Приказ 933

Содержание

10. Помните, что нарушение врачом установленного порядка проведения освидетельствования в силу статьи 6.14 ПИКоАП Республики Беларусь должно влечь недопустимость полученных в результате данного незаконного действия доказательств – результатов освидетельствования.

11. Вы имеете право подать соответствующую жалобу на незаконные действия инспектора ДПС как должностного лица органа, ведущего административный процесс, так и жалобу на незаконные действия врача при проведении им освидетельствования.

12. В случае несогласия с результатом лабораторного исследования изъятого у вас биологического образца вы вправе обжаловать данный результат в пределах сроков хранения изъятого у вас биоматериала. Как показывает практика, его хранят ровно 35 суток, как предписывает пункт 24 Инструкции №81.

Стоит вопрос о привлечении Вас к ответственности

по статье 18.16 КоАП или 317-1 УК Республики Беларусь

за управление ТС в состоянии наркотического опьянения либо

за отказ от прохождения в установленном порядке освидетельствования? Воспользуйтесь срочной юридической помощью адвокатов по статье 18.16 КоАП и 317-1 УК Латышевых, позвонив по телефонам +375299855691 или +375291613452

Приложение № 1. Порядок проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического)
I. Общие положения
II. Основания для проведения медицинского освидетельствования
III. Порядок проведения медицинского освидетельствования
IV. Порядок оформления результатов медицинского освидетельствования
Приложение № 1. Требования к передвижному пункту (автомобилю) для проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения
Приложение № 2. Клинические признаки опьянения
I. Изменения психической деятельности
II. Изменения вегетативно-сосудистых реакций
III. Нарушения двигательной сферы
Приложение № 3. Правила проведения химико-токсикологических исследований при медицинском освидетельствовании
Приложение № 2. Форма акта медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического)
Приложение № 3. Форма журнала регистрации медицинских освидетельствований на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического)

Документ показан в сокращенном демонстрационном режиме!

Получить полный доступ к документу

Вход для пользователей Стань пользователем

Доступ к документу можно получить: Для зарегистрированных пользователей:
Тел.: +7 (727) 222-21-01, e-mail: info@prg.kz, Региональные представительства

Для покупки документа sms доступом необходимо ознакомиться с условиями обслуживания

Я принимаю Условия обслуживания
Продолжить

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14 июля 2003 года № 308
О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения

(с изменениями и дополнениями по состоянию на 18.12.2015 г.)

В целях совершенствования деятельности органов и организаций здравоохранения по обеспечению проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения и во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2002 года № 930 «Об утверждении Правил медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, и оформления его результатов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 52 (ч.II), ст.5233) приказываю:

1. Утвердить:

1.1. Учетную форму № 307/у «Акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством» (приложение № 1).

1.2. Учетную форму № 304/у «Журнал регистрации медицинских освидетельствований на состояние опьянения лиц, которые управляют транспортными средствами» (приложение № 2).

1.3. Инструкцию по проведению медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, и заполнению учетной формы № 307/у «Акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством» (приложение № 3).

1.4. Инструкцию по порядку ведения и хранения учетной формы № 304/у «Журнал регистрации медицинских освидетельствований на состояние опьянения лиц, которые управляют транспортными средствами» (приложение № 4).

1.5. Список учетных форм первичной медицинской документации, подлежащей дальнейшему использованию (приложение № 5).

1.6. Критерии, при наличии которых имеются достаточные основания полагать, что водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения и подлежит направлению на медицинское освидетельствование (приложение № 6).

1.7. Программу подготовки врачей (фельдшеров) по вопросам проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения лиц, которые управляют транспортными средствами (приложение № 7).

1.8. Программу подготовки медицинского персонала по вопросам проведения предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств (приложение № 8).

1.9. Требования к передвижному пункту (автомобилю) для проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения лиц, которые управляют транспортными средствами (приложение № 9).

2. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра А.И.Вялкова.

Министр

Ю. Шевченко

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Приложение № 1

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО; АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС

УДК 342.9

DOI 10.24411/2312-3184-2020-10022

заместитель начальника — начальник отдела Управления по контролю за оборотом наркотиков УМВД России по Псковской области

Кохан Рустам Юрьевич

Kokhan Rustam Yurievich

E-mail: kru2060@mail.ru

О СОДЕРЖАНИИ ПОНЯТИЯ МЕДИЦИНСКОГО ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ НА СОСТОЯНИЕ НАРКОТИЧЕСКОГО ОПЬЯНЕНИЯ

Введение: для решения вопроса о возможности использования результатов медицинских осмотров, тестирований и других видов медицинского освидетельствования на состояние наркотического опьянения, не связанных с административно -юрисдикционной деятельностью полиции для привлечения лица к административной ответственности, необходимо уяснить содержание понятия медицинского освидетельствования на состояние наркотического опьянения, установить его отличия от смежных юридических категорий.

Материалы и методы: нормативную основу исследования составляют Конституция Российской Федерации, федеральный закон от 08.01.1998 г. № З-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах», а также законодательные акты, регулирующие ограничения на занятия отдельными видами деятельности для лиц больных наркоманией. Методической основой исследования послужил общенаучный диалектический метод научного познания социальных и правовых исследований.

Результаты исследования: предложена классификация правовых ситуаций, при которых проводятся медицинские осмотры и исследования, имеющие цель установить факт наркотического опьянения или потребления лицом наркотических средств, сформулировано понятие медицинского освидетельствования на состояние наркотического опьянения, применяемого сотрудниками полиции, определено место данного вида медицинского освидетельствования в системе иных мер медицинского освидетельствования.

Выводы и заключения: предложенный подход позволяет разрешить практический вопрос о допустимости (недопустимости) использования результатов освидетельствования для привлечения лица к административной ответственности, когда факт потребления наркотиков был выявлен в ходе осмотров и тестирований, не связанных с административно-юрисдикционной деятельностью полиции.

Ключевые слова: медицинское освидетельствование на состояние опьянения, меры обеспечения по делам об административных правонарушениях, противодействие незаконному обороту наркотиков, профилактика немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ.

ON THE CONCEPT OF THE ENFORCEMENT MEDICAL EXAMINATION

OF DRUG INTOXICATION

Важнейшим элементом существующей в Российской Федерации системы противодействия незаконному потреблению наркотиков служит медицинское освидетельствование на состояние наркотического опьянения. Оно играет ключевую роль при производстве по делам об административных правонарушениях, связанных с немедицинским потреблением наркотических средств и психотропных

веществ, а также по делам об административных правонарушениях в сфере безо -пасности дорожного движения. Вместе с тем в научной литературе не получили достаточного освещения существенные особенности медицинского освидетельствования на состояние наркотического опьянения, а ряд проблем, с которыми сталкиваются сотрудники полиции в процессе его применения, до настоящего времени не являлись предметом научных исследований.

Одним из таких нерешенных вопросов является вопрос о возможности использования результатов освидетельствования для привлечения лица к административной ответственности, в случаях, когда факт потребления наркотиков был выявлен в ходе освидетельствования гражданина при получении лицензии на приобретение оружия1, в ходе обязательных медицинских осмотров при поступлении на военную службу по контракту2, при обязательном предсменном медицинском осмотре работников железнодорожного транспорта3 или в ходе иного осмотра или тестирования, не связанного с административно-юрисдикционной деятельностью полиции. Представляется, что для ответа на данный вопрос необходимо уяснить содержание понятия медицинского освидетельствования на состояние наркотического опьянения и его место в системе мер медицинского освидетельствования, установить общие черты, а также отличия от смежных юридических категорий: медицинских осмотров и медицинских тестирований на наличие метаболитов наркотических средств, которым могут подвергаться лица по собственному волеизъявлению или во исполнение правовых предписаний.

