоящее время насчитывается около 1700 наименований профессий и должностей, дающих право на получение льготных пенсий. Почти 60% рабочих мест приходится на металлургию, машиностроение, химическую и нефтехимическую промышленность. По оценкам специалистов на 30% включенных в списки рабочих местах могут иметься относительно нормальные условия труда. При этом наблюдается процесс непрерывного роста численности получателей льготных пенсий. Масштабы предоставления пенсий за работу с особыми условиями труда не имеют аналогов в мировой практике.

Одной из основных причин, объясняющей наметившуюся тенденцию роста числа льготных пенсий является отсутствие выработанного механизма их оплаты. При любом количестве работников, претендующих на льготы, страховой тариф для работодателей, один и тот же (28 % от фонда оплаты труда). То есть у работодателей есть возможность через льготы решать вопросы по укомплектованию трудовыми ресурсами производств с вредными и опасными условиями труда, не принимая никаких мер по их улучшению, что порождает необоснованное распространение льготного пенсионного обеспечения.

Объемы финансовых затрат на выплаты льготных пенсий достигают 30 % бюджета ПФР.

Методика подсчета размера пенсий сверх требуемого стажа наглядно демонстрирует стимулирующую функцию. В случае, когда требуемый для льготной пенсии стаж превышает 20, 25 лет, соответственно для женщин и мужчин, подсчет ведется исходя из 20, 25 лет. К примеру, медицинским работникам, осуществляющим трудовую деятельность в городе, требуемый специальный стаж составляет 30 лет, стажевой коэффициент устанавливается в размере 0,65 для женщин и 0,60 (0,55 при 20 и 25 годах) для мужчин. На наш взгляд, требуемый специальный стаж должен играть решающую роль в формуле расчета до возникновения права на пенсию на общих основаниях.

Рассмотрим подробнее порядок финансирования льгот в системе пенсионного обеспечения.

Льготные пенсии имеют ту же структуру, что и пенсии, предоставляемые на общих основаниях, т.е. базовая часть финансируется из федерального бюджета, страховая — из бюджета ПФР. Таким образом, получателям льготных пенсий страховая часть выплачивается на 5-10 лет дольше.

Необходимо обратить внимание и на вновь введенный показатель — ожидаемый период выплаты пенсии (ОПВП). При досрочном назначении пенсий применяется тот же ОПВП, который устанавливается при назначении пенсии на общих основаниях. Т.е. если буквально понимать значение ОПВП возможна ситуация, при которой в случае приобретения права на пенсию по старости на общих основаниях, ее страховая часть будет уже выплачена. Таким образом, справедливо возникает вопрос о том, какой размер пенсии будут получать лица после истечения срока ОПВП и что будет с недополученными суммами пенсий, что также возможно. На наш взгляд это очень актуальный вопрос и требует дополнительного исследования.

Считаем, что льготные пенсии должны иметь самостоятельную структуру, так наличие обязательной базовой части, противоречит принципам льготного пенсионного обеспечения. Категорию «льготные пенсии» авторы относят к дополнительной пенсионной модели.

Таким образом, в период получения досрочной пенсии мы предлагаем выплачивать лишь страховую часть. Для финансирования следует вводить дополнительный тариф.

Также необходимо обратить внимание на то, что к льготным пенсиям применяются те же повышения, что и к пенсиям на общих основаниях, так, имеет место ситуация, когда к льготе применяется еще одна своего рода льгота ранее общеустановленного срока. То есть на практике можно применить не только одно льготное условие, но и их сочетание.

Новые нормативные правовые акты, регулирующие нормы пенсионного обеспечения предусматривают установление надбавки на иждивенца получателям двух пенсий к обеим пенсиям. При этом право на получение двух пенсий само по себе является льготой. Данной категории предоставляются трудовая и государственная пенсии (схема 1). Что касается трудовой пенсии, то надбавка применяется к ее базовой части, финансируемой из федерального бюджета (450+150 руб. на 01.01.2002 г.).

Принцип формирования государственной пенсии заключается в том, что ее размер исчисляется в процентном отношении от базовой части трудовой пенсии, которая в свою очередь устанавливается в повышенном размере.

