Принятие к учету государственной помощи

Порядок отражения в бухгалтерском учете средств бюджетного финансирования. ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи»

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ПИСЬМО

от 5 декабря 2000 года N 14-09/9819

Порядок отражения в бухгалтерском учете
средств бюджетного финансирования.
ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи»

Сообщается, что приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.10.2000 года N 92н утверждено Положение по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» (ПБУ 13/2000), в соответствии с которым кардинально изменяется порядок отражения в бухгалтерском учете средств бюджетного финансирования.
Положение устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о получении и использовании государственной помощи, предоставляемой только коммерческим организациям.
Отличительной особенностью Положения является рассмотрение государственной помощи в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) как увеличение экономической выгоды конкретной организации (п.1).
Понятие «экономическая выгода» содержится в Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России, одобренной Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине России и Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров 29 декабря 1997 года. Согласно пп.7.2.1 указанной Концепции экономические выгоды — это потенциальная возможность имущества прямо или косвенно способствовать притоку денежных средств или их эквивалентов в организацию. Считается, что объект имущества принесет в будущем экономические выгоды организации, когда он может быть: использован обособленно или в сочетании с другим объектом в процессе производства продукции, работ, услуг, предназначенных для продажи; обменен на другой объект имущества; использован для погашения кредиторской задолженности; распределен между собственниками организации.
Положение не рассматривает в качестве государственной помощи государственное регулирование цен по перечням продукции производственно — технического назначения, товарам народного потребления и услуг; предоставление налоговых льгот, отсрочки или рассрочки по уплате налогов и сборов, инвестиционных налоговых кредитов; участие органов власти в уставных капиталах юридических лиц (п.3).
В бухгалтерском учете формируется информация о государственной помощи (п.4):
— в форме субвенций, субсидий и бюджетных кредитов (денежных средств);

— в виде ресурсов, отличных от денежных средств;
— в прочих формах.
Для целей бухгалтерского учета, т.е. для признания в качестве доходов одного или более отчетных периодов и для принятия к учету по соответствующим субсчетам, бюджетные средства подразделяются на средства:
— на финансирование капитальных расходов, связанных с покупкой, строительством или приобретением иным путем внеоборотных активов (основных средств и др.);
— на финансирование текущих расходов, подлежащих компенсации на систематической основе (приобретение товарно-материальных запасов, оплата труда работников и другие расходы аналогичного характера);
— в качестве компенсации за уже понесенные организацией расходы, включая убытки, например, в жилищном хозяйстве, агропромышленном комплексе и др.;
— на оказание финансовой помощи в качестве чрезвычайной и др.
Для признания государственной помощи и принятия к бухгалтерскому учету бюджетных средств необходимо одновременное выполнение следующих условий (п.5):
1) имеется уверенность, что условия предоставления этих средств организацией будут выполнены. В качестве подтверждающих документов могут быть целевая программа, постановление, решение, договор и т.п.;
2) имеется уверенность, что указанные средства будут получены. Подтверждением могут быть утвержденная бюджетная роспись, уведомление о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств, документы, подтверждающие передачу организации прав владения, пользования и распоряжения активами.
Особенности принятия к бухгалтерскому учету бюджетных средств в зависимости от фактического выполнения этих условий содержатся в пп.7 и 12. Приведенная корреспонденция соответствует новому Плану счетов бухгалтерского учета 2001 года.

Порядок принятия к бухгалтерскому учету бюджетных средств

Бюджетные средства, принятые к бухгалтерскому учету в соответствии с п.5 Положения, т.е. если имеется достаточная уверенность организации в том, что условия предоставления бюджетных средств организацией будут выполнены и указанные средства будут получены, отражаются как возникновение целевого финансирования и задолженности по этим средствам:
дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»,
кредит счета 86 «Целевое финансирование».
По мере фактического получения средств соответствующие суммы уменьшают задолженность по этим средствам:
дебет счета 51 «Расчетные счета»,
кредит счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
Если бюджетные средства признаются в бухгалтерском учете по мере их фактического получения, то возникновение целевого финансирования отражается:
дебет счета 51 «Расчетные счета»,
кредит счета 86 «Целевое финансирование».
Если организация фактически получила бюджетные средства, но достаточная уверенность в том, что она выполнит условия их предоставления, отсутствует, то в бухгалтерском учете отражается поступление денежных средств по дебету счета 51 «Расчетные счета» и кредиту счета 86 «Целевое финансирование» до получения подтверждающих документов.

Порядок отражения в учете списания бюджетных средств

Общий порядок списания бюджетных средств определен п.8 Положения — на увеличение финансовых результатов организации.
Порядок списания бюджетных средств в зависимости от характера их предоставления установлен п.9 Положения.

I. Средства предназначены на финансирование капитальных расходов

Списание бюджетных средств производится в течение срока полезного использования объектов внеоборотных активов на финансовые результаты организации.
При вводе объектов в эксплуатацию и отражении их в учете по дебету счета 01 «Основные средства» и кредиту счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» производится списание бюджетных средств со счета учета целевого финансирования в качестве доходов будущего периода: дебет счета 86 «Целевое финансирование», кредит счета 98 «Доходы будущих периодов».
В последующие периоды в течение срока полезного использования (эксплуатации) объектов внеоборотных активов производится начисление амортизационных отчислений по действующим правилам амортизации: дебет счета 20 «Основное производство», кредит счета 02 «Амортизация основных средств».
И одновременно в размере начисленной амортизации признанные доходы будущих периодов учитываются (в течение срока полезного использования объектов) на счете учета финансовых результатов в составе внереализационных доходов: дебет счета 98 «Доходы будущих периодов», кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы».

II. Средства предназначены для финансирования текущих расходов

Списание бюджетных средств производится в периоды признания расходов, на финансирование которых они предоставлены.
Целевое финансирование признается в качестве доходов будущих периодов по дебету счета 86 «Целевое финансирование» и кредиту счета «Доходы будущих периодов» при принятии к бухгалтерскому учету материально — производственных запасов (дебет счета 10 «Материалы», кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»); начисленных сумм оплаты труда (дебет счета 20 «Основное производство», кредит счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»); других расходов аналогичного характера (дебет счета 20 «Основное производство», кредит счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»).
Последующее отнесение на доходы отчетного периода отражается в учете записью по дебету счета 98 «Доходы будущих периодов» и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы» при отпуске материально — производственных запасов на производство продукции, начисления оплаты труда и отнесения других расходов аналогичного характера.
Таким образом, государственная помощь, относящаяся к доходам, признается организациями в качестве доходов тех отчетных периодов, что и соответствующие расходы, на компенсацию которых на систематической основе она фактически получена.

Порядок отражения в учете возврата бюджетных средств

Порядок отражения в учете возврата бюджетных средств в случае их нецелевого использования установлен пп.13 и 14 Положения.
Если организация обязана возвратить средства целевого финансирования, признанные ею в качестве государственной помощи в этом же отчетном году, то в бухгалтерском учете производятся исправительные записи.
Если организация обязана возвратить средства целевого финансирования, полученные в предыдущие годы, то в бухгалтерском учете на сумму возврата производятся следующие записи:
— по бюджетным средствам, предоставленным на капитальные расходы.
Дебет счета 86 «Целевое финансирование», кредит счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» — на сумму уменьшения целевого финансирования образуется задолженность по их возврату.
Одновременно восстанавливается целевое финансирование по кредиту счета 86 «Целевое финансирование» и уменьшаются финансовые результаты организации на сумму начисленной по объекту амортизации и на несписанную сумму доходов будущих периодов в дебет счетов 91 «Прочие доходы и расходы» и 98 «Доходы будущих периодов»:
— по бюджетным средствам, предоставленным на текущие расходы.
На сумму уменьшения целевого финансирования — дебет счета 86, кредит счета 76.
Одновременно на сумму отпущенных материально — производственных запасов на производство продукции, начисленной оплаты труда и других произведенных нецелевых расходов уменьшаются финансовые результаты организации и несписанная сумма доходов будущих периодов по принятым к бухгалтерскому учету материалам по дебету счетов 91 и 98 и восстанавливается целевое финансирование по кредиту счета 86.

Раскрытие информации в бухгалтерской отчетности

Порядок формирования показателей бухгалтерской отчетности по получаемым из бюджета средствам целевого финансирования установлен п.47 Методических рекомендаций о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации, утвержденных приказом Минфина России от 28.06.2000 года N 60н. Аналогичная норма приведена в пп.20, 21 Положения.
В бухгалтерском балансе коммерческой организации остаток бюджетных средств целевого финансирования по счету 86 «Целевое финансирование» отражается по статье «Доходы будущих периодов» или обособленно в разделе «Краткосрочные обязательства».
Использованные по целевому назначению бюджетные средства отражаются на счете учета финансовых результатов в составе внереализационных доходов как полученные безвозмездно активы.
Бюджетные средства, использованные в прошлые отчетные периоды и признанные в качестве доходов, но подлежащие возврату как нецелевое использование, отражаются на счете учета финансовых результатов в составе внереализационных расходов как убытки прошлых лет, выявленные в отчетном году.
Порядок раскрытия информации в отношении государственной помощи изложен в п.22 Положения. В бухгалтерской отчетности должна раскрываться информация о характере и величине бюджетных средств, о назначении и величине бюджетных кредитов, о характере прочих форм государственной помощи, о невыполненных условиях предоставления бюджетных средств.
Положение применяется для отражения в бухгалтерском учете бюджетных средств, предоставленных после 1 января 2001 года, а также бюджетных средств, предоставленных до 1 января 2001 года, но относящихся к периодам после 1 января 2001 года.

Главный
бухгалтер — эксперт
по хозорганам
Министерства финансов
Республики Коми
Г.Гриняева