Приказ МЧС 382

Утверждаемая методика устанавливает порядок определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях. Она распространяется на здания определенных классов функциональной пожарной опасности. Это все здания, предназначенные для постоянного проживания и временного пребывания людей (Ф1.1 — Ф1.4), здания зрелищных и культурно-просветительных учреждений (Ф2.1 — Ф2.4), организаций по обслуживанию населения (Ф3.1 — Ф3.6), научных и образовательных учреждений, научных и проектных организаций, органов управления учреждений (Ф4.1 — Ф4.4).

Расчеты по оценке пожарного риска проводятся путем сопоставления его расчетных величин с нормативным значением, установленным техрегламентом о требованиях пожарной безопасности. Расчетные величины определяются на основании анализа пожарной опасности зданий, частоты реализации пожароопасных ситуаций, построения полей опасных факторов пожара. Также влияют наличие систем пожарной безопасности, оценка последствий воздействия на людей факторов пожара для различных сценариев.

Определение указанных величин заключается в расчете индивидуального пожарного риска для жильцов, персонала и посетителей в здании. Численным выражением такого риска является частота воздействия опасных факторов пожара на человека, находящегося в здании.

Установлены основные расчетные величины индивидуального пожарного риска, порядок его расчета и разработки дополнительных противопожарных мероприятий.

Приказ МЧС РФ от 30 июня 2009 г. N 382

«Об утверждении методики определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной

пожарной опасности»

В соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании»* и постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2009 г. N 272 «О порядке проведения расчетов по оценке пожарного риска»** приказываю:

Утвердить прилагаемую методику определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности.

Министр С.К. Шойгу

** Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 14, ст. 1656.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 6 августа 2009 г.

Регистрационный N 14486

Приложение

к приказу МЧС РФ от 30 июня 2009 г. N 382

Методика

определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности

I. Общие положения

1. Настоящая методика определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности (далее — Методика) устанавливает порядок определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях (далее — здание) и распространяется на здания классов функциональной пожарной опасности:

Ф1 — здания, предназначенные для постоянного проживания и временного пребывания людей, в том числе:

а) Ф1.1 — здания детских дошкольных образовательных учреждений,

специализированных домов престарелых и инвалидов (неквартирные), больницы, спальные корпуса образовательных учреждений интернатного типа и детских учреждений,

б) Ф1.2 — гостиницы, общежития, спальные корпуса санаториев и домов отдыха общего типа, кемпингов, мотелей и пансионатов,

в) Ф1.3 — многоквартирные жилые дома,

г) Ф1.4 — одноквартирные жилые дома, в том числе блокированные,

Ф2 — здания зрелищных и культурно-просветительных учреждений, в том числе:

а) Ф2.1 — театры, кинотеатры, концертные залы, клубы, цирки, спортивные сооружения с трибунами, библиотеки и другие учреждения с расчетным числом посадочных мест для посетителей в закрытых помещениях,

б) Ф2.2 — музеи, выставки, танцевальные залы и другие подобные учреждения в закрытых помещениях,

в) Ф2.3 — театры, кинотеатры, концертные залы, клубы, цирки, спортивные сооружения с трибунами, библиотеки и другие учреждения с расчетным числом посадочных мест для посетителей на открытом воздухе,

г) Ф2.4 — музеи, выставки, танцевальные залы и другие подобные учреждения на открытом воздухе,

ФЗ — здания организаций по обслуживанию населения, в том числе:

а) Ф3.1 — здания организаций торговли,

б) Ф3.2 — здания организаций общественного питания,

в) ФЗ.З — вокзалы,

г) Ф3.4 — поликлиники и амбулатории,

д) Ф3.5 — помещения для посетителей организаций бытового и коммунального обслуживания с нерасчетным числом посадочных мест для посетителей,

е) Ф3.6 — физкультурно-оздоровительные комплексы и спортивно-тренировочные учреждения с помещениями без трибун для зрителей, бытовые помещения, бани,

Ф4 — здания научных и образовательных учреждений, научных и проектных организаций, органов управления учреждений, в том числе:

а) Ф4.1 — здания общеобразовательных учреждений, образовательных

учреждений дополнительного образования детей, образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования,

б) Ф4.2 — здания образовательных учреждений высшего профессионального образования и дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов,

в) Ф4.3 — здания органов управления учреждений, проектно-конструкторских организаций, информационных и редакционно-издательских организаций, научных организаций, банков, контор, офисов,

г) Ф4.4 — здания пожарных депо.

2. Расчеты по оценке пожарного риска проводятся путем сопоставления расчетных величин пожарного риска с нормативным значением пожарного риска, установленного Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»* (далее — Технический регламент).

3. Определение расчетных величин пожарного риска осуществляется на основании:

а) анализа пожарной опасности зданий,

б) определения частоты реализации пожароопасных ситуаций,

в) построения полей опасных факторов пожара для различных сценариев его развития,

г) оценки последствий воздействия опасных факторов пожара на людей для различных сценариев его развития,

д) наличия систем обеспечения пожарной безопасности зданий.

4. Определение расчетных величин пожарного риска заключается в расчете индивидуального пожарного риска для жильцов, персонала и посетителей в здании. Численным выражением индивидуального пожарного риска является частота воздействия опасных факторов пожара (далее — ОФП) на человека, находящегося в

здании. Перечень ОФП установлен статьей 9 Технического регламента.

5. Частота воздействия ОФП определяется для пожароопасной ситуации, которая характеризуется наибольшей опасностью для жизни и здоровья людей, находящихся в здании.

6. Для целей настоящей методики используются основные понятия, установленные статьей 2 Технического регламента.

II. Основные расчетные величины индивидуального пожарного риска

7. Индивидуальный пожарный риск отвечает требуемому, если:

Он

где в — нормативное значение индивидуального пожарного риска,

QB = 10 год .

Ов — расчетная величина индивидуального пожарного риска.

8. Расчетная величина индивидуального пожарного риска Ов в каждом здании рассчитывается по формуле:

°В °п- ( 1 Ran ) РПр^ ( 1 РЭ ) ^ ( 1 Рп.з. ) (2)

где Оп — частота возникновения пожара в здании в течение года, определяется на основании статистических данных, приведенных в приложении N 1 к настоящей методике. При наличии данных о количестве людей в здании необходимо использовать уточненную оценку, а при их отсутствии — оценку в расчете на одно учреждение. При

— 2

отсутствии статистической информации допускается принимать Оп=4 10 для каждого здания. Оценку частотных характеристик возникновения пожара также допускается выполнять исходя из статистических данных, публикуемых в научно-техническом журнале «Пожарная безопасность»,

Ran — вероятность эффективного срабатывания установок автоматического

пожаротушения (далее — АУПТ). Значение параметра Ran определяется технической надежностью элементов АУПТ, приводимых в технической документации. При отсутствии сведений по параметрам технической надежности допускается принимать

Ran=0,9 . при отсутствии в здании систем автоматического пожаротушения Ran принимается равной нулю,

Р —

пр — вероятность присутствия людей в здании, определяемая из соотношения

Рпр = t

/24 t

фукц , где Функр — время нахождения людей в здании в часах,

Р —

э — вероятность эвакуации людей,

р

п-3 — вероятность эффективной работы системы противопожарной защиты, направленной на обеспечение безопасной эвакуации людей при пожаре.

р

9. Вероятность эвакуации э рассчитывают по формуле:

Рэ

0,8 • ^бд~ tp

0,999,

0,000,

если tp0,8 • 1елСК

если tp+tH30,8 • 1бЛ и 1ск6 мин если tp> 0,8 • tgn или t^>6 мин

, (3)

где tp — расчетное время эвакуации людей, мин,

1нэ — время начала эвакуации (интервал времени от возникновения пожара до начала эвакуации людей), мин,

1зл — время от начала пожара до блокирования эвакуационных путей в результате распространения на них ОФП, имеющих предельно допустимые для людей значения (время блокирования путей эвакуации), мин,

1ск — время существования скоплений людей на участках пути (плотность людского потока на путях эвакуации превышает значение 0,5 ).

10. Расчетное время эвакуации людей *р из помещений и зданий определяется на основе моделирования движения людей до выхода наружу одним из следующих способов:

по упрошенной аналитической модели движения людского потока, приведенной в приложении N 2 к настоящей Методике,

по математической модели индивидуально-поточного движения людей из здания, приведенной в приложении N 3 к настоящей Методике,

по имитационно-стохастической модели движения людских потоков,

приведенной в приложении N 4 к настоящей Методике.

Выбор способа определения расчетного времени эвакуации производится с учетом специфических особенностей объемно-планировочных решений здания, а также особенностей контингента (его однородности) людей, находящихся в нем.

При определении расчетного времени эвакуации учитываются данные, приведенные в приложении N 5 к настоящей Методике, в частности принципы составления расчетной схемы эвакуации людей, параметры движения людей различных групп мобильности, а также значения площадей горизонтальных проекций различных контингентов людей.

При проведении расчетов следует также учитывать, что при наличии двух и более эвакуационных выходов общая пропускная способность всех выходов, кроме каждого одного из них, должна обеспечить безопасную эвакуацию всех людей, находящихся в помещении, на этаже или в здании.

11. Время начала эвакуации 1нэ определяется в соответствии с пунктом 1 приложения N 5 к настоящей Методике.

12. Время блокирования путей эвакуации ^ вычисляется путем расчета времени достижения ОФП предельно допустимых значений на эвакуационных путях в различные моменты времени. Порядок проведения расчета и математические модели для определения времени блокирования путей эвакуации опасными факторами пожара приведен в приложении N 6 к настоящей Методике.

р

13. Вероятность эффективной работы системы противопожарной защиты пз, направленной на обеспечение безопасной эвакуации людей, рассчитывается по формуле:

Рпз = 1 — ( 1 — Ro6h • РсОУЭ) • ( 1 — Ro6h • Р-ПДЗ ) (4)

где R°6h — вероятность эффективного срабатывания системы пожарной

сигнализации. Значение параметра R°6h определяется технической надежностью элементов системы пожарной сигнализации, приводимых в технической документации. При отсутствии сведений по параметрам технической надежности допускается

принимать Ro6h_0,8 ,

Rcoya — условная вероятность эффективного срабатывания системы

оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в случае эффективного срабатывания системы пожарной сигнализации,

ВД3 — условная вероятность эффективного срабатывания системы

противодымной защиты в случае эффективного срабатывания системы пожарной сигнализации.

Порядок оценки параметров R°6h , ксоуэ и ^пдз приведен в разделе IV настоящей Методики.

III. Порядок проведения расчета индивидуального пожарного риска

Анализ пожарной опасности здания

14. Для проведения анализа пожарной опасности осуществляется сбор данных о здании, который включает:

объемно-планировочные решения,

теплофизические характеристики ограждающих конструкций и размещенного оборудования,

вид, количество и размещение горючих веществ и материалов,

количество и места вероятного размещения людей,

системы пожарной сигнализации и пожаротушения, противодымной защиты, оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей.

15. На основании полученных данных производится анализ пожарной опасности здания, при этом учитывается:

возможная динамика развития пожара,

состав и характеристики системы противопожарной защиты,

возможные последствия воздействия пожара на людей и конструкции здания.

Определение частоты реализации пожароопасных ситуаций

16. Частота реализации пожароопасных ситуаций определяется частотой возникновения пожара в здании в течение года. Порядок определения частоты возникновения пожара в здании приведен в разделе II настоящей Методики.

Построение полей опасных факторов пожара для различных сценариев его

развития

17. Для построения полей опасных факторов пожара проводится экспертный выбор сценария или сценариев пожара, при которых ожидаются наихудшие последствия для находящихся в здании людей.

Формулировка сценария развития пожара включает в себя следующие этапы:

выбор места нахождения первоначального очага пожара и закономерностей его развития,

задание расчетной области (выбор рассматриваемой при расчете системы помещений, определение учитываемых при расчете элементов внутренней структуры помещений, состояния проемов),

задание параметров окружающей среды и начальных значений параметров внутри помещений.

В соответствии с приложением N 6 к настоящей Методике формулируется математическая модель развития пожара и проводится моделирование его динамики развития.

На основании результатов расчетов осуществляется построение полей опасных факторов пожара и определяется значение времени блокирования путей эвакуации

ОФП .

Оценка последствий воздействия опасных факторов пожара на людей для

различных сценариев его развития

18. Оценка последствий воздействия опасных факторов пожара на людей заключается в определении вероятности эвакуации людей из здания при пожаре.

Вероятность эвакуации людей определяется по формуле (3) на основе сопоставления значений расчетного времени эвакуации людей и времени блокирования путей эвакуации опасными факторами пожара.

Для определения расчетного времени эвакуации людей tp в соответствии с приложениями NN 2-5 к настоящей Методике определяется модель эвакуации людей из здания, проводится построение расчетной схемы эвакуации и осуществляется моделирование эвакуации людей.

и сопоставление ее с

19. В соответствии с разделом II настоящей Методики проводится определение расчетной величины индивидуального пожарного риска Qb

н

нормативным значением индивидуального пожарного риска Qb

Учет наличия систем обеспечения пожарной безопасности здания

20. Наличие систем обеспечения пожарной безопасности здания учитывается в соответствии с формулой (4) и положениями раздела IV настоящей Методики.

Блок-схема, иллюстрирующая порядок проведения расчета индивидуального пожарного риска, представлена на рис. 1.

г

Рис. 1. Порядок проведения расчета индивидуального пожарного риска

Зарегистрировано в Минюсте РФ 23 марта 2009 г. N 13577

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

ПРИКАЗ

от 24 февраля 2009 г. N 91

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФОРМЫ И ПОРЯДКА РЕГИСТРАЦИИ ДЕКЛАРАЦИИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

(в ред. Приказа МЧС РФ от 26.03.2010 N 135)

В соответствии со статьей 64 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» <*> и в целях повышения уровня пожарной безопасности объектов защиты приказываю:

<*> Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 30 (часть I), ст. 3579.

1. Утвердить:

форму декларации пожарной безопасности (приложение N 1);

порядок регистрации декларации пожарной безопасности (приложение N 2).

2. Настоящий Приказ вступает в силу с 1 мая 2009 г.

Министр

С.К.ШОЙГУ

Приложение N 1

к Приказу МЧС России

от 24.02.2009 N 91

ФОРМА

Зарегистрирована

(Наименование органа Министерства Российской

Федерации по делам гражданской обороны,

чрезвычайным ситуациям и ликвидации

последствий стихийных бедствий <*>)

«__» _________________ 20__ г.

Регистрационный N _______________

ДЕКЛАРАЦИЯ

ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

(в ред. Приказа МЧС РФ от 26.03.2010 N 135)

Настоящая декларация составлена в отношении __________________

(Указывается организационно-правовая форма юридического лица или

фамилия, имя, отчество физического лица, которому принадлежит

объект защиты; функциональное назначение; полное и сокращенное

наименование (в случае, если имеется), в том числе фирменное

наименование объекта защиты)

Основной государственный регистрационный номер записи о

государственной регистрации юридического лица ____________________

Идентификационный номер налогоплательщика ____________________

Место нахождения объекта защиты ______________________________

(Указывается адрес

фактического места нахождения объекта защиты)

Почтовый и электронный адреса, телефон, факс юридического

(физического) лица, которому принадлежит объект защиты

Настоящую декларацию разработал

_______________________________ _____________________

(Должность, фамилия, инициалы) (Подпись)

«__» _______________ 20__ г.

М.П.

<*> Наименование структурного подразделения центрального

аппарата Министерства Российской Федерации по делам гражданской

обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных

бедствий, в сферу ведения которого входят вопросы организации и

осуществления государственного пожарного надзора; структурного

подразделения территориального органа Министерства Российской

Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и

ликвидации последствий стихийных бедствий — регионального центра

по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации

последствий стихийных бедствий, в сферу ведения которого входят

вопросы организации и осуществления государственного пожарного

надзора; структурного подразделения территориального органа

Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны,

чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

— органа, специально уполномоченного решать задачи гражданской

обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных

ситуаций по субъекту Российской Федерации, в сферу ведения

которого входят вопросы организации и осуществления

государственного пожарного надзора; территориального отдела

(отделения, инспекции) структурного подразделения территориального

органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской

обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных

бедствий — органа, специально уполномоченного решать задачи

гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации

чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации, в сферу

ведения которого входят вопросы организации и осуществления

государственного пожарного надзора; структурного подразделения

специального или воинского подразделения федеральной

противопожарной службы, созданного в целях организации

профилактики и тушения пожаров в закрытом

административно-территориальном образовании, особо важной и

режимной организации, в сферу ведения которого входят вопросы

организации и осуществления государственного пожарного надзора.

<**> К декларации прилагаются расчеты по оценке пожарного

риска. На действовавшие до дня вступления в силу Федерального

закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о

требованиях пожарной безопасности» объекты защиты расчет пожарного

риска не требуется.

<***> К декларации прилагается копия страхового полиса.

Приложение N 2

к Приказу МЧС России

от 24.02.2009 N 91

ПОРЯДОК

РЕГИСТРАЦИИ ДЕКЛАРАЦИИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

(в ред. Приказа МЧС РФ от 26.03.2010 N 135)

1. Декларация пожарной безопасности разрабатывается в соответствии со статьей 64 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» <*> и статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации <**> и составляется в отношении:

<*> Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 30 (часть I), ст. 3579.

<**> Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1 (часть I), ст. 16; 2007, N 50, ст. 6237.

1.1. Объектов капитального строительства, для которых законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности предусмотрено проведение государственной экспертизы, за исключением:

отдельно стоящих жилых домов высотой не более трех этажей, предназначенных для проживания одной семьи (объекты индивидуального жилищного строительства);

жилых домов высотой не более трех этажей, состоящих из нескольких блоков, количество которых не превышает десяти, и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки);

многоквартирных домов высотой не более трех этажей, состоящих из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования;

отдельно стоящих объектов капитального строительства высотой не более двух этажей, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности, за исключением объектов, которые являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами;

отдельно стоящих объектов капитального строительства высотой не более двух этажей, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установление санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты, установлены санитарно-защитные зоны или требуется установление таких зон, за исключением объектов, которые являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами.

1.2. Зданий детских дошкольных образовательных учреждений.

1.3. Специализированных домов престарелых и инвалидов (не квартирные).

1.4. Больниц.

1.5. Спальных корпусов образовательных учреждений интернатного типа и детских учреждений.

2. Декларация пожарной безопасности (далее — декларация) может составляться как в целом на объект защиты, так и на отдельные, входящие в его состав здания, сооружения, строения, к которым установлены требования пожарной безопасности. (в ред. Приказа МЧС РФ от 26.03.2010 N 135)

3. Декларация разрабатывается и представляется собственником объекта защиты или лицом, владеющим им на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо на ином законном основании (далее — декларант).

4. Декларация на проектируемый объект защиты составляется застройщиком либо лицом, осуществляющим подготовку проектной документации.

5. Для проектируемых объектов защиты декларация представляется до ввода их в эксплуатацию.

6. Для объектов защиты, эксплуатирующихся на день вступления в силу Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее — Технический регламент), декларация предоставляется не позднее одного года после вступления в силу Технического регламента.

7. Декларация пожарной безопасности уточняется или разрабатывается вновь в случае изменения содержащихся в ней сведений или в случае изменения требований пожарной безопасности.

8. Декларация уточняется путем внесения в нее изменений, которые прилагаются к декларации и регистрируются в порядке, установленном для регистрации декларации.

9. Декларант, разработавший декларацию, несет ответственность за полноту и достоверность содержащихся в ней сведений в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Декларация составляется согласно установленной форме в двух экземплярах, подписывается декларантом и представляется (направляется) непосредственно, либо по почте, либо в установленном законодательством Российской Федерации порядке при помощи системы электронного документооборота: (в ред. Приказа МЧС РФ от 26.03.2010 N 135)

при расположении объекта защиты, принадлежащего одному собственнику, на территории двух и более федеральных округов, за исключением объектов защиты, принадлежащих организациям, государственный пожарный надзор в которых осуществляют структурные подразделения специальных и воинских подразделений федеральной противопожарной службы, созданных в целях организации профилактики и тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, особо важных и режимных организациях, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора (далее — органы ГПН специальных и воинских подразделений), — в структурное подразделение центрального аппарата Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора (далее — орган ГПН МЧС России); (в ред. Приказа МЧС РФ от 26.03.2010 N 135)

при расположении объекта защиты, принадлежащего одному собственнику, на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах одного федерального округа, за исключением объектов защиты, принадлежащих организациям, государственный пожарный надзор в которых осуществляют органы ГПН специальных и воинских подразделений, — в структурное подразделение соответствующего территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий — регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора (далее — орган ГПН регионального центра МЧС России); (в ред. Приказа МЧС РФ от 26.03.2010 N 135)

при расположении объекта защиты, принадлежащего одному собственнику, на территории двух и более муниципальных образований, находящихся в пределах одного субъекта Российской Федерации, а также на объекты, критически важные для национальной безопасности страны, и особо важные пожароопасные объекты защиты, за исключением объектов защиты, принадлежащих организациям, государственный пожарный надзор в которых осуществляют органы ГПН специальных и воинских подразделений, — в структурное подразделение соответствующего территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий — органа, специально уполномоченного решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора (далее — орган ГПН ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации); (в ред. Приказа МЧС РФ от 26.03.2010 N 135)

при расположении объекта защиты, принадлежащего одному собственнику, в пределах территории одного муниципального образования — в территориальный отдел (отделение, инспекцию) структурного подразделения соответствующего территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий — органа, специально уполномоченного решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора (далее — территориальный орган ГПН ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации); (в ред. Приказа МЧС РФ от 26.03.2010 N 135)

при расположении объектов защиты в пределах территорий закрытых административно-территориальных образований, особо важных и режимных организаций — в соответствующий орган ГПН специального и воинского подразделения. (в ред. Приказа МЧС РФ от 26.03.2010 N 135)

11. Орган ГПН МЧС России, орган ГПН регионального центра МЧС России, орган ГПН ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации, территориальный орган ГПН ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации, орган ГПН специального и воинского подразделения (далее — орган МЧС России) ведут перечни деклараций пожарной безопасности в электронном виде и на бумажном носителе и вносят в них необходимые сведения о декларации в течение одного рабочего дня с момента присвоения ей регистрационного номера. (в ред. Приказа МЧС РФ от 26.03.2010 N 135)

В перечне ведется сквозная нумерация. (в ред. Приказа МЧС РФ от 26.03.2010 N 135)

Допускается ведение перечня в электронном виде при условии ежедневного сохранения дубликата информации на магнитном носителе (с нарастающим итогом с начала календарного года в течение пяти лет) и ежемесячной архивации на бумажном носителе (с нарастающим итогом с начала календарного года в течение одного года). (в ред. Приказа МЧС РФ от 26.03.2010 N 135)

12. Должностные лица органа МЧС России проверяют соответствие заполнения поступившей декларации установленной форме в течение пяти рабочих дней и в случае соответствия заполнения декларации установленным к ней требованиям осуществляют ее регистрацию путем внесения необходимых сведений в перечень деклараций пожарной безопасности.

Полнота и достоверность сведений, содержащихся в декларации пожарной безопасности, проверяются должностными лицами органа МЧС России при проведении мероприятий по контролю. (в ред. Приказа МЧС РФ от 26.03.2010 N 135)

13. При несоответствии заполнения декларации установленной форме должностные лица органа МЧС России возвращают декларацию декларанту с письменным указанием мотивированных причин отказа в ее регистрации. (в ред. Приказа МЧС РФ от 26.03.2010 N 135)

14. В течение трех рабочих дней с момента присвоения декларации регистрационного номера один ее экземпляр направляется органом МЧС России в адрес декларанта, а второй экземпляр хранится в органе МЧС России.

15. Для регистрации в перечне деклараций пожарной безопасности органом МЧС России декларации присваивается регистрационный номер. (в ред. Приказа МЧС РФ от 26.03.2010 N 135)

Структура регистрационного номера декларации состоит из трех частей. (в ред. Приказа МЧС РФ от 26.03.2010 N 135)

Первая часть номера декларации состоит из кода(ов) населенного(ных) пункта(ов) и кода(ов) субъекта(ов) Российской Федерации, на территории которого расположен объект декларирования, в соответствии с Общероссийским классификатором объектов административно-территориального деления ОК 019-95 на момент регистрации. (в ред. Приказа МЧС РФ от 26.03.2010 N 135)

При расположении объекта защиты на территории двух и более муниципальных образований, находящихся в пределах одного субъекта Российской Федерации, или на территории двух и более субъектов Российской Федерации первая часть номера декларации содержит перечень кодов населенных пунктов и субъекта (субъектов) Российской Федерации, располагаемых в номере в колонку, где расположен объект защиты. (в ред. Приказа МЧС РФ от 26.03.2010 N 135)

Вторая часть номера декларации является буквенным индексом органа МЧС России, в котором зарегистрирована декларация. (в ред. Приказа МЧС РФ от 26.03.2010 N 135)

Третья часть номера является порядковым номером в перечне деклараций органа МЧС России. (в ред. Приказа МЧС РФ от 26.03.2010 N 135)

Код населенного пункта и код субъекта Российской Федерации в соответствии с Общероссийским классификатором объектов административно-территориального деления ОК 019-95 состоит из восьми цифр. Между второй и третьей, пятой и шестой цифрами кода населенного пункта ставятся пробелы. (в ред. Приказа МЧС РФ от 26.03.2010 N 135)

XX XXX XXX

*************

XX XXX XXX

порядковый номер в перечне деклараций органа МЧС России, регистрирующего декларацию

буквенный индекс органа МЧС России, регистрирующего декларацию:

ЦА — орган ГПН МЧС России;

РЦ — орган ГПН регионального центра МЧС России;

ГУ — орган ГПН ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации;

ТО — территориальный орган ГПН ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации;

ОС — орган ГПН специального и воинского подразделения

код(ы) населенного(ых) пункта(ов) и код(ы) субъекта(ов) Российской Федерации в соответствии с Общероссийским классификатором объектов административно-территориального деления ОК 019-95 на момент регистрации

(в ред. Приказа МЧС РФ от 26.03.2010 N 135)

16. Решение об отмене регистрации декларации принимается органом МЧС России в случае:

представления декларантом недостоверной информации;

изменения собственника объекта или лица, владеющего объектом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо на ином законном основании;

изменения характеристик объекта защиты, влияющих на сведения, содержащиеся в декларации, и не предоставления информации об этом по месту регистрации декларации.

17. В перечне деклараций пожарной безопасности регистрируются следующие сведения:

регистрационный номер декларации и дата его присвоения;

полное и сокращенное наименование эксплуатирующей организации (или заказчика проекта), проектной организации (для проектируемых объектов защиты), собственника или другого лица, владеющего объектом защиты на законных основаниях;

функциональное назначение объекта защиты;

фамилия, инициалы и должность разработчика декларации;

полный почтовый и электронный адреса, телефон, факс юридического лица и объекта защиты;

наличие дополнений к декларации;

информация о состоянии декларации (действует/отменена регистрация).

18. Предоставление сведений, содержащихся в перечне деклараций пожарной безопасности, по запросам заинтересованных организаций осуществляется органом МЧС России бесплатно в виде выписок из указанного перечня.

Зарегистрирован в Минюсте РФ 14 марта 2007 г.

Регистрационный N 9103

В соответствии со статьями 13 и 16 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 1 (1 ч.), ст. 18) приказываю:

Утвердить прилагаемые Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам.

Врио Министра
В. Стародубов

Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам

I. Общие положения

1. Настоящие Правила, разработанные в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» (далее — Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ), устанавливают порядок подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам (далее — страховой стаж) гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее — застрахованные лица), в том числе определяют документы, подтверждающие страховой стаж.

2. В страховой стаж включаются:

а) периоды работы по трудовому договору;

б) периоды государственной гражданской или муниципальной службы;

в) периоды иной деятельности, в течение которой гражданин подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в том числе:

периоды деятельности индивидуального предпринимателя, индивидуальной трудовой деятельности, трудовой деятельности на условиях индивидуальной или групповой аренды, периоды деятельности физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями (занимающихся частной практикой нотариусов, частных детективов, частных охранников, иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой), члена крестьянского (фермерского) хозяйства, родовой, семейной общины малочисленных народов Севера до 1 января 2001 года и после 1 января 2003 года, за которые уплачены платежи на социальное страхование;

периоды деятельности в качестве адвоката до 1 января 2001 года, а также периоды указанной деятельности, за которые уплачены платежи на социальное страхование, после 1 января 2003 года;

периоды работы члена колхоза, члена производственного кооператива, принимающего личное трудовое участие в его деятельности, до 1 января 2001 года, а также периоды указанной работы, за которые уплачены платежи на социальное страхование, после 1 января 2001 года;

периоды исполнения полномочий членом (депутатом) Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;

периоды деятельности в качестве священнослужителя, за которые уплачены платежи на социальное страхование;

периоды привлечения к оплачиваемому труду лица, осужденного к лишению свободы, при условии выполнения им установленного графика работы, после 1 ноября 2001 года.

3. Под платежами на социальное страхование в целях настоящих Правил понимаются:

а) за период до 1 января 1991 года — взносы на государственное социальное страхование;

б) за период с 1 января 1991 года по 31 декабря 2000 года — страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации;

в) за период после 1 января 2001 года — налоги, зачисляемые в Фонд социального страхования Российской Федерации (единый социальный налог, единый налог, уплачиваемый организациями и индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, единый сельскохозяйственный налог)1;

г) за период после 1 января 2003 года — страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемые адвокатами, индивидуальными предпринимателями, в том числе членами крестьянских (фермерских) хозяйств, физическими лицами, не признаваемыми индивидуальными предпринимателями, родовыми, семейными общинами малочисленных народов Севера в соответствии с Федеральным законом от 31 декабря 2002 г. N 190-ФЗ «Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 1, ст.5).

4. Уплата платежей на социальное страхование за периоды соответствующей деятельности, указанные в подпункте «в» пункта 2 настоящих Правил, подтверждается следующими документами:

а) взносов на государственное социальное страхование за период до 1 января 1991 года — документами финансовых органов или справками архивных учреждений;

б) страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации за период с 1 января 1991 года по 31 декабря 2000 года — документами территориальных органов Фонда социального страхования Российской Федерации2;

в) налогов, зачисляемых в Фонд социального страхования Российской Федерации, за период после 1 января 2001 года — документами колхоза, производственного кооператива, религиозной или иной организации (физического лица) об уплате за застрахованное лицо указанных налогов;

г) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с Федеральным законом от 31 декабря 2002 г. N 190-ФЗ «Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан» за период после 1 января 2003 года — документами территориальных органов Фонда социального страхования Российской Федерации.

5. В случаях, когда пособие по временной нетрудоспособности, по беременности и родам (далее — пособие) назначается и выплачивается застрахованному лицу территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации, документы, указанные в подпунктах «б» и «г» пункта 4 настоящих Правил, застрахованным лицом не представляются.

Если у территориального органа Фонда социального страхования Российской Федерации, осуществляющего назначение и выплату пособия, отсутствуют сведения об уплате платежей на социальное страхование за соответствующие периоды деятельности застрахованного лица в связи с тем, что их уплата производилась на счет другого территориального органа Фонда социального страхования Российской Федерации, указанные сведения (документы, подтверждающие уплату платежей на социальное страхование) запрашиваются территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации, осуществляющим назначение и выплату пособия, непосредственно у этого территориального органа Фонда социального страхования Российской Федерации.

6. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила подсчета и подтверждения страхового стажа, то применяются правила международного договора Российской Федерации.

7. Страховой стаж определяется при назначении пособия работодателем, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ, территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации на день наступления соответствующего страхового случая (временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам).

II. Документы, подтверждающие периоды работы (службы, деятельности), включаемые в страховой стаж

8. Основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, периоды государственной гражданской или муниципальной службы, а также периоды исполнения полномочий членом (депутатом) Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, является трудовая книжка установленного образца (далее — трудовая книжка).

При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действующим на день возникновения соответствующих правоотношений, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

9. В случае, когда трудовая книжка не ведется, периоды работы по трудовому договору подтверждаются письменным трудовым договором, оформленным в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений.

10. Периоды работы у отдельных граждан по договорам (домашние работницы, няни, секретари, машинистки и другие) за время до заключения трудовых договоров подтверждаются договором между работодателем и работником, зарегистрированным в профсоюзных органах, и документом работодателя об уплате за период этой работы платежей на социальное страхование.

11. Периоды деятельности индивидуального предпринимателя, индивидуальной трудовой деятельности, трудовой деятельности на условиях индивидуальной или групповой аренды подтверждаются:

а) за период до 1 января 1991 года — документом финансовых органов или справками архивных учреждений об уплате платежей на социальное страхование;

б) за период с 1 января 1991 года по 31 декабря 2000 года, а также за период после 1 января 2003 года — документом территориального органа Фонда социального страхования Российской Федерации об уплате платежей на социальное страхование.

12. Периоды деятельности в качестве члена крестьянского (фермерского) хозяйства за периоды до 1 января 2001 года и после 1 января 2003 года подтверждаются документом территориального органа Фонда социального страхования Российской Федерации об уплате платежей на социальное страхование.

13. Периоды деятельности в качестве члена родовой, семейной общины малочисленных народов Севера за периоды до 1 января 2001 года и после 1 января 2003 года подтверждаются документом соответствующей общины о периоде этой деятельности и документом территориального органа Фонда социального страхования Российской Федерации об уплате платежей на социальное страхование.

14. Периоды деятельности физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями (занимающихся частной практикой нотариусов, частных детективов, частных охранников, иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой), за периоды до 1 января 2001 года и после 1 января 2003 года подтверждаются документом территориального органа Фонда социального страхования Российской Федерации об уплате платежей на социальное страхование.

15. Периоды деятельности в качестве адвоката подтверждаются за период до 1 января 2001 года трудовой книжкой, а за период после 1 января 2003 года — документом территориального органа Фонда социального страхования Российской Федерации об уплате платежей на социальное страхование.

16. Периоды работы члена колхоза, члена производственного кооператива, принимающего личное трудовое участие в его деятельности, подтверждаются за период до 1 января 2001 года трудовой книжкой (трудовой книжкой колхозника), а за период после 1 января 2001 года -трудовой книжкой (трудовой книжкой колхозника) и документом колхоза, производственного кооператива об уплате платежей на социальное страхование.

17. Периоды деятельности в качестве священнослужителя подтверждаются трудовой книжкой и документом религиозной организации об уплате платежей на социальное страхование.

18. Периоды привлечения к оплачиваемому труду лица, осужденного к лишению свободы, в течение которых им выполнялся установленный график работы, после 1 ноября 2001 года подтверждаются трудовой книжкой и документами учреждения, исполняющего наказание.

19. Периоды иной деятельности, не указанной в пунктах 8-18 настоящих Правил, в течение которой гражданин подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации или бывшего Союза ССР, подтверждаются документами о периоде этой деятельности и документами, подтверждающими уплату платежей на социальное страхование.

20. Документы, подтверждающие периоды работы (службы, деятельности), включаемые в страховой стаж, представляются застрахованным лицом по месту назначения и выплаты пособия (работодателю либо территориальному органу Фонда социального страхования Российской Федерации), за исключением случаев, указанных в пункте 5 настоящих Правил.

III. Порядок подсчета страхового стажа

21. Исчисление периодов работы (службы, деятельности) производится в календарном порядке из расчета полных месяцев (30 дней) и полного года (12 месяцев). При этом каждые 30 дней указанных периодов переводятся в полные месяцы, а каждые 12 месяцев этих периодов переводятся в полные годы.

22. В случае совпадения по времени периодов работы (службы, деятельности), включаемых в страховой стаж, учитывается один из таких периодов по выбору застрахованного лица, подтвержденный заявлением, в котором указывается выбранный для включения в страховой стаж период.

23. Документы, выдаваемые в целях подтверждения периодов работы (службы, деятельности), включаемых в страховой стаж, должны содержать номер и дату выдачи, фамилию, имя, отчество застрахованного лица, которому выдается документ, число, месяц и год его рождения, место работы, период работы, профессию (должность), основания их выдачи (приказы, лицевые счета и другие документы). Документы, выданные работодателями застрахованному лицу при увольнении с работы, могут приниматься в подтверждение страхового стажа и в том случае, если не содержат основания для их выдачи.

24. Записи в трудовой книжке, учитываемые при подсчете страхового стажа, должны быть оформлены в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день их внесения в трудовую книжку.

25. Запись о работе, внесенная в трудовую книжку (дубликат трудовой книжки) на основании решения комиссии по установлению стажа, принимаемого в соответствии с пунктом 34 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2003 г. N 225 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 16, ст. 1539; 2004, N 8, ст. 663), рассматриваются наравне с записью, подтвержденной документами.

26. Если имя, отчество или фамилия гражданина в документе о страховом стаже не совпадает с его именем, отчеством или фамилией, указанными в паспорте или свидетельстве о рождении, факт принадлежности этого документа данному гражданину устанавливается на основании свидетельства о браке, свидетельства о перемене имени, справок компетентных органов (должностных лиц) иностранных государств или в судебном порядке.

27. В случае если в представленном документе о периодах работы (службы, деятельности) указаны только годы без обозначения точных дат, за дату принимается 1 июля соответствующего года, а если не указано число месяца, то таковым является 15 число соответствующего месяца.

1 Для индивидуальных предпринимателей уплата налогов, зачисляемых в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации (единого налога, уплачиваемого индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения, единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, единого сельскохозяйственного налога), не признается уплатой платежей на социальное страхование за период деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.

2 Территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации являются отделения Фонда социального страхования Российской Федерации и их филиалы.