Размеры государственных пенсий могут варьироваться в пределах от 150 до 300% базовой части трудовой пенсии по старости. То есть если в качестве примера взять пенсию, устанавливаемую в размере 200% и при наличии одного нетрудоспособного члена семьи, то получаем:

(450+150)*200%=1200 руб.,

тогда как без иждивенца:

450*200%=900 руб.

Таким образом, законодательство увеличивает государственную пенсию на 300 рублей и трудовую на 150 рублей (суммы по состоянию на 1 января 2002 года) на одного иждивенца. Следует пояснить, что государственная пенсия также финансируется из федерального бюджета. То есть на практике имеет место ситуация, когда из одного источника на одного и того же иждивенца несколько раз применяется льгота, при этом нередки случаи, когда сами дети получают пенсию.

Схема 1. Порядок финансирования льготы на иждивенца

Право на повышение имеют оба родителя, в то же время, общее количество иждивенцев, за счет которых возможно увеличить базовую часть, ограничивается тремя.

Размеры государственных пенсий могут варьироваться в пределах от 150 до 300% базовой части трудовой пенсии по старости. То есть если в качестве примера взять пенсию, устанавливаемую в размере 200% и при наличии одного нетрудоспособного члена семьи, то получаем:

(450+150)*200%=1200 руб.,

тогда как без иждивенца:

450*200%=900 руб.

Таким образом, законодательство увеличивает государственную пенсию на 300 рублей и трудовую на 150 рублей (суммы по состоянию на 1 января 2002 года) на одного иждивенца. Следует пояснить, что государственная пенсия также финансируется из федерального бюджета. То есть на практике имеет место ситуация, когда из одного источника на одного и того же иждивенца несколько раз применяется льгота, при этом нередки случаи, когда сами дети получают пенсию. Право на повышение имеют оба родителя, в то же время, общее количество иждивенцев, за счет которых возможно увеличить базовую часть, ограничивается тремя.

Для устранения рассмотренной социальной несправедливости авторами предлагается учитывать в расчете пенсии льготу на иждивенца в следующем порядке:

  • во-первых, одному родителю, на иждивении которого находится ребенок;
  • во-вторых, к одной пенсии (наиболее выгодной);
  • в третьих, на всех нетрудоспособных членов семьи без ограничения их количества.

Надбавки, повышения и др. различного рода выплаты должны финансироваться из федерального бюджета. Нам не ясна логика законодателя, применяющего надбавку на иждивенца к базовой части пенсии. Считаем, что дифференцировать базовую часть пенсии в зависимости от определенного рода условий несправедливо. Она должна быть единой и гарантироваться всем застрахованным лицам в равной мере при соблюдении единых условий. Различного рода увеличения суммы пенсии предлагаем выделять отдельной статьей с указанием основания предоставления льгот.

Своего рода льготой является сохранение страховой части пенсии при смене группы инвалидности. Сам факт сохранения страховой части пенсии не лишен логики, но если рассматривать эту процедуру в совокупности, то имеет место нарушение страхового принципа. Таким образом, изначально неверно заложен принцип определения страховой части пенсии.

Рассмотренная система льгот, применяется как к льготным пенсиям, так и к пенсиям, предоставляемым на льготных основаниях.

Необходимо отметить, что действующая система льготного пенсионного обеспечения стала массовой правовой формой компенсации профессиональной утраты трудоспособности. Применяемый механизм назначения льготных пенсий был адекватен при социалистической модели распределительных отношений, когда основная часть затрат ложилась на общество, а предприятия не несли ответственности за ущерб нанесенный здоровью работников. Эта система не позволяет объективно оценивать затраты на воспроизводство рабочей силы на уровне предприятий, не побуждает работодателей совершенствовать условия и охрану труда, а порядок финансирования, в свою очередь способствует расширению круга лиц, имеющих право на назначение льготных пенсий.

Существующая система приходит в противоречие и с демографической ситуацией. При сохранении нынешней динамики в ближайшие годы удельный вес трудящихся, на которых будет распространяться право на льготное пенсионное обеспечение, составит в целом по промышленности более 20 %, а по отдельным отраслям — 50-80 %. И это на фоне общей тенденции к старению населения. По прогнозам специалистов к 2010 году трудовые ресурсы будут на 50 % состоять из работников старше 40 лет. Масштабное предоставление льгот в данной ситуации станет невозможным.

