Принятие бюджетных обязательств

Содержание

РАСЧЕТЫ ПО ПРИНЯТЫМ ОБЯЗАТЕЛЬСТВАМ В УЧЕТЕ БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Бюджетные учреждения, осуществляя свою деятельность, производят расчеты по принятым обязательствам перед физическими лицами (в части начисленных сумм заработной платы (стипендий, пенсий, пособий)), а также перед субъектами гражданских прав за приобретенные материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги.
О том, на каких счетах отражаются расчеты по принятым обязательствам в учете бюджетного учреждения, мы и поговорим в данной статье.
Для начала отметим, что обязательством считается существующая на отчетную дату задолженность организации, которая является следствием свершившихся проектов ее хозяйственной деятельности и расчеты по которой должны привести к оттоку активов. Обязательство может возникнуть в силу действия договора или правовой нормы, а также обычаев делового оборота. Такое определение обязательства содержит пункт 7.3 Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России, одобренной Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине России, Президентским советом ИПБ Российской Федерации 29.12.1997 г.
Погашение обязательства предполагает обычно, что для удовлетворения требований другой стороны организация лишается соответствующих активов. Это может происходить путем выплаты денежных средств или передачи других активов (оказания услуг). Кроме того, погашение обязательства может происходить в форме замены обязательства одного вида другим; преобразования обязательства в капитал; снятия требований со стороны кредитора.
Заключение любого договора предполагает возникновение у каждой из сторон соглашения определенных прав и обязанностей. Исполнение договора характеризуется появлением должника и кредитора. Статьей 307 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и тому подобное, либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
Таким образом, учреждение, например, не выплатив работнику в установленный срок заработную плату, становится для работника должником, а работник для учреждения — кредитором.
Бюджетные учреждения, являясь одной из форм некоммерческих организаций, обязаны вести бухгалтерский учет, поскольку действие Федерального закона от 06.12.2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ) распространяется как на коммерческие, так и на некоммерческие организации, что установлено статьей 2 Закона N 402-ФЗ. Обязанность ведения бухгалтерского учета бюджетными учреждениями следует также из статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон N 7-ФЗ).
К документам в области регулирования бухгалтерского учета относятся , в частности, федеральные и отраслевые стандарты бухгалтерского учета государственных финансов, которые устанавливают минимально необходимые требования к бухгалтерскому учету, а также допустимые способы ведения бухгалтерского учета для организаций бюджетной сферы (пункты 1, 2.1 статьи 21 Закона N 402-ФЗ).

ГИР БО — это государственный информационный ресурс бухгалтерской отчетности. С 2020 года его будет вести ФНС. В ресурс будет попадать бухотчетность почти всех организаций, за исключением организаций:

  • госсектора;
  • отчитывающихся в ЦБ РФ и самого Центробанка;
  • религиозных;
  • бухотчетность которых содержит сведения, отнесенные к гостайне;
  • в некоторых случаях, установленных Правительством РФ. Например, это организации, находящиеся под иностранными санкциями (постановление от 22.01.2020 № 35).

Что за информация будет содержаться в ГИР БО

В ГИР БО будет размещаться следующая информация:

  • бухгалтерская (финансовая) отчетность организаций;
  • пояснения к ней;
  • аудиторские заключения, в случае если отчетность подлежит обязательному аудиту;
  • отчетность организаций, поднадзорных Банку России.

В ресурс включат отчетность за 2019 и последующие годы. Для получения информации об отчетности за 2018 год и ранее необходимо обращаться в Росстат.

В какие сроки нужно представлять отчетность

Сроки представления в ГИР БО:

  • обязательного экземпляра бухотчетности — не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода;
  • аудиторского заключения (когда аудит обязателен) — вместе с отчетностью либо в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом;
  • скорректированной отчетности — не позднее чем через 10 рабочих дней со дня, следующего за днем внесения самого исправления либо за днем утверждения годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности. Для ООО — это 10 рабочих дней после 30 апреля, для АО — 10 рабочих дней после 30 июня.

Сдавать отчетность будем только в ФНС (сдача в Росстат отменяется) и только в электронном виде. Исключение сделано для СМП, которые в 2020 году могут сдавать отчетность как в электронном виде, так и на бумаге.

Чем подтвердить прием отчетности

В общем случае отчетность является поступившей в ГИР БО, если организация получила квитанцию о приеме и извещение о вводе.

Но даже если налоговая прислала уведомление об уточнении, переживать не стоит. И в этом случае отчетность считается принятой. А уведомление об уточнении носит рекомендательный характер, и организация вправе самостоятельно решать, представлять скорректированную отчетность или нет. На это указала ФНС в письме от 18.02.2020 № ВД-4-1/2844@.

Когда отчетность действительно могут не принять

Основаниями для отказа в приеме отчетности в ресурс являются (письмо ФНС от 18.02.2020 № ВД-4-1/2844@):

  • несоблюдение формата;
  • отсутствие УКЭП или несоответствие данных владельца сертификата ключа проверки подписи данным в отчетности;
  • отправка отчетности не в тот налоговый орган.

Доступ к сведениям ГИР БО

В мае 2020 года для всех пользователей станет доступен интернет-сервис ГИР БО, позволяющий бесплатно получить информацию о бухгалтерской (финансовой) отчетности любой организации. Также будет возможность получить экземпляр отчетности, подписанный электронной подписью ФНС.

Кстати, на интернет-портале ГИР БО будет организована обратная связь. Если вы не обнаружите в ресурсе свою отчетность или выявите в ней ошибку, можно будет подать соответствующее электронное обращение. Налоговики его рассмотрят, и если представленная отчетность действительно отличается от размещенной в ГИР БО, то оперативно ликвидируют расхождения.

Для тех, кому отчетность нужна для масштабной аналитики, будет платное абонентское обслуживание стоимостью 200 тыс. руб. в год. За эти деньги абонент получит доступ к ежемесячно обновляемой полной базе бухотчетности в том формате, в котором она поступает в ФНС.

Подробную информацию о работе ГИР БО вы найдете на сайте ФНС.

Сдают или нет уточненный баланс, узнайте из этой статьи.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Принятие бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств, ведет к привлечению к административной ответственности. В статье рассмотрены особенности применения ст. 15.15.10 КоАП РФ.

В статье 15.15.10 КоАП РФ говорится, что принятие бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств (за исключением случаев, предусмотренных бюджетным законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения), влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 20 000 до 50 000 руб.

В статье 6 БК РФ даны следующие определения:

– бюджетные обязательства – это расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году;
– бюджетные ассигнования – это предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств;
– лимит бюджетных обязательств – это объем прав в денежном выражении на принятие казенным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде).

Согласно п. 1, 2 ст. 219 БК РФ порядок принятия и учета бюджетных обязательств устанавливает соответствующий финансовый орган. Например, Порядок учета территориальными органами Федерального казначейства бюджетных и денежных обязательств получателей средств федерального бюджета утвержден Приказом Минфина РФ от 30.12.2015 № 221н.

В силу ст. 162 БК РФ получатель бюджетных средств составляет и исполняет бюджетную смету, а также принимает и исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства.

Исходя из ч. 3 ст. 219 БК РФ получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.

В пункте 2 ст. 72 БК РФ сказано, что государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исключением случаев, оговоренных в п. 3 данной статьи.

Статьей 21 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусмотрено, что планы-графики формируются заказчиками в соответствии с планами закупок, разрабатываются ежегодно на один год и утверждаются заказчиком после получения им объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с законодательством. Закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены.

В соответствии с ч. 13 ст. 34 данного закона в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги.

При осуществлении закупок для государственных (муниципальных) нужд заказчик обязан заключить контракт с победителем закупки.

В Письме Минфина РФ от 07.11.2017 № 24-01-09/73145 уточнено, что заказчик вправе определять поставщика (подрядчика, исполнителя) только после доведения до заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством РФ.

В Письме Минфина РФ от 04.05.2016 № 02-04-10/26348 сказано, что принятие получателем бюджетных средств соответствующих бюджетных обязательств в отсутствие доведенных до него в установленном порядке лимитов принимаемых бюджетных обязательств является правонарушением и влечет за собой ответственность по ст. 15.15.10 КоАП РФ.

Финансирование деятельности казенного учреждения. В силу ч. 2 ст. 161 БК РФ финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ и на основании бюджетной сметы.

Согласно ч. 5 ст. 161 БК РФ заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени РФ, субъекта РФ, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено БК РФ, и с учетом принятых и неисполненных обязательств.

Нарушение казенным учреждением данного требования при заключении государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров является основанием для признания их судом недействительными по иску органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого находится это казенное учреждение.

Должностное лицо, ответственное за нарушение, указанное в ст. 15.15.10КоАП РФ. Согласно ст. 2.4 КоАП РФ под должностным лицом понимается, в частности, лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях РФ.

Следовательно, именно то лицо, которое соответствует данным критериям, и будет подлежать привлечению к ответственности по ст. 15.15.10 КоАП РФ.
Например, Магаданский областной суд в Решении от 29.01.2018 № 12-459/2017 рассмотрел случай превышения Министерством природных ресурсов и экологии Магаданской области лимита бюджетных обязательств. Согласно Положению о министерстве природных ресурсов и экологии Магаданской области министерство возглавляет министр, обеспечивая соблюдение финансовой дисциплины. Поэтому к ответственности был привлечен министр, который, являясь должностным лицом, наделенным организационно-распределительными функциями, в нарушение ч. 3 ст. 219 БК РФ принял бюджетные обязательства в размере, превышающем утвержденные лимиты бюджетных обязательств.

Случаи применения ст. 15.15.10 КоАП РФ. В пункте 2 Представления Счетной палаты РФ от 31.05.2016 № ПР 10-167/10-04 приведен случай привлечения к ответственности, когда в целях выполнения работ по текущему ремонту искусственных сооружений на автомобильной дороге казенное учреждение заключило государственный контракт стоимостью 181 058,3 тыс. руб., в том числе стоимостью работ на 2015 год – 3 911,9 тыс. руб., при этом соответствующие лимиты бюджетных обязательств учреждению в 2015 году не доводились.

Верховный суд Республики Дагестан в Решении от 05.05.2017 № 21-219/2017 признал правомерным применение ст. 15.15.10 КоАП РФ в случае, когда отдел МВД принял бюджетные обязательства сверх доведенных лимитов бюджетных обязательств на 2015 год в сумме 460 000 руб., в том числе по расчетам за поставленный природный газ – в сумме 360 000 руб., по расчетам за потребленную энергию – в сумме 100 000 руб.

АС ВВО в Постановлении от 15.12.2015 № Ф01-5201/2015 согласился с привлечением к административной ответственности казенного учреждения, которое в 2013 году сверх доведенных лимитов бюджетных обязательств заключило 66 договоров на осуществление расходов по кодам 320-0305-2026700-242-221 «Услуги связи», 320-03052026700-244-223 «Коммунальные услуги», 320-0305-2026700-242-225 «Работы, услуги по содержанию имущества», 320-0305-2026700-244-244-225 «Работы, услуги по содержанию имущества», 320-0305-2026700-242-226 «Прочие работы, услуги», 320-0305-2026700-244-226 «Прочие работы, услуги», 320-0305-2166700244-226 «Прочие работы, услуги».

Магаданский областной суд в Решении от 30.03.2018 № 12-22/2018 признал правомерным применение ст. 15.15.10 КоАП РФ в ситуации, когда в результате заключения государственного контракта Миндортрансом Магаданской области были приняты бюджетные обязательства в сумме 19 034 руб. за счет средств федерального бюджета при отсутствии лимитов бюджетных обязательств по соответствующей целевой статье.

Интервал между принятием бюджетного обязательства и последующим доведением соответствующего лимита бюджетных обязательств.

Иногда получатель бюджетных средств принимаемый бюджетное обязательство заранее, за несколько дней до доведения до него соответствующего лимита бюджетных обязательств. Может ли данный фактор служить основанием неприменения ст. 15.15.10 КоАП РФ? Нет, поскольку суды исходят из наличия самого факта принятия бюджетных обязательств сверх лимита бюджетных обязательств.

Например, Магаданский областной суд в Решении от 29.01.2018 № 12-459/2017 рассмотрел ситуацию, когда Минприроды Магаданской области были приняты бюджетные обязательства по предоставлению муниципальному образованию субсидии за счет средств федерального бюджета на осуществление реконструкции и капитального строительства гидротехнических сооружений в сумме 119 212 000 руб. по ЦС 1731050160 ВР 522, несмотря на отсутствие лимита бюджетных обязательств по ЦС 1731050160 ВР 522, которые были доведены до министерства расходным расписанием только через восемь дней после принятия министерством бюджетных обязательств.

Применение ст. 15.15.10 КоАП РФ за каждое отдельное нарушение, а также за совокупность нарушений.

Этот момент очень важен, поскольку в ходе проверки может выявиться несколько случаев принимаемых бюджетных обязательств сверх лимита. При этом нарушения могут относиться:

– к однотипным договорам, которые могут иметь даже один и тот же предмет договора;
– к одному и тому же исполнителю.

Будет ли каждый такой случай превышения лимита считаться самостоятельным правонарушением, за каждое из которых будет применяться отдельная ответственность в виде штрафа? Позиция судебных инстанций, а также контролирующих органов по подобному вопросу неоднозначна.

Например, в п. 2 Письма ФСИН от 29.06.2016 № исх-01-37562 «В ответ на Представление Счетной палаты РФ от 31.05.2016 № ПР 02-121/07-02» приведен пример, когда в ходе проверки установлено, что федеральное казенное учреждение заключило три государственных контракта на оплату коммунальных услуг с нарушением ст. 162 и п. 3 ст. 219 БК РФ, поскольку на момент их регистрации принятые бюджетные обязательства превысили доведенные лимиты бюджетных обязательств на общую сумму 10 057,3 тыс. руб. Административный штраф в размере 20 000 руб. был применен за каждый отдельный случай.

Верховный суд Республики Марий Эл в Решении от 12.01.2018 № 7р-9/2018 посчитал правомерным составление трех протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.15.10 КоАП РФ, за принятие обязательств в размерах, превышающих утвержденные лимиты бюджетных обязательств, поскольку казенным учреждением были заключены в разное время договоры с различным предметом, разными контрагентами и ценой. Каждое из инкриминируемых в вину административных правонарушений характеризуется отличной друг от друга объективной стороной и образует самостоятельное нарушение, даже если это выявлено в ходе одной проверки, в один период времени, в отношении одного и того же должностного лица.

Верховный суд Республики Хакасии в Решении от 07.03.2018 № 7р-52/2018 рассмотрел ситуацию, когда Управлением Росприроднадзора по Республике Хакасия было заключено восемь договоров возмездного оказания услуг с восьмью экспертами для проведения одной государственной экологической экспертизы проектной документации по карьеру. Суд пришел к выводу, что ненадлежащее исполнение обязанностей по соблюдению требований БК РФ выражалось в ряде идентичных действий, охватываемых единым умыслом для достижения общей цели, то есть Управлением было совершено единое продолжаемое деяние, содержащее признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.10 КоАП РФ, а не восемь самостоятельных правонарушений.

Малозначительность правонарушения.

Статья 2.9 КоАП РФ предусматривает возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения. Критерии оценки малозначительности административного правонарушения в данном кодексе не установлены.

Из арбитражной практики, касающейся признания правонарушения по ст. 15.15.10 КоАП РФ малозначительным, следует, что нужно руководствоваться разъяснениями высших арбитражных судов, которые мы приведем ниже.

Пункт 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъясняет, что малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Такие обстоятельства, как личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба не свидетельствуют о малозначительности правонарушения, поскольку в силу ч. 2, 3 ст. 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

В пункте 21 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

При этом некоторые административные правонарушения ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения.

Из вышеприведенного следует, что категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем определяется в каждом конкретном случае исходя из конкретных обстоятельств совершенного правонарушения. Поэтому у судебных инстанций складывается неоднозначное отношение к понятию малозначительности правонарушения по ст. 15.15.10 КоАП РФ. Приведем примеры их позиций.
Нарушение малозначительно. Верховный суд Республики Хакасия в Решении от 07.03.2018 № 7р-52/2018 признал правомерными освобождение виновного лица от административной ответственности ввиду малозначительности деяния и ограничение устным замечанием, исходя из следующего:

– степень нарушения охраняемых общественных отношений незначительна;
– должностное лицо к административной ответственности привлекалось впервые;
– не было существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, лишь формально содержались признаки состава административного правонарушения.
Верховный суд Республики Марий Эл в Решении от 12.01.2018 № 7р-9/2018 признал нарушение малозначительным и прекратил производство на основании следующего:
– к административной ответственности лицо привлекается впервые;
– отсутствуют обстоятельства, отягчающие административную ответственность;
– не причинен ущерб бюджету, общественным и государственным интересам;
– не причинено существенного вреда интересам граждан, общества и государства.
Нарушение не признается малозначительным. Магаданский областной суд в Решении от 29.01.2018 № 12-459/2017 не признал правонарушение по ст. 15.15.10 КоАП РФ малозначительным, поскольку в рассматриваемом деле правонарушение направлено против финансовой дисциплины и несет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, которая заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении лица к исполнению возложенных на него обязанностей по соблюдению требований бюджетного законодательства.

Верховный суд Республики Дагестан в решениях от 21.06.2017 № 21-341/2017, от 05.05.2017 № 21-219/2017 посчитал, что оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ нет, поскольку правонарушение направлено на реализацию единой государственной бюджетной политики и влияет на устойчивость бюджетной системы РФ в целом, что имеет повышенное общественное значение.

Аналогичный вывод сделал Верховный суд Карачаево-Черкесской Республики в Решении от 06.03.2018 № 7-9/2018.

Таким образом, виновное лицо, зная доводы, на которые суды обращают внимание, может привести их для того, чтобы возросли шансы на признание судом правонарушения малозначительным.

