Проблемы нотариата в России

Положения Федерального закона от 29 декабря 2015 г. N 391-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» существенно расширяют полномочия нотариуса, устанавливают более действенные способы защиты прав и интересов граждан и открывают новые направления развития нотариата. Теперь нотариусы получили право совершать нотариальные действия в электронной форме (ч. 1 ст. 44.2 Основ законодательства о нотариате). Закон обязал нотариусов совершать некоторые наиболее значимые для граждан и общества нотариальные действия, в Единой информационной системе нотариата России будет информация об удостоверении, изменении и отмене доверенностей, завещаний и брачных договоров, информация о заведенных нотариусами наследственных делах и сведения о находящемся в залоге движимом имуществе (автомобилях, товарах и т.п.). Планируется, что с 2018 года нотариусы будут вести только электронные реестры и заносить туда сведения обо всех совершаемых ими нотариальных действиях. Реестр нотариальных документов представляет собой, по существу, единый электронный архив нотариальных документов; введение такого реестра позволит решить проблему стремительного разрастания бумажных архивов нотариусов России, а также создаст дополнительные гарантии защищенности архивных данных от повреждения или уничтожения .
Нотариат развивается опережающими темпами и предлагает обществу новые решения для перехода в электронный, безбумажный документооборот. Так, граждане и юридические лица могут оформить у нотариуса не только бумажные, но и равнозначные им по юридической силе электронные документы. К примеру, можно составить нотариально заверенную электронную доверенность или заверить договор, заключенный в электронном виде. Создание удостоверенных нотариусом электронных документов более важно для лицензий, страховых документов, доверенностей, иными словами — документов, которые бывает необходимо оперативно использовать в сделках или при регистрационных действиях. Но в ряде случаев воспользоваться этой возможностью смогут лишь обладатели усиленной квалифицированной электронной подписи (далее — ЭП), полученной в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ «Об электронной подписи» (далее — 63-ФЗ). В частности, без личной ЭП не обойтись, если условием совершения нотариального действия является проставление подписи заявителя — например, при нотариальном удостоверении сделки (ч. 2 ст. 44.2 Основ законодательства о нотариате). Однако, как справедливо отмечают специалисты, обладание электронной подписью — дело ответственное, чтобы получить квалифицированную электронную подпись, нужно совершить ряд определенных действий, более того, нужно следить за ее сохранностью, а также за тем, чтобы не истек срок действия сертификата, помнить пароль, что также немаловажно .
Все это создает некоторые трудности для тех граждан, у которых отсутствует потребность в регулярном использовании электронной подписи. Именно поэтому большинство граждан в России не имеют своей электронной подписи.
Юридическая значимость электронных документов, создаваемых нотариусом в электронной форме, подтверждается усиленной квалифицированной электронной подписью нотариуса. В соответствии со ст. 11 Основ для совершения нотариальных действий с электронными документами и передачи сведений в Единую информационную систему нотариата нотариус использует усиленную квалифицированную электронную подпись, созданную в соответствии с 63-ФЗ. Это означает, что сертификат ключа проверки такой подписи должен быть выдан аккредитованным удостоверяющим центром или доверенным лицом аккредитованного удостоверяющего центра либо федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере использования электронной подписи.
Используемая нотариусом электронная подпись обеспечивает создание электронного документа, который в соответствии со ст. 6 63-ФЗ признается равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, кроме случая, когда федеральными законами или принимаемыми на их основе нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе.
В соответствии с пунктом 197 Правил нотариального делопроизводства, утвержденных Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16 апреля 2014 г. N 78 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 апреля 2014 г., регистрационный N 32095), «нотариусом принимаются, создаются и используются электронные документы:
— исходно создаваемые в электронной форме без предварительного документирования их на бумажном носителе;
— полученные в результате сканирования документов на бумажных носителях».
В соответствии со ст. 103.8 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате «требования к формату электронного документа устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере нотариата, совместно с Федеральной нотариальной палатой».