Следует отметить, что проведение реформы льготного пенсионного обеспечения обусловлено также и необходимостью создания современной национальной системы охраны труда, для чего требуется перенос акцентов с компенсационных методов на методы профилактики и реабилитации. В настоящее время охраны труда практически отсутствует, устаревшие на 70-90 % производственные фонды, низкие размеры заработной платы, высокий процент безработицы способствуют сокращению инвестиций в оздоровление производственной среды на фоне роста интенсивности труда в ряде производств. Необходимо применять рыночные механизмы защиты, в числе которых страхование от несчастных случаев на производстве, развитые системы реабилитации и др.

Система льготного пенсионного обеспечения в существующем виде могла функционировать только в социалистической системе при широко развитых общественных фондах потребления и перераспределения. В экономике с развитыми рыночными отношениями, в основе которых лежат принципы индивидуальной ответственности работодателей за утрату трудоспособности наемных работников, а также равенство прав на пенсионное обеспечение и обязанностей по уплате пенсионных страховых взносов, применение действующей сегодня системы льготного пенсионного обеспечения попросту невозможно. Никто не вправе устанавливать какие-либо привилегии одним категориям застрахованных за счет других.

В заключение считаем необходимым отметить, что успех реформирования льготного пенсионного обеспечения может быть достигнут только в комплексе взаимоувязанных мер по совершенствованию общей модели пенсионного обеспечения, системы заработной платы, налоговой системы на основе создания новых институциональных форм социальной защиты, которые ранее отторгались социалистической моделью развития общества и экономики. Чеченов А.А., Калов З.А., Куршаева Ф.М., Мазлоев Р.Б. АДЕКВАТНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ СИСТЕМЫ ЛЬГОТ И МЕТОДИКА ИХ ФИНАНСИРОВАНИЯ В ДЕЙСТВУЮЩЕЙ МОДЕЛИ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ // Современные наукоемкие технологии. – 2006. – № 6. – С. 35-38;
URL: http://www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=22835 (дата обращения: 26.09.2020).Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431 «Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303 «Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380 «Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600 «Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI

Статья посвящена реформированию пенсионной системы Российской Федерации. В ней рассмотрены история зарождения пенсионного фонда России, его основные задачи и функции, дана характеристика каждого этапа развития пенсионной системы Автором в результате исследования сделан вывод о несовершенстве пенсионной системы в России, о необходимости в срочном порядке внести соответствующие предложения, которые повлекут за собой необходимые корректировки в законодательно-нормативной базе пенсионной системе России. Необходимо очередной раз подчеркнуть специфику и уникальность пенсионной системы России, что требует необходимого взвешенного и обдуманного подхода к ее дальнейшему реформированию. Следует особо подчеркнуть актуальность рассматриваемой темы, поскольку вопросы пенсионного обеспечения граждан всегда будут касаться каждого гражданина и в настоящем, и в будущем. Стоит сказать и о том негативном моменте, касающемся пенсионного обеспечения граждан, не являющихся официально трудоустроенными, в связи с тем, что данная категория граждан может быть лишена пенсионного обеспечения в старости, либо при наступлении соответствующих условий. Автором также затронут злободневный вопрос размеров пенсионного обеспечения в России: размеры пенсий остаются более, чем скромными как по отношению к прожиточному минимуму, так и к заработной плате. Действующая пенсионная система в России не является завершенной, она находится все еще в стадии реформирования, что оставляет надежду на то, что выявленные недостатки действующей системы будут в последующем устранены. Автором также сделан акцент на международной деятельности фонда, что дает возможность использовать в российской практике, то продуктивное, что дала мировая практика в области пенсионной системы, а также предупредить те трудности, с которыми столкнулись иностранные государства в процессе реформирования пенсионной системы. Автор также отметил то, что в интересах каждого гражданина является то, что он обязан быть в курсе всех реформ и изменений, происходящих в системе пенсионного обеспечения Российской Федерации.