Природно ресурсные платежи

Виды платежей за природные ресурсы

Платежи за основные виды природных ресурсов подразделяются:

  • • на плату за землю;
  • • плату за воду;
  • • систему платежей при пользовании недрами;
  • • плату за лесные ресурсы;
  • • плату за ресурсы животного мира.

Согласно гл. 31 «Земельный налог» Налогового кодекса РФ (НК РФ) (ст. 388) налогоплательщиками за пользование земельными участками являются:

  • • организации;
  • • индивидуальные предприниматели;
  • • физические лица, обладающие земельными участками па праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.

Объектом налогообложения признают земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог. Важно отметить, что объектом налогообложения по налогу являются сами земельные участки, а не операции с ними (купля-продажа, дарение и т.п.).

Не признают объектом налогообложения земельные участки:

  • • изъятые из оборота;
  • • ограниченные в обороте;
  • • занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;
  • • предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
  • • ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации в пределах лесного фонда;
  • • ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда, за исключением земельных участков, занятых обособленными водными объектами.

В соответствии с и. 1 ст. 390 Налогового кодекса РФ налоговую базу определяют как кадастровую стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ. Она представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения (ст. 53 НК РФ), является одним из основных элементов налогообложения, поэтому понимание налоговой базы как кадастровой стоимости земельного участка является основополагающим в порядке исчисления налога.

Сумма земельного налога исчисляется по истечении налогового периода (ст. 396 НК РФ) как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено п. 15 и 16 ст. 396 НК РФ. Формула для расчета земельного налога выглядит следующим образом:

Земельный налог = (НС КС)/100,

где НС — налоговая ставка; КС — кадастровая стоимость земельного участка (налоговая база).

Платежи за пользование водным объектом осуществляют граждане и юридические лица на основании договора водопользования (Водный кодекс РФ от 03.06.2006 № 74, ст. 20). Плата за пользование водными объектами устанавливается на основе следующих принципов:

  • • стимулирования экономного использования водных ресурсов, а также охраны водных объектов;
  • • дифференциации ставок платы за пользование водными объектами в зависимости от речного бассейна;
  • • равномерности поступления платы за пользование водными объектами в течение календарного года.

Ставки платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, порядок расчета и взимания такой платы устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Так, постановлением Правительства РФ от 14.12.2006 № 764 устанавливается порядок расчета и взимание платы за пользование поверхностными водными объектами или их частями, находящимися в федеральной собственности и предоставляемыми в водопользование на основании договоров, для следующих целей:

  • • осуществления забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов или их частей;
  • • использования водных объектов или их частей без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии;
  • • использования акватории водных объектов или их частей, в том числе для рекреационных целей.

Ставки платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, определены постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 № 876.

Расчет размера платы, предусматриваемой договором водопользования, производят физические и юридические лица, приобретающие право пользования поверхностными водными объектами или их частями: размер платы определяется как произведение платежной базы и соответствующей ей ставки платы.

Платежная база устанавливается в договоре водопользования по каждому виду пользования водными объектами и определяется отдельно в отношении каждого водного объекта или его части. Платежной базой является:

  • • для плательщиков, осуществляющих забор (изъятие) водных ресурсов из водных объектов или их частей, — объем допустимого забора (изъятия) водных ресурсов, включая объем их забора (изъятия) для передачи абонентам, за платежный период;
  • • для плательщиков, использующих водные объекты или их части без забора (изъятия) водных ресурсов для целей гидроэнергетики, — количество производимой электроэнергии за платежный период;
  • • для плательщиков, использующих акватории водных объектов или их частей, — площадь предоставленной акватории водного объекта или его части.

Платежи поступают в виде регулярных взносов. Размеры платежей дифференцируются по субъектам Российской Федерации и устанавливаются их органами исполнительной власти. Система платежей, связанных с пользованием водными объектами, включает плату:

  • • за пользование водными объектами (водный налог);
  • • направляемую на восстановление и охрану водных объектов.

Водный налог поступает в федеральный бюджет и бюджеты субъектов

Российской Федерации, на территориях которых осуществляется использование водных объектов, и распределяется в следующем соотношении: федеральный бюджет — 40%, бюджет субъекта Российской Федерации — 60%.

Плата, направляемая на восстановление и охрану водных объектов, вносится:

  • • за использование водных объектов без изъятия воды в соответствии с условиями лицензии на водопользование;
  • • изъятие воды из водных объектов в пределах установленного лимита;
  • • сверхлимитное изъятие воды;
  • • сброс сточных вод нормативного качества в водные объекты в пределах установленных лимитов;
  • • сброс в водные объекты сточных вод, содержание вредных веществ в которых превышает установленные нормативы;
  • • сброс в водные объекты сточных вод нормативного качества сверх установленных лимитов.

Государственным организациям, осуществляющим свою деятельность в социальной сфере, а также водопользователям, использующим водные объекты для сельского хозяйства, устанавливаются льготные предельные размеры платы, направляемой на восстановление и охрану водных объектов, в соответствии с законодательством.

В настоящее время действует следующая система платежей за недра («Закон о недрах» от 21.02.1992 № 122, гл. IV «Платежи при пользовании недрами», ст. 39, 40):

  • • платежи за право пользования недрами;
  • • отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы (на геологоразведочные работы);
  • • акцизный сбор по отдельным видам добываемого сырья;
  • • отчисления в фонд ценового регулирования Минфина России при поставках нефти и природного газа;
  • • сбор за выдачу лицензий за право пользования недрами;
  • • платежи за право пользования акваторией и участками морского дна.

Платежи за право пользования недрами осуществляются с целью:

  • • создания у местных органов управления экономической заинтересованности в разработке минеральных ресурсов на соответствующей территории и выдаче разрешения на их разработку;
  • • стимулирования рационального и комплексного использования различных видов полезных ископаемых;
  • • приведения общей системы условий пользования недрами в России в соответствие с общемировыми тенденциями рыночных отношений;
  • • создания устойчивого финансирования мероприятий по развитию минерально-сырьевой базы регионов и охране минеральных ресурсов.

Плата за право пользования недрами может взиматься в форме денежных платежей, а также части объема добытого минерального сырья или иной производимой недропользователем продукции в форме выполнения работ или предоставления услуг либо путем зачета сумм предстоящих платежей в федеральный, региональный или местный бюджеты в качестве долевого вклада в уставный фонд создаваемого горного предприятия. Форма внесения платы, размеры и условия платежей по каждому объекту недропользования устанавливаются в лицензии, которая выдается совместно региональным органом власти и Министерством природных ресурсов Российской Федерации или его территориальными подразделениями.

Платежи за право пользования недрами делятся на три группы:

  • • платежи за право добычи полезных ископаемых;
  • • платежи за право использования отходов горнодобывающих и перерабатывающих производств;
  • • платежи за право строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Регулярные денежные платежи за право добычи полезных ископаемых устанавливаются в размере процентов от стоимости добытой продукции, рассчитанной на основе оптовых цен предприятий (обычно от 1 до 8%), в зависимости от вида добываемого сырья.

Платежи за право на использование отходов в горнодобывающих и перерабатывающих производствах устанавливаются в размере 25—50% платежей за право на добычу соответствующих полезных ископаемых. И в том, и в другом случае их включают в затраты на добычу (производство) сырья.

Размер платежей за право строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, определяется в пределах 1—3% от сметной стоимости объекта и стоимости предоставляемых услуг его эксплуатации. Их включают в стоимость сооружений.

Платежи за право пользования недрами поступают в федеральный, региональные (республик, краев, областей, автономных образований) и местные (районов, городов) бюджеты в соответствии с территорией, на которой осуществляется пользование недрами, и распределяются в установленной пропорции.

Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы производятся от стоимости товарной продукции из добытых предприятиями полезных ископаемых и взимаются только в денежной форме. Ставки отчислений по полезным ископаемым и их компонентам утверждаются Правительством РФ на соответствующий период в виде процентов от стоимости товарной продукции (от 2 до 17%) в зависимости от вида полезных ископаемых.

Размер сборов за выдачу лицензий на право пользования недрами и порядок их взимания определяются Министерством природных ресурсов и экологии РФ по согласованию с Министерством финансов РФ исходя из расходов на экспертизу заявок на получение лицензий, организацию конкурсов и аукционов, оплату пакетов геологической информации и иных расходов, связанных с предоставлением лицензий.

Платежи за право пользования акваторией и участками морского дна устанавливаются в зависимости от арендуемой площади, ее конфигурации, мощности водной толщи, целей пользования недрами, продуктивности акватории, а также с учетом наличия навигационных путей, коммуникаций и технических сооружений в районе работ. Размер платежей устанавливается органами, предоставляющими лицензию на право пользования конкретной акваторией и участками морского дна, но согласованию с Минприроды России и другими компетентными органами. Платежи за право пользования акваторией и участками морского дна в границах территориального моря (12-мильной зоны) поступают как в региональный (60%), так и в федеральный (40%) бюджет. Платежи за право пользования акваторией и участками морского дна в пределах морской экономической зоны (200-мильной зоны) поступают полностью в федеральный бюджет.

С одной стороны, леса России составляют 22% лесных ресурсов планеты и занимают 69% территории страны, причем ценные хвойные породы составляют 72% лесного фонда. С другой стороны, заготовка древесины в последние годы снижается, не достигая уровня выделяемых расчетных лесосек, при этом весьма велики потери при лесопользовании. Огромный вред ресурсам наносят лесные пожары, вредители, что во многом обусловлено низкой технической оснащенностью службы охраны лесов. Постоянно уменьшаются объемы лесовосстановительных работ. Все леса, за исключением расположенных на землях обороны и землях населенных пунктов (поселений), а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные и нелесные земли), образуют лесной фонд (ст. 7 Лесного кодекса РФ от 04.12.2006 № 200-ФЗ (в редакции от 29.12.2010)).

В соответствии с Лесным кодексом (Глава 11. Плата за использование лесов и оценка лесов, ст. 94) использование лесов в Российской Федерации является платным и за использование лесов вносится арендная плата или плата по договору купли-продажи лесных насаждений. Размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в зависимости от вида использования лесных ресурсов:

  • • при использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке;
  • • при использовании лесного участка без изъятия лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу площади лесного участка и площади арендуемого лесного участка.

Арендная плата определяется на основе ставок лесных податей, которые являются платой, взимаемой за все виды лесопользования, в том числе:

  • • за древесину, отпускаемую на корню (лесозаготовку);
  • • заготовку живицы (смолы деревьев) и других лесных материалов, сенокошение, пастьбу скота, промысловую заготовку древесных соков, дикорастущих плодов, ягод, грибов, лекарственных растений, технического сырья, размещение ульев и пасек и другие виды побочных лесных пользований;
  • • пользование лесами для нужд охотничьего хозяйства;
  • • пользование лесами в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целях. В составе лесных податей взимается плата за землю лесного фонда. Лесные подати взимаются в виде разового или регулярных платежей с начала пользования участком лесного фонда в течение всего срока действия документа, разрешающего пользование лесным фондом.

Лесные подати взимаются со всех лесопользователей, за исключением арендаторов. Ставки лесных податей устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с территориальными органами Рослесхоза или определяются по результатам аукциона. При этом минимальные ставки платы за древесину, отсекаемую на корню (лесозаготовку), устанавливаются Правительством РФ.

Часть лесных податей и арендной платы в размере минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, поступает в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации в следующем соотношении: федеральный бюджет — 40%, бюджет субъекта РФ — 60% (в тех субъектах Российской Федерации, в которых расчетная лесосека не превышает 1 млн м3, эти средства полностью поступают в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации). Часть указанных средств, поступивших в бюджет субъекта Российской Федерации, направляется соответствующему территориальному органу Рослесхоза на финансирование расходов на воспроизводство лесов в соответствии с нормативами, определяемыми Рослесхозом. Оставшаяся часть лесных податей и арендной платы поступает лесхозам Рослесхоза, приравнивается к бюджетным средствам и используется для нужд лесного хозяйства

Основным законодательным актом, регулирующим отношения в области охраны и использования животного мира, а также сохранения и восстановления среды его обитания, является Федеральный закон от 24.04.1995 № 52 (в редакции от 14.03.2009) «О животном мире». В ст. 1 дано следующее определение животного мира, это совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию Российской Федерации и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоне Российской Федерации, а ст. 2 закона определяет, что целью правового регулирования охраны и использования животного мира и среды его обитания является обеспечение биологического разнообразия, устойчивого использования всех его компонентов, создание условий для устойчивого существования животного мира, сохранения генетического фонда диких животных и иной защиты животного мира как неотъемлемого элемента природной среды.

Животный мир на территории России является государственной собственностью. Разграничение государственной собственности на животный мир на федеральную собственность и собственность субъектов Федерации осуществляется в порядке, установленном федеральным законодательством. В соответствии со ст. 4 Закона о «Животном мире» к федеральной собственности могут быть отнесены следующие объекты животного мира:

  • • редкие и находящиеся под угрозой исчезновения, а также занесенные в Красную книгу РФ;
  • • обитающие на особо охраняемых природных территориях федерального значения (заповедниках, заказниках, национальных парках и т.д.);
  • • населяющие территориальное море, континентальный шельф и исключительную экономическую зону Российской Федерации;
  • • подпадающие под действие международных договоров Российской Федерации;
  • • отнесенные к особо охраняемым, ценным в хозяйственном отношении;
  • • естественно мигрирующие по территории двух и более субъектов Федерации.

Субъектами права пользования объектами животного мира являются юридические лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства. Юридические лица осуществляют пользование животным миром на основе лицензии на пользование определенными объектами животного мира в течение срока, оговоренного в этом документе по согласию сторон и зависящего от вида пользования животным миром в границах определенной территории и акватории. Граждане осуществляют пользование животным миром на основе именных разрешений на добывание определенного количества объектов животного мира в определенном месте или за конкретное время. Использование объектов животного мира с изъятием их из среды обитания предоставляется за плату, которая устанавливается государственными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке и пределах, определяемых Правительством РФ.

Экономическое регулирование охраны и использования объектов животного мира предусматривает:

  • • установление и регулирование экономических отношений в области охраны и использования объектов животного мира, в том числе между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации и природопользо- вателями, а также между пользователями животным миром и пользователями иными видами природных ресурсов;
  • • создание стабильной экономической основы охраны, воспроизводства и устойчивого использования объектов животного мира;
  • • экономическую защиту государственных интересов в области охраны и использования объектов животного мира;
  • • экономическую защиту пользователей животным миром.

Экономическое регулирование охраны и использования объектов

животного мира включает:

  • • учет и экономическую оценку объектов животного мира;
  • • экономически обоснованную систему платежей за пользование животным миром;
  • • бюджетное финансирование мероприятий по охране и воспроизводству объектов животного мира;
  • • экономически обоснованную систему штрафов и исков за нарушение законодательства Российской Федерации об охране и использовании животного мира;
  • • целенаправленное использование средств, получаемых от реализации конфискованных орудий незаконного добывания объектов животного мира, в том числе транспортных средств и продукции, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, а также добровольных взносов граждан и юридических лиц.

В систему платежей за пользование животным миром входят плата за пользование животным миром; штрафы за сверхлимитное и нерациональное пользование животным миром; штрафы за нарушение законодательства Российской Федерации о животном мире. Использование объектов животного мира, не включенных в перечень, может осуществляться бесплатно, если оно не связано с получением лицензии или разрешения на пользование животным миром.

Сумма сбора за пользование объектами животного мира определяется в отношении каждого объекта животного мира как произведение соответствующего количества объектов животного мира на ставку сбора, установленную для соответствующего объекта животного мира.

Сумма сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов определяется в отношении каждого объекта водных биологических ресурсов как произведение соответствующего количества объектов водных биологических ресурсов на ставку сбора, установленную для соответствующего объекта водных биологических ресурсов на дату начала срока действия разрешения.

Назначение и виды платежей за пользование природными ресурсами

Государство в лице его полномочных органов заинтересовано в том, чтобы природные ресурсы использовались не хищнически, а более или менее равномерно и планомерно. Для этого служат платежи за природные ресурсы, цель которых уравнять экономические условия добычи и управлять этими условиями. В настоящее время это правило составляет основу хозяйствования Российской Федерации.

Принцип платности природопользования заключается в обязанности субъекта специального природопользования оплатить пользование соответствующим видом природного ресурса. Общее природопользование, связанное с реализацией естественного права каждого на благоприятную окружающую среду, является для его субъектов безвозмездным. Согласно ст. 20 Закона «Об охране окружающей природной среды», платность природопользования включает плату за природные ресурсы, за загрязнение окружающей природной среды и за другие виды воздействия на природу. Важным является то, что законодатель прямо в законе определяет целевой характер платежей.

Введение платежей за использование природных ресурсов — прямое следствие преобразований природоресурсных отношений, проводимых на базе рыночных реформ. Установление такой платы стало возможным после отмены исключительной государственной монополии на землю и другие природные ресурсы, превращения земель и других ресурсов в объект купли-продажи и гражданско-правовых сделок. При установлении платности за пользование природными ресурсами ставились следующие задачи:

Повышение заинтересованности производителя в эффективном использовании природных ресурсов и земель.

Повышение заинтересованности в сохранении и воспроизводстве материальных ресурсов.

Получение дополнительных средств на восстановление и воспроизводство природных ресурсов.

Экономическая оценка природных ресурсов — это денежное выражение их общественной полезности, народнохозяйственной значимости в виде экономического эффекта, получаемого от их эксплуатации. Отсутствие экономической (денежной) оценки природных ресурсов стало одной из причин экстенсивного характера природопользования, отрицательно сказывающегося как на эффективности производства, так и на состоянии природных богатств. Устранение бесплатного использования природных ресурсов позволит в полной мере и правильно оценить с экономической точки зрения деятельность предприятий.

До недавнего времени в литературе существовало множество подходов к экономической оценке природных ресурсов, но необходимость ее определения была признана не сразу. Некоторое время широко обсуждалась концепция бесплатности природных благ. Ее авторы утверждали, что, поскольку природные блага не являются объектами купли-продажи, то методологически неверно их как-то оценивать: введение оценки природных ресурсов в хозяйственную практику будет тормозить разработку полезных ископаемых, расширение сельскохозяйственного производства и т.д.

Поэтому разрабатывались месторождения с высоким содержанием полезных ископаемых в руде, целинные земли представляли собой большой резерв для экстенсивного развития сельского хозяйства, а необъятные просторы тайги — для расширения лесоразработок. Затраты, которые требовались на освоение новых земель, на вовлечение в хозяйственный оборот новых месторождений, были невелики. Эти обстоятельства до некоторой степени являлись подтверждением концепции бесплатности природных благ. Однако исчерпание наиболее удобных месторождений, разработка которых позволяла получать дешевое сырье, резкое удорожание вовлечения в сельскохозяйственный оборот дополнительной посевной площади — все это свидетельствовало об ошибочности представлений о естественных ресурсах как о «даровых благах» природы.

Просчеты в экономической политике последних десятилетий привели к резкому падению эффективности использования природных ресурсов, которая продолжает оставаться крайне низкой, а нередко и вовсе не отвечает интересам страны. В этой связи, такой инструмент, как платежи за природные ресурсы должен не только повысить качественный уровень использования природных ресурсов, но и существенно пополнить бюджеты различных уровней.

Итак, платежи за пользование природными ресурсами — являются важнейшим компонентом экономического механизма природопользования. Действующим законодательством сформирована правовая основа для установления платы за пользование недрами, лесами, водой, землей и другими видами природных ресурсов на основе рентного подхода или фиксированных платежей. Поступающие платежи (налоги) распределяются между федеральным бюджетом и бюджетом конкретного субъекта Федерации в пропорциях, установленных природно-ресурсными законами. Увеличение размеров платежей за природопользование возможно только при уменьшении доли (величины) других налогов, так как суммарные налоги, взимаемые с природопользователей, как правило, находятся на предельно высоком уровне. Система платежей за природные ресурсы включает:

  • 1) плату за право пользования природными ресурсами;
  • 2) плату за частичное их восстановление;
  • 3) штрафные платежи за превышение минимального использования природных ресурсов.

Платежи за природные ресурсы разделены между федеральным и местным бюджетами. В соответствии с Налоговым кодексом РФ к федеральным отнесены: налог на пользование недрами; налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы; сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами; водный налог; лесной доход; экологический налог.

К местным налогам относится земельный налог.

Тема 7. Платежи за пользование природными ресурсами

    1. Состав и виды платежей. Их характеристика.

    2. Экономическое содержание налога на добычу полезных ископаемых.

    3. Плательщики налога. Постановка на учет в качестве плательщика НДПИ.

    4. Объект налогообложения и налоговая база. Порядок определения количества и оценки стоимости добытых полезных ископаемых.

    5. Налоговый период и налоговые ставки.

    6. Порядок исчисления и уплаты. Особенности налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

    7. Экономическое содержание водного налога.

    8. Налогоплательщики и элементы налогообложения водным налогом

    9. Налогоплательщики и элементы налогообложения сборов за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов.

7.1. В существовавшем до 2002 года законодательстве были выделены налоги и платежи, не относившиеся к налоговым. Перечень их был достаточно большим. Например, плата за пользование недрами, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, акциз на нефть и газ, плата за воду, платежи за проведение поисковых и разведочных работ, платежи за пользование лесным фондом и др. В России, обладающей огромными запасами природных ресурсов, их доля в доходах бюджета ещё недостаточна, отношения недропользования нуждаются в государственном регулировании.

В связи с введением второй части НК РФ была упорядочена система взимания платежей, сокращен перечень налогов, при их введении упрощен порядок исчисления. К платежам за пользование природными ресурсами относятся следующие налоги: налог на добычу у полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов.

7.2. Налог на добычу полезных ископаемых был включен в НК РФ в 2002 г.

Введение данного налога позволило:

1) упорядочить и упростить налоговую систему пользования при­родными ресурсами;

2) расширить практику применения рентных принципов налого­обложения в данной сфере;

3) разделить налоговые и неналоговые платежи за использование природных ресурсов;

4) решить проблему правильной оценки факторов ценообразова­ния для целей налогового контроля;

5) дополнительно побудить природопользователей к бережному использованию природных ресурсов;

6) обеспечить снижение налогового бремени без потерь доходов бюджетной системы.

Налог на добычу полезных ископаемых заменил ранее дейст­вующую плату за право пользования недрами и перевел часть рентных платежей из неналоговых в налоговые доходы бюджета.

Плательщиками налога на добычу полезных ископаемых при­знаются организации и индивидуальные предприниматели, при­знаваемые пользователями недр в соответствии с законодатель­ством РФ.

В течение 30 календарных дней с момента государственной регистрации лицензии или разрешения на пользование участком недр налогоплательщики должны встать на налоговый учет по месту нахождения этих участков.

7.3. Объектами обложения налогом на добычу полезных ископаемых признаются полезные ископаемые:

1) добытые из недр:

— на территории РФ;

— за пределами территории РФ, если эта добыча осуществля­ется на территориях, находящихся под юрисдикцией РФ;

2) извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства.

Добытым полезным ископаемым признается продукция горно­добывающей промышленности и разработки карьеров, содер­жащаяся в фактически добытом из недр (отходов, потерь) ми­неральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая государственному стандарту РФ, стандарту отрасли, региональному стандарту, международ­ному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого — стандарту организации.

Видами добытого полезного ископаемого являются:

  1. антрацит, уголь каменный, уголь бурый и горючие сланцы;

  2. торф;

  3. углеводородное сырье:

  4. нефть обезвоженная, обессоленная и стабилизированная;

  5. газовый конденсат;

  6. газ горючий природный;

  7. товарные руды металлов:

  • черных (железо, марганец, хром);

  • цветных (алюминий, медь, никель, кобальт, свинец, цинк, олово, вольфрам, молибден, сурьма, ртуть, магний, другие цветные металлы);

  • редких, образующих собственные месторождения (титан, цир­коний, ниобий, редкие земли, стронций, литий, бериллий, ва­надий, германий, цезий, скандий, селен, цирконий, тантал, висмут, рений, рубидий);

— многокомпонентные комплексные руды;

  • полезные компоненты многокомпонентной комплексной руды, извлекаемые из нее, при их направлении внутри организации на дальнейшую переработку (обогащение, технологический пе­редел);

  • горно-химическое неметаллическое сырье;

  • горнорудное неметаллическое сырье;

  1. иные полезные ископаемые.

Не признаются объектами налогообложения:

1) общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды, не числящиеся на государственном балансе запасов по­лезных ископаемых, добытые индивидуальным предпринима­телем и используемые им непосредственно для личного по­требления;

  1. добытые (собранные) минералогические, палеонтологические и другие геологические коллекционные материалы;

  2. полезные ископаемые:

  3. добытые из недр при образовании, использовании, реконст­рукции и ремонте особо охраняемых геологических объек­тов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное или иное общественное значение;

  4. извлеченные из собственных отвалов или отходов (потерь) горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, если при их добыче из недр они подлежали налогообложению в общеустановленном порядке;

  5. дренажные подземные воды, не учитываемые на государствен­ном балансе запасов полезных ископаемых, извлекаемых при разработке месторождений полезных ископаемых или при строительстве и эксплуатации подземных сооружений.

7.4. Налоговая база определяется как стоимость добытых полезных ископаемых, за исключением угля, нефти, газа, по которым налоговая база определяется из всех видов ме­сторождений углеводородного сырья как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении. Обязанность по определению налоговой базы возложена на на­логоплательщика в отношении каждого добытого полезного ископаемого. При этом плательщик данного налога самостоя­тельно:

  1. определяет количество добытого полезного ископаемого;

  2. производит оценку стоимости добытых полезных ископаемых.

В зависимости от добытого полезного ископаемого его количество определяется в единицах массы или объема.

Количество добытого полезного ископаемого определяется (в еди­ницах массы или объема) методами:

  1. прямым (посредством применения измерительных средств и уст­ройств);

  2. косвенным (расчетным, по данным о содержании добытого по­лезного ископаемого в извлекаемом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье) методом (при невозможности применения прямого метода).

Оценка стоимости добытых полезных ископаемых может произ­водиться исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий нало­говый период цен реализации:

1) без учета государственных субвенций. Данный способ предполагает использование сложившихся в текущем на­логовом периоде у налогоплательщика цен реализации добытого полезного ископаемого без учета субвенций из бюджета на возмещение разницы между оптовой ценой и расчетной стоимостью. При этом выручка от реализации добытого полезного ископаемого определяется исходя из цен реализации (уменьшенных на суммы субвенций из бюджета) без налога на добавленную стоимость (при реа­лизации на территории РФ и в государства — участники СНГ) и акциза, уменьшенных на сумму расходов налого­плательщика по доставке в зависимости от условий по­ставки;

• добытого полезного ископаемого. Указанный способ анало­гичен первому и применяется в тех случаях, когда государ­ственные субвенции отсутствуют. При этом выручка от реа­лизации добытых полезных ископаемых, определяемая на основании цен реализации, без налога на добавленную стоимость (при реализации на территории РФ и в государ­ства — участники СНГ) и акциза, уменьшенных на сумму расходов налогоплательщика по доставке в зависимости от условий поставки;

— из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых. Дан­ный способ применяется в тех случаях, когда в налоговом пе­риоде отсутствовал факт реализации добытого полезного иско­паемого. При этом расчетная стоимость добытого полезного ископаемого определяется налогоплательщиком самостоятель­но на основании данных налогового учета с использованием порядка признания доходов и расходов, который он применяет для определения налоговой базы по налогу на прибыль орга­низаций.

7.5. Налоговым периодом является календарный месяц.

Налоговые ставки установлены в НК РФ (в процентах от стоимости добытых полезных ископаемых) и в рублях за тонну добытого угля, нефти, газа.

Налогообложение производится по налоговой ставке 0% при до­быче:

  1. попутного газа;

  2. полезных ископаемых, в части нормативных потерь, остающихся во вскрышных, вмещающих породах, в отвалах или в отходах перерабатывающих производств;

  3. вод:

— минеральных, используемых налогоплательщиком исключи­тельно в лечебных и курортных целях без их непосредст­венной реализации;

— грунтовых, используемых налогоплательщиком исключите­льно в сельскохозяйственных целях;

— подземных, содержащих полезные ископаемые, извлечение которых связано с разработкой других видов полезных ис­копаемых.

7.6. Сумма налога по добытым полезным ископаемым исчисляется налогоплательщиком как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы или сумма налога исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки и величины налоговой базы.

Общая сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода по каждому добытому полезному ископаемому. При этом сумма налога, подлежащая уплате, рассчитывается исходя из доли полезного ископаемого, добытого на каждом участке недр, в об­щем количестве добытого полезного ископаемого соответствующего вида.

Налог уплачивается не позднее 25-го числа месяца, следующе­го за истекшим налоговым периодом, по месту нахождения каждого участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование. Сумма налога, исчисленная по полезным иско­паемым, добытым за пределами территории РФ, подлежит уп­лате по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя.

Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога на добычу полезных ископаемых при выполнении соглашений.

Основные условия налогообложения базируются на соглашения, заключенные в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции».

Налогоплательщики определяют сумму налога на добычу полезных ископаемых, подлежащую уплате, в соответствии с главой 26 Кодекса с учетом особенностей, установленных для нефти и газового конденсата (перечислены ниже).

Налоговая база при добыче нефти и газового конденсата из нефтегазоконденсатных месторождений определяется как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении.

Налоговая база определяется отдельно по каждому соглашению.

Налоговая ставка при добыче нефти и газового конденсата из нефтегазоконденсатных месторождений составляет 340 рублей за одну тонну. При этом указанная налоговая ставка применяется с коэффициентом, характеризующим динамику мировых цен на нефть, — Кц.

Данный коэффициент ежемесячно определяется налогоплательщиком самостоятельно по формуле:

Кц = (Ц — 8) x Р / 252,

где Ц — средний за налоговый период уровень цен нефти сырой марки «Юралс» в долларах США за один баррель;

Р — среднее значение за налоговый период курса доллара США к рублю Российской Федерации, устанавливаемого Центральным банком Российской Федерации.

Среднее значение за налоговый период курса доллара США к рублю Российской Федерации, устанавливаемого Центральным банком Российской Федерации, определяется налогоплательщиком самостоятельно как среднеарифметическое значение курса доллара США к рублю Российской Федерации, устанавливаемого Центральным банком Российской Федерации, за все дни в соответствующем налоговом периоде.

Средний за налоговый период уровень цен нефти сырой марки «Юралс» определяется как сумма средних арифметических цен покупки и продажи на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском) за все календарные дни торгов, деленная на количество дней торгов в соответствующем налоговом периоде.

Средние за истекший месяц уровни цен нефти сырой марки «Юралс» на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском) ежемесячно в срок не позднее 15-го числа следующего месяца доводятся через официальные источники информации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

При отсутствии указанной информации в официальных источниках информации средний за истекший налоговый период уровень цен нефти сырой марки «Юралс» на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском) определяется налогоплательщиком самостоятельно.

Рассчитанный коэффициент (Кц) округляется до четвертого знака в соответствии с действующим порядком округления.

Сумма налога на добычу полезных ископаемых при добыче нефти и газового конденсата из нефтегазоконденсатных месторождений исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки, исчисленной с учетом коэффициента (Кц), и величины налоговой базы, определяемой в соответствии с настоящей статьей.

При выполнении соглашений налоговые ставки, установленные статьей 342 Кодекса, при добыче полезных ископаемых, за исключением нефти и газового конденсата, применяются с коэффициентом 0,5.

Налоговая ставка, указанная выше, применяется при добыче нефти и газового конденсата из нефтегазоконденсатных месторождений с коэффициентом 0,5 до достижения предельного уровня коммерческой добычи нефти и газового конденсата, который может быть установлен соглашением.

В случае, если соглашением установлен предельный уровень коммерческой добычи нефти и газового конденсата, при достижении такого предельного уровня налоговая ставка применяется с коэффициентом 1, который не изменяется в течение всего срока действия соглашения.

7.7. Водный налог. Основным принципом экономического регулирования использования, восстановления и охраны водных объектов является платность водопользования.

Экономическое регулирование использования, восстановления и ох­раны водных объектов предусматривает создание систем:

  1. платежей, связанных с пользованием водными объектами;

  2. финансирования деятельности по восстановлению и охране вод­ных объектов;

  3. экономического стимулирования рационального водопользо­вания.

Пользование водными объектами является платным. Налого­вым кодексом РФ установлены способы определения и взима­ния платы за пользование водными объектами. Пользование водными объектами (водопользование) — это юри­дически обусловленная деятельность граждан и юридических лиц, связанная с использованием водных объектов, представ­ляющих собой сосредоточение вод на поверхности суши в фор­мах ее рельефа либо в недрах, имеющее границы, объем и чер­ты водного режима.

7.8. Налогоплательщиками водного налога являются организации и физические лица, осуществляющие специальное и особое водопользование.

Объектами обложения водным налогом признаются следующие виды пользования водными объектами:

  1. забор воды из водных объектов;

  2. использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях;

  3. использование водных объектов;

  4. без забора воды для целей гидроэнергетики;

  5. для целей лесосплава в плотах и кошелях.

Не признается объектом налогообложения забор воды:

  1. из подземных водных объектов воды, содержащей полезные ис­копаемые и природные лечебные ресурсы;

  2. термальных вод;

  3. иных водных объектов;

  4. для обеспечения пожарной безопасности, а также для лик­видации стихийных бедствий и последствий аварий;

  5. санитарных, экологических и судоходных целей;

  6. рыбоводства и воспроизводства водных биологических ре­сурсов;

  7. морскими судами, судами внутреннего и смешанного (река — море) плавания воды для обеспечения работы технологиче­ского оборудования.

Также не признается объектом налогообложения использование акватории водных объектов:

  1. для плавания на судах, в том числе на маломерных плаватель­ных средствах, а также для разовых посадок (взлетов) воздуш­ных судов;

  2. проведения государственного мониторинга водных объектов;

  3. размещения и строительства гидротехнических сооружений;

  4. организованного отдыха организациями, предназначенными исключительно для содержания и обслуживания инвалидов, ветеранов и детей, и другие виды пользования.

По каждому виду водопользования, признаваемому объектом налогообложения, налоговая база определяется налогопла­тельщиком отдельно в отношении каждого водного объекта.

В случае если в отношении водного объекта установлены раз­личные налоговые ставки, налоговая база определяется нало­гоплательщиком применительно к каждой налоговой ставке. Налоговая база определяется:

  1. при заборе воды — как объем воды, забранной из водного объ­екта за налоговый период (на основании показаний водоизме­рительных приборов, отражаемых в журнале первичного учета использования воды или норм водопотребления);

  2. при использовании акватории водных объектов (за исключением лесосплава в плотах и кошелях) — как площадь предоставленно­го водного пространства (определяется по данным лицензии на водопользование (договора на водопользование), а в случае от­сутствия в лицензии (договоре) таких данных — по материалам соответствующей технической и проектной документации);

  3. при использовании водных объектов:

  4. без забора воды для целей гидроэнергетики — как количество произведенной за налоговый период электроэнергии;

  5. для целей лесосплава в плотах и кошелях — как произведение объема древесины, сплавляемой в плотах и кошелях за на­логовый период, выраженного в тысячах кубических мет­ров, и расстояния сплава, выраженного в километрах, де­ленного на 100.

Налоговым кодексом РФ установлены ставки водного налога:

1) при заборе воды:

  • из поверхностных и подземных водных объектов в пределах установленных квартальных (годовых) лимитов водопользо­вания (в руб. за 1 тыс. куб. м воды);

  • территориального моря РФ и внутренних морских вод в пределах установленных квартальных (годовых) лимитов во­допользования (в руб. за 1 тыс. куб. м морской воды);

2) при использовании акватории:

  • поверхностных водных объектов, за исключением лесоспла­ва в плотах и кошелях (в тыс. руб. в год за 1 кв. км исполь­зуемой акватории);

  • территориального моря РФ и внутренних морских вод (в тыс. руб. в год за 1 кв. км используемой акватории);

  • при использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики (в руб. за 1 тыс. кВт/ч электроэнергии);

  • при использовании водных объектов для целей лесосплава в пло­тах и кошелях (за 1 тыс. куб. м сплавляемой в плотах и коше­лях древесины на каждые 100 км сплава).

При заборе воды сверх установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования налоговые ставки в части такого превышения устанавливаются в пятикратном размере. Ставка водного налога при заборе воды из водных объектов для водоснабжения населения устанавливается в размере 70 руб. за 1 тыс. куб. м воды, забранной из водного объекта.

Налоговым периодом является квартал.

Водный налог по итогам каждого налогового периода исчисляет­ся как произведение налоговой базы и соответствующей ей нало­говой ставки.

Общая сумма налога представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм налога, исчисленных в отношении всех видов водопользования.

Налогоплательщик исчисляет сумму налога самостоятельно. После чего общая сумма налога уплачивается налогоплатель­щиком по местонахождению объекта налогообложения не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налого­вым периодом. В этот же срок должна быть предоставлена налоговая декларация.

7.9. Сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов.

Сборы за пользование объектами животного мира и за поль­зование объектами водных биологических ресурсов являются одним из видов платежей за пользование природными ресур­сами, которые регулируются НК РФ и введены в действие с 01.01.2004.

Плательщиками сборов признаются за пользование объектами: животного мира — организации и физические лица, в том чис­ле индивидуальные предприниматели, получающие в установ­ленном порядке лицензию на пользование объектами живот­ного мира на территории РФ;

водных биологических ресурсов — организации и физические лица. в том числе индивидуальные предприниматели, получающие в установленном порядке лицензию на пользование объектами водных биологических ресурсов:

  1. во внутренних водах;

  2. в территориальном море;

  3. на континентальном шельфе РФ;

  4. в исключительной экономической зоне РФ;

  5. в Азовском, Каспийском, Баренцевом морях и в районе ар­хипелага Шпицберген.

Объектами обложения сборами признаются животные и обитатели вод в соответствии с перечнем, установленным НК РФ, изъятие которых из среды их обитания осуществляется на основании лицензии на пользование объектами животного мира.

В случае пользования данными объектами для удовлетворения личных нужд представителями коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ (а также лицами, не от­носящимися к ним, но постоянно проживающими в районах традиционной хозяйственной деятельности), для которых охота и рыболовство являются основой существования, указанные ре­сурсы не являются объектом сбора.

При этом лимиты использования данных объектов для удовле­творения личных нужд устанавливаются органами исполни­тельной власти субъектов РФ по согласованию с уполномо­ченными федеральными органами исполнительной власти.

Ставки сбора за каждый объект животного мира устанавливаются в рублях за одно животное в зависимости от его вида. Так, максимальная ставка сбора установлена при изъятии овцебыка, гибрида зубра с бизоном — 15 000 руб. Минимальная ставка установлена при изъятии фазана, тетерева — 20 руб. При этом в случае изъятия молодняка (в возрасте до одного года) диких копытных животных ставки сбора устанавливаются в размере 50% от ставки сбора при изъятии животного старше 1 года.

Ставки сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов устанавливаются в рублях за тонну конкретного вида объекта. Исключение составляют ставки за изъятие морских млекопитающих, установленные за одно животное.

При этом ставки сбора за каждый объект водных биологиче­ских ресурсов, для градо- и поселкообразующих российских рыбохозяйственных организаций устанавливаются в размере 15% ставок сбора.

Кроме того, ставки сбора за каждый объект животного мира (водных биологических ресурсов) устанавливаются в размере 0 руб. в случаях, если пользование такими объектами осуществ­ляется в целях:

  1. охраны здоровья населения;

  2. устранения угрозы для жизни человека;

  3. предохранения от заболеваний сельскохозяйственных и домаш­них животных;

  4. регулирования видового состава объектов животного мира;

  5. предотвращения нанесения ущерба экономике, животному ми­ру и среде его обитания;

  6. воспроизводства объектов животного мира (водных биологиче­ских ресурсов), осуществляемого в соответствии с разрешени­ем уполномоченного органа исполнительной власти;

  7. изучения запасов и промышленной экспертизы, а также в на­учных целях.

Сбор за пользование объектами животного мира определяется в отношении каждого объекта животного мира как произведение соответствующего количества объектов животного мира и ставки сбора, установленной для соответствующего объекта животного мира.

Сумма сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов определяется в отношении каждого объекта водных биологических ресурсов как произведение соответствующего ко­личества объектов водных биологических ресурсов и ставки сбора, установленной для соответствующего объекта водных биологических ресурсов.

Плательщики сбора за пользование объектами животного мира уплачивают указанный сбор при получении лицензии на пользование объектами животного мира.

Сумму сбора за пользование объектами водных биологических ре­сурсов плательщики уплачивают в виде взносов

  • разового, сумма которого определяется как доля исчисленной суммы сбора, размер которой равен 10%, и уплачивается при получении лицензии на пользование объектами водных биоло­гических ресурсов;

  • регулярных, определяемых как разность между исчисленной сум­мой сбора и суммой разового взноса и уплачиваемых равными долями в течение всего срока действия лицензии на пользова­ние объектами водных биологических ресурсов ежемесячно не позднее 20-го числа.

Уплата сборов производится плательщиками:

  • физическими лицами, за исключением индивидуальных предпри­нимателей, — по местонахождению органа, выдавшего лицензию;

  • организациями и индивидуальными предпринимателями — по мес­ту своего учета.

Суммы сборов за пользование объектами водных биологиче­ских ресурсов зачисляются на счета органов Федерального ка­значейства для их последующего распределения в соответствии с бюджетным законодательством РФ.

Срок представления декларации для органов, выдающих лицензии на пользование, не позднее 5 числа каждого месяца. Для организаций и предпринимателей, получивших лицензию- не позднее 10 дней с даты получения лицензии.

Кроме налогов федеральными законами об охране окружающей среды, о недрах, Лесным кодексом РФ установлены обязательные платежи, которые администрируются соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

Налоги на пользование природными ресурсами: плательщики и виды, основные элементы налогообложения

Налогоплательщики. Организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Объект налогообложения. Представляет собой полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации либо за ее пределами, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации (а также арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора) на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование.

Полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси).

Налоговая база. Установлена в виде стоимости добытых полезных ископаемых. Налоговая база определяется отдельно по каждому виду добытого полезного ископаемого. Оценка стоимости добытых полезных ископаемых определяется налогоплательщиком самостоятельно.

Налоговый период составляет календарный месяц.

Налоговая ставка. НК устанавливает различные налоговые ставки в зависимости от вида полезного ископаемого. Так, налогообложение производится по ставке 3,8% при добыче калийных солей; 4,0% – торфа, угля каменного и бурого, антрацита и горючих сланцев, апатитовых и фосфоритовых руд; 4,8% – руд черных металлов; 5,5% – сырья радиоактивных металлов, соли природной и чистого хлористого натрия, подземных промышленных и термальных вод, бокситов; 6,0% – горнорудного неметаллического сырья; 6,5% – концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы (за исключением золота); 7,5% – минеральных вод; 8,0% – руд цветных и редких металлов, природных алмазов и других драгоценных и полудрагоценных камней; 16,5% – углеводородного сырья.

Порядок исчисления и уплаты. Сумма налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы по итогам каждого налогового периода по каждому виду добытого полезного ископаемого. Налог подлежит уплате по месту нахождения каждого участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование. Сумма налога, подлежащая уплате по итогу налогового периода, уплачивается не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налогоплательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование.

Объекты налогообложения – следующие виды водопользования:

1. забор воды из водных объектов;

2. использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях;

3. использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;

4. использование водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях.

Не признаются объектами налогообложения более десяти видов водопользования, включая забор из подземных водных объектов воды, содержащей полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы, а также термальных вод; забор воды из водных объектов для обеспечения пожарной безопасности, а также для ликвидации стихийных бедствий и последствии аварий; забор морскими судами, судами внутреннего и смешанного (река – море) плавания воды из водных объектов для обеспечения работы технологического оборудования; забор воды из водных объектов и использование акватории водных объектов для рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов и т.д.

Налоговая база. По каждому виду водопользования, признаваемому объектом налогообложения, налоговая база определяется налогоплательщиком отдельно в отношении каждого водного объекта. В случае, если в отношении водного объекта установлены различные налоговые ставки, налоговая база определяется налогоплательщиком применительно к каждой налоговой ставке.

1. При заборе воды налоговая база определяется как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период.

2. При использовании акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях, налоговая база определяется как площадь предоставленного лицензией водного пространства.

3. При использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики налоговая база определяется как количество произведенной за налоговый период электроэнергии.

4. При использовании водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях налоговая база определяется как произведение объема древесины, сплавляемой в плотах и кошелях за налоговый период, выраженного в тысячах кубических метров, и расстояния сплава, выраженного в километрах, деленного на 100.

Налоговым периодом признается квартал.

Налоговые ставки устанавливаются по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам в твердых размерах (в рублях за 1000 куб. метров воды). При заборе воды сверх установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования налоговые ставки в части такого превышения устанавливаются в пятикратном размере налоговых ставок. В случае отсутствия у налогоплательщика утвержденных квартальных лимитов квартальные лимиты определяются расчетно как одна четвертая утвержденного годового лимита.

Ставка водного налога при заборе воды из водных объектов для водоснабжения населения устанавливается в размере 70 руб. за 1000 куб. метров воды, забранной из водного объекта.

Порядок исчисления налога. Налогоплательщик исчисляет сумму налога самостоятельно. Сумма налога по итогам каждого налогового периода исчисляется как произведение налоговой базы и соответствующей ей налоговой ставки. Общая сумма налога представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм налога, исчисленных в отношении всех видов водопользования.

Налоговая декларация представляется налогоплательщиком в налоговый орган по местонахождению объекта налогообложения в срок, установленный для уплаты налога. Иностранные лица представляют также копию налоговой декларации в налоговый орган по местонахождению органа, выдавшего лицензию на водопользование, в срок, установленный для уплаты налога.

Порядок и сроки уплаты налога. Общая сумма водного налога уплачивается по местонахождению объекта налогообложения. Налог подлежит уплате в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Какие-либо налоговые льготы по водному налогу не предусмотрены.

Плательщики сборов – организации и физические лица, получающие в установленном порядке лицензию (разрешение) на пользование объектами животного мира на территории РФ, а также организации и физические лица, получающие в установленном порядке лицензию (разрешение) на пользование объектами водных биологических ресурсов во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ, а также в Азовском, Каспийском, Баренцевом морях и в районе архипелага Шпицберген.

Объекты обложения: объекты животного мира и объекты водных биологических ресурсов, изъятие которых из среды их обитания осуществляется на основании соответствующей лицензии.

Не признаются объектами обложения объекты животного мира и объекты водных биологических ресурсов, пользование которыми осуществляется для удовлетворения личных нужд представителями коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ и лицами, не относящимися к коренным малочисленным народам, но постоянно проживающими в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, для которых охота и рыболовство являются основой существования. Такое право распространяется только на количество (объем) объектов, добываемых для удовлетворения личных нужд, в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности данной категории плательщиков.

Ставки сбора за каждый объект животного мира устанавливаются в твердых размерах. Так, за благородного оленя или лося размер ставки – 1500 руб.; за пятнистого оленя, лань – 600 руб. Подобным образом устанавливаются ставки за каждый объект водных биологических ресурсов.

Порядок исчисления сборов. Сумма сбора определяется в отношении каждого объекта животного мира как произведение соответствующего количества объектов животного мира и соответствующей ставки.

Порядок и сроки уплаты сборов. Сумму сбора за пользование объектами животного мира плательщики уплачивают при получении лицензии (разрешения) на пользование объектами животного мира.

Сумма сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов уплачивается в видеразового и регулярных взносов. Сумма разового взноса определяется как доля исчисленной суммы сбора, размер которой равен 10%. Уплата разового взноса производится при получении лицензии (разрешения) на пользование объектами водных биологических ресурсов. Оставшаяся сумма сбора, определяемая как разность между исчисленной суммой сбора и суммой разового взноса, уплачивается равными долями в виде регулярных взносов в течение всего срока действия лицензии (разрешения) на пользование объектами водных биологических ресурсов ежемесячно не позднее 20-го числа. Уплата сборов производится: физическими лицами, за исключением индивидуальных предпринимателей, – по местонахождению органа, выдавшего лицензию (разрешение); плательщиками – организациями и индивидуальными предпринимателями – по месту учета.

Дата добавления: 2016-06-13; просмотров: 4721;