Чтобы удостоверить тождественность электронного документа бумажному, необходимо отсканировать бумажный документ со специальными параметрами, установленными Приказом Министерства юстиции РФ от 4 июля 2014 г. N 152.
Согласно этому Приказу электронный образ формируется в виде одного многостраничного файла изображения в формате TIFF (Tagged Image File Format). Документ должен сканироваться с разрешением не менее 300 dpi (точек на дюйм), в оттенках серого, глубина цвета не менее 8 бит на пиксель со сжатием LZW (Lempel-Ziv-Welch) .
Если электронный документ требуется для представления в государственный орган, орган местного самоуправления или во внебюджетные фонды и нормативным правовым актом установлены требования к формату такого документа, нотариус изготавливает электронный образ документа с учетом этих требований.
В формируемый файл, являющийся электронным образом документа, включается удостоверительная надпись. Она совершается нотариусом в электронном виде в соответствии с формой N 78 и должна содержать следующие сведения:
— город (село, поселок, район, край, область, республика);
— дата (число, месяц, год) прописью;
— я, (фамилия, имя, отчество), нотариус (наименование государственной нотариальной конторы или нотариального округа), подтверждаю, что содержание этого электронного документа тождественно содержанию представленного мне документа на бумажном носителе;
— настоящий электронный документ равнозначен документу, представленному мне на бумажном носителе, и имеет ту же юридическую силу;
— зарегистрировано в реестре за N;
— взыскано госпошлины (по тарифу);
— нотариус (квалифицированная электронная подпись).
Необходимо отметить, что в этой удостоверительной надписи нотариус не проставляет свою печать и подпись. В результате нотариального действия образуются два файла: графическое изображение документа с удостоверительной надписью и файл цифровой подписи. Указанные файлы передаются заявителю способом, согласованным с ним (например, по электронной почте, на отчуждаемых машинных носителях, таких как CD/DVD-ROM, флеш-карты, или иных устройствах, используемых для переноса информации).
Такой документ можно использовать в гражданско-правовом обороте, без рисков, связанных с использованием бумажного документа, таких как утрата или просрочка времени его предъявления третьим лицам .
Этот документ можно использовать как доказательство в суде, представлять в органы государственной регистрации недвижимости или в любые другие государственные органы, где он будет иметь юридическую силу своего бумажного аналога. Можно пересылать в электронном виде документы, необходимые нотариусу для удостоверения сделки, для совершения действий по наследству: например, прислать в электронном виде правоустанавливающие документы или документы, подтверждающие родство с наследодателем, а также прочие документы, необходимые для наследственного дела .
Рассмотрим обратное действие — удостоверение тождественности бумажного документа электронному. Согласно ст. 103.9 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате «удостоверение равнозначности документа на бумажном носителе электронному документу означает подтверждение тождественности содержания представленного нотариусу электронного документа содержанию изготовленного нотариусом документа на бумажном носителе. Изготовленный нотариусом документ на бумажном носителе имеет ту же юридическую силу, что и электронный документ, равнозначность которому удостоверена нотариусом.
Представленный нотариусу электронный документ должен быть подписан квалифицированной электронной подписью. Квалифицированная электронная подпись лица, от которого исходит документ, должна быть проверена и подтверждена ее принадлежность заявителю в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ «Об электронной подписи».
При получении электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью, нотариус проверяет ее принадлежность лицу, от которого исходит документ. Это делается либо специальным программным обеспечением, либо через специальные интернет-ресурсы. Если проверка показала, что подпись подлинная, нотариус распечатывает электронный документ и проставляет на нем удостоверительную надпись формы 79 следующего содержания:
— город (село, поселок, район, край, область, республика);
— дата (число, месяц, год) прописью;
— я, (фамилия, имя, отчество), нотариус (наименование государственной нотариальной конторы или нотариального округа), подтверждаю, что содержание изготовленного мною на бумажном носителе документа тождественно содержанию представленного мне электронного документа;
— квалифицированная электронная подпись лица, подписавшего представленный мне электронный документ, проверена, ее принадлежность заявителю подтверждена;
— настоящий документ на бумажном носителе равнозначен представленному мне электронному документу и имеет ту же юридическую силу;
— зарегистрировано в реестре за N;
— взыскано госпошлины (по тарифу);
— нотариус (подпись нотариуса) и печать.
После проставления подписи и печати документ призван заменить документ оригинальный. Это действие является новеллой в законодательстве о нотариате России, и правоприменительная практика еще только формируется. Еще нет официальных ответов на вопросы, которые возникают в связи с введением данных нотариальных действий: будут ли ограничения на свидетельствование тождественности определенных документов, таких, например, как удостоверение личности, а также прочих документов, существующих в одном экземпляре . Этот вопрос требует дополнительного изучения, однако можно предположить, что удостоверение равнозначности электронного документа такому документу на бумажном носителе (например, паспорту) теоретически возможно, но надо осознавать, что для целей удостоверения личности такой документ, скорее всего, не подойдет.
Следует отметить, что термин «электронный документооборот» стал входить в российский лексикон в начале нынешнего века, до этого обычно говорилось просто об автоматизации документооборота, более того, понятия «электронный документ» в нашем делопроизводстве не существовало, специалисты понимали, что речь идет об управлении бумажными документами. Появление же термина «электронный документооборот» должно было отразить качественные перемены в документоведении, а именно замену бумаги на электронный формат. Однако оказалось, что электронный документооборот — это, как правило, управление все теми же бумажными документами, но только «электронными» средствами, а совсем не оборот «электронных документов».
Тема электронного документооборота вызывает немало споров среди специалистов, вопросы вызывает и терминология, и практическое применение новых законодательных норм . Можно выделить следующие проблемы:
— нет единого терминологического аппарата и единого понимания термина «электронный документ»;
— люди не готовы к отказу от документов в традиционном бумажном виде;
— опасения за надежность хранения информации: многие не готовы к тому, что даже самая незначительная информация никак не фиксируется на бумаге и не будет подшита в дело, прецеденты возврата к бумажным документам уже есть, в США появился термин hard copy и требования по хранению важных документов именно на бумаге;
— требования по защите информации.
Правовое регулирование вопросов работы с электронными документами предполагает закрепление в нормативных правовых актах прежде всего понятия «электронный документ» и возможности использования электронных документов наравне с традиционными документами в различных сферах деятельности. Эксперты считают, что термин «безбумажный документооборот» (введенный академиком В.М. Глушковым в 1970-е как раз для подчеркивания способа обмена документами не на бумажном, а на машинном носителе информации с целью последующей ее обработки при помощи ЭВМ) использовать сегодня не следует, в том числе и потому, что переход на электронные методы не должен сопровождаться запретами на бумажные носители . С данным мнением следует согласиться, так как будет правильнее использовать понятие «электронный документооборот» в его изначальном смысле — работы именно с электронными документами как основной формой современного контента. Безбумажный документооборот — это процессы работы с документами, представленными в электронном виде. Безбумажный документооборот отличается от электронного документооборота тем, что в электронном документообороте возможно частичное или полное дублирование бумажного документооборота, поэтому говорить о безбумажном документообороте в нотариате не следует, так как перевести в электронный вид можно только некоторый ограниченный массив документов, например, по закону нельзя переводить в электронный вид документы, удостоверяющие личность, — водительское удостоверение или паспорт. Переход на безбумажные технологии предполагает работу в электронном виде с документом на всех этапах его жизненного цикла . Однако в действующем Законе «Об архивном деле в Российской Федерации» лишь раз упоминается электронный архив (в ст. 5). Ведущий эксперт по управлению документацией компании ЭОС Н.А. Храмцовская отметила, что Закон игнорирует проблемы обработки и хранения документов на электронных носителях, что может повлечь в будущем проблемы с утратой огромного информационного богатства страны .
Кроме того, существуют проблемные вопросы, в том числе сложности в организации электронного взаимодействия с Росреестром из-за неготовности последнего полностью интегрироваться в безбумажный документооборот, недостаточная развитость информационных систем постоянных контрагентов нотариата загсов и Службы судебных приставов.
Следует отметить, что российский нотариат является полноправным участником единой Системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), которая уже работает, но в тестовом режиме. Кроме того, чтобы граждане могли попросить нотариуса запросить прямо со своего компьютера необходимые справки и документы из различных министерств и ведомств, нужно серьезно обновить правовую базу . Действия нотариуса станут легитимными, а его запросы — обязательными для государственных служб лишь после принятия как минимум двух федеральных законов: «О нотариате и нотариальной деятельности» и «Об установлении правового режима электронного документа и обеспечении его юридической значимости».
Применение электронных документов требует законодательного обеспечения их юридической силы, т.е. установления порядка их удостоверения (состава и способов оформления реквизитов), а также защиты от искажений в процессе электронного обмена. В то же время особенности стандартов, действующих в России для ЭП и электронных документов, не позволяют в большинстве случаев использовать электронные нотариально оформленные документы за рубежом, в отличие от документов, оформленных на бумаге. По этой причине электронные нотариальные документы невозможно легализовать в обычном порядке, в консульстве принимающей стороны, или проставить на них апостиль. Кроме этого, в России пока еще не обеспечено полностью единство стандартов электронного взаимодействия, в том числе и между государственными органами, хотя различные субъекты и опираются в этом на некоторые общие нормативы и требования. Поэтому для принятия тем или иным ведомством нотариально оформленного документа с квалифицированной электронной подписью нотариуса чаще всего придется отдельно настраивать программное обеспечение многочисленных учреждений и ведомств. Исключение составят случаи, когда ведомство утвердило стандарт входящих электронных документов и нотариус по просьбе обратившегося лица оформил документы в требуемом формате. Также инфраструктура аппаратно-программного обеспечения нотариата пока готова не полностью к осуществлению нотариусами новых полномочий. В частности, это связано с тем, что до сих пор не разработан предусмотренный нормативными актами механизм формирования электронных нотариальных документов (п. 2 Требований к формату изготовленного нотариусом электронного документа, утвержденных решением правления Федеральной нотариальной палаты от 10 июня 2015 г., Приказом Минюста России от 29 июня 2015 г. N 155).
В заключение стоит отметить, что законодательно-нормативные акты должны учитывать, что переход от бумажного документооборота в нотариате идет не к чисто электронному, а к смешанному документообороту современного российского делопроизводства.
ЛИТЕРАТУРА
1. Березина Е.А. Электронный документооборот как наиболее перспективный подход к организации учета и хранения документов // Научное сообщество студентов XXI столетия. Общественные науки: Сборник статей по материалам XLII международной студенческой научно-практической конференции. N 5(41). URL: https://sibac.info/archive/social/5(41).pdf (дата обращения: 03.12.2016).
2. Галактионова Ю.С., Курбацкая В.Н., Рогова И.О. Развитие систем электронного документооборота в России // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. 2015. N 37-2. С. 67.
3. Горовцова М. Нотариальные документы теперь могут быть изготовлены в электронной форме. 5 января 2016 г. . Режим доступа: http://www.garant.ru/news/688510/#ixzz4RoL8KglL.
4. Котляров С.Б., Кукушкин О.В., Храмова О.Е. Поиск эффективной модели взаимодействия государства и институтов гражданского общества // Социально-политические науки. 2016. N 2. С. 62 — 64.
5. Курченков К.Б. Электронный документооборот. Критерии разработки систем электронного документооборота // Вестник Воронежского института высоких технологий. 2014. N 12. С. 102 — 106.
6. Окриашвили Т.Г., Якупов А.Г. Принцип добросовестности в позитивном и естественном правопонимании // Международный научный альманах. 2016. N 5(5). С. 1 — 7.
7. Пескарева В.А. Электронный документооборот в России: современное состояние дел и перспективы развития // Современная экономика и управление: подходы, концепции, модели. Материалы II Международной научно-практической конференции. 2016. С. 55 — 57.
8. Тимошенко В. Новые функции нотариусов: что изменится для их клиентов. 26 января 2016 г. . Режим доступа: http://www.garant.ru/article/692071/#ixzz4RoLyAqo0.
9. Ушаков А.А. Комментарий к Основам законодательства Российской Федерации о нотариате (постатейный). Издание четвертое, переработанное и дополненное. М., 2016.
10. Хорошавкина А.В. Электронный документ — не просто созданный на компьютере // Главная книга. 2016. N 5. С. 27.
11. Храмцовская Н.А. Федеральный закон «Об архивном деле в Российской Федерации»: заметки на полях // Делопроизводство и документооборот на предприятии. 2005. N 8. С. 34.

Основные проблемы нотариата в Российской Федерации

The main problems of notaries in the Russian Federation

Андреева Валентина Юрьевна

Andreeva Valentina Yur’evna

Студентка ВСФ ФГБОУ ВО РГУП, г. Иркутск

Аннотация. В данной статье раскрыты понятие, основные задачи и проблемы нотариата как одного из важнейшего института правовой системы государства. Приведены актуальные проблемы, которые необходимо решить.

Ключевые слова: Конституция, нотариат, нотариус, законность.

Keywords: The Constitution of the Russian Federation, notary, notary, legality.

Акт, который имеет высшую юридическую силу, является Конституция Российской Федерации, она закрепляет основные положения о государственном устройстве, правах и свободах человека и гражданина. В статье 48 Конституции РФ сказано: «Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи», а нотариус оказывает юридическую помощь и защиту прав и охраняемых законом интересов граждан и юридических лиц. Основным источником регулирования деятельности нотариусов, являются Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. №4462-I.

В последние годы в деятельности нотариата произошли существенные изменения. В связи с переходом к рыночным экономическим отношениям, многообразию форм собственности, развитию предпринимательства и бизнеса, выходу в экономические пространства, возникла необходимость усовершенствования нотариата. И в настоящее время российский нотариат терпит ряд изменений.

Российский нотариат представляет собой, систему органов, на которую возложено удостоверение бесспорных прав и фактов и выполнение других нотариальных действий в целях обеспечения защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Также это отрасль законодательства, нормами которой регулируется нотариальная деятельность.

Основными задачами данного института являются:

— полное обеспечение реализации гражданами и государством своих имущественных и иных законных прав и интересов.

— придание гражданско-правовым отношениям стабильного, справедливого и законного характера.

— обеспечение доступности в получении правовой помощи по охране и защите имущественных и связанных с ними прав граждан и иных участников гражданского оборота.

В нашем государстве нотариат является одним из важнейших институтов правовой системы. Деятельность нотариусов предупреждает юридические споры, приводит правовые отношения к правильным дальнейшим действиям. В каждом случае, когда гражданин, прибегнувший к нотариальной защите может быть уверен, что нотариальный акт закрепляет его права и интересы, а также защищает от юридических рисков и правовых последствий. Но, как и в любой системе, здесь также имеются ряд актуальных проблем.

В числе основных проблем требующих разрешения нужно выделить такие:

— само понятие нотариуса, требует существенной доработки.

— место нотариата в системе правоохранительных органов, необходимо четко разграничивать деятельность нотариата и судов общей юрисдикции.

— определение процессуального положения нотариуса, отсутствие единой позиции судов по данному вопросу.

— нотариальная деятельность, а именно проверка подлинности документов.

Возвращаясь, к понятию нотариата, следует отметить, что на законодательном уровне нужно более четко определить систему нотариальных органов, разграничить функции и полномочия нотариусов и органов, правомочных совершать нотариальные действия.

Основные проблемы нотариата, отражающие его организацию и функционирование сводятся к необходимости определения места этого института в системе гражданской юрисдикции, оценки его потенциала во взаимодействии с правоохранительной и налоговой системой, совершенствования нотариальных процедур.

Также нужно предусмотреть усиление контрольных функций органов юстиции; введение дотаций нотариусам в экономически слабых районах, за счет нотариального сообщества; установление электронных каналов с ведомствами, ведущими официальные реестры и базы данных; установление гибких нотариальных тарифов.

Все эти меры будут способствовать усилению значения нотариата в социально-экономической системе общества, в первую очередь повышению благосостояния граждан, доступности и надежности реальной формы защиты гражданских прав.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, о том, что у российского нотариата достаточно проблем, которые необходимо решить. И путь большинства проблем лежит через законодательство.

Библиографический список: