Приказ о введении зимней нормы расхода ГСМ

Для подтверждения обоснованности расходов на ГСМ компании пользуются нормами расходов. Зависеть этот показатель будет от времени года, вида автомобиля, вида используемого топлива. Зимой фактическое расходование топлива повышается, а потому и нормы расхода меняются. Для перехода на новую норму нужно составить приказ о введении зимних норм расхода топлива (образец – ниже).

  • Бланк и образец
  • Бесплатная загрузка
  • Онлайн просмотр
  • Проверено экспертом

ФАЙЛЫ
Скачать пустой бланк приказа о введении зимних норм расхода топлива .docСкачать образец приказа о введении зимних норм расхода топлива .doc

Законодательное обоснование

Размер зимних надбавок определяется в зависимости от региона. При их установлении учитываются значения температур воздуха, средняя длительность зимы. Обычно размер надбавок утверждается местными властями. Но если региональное распоряжение отсутствует, то приказ издает руководитель фирмы.

Нормы расхода ГСМ устанавливает Минтранс. Но фирма не обязана их использовать, так как в НК нет требования о нормировании трат на топливо (письмо Минфина №03-03-06/1/2875 от 27 января 2014 года). Если организация решит учитывать фактические расходы, ей придется установить способ контроля над обоснованностью трат на списание материалов. Для этого нужно оформить распоряжение со ссылкой на приказ Минтранса, указать марку ТС и определить лимиты.

При самостоятельной разработке норм нужно опираться на следующие значения:

  • Время года.
  • Размер пробега авто.
  • Срок эксплуатации ТС.
  • Качество дорожного покрытия.
  • Средняя скорость движения.
  • Загруженность авто.

Предельный размер надбавок устанавливает Минтранс. К примеру, для Москвы он составляет 10%.

Образец распоряжения

ООО «Теорема»

Приказ

О введении зимних норм расхода топлива

г. Москва

Из этой статьи вы узнаете:

  • к какому виду активов относятся шины и аккумуляторы;
  • как вести учет их приобретения, замены и списания.

Правила эксплуатации

Чтобы избежать ошибок в учете, надо знать сроки эксплуатации шин и аккумуляторных батарей (далее – АБ), а также понимать, когда можно их менять (см. таблицу).

Правила эксплуатации установлены:

  • для шин – в Эксплуатационных нормах среднего ресурса пневматических шин колесных транспортных средств и специальных машин, выполненных на колесных шасси, утвержденных приказом Минтранса и связи от 20.05.06 г. № 488 (далее – Нормы № 488);
  • для АБ – в Эксплуатационных нормах среднего ресурса аккумуляторных свинцовых стартерных батарей колесных транспортных средств и специальных машин, выполненных на колесных шасси, утвержденных приказом Минтранса и связи от 20.05.06 г. № 489 (далее – Нормы № 489). Кроме того, нужно ориентироваться на Правила эксплуатации аккумуляторных батарей, утвержденные приказом Минтранса от 02.07.08 г. № 795 (далее – Правила № 795).

Таблица для печати доступная на странице: https://uteka.ua/tables/19398-0

АБ

Шины

Срок использования

Эксплуатационные нормы использования АБ установлены п. 3.10 Норм № 489. Срок эксплуатации зависит от степени выработки АБ.

Если нормы выработки АБ, установленные заводом-изготовителем в технической документации к АБ, выше тех, что предусмотрены в Нормах № 489, тогда следует применять нормы завода-изготовителя (п. 3.9 Норм № 489)

Зависит от фактического пробега шины. Степень износа шины определяется по высоте рисунка ее протектора.

Если заводом-изготовителем установлены другие нормы износа шин, то Нормы № 488 для определения износа не применяются (п. 3.8 Норм № 488)

Причина замены (списания)

Замена АБ производится в случае передачи АБ на техобслуживание (в ремонт) или в случае списания.

АБ списывается с баланса, если одновременно выполняются такие условия (п. 3.12, 3.13 Норм № 489):

– средний ресурс АБ, установленный Нормами № 489, выработан;

– достигнуто предельное состояние, при котором емкость АБ снижается до 40 % номинальной, а восстановление пригодности АБ невозможно или нецелесообразно;

Еще одно основание для списания АБ: обнаружены производственные или эксплуатационные дефекты АБ, которые не подлежат исправлению, либо такое исправление экономически нецелесообразно.

Внимание! Списанные АБ передают специализированному предприятию на утилизацию. Срок такой передачи – не позднее 3 месяцев с даты списания АБ (п. 9.9 разд. IX Правил № 795)

Замена шин производится в случае:

– передачи шины на восстановление (наварку), если такая шина классифицируется заводом-изготовителем как восстанавливаемая;

– сезонной замены шин (при переходе от летнего сезона к зимнему и наоборот);

– по другим причинам, которые могут появиться у предприятия.

Списание шин осуществляют (п. 3.2 Норм № 488):

– после окончания нормативного срока эксплуатации, если шины не подлежат восстановлению;

– независимо от срока эксплуатации шины – если выявлены эксплуатационные или производственные дефекты, а ремонт нецелесообразен

Документы для учета

Передачу шин и АБ со склада в эксплуатацию и наоборот оформляют Накладной-требованием на отпуск (внутреннее перемещение) материалов типовой формы № М-11, утвержденной приказом Минстата от 21.06.96 г. № 193 (далее – Приказ № 193).

Учет износа АБ ведется в Карточке учета наработки и отслеживания оборота АБ (приложение 12 к Правилам № 795). Кроме того, заполняются:

  • Журнал учета операций по техническому обслуживанию и ремонту АБ (приложение 10 к Правилам № 795) – для учета ремонтов АБ;
  • Журнал учета операций по техническому обслуживанию АБ во время хранения (приложение 11 к Правилам № 795) – для отражения работ по уходу за АБ в период, когда она не эксплуатируется.

Шины, приобретенные отдельно от автомобиля, учитываются в Карточке складского учета материалов (типовая форма № М-12, утвержденная Приказом № 193).

Учет износа шин (в т. ч. и приобретенных в составе автомобиля) ведется в Карточке учета пробега (наработки) пневматической шины (далее – карточка шин, приложение 5 к п. 7.1 Норм № 488).

Если шины классифицируются как восстанавливаемые, то на каждую поступившую после восстановления шину заводится новая карточка. Для заполнения карточки нужно знать схему маркировки шины. Разобраться в этом помогут рисунки 1–5 и таблицы 1, 2, размещенные в приложении 3 к п. 5.4 Норм № 488.

Бухгалтерский учет

Общие правила

Шины и АБ – это активы со сроком службы более года и значительной стоимостью. Поэтому на практике часто возникает вопрос:

Как учитывать шины и АБ – в составе запасов или в составе основных средств (далее – ОС)?

Ответ на этот вопрос зависит от способа приобретения шин и АБ.

Если шины и АБ приобретены вместе с автомобилем (установлены на нем) и их стоимость включена в цену автомобиля, то они учитываются в составе ОС (Инструкция, утвержденная приказом Минфина от 30.11.99 г. № 291, далее – Инструкция № 291, пояснения к субсчету 207 «Запасные части»). То есть в учете на субсчете 105 «Транспортные средства» отражается один объект ОС автомобиль. Аналогично ведется учет запасных шин, приобретенных вместе с автомобилем.

Таблица для печати доступная на странице: https://uteka.ua/tables/19398-1

На заметку! Сезонная замена таких шин и их списание отражаются только в аналитическом учете предприятия. Это же относится и к АБ.

Если шины и АБ приобретены отдельно от автомобиля, тогда они относятся к составу запасов и учитываются на субсчете 207 (п. 6 П(С)БУ 9, Инструкция № 291). По дебету этого субсчета отражают оприходование шин и АБ, по кредиту – их расходование, реализацию и прочее выбытие.

Следующий вопрос, который возникает у бухгалтера:

Как учитывать расходы на замену шин и АБ?

Замена шин и АБ не относится к реконструкции, модернизации, техническому перевооружению и другим видам улучшений транспортных средств (п. 3.19 Положения о техническом обслуживании и ремонте дорожных транспортных средств автомобильного транспорта, утвержденного приказом Минтранса от 30.03.98 г. № 102, далее – Положение № 102). Исходя из анализа п. 1.3, 3.13, 3.14 Положения № 102, такую операцию нельзя признать и ремонтом. Значит, замену шин и АБ можно отнести к тех­ническому обслуживанию автомобиля (далее – ТО).

Отметим, что данные операции не упомянуты ни в перечне операций ТО-1 (приложение А к Положению № 102), ни в перечне ТО-2 (приложение В). Однако замена шин включена в примерный перечень операций сезонного ТО. То есть сезонная замена шин – это однозначно ТО.

Таблица для печати доступная на странице: https://uteka.ua/tables/19398-2

Возьмите на заметку! Чтобы замена шин и АБ считалась ТО, рекомендуем разработать на предприятии и утвердить приказом руково¬дителя подробный перечень операций ТО, руководствуясь Положением № 102.

Вариант учета на выбор

Учет шин, которые приобретены отдельно от автомобиля, можно вести с применением двух вариантов:

Вариант 1. Списание стоимости шин на расходы при передаче в эксплуатацию

При вводе в эксплуатацию (установке на автомобиль) стоимость шин включается в расходы отчетного периода – как расходы на поддержание автомобиля в рабочем состоянии (п. 15 П(С)БУ 9). Категория расходов зависит от направления использования автомобиля, на который шины устанавливаются (это могут быть расходы на производство, административные, сбытовые или прочие операционные расходы).

Если шина вводится в эксплуатацию впервые, то на расходы списывается её первоначальная стоимость. При повторных передачах в эксплуатацию шина опять списывается с баланса по чистой стоимости реализации.

После передачи шин в эксплуатацию учет шин ведется только в количественном выражении по материально ответственным лицам.

При возврате из эксплуатации на склад (при сезонной замене, для ремонта) шина приходуется на баланс по чистой стоимости реализации (п. 2.13 Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету запасов, утвержденных приказом Минфина от 10.01.07 г. № 2, далее – Методрекомендации № 2; п. 24 П(С)БУ 9). Новую стоимость шины определяет комиссия, созданная на предприятии.

Возврат изношенных шин (как возвратных отходов). Если шины будут использованы на предприятии для собственных нужд (отличных от прямого назначения шины) или сданы в переработку в качестве вторсырья, тогда перед использованием (передачей) они приходуются на склад как возвратные отходы – по стоимости возможного использования либо по чистой стоимости реализации (п. 2.12 Методрекомендаций № 2).

Возврат изношенных шин для утилизации. Если шины сдаются на утилизацию, так как непригодны для дальнейшего использования, то контроль за их перемещением ведется только в аналитическом учете.

Передача для утилизации. Затраты на утилизацию включаются в состав прочих операционных расходов и отражаются на одноименном субсчете 949.

Вариант 2. Списание стоимости шин на затраты по окончании срока эксплуатации

При вводе шин в эксплуатацию их стоимость не списывается на расходы периода. Шины продолжают учитываться на балансе в составе запасов. Для учета шин в обороте используются субсчета третьего порядка, например:

  • 20711 «Шины на складе»;
  • 20712 «Шины в эксплуатации»;
  • 20713 «Шины, переданные в ремонт (на восстановление)» и т. п.

Возврат шин из эксплуатации (сезонная замена, ремонт) отражается только на соответствующих субсчетах. Балансовая стоимость шин не изменяется. Шины продолжают учитываться по первоначальной стоимости. Передача шин в ремонт и возврат из ремонта также не приводят к увеличению расходов. Шины продолжают числиться на балансе по первоначальной стоимости.

Возврат изношенных шин отражается только на соответствующих субсчетах.

Списание шин. Если принято решение о списании шин, то их стоимость будет списана с баланса и включена в расходы в зависимости от направления использования автомобиля, с колес которого они сняты (в расходы на производство, административные, сбытовые или прочие операционные расходы). Расходы на утилизацию учитываются как и при варианте 1.

Оприходование изношенных шин как возвратных отходов. Если шины будут использованы на предприятии для собственных нужд (отличных от прямого назначения шины) или сданы в переработку в качестве вторсырья, тогда перед использованием (передачей) они приходуются на склад как возвратные отходы – по стоимости возможного использования либо по чистой стоимости реализации (п. 2.12 Методрекомендаций № 2).

Передача на утилизацию. Если шина непригодна к использованию на предприятии, ее передают на утилизацию специализированному предприятию. В учете отражаются только расходы на утилизацию.

Таблица для печати доступная на странице: https://uteka.ua/tables/19398-3

На заметку! Для обоих вариантов стоимость работ по ремонту (восстановлению) шин отражается в составе расходов текущего периода в зависимости от направления использования автомобиля. Там же учитывается и стоимость работ по замене (в т. ч. сезонной) шин (п. 3.19 Положения № 102). Такие расходы отражаются в учете проводкой Дт 23, 91–94 – Кт 685.

Аналогично ведется учет АБ. Только АБ не меняют по сезону. Как правило, АБ снимается с автомобиля один раз – когда полностью вырабатывает свой рабочий ресурс.

Какой вариант учета лучше выбрать?

Этот вопрос предприятие решает самостоятельно. А чтобы вы смогли сделать правильный выбор, приведем аргументы за и против применения каждого варианта.

Аргументы против применения:

  • варианта 1. Этот вариант предусмотрен согласно п. 23 П(С)БУ 9 только для учета малоценных и быстроизнашивающихся предметов, а шины и АБ таковыми не являются. Кроме того, стоимость шин и АБ в процессе эксплуатации не отражается на бухгалтерских счетах;
  • варианта 2. Шины и АБ, которые находятся в эксплуатации, учитываются по первоначальной стоимости, то есть реальная стоимость активов предприятия завышается. Причина – запасы должны отражаться в бухучете и отчетности по наименьшей из двух оценок: либо по первоначальной стоимости, либо по чистой стоимости реализации (п. 24 П(С)БУ 9).

Аргументы за применение варианта 2. Такой вариант учета шин удобен тем, что предприятие не «теряет» шины. И он предусмотрен в Инструкции № 291. Считаем, что вариант 2 предпочтительнее, особенно для плательщиков налога на прибыль.

Налог на прибыль

Плательщики налога на прибыль, которые не корректируют финрезультат до налогообложения на разницы, отражают операции, связанные с приобретением, эксплуатацией, ремонтом и списанием шин и АБ, по правилам бухучета.

Для налогоплательщиков, которые корректируют финрезультат на разницы из разд. III Налогового кодекса (далее – НК), отметим:

  • операции с шинами и АБ, которые приобретены отдельно от автомобиля, не приводят к корректировкам финрезультата. При этом не имеет значения, использовался автомобиль в хозяйственной деятельности или нет. Корректировка финрезультата предусмотрена только на расходы по улучшению непроизводственных ОС (п. 138.1, пп. 138.3.2 НК). А расходы по операциям с шинами и АБ таковыми не являются;
  • если же шины и АБ приобретены в составе автомобиля, который предназначен для использования в нехозяйственной деятельности предприятия, – тогда капитальные расходы, связанные с шинами и АБ, которые оприходованы на субсчет 105 в составе такого автомобиля, в налоговом учете не отражаются (пп. 138.3.2 НК).

НДС

В момент приобретения шин и АБ у покупателя возникает налоговый кредит (при наличии зарегистрированной в ЕРНН налоговой накладной).

Если шины и АБ будут установлены на автомобиль, который используется в нехозяйственной деятельности или в операциях, не облагаемых НДС, то для корректировки налогового кредита придется начислить налоговые обязательства согласно п. 198.5 НК. База налогообложения – цена приобретения шин и АБ (п. 188.1 НК).

Таблица для печати доступная на странице: https://uteka.ua/tables/19398-4

Будьте внимательны! В случае списания шин и АБ, которые еще не подлежат списанию по своим техническим характеристикам, можно сказать (при фискальном подходе), что шины и АБ перестают использоваться в хозяйственной деятельности предприятия. А значит, есть основания для начисления налоговых обязательств согласно п. 198.5 НК.

Передача шин в качестве вторсырья перерабатывающему предприятию рассматривается как их поставка, то есть на дату первого события в этой операции начисляются налоговые обязательства.

Применяем на практике

Пример. Учет приобретенных шин

Предприятие приобрело грузовой автомобиль. На автомобиле уже были установлены шины и была запасная шина. Для сезонной замены шин были приобретены 4 зимние шины стоимостью 4 800 грн (в т. ч. НДС – 800 грн). Шины, приобретенные вместе с автомобилем, передали на склад до наступления летнего сезона. Во время эксплуатации зимняя шина была повреждена и передана в ремонт. На время ремонта на автомобиль установили запасную шину.

Кроме того, в связи с выработкой ресурса было списано 10 отдельно приобретенных шин. После списания 4 шины оставили для хознужд предприятия, 3 – передали в качестве вторсырья на перерабатывающее предприятие, 3 – на утилизацию специализированному предприятию.

Предприятие ведет учет приобретенных шин по варианту 2 (см. выше).

(грн)

Оценка ущерба
Оценка рыночной стоимости
Трасологическая экспертиза
Оценка для суда
Расчет норм топлива и ГСМ
Расчет УТС
Проведение хронометражей
Цены

Экспертиза расхода топлива
Основное назначение Расчет нормы расхода автомобиля
Необходимые документы Документы для оценки оборудования:
1.Паспорт заказчика
2.Идентификационные данные по каждому ТС
Стоимость: От 2000 рублей
СРОЧНАЯ ОЦЕНКА (24-36 часов*)
+50% К СТОИМОСТИ
*в зависимости от необходимости осмотра объекта оценки
Задайте любой вопрос! Консультации бесплатны!
Наш телефон-
8(499) 899-15-18 (дежурный)

Норма расхода топлива автомобилей — это предельно допустимое количество топлива, израсходованного автотранспортным средством (автомобилем) при прохождении заданной дистанции. Также имеются нормы расхода топлив на эксплуатацию оборудования: генераторов, компрессоров, насосов и других агрегатов, использующих двигатель внутреннего сгорания.

В настоящее время расход топлива является одной из важных характеристик автомобиля и его двигателя, в первую очередь, в странах Европы и развитых странах других частей света. На протяжении последних десятилетий ведущими инженерами и конструкторами всего мира решается проблема снижения расхода топлива.

Независимая экспертиза расхода топлива

Расчет нормы расхода топлив и смазочных материалов обычно требуется для автотранспортных предприятий, организаций, занятых в системе управления и контроля, предпринимателей и др., независимо от форм собственности, эксплуатирующих автомобильную технику и специальный подвижной состав на шасси автомобилей на территории Российской Федерации.

В связи с массовыми хищениями топлива в транспортных организациях и компаниях, остро стоит вопрос по контролю над его надлежащим расходованием. Для устранения растрат топлива, помимо жесткого нормирования расхода, широко используются технические методы контроля. Например, применяются датчики уровня топлива по изменению уровня в баке или по измерению проходящего топлива в топливной магистрали двигателя. Современные высокоточные датчики топлива позволяют достичь точности в показаниях до +/- 1%, что намного превышает точность штатных бортовых систем.

Виды норм расхода топлива

Расчет базовой нормы расхода топлива (хронометраж расхода топлива), определяется для каждой модели, марки или модификации автомобиля в качестве общепринятой нормы, и расчетное нормативное значение расхода топлива, учитывающее выполняемую транспортную работу и условия эксплуатации автомобиля.

– базовая норма в литрах на 100 км (л/100 км) пробега автотранспортного средства (АТС) в снаряженном состоянии;

– транспортная норма в литрах на 100 км (л/100 км) пробега при проведении транспортной работы:

  • автобуса, где учитывается снаряженная масса и нормируемая по назначению автобуса номинальная загрузка пассажиров;
  • самосвала, где учитывается снаряженная масса и нормируемая загрузка самосвала (с коэффициентом 0,5);

– транспортная норма в литрах на 100 тонно-километров (л/100 ткм) при проведении транспортной работы грузового автомобиля учитывает дополнительный к базовой норме расход топлива при движении автомобиля с грузом, автопоезда с прицепом или полуприцепом без груза и с грузом или с использованием установленных ранее коэффициентов на каждую тонну перевозимого груза, массы прицепа или полуприцепа – до 1,3 л/100 км и до 2,0 л/100 км для автомобилей, соответственно, с дизельными и бензиновыми двигателями, — или с использованием точных расчетов, выполняемых по специальной программе-методике непосредственно для каждой конкретной марки, модификации и типа АТС.

Базовая норма расхода топлив зависит от конструкции автомобиля, его агрегатов и систем, категории, типа и назначения автомобильного подвижного состава (легковые, автобусы, грузовые и т.д.), от вида используемых топлив, учитывает массу автомобиля в снаряженном состоянии, типизированный маршрут и режим движения в условиях эксплуатации в пределах «Правил дорожного движения».

Транспортная норма (норма на транспортную работу) включает в себя базовую норму и зависит или от грузоподъемности, или от нормируемой загрузки пассажиров, или от конкретной массы перевозимого груза.

Эксплуатационная норма устанавливается по месту эксплуатации АТС на основе базовой или транспортной нормы с использованием поправочных коэффициентов (надбавок), учитывающих местные условия эксплуатации, по формулам, приведенным в данном документе.
Экспертиза-Н предлагает : независимую экспертизу топлива автомобилей. Наш телефон 8(499) 899-15-18.