Распространенное мнение о том, что медицинское освидетельствование на состояние наркотического опьянения ограничивается мерами, применяемыми органами полиции в соответствии со ст. ст. 27.12 и 27.12.1 КоАП РФ, ст. 44 федерального закона от 08.01.1998 г. № З-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах», требует уточнения. В настоящее время предусмотрено более чем 20 видов правовых ситуаций, регламентированных различными отраслями права, когда по направлению властного субъекта или во исполнение правовых предписаний проводятся медицинские осмотры и исследования, имеющие цель установить факт наркотического опьянения или факт потребления лицом наркотических средств, психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ. Все такие виды воздействия предусматривают совокупность медицинских осмотров и медицинских исследований и обладают общими правовыми характеристиками: ограничение права человека на личную неприкосновенность, наличие негативных юридических последствий. Это позволяет в соответствии с определением, данным ст. 65 федерального закона от 21.11.2011 № З23-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», относить каждый из указанных «освидетельствований», «осмотров» и «обследований» к понятию медицинского освидетельствования, и рассматривать их в качестве частных случаев медицинского освидетельствования, предназначенного для установления наркотического опьянения, потребления наркотических средств.

1 Об оружии: федеральный закон от 13 дек. 1996 г. №150-ФЗ. Ст. 13.

2 О воинской обязанности и военной службе: федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-Ф3. Ст. 5.1.

О железнодорожном транспорте в Российской Федерации: федеральный закон от 10 янв. 2003. № 17. Ст. 25.

Все случаи медицинского освидетельствования на состояние наркотического опьянения в соответствии с целями, объектами правового регулирования и юридическим последствиями могут быть отнесены к пяти группам . Первая группа -медицинское освидетельствование, имеющее целью объективный и всесторонний учет всех обстоятельств уже совершенного дисциплинарного проступка, правонарушения. Данные виды освидетельствования возникли в процессе совершенствования процессуального законодательства. Такое освидетельствование имеет процессуальный характер назначения и оформления его результатов: медицинское освидетельствование, проводимое в порядке ст. 27.12.1 и 27.12 КоАП РФ; освидетельствование военнослужащего, проводимое в порядке обеспечения производства по материалам о дисциплинарном проступке1; освидетельствование работника, проводимое для документирования нахождения его на работе в состоянии опьянения2; а также медицинское освидетельствование на состояние опьянения безработного, явившегося на перерегистрацию с признаками опьянения в орган службы занятости3, и ряд других. Факт нахождения в состоянии наркотического опьянения является квалифицирующим обстоятельством правонарушения, дисциплинарного проступка, а также обстоятельством, отягчающем административную ответственность. Установление этих обстоятельств и является целью медицинского освидетельствования . Мера возможной ответственности зависит от результатов освидетельствования, однако в большей степени она определяется тяжестью дисциплинарного проступка или правонарушения, в рамках разбирательства по которому лицо направлено на освидетельствование.

Вторая группа — медицинское освидетельствование для выявления систематического или разового потребления наркотических средств, психотропных веществ без назначения врача, проводится на основании ст. 44 федерального закона от 08.01.1998 № З-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах». Оно возникло в процессе совершенствования законодательства в области противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ. Целью данного вида освидетельствования является фиксация имевшего место факта систематического или разового потребления наркотических средств, психотропных веществ. Юридическим последствием медицинского освидетельствования является установление факта нарушения лицом запрета на немедицинское потребление наркотических средств, в том числе с целью последующего привлечения к административной ответственности по ст. 6.9 или ч. 2, 3 ст. 20.20 КоАП. Другими декларируемыми последствиями данного вида медицинского освидетельствования являются: возможность постановки по результатам освидетельствования лица диагноза «наркомания»; внесение вещества в Реестр новых потенциально опасных психоактивных веществ.

Третья группа — медицинский профилактический осмотр, проводимый для раннего выявления немедицинского потребления наркотических средств в соответствии

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации: указ Президента РФ от 10 нояб. 2007 г. № 1495.

Трудовой кодекс Российской Федерации. Статьи 76, 81.

О занятости населения в Российской Федерации: закон РФ от 19 апр. 1991 г. № 1032-1. Статья 35.

со ст. 53.4 федерального закона от 08.01.1998 № З-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах». Его юридическими последствиями являются выявление факта потребления учащимся наркотических средств или психотропных веществ для последующей профилактики и лечения.

Четвертая группа — медицинское освидетельствование лиц, профессиональная деятельность которых связана с источником повышенной опасности. В данную группу входят все виды медицинского освидетельствования, имеющие целью выявление среди работников, чья профессиональная деятельность связана с источниками повышенной опасности, лиц, находящихся в состоянии опьянения или являющихся больными наркоманией. В развитие ст. 45 федерального закона от 08.01.1998 № З-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» значительное число нормативных актов, регламентирующих деятельность в ряде отраслей, а также в некоторых видах государственной службы, предусматривают проведение периодических (ежедневных, ежегодных) медицинских осмотров, включающих химико-токсикологические исследования. Юридические последствия медицинского освидетельствования: отстранение от работы, факт нахождения в состоянии опьянения учитывается при определении категории профессиональной пригодности к конкретной специальности, вынесение ведомственной врачебной комиссией медицинского заключения о негодности к работе, расторжение контракта.

Пятая группа — медицинское освидетельствование, проводимое при предоставлении лицам специальных прав: для получения патента иностранного гражданина на трудовую деятельность1; для получения лицензии на приобретение оружия2; обязательное медицинское освидетельствование водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств)3 и ряд других. Целью такого вида освидетельствования является исключение возможности использования лицом своего специального права во вред регулируемым общественным отношениям. Юридическим последствием медицинского освидетельствования является возможность приобретения (или лишения) специального права.

Первые две группы медицинского освидетельствования на состояние наркотического опьянения активно применяются в административно-юрисдикционной деятельности органов полиции, их правовая природа характеризуется специфической связью с мерами административного принуждения. В отличие от большинства иных мер административного принуждения действия освидетельствуемого являются условно добровольными, это не то обременение, от которого нельзя освободиться «иначе, как выполнив соответствующие обязанности либо подчиняясь правовым ограничениям до их прекращения» . Условная добровольность медицинского освидетельствования связана с медицинским характером данной меры, затрагивающим конституционное право граждан на охрану здоровья, важнейшим механизмом защиты которого является

1 О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации: федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ. Статья 13.3.

Об оружии: федеральный закон от 13 дек. 1996 № 150-ФЗ. Статья 13.

3 О безопасности дорожного движения: федеральный закон от 10 дек. 1995 г. № 196-ФЗ. Статья 23.

институт добровольного информированного согласия на медицинское вмешательство .

Связь с принудительным воздействием на физическое лицо свидетельствует о необходимости рассмотрения медицинского освидетельствования с целью объективного и всестороннего учета всех обстоятельств уже совершенного дисциплинарного проступка или правонарушения (первый вид); медицинского освидетельствования, проводимого в соответствии со ст. 44 федерального закона от 08.01.1998 № З-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (второй вид), в качестве специфических мер административного принуждения, относящихся соответственно к мерам обеспечения (по делу об административном правонарушении, по разбирательству о дисциплинарном проступке) и мерам административного предупреждения . Профилактические медицинские осмотры, проводимые для раннего выявления немедицинского потребления наркотических средств (группа третья); виды медицинского освидетельствования лиц, профессиональная деятельность которых связана с источником повышенной опасности (группа четвертая) и медицинское освидетельствование, проводимое при предоставлении лицам специальных прав (группа пятая) не обладают признаками государственного принуждения и являются общеобязательными правовыми предписаниями, они адресованы неопределенному кругу лиц, полагаются на добровольное исполнение, не могут отождествляться с принуждением, их применение не связано с непосредственным воздействием на поведение субъекта.

Помимо целевой принадлежности и отношения к мерам государственного принуждения, важной характеристикой выступает функциональное предназначение медицинского освидетельствования. Каждый из видов освидетельствования предназначен либо на установление факта наркотического опьянения, либо на установление факта потребления наркотических средств, психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ. В первом случае юридическое значение имеет состояние наркотического опьянения, и хотя само понятие «опьянение» не раскрывается в административном законодательстве, по аналогии с уголовным правом можно выявить три юридических критерия, свидетельствующие о том, что субъект находится в состоянии опьянения: 1) материальный (медицинский, патофизиологический) — наличие нарушений нормального функционирования организма человека, касаю-

и и \ 1 о

щихся прежде всего центральной нервной системы и психики; 2) формальный — установление факта приёма психоактивных веществ; 3) причинный — существование причинной связи между употреблением психоактивных веществ и нарушением физиологических функций организма. Для установления состояния опьянения необходимо выявить все эти признаки в совокупности . Ввиду этого наличие состояния наркотического опьянения может устанавливаться только на основе освидетельствования, проводимого специалистом-наркологом, включающего не только лабораторные исследования количеств в биологических образцах, но и набор функциональных тестов, позволяющих установить характерные для опьянения изменения поведения и психики человека. Во втором случае юридическое значение имеет факт потребления наркотических средств, психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ. Он может устанавливаться в первую очередь на основе медицин-

— ВЕСТНИК ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ —

ского осмотра лица и лабораторных исследований биологических образцов безотносительно детектирования характерных для опьянения изменений поведения и психики человека.

Предложенная классификация видов медицинского освидетельствования для установления состояния наркотического опьянения, потребления наркотических средств свидетельствует о том, что содержание этого понятия выходит за рамки предусмотренного п. 1 ч. 2 ст. 65 федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического). В частности, речь идет о медицинском освидетельствовании, предусмотренном ст. 44 федерального закона от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах», а также о ряде других видов освидетельствования, не связанных с установлением опьянения. В связи с этим методологически целесообразно все случаи медицинского освидетельствования для установления состояния наркотического опьянения, потребления наркотических средств рассматривать как собирательную категорию, самостоятельный предмет научного исследования. Общее наименование такой категории целесообразно ограничить обозначением только одной из целей — «медицинское освидетельствование на состояние наркотического опьянения», не перечисляя, но подразумевая множество остальных целей такого освидетельствования (установление факта потребления наркотических средств; постановка лицу диагноза «наркомания»; включение вещества в Реестр новых потенциально опасных психоактивных веществ; раннее выявление потребителей наркотических средств; определение годности к определенным видам профессиональной деятельности; предоставление возможности приобретения лицами специальных прав и др.).

В свете предложенной собирательной категории может быть определено понятие медицинского освидетельствования на состояние наркотического опьянения, применяемого сотрудниками органами внутренних дел. Объем такого понятия более узкий, он очерчен границами применения должностными лицами органов внутренних дел государственного принуждения. Оно включает: а) медицинское освидетельствование сотрудника или работника органов внутренних дел, находящегося на рабочем месте в состоянии опьянения, проводимое в соответствии со ст. 76 и 81 Трудового кодекса РФ (в порядке применения мер обеспечения производства о дисциплинарном проступке по трудовому праву); б) медицинское освидетельствование граждан, применяемое в порядке мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении (ст. 27.12 и 27.12.1 КоАП РФ); в) медицинское освидетельствование граждан, применяемое в порядке мер административного предупреждения (ст. 44 федерального закона от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»).

С учетом особого значения и распространенности в деятельности полиции медицинское освидетельствование, не связанное с применением мер обеспечения производства о дисциплинарном проступке, а направленное на противодействие административной деликтности, целесообразно рассматривать отдельно как «медицинское освидетельствование на состояние наркотического опьянении, применяемое сотруд-

никами полиции». Таким образом, медицинское освидетельствование на состояние наркотического опьянения, применяемое сотрудниками полиции, — это совокупность методов медицинского осмотра и медицинских исследований, имеющая задачи установления состояния наркотического опьянения или потребления наркотических средств и психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ, и в отдельных случаях — постановку диагнозов «синдром зависимости от наркотических средств и психотропных веществ», «пагубное потребление наркотических средств и психотропных веществ». Оно характеризуется принудительным порядком направления должностными лицами полиции в ходе противодействия административной деликтности, его результаты влекут наступление для лица юридически значимых последствий.

Приведенная классификация случаев медицинского освидетельствования позволяет рассмотреть вопрос о возможности использования результатов медицинского освидетельствования на состояние наркотического опьянения для привлечения лица к административной или дисциплинарной ответственности (по административному праву), если освидетельствование проводилось для целей, не связанных с пресечением, предупреждением и документированием дисциплинарных проступков, правонарушений в сфере незаконного оборота наркотиков.

Во-первых, указанный вопрос (без рассмотрения аспектов, связанных с соблюдением врачебной тайны) необходимо решать с учетом того, что порядок отбора, хранения и транспортировки биологических образцов для химико-токсикологических исследований в большинстве случаев медицинского освидетельствования на состояние наркотического опьянения соответствует требованиям приказа Минздравсоцраз-вития РФ от 27 января 2006 г. № 40 «Об организации проведения химико-токсикологических исследований при аналитической диагностике наличия в организме человека алкоголя, наркотических средств, психотропных и других токсических веществ», а в качестве акта, отражающего результаты исследования, используется учетная форма № 454/у-06 «Справка о результатах химико-токсикологических исследований», утвержденная данным приказом. Такой порядок отбора, хранения и транспортировки биологических образцов предусматривает подписи освидетельствуемого лица на пломбирующих наклейках, хранение контрольных образцов, что обеспечивает невозможность подмены или фальсификации содержимого. Исключение составляют случаи: а) освидетельствования лиц, допущенных к работе на речном или морском судне, а также лоцманов, проводимого в виде ежегодного медицинского осмотра, включающего в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов1; б) медицинских обследований работников, обслуживающих объекты электроэнергетики2; в) профилактических медицинских осмотров сотрудников органов внутренних дел,

1 Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации. Пункт 2 ст. 27, п. 3.1 ст. 28, ст. 41; Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации. Статьи 55 и 87.

Об утверждении порядка проведения медицинских осмотров (обследований) работников, непосредственно занятых на работах, связанных с обслуживанием объектов электроэнергетики : приказ Минэнерго РФ от 31.08.2011 № 390.

включающих в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов1; г) обследований военнослужащих и гражданского персонала ФСБ России на предмет употребления наркотических средств и психотропных веществ2. В этих случаях непосредственные результаты химико-токсикологического исследования заведомо не могут служить основанием для привлечения лица к административной или дисциплинарной ответственности (по административному праву), поскольку порядок отбора, транспортировки и хранения образцов, а также порядок проведения исследования не гарантирует их достоверность.

Во-вторых, факт, что тот или иной вид медицинского освидетельствования на состояние наркотического опьянения предусматривает в качестве акта учетную форму № 454/у-06 «Справка о результатах химико-токсикологических исследований», а порядок отбора, хранения и транспортировки биологических образцов для проведения химико-токсикологических исследований соответствует приказу Мин-здравсоцразвития РФ от 27 января 2006 г. № 40, является обязательным, но не достаточным условием для вывода о возможности привлечения лица к административной (дисциплинарной) ответственности. В большинстве случаев препятствием для признания результатов освидетельствования доказательствами по разбирательству о дисциплинарном проступке или по делу об административном правонарушении служит невозможность обеспечения процессуальных прав лица в ходе их проведения, в том числе права лица на отказ от медицинского освидетельствования . Механизм реализации права освидетельствуемого лица на юридическую помощь, на участие понятых, права на отказ от медицинского освидетельствования, на судебное обжалование предусмотрен только видами освидетельствования, связанными с мерами государственного, в частности административного принуждения. Только в случае применения таких видов освидетельствования, имеющих процессуальный порядок, может быть поставлен вопрос о возможности реализации лицом своих процессуальных прав на защиту, а следовательно, о возможности привлечения к юридической ответственности. Важнейшим условием привлечения к ответственности являются юридические гарантии законности, которыми служат процессуальные формы обеспечения законности, устанавливаемые в процессуальном законодательстве . Наличие процессуального порядка позволяет выбрать принуждаемому соответствующее средство защиты от незаконных действий принуждающих лиц .

Справка о результатах химико-токсикологических исследований по форме 454/у-06 далеко не во всех случаях может являться основанием для привлечения лица к административной ответственности за потребление наркотических средств. Именно акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического) по форме № 307/у-05, утвержденной приказом Минздрава России от 18.12.2015 № 933н, не только свидетельствует о наличии в

1 О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федеральный закон от 30 нояб. 2011 г. № 342-ФЗ. Пункт 16 ст. 12.

2 Об организации обязательного обследования на предмет употребления наркотических средств и психотропных веществ: приказ ФСБ России от 16.06.2012 № 356.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

биологическом объекте метаболитов наркотических средств (сведения об этом изложены в прилагаемой к акту справке о результатах химико-токсикологических исследований по форме 454/у-06), но и характеризует основания и процессуальный порядок, при котором результат был получен, несет в себе сведения о статусе лица. В частности, акт означает, что: а) лицо прибыло на освидетельствование по направлению законодательно установленных властных субъектов или на основании собственного волеизъявления (субъекты указываются в п. 2 акта медицинского освидетельствования); б) лицо было направлено при наличии предусмотренных оснований (субъекты указываются в пункте 2 акта); в) процедура освидетельствования проходила в установленном порядке (в соответствии с прил. № 1 к приказу Минздрава России от 18 декабря 2015 г. № 933н); г) отбор образцов, их хранение и транспортировка проходили в порядке, предоставляющем гарантии невозможности подмены или фальсификации образца (предусмотрен приказом Минздравсоцразвития России от 27 января 2006 г. № 40). Одна лишь справка о результатах химико-токсикологических исследований по форме 454/у-06 перечисленными характеристиками не обладает, и поэтому без информации о правовом статусе освидетельствуемого лица и об обеспечении его процессуальных прав признание ее в качестве основания для привлечения лица к дисциплинарной или административной ответственности не соответствует критериям законности.

Таким образом, признание акта медицинского освидетельствования на состояние наркотического опьянения или справки о результатах химико-токсикологических исследований в качестве оснований для привлечения лица к административной или дисциплинарной ответственности (по административному праву) не будет соответствовать критериям законности, если медицинское освидетельствование проводилось во исполнение собственного желания лица или общеобязательных правовых предписаний (группы медицинского освидетельствования на состояние наркотического опьянения 3-5).

Признание акта медицинского освидетельствования на состояние наркотического опьянения или справки о результатах химико-токсикологических исследований в качестве основания для привлечения лица к административной или дисциплинарной ответственности (по административному праву) в случае госпитализации при отравлении или дорожно-транспортном происшествии возможно лишь при условии, если биологический материал будет собран и исследован уже при наличии соответствующего протокола (направления, постановления) должностных лиц на медицинское освидетельствование и состояние лица позволяет выразить свою волю.

Представляется, что данный подход согласуется с положениями ст. 26.11 КоАП РФ, согласно которым никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу. Он нацеливает на всестороннее, полное и объективное исследование всех обстоятельств дела в совокупности и соответствует принципам оценки доказательств, демонстрируемым судебной практикой по делам об обжаловании результатов медицинского освидетельствования на состояние наркотического опьянения1.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

2. Каплунов А.И. Административное принуждение, применяемое органами внутренних дел: дис. … д-ра юрид. наук. — М., 2005. — 498 с.

3. Кохан Р.Ю. О классификации видов медицинского освидетельствования на состояние наркотического опьянения, административно-правовой аспект // Вестник Сибирского юридического института ФСКН России. — 2016. — № 4. — С. 19-25.

5. Макарейко Н.В. Пределы государственного принуждения // Вестник Нижегородской академии МВД России. — 2014. — № 1. — С. 35-39.

7. Применение сотрудниками органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ отдельных мер административного принуждения: учебное пособие / под ред. Н.Н. Цуканова. — Красноярск : СибЮИ ФСКН России, 2015. — 204 с.

10. Цуканов Н.Н. Статья 44 федерального закона от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» и статья 27.12.1 КоАП РФ: к вопросу о соотношении оснований направления на медицинское освидетельствование на состояние наркотического опьянения // Актуальные проблемы борьбы с преступностью: вопросы теории и практики: материалы XX междунар. науч.-практич. конф. — Красноярск: СибЮИ МВД России, 2017. — С. 81-84.

BIBLIOGRAPHIC REFERENCES

2. Kaplunov A. I. Administrative coercion used by the police: thesis of Doctor of Law. / A. I. Kaplunov. — M., 2005. — 498 р.