Проблемы бизнес этики

В формировании этических систем России на основании господствующих мировоззренческих установок можно выделить три основных периода: языческий, христианский и светский.

В Древней Руси деловая этика не оформлялась в отдельную отрасль знаний и не фиксировалась в специальных текстах. Этические взгляды на проблемы экономики существовали только в самом общем виде, в контексте норм человеческого общежития. Их зарождение и сущность можно до некоторой степени проследить в древнейших памятниках русской литературы, в фольклорных произведениях.

Этическая система Руси того времени определялась характером языческого мировоззрения. Следует отмстить, что многие писатели и исследователи отмечали высокие нравственные качества наших предков. Так, византийский историк VI в. Прокопий Кесарийский писал: «Эти племена, славяне и анты… издревле живут в народоправстве, и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается общим делом. Честность же и товарищество среди них таковы, что они, совершенно не зная ни кражи, ни обмана, не запирают своих сундуков и ящиков».

Маврикий Стратег, Адам Бременский, Ибн Руст, Ибн Фадлан и другие путешественники, оставившие записки о посещении славянских земель, единодушны во мнении, что людей более гостеприимных, радушных, доброжелательных, справедливых и деятельных, чем славянские народы, найти трудно.

Суровые природно-климатические условия, определяющие способ хозяйствования, делали славян естественными коллективистами и обусловливали совместные проживание и деятельность как необходимые и единственно возможные формы существования. В этот период российской истории широко развилась общинная помощь. Не только соплеменники всегда могли рассчитывать на поддержку соседей в случае нужды, но и люди чужие. С чужеземцами, пришедшими к славянам с мирными целями, те обращались исключительно заботливо, обеспечивая им помощь и защиту, и даже пленники у славян по прошествии определенного времени получали свободу. Да и само обращение с пленными было более мягким, нежели у других пародов, как видно из произведений посещавших в то время славянские земли путешественников и торговцев.

Можно сделать вывод, что уже в этот ранний период истории у славянских племен деление на «своих» и «чужих» было менее четким, и этика отношений, в частности этика взаимной помощи, распространялась на тех и других более или менее одинаково, конечно, при условии, что «чужие» миролюбивы и не несут угрозы благополучию славянского рода или племени. Даже иноверцы получали равные со славянами права, если «не выставляли напоказ своей христианской веры» (по словам Адама Бременского), т.е. не оскорбляли миропонимания славян, основанного на древней языческой религии.

«Золотое правило этики» было сформулировано русским народом в виде бытующих и ныне пословиц: «Как аукнется, так и откликнется», «Не рой другому яму — сам в нее попадешь», «Не плюй в колодец — пригодится воды напиться» и др.

Вводя в конце X в. на Руси православие, великий киевский князь Владимир более всего заботился о том, чтобы не только буква, но и, главное, дух православия восторжествовали.

Среди выдающихся памятников древнерусской христианской культуры наиболее целостную систему этических воззрений представляет «Поучение Владимира Мономаха» (1099 г.), написанное киевским князем своим детям. Он писал о социальной ответственность и необходимости проявлять неустанную заботу о нищих, убогих, сиротах, вдовах, поддерживать их материально и восстанавливать социальную справедливость, защищая слабых от притеснений сильных. «В особенности же бедных не забывайте… — говорилось в «Поучении», — старого чтите как отца, а молодых как братьев… больного навестите». Мономах упоминал и необходимость поддержания деловой репутации: «Говоря что-либо, дурное или хорошее, не клянитесь Богом, не креститесь, ибо нет тебе в этом никакой нужды. Если же вам придется крест целовать братии или кому-либо, то, проверив сердце свое, на чем можете устоять, на том и целуйте, а поцеловав, соблюдайте, чтобы, преступив, не погубить души своей».

Православная религиозная мораль строго ориентирована на слова Иисуса Христа: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне» (Матфей 6:24).

Целью такого рода морали являлось воспитание человека добродетельного, милосердного, совестливого, скромного, уважающего людей и верящего в возможность совершенствования своей души, мира и людей. Именно беспокойство о собственной душе требует от православного христианина оказания помощи ближнему, проявления заботы о нем, свершения добрых дел.

В XV—XVI вв. в Церкви развернулась борьба двух идейных течений — нестяжателей и иосифлян.

Нестяжательство зародилось в монастырях, расположенных к северу от Москвы, в Заволжье. Духовным вождем нестяжателей был Пил Сорский из боярского рода Майковых, который принял монашество в Кирилло-Белозерском монастыре. После недолгого пребывания там он отправился в паломничество на Восток. Вернувшись на родину, Нил основал неподалеку от Кириллова монастыря, на реке Соре, собственную пустынь. Устав пустыни был весьма строп отшельник не должен не только ничего иметь, но и желать, кроме жизненно необходимого. У самого Нила, кроме книг, не было ничего.

Идеологом иосифлянства являлся игумен Волоколамского монастыря Иосиф, из рода бояр Саниных. Приняв монашество в 30-летнем возрасте, он основал монастырь в соответствии со своими представлениями о должном порядке монастырской жизни. С одной стороны, это строгое общежитие, отсутствие индивидуальной собственности, жесткое ограничение в самом необходимом и обязательный труд для всех, но с другой — стремительное обогащение монастыря, причем не столько трудом его насельников, сколько за счет передаваемых ему сел, пашен и угодий. Иосиф был убежден, что экономически мощные монастыри должны служить центрами социальной благотворительности, просвещения, духовного и нравственного влияния в обществе. Прямое столкновение между иосифлянами и нестяжателями произошло на Соборе 1503 г. во время развернувшейся дискуссии о вотчинном владении монастырей. Несмотря на поддержку нестяжателей великим князем Иваном III, иосифлянское большинство не допустило принятия радикальных решений по этому вопросу. Впоследствии, когда царь Петр I использовал накопленные в монастырях средства для перевооружения армии, строительства флота, основания новых городов, всемерно способствовал созданию Российской империи, сама жизнь подтвердила историческую правоту иосифлян.

Митрополит Московский Филарет (Дроздов) в XIX в. дал определение государству как «союзу свободных нравственных существ, соединившихся между собою с пожертвованием частью своей свободы для охранения и утверждения общими силами закона нравственности, который составляет необходимость их бытия».

Святитель подчеркивал, что «если отцы и начальники семейств, по выражению Апостольскому, свой дом добре правят (1 Тим. 3:4); если в своем комнатном владычестве правильно и верно действуют рассудительно употребляемой властью, опытным словом, добрым примером; если содержат своих домашних в порядке и послушании, вселяют в них страх Божий, любовь к ближним, верность к государю и отечеству, бдительным смотрением охраняют их нравы, то <…> они совершают и в пользу государства служение, которого благие последствия могут простираться даже до потомства».

Религиозный философ В. С. Соловьев, обосновывал точку зрения, согласно которой бессмертие невозможно без нравственного совершенствования личности, в то же время эгоистическая сущность человека разрушает личность и тормозит социально-экономический прогресс. Процесс выделения человека из животного мира, преодоления животной сущности происходит в связи с его стремлением не просто жить «по природе», т.е. руководствуясь животными инстинктами, но жить как должно, сообразно совести, которая для человека играет роль закона. Трудность нравственного вопроса, по В. С. Соловьеву, заключается в том, что, во-первых, устанавливаются лишь запреты на то, что делать не следует, но не говорится, что надо делать человеку: «…если даже дать ему положительную форму, например: всем помогай, то и здесь нет никакого положительного указания, что же должно делать, чтобы воистину и действительно помочь всем». Во-вторых, исполнение нравственного закона требует от человека постоянной борьбы с самим собой, со своей сущностью, поскольку сознание долга само по себе еще не гарантирует его выполнения. Свои действия следует согласовывать с евангельскими заповедями, поскольку только этический закон христианства имеет подлинно нравственную сущность.

Светские мыслители XIX в. размышляли над этическими проблемами и вырабатывали взгляды и подходы к проблемам труда и трудовой этики деятельности, направленной на созидание. Человек здесь рассматривается как активный духовно-нравственный субъект хозяйственной деятельности, а сама хозяйственная деятельность не рассматривается автономно, в отрыве от фундаментальных смысложизненных задач.

Так, Н. Г. Чернышевский, исповедуя идею «разумного эгоизма», связывал стремление человека делать добро, приносить пользу с его естественным стремлением к наслаждению. Он считал стремление человека к нравственному совершенствованию, использованию своих духовных качеств во благо людей естественным и наиболее прочным, долговечным и надежным в отношении добра и блага, приносимого окружающим и самому себе.

Ф. М. Достоевский показал в своих произведениях, что этические проблемы невозможно разрешить рационалистически. Свою жизнь писатель фактически превратил в экспериментальную лабораторию для решения нравственных проблем, что позволило выявить неоднозначность природы человека с позиций морали. Сам Достоевский двойственность человеческой природы и нравственную трагедию человека выразил словами: «Дьявол с Богом борется, а поле битвы — сердце человеческое». Но именно от морального выбора человека зависит, что в конечном итоге будет торжествовать в конкретном человеке и в истории в целом Бог или мамона.

Достоевский писал в своем дневнике: «Люди, люди — это самое главное. Люди дороже даже денег. Людей ни на каком рынке не купишь и никакими деньгами, потому что они не продаются и не покупаются, а опять-таки только веками выделываются… человек самостоятельно деловой образуется лишь долгою самостоятельною жизнию нации, вековым многострадальным трудом се».

Большое значение предпринимательству как высшей степени творчества придавал II. А. Бердяев, который утверждал, что предпринимательство, во-первых, истекает из свободного выбора самого предпринимателя, а во-вторых, направлено к вечности, к вечной истине, вечной красоте и вечной правде. Бизнес — категория временная, его интересуют лишь временные, эмпирические интересы и поэтому целью экономической политики не может быть построение капитализма (так же как и социализма), поскольку и то и другое означают рабство у материальной природы. Предпринимателю, чтобы одухотворить свою деятельность, необходимы сверхчеловеческие ценности. При этом труд его наполняется духовностью и как искупление, и как творчество.

«Безбожное человечество должно прийти к жестокости, к истреблению друг друга, к превращению человека в простое средство. Но есть любовь к человеку в Боге. Она раскрывает и утверждает для вечной жизни лик каждого человека. Только это и есть истинная любовь, любовь христианская. Истинная любовь связана с бессмертием, она и есть ничто иное как утверждение бессмертия, вечной жизни… Настоящая любовь есть утверждение вечности».

С. Н. Булгаков полагал, что именно хозяйственная деятельность должна быть ориентирована не на погоню за наживой, а па нравственные идеалы аскетизма: «Остается незыблемым, что христианство освободило и реабилитировало всякий труд, особенно хозяйственный, и оно вложило в пего новую душу. В нем родился новый хозяйственный человек, с повой мотивацией труда. Эта мотивация носит в себе черты соединения мироотреченности и мироприятия в этике хозяйственного аскетизма, причем именно это соединение противоположностей в напряженности своей и дает наибольшую энергию аскетического, религиозного и мотивированного труда. Этот свободный аскетический труд есть та духовно-хозяйственная сила, которою утвержден фундамент всей европейской культуры».

Философ-космист Н. Ф. Федоров считал, что предпринимательство является частью проекта «общего дела», направленного на реализацию высшей задачи человечества — регуляцию природы и конечную победу над смертью — «воскрешение отцов». Сюда не может относиться дающая огромные прибыли индустрия развлечений, погоня за удовлетворением бесконечно возрастающих потребностей, «мануфактура игрушек» и т.д. Перед предпринимателем как Хозяином ставится задача преображения всего космического миропорядка. Этот высший мотив является одновременно и высшим нравственным критерием всей трудовой, хозяйственной деятельности человека. Таким образом, Федоров ставит предпринимательство выше этики, утверждая «супраморальность».

В целом можно утверждать, что морально-нравственные традиции деловой этики уходят корнями в воззрения древних славян, труды православных богословов и светских философов, причем в сущностной основе подходы и тех и других не противоречат друг другу. Для духовных авторов главное в деловой этике — неукоснительное соблюдение заповедей, и в первую очередь заповеди «возлюби ближнего своего». Такая христианская любовь является основой хозяйственной деятельности, с одной стороны, и залогом посмертного воздаяния за добрые дела — с другой.

Светские авторы при всем различии подходов главным образом поддерживают и продолжают развивать ту же мысль: добро необходимо делать в первую очередь для собственной души, для ее совершенствования. Жить для других — это значит жить для себя, жить в мире со своей душой и совестью, и поэтому делать добрые дела, помогать людям — полезно и рационально. Однако во взглядах светских философов более четко прослеживается мысль о ценности человека. Если для православия человек — это раб Божий, созданный из праха земного и поэтому в первую очередь выполняющий свой долг перед Богом, то для светских философов человек ценен как самостоятельная личность, имеющая право на личное счастье, совершенствование и свободу поступков и выполняющая долг прежде всего перед собой.

В советский период взгляды общества на предпринимательство претерпели значительные изменения. Во-первых, считалось, что в государстве с самым гуманным общественным строем, где ликвидирована частная собственность, в условиях плановой экономики все граждане активно участвуют в строительстве светлого будущего. Во-вторых, необходимо было решать вопрос об эффективном управлении государством и обществом в целом, здесь в качестве примера выступала личность В. И. Ленина, активно боровшегося с так называемым комчванством, бывшего доступным и скромным в быту, но в то же время требовательным руководителем и хорошим организатором. Впоследствии были сформулированы ленинские нормы партийной жизни, которые служили образцом для подражания нескольким поколениям партийных и хозяйственных работников.

В современном обществе в ходе интеграционных процессов, охватывающих постепенно все мировое сообщество, утверждается понимание человека как сложной, интегрированной, целостной личности, тем или иным способом, в большей или меньшей степени занятой в предпринимательстве. Неизбежно происходит постепенная, медленная, фундаментальная переоценка целей современной цивилизации, переосмысление традиционных ценностей. Высшей ценностью общества официально провозглашается человек вне зависимости от его материального достатка, способности к труду, состояния здоровья, образования, интеллектуальных способностей, семейного положения, пола и возраста, расы и национальности, взглядов и убеждений и т.д.

Требования к нравственному облику делового человека и гражданина, основанные на традиционных гуманистических представлениях, включают в себя не только умение вести дела, но и любить людей, бескорыстно творить добро, поскольку это отвечает и общественным, и личностным потребностям, принципу социальной справедливости и гуманизма.

На протяжении следующих десятилетий отмечалось бурное развитие этой новой дисциплины, которое обуславливалось потребностью общества в анализе ведения бизнеса и определенных моральных норм, действующих в деловой среде.

Предметная область деловой этики

Утверждение о том, что этика бизнеса рассматривает только вопросы, связанные с нормами служебного поведения и обычаями бизнес-этикета, является довольно общим и не отражающим подлинного масштаба вышеуказанной дисциплины. Деловая этика представляет собой целый научный раздел, в ходе изучения которого специалисты сталкиваются с анализом разнообразных проблем, присущих бизнес-среде.

В частности, большое внимание уделяется рассмотрению следующих проблем и вопросов:

  • борьба между конкурентами и моральные нормы при использовании определенной деловой информации;
  • социальная ответственность, которую несут деловые сообщества;
  • различные модели социальной ответственности за рубежом и в нашей стране;
  • эффективные методы управления компаниями и организациями;
  • соблюдение трудового законодательства и уважения к правам человека в ходе деятельности организации;
  • участие представителей деловых кругов в благотворительности;
  • мошенничество, коррупция и другие противоправные действия в бизнес-сфере;
  • этические нормы, которые обязательны при размещении рекламы;
  • основные аспекты ценообразования;
  • проблемы так называемой «теневой» экономики, которая присуща многим развивающимся государствам.

Структура деловой этики

Рассуждая о структуре деловой этики, специалисты указывают на 3 ее основные иерархические ступени: Мировой уровень или гипернормы. Последние базируются на общечеловеческих ценностях и, в целом, сводятся к следующему:

  • проблемным вопросам, связанным с ростом доверия к бизнес-сфере и борьбой с противоправными действиями;
  • вопросам, касающимся обращения крупных финансовых организаций с окружающей средой;
  • требованиям, которые касаются усовершенствования методов производства и различных технологических процессов;
  • задачам, формирующимся социальной ответственностью бизнес-структур.

Макроуровень или этические нормы в масштабе отдельной отрасли производства или государства. На данном уровне рассматриваются все нормы бизнес-этики, которые реализуются в отраслевых или национальных деловых сообществах. Как правило, важнейшими вопросами, рассматриваемыми в данном сегменте, являются уважение к собственности частных лиц, честная конкуренция на рынке, дискриминация на рынках труда, корректное распространение и освещение бизнес-информации.

Микроуровень или бизнес-нормы, действующие в отдельно взятой организации. Основное внимание уделяется взаимоотношениям между сотрудниками, которые формируются во время функционирования компании.

Главные элементы деловой этики

Элементы деловой этики — это конкретные социальные категории, с помощью которых можно понять ее суть. К ним традиционно относят:

  • Принципы взаимодействия между представителями бизнес-кругов. Они являются основополагающими положениями, которые оказывают огромное влияние на профессиональную деятельность отдельных сотрудников и крупных организаций.
  • Моральные нормы, сформировавшиеся в обществе. Они помогают лучше понять специфику отношений, сложившихся между представителями одного коллектива или организациями.
  • Принципы служебных отношений, которые регламентируют порядок взаимоотношений между всеми сторонами, задействованными в бизнес-процессе.
  • Права сотрудников, которые им предоставляются действующим трудовым законодательством.
  • Стиль управления, избранный руководством. Он тесно сопряжен с официально принятыми и неформальными правилами отношений с конкурентами, партнерами, клиентами и подчиненными.
  • Разрешение разнообразных конфликтных ситуаций, являющихся неотъемлемыми спутниками любого бизнес-процесса.
  • Деловая философия. От этого элемента напрямую зависит качество принимаемых руководством организации решений.

Этические проблемы деловых отношений

Введение 3

Глава 1. Общие этические принципы и проблемы делового общения 6

1.1. Этические проблемы деловой жизни 6

1.2. Этика менеджеров в организации 9

1.3. Способы повышения этического уровня организации 13

Глава 2. Практический пример деловой этики и решение возникающих проблем на примере компании «Юнилевер» (Unilever) 18

2.1. Кодекс принципов деловой этики и этикета компании 18

Заключение 22

Список использованных источников 25

Введение

Деловые отношения — это сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере. 1

Его участники выступают в официальных статусах и ориентированы на достижение цели, конкретных задач.

Специфической особенностью названного процесса является регламентированность, т. е. подчинение установленным ограничениям, которые определяются национальными и культурными традициями, профессиональными этическими принципами. Обязательным условием в процессе деловых отношений является общение людей, мною будет рассмотрена этика деловых отношений на примере общения, взаимоотношения, т.к. при грамотном общении, умении расположить собеседника к себе зависит и конечный результат.

Деловые отношение тесно связаны с общением, взаимодействием производственной деятельности — это самый массовый вид социального общения. Оно представляет собой сферу коммерческих и административно-пра­вовых, экономико-правовых и дипломатических отношений.

Деловое общение сегодня проникает во все сферы общественной жизни. В коммерческие, деловые отношения вступают предприятия всех форм собственности, частные лица. Компетентность в сфере де­лового общения непосредственно связана с успехом или неуспехом в любом деле: науке, искусстве, производстве, торговле. Что касается менеджеров, предпринимателей, организаторов производства, людей, занятых в сфере управления, то коммуникативная компетентность для представителей этих профессий представляет важнейшую часть их профессионального облика.

Деловое отношения — это процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом, предполагающим достижение определенного результата, решение конкретной проблемы или реализацию определенной цели. 2

В целом деловое общение отличается от обыденного (неформального) тем, что в его процессе ставятся цель и конкретные задачи, которые требуют своего решения. В деловом общении нельзя прекратить взаимодействие с партнером (по крайней мере, без потерь для обеих сторон).

Деловое общение можно условно разделить на прямое и косвенное.

Прямое деловое общение обладает большей результативностью, силой эмоционального воздействия и внушения, чем косвенное, в нем непосредственно действуют социально-психологические механизмы.

Деловой этикет включает в себя две группы правил:

  • нормы, действующие в сфере общения между равными по статусу, членами одного коллектива (горизонтальные);

  • наставления, определяющие характер контакта руководителя и подчиненного (вертикальные).

Общим требованием считается приветливое и предупредительное отношение ко всем коллегам по работе, партнерам, независимо от личных симпатий и антипатий. Регламентированность делового взаимодействия выражается также во внимании к речи. Обязательно соблюдение речевого этикета — разработанных обществом норм языкового поведения, типовых готовых «формул», позволяющих организовать этикетные ситуации приветствия, просьбы, благодарности и т. д. (например, «здравствуйте», «будьте добры», «разрешите принести извинения», «счастлив познакомиться с Вами»). Эти устойчивые конструкции выбираются с учетом социальных, возрастных, психологических характеристик. Общение как взаимодействие предполагает, что люди устанавливают контакт друг с другом, обмениваются определенной информацией для того, чтобы строить совместную деятельность, сотрудничество. Чтобы общение как взаимодействие происходило беспроблемно, оно должно состоять из следующих этапов:

  • Установка контакта (знакомство). Предполагает понимание другого человека, представление себя другому человеку;

  • Ориентировка в ситуации общения, осмысление происходящего, выдержка паузы;

  • Обсуждение интересующей проблемы;

  • Решение проблемы.

  • Завершение контакта (выход из него).

Служебные контакты должны строиться на партнерских началах, исходить из взаимных запросов и потребностей, из интересов дела.

Выбранная мною тема актуальна тем, что проблеме этике общения в бизнесе в последнее время уделяется большое внимание, возникла даже отдельная отрасль науки с таким названием, которая определяет себя междисциплинарную, опирающуюся на теорию морали, менеджмент, экономику и психологию. Причина внимания к вопросам этики, прежде всего, связана с экономическим ущербом, который наносит фирме неэтичное поведение сотрудников и деловых партнеров, а также с экологическим, экономическим и социальным ущербом.

Целью написания настоящей курсовой работы является рассмотрение выбранной темы: «Этические проблемы деловых отношений».

При написании данной курсовой работы, мною были использованы следующие источники: учебник Гусейнова А.А., Гардарики «Этика». В учебном пособии для экономических вузов — Этика бизнесаЮ. Ю. Петрунина изложены основные темы, проблемы, подходы, концепции этики бизнеса. Опираясь на классические западные работы, авторы адаптируют разнообразный теоретический и практический материал к российским условиям.

Глава 1. Общие этические принципы и проблемы делового общения

Американская исследовательница Лара Нэш в 1990 г. выпустила книгу с характерным названием «Долой благие намерения», в которой она приходит к выводу о том, что благие намерения у руководителей и участников бизнеса не являются достаточным фактором для разрешения сложных этических проблем, возникающих на рабочем месте.

Хотя некоторые прекрасные и выдающиеся деловые люди придерживаются строгих моральных ценностей в своей частной жизни, Нэш указывает на то, что динамика деловой жизни предписывает им иметь крепкие дополнительные моральные принципы помимо их собственного морального кодекса.

«Если человек является владельцем компании, которая не производит никакой продукции, не нанимает никаких работников и не производит никаких отходов, то даже в этом случае такой человек не должен забывать об основных моральных стандартах. Любой руководитель часто сталкивается с необходимостью принимать такие решения, которые ставят перед ним сложные этические проблемы, и в таких ситуациях руководитель не властен изменить что-либо: он вынужден принимать решения, в результате выполнения которых неизбежно пострадают люди; ему приходится идти на сделки, в которых приходится выбирать между равно необходимыми материальными ценностями и устоявшимися моральными принципами; он оказывается в таком положении, что интересы его организации и цели работы входят в противоречие с личными нуждами конкретных служащих или потребителей», — пишет Л. Нэш.3

Именно поэтому изучение этики бизнеса является исключительно важным для руководителя любой организации. Из интервью, взятых у различных руководителей организаций в США, Л. Нэш выделила главные этические проблемы, с которыми чаще всего сталкиваются руководители делового мира Америки:4

  1. жадность;

  2. сокрытие фактов и неверную информацию в отчетах и при проведении проверок;

  3. выпуск некачественной продукции или необходимость ее постоянного технического обслуживания;

  4. неразумное завышение цен или прямой обман при проведении деловых переговоров;

  5. имеющиеся на сегодняшний день условия работы вынуждают людей лгать о выполнении ими их работы;

  6. излишнюю самоуверенность в суждениях, которая может привести к ущербу для интересов компании, когда для нее наступают тяжелые времена;

  7. низкое качество работы и товаров;

  8. безоговорочное подчинение руководству, каким бы неэтичным и несправедливым оно ни оказалось;

  9. противоречия между личными интересами и интересами корпорации;

  10. наличие фаворитов;

  11. жесткие цены;

  12. принесение в жертву ни в чем не повинных и беспомощных людей для выполнения той или иной работы;

  13. невозможность высказать свое возмущение и несогласие в атмосфере постоянных неэтичных поступков;

  14. малое внимание семье или личным делам из-за обилия работы;

  15. производство продукции с сомнительными характеристиками по безопасности;

  16. невозвращение каких-либо вещей или ценностей, взятых на рабочем месте, у сослуживцев или из фондов корпорации;

  17. сознательное преувеличение преимуществ своего плана работы для получения поддержки;

  18. преувеличенное внимание к перемещениям по иерархической лестнице в ущерб интересам дела;

  19. перемещение по служебной лестнице по головам сослуживцев;

  20. обман работников с целью получения выгоды для компании;

  21. создание союзов с сомнительными партнерами в надежде на счастливую случайность;

  22. затяжки и промедления с выполнением своих обязанностей, что приводит к растрате времени и денег корпорации;

  23. оказание негативного влияния на общественно-политический процесс путем внесения изменений в законодательство за взятки.

Нэш обращает внимание на то, что руководители и работники, которые сталкиваются с подобными проблемами, не могут для их разрешения следовать только тому, что они «узнали о морали в своих семьях, у учителей, в церквах или синагогах». «Путь в ад устлан благими намерениями», и часто наиболее безнравственные решения принимаются и наиболее нелицеприятные поступки в бизнесе совершаются людьми, которые исключительно честны и имеют самые благие намерения, отмечает Л. Нэш.

Современная деловая этика, по мнению многих ученых, должна основываться на трех важнейших положениях: 1)создание материальных ценностей во всем многообразии форм рассматривается как изначально важный процесс; 2)прибыль и другие доходы рассматриваются как результат достижения различных общественно значимых целей; 3) приоритет при разрешении проблем, возникающих в деловом мире, должен отдаваться интересам межличностных отношений, а не производству продукции.

В этой теме вы узнаете:

  • О деловой этике: понятие, цели;
  • Об уровнях экономической ответственности;
  • Об уровнях в системе регулирования деловой этики в организации.

Этика (от греч. ethika, от ethos — обычай, нравственный характер) — учение о нравственности, морали…

За последние двадцать лет проблемы этики бизнеса всё больше привлекают внимание исследователей, менеджеров и общественных деятелей. Обязательные курсы этики читаются во всех ведущих школах бизнеса. Этическая оценка и репутация сегодня играют немаловажную роль при заключении сделок, выборе партнеров по бизнесу, применении санкций регулятивных органов и т.п. И все же этику не следует рассматривать как простое увлечение или веяние моды. Закаленные в чрезвычайно агрессивной среде, морально-нравственные качества большинства управляющих значительно ниже, чем у представителей других профессий. При этом важно отметить, что от поступков менеджеров, от того, какие решения они принимают, часто зависят судьбы многих людей. Цель курса этики в рамках дисциплины «общий менеджмент» заключается не в том, чтобы научить слушателей моделировать деятельность компаний как этичных и социально-ответственных субъектов, а, скорее, попытаться довести до их сознания возможные этические последствия принимаемых управленческих решений, помочь им оценить нравственные аспекты деятельности менеджера. Итак, сначала определим само понятие «деловая этика». Профессор П.В. Малиновский таким образом трактует этот термин: «Деловая этика в широком смысле — это совокупность этических принципов и норм, которыми должна руководствоваться деятельность организаций и их членов в сфере управления и предпринимательства. Она охватывает явления различных порядков: этическую оценку как внутренней, так и внешней политики организации в целом; моральные принципы членов организации, т.е. профессиональную мораль; моральный климат в организации; образцы морального поведения; нормы делового этикета — ритуализированные внешние нормы поведения». Само понятие «этичного ведения дел» возникло еще в древности в купеческой среде. Репутация купца прежде всего отражала общественную моральную оценку его деятельности. Кроме того, параллельно складывался институт меценатства, как форма социальной ответственности собственников-предпринимателей. Однако широкое распространение движение за этичность бизнеса получило лишь в конце XIX — начале XX веков. Все чаще и чаще начинали звучать утверждения о том, что корпорации обязаны использовать свои ресурсы таким образом, чтобы общество оказывалось в выигрыше — так называемая «доктрина капиталистической благотворительности». Крупнейшие бизнесмены своего времени, такие как «стальной король» Эндрю Карнеги или Джон Д. Рокфеллер тратили колоссальные суммы на социальные программы, строительство публичных библиотек и школ. Безусловно, далеко не все предприниматели придерживались подобных взглядов. В целом, восприятие обществом деловой этики и социальной ответственности за XX столетие прошло (в развитых западных странах) через три этапа:

  • управление, направленное на максимизацию доходов (до второй четверти XX века): этичность второстепенна по отношению к прибыльности (период «дикого» капитализма);
  • попечительское управление (начиная с 1930-х годов): организация заботиться о своих сотрудниках и их семьях постольку, поскольку это в конечном итоге ведет к более высокой производительности и доходности;
  • социальное управление (начиная с 1960х-70х годов): организация несет ответственность перед обществом в целом и, в частности, перед стейкхолдерами (группами заинтересованных лиц).

В нашей стране можно выделить пять этапов становления этических воззрений в XX веке:

  • традиционный капиталистический (до 1917г.): меценатство и попечительство считались «хорошим тоном» в традиционных предпринимательских кругах, однако большинство было ориентировано на максимизацию прибыли;
  • прямое государственное регулирование (1920е годы): извлекаемые в виде налогов (в принудительном порядке) средства направлялись на финансирование социальных программ;
  • плановая социалистическая ответственность (1930е-1980е годы): за каждым предприятием закреплялись социальные объекты и программы, а также предписывался план по открытию новых — невыполнение плана каралось государством;
  • «дикий российский капитализм» (1990е): приоритет отдан получению краткосрочной экономической выгоды любыми средствами, программы социальной ответственности часто принимали характер «прикрытия» незаконных операций;
  • локальное попечительство (с 2000 года): крупные предприятия считают своим долгом заботу о местных сообществах, финансируя локальные социальные программы.

Различают три подхода к пониманию проблем социальной ответственности бизнеса и этики управленческих решений:

  • Традиционный (узкоэкономический) — сформулирован лауреатом Нобелевской премии Милтоном Фридменом. Логика этого подхода такова: поскольку деловые организации должны служить интересам своих собственников, и т.к. менеджеры в конечном счете являются всего лишь наемными служащими, то их первостепенная задача заключается в том, чтобы вести бизнес в соответствии с желаниями собственников. Отсюда следует, что истинная роль бизнеса состоит «в использовании его энергии и ресурсов в деятельности, направленной на увеличение прибыли при условии, что он придерживается правил игры… (и) участвует в открытой конкурентной борьбе, не прибегая к мошенничеству и обману». Таким образом, считается, что организация несет социальную ответственность, соблюдая законы и предписанные правила ведения бизнеса.
  • Этический подход (с точки зрения заинтересованных лиц) — сформулирован профессором социологии, признанным гуру менеджмента Питером Друкером. Сущность этого подхода заключается в признании того, организация в целом имеет обязательства этического характера перед определенными группами заинтересованных лиц — стейкхолдерами. В число стейкхолдеров, как правило, включают учредителей, менеджеров, акционеров (собственников), поставщиков, кредиторов, клиентов, местные сообщества, профсоюзы, государственные регулирующие органы, профессиональные ассоциации и сотрудников. Эта многослойная общественная среда способна существенно влиять на достижение организацией её целей, поэтому руководству организации приходится уравновешивать внутренние чисто экономические цели с социальными, этическими и экономическими интересами стейкхолдеров. На практике этот подход является наиболее распространенным (на развитых рынках).
  • Социально-этичный (утвердительный подход) — сформировался в 1960е-70е годы под влиянием философско-этических воззрений ряда теоретиков: Курта Левина, Эдгара Шайна, Генри Минцберга и др. Согласно этому подходу менеджеры и сотрудники организации отвечают за сбалансирование следование компании общим интересам: экономическим интересам организации, интересам стейкхолдеров и глобальным общественным интересам. Этот подход утверждает, что организации должны нести добровольные обязательства перед обществом и направлять часть своих средств на его совершенствование.

Сторонники традиционного подхода отстаивают аргументы ПРОТИВ широкой социальной ответственности:

  • ценой такого поведения является снижение доходных статей компании и, следовательно, расходы на программы социальной ответственности в конечном итоге переносятся на потребителей в виде повышения цен;
  • расплата за социальную ответственность может принять форму снижения заработной платы, снижения дивидендов, сокращения инвестиций в отделы НИОКР, в обновление и совершенствование производственных мощностей, уменьшения кредиторской задолженности и т.п.;
  • принятие социальной ответственности может ввести в заблуждение членов организации относительно её главных целей;
  • ответственность за решения социальных проблем должна лежать на индивидуумах, а не компаниях;
  • решение социальных проблем должно находиться в компетенции государственных и муниципальных органов и предприятий — руководители корпораций не научены решать общественные проблемы;
  • компания, которая несет большую долю социальной ответственности может проиграть в конкурентной борьбе другим компаниям;
  • эффект социальных программ не может быть точно определен — о результатах подобных действий крайне трудно отчитываться перед заинтересованными лицами и широкой ответственностью;
  • нарушается принцип максимизации прибыли. В то же время, преследуя только экономические цели и соблюдая при этом законы и нормы государственного регулирования, организация: а) удовлетворяет потребительский спрос в товарах и услугах; б) создает рабочие места; в) платит налоги; г) обеспечивает определенный уровень возврата на капитал (в виде дивидендов); д) создает новые общественные богатства и ценности. Таким образом организация уже вовлечена в теснейшее социальное взаимодействие и вносит определенный вклад в вышеобозначенных сферах.

Сторонники этического и социально-этичного подхода выдвигают ряд аргументов ЗА социальную ответственность:

  • социальная вовлеченность организации лежит в основе её же собственных интересов, т.к. создает лучшее общество и лучшую среду для бизнеса организации;
  • программы социальной ответственности являются средством формирования и поддержания положительного публичного имиджа;
  • социально ответственный и этичный менеджмент предупреждает или ослабляет отрицательный эффект воздействия на организацию со стороны таких влиятельных групп как государственные и муниципальные органы власти;
  • широкая общественность ожидает этичного поведения организаций и их руководства — несоответствие этим ожиданиям может привести к негативным последствиям;
  • внутреннее моральное обязательство вести себя социально ответственно и этично — собственники, менеджеры и сотрудники организации являются членами общества и для них естественным является следовать его моральным нормам;
  • создаваемые организациями социальные проблемы, такие как, например, загрязнение окружающей среды, должны решаться за счет этих организаций;
  • социальная ответственность уравновешивает могущество и ответственность компании;
  • социальная ответственность оправдывает существование организации как элемента общества.

Социальные и моральные обязательства компании принято рассматривать в парадигме четырех уровней ответственности деловой организации: Уровень экономической ответственности — относится к базовой обязательной ответственности, которую организация и её руководство несут перед собственником (или собственниками) и заключается в том, чтобы приносить прибыль, т.е. выполнять свое основное предназначение как инструмента бизнеса; Уровень правовой ответственности — следование закону является обязанностью любой организации, нарушение которой влечет за собой серьёзные санкции со стороны государства и его силовых структур; Уровень этической ответственности — заключается в следовании моральным принципам общества и самой компании. Ответственность этого уровня — возможная, т.к. она не подлежит жесткому формальному регулированию; Уровень социальной ответственности — заключается в способствовании улучшению благосостояния и повышению качества жизни общества. Находится на самой вершине пирамиды ответственности и не регулируется никакими формальными или неформальными отношениями. Это — желательный уровень ответственности, который оправдывает социальное существование организации. Наряду с пониманием деловой этики как социальной ответственности организации, существует позиция релятивизма — т.е. признании того, что мы не в состоянии и не в праве решать, что есть добро или зло. Согласно релятивизму этика «относительна» и зависит от личных, социальных и культурных обстоятельств, в которых находится человек и организация. Различают четыре разновидности релятивизма:

  • Наивный релятивизм — человек в ситуации выбора руководствуется неким стандартом, однако никто не в праве выносить моральный приговор относительно действий другого лица. Действия обусловлены множеством факторов и делающий этическое суждение не всегда способен учесть их все.
  • Ролевой релятивизм — поведение человека во многом обусловлено ситуацией и текущей социальной ролью. Наедине с собой человек может придерживаться одних принципов, однако в социальной ситуации, он может склоняться к другим: руководитель должен соотносить свои личные чувства и интересы компании. Осуждая действия следует рассматривать ситуацию и роль, но не личность человека.
  • Социальный релятивизм — действия часто обусловлены нормами группы или групп. Организации, их собственники, менеджеры и служащие, как правило, склонны поступать так же как принято в других подобных организациях, объясняя свое поведение в терминах «отраслевая практика», «клубные правила», «профессиональные нормы поведения» или «общепринятая практика», снимая c себя таким образом индивидуальную ответственность.
  • Культурный релятивизм — не существует универсальных моральных стандартов, на основании которых можно было бы судить о моральных и этических нормах другого общества. Сторонники культурного релятивизма как правило рассматривают проблемы поведения человека в чужих культурах, конфликт культур, вопросы культурной конформности, адаптивности или ригидности. Девиз этой концепции: «В чужой монастырь со своим уставом не лезут!».

Помимо релятивизма существует еще ряд философско-этических конструкций. Сторонники теории естественного права полагают, что человеку следует поступать сообразно высшему закону — природе или Библии. Последователи утилитаризма утверждают, что «правильным» является действие, приносящую наибольшую выгоду наибольшему числу людей. Универсалисты — защитники теории универсальности — рассматривают в первую очередь намерения людей и организаций, говоря о том, что результаты действий часто находятся за пределами реального контроля. При всей неопределенности этических воззрений, существует методика, позволяющая упорядочить собственное понимание моральной проблемы и вынести по её поводу конкретное суждение. Эта методика — stakeholder analysis — исходит из системного рассмотрения вовлеченности групп заинтересованных лиц. Последовательность шагов такого анализа может выглядеть следующим образом:

  • Составить перечень основных (заинтересованных) действующих лиц (например, он может выглядеть следующим образом: люди, принимающие решения; руководители, совет директоров; потребители и отрасль, в которой они работают; держатели акций и облигаций; поставщики и их отрасль; работники и их семьи; правительство и органы госрегулирования; группы особых интересов — в т.ч. профсоюзы, потребительские, природоохранные, политические и пр. организации; местное сообщество; окружающая среда — растения, животные, природные ресурсы; конкуренты; юристы и суды; будущие поколения…).
  • Выделить из полученного списка те группы лиц, которые характеризуются наибольшей вовлеченностью в проблему.
  • Определить разновидности ущерба и выгод для каждого игрока.
  • Определить права и обязанности игроков.
  • Оценить относительную силу каждого.
  • Оценить ближайшие и долгосрочные последствия альтернатив вашему решению.
  • Составить планы действий для альтернативных сценариев.
  • Сформулировать суждение.

Методом анализа лиц, ради блага которых существует организация можно рассматривать практически любую проблему. Следует однако помнить, что когда речь идет об этике, не может быть никаких «правильных» или «неправильных» решений. Метод всего лишь позволяет глубже понять ситуацию и вынести более осознанное суждение. Ключевые слова и термины

  • Вопросы
  • Литература

    КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ:

    Этика Теория естесственного права
    Деловая этика Теория универсальности
    Социальная ответственность Утилитаризм
    Традиционный подход Stakeholder analysis
    Этический подход Уровни регулирования деловой этики
    Социально-этичный подход Меры по повышению этичности персонала
    Стейкхолдеры Моральные обязательства руководителя
    Аргументы за социальную ответственность Функции морального авторитета
    Аргументы против социальной ответственности Проблемы отношения к деньгам
    парадигма уровней ответственности Деловой этикет
    Этический релятивизм
    Наивный релятивизм
    Ролевой релятивизм
    Социальный релятивизм
    Культурный релятивизм

    ВОПРОСЫ:

    1. Раскройте сущность проблемы деловой этики.
    2. Расскажите об основных этических воззрениях в сфере бизнеса и управления.
    3. Приведите пример решения этической проблемы (условие, методология и результат).
    4. Объясните сущность моральных обязательств руководителя.
    5. В чем заключается этические проблемы отношения к деньгам?
    6. Обоснуйте значимость делового этикета в современном бизнесе.

    ЛИТЕРАТУРА: Бизнесмены России: 40 историй успеха. – М., 1994.

  • Бурлачук В. Судьба авторитета в современном мире // Социология: теория, методы, маркетинг. – Киев, 2000. — №4. – С.91-105.
  • Дафт Р.Л. Менеджмент: Пер. с англ.: Учебник. – СПб., 2000.
  • Денейко О.С. Отношение к деньгам у предпринимателей малого бизнеса: Депонент ИНИОН РАН. – СПб., 1996.
  • Емельянов Е.Н., Поварницына С.Е. Психология Бизнеса. – М.: АРМАДА, 1998. — 511 с.
  • Кудряшова Е.В. Лидер и лидерство. – Петрозаводск, 1996.
  • Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: «Дело», 1993. – 702 с.
  • Основы предпринимательского дела. Благородный бизнес. / Под ред. Ю.М. Осипова. – М., 1992. – 432 с.
  • Силбигер С. МВА за 10 дней / Пер. с англ. Э.В. Шустера – М.: ЗАО «Консультант Плюс», 2001. – 440 с.
  • Управление персоналом: Учебник для вузов / Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. – 2-е изд. Перераб. И доп. – М.: ЮНИТИ, 2002. – 560 с.
  • Форд Г. Моя жизнь, мои достижения. – М., 1989.
  • Франкл В. Человек в поисках смысла. – М., 1990.
  • Ягер Д. Деловой этикет: Как выжить и преуспеть в мире бизнеса. – М., 1994.