Приказ о назначении руководителя практики от организации

Ежегодно студенты учреждений высшего образования (далее – вуз), чтобы получить практический опыт по своей специальности, проходят производственную практику (далее – практика) в различных организациях. В статье мы рассмотрим, какие действия организация должна предпринять для оформления практики студентов вузов (далее – студенты, практиканты).

1. Договор с вузом

Любая организация может принять на практику студента. Для этого следует обратиться в вуз, направив соответствующее письмо. Оно оформляется в произвольной форме. Как правило, в нем указывается количество студентов, которых организация может принять на практику, их специальность, курс. В то же время письмо может содержать информацию о конкретном студенте (в такой ситуации указывается его ФИО).

Обратите внимание!
Чтобы принять студента на практику, организация должна соответствовать профилю подготовки специалиста <1>. При этом достаточно наличия структурного подразделения, деятельность которого соответствует такому профилю. Например, можно принять на практику студента юридического факультета, если в организации создан юридический отдел

В случае положительного решения вуза в отношении направления на практику студентов между организацией и вузом заключается соответствующий договор не позднее чем за один месяц до начала практики <2>. Сам договор готовит вуз, поэтому разрабатывать организации его не нужно.

2. Принятие студента на практику

Существует два варианта оформления практиканта в организации:

1) без заключения трудового договора;

2) с заключением трудового договора.

Таким образом, если в организации есть вакансия, практиканта можно трудоустроить на время прохождения практики. Отметим, что законодательством закреплена возможность трудоустроить студента, проходящего именно преддипломную практику <3>. Однако запретов на прием на работу студента, проходящего иную практику, не установлено. Таким образом, полагаем, что организация может принять на работу любого практиканта.

Рассмотрим оформление обоих вариантов приема студента в организацию для прохождения практики.

2.1. Без заключения трудового договора

2.1.1. Истребуем необходимые документы

Законодательством не определен перечень документов, которые студент должен представить в организацию для зачисления на практику. Как правило, для этого он предъявляет:

– паспорт (иной документ, удостоверяющий личность);

– студенческий билет;

– программу прохождения практики;

– дневник с заданием;

– медсправку о состоянии здоровья (при необходимости).

НА ЗАМЕТКУ
Проведение медосмотров практикантов обеспечивает соответствующий вуз <4>

Иногда вуз выдает студенту направление на практику, хотя данный документ и не предусмотрен законодательством. В таком случае организации следует проставить в нем отметку о прибытии студента на практику. Место для отметки о прибытии студента может быть предусмотрено в дневнике практики. Его следует заполнить, проставив дату прибытия студента, подпись руководителя организации и печать организации.

2.1.2. Издаем приказ о зачислении студента на практику

Чтобы зачислить студента на практику, руководитель организации или иное уполномоченное должностное лицо издает соответствующий приказ <5>. Установленной законодательством формы такого приказа нет. В связи с этим он составляется в произвольной форме с соблюдением требований делопроизводства <6>. В приказе целесообразно указать информацию о зачисляемом студенте, а также срок прохождения практики. Продолжительность практики определяется ее программой <7>.

Пример формулировки приказа:

«ЗАЧИСЛИТЬ:

Зайцеву Ирину Михайловну, студентку 5-го курса юридического факультета УО «Университет современных знаний», в юридический отдел для прохождения производственной практики на период с 10.07.2017 по 09.08.2017″

2.1.3. Издаем приказ о назначении руководителя практики

В организации для проведения практики студента должны быть назначены:

– общий руководитель;

– непосредственный руководитель.

Как правило, общим руководителем является руководитель организации. Однако он может приказом назначить таким руководителем иное должностное лицо, например своего заместителя. Общий руководитель осуществляет проведение практики в соответствии с законодательством и программой практики <8>.

Непосредственный руководитель также назначается приказом руководителя организации. Как правило, это руководитель структурного подразделения, в котором студент будет проходить практику <9>.

Для назначения общего и непосредственного руководителей может издаваться один приказ. Помимо этого, назначить их возможно и в приказе о зачислении студента на практику <10>.

2.1.4. Допускаем студента к прохождению практики

На студента во время прохождения практики распространяются правила внутреннего трудового распорядка организации (далее – ПВТР), а также законодательство об охране труда. В связи с этим после зачисления студента на практику (издания приказа о зачислении) следует ознакомить его с ПВТР и провести инструктажи по охране труда <11>.

НА ЗАМЕТКУ
За несоблюдение студентом режима рабочего времени, определенного ПВТР, его можно привлечь к дисциплинарной ответственности <12>

Студентов, проходящих преддипломную практику, также необходимо ознакомить с их должностными обязанностями. Это обусловлено тем, что они будут выполнять некоторые работы, предусмотренные квалификационной характеристикой ЕКСД соответствующей должности <13>.

После проведения всех подготовительных действий студента можно привлекать к соответствующей работе.

2.2. С заключением трудового договора

2.2.1. Истребуем необходимые документы

Практикант, принимаемый на работу, должен представить в организацию:

– документы для оформления практики (перечислены в п. 2.1.1 настоящей статьи);

– документы, которые необходимы для заключения трудового договора (паспорт, трудовая книжка и др.) <14>.

2.2.2. Издаем приказ о зачислении студента на практику и о назначении руководителей практики

При трудоустройстве практиканта в организации издаются приказы <15>:

о зачислении студента на практику;

назначении руководителей практики.

Их оформление такое же, как и в случае приема студента без заключения с ним трудового договора. Данные вопросы рассмотрены в п. 2.1.2 и 2.1.3 настоящей статьи.

2.2.3. Заключаем трудовой договор

С практикантом наниматель заключает срочный трудовой договор (не контракт) на период прохождения практики. Законодательством утверждена типовая форма такого договора. Он оформляется письменно в двух экземплярах (один – для нанимателя, второй – для практиканта) и должен содержать все обязательные условия <16>.

НА ЗАМЕТКУ
С совершеннолетним практикантом, если его трудовая деятельность будет связана с ценностями, наниматель может заключить договор о полной материальной ответственности <17>

2.2.4. Знакомим студента с локальными нормативными правовыми актами (далее – ЛНПА)

Принимая на работу практиканта, наниматель в обязательном порядке должен ознакомить его с действующими в организации ЛНПА, которые связаны с трудовой деятельностью студента <18>. Например, с ПВТР, коллективным договором, инструкцией по охране труда, должностной инструкцией. Порядок ознакомления может быть различным:

– отметка проставляется в самом ЛНПА;

– информация вносится в лист ознакомления к конкретному ЛНПА;

– информация отражается в журнале об ознакомлении.

Какой из вышеуказанных способов выбрать, решает наниматель.

2.2.5. Издаем приказ о приеме на работу

Заключение трудового договора наниматель должен оформить приказом. Для этого можно воспользоваться формой, размещенной в УСОРД. Отметим, что она носит рекомендательный характер. Вместе с тем при издании приказа следует руководствоваться правилами делопроизводства <19>. После издания приказа с ним под подпись необходимо ознакомить практиканта.

Пример формулировки приказа:

«ПРИНЯТЬ:

ЗАЙЦЕВУ Ирину Михайловну юрисконсультом в юридический отдел на период прохождения преддипломной практики с 09.01.2017 по 08.03.2017 с должностным окладом согласно штатному расписанию»

2.2.6. Оформляем трудовую книжку

Зачастую организация, в которой студент проходит практику, – это его первое место работы. Следовательно, практикант не имеет трудовой книжки. В таком случае наниматель обязан ее завести. Новая трудовая книжка заполняется в присутствии студента не позднее семи дней со дня приема на работу. Если у практиканта уже имеется трудовая книжка, то наниматель вносит только запись о приеме на работу <20>.

Трудовые книжки заполняются нанимателем на практикантов, работающих свыше пяти дней (в том числе поступающих на работу впервые). Запись о приеме на работу в трудовой книжке должна соответствовать формулировке приказа <21>.

Заводить новую трудовую книжку нужно только на тех практикантов, которые принимаются на основную работу (не по совместительству). В том случае, если практикант работает в другой организации, а на практику трудоустраивается по совместительству, запись о приеме на работу по совместительству по его желанию может быть внесена в организации по основному месту работы <22>. Отметим, что принимать на работу по совместительству несовершеннолетнего студента запрещено <23>.

Обратите внимание!
Если практикант принят на должность специалиста, то наниматель должен завести на него личное дело <24>

2.2.7. Проводим инструктаж по охране труда

Перед тем как допустить практиканта к выполнению работы, с ним следует провести вводный инструктаж по охране труда. Для некоторых работ также необходимо провести первичный инструктаж на рабочем месте <25>.

2.2.8. Заводим страховое свидетельство (для лиц, у которых его нет)

Как правило, у практикантов нет страхового свидетельства, так как они впервые устраиваются на работу. В таком случае нанимателю следует представить в орган ФСЗН форму ПУ-1 (тип формы – регистрация). Сделать это нужно в течение пяти рабочих дней со дня принятия на работу студента <26>.

2.2.9. Уведомляем госорганы

О приеме на работу практиканта наниматель должен сообщить в орган ФСЗН путем представления формы ПУ-2 (тип – исходная). По общему правилу она подается в орган ФСЗН в течение месяца, следующего за кварталом, в котором был принят практикант <27>.

О трудоустройстве военнообязанного студента наниматель обязан уведомить также военкомат в недельный срок после приема на работу <28>.

Примечание

Подробнее об оформлении приема на работу см. статью «Прием на работу: от «А» до «Я» (КулаковаА.В.)

3. Прохождение практики

Во время практики студент выполняет программу практики и отражает ход ее выполнения в дневнике. Отметим, что форма дневника не утверждена законодательством и может отличаться в зависимости от вуза, в котором обучается студент. Вышеуказанные действия выполняются под контролем непосредственного руководителя практики <29>.

Напомним, что рабочее время для практиканта устанавливается ПВТР. Для практикантов не установлены особые нормы продолжительности рабочего времени. Так, для совершеннолетних студентов норма рабочего времени составляет до 40 часов в неделю <30>. Для студентов от 16 до 18 лет предусмотрена сокращенная продолжительность рабочего времени: не более 35 часов в неделю.

4. Действия по окончании практики

На последней неделе практики студент должен составить и подписать письменный отчет о проделанной работе и завершить заполнение дневника. Оформленный дневник и отчет он представляет непосредственному руководителю практики. Последний проверяет содержание переданных ему документов и подписывает их. Также непосредственный руководитель составляет письменный отзыв о прохождении студентом практики. Форма отзыва не установлена законодательством, поэтому он составляется в произвольном виде. Как правило, в отзыве отражается:

– ФИО практиканта;

– наименование организации, в которой проводилась практика;

– период прохождения практики;

– информация о том, в чем заключалась работа практиканта и как он себя проявил;

– оценка, которую заслуживает студент за прохождение практики.

Если студентом предоставлялось направление на практику, то в нем следует проставить отметку об убытии практиканта. Такую же отметку необходимо сделать и в дневнике практики, если в нем предусмотрено заполнение такой информации. По просьбе студента, с которым не заключался трудовой договор, ему может быть выдана справка о том, что практикант во время практики не был зачислен на вакантную должность.

После этого документы представляются руководителю организации (его заместителю). Отметим, что законодательство обязывает руководителя организации утвердить только отчет студента о прохождении практики <31>. На наш взгляд, желательно проставить подпись руководителя и в иных документах: на титульном листе дневника, а также на отзыве.

После оформления все документы отдаются студенту, который впоследствии представляет их в вуз.

НА ЗАМЕТКУ
По окончании практики студента, который был принят на работу, наниматель должен уволить. Основание увольнения практиканта – это истечение срока действия срочного трудового договора <32>. Особенностей в порядке увольнения студента нет: издается приказ об увольнении, производится окончательный расчет, вносится запись в трудовую книжку, уведомляются военкомат и орган ФСЗН, а также предпринимаются иные действия по увольнению <33>

Как оформить

Прием студента для прохождения практики чаще всего оформляется приказом, форма которого зависит от условий, на которых организация принимает практикантов.

Если студенты после прохождения практики зачисляются в штат, то процесс оформления их приема не отличается от обычных сотрудников. Для этого используется известная каждому кадровику унифицированная форма Т-1 (Т-1а, если практикантов несколько) либо утвержденная руководителем иная форма приказа о приеме на работу.

В дальнейшем такие студенты осуществляют деятельность в рамках трудового законодательства РФ.

Вопросы возникают, когда в рамках договора между учебным заведением и организацией студенты, направляемые на практику, в штат не зачисляются и трудятся на безвозмездной основе, а выполняемые ими задания носят исключительно ознакомительный характер. Унифицированной формы для оформления такого рода взаимоотношений законами не предусмотрено, поэтому специалисты предприятия вправе разработать собственную структуру документа.

Приказ о зачислении на практику студента: образец и нюансы оформления

Поговорим о том, какие моменты нужно обязательно отразить в приказе о зачислении на практику.

Обязательные элементы приказа:

  • реквизиты организации. Они включают полное наименование, ИНН, юридический адрес. Сейчас в большинстве случаев приказы издаются на бланке организации, уже содержащем все необходимые сведения;
  • дата и место издания приказа, а также его номер в соответствии с общепринятыми правилами делопроизводства;
  • ссылка на договор, заключенный между учебным заведением и организацией, с датой и номером документа. Этот договор служит основанием для издания приказа;
  • в распорядительной части приказа указывают следующее: Ф.И.О., информацию о курсах, на которых обучаются студенты, направляемые на практику, сведения о том, в какое структурное подразделение и по какой специальности направляется каждый практикант, даты начала и завершения практики.

Желательные элементы приказа:

  • сведения о назначении руководителей практики и мастеров-наставников в случае их наличия;
  • информация о проведении необходимых инструктажей по охране труда.

Документ должен быть заверен подписью руководителя. Все упомянутые в нем лица также знакомятся с приказом под подпись.

Хранятся такие документы 75 лет, если был оформлен трудовой договор, и пять лет, если сотрудника на работу не принимали и договор с ним не подписывали.

Вот, собственно, и все, что нужно включить в приказ о зачислении на практику, – образец все перечисленные нюансы учитывает и полностью готов к использованию.

Скачать

Особенности трудоустройства практикантов

Надо ли заключать трудовой договор

Если между практикантом и предприятием возникают отношения, которые в силу ст 15 Трудового кодекса Российской Федерации можно признать трудовыми, то есть ему поручено выполнение конкретной работы по должности, предусмотренной штатным расписанием, необходимо заключить с ним трудовой договор.

Если работодатель ставит практиканту конкретные задачи и заинтересован в получении результатов его работы, но свободных ставок нет, возможно заключить с ним гражданско-правовой договор, например возмездного оказания услуг.

Когда конкретная работа студенту не поручается, то никаких соглашений с практикантом не заключается. Взаимодействие между ним и организацией регулируется лишь соглашением между учебным заведением и предприятием.

Надо ли оплачивать практику

Здесь все просто. Если с практикантом заключен трудовой или гражданско-правовой договор, его труд должен оплачиваться. В ином случае практикант знакомится с деятельностью предприятия на безвозмездной основе.

Особенности труда практикантов

С момента приема на работу взаимоотношения работодателя и практиканта регулируются Трудовым кодексом Российской Федерации. В силу ст. 58, 59 ТК РФ, со студентами, проходящими практику, заключается чаще всего срочный трудовой договор. Студенты обязаны соблюдать принятые в организации правила внутреннего трудового распорядка и охраны труда. Работодатель в свою очередь обязан предоставлять сотрудникам-практикантам те же гарантии, что и обычным работникам. Особое внимание работодателю следует обратить на нормы, регулирующие труд несовершеннолетних, так как студенты могут быть моложе 18 лет. Всем практикантам, зачисленным в штат, необходимо оформить трудовые книжки или внести записи в уже существующие.

Если они не зачисляются в штат, гарантии, предоставленные трудовым законодательством работникам, на них не распространяются. Но работодатель обязан обеспечить места и необходимые условия для прохождения практики.

Н.А. Городничева, Л.Д. Шаповалова

  • Нормативные документы по наставничеству

  • Организация работы по наставничеству

  • Документационное сопровождение наставничества

Совершенствование системы государственной службы Российской Федерации неразрывно связано с постоянным внедрением нового в работу кадровых служб. Среди кадровых технологий можно отметить наставничество на государственной службе, от использования которого зависит качество подготовки молодых специалистов в органах государственной власти.

Термин «наставничество» сам по себе не новый. Понятие «наставничество» впервые было употреблено ещё в XVII веке. В современной западной экономической науке «наставничество» рассматривается как система отношений и ряд процессов, когда один человек предлагает помощь, руководство, совет и поддержку другому1.

В России практику назначения наставников молодым рабочим знали ещё с 1930-х годов со времен стахановских пятилеток. В 1970-е годы назначение учителей для обучающихся активно использовали в профессиональных училищах. Подготовить начинающего сотрудника к практической трудовой деятельности в рамках требований и особенностей конкретной организации не может ни один вузовский преподаватель или консультант.

Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (2004 г.) предполагал использование новых кадровых технологий и стратегий в организации прохождения государственной гражданской службы, но конкретно о наставничестве в нем речь не шла. В целях совершенствования системы государственного управления Указом Президента Российской Федерации № 601 от 7 мая 2012 г. Правительству поручалось представить предложения по развитию кадровой политики в системе государственной гражданской службы. Указ предлагал ввести наставничество как одну из основных кадровых практик в государственном управлении на всех уровнях.

В современной России наставничество на государственной службе начиналось с правоохранительных органов. Первым органом, принявшим свое Положение о наставничестве, стало Министерство внутренних дел РФ (2008 г.)4. Затем наставничество стало использоваться в системе МЧС России (2009 г.)5 и др. органах.

Организационно-методическое обеспечение наставничества на государственной гражданской службе взял на себя Минтруд России, который в 2013 г. подготовил Методический инструментарий по применению наставничества на государственной гражданской службе. Данный документ призван оказать помощь государственным органам в организации института наставничества и выработке своей политики его использования.

Минтруд РФ рассматривает наставничество как кадровую технологию, обеспечивающую передачу посредством планомерной работы знаний, навыков и установок от более опытного сотрудника менее опытному. Основной целью наставничества является оказание помощи государственным гражданским служащим в их профессиональном становлении и приобретении необходимых для исполнения должностных обязанностей навыков.

Кроме того, инструментарий определяет круг решаемых системой наставничества проблем: ускорение процесса «вливания» нового служащего в коллектив, а также ускорение его становления как профессионала.

Структура документа включает в себя четыре раздела:

  1. порядок организации наставничества: на этом этапе определяются ответственные лица и разрабатываются необходимые формы документов;

  2. порядок назначения наставников и лиц, в отношении которых осуществляется наставничество: руководители структурных подразделений определяют, каким новым сотрудникам необходимо назначение наставников;

  3. порядок прохождения наставничества. На этом этапе происходит определение программы наставничества, которую новый гражданский служащий должен освоить; наставники определяют стратегию своей работы;

  4. порядок завершения наставничества. Этот этап является завершающим, на нем подводят итоги обучения нового служащего все участники процесса наставничества: руководитель структурного подразделения, сам наставник и государственный служащий, в отношении которого наставник назначался.

Перечисленные разделы содержат подробное описание каждого из этапов организации наставничества. Инструментарий содержит основные понятия, используемые в данной кадровой процедуре, а также примерные формы необходимых документов, что позволяет сократить количество времени и сил на разработку соответствующих форм документации. Инструментарий Минтруда России предлагается для использования государственными органами в процессе организации системы наставничества с учетом специфики работы государственного органа.

Организационное, документационное и координационное сопровождение наставничества в государственном органе возлагается на его кадровую службу.

Организационное сопровождение наставничества заключается в:

— информационном обеспечении подбора наставников;

— анализе, обобщении опыта работы наставников;

— поддержании контакта с наставником и лицом, в отношении которого осуществляется наставничество, для оказания необходимой помощи в рамках своей компетенции.

Документационное сопровождение процесса наставничества предполагает:

  1. подготовку проектов нормативных актов, сопровождающих процесс наставничества, в частности, приказа (распоряжения) «О назначении наставника»;

  2. оказание консультационной помощи в разработке перечня мероприятий по наставничеству;

  3. осуществление контроля за завершением периода наставничества и внесение в личные дела гражданских служащих соответствующих записей и документов.

Координация работы по наставничеству включает:

  1. проведение анкетирования лиц, в отношении которых осуществляется наставничество, с целью выявления эффективности работы с ними наставников;

  2. ликвидацию выявленных затруднений в процессе адаптации лиц, в отношении которых осуществляется наставничество;

  3. анализ, обобщение и распространение позитивного опыта наставничества.

Кадровая служба государственного органа может проводить выборочное тестирование лиц, в отношении которых осуществляется наставничество, с целью проверки приобретенных ими знаний и навыков.

В последние годы наставничество получило широкое распространение не только в федеральных органах государственной власти, но и в субъектах Федерации. Так, например, в 2013 г. в Республике Саха (Якутия) было принято свое положение о наставничестве, согласно которому молодому служащему, впервые назначающемуся на должность государственной службы Республики Саха, обязательно назначается наставник. Положение определяет наставничество как индивидуальную воспитательную работу с государственными гражданскими служащими, не имеющими опыта государственной гражданской службы, или со специалистами, назначенными на должность и не имеющими по ней опыта работы. Следует заметить, что ответственность за проведение наставничества накладывается на руководителя государственного органа и руководителя структурного подразделения, в которое был назначен молодой сотрудник.

Рассмотрим некоторые нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, на основании которых функционирует институт наставничества в системе государственной гражданской службы.

Признанным образцом проведения кадровой политики является Минпромторг России, который практикует назначение наставников для молодых специалистов не старше 30 лет и с опытом государственной службы менее одного года. Для осуществления качественной адаптации молодых специалистов в 2015 г. Минпромторг России создал Совет молодежи, в который входят представители структурных подразделений министерства не старше 30 лет. Особенностью является и то, что методическое сопровождение наставничества здесь возложено именно на Совет молодежи, а не на подразделение с функциями кадровой службы, как в большинстве государственных органов.

Положение Минпромторга России предлагает два вида наставничества:

— адаптационное, включающее в себя знакомство с необходимой документацией, структурой государственного органа;

— профессиональное, предполагающее непосредственное обучение нового служащего исполнению им его должностных обязанностей.

В Министерстве транспорта Российской Федерации Положение о наставничестве было утверждено в 2014 г. Оно вводит наставников для двух категорий поступивших на гражданскую службу граждан: впервые назначенных на младшую и старшую группы должностей и для служащих, назначенных на должность в порядке должностного роста. Положение определяет цели и задачи наставничества, но в отличие от аналогичных документов Минпромторга России и Минстроя России понятия «наставничество» документ не содержит. Отсутствуют также необходимые формы документов, за исключением отзыва о вступлении в должность обучаемого (стажера) и плана вступления в должность.

Анализируя локальные нормативные правовые акты о наставничестве, можно заметить, что к настоящему моменту не все органы государственной власти успели учесть при их разработке требования Минтруда России. Как видно из положений, понятие наставничества в различных органах разное: где-то его понимают как индивидуальную воспитательную работу, где-то как процесс помощи в профессиональном развитии и адаптации молодых государственных служащих, а в ряде случаев оно вообще отсутствует.

Также отличается документационное сопровождение наставничества.

Во-первых, организация и документационное сопровождение наставничества возлагаются на различные структуры. Так, в Республике Саха (Якутия) ответственным является руководитель государственного органа; в Минпромторге России наставничеством занимается совещательный орган — Совет молодежи, в Минтранспорте России такие функции выполняет Административный департамент. Во-вторых, не все положения о наставничестве в государственных органах предусматривают все необходимые формы документов. Положения Республики Саха (Якутия) и Минпромторга России вообще не предлагают никаких форм отчетности наставников и не содержат примерных программ наставничества. Министерство транспорта предлагает в этом плане два документа.

Наиболее развернутым и соответствующим рекомендациям Минтруда России представляется Положение о наставничестве Минстроя России, принятое в 2015 г. Положение определяет наставничество как форму обеспечения профессионального становления, развития и адаптации к квалифицированному исполнению должностных обязанностей федеральных государственных гражданских служащих, замещающих должности в Министерстве, а также граждан, проходящих стажировку/практику в Министерстве, посредством привлечения наставника.

Положение устанавливает пять групп служащих, в отношении которых определяется наставник:

  1. гражданский служащий, впервые поступивший на гражданскую службу;

  2. гражданский служащий, вновь принятый на гражданскую службу после долгого перерыва;

  3. служащий, назначенный на иную должность;

  4. служащий, изменение и выполнение должностных обязанностей которого требует назначения наставника;

  5. стажеры/студенты, заключившие договор об обучении и/или проходящие практику в Минстрое России.

Наставником может быть назначен служащий не ниже должности того, в отношении которого определяется наставник. Кроме того, стаж государственной гражданской службы наставника должен составлять не менее четырех лет. Наставник обязан знать Конституцию Российской Федерации и нормативные правовые акты, регулирующих прохождение государственной гражданской службы. Наставник назначается непосредственным руководителем структурного подразделения (директором Департамента).

На сегодняшний день в Минстрое России численность служащих, замещающих должности младшей и старшей групп (в возрасте до 25 лет и со стажем государственной гражданской службы до двух лет) составляет примерно 50 человек. Именно эта категория служащих чаще всего нуждается в квалифицированной помощи в адаптации к новому месту прохождения службы, иначе говоря, именно таким сотрудникам более других нужны наставники.

Чтобы стать наставником для новичков, нужно замещать должность ведущей (и выше) группы. В Минстрое России в 2016 г. служащих со стажем государственной гражданской службы от четырех лет, замещающих должности ведущей группы, насчитывается также около пятидесяти; служащих, замещающих должности главной группы, — около тридцати, высшей группы — около сорока человек.

Соотношение потенциальных наставников к потенциальным стажерам выявляется следующее: сто двадцать человек к пятидесяти соответственно, то есть на одного молодого специалиста выходит по два-три наставника. Однако при назначении наставника следует учитывать специфику работы молодых сотрудников, ведь должностные обязанности наставника должны, так или иначе, пересекаться с должностными обязанностями новичка.

Срок, на который назначается наставник, определяется индивидуально: от трех месяцев до года. Конкретный срок также устанавливает руководитель структурного подразделения с учетом установленного при назначении нового служащего испытательного срока. В Минстрое России он составляет обычно три или шесть месяцев. У одного наставника может быть не более трёх подопечных. Наставника назначают в течение семи дней со дня назначения нового гражданского служащего.

Основанием для назначения наставника является представление директора Департамента о кандидатуре наставника. Кроме того, к приказу о назначении наставника прикладывается письменное согласие гражданского служащего об исполнении обязанностей наставника.

Замена наставника происходит на основании служебной записки директора Департамента. Замена наставника возможна в случае его увольнения, перевода в другое структурное подразделение, его продолжительной болезни или если наставник находится в долгой командировке. Также наставник меняется в случае неисполнения им своих обязанностей. Срок наставничества в случае замены наставника не изменяется и не продлевается.

Наставник в течение назначенного времени разъясняет своему подопечному специфику структурного подразделения (задачи, функции, компетенция), знакомит с порядком служебной деятельности, с системой документооборота и т.д. В качестве примера наставник может выполнять некоторые поручения, которые даются его подопечному руководством.

Организационное и документационное сопровождение наставничества в Минстрое России осуществляет отдел государственной службы и противодействия коррупции Административно-кадрового департамента, обеспечивающий документирование прохождения государственной гражданской службы в министерстве.

Организационное сопровождение предполагает обеспечение наставника необходимой информацией, согласование кандидатуры наставника, при необходимости его замену, а также проведение входного тестирования для лица, в отношении которого назначается наставник.

Входное тестирование должно проводиться в течение трех рабочих дней с момента назначения нового служащего. Такой тест содержит в себе вопросы по государственной гражданской службе Российской Федерации, а также по основным должностным обязанностям. Если лицо назначено на должность по результатам конкурса, входное тестирование может не проводиться. Примеров входного тестирования в положении не приведено, такой тест составляется ответственным исполнителем отдела госслужбы. Входное тестирование планируется проводить в электронной форме посредством специальной программы. Она же используется в министерстве при проведении конкурсов, аттестаций и квалификационных экзаменов. По итогам прохождения тестирования программа формирует протокол тестирования, где отражены результаты теста в виде баллов и процентов, а также выведены на печать сами вопросы с отмеченными пользователями вариантами ответов.

Документационное сопровождение наставничества заключается в подготовке проектов правовых актов, в частности, приказов о назначении наставников, примерной программы наставничества, а также отчетов о ее проведении.

Программа наставничества представляет собой перечень мероприятий, которые будут реализовываться в рамках наставничества. Программу составляет назначенный наставник в течение пяти рабочих дней после получения им результатов входного тестирования12.

Программа наставничества представляется в отдел госслужбы наставником для согласования. Ответственный сотрудник проверяет программу на соответствие ее методическим рекомендациям, а также на соответствие должностным обязанностям лица, в отношении которого назначается наставник. Затем согласованная программа наставничества утверждается директором Департамента, в котором молодой служащий проходит службу.

Когда программа наставничества успешно пройдена и срок наставничества, определенный приказом Минстроя России, закончен, наставник в течение десяти дней подготавливает формализованный отчет о результатах наставничества13. Отчет должен быть согласован с руководителем структурного подразделения и затем передан в отдел государственной службы. Такой отчет дает представление об основных результатах пройденной процедуры.

Лицо, в отношении которого был назначен наставник, в те же сроки готовит свой отчет о процессе прохождения наставничества,14 где дает оценку работе наставника, и также сдает его в отдел государственной службы, согласовав перед этим с директором Департамента.

В те же сроки руководитель структурного подразделения готовит свой отчет об итогах наставничества15, который сдается в отдел государственной службы. Для этого он проводит индивидуальное собеседование с лицом, в отношении которого осуществлялось наставничество, и выявляет, насколько успешно оно было пройдено.

Как видим, положение о наставничестве в Минстрое России представляет собой весьма развернутый документ, раскрывающий суть и организацию наставничества в министерстве. К положению прилагаются четыре формы документов, которые используются в наставничестве. Однако названия отчетных форм нуждаются в конкретизации: отчет руководителя структурного подразделения, отчет стажера, отчет наставника. Положительным отличием документа Минстроя России является наличие требований к квалификации наставников. В Положении регламентированы не только вопросы организации наставничества и процедуры документирования, но также установлены сроки, в которые должен быть исполнен тот или иной этап. Положение определяет лицо, ответственное за документационное и организационное обеспечение наставничества, которым является ответственный исполнитель отдела государственной службы и противодействия коррупции Административно-кадрового департамента Министерства.

Изучение положений о наставничестве в федеральных органах исполнительной власти показывает, что не все приняли во внимание методические рекомендации Минтруда России: в положениях отсутствует определение понятия наставничества, квалификационные требования к наставникам, необходимый пакет отчетных документов.

Необходимым условием успешного прохождения наставничества является согласованность работы всех структурных подразделений. Немаловажным фактором успешного прохождения наставничества является и установление личного контакта и доверительного отношения между наставником и его подопечным.

Следует помнить и о важности мотивации наставников к выполнению своих прямых обязанностей. Наставничество на государственной гражданской службе — дело непростое и творческое, призванное способствовать более быстрому и качественному освоению государственными гражданскими служащими необходимых для работы навыков.

Приложения см. файл Шаповалова Приложения.pdf

Приложение 1

Примерная программа наставничества

(Ф.И.О. лица, в отношении которого осуществляется наставничество)

(наименование должности лица, в отношении которого осуществляется наставничество)

(Ф.И.О. наставника)

наименование должности наставника)

Период наставничества: с » » 20 г. по » » 20 г.,

(количество недель)

п/п

Наименование и содержание
мероприятий16

Период

выполнения

Ответственный
за выполнение

Отметка о
выполнении

Представление лица, в
отношении которого
осуществляется наставничество,
коллективу

Первый день

Руководитель

структурного

подразделения

Ознакомление лица, в
отношении которого
осуществляется наставничество,
со служебным местом, его
дооборудование (дооснащение)
при необходимости

Первый день

Наставник

Ознакомление со структурой
структурного подразделения
Министерства строительства и
жилищно-коммунального
хозяйства Российской
Федерации (далее —
Министерство), его задачами,
функциями, полномочиями

Первый день

Наставник

Ознакомление с историей
создания Министерства, с его
традициями

Первый день

Наставник

Проведение экскурсии по
зданию Министерства

Первый день

Наставник

Представление справочной
информации в соответствии с
путеводителем «Первые шаги
на федеральной
государственной гражданской
службе в Министерстве
строительства и жилищно-
коммунального хозяйства
Российской Федерации»

Первый день

Отдел

государственной

службы

Ознакомление с
административными
процедурами и системой
документооборота
Министерства

Первая

неделя

Наставник

Ознакомление с используемыми
в профессиональной служебной
деятельности программными
продуктами

Первая

неделя

Наставник

Ознакомление с положением о
Министерстве

Первая

неделя

Наставник

Ознакомление с планами
структурного подразделения

Первая

неделя

Наставник

Составление индивидуального
перечня рекомендуемых к
ознакомлению правовых актов и
литературы, исходя из
профессиональной области и
уровня подготовки лица, в
отношении которого
осуществляется наставничество

Первая

неделя

Наставник

Совместная постановка
профессиональных целей и
задач, разработка планов их
достижения

Первая

неделя

Наставник

Разъяснение ограничений и
запретов на государственной
службе и положений
антикоррупционного
законодательства

Первая-

вторая

недели

Отдел

государственной

службы

Разъяснение положений
Кодекса этики и служебного
поведения федеральных
государственных гражданских
служащих Министерства

Первая-

вторая

недели

Отдел

государственной

службы

Организация изучения
нормативной правовой базы по
вопросам исполнения
должностных обязанностей

Вторая

неделя

Наставник

Ознакомление с порядком и
особенностями ведения
служебной документации в
структурном подразделении, в
Министерстве

Вторая

неделя

Наставник

Ознакомление с деятельностью
подведомственных организаций

Вторая-

третья

недели

Наставник

Контроль выполнения тестовых
(демонстрационных) заданий

Вторая-

двенадцатая

недели

Наставник

Контроль выполнения
практических заданий (ответы
на обращения граждан,
подготовка писем и т.д.)

Третья-

двенадцатая

недели

Наставник

Проверка знаний и навыков,
приобретенных за месяц

Восьмая,

двенадцатая

недели

Наставник

Подготовка заключения об
итогах наставничества

Двенадцатая

неделя

Руководитель

структурного

подразделения

Приложение 2

Формализованный отчет наставника о результатах работы лица, в
отношении которого осуществлялось наставничество

Уважаемый наставник!

Предлагаем Вам принять участие в оценке наставничества в Министерстве
строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации

(Ваши ФИО)

(ФИО лица, в отношении которого осуществлялось наставничество)

Ваши ответы помогут при определении степени готовности лица, в отношении которого осуществлялось наставничество, к самостоятельному выполнению должностных обязанностей, выявлении эффективных методов обучения и наиболее типичных трудностей, с которыми сталкивается сотрудник на новом месте работы.

Используя шкалу от 1 до 10 (где 10 — максимальная оценка, 1 — минимальная оценка) проведите оценку по нижеследующим параметрам.

Вопрос

Оценка

1. Достаточно ли было времени, проведенного Вами с
лицом, в отношении которого осуществлялось
наставничество, для получения им необходимых знаний
и навыков?

2. Насколько точно исполнялись Ваши рекомендации
лицом, в отношении которого осуществлялось
наставничество?

3. В какой степени затраченное на наставничество время
было посвящено проработке теоретических знаний?

4. В какой степени затраченное на наставничество время
было посвящено проработке практических навыков?

5. Насколько, по Вашему мнению, лицо, в отношении
которого осуществлялось наставничество, готово к
самостоятельному исполнению должностных
обязанностей благодаря пройденному наставничеству?

6. Каков на данный момент, на Ваш взгляд, уровень
профессионализма лица, в отношении которого
осуществлялось наставничество?

7. Какой из аспектов адаптации, на Ваш взгляд, является
наиболее важным для нового сотрудника при прохождении наставничества? (расставьте баллы от 1 до 10 для каждого из параметров)

1. Помощь при вхождении в коллектив, знакомство
с принятыми правилами поведения

2. Освоение практических навыков работы

3. Изучение теории, выявление пробелов в знаниях

4. Освоение административных процедур и
принятых правил делопроизводства

8. Какой из используемых Вами методов обучения Вы
считаете наиболее эффективным (расставьте баллы от 1
до 10 для каждого из методов)

1. Самостоятельное изучение обучаемым
материалов и выполнение заданий, ответы
наставника на возникающие вопросы по
электронной почте

2. В основном самостоятельное изучение

обучаемым материалов и выполнение заданий,
ответы наставника на возникающие вопросы по
телефону

3. Личные консультации в заранее определенное
время

4. Личные консультации по мере возникновения
необходимости

5. Поэтапный совместный разбор практических
заданий

9. Оцените, в какой мере лицо, в отношении которого
осуществлялось наставничество, следует общепринятым
правилам и нормам поведения и работы?

10. Какие наиболее важные для успешного и самостоятельного
выполнения должностных обязанностей, на Ваш взгляд, знания и навыки Вам удалось передать лицу, в отношении которого осуществлялось наставничество?

12. С учетом вышеизложенного оцените общий личностный потенциал лица, в отношении которого осуществлялось наставничество (напротив выбранной графы поставьте значок «+»)

Общий личностный потенциал

очень

высокий

высокий

достаточно

высокий

средний

посредствен

ный

довольно

низкий

низкий

близкий к
нулевому

подпись

расшифровка подписи

Приложение 3

Приложение 4

Приложения см. файл Шаповалова Приложения.pdf

1 Иванова Л.Л. Наставничество на государственной гражданской службе: институциональный аспект // Государственное и муниципальное управление: Ученые записки СКАГС. 2012. № 4. С. 130-139

2 ФЗ РФ от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // СЗ РФ. 2004. № 31. Ст. 3215

3 Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» // СЗ РФ. 2012. № 19. Ст. 2338

4 Приказ МВД России от 24 декабря 2008 г. № 1139 (ред. от 06.07.2010) «Об утверждении Положения об организации наставничества в органах внутренних дел Российской Федерации». — // Информационно-правовая система Консультант: http://www.consultant.ru/ document/ cons_ doc_LAW_85885/

5 Приказ МЧС России от 20 июля 2009 г. № 416 «Об организации наставничества в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий». — // Информационно-правовая система Консультант: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_96385/

6 Методический инструментарий по применению наставничества на государственной гражданской службе. (2013 г.). / Минтруда России. — // Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации: http://www. rosmintrud.ru/ ministry/ programms/ /16/7

7 Об утверждении Положения о наставничестве на государственной гражданской службе Республики Саха (Якутия): Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 16.05.2013 № 2061 //Якутские ведомости. 2013. № 33

8 Приказ Минпромторга России от 27 августа 2015 г. «Об организации наставничества в Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации». — // Информационно-правовая система Консультант: http://www. consultant.ru/cons/ cgi/online.cgi?req doc;base=EXP;n= 653087#0

9 Приказ Минпромторга России от 3 июня 2015 г. «Об образовании Совета молодежи Министерства промышленности и торговли Российской Федерации». — // Официальный сайт Министерства промышленности и торговли Российской Федерации: http:// minpromtorg. gov.ru/open_ministry/advisory/adv_3/docs/

10 Приказ Министерства транспорта РФ от 11 июня 2014 г. № 157 «Об утверждении Положения о наставничестве в Министерстве транспорта Российской Федерации». — // Информационно-правовой портал Гарант: http://www.garant.ru /products/ ipo/ prime/ doc//

11 Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 31 марта 2015 г. № 228/пр «Об организации наставничества в Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации» (в делопроизводстве Минстроя России)

12 Приложение 1. Примерная программа наставничества: приложение к Приказу Минстроя России от 31 марта 2015 г. № 228/пр «Об организации наставничества в Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации» (в делопроизводстве Минстроя России)

13 Приложение 2. Типовой формализованный отчет: приложение к Приказу Минстроя России от 31 марта 2015 г. № 228/пр «Об организации наставничества в Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации» (в делопроизводстве Минстроя России)

14 Приложение 3. Типовой отчет: приложение к Приказу Минстроя России от 31 марта 2015 г. № 228/пр «Об организации наставничества в Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации» (в делопроизводстве Минстроя России)

15 Приложение 4. Типовой отчет об итогах наставничества: приложение к Приказу Минстроя России от 31 марта 2015 г. № 228/пр «Об организации наставничества в Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации» (в делопроизводстве Минстроя России)

16 Содержательная часть мероприятий может меняться (с учетом замещаемой должности, перечня должностных обязанностей и т.п.).

Приказ № 4306cт от 08.09.2020 о зачислении абитуриентов, поступающих на бюджетные места в пределах установленной Правительством Российской Федерации квоты на образование иностранных граждан и лиц без гражданства, в число студентов 1 курса по основным образовательным программам бакалавриата ТУСУРа очной формы обучения

Приказ № 4172cт от 31.08.2020 о зачислении абитуриентов, успешно прошедших вступительные испытания на места с оплатой стоимости обучения, в число студентов 1 курса по основным профессиональным образовательным программам специалитета ТУСУРа заочной формы обучения

Приказ № 4171cт от 31.08.2020 о зачислении абитуриентов, успешно прошедших вступительные испытания на места с оплатой стоимости обучения, в число студентов 1 курса по основным профессиональным образовательным программам бакалавриата ТУСУРа заочной формы обучения

Приказ №4154ст от 28.08.2020 о зачислении в число абитуриентов, успешно прошедших вступительные испытания на места с оплатой стоимости обучения, в число студентов 1 курса по основным профессиональным образовательным программам специалитета ТУСУРа заочной формы обучения

Приказ №4153ст от 28.08.2020 о зачислении в число абитуриентов, успешно прошедших вступительные испытания на места с оплатой стоимости обучения, в число студентов 1 курса по основным профессиональным образовательным программам бакалавриата ТУСУРа заочной формы обучения

Приказ №4151ст от 28.08.2020 о зачислении в число абитуриентов, успешно прошедших вступительные испытания на места с оплатой стоимости обучения, в число студентов 1 курса по основным профессиональным образовательным программам специалитета ТУСУРа очной формы обучения

Приказ №4150ст от 28.08.2020 о зачислении в число абитуриентов, успешно прошедших вступительные испытания на места с оплатой стоимости обучения, в число студентов 1 курса по основным профессиональным образовательным программам бакалавриата ТУСУРа очной формы обучения

Приказ №4149ст от 28.08.2020 о зачислении в число абитуриентов, успешно прошедших вступительные испытания на бюджетные места в пределах квоты приёма на целевое обучение, в число студентов 1 курса по основным профессиональным образовательным программам специалитета и бакалавриата ТУСУРа заочной формы обучения

Приказ №4148ст от 28.08.2020 о зачислении абитуриентов, успешно прошедших вступительные испытания на места в рамках КЦП, в число студентов 1 курса по основным профессиональным образовательным программам бакалавриата ТУСУРа заочной формы обучения

Приказ № 4034cт от 26.08.2020 во изменение приказа №3959ст от 24.08.2020, приказа №3912 от 19.08.2020, об исключении абитуриентов из списка для зачисления в число студентов 1 курса на места с оплатой стоимости обучения по основным профессиональным образовательным программам бакалавриата ТУСУРа очной формы обучения

Приказ № 4033cт от 26.08.2020 во изменение приказа №3926ст от 11.08.2020, об исключении абитуриентов из списка для зачисления в число студентов 1 курса на места с оплатой стоимости обучения по основным профессиональным образовательным программам бакалавриата ТУСУРа очной формы обучения

Приказ № 4032cт от 25.08.2020 во изменение приказа №3989ст от 24.08.2020, об исключении абитуриентов из списка для зачисления в число студентов 1 курса на места с оплатой стоимости обучения по основным профессиональным образовательным программам бакалавриата ТУСУРа очной формы обучения

Приказ № 4031cт от 26.08.2020 о зачислении абитуриентов, успешно прошедших вступительные испытания на места в рамках КЦП, в число студентов 1 курса по основным профессиональным образовательным программам специалитета ТУСУРа очной формы обучения

Приказ № 4030cт от 26.08.2020 о зачислении абитуриентов, успешно прошедших вступительные испытания на места в рамках КЦП, в число студентов 1 курса по основным профессиональным образовательным программам бакалавриата ТУСУРа очной формы обучения

Приказ № 4001cт от 25.08.2020 во изменение приказа №3986ст от 24.08.2020, об исключении абитуриентов из списка для зачисления в число студентов 1 курса на места в рамках КЦП по основным профессиональным образовательным программам специалитета ТУСУРа очной формы обучения

Приказ № 4000cт от 25.08.2020 во изменение приказа №3987ст от 24.08.2020, об исключении абитуриентов из списка для зачисления в число студентов 1 курса на места в рамках КЦП по основным профессиональным образовательным программам бакалавриата ТУСУРа очной формы обучения

Приказ № 3989cт от 24.08.2020 о зачислении абитуриентов, успешно прошедших вступительные испытания на места с оплатой стоимости обучения, в число студентов 1 курса по основным профессиональным образовательным программам бакалавриата ТУСУРа очной формы обучения

Приказ № 3988cт от 24.08.2020 о зачислении абитуриентов, успешно прошедших вступительные испытания на места с оплатой стоимости обучения, в число студентов 1 курса по основным профессиональным образовательным программам специалитета ТУСУРа очной формы обучения

Приказ № 3987cт от 24.08.2020 о зачислении абитуриентов, успешно прошедших вступительные испытания на места в рамках КЦП, в число студентов 1 курса по основным профессиональным образовательным программам бакалавриата ТУСУРа очной формы обучения

Приказ № 3986cт от 24.08.2020 о зачислении абитуриентов, успешно прошедших вступительные испытания на места в рамках КЦП, в число студентов 1 курса по основным профессиональным образовательным программам специалитета ТУСУРа очной формы обучения

Приказ № 3961cт от 22.08.2020 о зачислении абитуриентов, имеющих право на прием без вступительных испытаний, в число студентов 1 курса по основным профессиональным образовательным программам специалитета ТУСУРа очной формы обучения

Приказ № 3960cт от 22.08.2020 о зачислении абитуриентов, успешно прошедших вступительные испытания на бюджетные места в пределах квоты приёма на целевое обучение, в число студентов 1 курса по основным профессиональным образовательным программам специалитета ТУСУРа очной формы обучения

Приказ № 3959cт от 22.08.2020 о зачислении абитуриентов, успешно прошедших вступительные испытания на бюджетные места в пределах квоты приёма на целевое обучение, в число студентов 1 курса по основным профессиональным образовательным программам бакалавриата ТУСУРа очной формы обучения

Приказ № 3958cт от 22.08.2020 о зачислении абитуриентов, успешно прошедших вступительные испытания на бюджетные места в пределах особой квоты, в число студентов 1 курса по основным профессиональным образовательным программам специалитета ТУСУРа очной формы обучения

Приказ № 3957cт от 22.08.2020 о зачислении абитуриентов, успешно прошедших вступительные испытания на бюджетные места в пределах особой квоты, в число студентов 1 курса по основным профессиональным образовательным программам бакалавриата ТУСУРа очной формы обучения

Приказ № 3956cт от 22.08.2020 о зачислении абитуриентов, имеющих право на прием без вступительных испытаний, в число студентов 1 курса по основным профессиональным образовательным программам бакалавриата ТУСУРа очной формы обучения

Приказ №3915ст от 19.08.2020 о зачислении в число абитуриентов, успешно прошедших вступительные испытания на места с оплатой стоимости обучения, в число студентов 1 курса по основным профессиональным образовательным программам специалитета ТУСУРа заочной формы обучения

Приказ №3915ст от 19.08.2020 о зачислении в число абитуриентов, успешно прошедших вступительные испытания на места с оплатой стоимости обучения, в число студентов 1 курса по основным профессиональным образовательным программам бакалавриата ТУСУРа заочной формы обучения

Приказ №3913ст от 19.08.2020 о зачислении в число абитуриентов, успешно прошедших вступительные испытания на места с оплатой стоимости обучения, в число студентов 1 курса по основным профессиональным образовательным программам специалитета ТУСУРа очной формы обучения

Приказ №3912ст от 19.08.2020 о зачислении в число абитуриентов, успешно прошедших вступительные испытания на места с оплатой стоимости обучения, в число студентов 1 курса по основным профессиональным образовательным программам бакалавриата ТУСУРа очной формы обучения

Приказ № 3829ст от 11.08.2020 о зачислении в число абитуриентов, успешно прошедших вступительные испытания на места с оплатой стоимости обучения, в число студентов 1 курса по основным профессиональным образовательным программам специалитета ТУСУРа заочной формы обучения

Приказ № 3828ст от 11.08.2020 о зачислении в число абитуриентов, успешно прошедших вступительные испытания на места с оплатой стоимости обучения, в число студентов 1 курса по основным профессиональным образовательным программам бакалавриата ТУСУРа заочной формы обучения

Приказ № 3827ст от 11.08.2020 о зачислении в число абитуриентов, успешно прошедших вступительные испытания на места с оплатой стоимости обучения, в число студентов 1 курса по основным профессиональным образовательным программам специалитета ТУСУРа очной формы обучения

Приказ № 3826ст от 11.08.2020 о зачислении в число абитуриентов, успешно прошедших вступительные испытания на места с оплатой стоимости обучения, в число студентов 1 курса по основным профессиональным образовательным программам бакалавриата ТУСУРа очной формы обучения

Приказ № 3659ст от 28.07.2020 о зачислении абитуриентов, успешно прошедших вступительные испытания на места с оплатой стоимости обучения, в число студентов 1 курса по основным профессиональным образовательным программам бакалавриата ТУСУРа очной формы обучения

Приказ № 3430cт от 17.07.2020 о зачислении абитуриентов, поступающих на бюджетные места в пределах установленной правительством Российской Федерации квоты на образование иностранных граждан и лиц без гражданства, в число студентов 1 курса по основным образовательным программам бакалавриата ТУСУРа очной формы обучения

Приказ № 669cт от 14.02.2020 о зачислении абитуриентов, успешно прошедших вступительные испытания на места с оплатой стоимости обучения, в число студентов 1 курса по основным профессиональным образовательным программам бакалавриата ТУСУРа заочной формы обучения

Приказ № 668cт от 14.02.2020 о зачислении абитуриентов, успешно прошедших вступительные испытания на места с оплатой стоимости обучения, в число студентов 1 курса по основным профессиональным образовательным программам бакалавриата ТУСУРа очно-заочной формы обучения