Действие в состоянии крайней необходимости.

Статья 2.7 «Крайняя необходимость» КоАП РФ предусматривает, что не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.

Некоторые должностные лица, которых привлекают по ст. 15.15.10 КоАП РФ, просят суд применить ст. 2.7 КоАП РФ. Но, как правило, названные лица не могут доказать наличие крайней необходимости в совершении правонарушения, вследствие чего суды норму не применяют ст. 2.7.

Например, Архангельский областной суд в Решении от 24.12.2015 № 7р-1105/2015 указал на отсутствие объективных данных, подтверждающих нахождение виновного должностного лица и учреждения в состоянии крайней необходимости и наличие опасности, непосредственно угрожающей его личности и правам, или правам других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства.

Саратовский областной суд в Постановлении от 15.02.2018 № 4А-77/2018, Владимирский областной суд в Решении от 17.03.2015 № 11-135/2015 указали, что виновное лицо, заключая договора с превышением соответствующих лимитов, не ходатайствовало о необходимости увеличения таких лимитов, в связи с чем оснований для прекращения дела в соответствии с положениями ст. 2.7 КоАП РФ не имеется.

* * *

Получателю бюджетных средств при заключении государственных и муниципальных контрактов, иных договоров нужно обращать повышенное внимание на то, чтобы принятые им бюджетные обязательства не превышали размеры утвержденных бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств.

В случае привлечения должностного лица к ответственности по ст. 15.15.10 КоАП РФ оно может привести доводы для признания нарушения малозначительным.

Определением ВС РФ от 30.03.2016 № 301-КГ16-1733 отказано в передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ для пересмотра.

Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений, №11, 2018 год

с изменениями от 28.09.2018

Бухгалтеры казенных учреждений постоянно сталкиваются с такими понятиями, как бюджетные и денежные обязательства. Как их правильно принимать и корректировать? Какую роль в этом процессе играет Казначейство РФ?

В данной статье мы рассмотрим бюджетные и денежные обязательства, а также процедуры, связанных с их исполнением.

Что такое бюджетные и денежные обязательства?

Согласно ст. 6 БК РФ бюджетные обязательства – это расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году. Бюджетные обязательства отражают планируемые расходы, ограниченные лимитами бюджетных обязательств (ЛБО).

В свою очередь, денежные обязательства — обязанность получателя бюджетных средств уплатить бюджету, физическому (юридическому) лицу за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или в соответствии с положениями закона, иного правового акта, условиями договора или соглашения.

Также, понятия обязательств закреплены нормой п. 308 Инструкции, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее — Инструкция N 157н).

Как принимать бюджетные и денежные обязательства?

Реализация бюджетных и денежных обязательств в казенных учреждениях проходит в несколько этапов.

Бюджетные обязательства принимаются в пределах ЛБО и (или) бюджетных ассигнований путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, а также иных договоров с физическими и (или) юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, или заключенными в соответствии с законами, иными нормативно-правовыми актами, соглашениями (ст. 162, п. 3 ст. 219 БК РФ). Поэтому основаниями для принятия бюджетных обязательств, например, являются такие документы как: заключенный контракт, договор, авансовый отчет, расчетная ведомость, расходный кассовый ордер на выдачу подотчетных средств и т.д.

Денежные обязательства, как правило, появляются после того, как учреждение принимает бюджетные обязательства. Однако порядок возникновения денежных обязательств может варьироваться в зависимости от положений учетной политики казенного учреждения. Иногда денежное обязательство может быть принято перед бюджетным.
Денежные обязательства принимаются по факту появления условий, которые требуют от учреждения выполнить принятые бюджетные обязательства. Основания для принятия: акт выполненных работ, оплата аванса поставщику, товарная накладная, платежная ведомость, счет-фактура и иные документы, подтверждающие факт возникновения денежных обязательств.

Таким образом, в рамках формирования учетной политики казенного учреждения должен быть определен перечень документов — оснований для отражения принятых обязательств на счете 502 00 «Обязательства» (п. 318 Инструкции N 157н). В данный перечень могут быть включены документы, не относящиеся к первичным (счета, универсальные передаточные документы, приказы о направлении в командировку и т.п.). При разработке перечня можно учесть, в частности, положения Приложения N 4.1 к Приказу Минфина России от 30.12.2015 N 221н.

Предположим, в декабре текущего года до учреждения доводят ЛБО на следующий финансовый год. Затем учреждение принимает бюджетные обязательства в следующем порядке:

  • по статьям, на которые не требуется заключать контракты, на основании доведенных лимитов;
  • по статьям, на которые требуется заключить контракты, по стоимости этих контрактов

После этого учреждение может перейти к исполнению бюджетных и денежных обязательств.

Как корректировать принятые бюджетные и денежные обязательства?

Нередко после выполнения договорных обязательств может измениться сумма принятых бюджетных и денежных обязательств за поставленные материальные ценности, оказанную услугу (выполненную работу). В этом случае учреждению необходимо принять меры по корректировке принятых обязательств.

Если, например, услуги оказаны на меньшую сумму, чем предполагалось, необходимо составить дополнительное соглашение и скорректировать бюджетные обязательства методом «Красное сторно» на соответствующую сумму.

В обратном случае, если сумма оказанных услуг по договору оказалась больше и учреждение подтвердило факт получения услуг актами приема-передачи или другими документами, необходимо составить дополнительное соглашение на увеличение цены договора, увеличить бюджетные обязательства и, следовательно, доначислить сумму обязательств по данному договору.

Однако следует иметь в виду, что такой вариант возможен только тогда, когда у учреждения есть неизрасходованный остаток ЛБО. Это связано с тем, что принятие бюджетных обязательств сверх доведенных лимитов недопустимо.

Обратите внимание: изменение цены контракта, как и изменение объемов оказываемых по контракту работ (услуг), должно происходить в соответствии с действующими нормами федерального законодательства, в частности с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ.

Роль казначейства в исполнении обязательств

Если у казенного учреждения появляются те или иные обязательства, оно обязано их исполнить. Для того, чтобы это осуществить, необходимо пройти через процедуру санкционирования оплаты денежных обязательств. По своей сути, санкционирование — это разрешительная надпись (акцепт), осуществляемая казначейскими органами после проверки документов (см. п. 5 ст. 219, п. 5 ст. 267.1 БК РФ).

Таким образом, за санкционирование отвечает Казначейство России. В это ведомство учреждение предоставляет документы, подтверждающие факт возникновения денежного обязательства. Порядок санкционирования денежных обязательств для получателей средств федерального бюджета рассмотрен в Приказе Минфина России от 17.11.2016 N 213н. Согласно п. 5 ст. 219 БК РФ, порядок санкционирования для получателей средств регионального и местного бюджетов разрабатывают финансовые органы публично-правового образования. В нем устанавливаются документы, необходимые для подтверждения возникновения бюджетных и денежных обязательств.

Только после получения отметки, подтверждающей санкционирование, учреждение может исполнить свои обязательства. При этом важно подтвердить свои действия платежными документами, согласно п. 6 ст. 219 БК РФ.

Отражение бюджетных и денежных обязательств в учете

Как показывает практика, для некоторых бухгалтеров ведение учета по бюджетным и денежным обязательствам становится камнем преткновения. Бюджетный учет по данным обязательствам ведется на следующих счетах:

  • Учет бюджетных обязательств казенного учреждения ведется в соответствии с п. 140 Инструкции, утв. Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н на счете 0 502 01 000 «Принятые обязательства».
  • Учет денежных обязательств казенного учреждения ведется в соответствии с п. 141 Инструкции, утв. Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н на счете 0 502 02 000 «Принятые денежные обязательства».

Обратим пристальное внимание на то, что неотражение показателей принятых обязательств на счетах санкционирования расходов ведет к искажению бюджетной отчетности и, как следствие, признанию такой отчетности недостоверной. Данный факт, в свою очередь, может являться основанием для привлечения к ответственности в соответствии с нормами КоАП РФ и наложению штрафов.

Отвечаем на Ваши вопросы

>Вопрос: Подскажите, пожалуйста, проводки для казенного учреждения в 2018 году при отражении бюджетного обязательства на основании заключенного договора с единственным поставщиком услуг? Нужно ли применять счет 50217?

Ответ: Указанная операция отражается следующей бухгалтерской записью: Дебет 1 501 13 000 Кредит 1 502 11 000.

Опубликовано 25.05.2017

Учет принятых обязательств и (или) денежных обязательств осуществляется на счете 050200000 «Принятые обязательства» на основании документов, подтверждающих их принятие. Перечень указанных документов необходимо утвердить в учетной политике учреждения с учетом требований по санкционированию оплаты принятых денежных обязательств, установленных финансовым органом. Аналитический учет на счете 050200000 ведется в разрезе кодов расходов по КОСГУ.

Сметные (плановые) назначения – счет 050400000. На данном счете учитываются сметные (плановые) назначения но доходам (поступлениям), расходам (выплатам), а также суммы внесенных изменений в показатели сметных (плановых) назначений, утвержденных в установленном порядке в текущем финансовом году. Аналитический учет на этом счете ведется в разрезе видов доходов и расходов по КОСГУ в карточке учета сметных и плановых назначений. Информация о сметных (плановых) назначениях отражается в бухгалтерском учете учреждения на основании утвержденного в установленном порядке ПФХД.

Право на принятие обязательств

На счете 050600000 ведется учет объема прав на принятие бюджетным учреждением обязательств в пределах плановых значений, утвержденных на соответствующий финансовый год сумм. Аналитический учет осуществляется на этом счете в разрезе кодов расходов по КОСГУ.

Утвержденный объем финансового обеспечения

Счет 0 507 00 000 предназначен для отражения сумм утвержденных ПФХД на соответствующий финансовый год доходов (поступлений), а также внесенных в установленном порядке в течение финансового года изменений. Аналитический учет ведется в разрезе кодов доходов по КОСГУ. На основе показателей этого счета осуществляется контроль за своевременностью и полнотой поступления в учреждение доходов, включая средства субсидии на выполнение государственного задания.

Получено финансового обеспечения

Суммы полученного финансового обеспечения (доходов, поступлений) и возврата ранее поступивших доходов (поступлений) учитываются на счете 0 508 00 000. Аналитический учет на данном счете ведется в разрезе кодов доходов по КОСГУ, предусмотренных ПФХД на соответствующий финансовый год.

Период отражения принятых обязательств в учете зависит от требований по санкционированию оплаты принятых денежных обязательств, установленных финансовым органом, или от порядка отражения в учетной политике учреждения вида расходов (табл. 7.1).

Таблица 7.1

Отражение в учете принятых обязательств

Принятые обязательства

Период отражения в учете

По заключенным договорам на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг

При подписании договора но цене договора

При начислении оплаты труда, пособий, иных выплат

По дате утверждения документа о начислении (расчетные ведомости, расчетные листы, приказы и т.д.) в размере сумм, начисленных в пользу работников

При начислении страховых взносов и обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве

Ежемесячно в последний день месяца

При расчетах с подотчетными лицами

На основании утвержденных руководителем учреждения письменных заявлений получателя аванса с дальнейшей корректировкой на суммы произведенных расходов по принятому и утвержденному руководителем авансовому отчету

При расчетах с бюджетом и прочих расчетах

На дату возникновения кредиторской задолжен ности

В табл. 7.2 приведены счета по учету санкционирования расходов по принятым обязательствам и денежным обязательствам.

Таблица 7.2

План счетов бухгалтерского учета по принятым обязательствам бюджетною учреждения

Наименование финансового года

Счета по учету принятых обязательств

«Принятые

обязательства»

050202000 «Принятые денежные обязательства»

Текущий финансовый год

Очередной финансовый год (первый год, следующий за текущим)

Второй год, следующий за текущим (первый год, следующий за очередным)

Второй год, следующий за очередным годом

По дебету счета 0502 11000 отражается сумма принятых денежных обязательств, а по кредиту – сумма принятых учреждением обязательств. Кредитовый остаток по счету показывает принятые обязательства и не оплаченные.

По кредиту смета 0 50212 000 отражается сумма оплаченных денежных обязательств. В конце финансового года осуществляется закрытие расходов в сумме оплаченных денежных обязательств на счет 0 508 00 000.

В Главной книге бюджетного учреждения обороты но счетам ведутся в течение текущего финансового года. По его завершении остатки по соответствующим аналитическим счетам санкционирования расходов текущего финансового года на очередной финансовый год не переносятся. Показатели (остатки) принятых учреждением в текущем финансовом году обязательств в части обязательств, принятых и не исполненных на конец текущего финансового года, подлежат переносу на соответствующие аналитические счета учета принятых учреждением обязательств.

Показатели (остатки) по соответствующим аналитическим счетам санкционирования расходов, сформированные в отчетном финансовом году за первый, второй года, следующие за текущим (очередным) финансовым годом подлежат переносу на аналитические счета санкционирования расходов, что наглядно показано в табл. 7.3.

Таблица 73

Последовательный перенос годового кода на аналитические счета санкционирования расходов в Главной книге

Показатель

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

2019 г.

Код года в 2014 г.

Код года в 2015 г.

Код года в 2016 г.

Перенос показателей по санкционированию расходов осуществляется в первый рабочий день текущего года на основании Справки (ф. 0504833). Вносимые в течение текущего финансового года изменения в санкционирование расходов отражаются при увеличении – со знаком «плюс», при уменьшении – со знаком «минус».

Бухгалтерские записи по учету санкционирования расходов представлены в табл. 7.4.

Таблица 7.4

Типовые записи по отражению в бухгалтерском учете операций по санкционированию расходов

Бухгалтерская запись

дебет

кредит

Утверждены субсидии на выполнение государственного задания и доходы по смете доходов и расходов от иной приносящей доход деятельности (ПФХД)

0507 10 1хх

0504 10 1хх

Утверждены расходы по субсидии на выполнение государственного задания, субсидии на иные цели и по смете доходов и расходов от иной приносящей доход деятельности (ПФХД)

0504 102хх

0506102хх

Получены доходы (поступления)

0508 10 1хх

0507 10 1хх

Принятие обязательств на текущий год (заключены договоры и т.п.)

0 506 10 2хх

0 502 11 2хх

Приняты денежные обязательства, оформлены прием и передача поставленных (выполненных, оказанных) товаров (работ, услуг) (оплата расходов но заключенным договорам, счетам в текущем финансовом году)

0502 11 ххх

0502 12 ххх

В конце текущего года закрыты расчеты но санкционированию расходов на счет поступивших доходов

0502122хх

0508101хх

Санкционирование расходов бюджетных учреждений по субсидиям на иные цели осуществляется после проверки представленных учреждением по ф. 0501016 «Сведений об операциях с целевыми субсидиями, предоставленными государственному (муниципальному) учреждению на______год» в соответствии с Порядком, утвержденным приказом Минфина России от 16.07.2010 № 72н.

Пример

ПФХД бюджетного учреждения в текущем году предусмотрено получение субсидии на выполнение государственного задания на содержание имущества в сумме 14 500 000 руб. На лицевой счет учреждения на 1 сентября текущего года поступили средства субсидии в размере 12700000 руб. Согласно учетной политике сумма принятых обязательств по расходам учреждением принимается в размере заключенных договоров. На 1 сентября текущего года заключены договоры на содержание имущества на сумму 13400000 руб., а оплата осуществлена в размере 11900000 руб.

Санкционирование расходов бюджетного учреждения будет отражаться в учете следующим образом:

Бухгалтерская запись

Сумма,

руб.

дебет

кредит

Отражение утвержденных плановых назначений по доходам

Отражение утвержденных плановых назначений по расходам

Приняты обязательства по расходам (заключены договоры)

Поступила субсидия на лицевой счет учреждения

4201 11510 17 забалансовый счет (КОСГУ 225)

Начислен доход от получения субсидии на выполнение государственного задания (на основании соглашения и выписки из лицевого счета)

4 20581560

4401 10180

Отражение полученной суммы доходов в виде субсидии на выполнение государственного задания

Приняты денежные обязательства по расходам на содержание имущества

Пример

ПФХД на текущий год в соответствии с соглашением предусмотрено поступление субсидии на иные цели в III квартале текущего года на организацию и проведение Международного дня учителя в размере 1400000 руб.

Средства поступили на лицевой счет учреждения и перечислены исполнителям услуг в размере 100%-ной предоплаты. Операции по санкционированию расходов бюджетного учреждения будут отражены в бухгалтерском учете следующим образом:

Дебет

Кредит

Сумма,

руб.

Отражение утвержденных плановых назначений по доходам

Отражение утвержденных плановых назначений по расходам

Принятие обязательств по расходам

Поступила субсидия на лицевой счет учреждения

520111510 17 забалансовый счет

На основании отчета об использовании субсидий начислен доход от получения субсидии на иные цели

5401 10180

Отражение полученной суммы доходов в виде субсидии на иные цели

Принятие обязательств по оказанию услуг

Пример

Утвержденная ПФХД сумма доходов от приносящей доход деятельности на текущий финансовый год в бюджетном учреждении составляет 10000000 руб., в том числе:

  • • но КОСГУ 130 – 8500000 руб.;
  • • но КОСГУ 120 (от сдачи имущества в аренду) – 1500000 руб.

За счет этих доходов будут осуществлены следующие расходы:

  • – на оплату труда – 4 000 000 руб.;
  • – по начислениям на выплаты по оплате труда – 1208000 руб.;
  • – на коммунальные услуги – 1 150000 руб.;
  • – на содержание имущества – 2000000 руб.;
  • – на приобретение основных средств – 1300000 руб.;
  • – на приобретение материальных запасов – 342000 руб.

На 1 октября текущего года поступили доходы по КОСГУ 130 на сумму 6250000 руб., по КОСГУ 120 – на сумму 1 125000 руб.

Операции по санкционированию расходов бюджетного учреждения в рамках приносящей доход деятельности и факты хозяйственной жизни по поступлению денежных средств будут отражены в бухгалтерском учете следующим образом: