Проблемные вопросы предпринимателей

Проект «Реестр проблем» (на сайте Национальной палаты предпринимателей РК «Атамекен» palata.kz)представляет собой онлайн-платформу, где каждый бизнесмен может разместить сообщение о затруднениях, с которыми ему приходиться сталкиваться в своей предпринимательской практике.

«Реестр проблем» формируется на основании предложений субъектов предпринимательства, Региональных палат предпринимателей, структурных подразделений Центрального аппарата НПП.

Содержательная часть Реестра проблем заключается в аккумулировании, классификации, выработке предложений по решению проблемы и мониторинге хода реализации таких предложений на практике.

Задачами ведения указанного Реестра проблемных вопросов предпринимателей являются:

1) систематизация всех имеющихся проблем (административных барьеров) бизнеса в едином документе;

2) определение единых подходов по снижению имеющихся административных барьеров;

3) проведение оценки состояния бизнеса в стране и определение приоритетных направлений, нуждающихся в поддержке.

4) отслеживание и контроль реализации запланированных мероприятий по снижению административных барьеров.

Структура Реестра проблем включает:

1) описание проблем;

2) предложения по решению проблемы;

3) пути решения по устранению возникшей проблемы (необходимые мероприятия);

4) ответственное подразделение НПП;

5) статус исполнения;

6) ход исполнения

Вышеуказанная информация будет систематизирована по принципу «от направления государственного регулирования», то есть, по следующим направлениям:

1) государственное регулирование межотраслевых вопросов (финансирование, налогообложение, таможенное регулирование, разрешительные процедуры, вопросы конкуренции, естественных монополий и государственных закупок, банкротство и др.);

2) государственное регулирование отраслей, в которых по статистике задействовано наибольшее количество субъектов малого и среднего бизнеса;

3) уголовное, административное и антикоррупционное законодательство;

4) защита интересов предпринимателей в сфере взаимоотношений с правоохранительными органами, органами финансовой полиции.

В Реестр включаются только вопросы, носящие системный характер.

В качестве критериев определения указанных «системных» вопросов, рассматриваются:

1) проблемные вопросы, возникающие в связи с несовершенством норм действующего законодательства (пробелы и коллизии в нормах действующего законодательства, выявленные при их применении на практике), для решения которых необходимо внесение поправок в действующее законодательство;

2) проблемные вопросы, возникающие в связи с неисполнением государственными органами норм действующего законодательства, неоднократно и (или) в отношении нескольких предпринимателей, влекущие причинение им ущерба, создающие условия для коррупции, потерю прибыли (упущенная выгода);

3) проблемные вопросы, возникающие при взаимоотношении с доминантами, естественными монополистами, неоднократно и (или) в отношении нескольких предпринимателей, влекущие причинение им ущерба, создающие условия для коррупции потерю прибыли (упущенная выгода),

4) а также в сфере технического регулирования и сертификации, – неоднократно и (или) в отношении нескольких предпринимателей, влекущие причинение им ущерба, создающие условия для коррупции потерю прибыли (упущенная выгода) и т.п.;

5) иные проблемные вопросы предпринимателей, возникающие при организации и осуществлении предпринимательской деятельности, неоднократно и (или) в отношении нескольких предпринимателей, влекущие причинение им ущерба, создающие условия для коррупции потерю прибыли (упущенная выгода).

Стоит отметить, что создание Реестра проблем позволило сформировать и постоянно поддерживать «общую картину» по имеющимся проблемам и препятствиям в предпринимательской деятельности, систематизировать все проблемы предпринимателей, контролировать ход реализации их решения, получать информацию о состоянии предпринимательства в целом, что, в свою очередь, позволяет определить отрасли, требующие принятия комплекса мер по решению проблемных вопросов предпринимателей.

По ситуации на сегодняшний день Реестр проблем содержит 373 проблемных вопроса, в том числе:

— решено 255 проблемных вопросов;

— на рассмотрении НПП 15 проблемных вопросов;

— по 52 проблемным вопросам предложения НПП рассматриваются государственными органами;

— по 42 проблемным вопросам предложения НПП одобрены государственными органами и начата работа по их решению;

— по 9 проблемным вопросам предложения НПП отклонены государственными органами, ведется поиск альтернативных путей решения.

УДК 334.012.64

МАЛЫЙ БИЗНЕС: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Головинов Олег Николаевич

док. экон. наук, профессор, заведующий кафедрой международной экономики ГО ВПО «Донецкий национальный университет экономики и торговли

имени Михаила Туган-Барановского», г. Донецк

Е-mail: golovinov@dkt.dn.ua Аветисова Антонина Александровна канд. экон. наук, доцент, заведующая кафедрой экономики и управления инновационной деятельностью ГО ВПО «Донецкий национальный университет экономики и торговли

имени Михаила Туган-Барановского», г. Донецк Е-mail: innovman@kaf.donnuet.dn.ua

SMALL BUSINESS: PROBLEMS AND SOLUTIONS

Oleg Golovinov

Doctor of Economic Sciences, Professor, Head of the Department of

International Economics, Donetsk National University of Economics and Trade

named after Mikhail Tugan-Baranovsky, Donetsk

Antonina Avetisova

АННОТАЦИЯ

В статье обоснована необходимость трансформации действующей системы государственной поддержки малого бизнеса с целью изменения его доли и значения в национальной экономике. Рассмотрены основные направления деятельности малых предприятий и перспективы их развития. Определены механизмы повышения конкурентоспособности малого бизнеса за счет технологического переоснащения и инновационной ориентации в производственной деятельности. Показаны различные варианты увеличения объемов финансово-кредитной помощи малым предприятиям с учетом положительного и негативного воздействия для экономики страны. Осуществлен анализ воздействия на малый бизнес административных и рыночных инструментов государственного регулирования. Выявлены условия формирования благоприятной предпринимательской среды, позитивного инвестиционного климата с учетом социальных аспектов.

Ключевые слова: малый бизнес, предпринимательство, государство, национальная экономика, инновация, инвестиционный проект, предприятие, кредитование.

Keywords: small business, enterprise, government, national economy, innovation, investment project, the company, lending.

Функционирование отечественного малого бизнеса в новейшей истории страны связано с совокупностью серьезных проблем, которые сопровождают его весь период зарождения и развития. Изменения происходящие в национальной экономике, вызванные системным экономическим кризисом, требуют выработки новых подходов к деятельности малого бизнеса. Один из ведущих потенциальных составляющих механизма развития экономики страны не оказывает своего вполне ожидаемого положительного влияния на экономическое, научно-техническое, социальное развитие России. Именно от деятельности малого бизнеса ожидают наибольший вклад в распространение в стране идей предпринимательства и новаторства, формирование среднего класса как главного фигуранта в достижении политической стабильности, становление гражданского общества, обеспечение в целом устойчивости всей национальной экономики. Все это требует теоретической разработки направлений и инструментов повышения эффективности деятельности предприятий малого бизнеса, с последующей реализацией в хозяйственной деятельности.

Целью исследования является систематизация и анализ макроэкономических факторов ограничивающих динамичное развитие малой предпринимательской деятельности в России и формирование институционального механизма развития малого бизнеса с учетом комплекса мер государственной институциональной политики.

Малый бизнес, в силу своих размеров, относительной неустойчивости на рынке, зависимости от деятельности крупных экономических субъектов, первым ощущает на себе общие изменения происходящие в национальной и мировой экономике. Малые предприятия первыми чувствуют все болезненные проявления экономики, вызванные санкциями, значительным ростом курса валют, уменьшением доступа к, и без того ограниченным, кредитным ресурсам, увеличением налоговой нагрузки. Кризис обострил все имевшиеся проблемы до такой степени, что игнорировать и справиться самостоятельно уже нет возможности. Вместо первопроходца, пионера экономического развития, малый бизнес в стране балансирует на грани выживания. Доля малого бизнеса в РФ в ВВП составляет примерно 20 %, в тоже время в развитых странах мира эта цифра превышает данный показатель как минимум вдвое. Разрабатываемая Министерством экономического развития РФ «Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 г.» предполагает увеличение доли малых и средних предприятий в ВВП в два раза — с 20 до 40 %, в 2,5 раза оборота малых и средних компаний по отношению к 2014 г.; в 2 раза оборота на одного работника в секторе по отношению к 2014 г.; доли обрабатывающей промышленности в обороте малого и среднего предпринимательства с 11,8 до 20 %; доли занятых в секторе МСП с 25 до 35 %. Именно такой бизнес должен стать основой экономики, обслуживающий технологическую модернизацию .

Действующая система поддержки малого бизнеса преимущественно декларативно направлена на решение экономических проблем рассматриваемых в качестве государственных приоритетов, в первую очередь

инновационное развитие, либо территориальных социально-экономических проблем, в частности поддержка социальных предпринимателей, социально-экономических проблем моногородов. В реальности, действующая практика не дает возможности отдавать предпочтения тем предприятиям, которые реально занимаются производством, создают инновационную и импортозамещающую продукцию. Одной из причин такого состояния является отсутствие системности и координации при создании различных структур направленных изначально на оказание помощи. Кроме этого, вновь создаваемые организации требуют выделения, как правило из бюджета, дополнительных финансовых и иных ресурсов на свое содержание. Опыт России и других стран показывает, что необходимо существование единой структуры, способной предоставить предпринимателю самую разнообразную информацию направленную на решение именно его конкретной задачи.

Положительным решением данной проблемы может стать созданная Корпорация по развитию малого и среднего бизнеса (МСП). По словам президента РФ В. Путина «На ее базе сконцентрированы все инструменты поддержки бизнеса: финансирование, юридическая помощь, информационная, маркетинговая. И она должна стать для всех, кто занимается малым и средним бизнесом, своеобразным штабом решения возникающих вопросов и проблем» . Именно на нее возлагается надежда решить проблемы малого бизнеса, в первую очередь имеющего экономические модели и перспективы развития. Вместе с тем, данная программа поддержки ориентирована изначально на определенную часть предприятий малого бизнеса, оставляя без внимания «неперспективное» большинство. Государственная политика по развитию малого предпринимательства, в том числе, оказание финансовой помощи, способна оказать положительное воздействие в случае синхронизации инвестиционных интересов самого предприятия с приоритетами развития национальной экономики.

Расширение реального доступа малых предприятий к государственным закупкам позволит им более уверенно работать на рынке и планировать свою деятельность на перспективу. По мнению главы Федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства А. Бравермана, корпорация получит инструмент для обеспечения квоты: проект закупок будет поступать этой структуре для анализа. Если к проекту будут замечания и они не будут устранены, ФАС сможет приостанавливать торги. Доля малых и средних предприятий в закупках крупных госзаказчиков должна составлять 18 % с учетом субподряда и 10 % — по прямым договорам. В деньгах объем этой квоты оценивается в 32 млрд. долл. (около 2 трлн. руб.) . При этом данная квота должна быть увеличена до 25 % в 2018 г., что соответствует показателям плана мероприятий «Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием» и проекту Стратегии развития малого и среднего предпринимательства на период до 2030 г. В свою очередь внесенные изменения в Законопроект «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» упрощают порядок оформления заявок на участие в открытом конкурсе, предоставив участнику закупки право приобщить к заявке платежное поручение или его копию без отметки банка либо банковскую гарантию .

Если кризис 2008 г. в большей степени ударил по крупным предприятиям, то экономический кризис 2013-2015 гг. затронул в первую очередь малый и средний бизнес. Такие негативные факторы как валютные колебания, ограничения доступа предприятий к кредитам, падение потребительского спроса намного опаснее именно для малого предпринимательства. Под влиянием кризисных явлений банки вынуждены трансформировать систему рабочих взаимоотношений с заемщиками, усложнять деятельность предприятий, занимая все более консервативную позицию по многим вопросам кредитной политики. Объем кредитования

малого и среднего бизнеса в России впервые за шесть лет показал отрицательную динамику. За год показатель снизился на 12,2 % (до 4,73 трлн. руб.). По итогам года, объем кредитного портфеля малого и среднего бизнеса сократится в среднем на 15 % . При этом, по данным RAEX, в первом полугодии 2015 г. портфель кредитов крупному бизнесу вырос на 30 % . Сотрудничество малого бизнеса с коммерческими банками должно гарантировать постоянную финансовую поддержку, на всех этапах деятельности предприятия, начиная с посевной стадии, стартапа. Только в этом случае можно рассчитывать на коммерческий успех. Действующая же практика выдачи кредитов предполагает функционирование предприятия на рынке не менее 6 месяцев, а чаще и больше. «Продукты по кредитованию стартапов на российском рынке предлагают всего несколько банков. Из банков, которые кредитуют стартапы с использованием специальных продуктов, большинство готово финансировать только открытие бизнеса по франшизе или по готовому бизнес-плану партнера, но почти никто не готов рассматривать «авторские» бизнес-проекты» .

Наряду с сокращением объема кредитования, изменилась и направленность получения кредитов: если в предыдущие годы предприниматели направляли их на развитие бизнеса, то в настоящее время используются преимущественно для рефинансирования ранее накопленных обязательств. Наблюдается тенденция к ослаблению инвестиционной активности, вызванная как макроэкономическими проблемами в экономике страны, так и усложнением доступности кредитов. По результатам исследования Аналитического центра АО «МСП Банк» совместно с Национальным агентством финансовых исследований, свыше 64 % опрошенных субъектов МСП отметили, что не имеют текущих инвестиционных проектов, 11,6 % затруднились ответить на поставленный вопрос. Готовые к реализации инвестпроекты имеют лишь 24,2 % малых и средних предприятий . Банки, в свою очередь, меньше кредитуют

пополнение оборотных средств предприятий вследствие высокой возможности банкротства предприятий. На характер кредитования малого бизнеса существенным образом влияет сфера деятельности предпринимателя. В сфере услуг получить кредит маловероятно, необходимо закладывать свое имущество, либо активы компании, но и такой шаг не дает никаких гарантий. Если же материальные активы у предприятия отсутствуют, то кредитные ресурсы ему практически недоступны. Наряду с этим, банки ужесточают условия и по уже выданным кредитам, повышая ставки, вводя обязательное требование перевода всех расчетов в тот банк, который предоставил кредит. Целесообразен в такой ситуации контроль за действиями банков, предотвращающий повышение ставок по выданным кредитам, либо по вновь выдаваемым кредитам субъектам малого предпринимательства, если они находятся в сложном положении, вызванном кризисными явлениями во всей национальной экономике, и не имеют альтернативной возможности оперативно перекредитоваться. Актуальным является расширение и пополнение перечня кредитных программ предоставляемых банками малому бизнесу. По мнению В. Демкович, российские банки считают сегмент МСП достаточно рискованным, поэтому предпочитают сконцентрировать усилия на кредитовании крупного корпоративного сегмента. Кроме того, банки испытывают очевидный дефицит так называемых «длинных» пассивов, которые бы позволили предоставлять сегменту МСП кредиты с учетом всего формально декларируемого банками спектра сроков .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Приходится констатировать о фактическом прекращении проектного финансирования, предусматривающее погашение кредита за счет средств создаваемых при реализации проекта. Возлагать всю вину лишь только на банки не совсем верно, ибо ужесточение условий кредитования происходит на фоне роста просроченной задолженности малого бизнеса перед банками. В обзоре финансовой стабильности Банка России указывается, что с начала 2015 г. просроченная задолженность по кредитам, выданным субъектам МСП,

выросла на 4,4 п.п. до 12,1 % на 1 октября 2015 г. Процентные ставки по кредитам МСП остаются высокими. Средневзвешенная процентная ставка по рублевым кредитам на срок менее 1 года, предоставленным субъектам МСП в сентябре 2015 г., составила 17 % годовых, по кредитам на срок свыше 1 года — 15,5 % .

Безусловно положительной тенденцией является деятельность АО «Корпорация «МСП» совместно с Банком России по реализации программы стимулирования кредитования субъектов МСП, реализующих проекты в приоритетных отраслях экономики. Уникальность программы состоит в ограничении процентной ставки по кредитам до уровня не более 10 % годовых для субъектов среднего бизнеса и не более 11 % годовых — для малого. В начале декабря банк ВТБ осуществил первую кредитную сделку в рамках данной программы . Сокращение размера процентных ставок целесообразно сочетать с массовым увеличением срока предоставляемых займов, т. к. действующая система микрозаймов во многих случаях ограничивается сроком не более 12 месяцев.

Выводы. Проведенное исследование позволило сделать следующие заключения. Во-первых, реализуемые меры по развитию малого бизнеса опираются в большей степени не на рыночный механизм, а преимущественно ручное управление экономикой. Использование прямых государственных закупок порождает коррупционные действия, использование налоговых стимулов часто используется предпринимателями как способ уклонения от уплаты налогов. Во-вторых, ухудшение рыночной среды в российской экономике, нарастание уровня рисков, приводит к сворачиванию коммерческими банками массового кредитования предприятий малого бизнеса, с одновременной их переориентацией на кредитование крупного бизнеса. В-третьих, государству не стоит возлагать надежды на способность малого бизнеса быстро трансформироваться и приспособляться к изменениям и тем самым подталкивать экономику страны к выходу из рецессии без

существенного повышения конкурентоспособности, что, в свою очередь, невозможно без технологического переоснащения на основе расширения инвестиционных возможностей. В-четвертых, государству необходимо изменить свой подход к регулированию предпринимательской деятельности, что должно включать не только изменения в кредитовании, налогообложении, доступности к государственным закупкам, но прежде всего, за счет формирования комплексного институционального механизма развития малого бизнеса, учитывающего все возможные аспекты функционирования и развития.

Список литературы:

3. Голик Е. Н. Кредитование как эффективная форма создания системы партнерских отношений банковских структур и малого бизнеса / Е. Н. Голик, Е. В. Маликова // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2015. № 1. С. 50-58.

4. Демкович В. И. Малое и среднее предпринимательство: современные вызовы // Деньги и кредит. 2015. № 11. С. 26-31.

9. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2015 г. № 390-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» . — Режим доступа: http://www.rg.ru/printable/2015/12/31/fz1-dok.html

10. Фомичев О. Работа над Стратегией МСП перешла в новую фазу / О. Фомичев // Заседание круглого стола «Стратегия развития малого и среднего предпринимательства как инструмент реализации лучших региональных и муниципальных практик развития МСП» в рамках предпринимательского Форума «Малый бизнес — национальная идея?» 19 января 2015 г. . — Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/about/structure/depmb/20160120

Большие проблемы малого бизнеса

АРТЕМЬЕВ НИКОЛАЙ ВАЛЕНТИНОВИЧ

канд. экон. наук, доцент (Академия управления МВД России) E-mail: nikvalart@rambler.ru

аннотация

В статье рассматриваются основные проблемы, тормозящие развитие сектора малого и среднего предпринимательства России,- прежде всего, связанные с коррупцией. На основании статистического материала и данных организованного автором социологического опроса выявляются основные особенности и иерархия проблем малого бизнеса.

ключевые слова: малое и среднее предпринимательство России, теневая экономика, налоговые инновации, экономический рост, динамика развития, отраслевая структура, коррупция.

Big problems of small business

ARTEMYEV NIKOLAY VALENTINOVICH

Candidat of Science in Economics, Assistant Professor (The Academy of Management of the Interior Ministry of Russia)

Современный период развития России характеризуется сокращением темпов экономического роста, снижением инвестиционной активности, отсутствием качественных изменений структуры экономики, общим ухудшением ситуации на рынке. Состояние дел усугубляется неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктурой. Эти негативные тенденции нашли непосредственное отражение в обобщенных финансовых результатах деятельности экономики нашей страны. По предварительной оценке Центрального банка, внешний долг России вырос с конца 2012 г. на 13% и достиг, по данным на конец сентября 2013 г., 719,6 млрд долл. Золотовалютные резервы государства составляют лишь около 515 млрд долл. на фоне ухудшения сальдо платежного баланса и про-дожающегося оттока капиталов. С января по сентябрь 2013 г., по официальным данным, из России «вывезено» 48 млрд долл., а до конца года объем вывоза прогнозируется в сумме более 60 млрд . Как следствие этого, вносятся коррективы в прогнозы социально-экономического развития России, в проект федерального бюджета на 2014 г. и на

плановый период до 2016 г., учитывающие снижение темпов роста ВВП и уменьшение абсолютных значений доходной части консолидированного бюджета. В случае падения цен на минеральное топливо повышается риск резкой девальвации отечественной валюты, а с учетом серьезной зависимости потребительского рынка от импорта возможно возникновение очередного экономического и социального кризиса. Положение дел настолько серьезно, что Минфин России собирается отказаться от индексации зарплат бюджетникам и военнослужащим, а также перестать предоставлять нефтяные льготы Белоруссии. Кроме этого, вынашиваются идеи отмены в 2015 г. льготного НДС .

В таких условиях многократно возрастает экономическая и социальная роль бизнеса «выживания» — сектора малого и среднего предпринимательства (МСП)1, ориентированного

1 Согласно положениям Федерального закона № 209 ФЗ от 24.07.2009 к малому и среднему предпринимательству относятся средние, малые и микропредприятия, средняя численность

Н. В.Артемьев Большие ПРоБЛЕМы МАЛоГо БизнЕСА

41 ►

Таблица 1

Рост численности малых предприятий (без индивидуальных предпринимателей, тыс.)*

Год 1-П чо со о 1-П чо со о

^ ^ ^ о о о о г-ч о о о о о г^ о о о г^

Число О О о ^-ч о чО ю о ю о ^-ч ю оо оо о чО

МСП со чО О чО 1-П чО чО ^■ч ^■ч чо со чо о ю со ю о^ 1-П ^■ч чо со чо со 1-П

(тыс.) 1-П со со со со со со со со со со ^■ч ^■ч ^■ч ^■ч ^■ч ^■ч

* По данным Росстата и НИСИПП.

Рис. 1. отраслевая структура малых предприятий (без микропредприятий) во N квартале 2013 г. (%)

в большинстве случаев на непосредственный контакт с потребителем и предлагающего ему товары первой необходимости, востребованные при любом состоянии экономики.

Формирование и развитие цивилизованной смешанной экономической системы предполагает оптимальное соотношение и органичное взаимодействие крупных, средних и малых предприятий. Обеспечение высокой эффективности хозяйственных процессов объективно нуждается в дифференцированных по масштабам организационно-производственных структурах. При этом малое и среднее предпринимательство является здесь наиболее динамичным элементом национального

работников в которых за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства: а) от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий; б) до 100 человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия — до 15 человек.

хозяйства, от которого во многом зависят его структура и способность оперативно и рационально реагировать на экономические и социальные вызовы. Эффективная модернизация крупного производства невозможна без формирования вокруг него групп малых и средних предприятий, входящих в кооперационные производственно-технологические цепочки. Современные экономические условия, характеризующиеся ограниченностью финансовых ресурсов, актуализируют необходимость развития именно сектора малого бизнеса, не нуждающегося в крупных стартовых инвестициях и отличающегося от других сравнительно быстрой окупаемостью расходов.

Российские статистические данные, отражающие степень развития сектора МСП, наглядно свидетельствуют, что в отечественном малом бизнесе сохраняется масса нерешенных проблем, тормозящих его поступательное движение. Свидетельством этому является низкая величина доли малого и среднего предпринимательства России в ВВП,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 2. Число зарегистрированных МП по федеральным округам России (в расчете на 100 тыс. человек населения)

I Центральный ФО ¡Северо-Западный ФО Южный ФО ‘Северо-Кавказский ФО Приволжский ФО Уральский ФО Сибирский ФО Дальневосточный ФО

0 11111 1111111 11 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011

Рис. 3. динамика количества индивидуальных предпринимателей в России (тыс.) .

составляющая около 20%, в то время как в ведущих экономически развитых странах в данном секторе создается более 50% ВВП .

В начале XXI в. для страны в целом и для малого бизнеса в частности отмечалась благоприятная экономическая конъюнктура. Рост цен на энергоресурсы на мировом рынке привел к появлению значительных сумм на развитие. Как видно из табл. 1, это обусловило серьезный количественный рост субъектов малого предпринимательства, продолжающийся умеренными темпами и сегодня. Вместе с тем удельный вес сектора МСП

в национальной экономике, характерный для передовых стран, продолжает оставаться для нас весьма отдаленной перспективой.

Остается нерациональной отраслевая структура малого и среднего предпринимательства. Диаграмма (рис. 1) показывает, что преобладающими видами деятельности субъектов малого предпринимательства остаются торговля и бытовые услуги, в то время как опыт развитых стран говорит о том, что ведущей отраслью МСП, определяющей прогрессивное развитие сектора и экономики в целом, должно быть обрабатывающее производство.

н. в.артемьев большие проблемы малого бизнеса

43 ►

I Высокие налоги

I Не созданы условия уплаты

Работа с партнерами без оформления сделок

I Необходимость откатов за контракты Выплаты теневых зарплат Теневые платежи за аренду Необх. повыш. конкурентоспособности Нечестность предпринимателей Слабый контроль

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 4. основные причины ухода в тень субъектов малого бизнеса

Данные получены автором в результате исследования условий развития МСП в Сахалинской области и Республике Бурятия -социологического опроса предпринимателей, проведенного весной 2013 г.

Нельзя назвать эффективным и территориальное распределение малых предприятий. Количество зарегистрированных малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей в Северо-Западном федеральном округе более чем в 4 раза превышает аналогичный показатель по Северо-Кавказскому федеральному округу (рис. 2). На это есть объективные (численность и половозрастной состав населения) и субъективные (эффективность реализации региональной политики по поддержке малого и среднего предпринимательства) причины.

Статистические данные отражают исключительно неравномерный рост количества индивидуальных предпринимателей, обусловленный прежде всего вариативной налоговой политикой. Кроме действия налоговой политики, на «пилоо-бразность» диаграммы (рис. 3) повлиял факт изменения формата статистического учета на рубеже 2003-2004 гг. Но «застой» численности ИП за последние 5 лет можно объяснить только отсутствием прогресса в условиях их функционирования.

Особенности развития сектора МСП нашей страны определяются рядом взаимосвязанных причин. В России, в силу уникальности при-родно-географического размещения населения, исторически сложились специфические формы экономических отношений, характеризующихся приоритетностью коллективных интересов над частными. Данная особенность, присущая основной массе населения (подробнее см. ), усугубилась существованием на протяжении трех поколений системы планового хозяйства, подавляющей

частную инициативу. Нестабильность и непоследовательность государственной экономической политики привела, наряду с иными причинами, к зарождению особого типа российского предпринимателя — генетически осторожного, с крайней степенью недоверия относящегося к любым инновациям в экономической политике и постоянно готового формально прекратить свою деятельность по причине ухудшения экзогенных условий, продолжив ее в теневом секторе хозяйства. Подтверждением этому служит текущее снижение на несколько сотен тысяч количества индивидуальных предпринимателей, которое связано с кратным увеличением страховых взносов для данной категории бизнеса. По мнению экспертов , в случае сохранения существующих финансовых притязаний государства к индивидуальным предпринимателям, по итогам 2013 г., экономика страны может потерять до миллиона легальных рабочих мест, зачеркнув при этом значительные успехи по их выводу из тени в предшествующие годы.

Наряду с величиной обязательного платежа, на легальность деятельности оказывают влияние и иные причины налогового и неналогового характера (рис. 4).

Как видно из рисунка, величина налоговых платежей является основной проблемой отечественного малого бизнеса. Текущая налоговая политика государства по отношению к отечественному предпринимателю остается крайне нестабильной и подверженной конъюнктурным колебаниям.

К непопулярной и «тенеобразующей» мере государства в этой области необходимо отнести отмену с 2010 г. единого социального налога (ЕСН), составлявшего в совокупности 26% фонда оплаты труда. Вместо него были введены (а с 2011 г. еще и значительно повышены в совокупном объеме) страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (в ПФР — 26%, в ФСС — 2,9% и в ФОМС — 5,1%). При этом в новой редакции Закона № 212-ФЗ было установлено, что на 2012-2013 гг. максимальный тариф страховых взносов для основной массы плательщиков снижен с 34% до 30% фонда оплаты труда за счет снижения ставки в Пенсионный фонд России (в ПФР 22%, в ФСС 2,9% и в ФОМС 5,1%).

Подсчеты, проведенные в рамках 5-го форума «Малое и среднее предпринимательство. Государственная (федеральная и региональная) поддержка сектора. Финансирование. Контроль (надзор), административные барьеры», показали, что предприятия крупного бизнеса, работающие по общей системе налогообложения и имеющие довольно высокие размеры заработной платы (от 50 тыс. руб. на одного работника), серьезных расходов, связанных с увеличениями страховых взносов, не понесут, так как страховой тариф применяется по выплатам в рамках предельной величины базы для начисления страховых взносов во внебюджетные фонды (512 тыс. руб.). У субъектов МСП, имеющих средний уровень зарплаты работников до 30 тыс. руб. в месяц, напротив, обязательно образуется дополнительная нагрузка. Внедрение механизма замены ЕСН страховыми взносами привело к тому, что для налогоплательщиков, применяющих общий режим налогообложения, рост обязательных платежей составил 8%. Малые предприятия, применяющие «упрощенку» и «вмененку», пострадали еще больше: для данных категорий предпринимателей ставка страховых взносов увеличилась на 20%. Рост выплат способен привести к приращению цен товаров, работ и услуг, снижению конкурентоспособности бизнеса. Как результат — реализация данных мер может привести к приостановлению деятельности, уходу в «тень» малых предприятий с последующим повышением социальной напряженности.

Следующая крупная проблема, с которой приходится постоянно сталкиваться предпринимателям, — это вымогательство чиновников.

Проведенное нами исследование показало, что в исследуемых регионах (Сахалинской области и Республике Бурятия) уровень коррупции эшелонов власти, непосредственно контактирующих с субъектами МСП, оценивается владельцами и/ или руководителями данных предприятий как средний (64,9% опрошенных). Вместе с тем, ни один из респондентов не указал на отсутствие данного явления. При этом значительное количество бизнесменов признает, что прямое вымогательство со стороны чиновников в ряде случаев отсутствует, но подношение является формой взаимоотношений, общепринятой в таких случаях, о которой хорошо осведомлены обе стороны. Отличительной особенностью настоящего времени является высокий уровень монетизации коррупционных схем. Более 52% предпринимателей выделяют денежную форму неформальных отношений с властью в качестве приоритетной. В роли «криминальных лидеров» в них выступают местные чиновники, коррупционная активность которых более чем в 30 (!) раз превосходит аналогичные действия сотрудников полиции.

Вместе с тем выводы о состоянии и динамике развития деловой среды, содержащиеся в исследовании Всемирного банка, говорят о том, что Россия смогла улучшить свои показатели во всемирном рейтинге Doing Business. Упрощение многих процедур эксперты объясняют ростом числа компаний, платящих взятки . Вывод о том, что коррупция может способствовать росту экономики, полученный на основании данного явления, нам представляется преждевременным, так как коррупционные моменты имеют затратный характер, отражающийся на стоимости продукции, а следовательно, и на конкурентоспособности хозяйства в целом.

Еще одна крупная проблема отечественного малого бизнеса, нуждающаяся в институциональном регулировании, — это использование в Российской Федерации трудовых мигрантов. 59,6% опрошенных предпринимателей допускают возможность использования иностранных граждан на определенных производствах и видах работ, при этом основными целями их использования признаются возможность снижения издержек производства за счет экономии на оплате труда (70,2%) и возможность скрывать реальные объемы бизнеса и при этом экономить на налогах (35%).

Миграционный прирост за последние 20 лет исчислялся миллионами человек, за период 19922009 гг. он компенсировал почти 50% естественной

Н. В.Артемьев Большие ПРоБЛЕМы МАЛоГо БизнЕСА

45 ►

убыли населения России . Отрицательный демографический рост оправдывает возможность и делает целесообразным использование миграционных трудовых ресурсов, но формат этого использования в государственных интересах содержательно должен быть иным. Это признают и сами предприниматели, 45,6% которых однозначно высказались за наведение порядка в миграционной сфере и признали необходимость ужесточения въездных требований, ужесточения ответственности нанимателей (35%), введения периодических процедур отчетности о порядке труда и проживания рассматриваемого контингента (18%).

Усугубляют миграционные проблемы вектор миграции и качественные характеристики иностранной рабочей силы. Основной поток — это низко образованные, имеющие лишь начальные трудовые навыки гастарбайтеры из Средней Азии. При этом высокий уровень «анклавизации» (отсутствие потребности общения с местным населением) снижает потребность цивилизованной адаптации и изучения русского языка . Выходцы из стран ближнего зарубежья ухудшают криминогенную ситуацию. По данным ГУВД Москвы, только за четыре месяца 2013 г. преступность среди мигрантов возросла более чем на 40% . Общая трудовая миграция из стран Центральной Азии в Российскую Федерацию к настоящему времени составила более 5 млн человек . По оценкам экспертов, объем денежных переводов физических лиц в 2012 г. только в Таджикистан превысил 3,5 млрд долл., что составляет почти половину ВВП этой республики.

Эти факты красноречиво свидетельствуют о деградации трудовых ресурсов, росте социальной напряженности и нерешенности задач цивилизованного использования трудовых мигрантов. Миграционная проблема является всего лишь следствием глобальной демографической проблемы России как государства и малого бизнеса как работодателя. Отсутствие квалифицированных национальных кадров усугубляется ориентацией национальной системы образования на подготовку специалистов гуманитарного профиля.

Представленные особенности и проблемы в их совокупности наглядно свидетельствуют об отсутствии системных глобальных результатов реализации комплекса мер по созданию инфраструктуры и поддержке малого и среднего предпринимательства России. Как следствие, сектор МСП отстает от зарубежных аналогов по основным экономическим

показателям и не может реализовать свой, в целом достаточно мощный потенциал развития.

Литература

1. Куликов С. Россия копит не резервы, а долги // Независимая газета. 2013. 7 октября.

2. Минфин урежет бюджет больше ожидаемого // Коммерсантъ. 2013. 12 сент.

4. Росстат.URL: www.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/ reform/#.

5. Сайдуллаев Ф. С. Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в январе-марте 2013 года. Ежеквартальный информационно-аналитический доклад. URL: www.nisse.ru/business/article/ article_2082.html?effort=1.

6. Росстат URL: http://www.gks.ru.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Паршев А. П. Почему Россия не Америка. М.: Крымский мост-9Д, Форум, 2001.

9. Зыкова Т., Ионова Л., Раичев Д. и др. Малого стало меньше. URL: www.rg.ru/ printable/2013/02/21/ip.html.

11. Батищева Г. А. Миграционные процессы в России как фактор устойчивого развития экономики регионов. URL: www.dibase.ru/ article/22112010_batishchevaga.