Признаки налоговых норм

2.2. Предмет и метод налогового права

Все отрасли или подотрасли права различаются, прежде всего, по предмету правового регулирования. При этом предмет отвечает на вопрос – что изучает данная отрасль?

Предмет налогового права – совокупность однородных имущественных и связанных с ними неимущественных общественных отношений, складывающихся между государством, налогоплательщиками и иными лицами по поводу установления, введения и взимания налогов в доход государства (муниципального образования), осуществления налогового контроля и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

В сферу налогового правового регулирования входят общественные отношения:

> по установлению, введению и взиманию налогов и сборов;

> возникающие в процессе исполнения соответствующими лицами своих налоговых обязательств;

> возникающие в процессе налогового контроля и контроля за соблюдением налогового законодательства;

> возникающие в процессе обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц;

> возникающие в процессе защиты прав и законных интересов участников налоговых правоотношений;

> возникающие в процессе привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Основные отличительные признаки отношений, составляющих предмет налогового права:

> имеют имущественный характер;

> направлены на образование государственных и муниципальных финансовых ресурсов;

> обязательным участником и воздействующим субъектом является государство или муниципальное образование в лице компетентных органов.

Метод налогового права – совокупность юридических приемов, средств, способов, отражающих своеобразие воздействия данной подотрасли права на отношения налоговой сферы.

Основные методы налогового права:

– метод властных предписаний (императивный, командно-волевой) – способ правового воздействия, где государство самостоятельно устанавливает процедуры установления, введения и уплаты налогов, а также материальное содержание этих отношений; также определяется мера должного поведения и обеспечивается принудительное воздействие в случае неисполнения установленных предписаний.

– метод рекомендаций и согласования – метод, который используется при принятии разъяснений, устанавливает функции и образцы рекомендаций, а также при определении направленности совместной работы фискальных органов, частично при определении предметов ведения по отдельным вопросам налогообложения (ст. 72 Конституции РФ).

– диспозитивный метод – способ правового воздействия, связанный равноправием сторон, координацией, основанной на дозволениях.

Данный метод используется крайне редко и выражается, например, в предоставлении частному субъекту возможности формировать свою налоговую политику, получении отсрочку исполнения налоговых обязанностей, заключении договоров на получение налогового кредита или инвестиционного налогового кредита, проведении зачета задолженности государства перед поставщиками товаров (работ, услуг) посредством зачета встречного требования по исполнению налоговой обязанности.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Первичным элементом механизма налогово-правового регулирования являются нормы налогового права.

Нормы налогового права — это установленные государством и муниципальными образованиями общеобязательные правила поведения, порождающие налоговые правоотношения, за нарушения которых (правовых норм) предусмотрены меры государственного принуждения.

Источниками объективации норм налогового права являются нормативные правовые акты (и судебные прецеденты).

Нормы налогового права являются разновидностью юридических норм, а в более узком плане — разновидностью финансово-правовых норм. В связи с этим им присущи как признаки, общие для всех юридических норм, так и специфические, характерные только для норм финансового права. Вместе с тем нормы налогового права имеют и особенности, обусловленные их принадлежностью к налоговому праву как подотрасли права финансового.

Особенности норм налогового права

Нормы налогового права, являясь разновидностью юридических норм, обладают следующими общими признаками:

  • нормы налогового права есть правила поведения, гарантированные государством;

  • нормы возлагают на участников отношений юридические обязанности и предоставляют им субъективные права;

  • нормы имеют общеобязательный характер, т. е. обращены ко всем участникам регулируемых ими общественных отношений, а не к конкретным индивидам;

  • налоговая норма всегда выражена либо в нормативном правовом акте, принятом компетентным государственным органом или органом местного самоуправления.

Особенности норм налогового права:

  1. являются средством реализации публичных, а не частных интересов;

  2. почти не имеют своего прототипа в общественной жизни;

  3. отличаются от других норм в системе права своей нестабильностью;

  4. в подавляющем большинстве случаев они являются обязывающими;

  5. особый порядок их действия во времени.

Подробнее об особенностях

Налоговые нормы, являясь разновидностью финансово-правовых норм, прежде всего являются средством реализации публичных, а не частных интересов. Это обусловлено принадлежностью налогового права к финансовому праву как праву публичному. В связи с этим нормы налогового права, как и финансово-правовые нормы в целом, являются средством реализации интересов всего общества, государства, муниципальных образований. Этим они отличаются от норм частного права (гражданского, семейного и др.), являющихся средством реализации отдельных юридических и физических лиц.

Нормы налогового права, так же как и нормы финансового права в целом, почти не имеют своего прототипа в общественной жизни. Иначе говоря, с точки зрения происхождения норм налогового права им весьма редко предшествуют фактические правила поведения, складывающиеся в общественной жизни. Как правило, все происходит наоборот.

Законодатель сам, исходя из общественных потребностей, правовой политики и т. д., конструирует модель поведения в сфере налогообложения, а затем фиксирует ее в норме налогового права. Так возникают исключительно все материальные нормы налогового права, т. е. нормы, устанавливающие налогоплательщиков по каждому налогу, объекты налога, налоговые базы, налоговые периоды, ставки налогов и др. Так же возникают и процессуальные нормы налогового права. Однако практика показала, что иногда они могут сначала формироваться как фактические. Иначе говоря, сначала может создаваться фактическая модель поведения, а затем законодатель ее фиксирует в правовой норме.

Нормы налогового права, как и все финансово-правовые нормы, отличаются от других норм в системе права своей нестабильностью.

Налоговое право в любом обществе регулирует отношения, в которых налоги выполняют как фискальную, так и регулятивную функцию. Последняя является производной от состояния экономики в стране, финансовой политики на том или ином этапе развития и т. д. Учитывая, что эти факторы в любом обществе являются весьма подвижными, налогово-правовое регулирование является весьма изменчивым по определению. Соответственно, нормы налогового права очень часто изменяются. Главным образом это касается тех норм налогового права, которые устанавливают налоговую базу, ставки отдельных налогов, налоговые льготы.

Характерной чертой норм налогового права как разновидности финансово-правовых является то, что в подавляющем большинстве случаев они являются обязывающими. Иначе говоря, нормы налогового права регулируют отношения главным образом через установление обязанностей для субъектов налогового права. Это вполне естественно, ибо метод властных предписаний, доминирующий в финансовом праве, предполагает, что решение любого вопроса осуществляется волей одной стороны, а именно: государства, уполномоченного им органа или муниципального образования. Например, государство, установив налоги и сборы, не оставляет субъектам никакой самостоятельности, а только обязывает их к уплате в точном соответствии со своими требованиями. Равным образом государственные органы, уполномоченные давать в финансовом правоотношении властные предписания, сами всегда связаны требованиями обязывающих финансово-правовых норм. Например, налоговый орган по результатам налоговой проверки дает властные предписания к уплате недоимок и пеней в бюджет. При этом в НК РФ определены требования к такого рода предписаниям и свобода воли налогового органа очень мала.

Конечно, среди норм налогового права имеются и управомочивающие. Однако число таких норм относительно обязывающих сравнительно невелико. Примером является норма ст. 21 НК РФ, закрепляющая права налогоплательщиков (плательщиков сборов), которые налогоплательщик может реализовать или не реализовать в зависимости от его усмотрения.

Особенность управомочивающих норм налогового права состоит в том, что они в большинстве случаев производны, вторичны от обязывающих. Они как бы «привязаны» к обязывающей норме, образуя с ней целый комплекс норм. Например, все управомочивающие нормы ст. 21 НК РФ производны от нормы п. 1 ст. 23 НК РФ, закрепляющей обязанность уплаты налога и сбора. Без этой нормы управомочивающие нормы не имели бы никакого смысла и у субъектов налогового права не возникало бы потребности в их реализации.

Специфические черты, обусловленные их принадлежностью к налоговому праву как подотрасли права финансового:

  • регулируют не все, а только часть отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований (только те отношения, которые возникают по поводу собирания государством и муниципальными образованиями денежных средств;

  • особый порядок их действия во времени. Действие нормы налогового права во времени начинается с момента вступления в силу содержащего ее нормативного акта.

Так, нормы, содержащиеся в федеральных законах и регулирующие самые различные общественные отношения, начинают действовать на всей территории РФ через 10 дней с момента их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления в силу. Что касается норм налогового права, то в случае, если они содержатся в актах законодательства о налогах и сборах, порядок их действия во времени вытекает из анализа ст. 5 НК РФ. В соответствии со ст. 5 НК РФ нормы налогового права, содержащиеся в актах законодательства о налогах, начинают действовать не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования актов законодательства о налогах и не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Нормы, содержащиеся в актах законодательства о сборах, начинают действовать не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названных- актов. Однако из этого правила есть исключение, а именно: нормы налогового права, содержащиеся в федеральных законах, которыми вносятся изменения в НК РФ в части установления новых налогов и (или) сборов, а также содержащиеся в актах законодательства о налогах и сборах субъектов РФ и актах представительных органов местного самоуправления, вводящих налоги (или сборы), начинают действовать не ранее 1 января года, следующего за годом принятия вышеназванных актов, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования (п. 1 ст. 5 НК РФ).

Что касается норм налогового права, содержащихся в иных нормативных правовых актах, то на них распространяется общий порядок действия, установленный в Указе Президента РФ от 23 мая 1996 г. «О порядке опубликования и вступления в законную силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти».

В структуре норм налогового права выделяются гипотеза, диспозиция и санкция.

Особенности санкций налоговых норм:

  • санкции норм налогового права имеют денежный характер (пеня и штраф);

  • санкции норм налогового права имеют правовосстановительный (пеня) и карательный (штрафной) характер;

  • чаще всего правовосстановительные и карательные санкции норм налогового права применяются одновременно;

  • денежные средства, получаемые в результате применения санкций норм налогового права, зачисляются в бюджеты (государственные и муниципальные), а также в государственные внебюджетные фонды.

Норма налогового права не тождественна статье акта налогового права. Как правило, все элементы, из которых состоит норма налогового права, не содержатся в одной статье акта налогового права, а размещаются в разных статьях. Например, ст. 83 НК РФ содержит гипотезу (которая в формулировке опущена, но подразумевается) и диспозицию налоговой нормы, определяющую порядок учета налогоплательщиков, а в ст. 116 НК РФ содержится санкция этой налоговой нормы, так как в ней предусматривается ответственность за нарушения сроков постановки на учет в налоговом органе.

«Налоговое право»
План
1. Понятие налогового права РК.
2. Принципы налогового законодательства.
3. Налоговые правоотношения.
1. Понятие налогового права РК Налоговое право в казахстанской правовой системе занимает ведущее место, ведь оно регулирует важнейшие для государства и общества правоотношения – общественные отношения в сфере налогообложения, которые возникают между государством, налогоплательщиками и иными обязанными лицами. Налоговое право представляет собой совокупность правовых норм, определяющих налоговую структуру государства, устанавливающих его налоговую систему, а также регулирующих отношения, возникающие в процессе исполнения налоговых обязательств.
В свою очередь налоговое право мы можем разделить на три элемента:
1) налоговая структура;
2) налоговая система;
3) налоговое обязательство.
Налоговая структура — это система государственных органов, осуществляющих от имени государства налоговую деятельность.
Налоговая система – совокупность налогов, установленных государством.
Налоговое обязательство – одностороннее обязательство плательщика передать государству предмет налогового платежа.
Предметом регулирования налогового права являются общественные отношения в сфере налогообложения:
1) по установлению и введению в действие налогов и сборов с организаций и физических лиц, перечисляемых в бюджетную систему;
2) по взиманию налогов и сборов (включая отношения по их самостоятельной уплате налогоплательщиками и принудительному взысканию)
3) по осуществлению налогового контроля;
4) по привлечению к налоговой ответственности;
5) по защите прав налогоплательщиков, налоговых агентов и иных лиц, участвующих в налоговых правоотношениях.
Статьей 1 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» установлено «Налоговый кодекс регулирует властные отношения по установлению, введению и порядку исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, а также отношения между государством и налогоплательщиком (налоговым агентом), связанные с исполнением налогового обязательства».
Налоговое законодательство — это совокупность нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения в сфере налогообложения.
Налоговый кодекс предусматривает, что налоговое законодательство Республики Казахстан состоит из самого Налогового кодекса, а также нормативных правовых актов, принятие которых предусмотрено настоящим Кодексом.
Налоговый кодекс устанавливает, что ни на кого не может быть возложена обязанность по уплате налогов и других обязательных платежей в бюджет, не предусмотренных данным Кодексом (п. 2 ст.2 НК РК).
Кроме того, Налоговый кодекс устанавливает, что при наличии противоречия между настоящим Кодексом и другими законодательными актами в целях налогообложения действуют нормы Налогового кодекса. Запрещается включение в неналоговое законодательство норм, регулирующих налоговые отношения кроме случаев, предусмотренных настоящим Кодексом (п. 4 ст. 2 НК РК).
Норма налогового права представляет собой общеобязательное правило поведения, направленное на регулирование общественных отношений в сфере налогообложения, закрепляющее права и обязанности субъектов соответствующих налоговых правоотношений.
Нормы налогового права, как и нормы права в целом, являются системными образованиями, а значит, обладают определенной структурой. При этом под структурой нормы права обычно понимается ее внутреннее строение, обусловленное связью элементов такой нормы. Как и любая другая норма права, норма налогового права по своей структуре включает в себя три элемента:
1) диспозицию;
2) санкцию;
3) гипотизу.
Диспозиция — центральная часть налогово-правовой нормы, которая формулирует содержание самого предписываемого, дозволяемого или рекомендуемого данной нормой права правила поведения.
Санкция — часть нормы налогового права, в которой указывается на правовые последствия, наступающие в случае надлежащего соблюдения, либо нарушения установленного данной нормой правила.
Гипотезой же именуется часть нормы налогового права, в которой заключены: содержание самого правила поведения, фактические условия реализации нормы, либо обстоятельства, при наличии которых надо или можно действовать определенным образом. Обстоятельства, предусматриваемые гипотезой нормы права, являются юридическими фактами, порождающими, изменяющими или прекращающими налоговые правоотношения.
Специфическим признаком правовых норм является их охрана государством. Эта охрана состоит в том, что право предусматривает возможность применения мер государственного принуждения, т.е. в правовой системе закрепляются юридические санкции, которые применяются компетентными органами (например, прокуратурой, судом и др.) в случаях несоблюдения налогово-правовых норм.
2. Принципы налогового законодательства.
Статья 4. Принципы налогообложения в Республике Казахстан
1. Налоговое законодательство Республики Казахстан основывается на принципах налогообложения. К принципам налогообложения относятся принципы обязательности, определенности, справедливости налогообложения, единства налоговой системы и гласности налогового законодательства Республики Казахстан.
2. Положения налогового законодательства Республики Казахстан не могут противоречить принципам налогообложения, установленным настоящим Кодексом.
Статья 5. Принцип обязательности налогообложения Налогоплательщик обязан исполнять налоговое обязательство, налоговый агент — обязанность по исчислению, удержанию и перечислению налогов в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан в полном объеме и в установленные сроки.
Статья 6. Принцип определенности налогообложения Налоги и другие обязательные платежи в бюджет Республики Казахстан должны быть определенными. Определенность налогообложения означает установление в налоговом законодательстве Республики Казахстан всех оснований и порядка возникновения, исполнения и прекращения налогового обязательства налогоплательщика, обязанности налогового агента по исчислению, удержанию и перечислению налогов.
Статья 7. Принцип справедливости налогообложения
1. Налогообложение в Республике Казахстан является всеобщим и обязательным.
2. Запрещается предоставление налоговых льгот индивидуального характера. *
Статья 8. Принцип единства налоговой системы Налоговая система Республики Казахстан является единой на всей территории Республики Казахстан в отношении всех налогоплательщиков (налоговых агентов).
Статья 9. Принцип гласности налогового законодательства Республики Казахстан Нормативные правовые акты, регулирующие вопросы налогообложения, подлежат обязательному опубликованию в официальных изданиях.
3.Налоговые правоотношения.
Налоговые правоотношения — это регулируемые нормами налогового права общественные отношения, возникающие в процессе осуществления налоговой деятельности государства.
Государство осуществляет свою налоговую деятельность в тех или иных правовых формах, в том числе посредством правовых актов, которые принимаются, изменяются или отменяются уполномоченными на то государственными органами. В частности, на основе правового акта, посредством которого устанавливается и вводится налог, возникает соответствующее правовое отношение.
Обязательным субъектом налогового правоотношения является государство (в лице уполномоченного органа или иного субъекта) либо государственный орган, действующий по поручению и в интересах государства. Таким образом, налоговое правоотношение всегда представляет юридическую связь государства с иным лицом (например, налогоплательщиком), возникающую в процессе осуществления налоговой деятельности государства.
Налоговое правоотношение — это отношение, охраняемое государством. Более того, исполнение участниками налогового отношения своих обязанностей, вытекающих из этого правоотношения, обеспечивается принудительной силой государства. Исходя из факта существования общественных налоговых отношений двух видов — материальных и организационных, налоговые правоотношения также различаются на материальные и организационные.
Материальное налоговое правоотношение опосредует движение суммы налогового платежа от налогоплательщика к государству, т. е. в экономическом смысле выражает собой взимание, внесение или уплату налога, а в юридическом — налоговое обязательство. Материальное налоговое правоотношение является правовой формой экономического налогового отношения.
Что касается организационных налоговых правоотношений, то к ним относятся, главным образом, отношения, возникающие в процессе организации налогообложения и функционирования органов государственных доходов. Внутриорганизационные правоотношения, т. е. правоотношения между органами государственных доходов (например, правоотношения между вышестоящими и нижестоящими органами государственных доходов). Внешние организационные правоотношения, которые возникают между государством (в лице уполномоченного государственного органа), а также органами государственных доходов, выступающими в качестве самостоятельного субъекта правоотношения от своего имени, с одной стороны, и банками, осуществляющими передвижение сумм налогов от налогоплательщика к государству, лицами, обладающими информацией о налогоплательщике.
Налоговые правоотношения, как и сами нормы налогового права, делятся на:
1) регулятивные налоговые правоотношения выражают регулятивную функцию налогового права и связаны эти правоотношения с правомерным поведением его субъектов (например, полная и своевременная уплата налогов).
2) охранительные налоговые правоотношения выражают реализацию охранительной функции налогового права и связаны эти правоотношения с применением государственного принуждения (например, принудительное взимание налога в случае уклонения от его уплаты).
Регулятивные налоговые правоотношения в свою очередь подразделяются на абсолютные и относительные, что связано со степенью индивидуализации субъектов отношения.
Относительные налоговые правоотношения (двусторонне индивидуализированные) — это те, при которых управомоченному субъекту (например, государству в лице соответствующего органа государственных доходов) противостоит вполне определенный субъект (например, конкретный налогоплательщик), т. е. поименно определены обе стороны данного правоотношения.
Абсолютные налоговые правоотношения выражают связь не с конкретным субъектом, а с широким их кругом, отвечающем определенному критерию. Так, к абсолютным налоговым правоотношениям можно отнести правоотношения, возникающие в связи с установлением налога. В данном случае у государства как субъекта, установившего налог, возникает абсолютное правоотношение со всеми лицами, которые отвечают критериям налогоплательщика по данному налогу.
Согласно налогового законодательства к объектам налогообложения относят: имущество и действия, с наличием и (или) на основании которых у налогоплательщика возникает налоговое обязательство. То есть это материальные объекты — часть объектов материального мира, имеющая стоимость и являющаяся предметом права собственности (имущество физических и юридических лиц, доходы физических лиц, прибыль юридических лиц). Наряду с материальными существуют нематериальные объекты, которые также подлежат налогообложению. Нематериальные объекты – это объекты, используемые в течение долгосрочного периода в хозяйственной деятельности и приносящие доход. (право пользования земельными участками и природными ресурсами, патенты, лицензии, «ноу-хау», авторские права и т.д.).
Государство всегда является субъектом этого права, в силу хотя бы того, что оно является субъектом собственной налоговой деятельности. Кроме того, государство посредством принятия актов налогового законодательства создает налоговое право как средство правового обеспечения своей налоговой деятельности, наделяя себя при этом определенными правами и обязанностями в сфере налогов.
Вторым субъектом материального налогового отношения выступает налогоплательщик, который в качестве элемента налогообложения именуется «субъект налога». Налогоплательщики обычно подразделяются на два вида:
1) юридические лица;
2) физические лица.
«Под налогоплательщиком — юридическом лицом Налоговый кодекс понимает организацию, созданную в соответствии с законодательством Республики Казахстан или иностранного государства (иностранное юридическое лицо) 15 п. ст. 10 НК». Для целей настоящего Кодекса компания, организация или другое корпоративное образование, созданное в соответствии с законодательством иностранного государства, рассматриваются в качестве самостоятельных юридических лиц, независимо от того, обладают ли они статусом юридического лица иностранного государства, где они созданы.
Для статуса юридического лица в качестве налогоплательщика не имеет значения ни его организационно-правовая форма (акционерное общество, товарищество с ограниченной ответственностью, производственный кооператив и т. п.), ни форма его собственности (государственная или негосударственная организация). Однако для некоторых видов налогов (например, корпоративного подоходного налога, налога на добавленную стоимость) определенное значение имеет, является ли юридическое лицо коммерческой или некоммерческой организацией.
Кодекс дает специальное определение (ст. 133) некоммерческой организации, несколько отличающееся от понятия, даваемого Гражданским кодексом.
При соблюдении этих условий доход некоммерческой организации, полученный в виде вознаграждения, гранта, вступительных и членских взносов, благотворительной помощи, безвозмездно переданного имущества, отчислений и пожертвований на безвозмездной основе, налогообложению не подлежит.
Остальные доходы подлежат налогообложению в обычном порядке. При этом некоммерческая организация обязана вести раздельный учет по доходам, освобожденным от налогообложения, и доходам, подлежащим налогообложению в обычном порядке.
Налоговый кодекс выделяет еще одного специфичного налогоплательщика — организацию, осуществляющую деятельность в социальной сфере (ст. 135).
К физическим лицам — налогоплательщикам относятся граждане Республики Казахстан, граждане иностранных государств и лица без гражданства.
Особую категорию физических лиц-налогоплательщиков составляют так называемые «субъекты малого бизнеса», а также крестьянские (фер¬мерские) хозяйства, для которых может быть установлен специальный на¬логовый режим.
Например, специальный налоговый режим на основе патента приме¬няют индивидуальные предприниматели, соответствующие следующим условиям: 1) не использующие труд наемных работников; 2) осуществля¬ющие деятельность в форме личного предпринимательства; 3) предельный доход которых не превышает 300- кратного минимального размера заработной платы, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года.
Индивидуальное предпринимательство — это инициативная деятель¬ность граждан, направленная на получение дохода путем реализации то¬варов (работ, услуг), основанная на собственности самих граждан и осу¬ществляемая без образования юридического лица от имени граждан, за их риск и под их имущественную ответственность.
Личное предпринимательство осуществляется одним гражданином самостоятельно на базе имущества, принадлежащего ему на праве собственности, а также в силу иного права, допускающего пользование и (или) распоряжение имуществом.
Налоговые правоотношения характеризуются следующими признаками:
1. Налоговое правоотношение является продуктом правового обес¬печения налоговой деятельности государства.
2. Налоговое правоотношение является продуктом применения го¬сударством такого метода налоговой деятельности, как издание нор¬мативных актов.
3. Налоговое правоотношение носит характер «власти и подчине¬ния», т. е. один из субъектов этого отношения, а именно государство, выс¬тупающее в целом или в лице уполномоченного на то своего органа (на¬пример, налогового органа), всегда обладает большим объемом прав, чем другой субъект этого отношения (например, налогоплательщик).
4. Налоговое правоотношение возникает в силу одностороннего ус¬тановления государства, поскольку и сам налог является его односто¬ронним установлением.
5.Обязательным субъектом налогового правоотношения являет¬ся либо государство (в лице уполномоченного органа или иного субъек¬та), либо государственный орган, действующий по поручению и в инте¬ресах государства.
6.Налоговое правоотношение — это отношение, охраняемое государством.
Исходя из факта существования общественных налоговых отношений двух видов — материальных и организационных, налоговые правоотноше¬ния также различаются на материальные и организационные.
Материальное налоговое правоотношение опосредует движение сум¬мы налогового платежа от налогоплательщика к государству, т. е. в эконо¬мическом смысле выражает собой взимание, внесение или уплату налога, а в юридическом — налоговое обязательство.
Что касается организационных налоговых правоотношений, то к ним относятся, главным образом, отношения, возникающие в процессе орга¬низации налогообложения и функционирования налоговой службы государства.
2. Налоговые правоотношения, как и сами нормы налогового права, делятся на регулятивные и охранительные.
Регулятивные налоговые правоотношения в свою очередь подразделя¬ются на абсолютные и относительные, что связано со степенью индивиду¬ализации субъектов отношения.
Относительные налоговые правоотношения (двусторонне индивидуали¬зированные) — это те, при которых управомоченному субъекту (например, го¬сударству в лице соответствующего налогового органа) противостоит вполне определенный субъект (например, конкретный налогоплательщик), т. е. по¬именно определены обе стороны данного правоотношения.
Абсолютные налоговые правоотношения выражают связь не с конк¬ретным субъектом, а с широким их кругом, отвечающем определенному критерию. Так, к абсолютным налоговым правоотношениям можно отнес¬ти правоотношения, возникающие в связи с установлением налога. В данном случае у государства как субъекта, установившего налог, возникает абсолютное правоотношение со всеми лицами, которые отвечают критериям налогоплательщика по данному налогу.

17. Налоговый представитель

Налогоплательщик вправе участвовать в налоговых правоотношениях лично либо через представителя. Личное участие в налоговых правоотношениях не лишает его права иметь представителя, равно как участие представителя не лишает налогоплательщика права на личное участие в указанных правоотношениях. Общее количество представителей у одного налогоплательщика законом не ограничивается. Представительство в налоговых правоотношениях означает совершение представителем действий от имени и за счет собственных средств налогоплательщика – представляемого лица (Постановление КС РФ 2004 г.).

Налоговый кодекс выделяет два вида налоговых представителей – законные и уполномоченные.

Законные представители – представители, уполномоченные представлять налогоплательщика на основании закона или учредительных документов организации. Законными представителями налогоплательщика-организации являются его органы – единоличные (директор, его заместители и др.) и коллегиальные (правление, совет директоров и др.). Действия или бездействие законных представителей организации, совершенные в связи с ее участием в налоговых правоотношениях, признаются действиями (бездействием) самой организации. Вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения.

Законными представителями налогоплательщика – физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством: родители, усыновители, опекуны и попечители. Законное представительство в сфере налогообложения физических лиц необходимо в связи с отсутствием у некоторых категорий налогоплательщиков (несовершеннолетние, недееспособные) налоговой дееспособности.

Уполномоченные представители – представители, уполномоченные представлять интересы налогоплательщика на основании доверенности. Уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов), иными участниками налоговых правоотношений. При этом не могут быть уполномоченными представителями должностные лица государственных и муниципальных органов. В настоящее время многие адвокаты, налоговые консультанты, аудиторы и их объединения специализируются на представительстве интересов налогоплательщиков.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >