Приказ минфина 2

Налоговая учетная политика на 2018 год

Изменения, вступающие в силу с 2018 года незначительны. Принять их во внимание необходимо тем налогоплательщикам, деятельности которых коснулись новые положения НК РФ. Нововведения следующие.

Учет расходов на приобретение основных средств

На период 2018–2022 годов расширен (за счет объектов водоснабжения и водоотведения) список объектов, для которых может применяться ускоренная амортизация со специальным коэффициентом, но не выше 3 (Федеральный закон от 30.09.2017 N 286-ФЗ). Но повышающий коэффициент может применяться к тем объектам, которые будут введены в эксплуатацию после 1 января 2018 года и только в отношении объектов, включенных в соответствующий перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ (пп. 4 п.2 ст. 259.3НК РФ в ред. с 01.01.2018, п.3 ст.5 Федерального закона от 30.09.2017 N 286-ФЗ). Если у компании есть такие объекты и она собирается применять специальный коэффициент при их амортизации, данное право следует закрепить в учетной политике.

С 1 января 2018 года в главу 25 НК РФ введено понятие «инвестиционный налоговый вычет» (Федеральный закон от 27.11.2017 № 335-ФЗ). Порядок его применения установлен новой ст. 286.1 НК РФ.

С 2018 года налогоплательщики вправе уменьшить налог на прибыль (авансовый платеж) на инвестиционный налоговый вычет (расходы на покупку (модернизацию) основных средств, относящихся к 3 — 7 амортизационным группам).

Указанные расходы можно будет вычитать полностью: до 90% из региональной части, до 10% — из федеральной части налога.

Но максимальный размер вычета по региональной части налога не может превышать разницы между исчисленной суммой налога без применения вычета и налогом, исчисленным по ставке 5% (если иная ставка не установлена субъектом РФ), т. е. 5% в бюджет субъекта РФ необходимо будет заплатить. Если вычет окажется больше налога, то неиспользованная часть переходит на следующие годы.

Инвестиционный вычет применяется к налогу, начиная с периода, в котором введен в эксплуатацию объект ОС, либо изменена его первоначальная стоимость.

Вместе с тем, объекты ОС в отношении которых налогоплательщик применил инвестиционный вычет не подлежат амортизации.

В случае продажи имущества, в отношении которого применялся инвестиционный вычет, после истечения срока его полезного использования доходом будет вся причитающаяся по договору сумма. Если же основное средство, по которому был применен инвестиционный налоговый вычет будет реализовано до истечения срока его полезного использования, налогоплательщику придется восстановить суммы налога, не уплаченного в связи с применением вычета, а также уплатить соответствующие пени. При этом в расходах будет учтена первоначальная стоимость такого основного средства.

Принимая решение об использовании инвестиционного налогового вычета необходимо учесть, что при камеральной проверке декларации налоговый орган вправе требовать пояснения и документы, касающиеся применения вычета (новый пункт 8.8 статьи 88 НК РФ).

Кроме того, сделки организации, которая применяет вычет, со своим взаимозависимым лицом будут признаваться контролируемыми при превышении доходов по сделкам за календарный год суммы в 60 млн рублей (подпункт 9 пункта 2 статьи 105.14 НК РФ).

Новой нормой установлено, что категории налогоплательщиков, имеющих право на налоговый вычет, будут определяться региональным законодательством. Субъекты РФ смогут определять и другие особенности предоставления инвестиционного налогового вычета.

Учитывая, что такие нововведения улучшают положения налогоплательщиков, субъекты РФ смогут принять соответствующие законы и распространить их действие на период с 1 января 2018 г. Однако, решение об использования вычета должно быть закреплено в учетной политике для целей налогообложения. Поскольку его применение — право налогоплательщика, а не обязательная норма.

Учет расходов на НИОКР

Произошли дополнения в правилах учета расходов на НИОКР (Федеральный закон от 18.07.2017 N 166-ФЗ). В частности, перечень затрат на НИОКР будет дополнен новыми видами расходов. Уточнен порядок признания расходов на НИОКР по Перечню, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 24.12.2008 N 988, которые разрешено учитывать при налогообложении с повышающим коэффициентом 1,5 (п. 7 ст. 262 НК РФ).

Сейчас такие затраты можно включать в состав прочих расходов того отчетного (налогового) периода, в котором завершены НИОКР или отдельные этапы работ. Однако с 01.01.2018 расходы по Перечню с коэффициентом 1.5 будут также формировать первоначальную стоимость амортизируемых НМА — исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, полученных в результате выполнения НИОКР. В налоговой учетной политике необходимо закрепить выбранный порядок признания расходов.

Правило 5% при раздельном учете входного НДС

С 1 января 2018 года вступают в силу поправки, касающиеся компаний, у которых есть облагаемые и не облагаемые НДС операции. Изменения в НК РФ внесены Федеральным законом от 27.11.2017 N 335-ФЗ.

Как известно, при осуществлении облагаемых и необлагаемых операций налогоплательщик обязан вести раздельный учет входного НДС. Но если расходы на необлагаемые операции в общей сумме расходов не превышают 5%, налогоплательщик вправе не вести раздельный учет и всю сумму НДС принять к вычету.

Выполнение «правила 5%» в налоговом периоде больше не позволит налогоплательщикам не вести раздельный учет входного НДС при осуществлении облагаемых и освобождаемых от налогообложения операций. Сохраниться лишь возможность принимать к вычету весь «общехозяйственный» НДС, т. е. НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным для использования одновременно и в облагаемых и необлагаемых операциях.

Напомним, что в настоящее время налоговые органы и Минфин РФ дают аналогичные разъяснения применения «правила 5%», опираясь на определение ВС РФ от 12.10.2016 N 305-КГ16-9537 по делу N А40-65178/2015. Верховный Суд РФ указал, что по товарам (работам, услугам), приобретенным исключительно для необлагаемых операций принять к вычету НДС нельзя, даже при соблюдении «правила 5%». С 1 января 2018 года позиция ВС РФ будет официально закреплена в п.4 ст.170 НК РФ.

Поэтому положения учетной политики для целей налогообложения на 2018 год в части ведения раздельного учета НДС нужно привести в соответствии с новой нормой статьи 170 НК РФ.

В завершении добавим, что по общему правилу изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обуславливается причиной такого изменения и оформляется приказом, распоряжением, стандартом организации, датированным декабрем 2017г.

При этом нет смысла переписывать в учетную политику то, что и так сказано в Налоговом кодексе или ПБУ. Вносить надо только те условия, в которых вы выбираете один из предложенных законодателем способов учета. Это справедливо и для изменений. Вписывать их в учетную политику необходимо, если поправки касаются способов учета, которые применяет ваша организация.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(МИНФИН РОССИИ)
ПРИКАЗ

22.12.2017 № 249н

Зарегистрирован в Минюсте России

30 января 2018 г. рег. № 49820

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЕЙ ДОЛЖНОСТЕЙ, ЗАМЕЩЕНИЕ КОТОРЫХ ВЛЕЧЕТ ЗА СОБОЙ РАЗМЕЩЕНИЕ СВЕДЕНИЙ О ДОХОДАХ, РАСХОДАХ, ОБ ИМУЩЕСТВЕ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВАХ ИМУЩЕСТВЕННОГО ХАРАКТЕРА ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РАБОТНИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ, СОЗДАННЫХ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАЧ, ПОСТАВЛЕННЫХ ПЕРЕД МИНИСТЕРСТВОМ ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, А ТАКЖЕ СВЕДЕНИЙ О ДОХОДАХ, РАСХОДАХ, ОБ ИМУЩЕСТВЕ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВАХ ИМУЩЕСТВЕННОГО ХАРАКТЕРА ИХ СУПРУГ (СУПРУГОВ) И НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ НА ОФИЦИАЛЬНОМ САЙТЕ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Список изменяющих документов (в редакции приказа Минфина России от 25 февраля 2020 г. № 30н)

В соответствии с подпунктом «а» пункта 7 Указа Президента Российской Федерации от 8 июля 2013 г. № 613 «Вопросы противодействия коррупции» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 28, ст. 3813; № 49,
ст. 6399; 2014, № 26, ст. 3518; 2015, № 29, ст. 4477) и требованиями к должностям, замещение которых влечет за собой размещение сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 7 октября 2013 г. № 530н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации
25 декабря 2013 г., регистрационный № 30803), приказываю:

1. Утвердить:

перечень должностей, замещение которых влечет за собой размещение сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера федеральных государственных гражданских служащих Министерства финансов Российской Федерации, а также сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера их супруг (супругов) и

несовершеннолетних детей на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации, согласно приложению № 1;

перечень должностей, замещение которых влечет за собой размещение сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера работников организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством финансов Российской Федерации, а также сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации, согласно приложению № 2.

2. Признать утратившими силу приказы Министерства финансов Российской Федерации:

от 24 апреля 2014 г. № 32н «Об утверждении перечней должностей, замещение которых влечет за собой размещение сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера федеральных государственных гражданских служащих Министерства финансов Российской Федерации и работников организаций, находящихся в ведении Министерства финансов Российской Федерации, а также сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 2 июня 2014 г., регистрационный № 32525);

от 26 января 2015 г. № 15н «О внесении изменений в перечень должностей, замещение которых влечет за собой размещение сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера федеральных государственных гражданских служащих Министерства финансов Российской Федерации, а также сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации, утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 24 апреля 2014 г. № 32н» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 12 февраля 2015 г., регистрационный № 35987);

от 9 декабря 2016 г. № 233н «О внесении изменений в пункт 2 перечня должностей, замещение которых влечет за собой размещение сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера федеральных государственных гражданских служащих Министерства финансов Российской Федерации, а также сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 24 апреля 2014 г. № 32н» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 21 декабря 2016 г., регистрационный № 44847).

Министр

А.Г.СИЛУАНОВ

Приложение № 1
к приказу Министерства финансов
Российской Федерации
от 22.12.2017 № 249н

ПЕРЕЧЕНЬ ДОЛЖНОСТЕЙ, ЗАМЕЩЕНИЕ КОТОРЫХ ВЛЕЧЕТ ЗА СОБОЙ РАЗМЕЩЕНИЕ СВЕДЕНИЙ О ДОХОДАХ, РАСХОДАХ, ОБ ИМУЩЕСТВЕ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВАХ ИМУЩЕСТВЕННОГО ХАРАКТЕРА ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, А ТАКЖЕ СВЕДЕНИЙ О ДОХОДАХ, РАСХОДАХ, ОБ ИМУЩЕСТВЕ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВАХ ИМУЩЕСТВЕННОГО ХАРАКТЕРА ИХ СУПРУГ (СУПРУГОВ) И НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ НА ОФИЦИАЛЬНОМ САЙТЕ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Должности федеральной государственной гражданской службы:

первый заместитель Министра;

статс-секретарь — заместитель Министра;

заместитель Министра;

директор департамента;

заместитель директора департамента;

заместитель директора департамента — начальник отдела в департаменте;

помощник Министра;

советник Министра;

начальник отдела в департаменте;

начальник отдела в департаменте — главный бухгалтер;

референт.

2. Отдельные должности федеральной государственной гражданской службы в структурных подразделениях Министерства финансов Российской Федерации, в случае если исполнение должностных обязанностей по ним предусматривает участие в качестве председателя, заместителя председателя, секретаря, члена коллегиального органа, образованного в Министерстве финансов Российской Федерации, в полномочия которого входит: распределение бюджетных ассигнований, субсидий, межбюджетных трансфертов, а также распределение ограниченных ресурсов; осуществление государственных закупок либо выдача лицензий и разрешений; списание объектов движимого и недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве оперативного управления за Министерством финансов Российской Федерации:

2.1. Заместитель начальника отдела в департаменте.

2.2. Заместитель начальника отдела в департаменте – заместитель главного бухгалтера.

2.3. Департамент управления делами и контроля:

2.3.1. Отдел по обеспечению деятельности Министра и заместителей Министра: ведущий советник, советник, ведущий консультант, консультант.

2.3.2. Отдел секретного делопроизводства: ведущий советник, советник, ведущий консультант, консультант, главный специалист-эксперт, ведущий специалист-эксперт, специалист-эксперт, специалист 1 разряда.

2.4. Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе:

2.4.1. Отдел анализа качества финансового менеджмента: ведущий советник, советник, ведущий консультант, консультант, главный специалист-эксперт, ведущий специалист-эксперт, специалист-эксперт.

2.5. Департамент налоговой и таможенной политики:

2.5.1. Отдел международных налоговых отношений: ведущий советник, советник, ведущий консультант, консультант, главный специалист-эксперт, ведущий специалист-эксперт, специалист-эксперт.

2.6. Департамент финансовой политики:

2.6.1. Отдел регулирования финансовых рынков: ведущий советник, советник, ведущий консультант, консультант (в должностные обязанности которых входит участие в реализации функций Министерства финансов Российской Федерации по регулированию деятельности по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, в том числе средств выплатного резерва и средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым установлена срочная пенсионная выплата).

2.6.2. Отдел организации компенсационных выплат: ведущий советник, советник.

2.7. Департамент межбюджетных отношений:

2.7.1. Сводный отдел: ведущий советник, советник.

2.7.2. Отдел организации бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации: ведущий советник, советник.

2.7.3. Отдел мониторинга и взаимоотношений с бюджетами субъектов Российской Федерации: ведущий советник, советник.

2.7.4. Отдел муниципальных образований: ведущий советник, советник.

2.7.5. Отдел реформы жилищно-коммунального хозяйства: ведущий советник, советник.

2.7.6. Отдел методологии межбюджетных отношений: ведущий советник, советник.

2.7.7. Отдел резервных фондов: ведущий советник, советник.

2.7.8. Отдел государственных программ регионального развития: ведущий советник, советник.

2.8. Правовой департамент:

2.8.1. Отдел исполнения судебных актов и анализа судебной практики: ведущий советник, советник, ведущий консультант, консультант, главный специалист-эксперт, ведущий специалист-эксперт.

2.8.2. Отдел судебно-претензионной работы и правового обеспечения бюджетной политики в отраслях социальной сферы и государственного управления: ведущий советник, советник, ведущий консультант, консультант, главный специалист-эксперт, ведущий специалист-эксперт.

2.9. Департамент бюджетной политики в сфере государственной военной и правоохранительной службы и государственного оборонного заказа:

2.10. Административный департамент:

2.10.1. Отдел материально-технического обеспечения и транспорта и организационного обеспечения международных мероприятий Министерства: ведущий советник, советник, ведущий консультант, консультант.

2.10.2. Отдел социального обеспечения: ведущий советник, советник, ведущий консультант, консультант, главный специалист-эксперт, ведущий специалист-эксперт.

2.10.3. Отдел капитального строительства, ремонта, гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций: ведущий советник, советник, ведущий консультант, консультант.

2.10.4. Отдел по управлению имуществом Минфина России и подведомственных организаций: ведущий советник, советник, ведущий консультант, консультант.

2.11. Департамент информационных технологий в сфере управления государственными и муниципальными финансами и информационного обеспечения бюджетного процесса:

2.11.1. Отдел межведомственной координации в сфере систематизации и кодирования информации: советник.

2.12. Департамент государственного регулирования в сфере производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней и валютного контроля:

2.12.1. Отдел нормативного-правового регулирования отрасли драгоценных металлов и драгоценных камней: ведущий советник, советник, ведущий консультант, консультант, главный специалист-эксперт.

2.12.2. Отдел обеспечения контроля в сфере драгоценных металлов и драгоценных камней: ведущий советник, советник, ведущий консультант, консультант, главный специалист-эксперт, ведущий специалист-эксперт, специалист-эксперт.

2.12.3. Отдел нормативно-правового регулирования валютной сферы и валютного контроля: консультант.

2.13. Департамент проектного управления и развития персонала:

2.13.1. Отдел кадров и прохождения государственной службы в Минфине России: ведущий советник, советник (в должностные обязанности которых входит участие в организации и проведении конкурсов на включение в кадровый резерв и замещение вакантных должностей федеральной государственной гражданской службы в Минфине России).

2.13.2. Отдел по профилактике коррупционных и иных правонарушений: ведущий советник, советник, ведущий консультант, консультант, главный специалист-эксперт.

Приложение № 2
к приказу Министерства финансов
Российской Федерации
от 22.12.2017 № 249н

ПЕРЕЧЕНЬ ДОЛЖНОСТЕЙ, ЗАМЕЩЕНИЕ КОТОРЫХ ВЛЕЧЕТ ЗА СОБОЙ РАЗМЕЩЕНИЕ СВЕДЕНИЙ О ДОХОДАХ, РАСХОДАХ, ОБ ИМУЩЕСТВЕ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВАХ ИМУЩЕСТВЕННОГО ХАРАКТЕРА РАБОТНИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ, СОЗДАННЫХ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАЧ, ПОСТАВЛЕННЫХ ПЕРЕД МИНИСТЕРСТВОМ ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, А ТАКЖЕ СВЕДЕНИЙ О ДОХОДАХ, РАСХОДАХ, ОБ ИМУЩЕСТВЕ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВАХ ИМУЩЕСТВЕННОГО ХАРАКТЕРА ИХ СУПРУГ (СУПРУГОВ) И НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ НА ОФИЦИАЛЬНОМ САЙТЕ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Руководитель. <**>

2. Первый заместитель руководителя. <**>

3. Заместитель руководителя. <**>

4. Главный бухгалтер. <**>

<**> Независимо от наименования должности в штатном расписании организации.

5. Руководитель контрактной службы организации (контрактный управляющий). <***>

<***> Независимо от наименования структурного подразделения организации, на которое возложены функции по планированию и осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд, и наименования должности его руководителя (ответственного должностного лица) в штатном расписании организации.

Зарегистрировано в Минюсте России 24 мая 2016 г. N 42238

О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЗАКАЗЧИКОМ В 2016 ГОДУ СПИСАНИЯ НАЧИСЛЕННЫХ СУММ НЕУСТОЕК (ШТРАФОВ, ПЕНЕЙ)

В соответствии с пунктом 5 постановления Правительства Российской Федерации от 14 марта 2016 г. N 190 «О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2016 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 12, ст. 1669) приказываю:

утвердить прилагаемый Порядок списания заказчиком в 2016 году начисленных сумм неустоек ( штрафов, пеней ) по контрактам, заключенным в целях обеспечения федеральных нужд.

Министр
А.Г. СИЛУАНОВ

УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства финансов
Российской Федерации
от 12.04. 2016 г. N 44н

ПОРЯДОК СПИСАНИЯ ЗАКАЗЧИКОМ В 2016 ГОДУ НАЧИСЛЕННЫХ СУММ НЕУСТОЕК (ШТРАФОВ, ПЕНЕЙ) ПО КОНТРАКТАМ, ЗАКЛЮЧЕННЫМ В ЦЕЛЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ НУЖД

2. Задолженность подлежит списанию в соответствии с настоящим Порядком в следующих случаях:

а) если общая сумма неуплаченной задолженности не превышает 5 процентов цены контракта;

б) если общая сумма неуплаченной задолженности превышает 5 процентов цены контракта, но составляет не более 20 процентов цены контракта, и до окончания 2016 года поставщик (подрядчик, исполнитель) уплатил 50 процентов задолженности.

3. Списание задолженности осуществляется на основании учетных данных заказчика, имеющих документальное подтверждение. Заказчик в целях списания задолженности обеспечивает сверку с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) неуплаченной задолженности.

4. При наличии документа о подтвержденных сторонами контракта расчетах по начисленной и неуплаченной задолженности, основанием для принятия решения о списании задолженности является:

а) в случае, предусмотренном подпунктом «а» пункта 2 настоящего Порядка, — исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (за исключением гарантийных обязательств) по контракту в полном объеме в 2015 или 2016 году, подтвержденное актом приемки или иным документом;

б) в случае, предусмотренном подпунктом «б» пункта 2 настоящего Порядка, в дополнение к основанию и документам, указанным в подпункте «а» настоящего пункта, — информация администратора доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) о зачислении уплаченных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) сумм задолженности в федеральный бюджет (бюджет государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) (если задолженность возникла перед государственным заказчиком) или информация о зачислении средств, уплаченных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на счет заказчика (если задолженность возникла перед федеральным государственным бюджетным, автономным учреждением, федеральным государственным унитарным предприятием).

В случае, если государственный заказчик не осуществляет полномочия администратора доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) от применения мер гражданско-правовой ответственности по государственному контракту в части образовавшейся задолженности, то информация о зачислении уплаченных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) сумм задолженности направляется государственному заказчику администратором доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), наделенным соответствующими полномочиями, в порядке, установленном правовым актом соответствующего главного администратора доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации).

5. В случае если поставщик (подрядчик, исполнитель) не подтвердил наличие задолженности, принятие решения о ее списании не допускается.

6. При возникновении оснований и наличии документов, указанных в пунктах 2 — 4 настоящего Порядка, заказчик оформляет решение о списании задолженности и не позднее 20 рабочих дней со дня наступления соответствующего основания направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) уведомление о списании начисленной и неуплаченной задолженности с указанием ее размера по форме согласно приложению к настоящему Порядку.

7. Формирование уведомления, указанного в пункте 6 настоящего Порядка, осуществляется заказчиком в соответствии с информацией и документами, включенными в реестр контрактов в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 24 ноября 2014 г. N 136н «О Порядке формирования информации, а также обмена информацией и документами между заказчиком и Федеральным казначейством в целях ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 26 февраля 2015 г., регистрационный N 36216; официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 27 февраля 2015 г.) <1>.

<1> С изменениями, внесенными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 августа 2015 г. N 137н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 23 сентября 2015 г., регистрационный N 38971; официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 25 сентября 2015 г.)

8. Решение о списании задолженности принимается комиссией по поступлению и выбытию активов заказчика и оформляется внутренним распорядительным документом заказчика (приказом, распоряжением), содержащим информацию о неуплаченной задолженности, включенную в реестр контрактов, и обязательные реквизиты первичных учетных документов в соответствии с пунктом 7 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. N 157н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 30 декабря 2010 г., регистрационный N 19452; Российская газета, 2011, 19 января) <2>.

<2> С изменениями, внесенными приказами Министерства финансов Российской Федерации от 12 октября 2012 г. N 134н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 10 декабря 2012 г., регистрационный N 26060; Российская газета, 2012, 21 декабря), от 29 августа 2014 г. N 89н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 20 октября 2014 г., регистрационный N 34361; Российская газета, 2014, 5 ноября), от 6 августа 2015 г. N 124н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 августа 2015 г., регистрационный N 38719; официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 1 сентября 2015 г.), от 1 марта 2016 г. N 16н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 25 марта 2016 г., регистрационный N 41570; официальный интернет- портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 30 марта 2016 г.)

9. Государственный заказчик, не осуществляющий полномочия администратора доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) от применения мер гражданской ответственности по государственному контракту в части образовавшейся задолженности, не позднее трех рабочих дней после осуществления списания задолженности направляет администратору доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), указанному в абзаце четвертом пункта 4 настоящего Порядка, информацию о произведенном списании задолженности с указанием суммы списанной задолженности и кода классификации доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Приложение
к Порядку списания заказчиком в 2016 году
начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)
по контрактам, заключенным в целях обеспечения
федеральных нужд, утвержденному приказом
Министерства финансов Российской Федерации
от 12.04. 2016 г. N 44н

(Рекомендуемый образец)

КОДЫ
от «___»____________ 20__ г. Дата
Наименование заказчика ИНН
(полное наименование)
КПП
(сокращенное наименование)
дата постановки на учет
Наименование организационно-правовой формы заказчика по ОКОПФ
Место нахождения заказчика по ОКТМО
Наименование поставщика (подрядчика, исполнителя) ИНН
(полное наименование юридического лица/ фамилия, имя, отчество физического лица)
КПП
(сокращенное наименование юридического лица)
дата постановки на учет
Наименование организационно-правовой формы поставщика (подрядчика, исполнителя) по ОКОПФ
Место нахождения поставщика (подрядчика, исполнителя) по ОКТМО
(по ОКСМ)
Номер контракта
Дата заключения контракта
Номер реестровой записи в реестре контрактов
Руководитель заказчика (уполномоченное лицо)
(должность) (подпись) (расшифровка подписи)
«___»______________ 20__ г. М.П.

Зарегистрировано в Минюсте России 24 ноября 2008 г. N 12717

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИПРИКАЗ от 24.10.08 N 116нОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ «УЧЕТ ДОГОВОРОВ СТРОИТЕЛЬНОГО ПОДРЯДА» (ПБУ 2/2008)

(в ред. Приказов Минфина России от 23.04.2009 N 35н,
от 25.10.2010 N 132н, от 08.11.2010 N 144н, от 27.04.2012 N 55н, от 06.04.2015 N 57н)

В целях совершенствования нормативно-правового регулирования в сфере бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности и в соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3258; N 49, ст. 4908; 2005, N 23, ст. 2270; N 52, ст. 5755; 2006, N 32, ст. 3569; N 47, ст. 4900; 2007, N 23, ст. 2801; N 45, ст. 5491; 2008, N 5, ст. 411), приказываю:

1. Утвердить прилагаемое Положение по бухгалтерскому учету «Учет договоров строительного подряда» (ПБУ 2/2008).

2. Установить, что настоящий Приказ вступает в силу с бухгалтерской отчетности 2009 года.

Заместитель
Председателя Правительства
Российской Федерации —
Министр финансов
Российской Федерации
А.Л.КУДРИН
Приложение

ПОЛОЖЕНИЕ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ «УЧЕТ ДОГОВОРОВ СТРОИТЕЛЬНОГО ПОДРЯДА» (ПБУ 2/2008)

(в ред. Приказов Минфина России от 23.04.2009 N 35н,
от 25.10.2010 N 132н, от 08.11.2010 N 144н,
от 27.04.2012 N 55н, от 06.04.2015 N 57н)
I. Общие положения

1. Настоящее Положение устанавливает особенности порядка формирования в бухгалтерском учете и раскрытия в бухгалтерской отчетности информации о доходах, расходах и финансовых результатах организациями (за исключением кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений), являющимися юридическими лицами по законодательству Российской Федерации и выступающими в качестве подрядчиков либо в качестве субподрядчиков (далее — организации) в договорах строительного подряда (далее — договор), длительность выполнения которых составляет более одного отчетного года (долгосрочный характер) или сроки начала и окончания которых приходятся на разные отчетные годы.
(в ред. Приказа Минфина России от 25.10.2010 N 132н)

2. Настоящее Положение распространяется также на договоры оказания услуг в области архитектуры, инженерно-технического проектирования в строительстве и иных услуг, неразрывно связанных со строящимся объектом, на выполнение работ по восстановлению зданий, сооружений, судов, по ликвидации (разборке) их, включая связанное с ней восстановление окружающей среды, длительность выполнения которых составляет более одного отчетного года (долгосрочный характер) или сроки начала и окончания которых приходятся на разные отчетные годы.
(в ред. Приказа Минфина России от 23.04.2009 N 35н)

2.1. Настоящее Положение может не применяться организациями, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность.
(п. 2.1 введен Приказом Минфина России от 08.11.2010 N 144н, в ред. Приказов Минфина России от 27.04.2012 N 55н, от 06.04.2015 N 57н)

II. Объекты бухгалтерского учета по договорам

3. Бухгалтерский учет доходов, расходов и финансовых результатов ведется отдельно по каждому исполняемому договору.

4. В случае, когда одним договором предусмотрено строительство комплекса объектов для одного или нескольких заказчиков по единому проекту, для целей бухгалтерского учета строительство каждого объекта должно рассматриваться как отдельный договор при соблюдении одновременно следующих условий:

а) на строительство каждого объекта имеется техническая документация;

б) по каждому объекту могут быть достоверно определены доходы и расходы.

5. Два и более договоров, заключенных организацией с одним или несколькими заказчиками, должны рассматриваться для целей бухгалтерского учета как один договор при соблюдении одновременно следующих условий:

а) в силу взаимосвязи отдельные договоры фактически относятся к единому проекту с нормой прибыли, определенной в целом по договорам;

б) договоры исполняются одновременно или последовательно (непрерывно следуя один за другим).

6. В случае, когда при исполнении договора в техническую документацию вносится дополнительный объект строительства (дополнительные работы), для целей бухгалтерского учета строительство дополнительного объекта (выполнение дополнительных работ) должно рассматриваться как отдельный договор при соблюдении хотя бы одного из следующих условий:

а) дополнительный объект (дополнительные работы) по конструкционным, технологическим или функциональным характеристикам существенно отличается от объектов, предусмотренных договором;

б) цена строительства дополнительного объекта (дополнительных работ) определена на основе согласованной сторонами дополнительной сметы.

III. Признание доходов и расходов по договору

8. Величина выручки по договору определяется исходя из стоимости работ по определенной в договоре цене, корректируемой в случаях и на условиях, предусмотренных договором, в связи с:

  • возникающими в ходе исполнения договора согласованными сторонами изменениями стоимости работ по договору (далее — отклонения), которые обуславливаются либо использованием более качественных и дорогостоящих строительных материалов и конструкций, а также выполнением работ более сложных по сравнению с предусмотренными в технической документации или работ, не предусмотренных в технической документации (увеличение выручки по договору), либо неисполнением каких-либо работ, предусмотренных в технической документации (уменьшение выручки по договору);
  • предъявляемыми организацией к заказчикам и иным лицам, указанным в договоре, требованиями (далее — претензии): о возмещении затрат, не учтенных в смете, которые организация была вынуждена понести в связи с действиями (бездействием) указанных лиц; о возмещении разумных расходов, понесенных в связи с установлением и устранением дефектов в технической документации, предоставленной заказчиком или проектной организацией (например, в связи с обнаружением в ходе строительства подпочвенных вод), в связи с задержкой или остановкой работы из-за неоказания заказчиком организации содействия, предусмотренного условиями договора (например, по передаче организации в пользование необходимых для выполнения работ зданий и сооружений, обеспечению временной подводки сетей энергоснабжения, водопровода) и т.д. (увеличение выручки по договору);
  • выплачиваемыми организации дополнительно сверх сметы по условиям договора суммами (далее — поощрительные платежи), например, за сокращение сроков строительства и др. (увеличение выручки по договору).

9. Выручка по договору корректируется на суммы отклонений, претензий и поощрительных платежей, если существует уверенность, что такие суммы будут признаны заказчиками или иными лицами, указанными в договоре, которым они предъявлены, и сумма их может быть достоверно определена.

11. Расходами по договору являются понесенные организацией за период с начала исполнения договора до его завершения:

  • расходы, связанные непосредственно с исполнением договора (прямые расходы по договору);
  • часть общих расходов организации на исполнение договоров, приходящаяся на данный договор (косвенные расходы по договору);
  • расходы, не относящиеся к строительной деятельности организации, но возмещаемые заказчиком по условиям договора (прочие расходы по договору).

12. В состав прямых расходов по договору, помимо фактически понесенных, включаются ожидаемые неизбежные расходы (далее — предвиденные расходы), возмещаемые заказчиком по условиям договора. Предвиденные расходы принимаются к учету либо по мере их возникновения в процессе выполнения работ по строительству (по устранению недоделок в проектах и строительно-монтажных работах, по разборке оборудования из-за дефектов антикоррозийной защиты и т.п.), либо путем образования резерва на покрытие предвиденных расходов (на гарантийное обслуживание и гарантийный ремонт созданного объекта и т.п.).

Резерв на покрытие предвиденных расходов образуется при условии, что такие расходы могут быть достоверно определены.

Не связанные непосредственно с исполнением договора доходы организации, полученные при исполнении других видов договоров, в выручку по договору не включаются и учитываются как прочие доходы либо относятся в уменьшение прямых расходов по договору. К таким доходам относятся, например:

  • доходы по договору купли-продажи от продажи организацией излишних строительных материалов и конструкций, приобретенных для исполнения договора;
  • доходы в виде арендной платы за сданные в аренду другим лицам строительные машины и оборудование, которые временно не используются для исполнения договора.

13. Косвенные расходы по договору включаются в расходы по каждому договору путем распределения общих расходов организации на исполнение договоров. Способы распределения между договорами косвенных расходов определяются организацией самостоятельно (например, путем расчетов с использованием сметных норм и расценок, отражающих современный уровень производственных, технологических и организационных нормативов в строительстве) и применяются систематически и последовательно.

14. Прочие расходы по договору могут включать отдельные виды расходов на общее управление организацией, на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, другие расходы, возмещение которых заказчиком специально предусмотрено в договоре.

15. Расходы, связанные непосредственно с подготовкой и подписанием договора (на разработку технико-экономического обоснования, подготовку договора страхования рисков строительных работ и т.п.), понесенные организацией до даты его подписания, включаются в расходы по договору, если они могут быть достоверно определены и если в отчетном периоде, в котором они возникли, существует вероятность, что договор будет подписан. При несоблюдении данных условий указанные расходы признаются прочими расходами того периода, в котором они понесены.

16. Расходы по договору признаются в том отчетном периоде, в котором они понесены. При этом расходы, относящиеся к выполненным по договору работам, учитываются как затраты на производство, а расходы, понесенные в связи с предстоящими работами, — как расходы будущих периодов. По мере признания выручки по договору расходы по договору списываются для определения финансового результата отчетного периода в порядке, установленном настоящим Положением.

IV. Признание финансового результата

17. Выручка по договору и расходы по договору признаются способом «по мере готовности», если финансовый результат (прибыль или убыток) исполнения договора на отчетную дату может быть достоверно определен.

Способ «по мере готовности» предусматривает, что выручка по договору и расходы по договору определяются исходя из подтвержденной организацией степени завершенности работ по договору на отчетную дату и признаются в отчете о финансовых результатах в тех же отчетных периодах, в которых выполнены соответствующие работы независимо от того, должны или не должны они предъявляться к оплате заказчику до полного завершения работ по договору (этапа работ, предусмотренного договором).
(в ред. Приказа Минфина России от 06.04.2015 N 57н)

В случае, когда достоверное определение финансового результата исполнения договора в какой-то отчетный период невозможно, выручка по договору признается в соответствии с пунктом 23 настоящего Положения.

18. Независимо от предусмотренного договором порядка определения цены подлежащих выполнению работ необходимыми и достаточными условиями достоверного определения финансового результата исполнения договора являются:

  • уверенность, что организация получит экономические выгоды, связанные с договором;
  • возможность идентификации и достоверного определения понесенных расходов по договору.

19. В случае, когда договор предусматривает уплату заказчиком твердой цены за выполнение всей обусловленной договором работы или цены, определяемой исходя из фиксированной в договоре расценки за каждую единицу выполняемой работы (конструкции, вида работ и др.), в дополнение к установленным пунктом 18 настоящего Положения необходимыми и достаточными условиями достоверного определения финансового результата исполнения договора являются:

  • возможность достоверного определения общей суммы выручки по договору;
  • возможность идентификации и достоверного определения расходов, необходимых для завершения работ по договору;
  • возможность определения степени завершенности работ по договору на отчетную дату;
  • соизмеримость фактической величины расходов по договору с ранее произведенными оценками этих расходов.

Правила настоящего пункта применяются также в случае, когда договор предусматривает смешанный порядок определения цены подлежащих выполнению работ (например, как в договоре, предусматривающем возмещение заказчиком всех расходов, понесенных организацией в связи с выполнением предусмотренных договором работ, а также уплату процента от этих расходов одновременно с согласованной максимальной ценой подлежащей выполнению работы).

20. Для признания выручки по договору и расходов по договору способом «по мере готовности» организация может использовать следующие способы определения степени завершенности работ по договору на отчетную дату:

  • по доле выполненного на отчетную дату объема работ в общем объеме работ по договору (например, путем экспертной оценки объема выполненных работ или путем подсчета доли, которую составляет объем выполненных работ в натуральном выражении (в километрах дорожного полотна, кубометрах бетона и т.п.) в общем объеме работ по договору);
  • по доле понесенных на отчетную дату расходов в расчетной величине общих расходов по договору (например, путем подсчета доли понесенных расходов в натуральном и стоимостном измерителе в расчетной величине общих расходов по договору в том же измерителе).

21. При определении степени завершенности работ по договору на отчетную дату по доле понесенных на отчетную дату расходов в расчетной величине общих расходов по договору:

  • понесенные на отчетную дату расходы подсчитываются только по выполненным работам. Расходы, понесенные в счет предстоящих работ по договору (например, стоимость материалов, переданных для выполнения работ, но еще не использованных для исполнения договора, арендная плата, перечисленная в отчетном периоде, но относящаяся к будущим отчетным периодам), и авансовые платежи организациям, выступающим в качестве субподрядчиков по договору, не включаются в сумму понесенных на отчетную дату расходов;
  • расчетная величина общих расходов по договору исчисляется как сумма всех фактически понесенных на отчетную дату расходов и расчетной величины расходов, которые предстоит понести для завершения работ по договору.

22. Если на отчетную дату у организации возникли сомнения в поступлении сумм, включенных в выручку по договору в соответствии с пунктами 8 и 9 настоящего Положения (отклонений, претензий, поощрительных платежей) и отраженных в отчете о финансовых результатах за предыдущие отчетные периоды, то суммы, в отношении поступления которых возникли сомнения, признаются расходами по обычным видам деятельности отчетного периода. Корректировка выручки по договору, признанной в предыдущие отчетные периоды, на эти суммы не производится.
(в ред. Приказа Минфина России от 06.04.2015 N 57н)

23. В случае, когда достоверное определение финансового результата исполнения договора в какой-то отчетный период (например, на начальном этапе исполнения договора, когда уточняются условия договора, касающиеся величины расходов, возмещаемых заказчиком) невозможно, но существует вероятность, что расходы, понесенные при исполнении договора, будут возмещены, выручка по договору признается в отчете о финансовых результатах в величине, равной сумме понесенных расходов, которые в этот отчетный период считаются возможными к возмещению.
(в ред. Приказа Минфина России от 06.04.2015 N 57н)

Расходы, вероятность возмещения которых отсутствует (например, по договорам, которые могут быть признаны недействительными сделками или по которым стороны не могут выполнить свои договорные обязательства), признаются расходами по обычным видам деятельности отчетного периода.

Если на отчетную дату существует неопределенность в возможности поступления всех предполагавшихся по договору отклонений, претензий, поощрительных платежей, то сумма, которая может быть не получена организацией (ожидаемый убыток), признается расходами по обычным видам деятельности отчетного периода (без уменьшения суммы ранее признанной выручки по договору). При этом величина ожидаемого убытка признается независимо от того, на какой стадии исполнения договора возник ожидаемый убыток. При устранении неопределенности в достоверном определении финансового результата выручка по договору и расходы по договору признаются в порядке, предусмотренном пунктами 17 — 21 настоящего Положения, независимо от того, на какой стадии исполнения договора устранена неопределенность.

24. В случае, если документально подтвержденные расходы по договору не возмещаются заказчиком, выявленная (ожидаемая) сумма превышения величины расходов по договору над величиной выручки по договору (ожидаемый убыток) признается в соответствующем отчетном периоде.

25. При применении способа «по мере готовности» в каждом отчетном периоде определение выручки по договору, расходов по договору и финансового результата по договору производится с учетом выручки по договору и расходов по договору, признанных в предыдущие отчетные периоды по указанному договору.

26. В бухгалтерском учете организации выручка по договору, признанная способом «по мере готовности», учитывается до полного завершения работ (этапа) как отдельный актив — «не предъявленная к оплате начисленная выручка».

В случае, если в соответствии с договором организация может в ходе исполнения договора выставлять заказчику промежуточные счета на оплату выполненных работ, начисленная выручка по предъявленным к оплате работам списывается на дебиторскую задолженность по мере выставления промежуточных счетов заказчику.

Если договором предусмотрено, что часть суммы за выполненные работы не подлежит оплате до выполнения определенных условий или до устранения выявленных недостатков работы, то такая сумма должна быть выделена в промежуточном счете.

Не предъявленная к оплате начисленная выручка списывается на дебиторскую задолженность при выставлении заказчику счета на оплату завершенных работ по договору.

V. Раскрытие информации в бухгалтерской отчетности

27. В бухгалтерской отчетности организации раскрывается следующая информация по договорам, исполнявшимся в отчетном периоде:

  • сумма признанной в отчетном периоде выручки по договору;
  • способы определения признанной в отчетном периоде выручки по договору.

28. В бухгалтерской отчетности организации раскрывается следующая информация по каждому договору, не завершенному на отчетную дату:

  • общая сумма понесенных расходов и признанных прибылей (за вычетом признанных убытков) на отчетную дату;
  • сумма полученной предварительной оплаты, авансов, задатка на отчетную дату;
  • сумма за выполненные работы, не предъявленная заказчику до выполнения определенных условий или до устранения выявленных недостатков работы на отчетную дату.

29. Разница между величиной не предъявленной к оплате начисленной выручки, которая признана в отчете о финансовых результатах за предыдущие и/или текущий отчетные периоды, и величиной начисленной выручки по предъявленным к оплате промежуточным счетам отражается развернуто в бухгалтерском балансе организации:
(в ред. Приказа Минфина России от 06.04.2015 N 57н)

  • в качестве актива — не предъявленная к оплате начисленная выручка (если разница положительная);
  • в качестве обязательства — задолженность перед заказчиками (если разница отрицательная).