Приказ 438

Документ — это информация и ее носитель. Носители информации: бумажный, магнитный, электронный, фотографический, контрольный образец и др.

Информация содержится в процедурах, стандартах, спецификациях, чертежах, схемах, рисунках, эскизах, отчетах, аудио — и видеозаписях, инструкциях и др.

Документ предусматривает требования или то, как должна осуществляться деятельность.

Национальными стандартами по аналогии с системами управления другими видами деятельности предусмотрена следующая иерархия документации:

Руководство по системе управления охраной труда; операционные процедуры; рабочие инструкции;

записи и другая сопутствующая документация.

В Руководстве по системе управления охраной труда описываются ключевые элементы и взаимодействие различных частей системы. Руководство по системе управления охраной труда может: быть отличным по структуре от структуры стандарта; иметь общее ядро с приложениями; быть сборником процедур и других документов; быть частью документации по системе управления охраной труда; быть представленным более чем одним документом; быть отдельным документом или иначе.

Важным аспектом в построении Руководства является выполнение перекрестных ссылок на документацию других уровней системы (процедуры, инструкции и др.).

Возможные виды информации: законодательные и иные обязательные требования; письма, приказы, решения, постановления; акты, предписания надзорно-контрольных органов; информация о производственных опасностях и связанных с ними рисках;

информация о состоянии условий и охраны труда; результаты паспортизации санитарно-технического состояния условий и охраны труда, аттестации рабочих мест по условиям труда;

критерии оценки и стимулирования деятельности по охране труда;

декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов;

письма и запросы заинтересованных сторон; всевозможные отчеты; ответы на запросы;

сведения о несчастных случаях, профессиональных заболеваниях, авариях и инцидентах на производственных объектах и материалы об их расследовании; рекламные материалы;

публикации в средствах массовой информации.

Учитывая такую множественность видов информации и ее различную значимость, организация должна установить и поддерживать информацию на удобных для нее носителях, например, бумажных или электронных.

Информация должна:

описывать основные элементы системы управления и их взаимодействие;

обеспечивать направление к смежной документации. Процедуры содержат письменно оформленную базу и определяют как должны выполняться операции. Процедуры подразделяются на:

общесистемные — единые для всех систем управления (обучение, информирование, управление документацией, операциями, мониторинг, аудиты, анализ со стороны высшего руководства и др.);

специальные — рассматривают управление специфическими для данной системы операциями (идентификация опасностей, оценка риска, оценка деятельности по охране труда и ее стимулирование и др.).

Наряду с таким подразделением процедур в отдельных литературных источниках, применительно к системе управления охраной труда, общесистемным процедурам придается признак, согласно которому это такие процедуры, которые описывают виды деятельности, определенные в стандарте (идентификация опасностей и анализ рисков, обучение, взаимодействие, внутренние аудиты и др.)- В отличие от них специальные процедуры описывают управление операциями.

Процедура дает описание процесса, но не может свидетельствовать о его выполнении (данную роль выполняют записи).

Процедура должна быть максимально лаконична по объему (практика показывает, что в большинстве случаев наиболее оптимальным является объем процедуры не более 3 листов).

Национальный стандарт не содержит требования об обязательной переработке действующих в организации документов по охране труда (порядок, положение, стандарт организации по безопасности груда, рекомендации, методика и др.) в процедуры.

Национальным стандартом предусмотрена разработка следующих 15 обязательных процедур:

процедуры по идентификации опасностей, оценке рисков и определению мер управления рисками (пункт 4.3.1 СТБ 18001 -2009);

процедуры для идентификации, получения информации, содержащей законодательные и иные обязательные требования, и обеспечения доступа к законодательным и другим применяемым к организации требованиям в области охраны труда (пункт 4.3.2 СТБ 18001-2009);

процедуры по определению компетентности, обеспечению обучения и осведомленности персонала в области охраны труда (пункт 4.4.2 СТБ 18001-2009);

процедура по обмену информацией внутри организации, внешними организациями, иными заинтересованными лицами (пункт 4.4.3.1 СТБ 18001-2009);

процедура по консультированию с работниками и заинтересованными сторонами в области охраны труда (пункт 4.4.3.2 СТБ 18001-2009);

процедура по обеспечению участия работников в управлении охраной труда (пункт 4.4.3.2 СТБ 18001-2009);

процедуры по управлению документами системы управления охраной труда (пункт 4.4.5 СТБ 18001-2009);

процедуры для операций и действий, связанных с идентифицированными рисками, для которых необходимо применять меры управления (пункт 4.4.6 СТБ 18001-2009);

процедуры по идентификации возможных аварийных ситуаций и по ответным действиям (пункт 4.4.7 СТБ 18001-2009);

процедуры для осуществления мониторинга и измерения результативности в области охраны труда (пункт 4.5.1 СТБ 18001-2009);

процедуры для калибровки и технического обслуживания контрольно-измерительной аппаратуры, используемой для проведения мониторинга и измерений (пункт 4.5.1 СТБ 18001-2009);

процедура(ы) по оценке соответствия деятельности организации законодательным требованиям в области охраны труда, а также требованиям, принятым организацией в качестве обязательных (пункты 4.5.2.1, 4.5.2.2 СТБ 18001-2009);

процедуры по управлению записями по охране труда (пункт 4.5.4 СТБ 18001-2009);

процедуры по проведению аудитов функционирования системы управления охраной труда (пункт 4.5.5 СТБ 18001 -2009).

Наряду с процедурами, предусмотренными стандартом, в организации целесообразно также разработать и другие процедуры, регламентирующие различные аспекты работы по охране труда и порядок выполнения соответствующих работ, связанных с охраной труда:

нормативное и ресурсное обеспечение управления охраной труда; создание новых рабочих мест; оценка состояния безопасности и гигиены труда; стимулирование за работу по охране труда; участие работников и их представительных органов в управлении охраной труда;

отражение требований безопасности в конструкторской и технологической документации;

прием на работу и профессиональный отбор работников по отдельным специальностям;

медицинское освидетельствование работников; выполнение работ в командировках;

использование личного транспорта работников в интересах организации;

надзор за объектами повышенной опасности; выполнение работ с повышенной опасностью; перевозки опасных грузов;

обеспечение работников средствами индивидуальной защиты и профилактики;

санитарно-бытовое обеспечение работников и др.

Для работников, выполняющих конкретные задачи, предназначены рабочие инструкции: инструкции по охране труда, технологические инструкции и регламенты ведения технологического процесса, инструкции по безопасной эксплуатации оборудования, схема процесса, эскизы, рисунки, серии фотографий или других иллюстраций,

таблицы, графики, программы обучения, планы локализации аварийных ситуаций и ликвидации последствий аварий и др.

Рабочие инструкции занимают подчиненное положение по отношению к процедурам.

действует Редакция от 09.12.1999 Подробная информация

Наименование документ ПРИКАЗ Минздрава РФ от 09.12.99 N 438 «ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДНЕВНЫХ СТАЦИОНАРОВ В ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ»
Вид документа приказ, положение
Принявший орган минздрав рф
Номер документа 438
Дата принятия 01.01.1970
Дата редакции 09.12.1999
Дата регистрации в Минюсте 01.01.1970
Статус действует
Публикация
  • «Здравоохранение», N 3, 2000
Навигатор Примечания

ПРИКАЗ Минздрава РФ от 09.12.99 N 438 «ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДНЕВНЫХ СТАЦИОНАРОВ В ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ»

Приказ

Концепцией развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации, одобренной Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1997 г. N 1387 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 46, ст. 53/12), одним из основных направлений совершенствования определено внедрение малозатратных технологий и развитие стационарозамещающих форм организации и оказания медицинской помощи населению.

Несмотря на проводимую в здравоохранении Российской Федерации реформу, ликвидация имеющихся диспропорций, перераспределение объемов оказания медицинской помощи с дорогостоящей и ресурсоемкой стационарной на стационарозамещающие и иные догоспитальные формы осуществляются крайне медленными темпами.

За последние 5 лет число больничных коек в лечебно-профилактических учреждениях сократилось на 132 тысячи, уровень обеспеченности койками составил 110,9 на 10 тыс. населения, уровень госпитализации — 20,7 на 100 жителей. Таким образом, каждый пятый житель страны проводит ежегодно в стационаре более 16 дней, на что расходуется около 80% финансовых средств, выделяемых на здравоохранение. В то же время результаты специальных исследований свидетельствуют, что от 20 до 50% лиц, получающих лечение в стационарах, особенно терапевтического, неврологического и гинекологического профилей, направлены на госпитализацию необоснованно и могли бы получать более эффективную и значительно менее дорогостоящую медицинскую помощь в условиях дневных стационаров поликлиник, больничных учреждений и стационаров на дому.

Это подтверждает опыт медицинских учреждений городов Москвы и Санкт-Петербурга, Архангельской, Тверской, Ростовской областей, Ставропольского края, Республик Татарстан, Башкортостан и других субъектов Российской Федерации.

В настоящее время в лечебно-профилактических учреждениях страны организовано и функционирует 3168 дневных стационаров на 48 тысяч коек. Ежегодно в них получают медицинскую помощь около 1,5 млн. человек.

Вместе с тем не во всех субъектах Российской Федерации органами и учреждениями здравоохранения принимаются действенные меры по внедрению и совершенствованию стационарозамещающих и ресурсосберегающих технологий организации медицинской помощи, ликвидации имеющихся диспропорций, повышению эффективности использования материальных и финансовых ресурсов (Тамбовская, Курганская, Читинская, Рязанская области, Республики Саха (Якутия), Мордовия и др.).

В ряде лечебно-профилактических учреждений обычное посещение пациентом поликлиники с лечебной целью оформляется как пребывание в дневном стационаре, а посещение врачом на дому — как стационар на дому.

В работу дневных стационаров крайне медленно внедряются современные комплексные методики лечения и диагностики наиболее распространенных заболеваний, не в полной мере используются имеющиеся возможности для подбора адекватной терапии с применением лабораторного и инструментального контроля больным с впервые выявленными или хроническими заболеваниями сердечно-сосудистой, дыхательной, эндокринной и других систем, не проводится комплексное курсовое лечение и реабилитация больных и инвалидов, не требующих круглосуточного медицинского наблюдения.

Вопреки концепции перехода к системе единого лечащего врача, отмечаются многочисленные случаи введения в штатные расписания лечебно-профилактических учреждений дополнительных врачебных должностей для обеспечения работы дневных стационаров.

В большинстве административных территорий Российской Федерации не решены вопросы финансирования медицинской помощи и лекарственного обеспечения в дневных стационарах и стационарах на дому, отсутствует комплексность в работе со службами социальной защиты, не обеспечивается проведение действенного контроля качества лечебно-диагностического процесса при внедрении стационарозамещающих технологий, не упорядочено ведение учетной и отчетной медицинской документации указанных подразделений.

При разработке территориальных программ государственных гарантий по обеспечению населения бесплатной медицинской помощью во многих субъектах Российской Федерации не планируется проведение эффективных мер по установлению оптимальных пропорций между объемами оказываемой медицинской помощи на догоспитальном и госпитальном этапах, установлению баланса между уровнями потребления населением ресурсов здравоохранения и имеющимися ограниченными экономическими возможностями.

Система обязательного медицинского страхования также пока не способствует созданию экономических мотиваций по увеличению объема и перечня медицинских услуг, оказываемых в дневных стационарах и стационарах на дому.

С целью улучшения доступности и качества медицинской помощи населению, оказываемой на догоспитальном этапе, повышения эффективности использования материальных, кадровых и финансовых ресурсов здравоохранения приказываю:

1. Руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации:

1.1. Провести до 1 марта 2000 года углубленный анализ объемов и качества оказания медицинской помощи на догоспитальном и госпитальном этапах, организации и эффективности деятельности дневных стационаров в лечебно-профилактических учреждениях и стационаров на дому, использования в них современных технологий диагностики, лечения и реабилитации больных и инвалидов и по результатам разработать и реализовать необходимые меры по реструктуризации стационарной помощи и развитию стационарозамещающих технологий.

1.2. Включить в территориальные программы государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью объемы оказания медицинской помощи в условиях дневных стационаров в лечебно-профилактических учреждениях и стационаров на дому.

1.3. Организовать работу дневных стационаров в лечебно-профилактических учреждениях в соответствии с Положением об организации деятельности дневного стационара в лечебно-профилактических учреждениях (приложение); работу стационаров на дому с учетом Положения об организации деятельности отделений медико-социальной помощи, утвержденного Приказом Минздрава России от 28.07.99 N 297 «О совершенствовании организации медицинской помощи гражданам пожилого и старческого возрастов в Российской Федерации» (признан не нуждающимся в регистрации; письмо Минюста России от 06.08.99 N 6304-ПК).

1.4. Совместно с территориальными фондами обязательного медицинского страхования и страховыми медицинскими организациями разработать меры по формированию экономической мотивации ускорения развития стационарозамещающих технологий в лечебно-профилактических учреждениях и совершенствованию системы контроля качества ее оказания.

2. Центральному НИИ организации и информатизации здравоохранения Минздрава России (Стародубов В.И.) до 1 июля 2000 г. изучить эффективность функционирования дневных стационаров в лечебно-профилактических учреждениях и стационаров на дому, в т.ч. в лечебно-профилактических учреждениях субъектов Российской Федерации, осуществляющих реализацию международных проектов по данному направлению деятельности.

По результатам провести республиканский семинар, подготовить методические рекомендации и представить их в Минздрав России для утверждения в установленном порядке.

3.1. Разработать до 1 января 2001 года с привлечением ведущих научно-исследовательских медицинских учреждений и главных специалистов Минздрава России протоколы ведения больных, в т.ч. с применением стационарозамещающих технологий в соответствии с Отраслевым стандартом «Протоколы ведения больных. Общие требования», и представить их в установленном порядке в Экспертный совет по рассмотрению проектов нормативных документов по стандартизации в здравоохранении Минздрава России.

3.2. Совместно с Отделом медицинской статистики и информатики (Тишук Е.А.) до 1 января 2000 года разработать предложения по совершенствованию системы статистического учета и отчетности дневных стационаров в лечебно-профилактических учреждениях и стационаров на дому.

4. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на заместителя Министра здравоохранения Российской Федерации Вялкова А.И.

Министр
Ю.Л.ШЕВЧЕНКО

Приложение

Приложение

УТВЕРЖДЕНО
Приказом Минздрава России
от 9 декабря 1999 г. N 438

ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДНЕВНОГО СТАЦИОНАРА В ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ1. Общие положения

1.1. Дневной стационар является структурным подразделением лечебно-профилактического учреждения, в том числе амбулаторно-поликлинических, больничных учреждений, клиник медицинских научно-исследовательских и образовательных учреждений и предназначен для проведения профилактических, диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий больным, не требующим круглосуточного медицинского наблюдения, с применением современных медицинских технологий в соответствии со стандартами и протоколами ведения больных.

1.2. В своей деятельности дневной стационар лечебно-профилактического учреждения руководствуется законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Минздрава России, органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации и настоящим Положением.

1.3. Коечная мощность и профиль дневного стационара определяются руководителем лечебно-профилактического учреждения, в составе которого он создан, по согласованию с соответствующим органом управления здравоохранением, с учетом имеющейся инфраструктуры здравоохранения, а также заболеваемости населения.

В соответствии с профилем, койки дневного пребывания являются структурной частью коечного фонда отделения (палаты).

Мощность стационара определяется числом коек круглосуточного и дневного пребывания.

Учет коек дневного пребывания в больничных учреждениях и движение больных осуществляется в установленном порядке.

1.4. Дневной стационар может являться клинической базой медицинских образовательных и научно-исследовательских учреждений.

1.5. Порядок направления и госпитализации в дневной стационар, условия выписки или перевода в лечебно-профилактическое учреждение утверждаются руководителем лечебно-профилактического учреждения.

1.6. Режим работы дневного стационара определяется руководителем лечебно-профилактического учреждения с учетом объемов проводимых медицинских мероприятий, как правило, в 2 смены.

1.7. Медицинская и лекарственная помощь населению в условиях дневного стационара оказывается в рамках территориальной программы государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью, а также на условиях добровольного медицинского страхования или платных медицинских услуг в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

1.8. Вопрос по обеспечению питанием больных в дневном стационаре решается органами управления здравоохранением субъектов Российской Федерации самостоятельно.

1.9. В дневном стационаре ведется установленная учетно-отчетная медицинская документация.

1.10. Контроль за деятельностью дневного стационара осуществляет руководитель лечебно-профилактического учреждения и (или) заместитель по медицинской части и клинико-экспертная комиссия лечебно-профилактического учреждения.

1.11. Организация и ликвидация дневного стационара осуществляется по решению руководителя лечебно-профилактического учреждения по согласованию с соответствующим органом управления здравоохранением.

2. Цель и функции

2.1. Целью работы дневного стационара является совершенствование организации и повышение качества оказания медицинской помощи в амбулаторных условиях, а также повышение экономической эффективности деятельности лечебно-профилактических учреждений на основе внедрения и широкого использования современных ресурсосберегающих медицинских технологий профилактики, диагностики, лечения и реабилитации.

2.2. В соответствии с этой целью дневной стационар осуществляет следующие функции:

: Нумерация пунктов приведена в соответствии с официальным текстом документа.

2.2.3. Проведение комплексных профилактических и оздоровительных мероприятий лицам из групп риска повышенной заболеваемости, в т.ч. профессиональной, а также длительно и часто болеющим.

2.2.4. Проведение сложных и комплексных диагностических исследований и лечебных процедур, связанных с необходимостью специальной подготовки больных и краткосрочного медицинского наблюдения после проведения указанных лечебных и диагностических мероприятий.

2.2.5. Подбор адекватной терапии больным с впервые установленным диагнозом заболевания или хроническим больным при изменении степени тяжести заболевания.

2.2.6. Проведение комплексного курсового лечения с применением современных медицинских технологий больным, не требующим круглосуточного медицинского наблюдения.

2.2.7. Осуществление реабилитационного и оздоровительного комплексного курсового лечения больных и инвалидов, беременных женщин.

2.2.8. Проведение экспертизы состояния здоровья, степени утраты трудоспособности граждан и решение вопроса о направлении на медико-социальную экспертизу.

3. Структура и штаты

3.1. В структуру дневного стационара могут включаться:

— палаты, оснащенные необходимым оборудованием и инвентарем;

— процедурный кабинет;

— хирургический кабинет с малой операционной;

— комната для пребывания медицинского персонала;

— комната для приема пищи больными;

— иные кабинеты по решению руководства лечебно-профилактического учреждения.

Для осуществления функций дневного стационара могут быть использованы диагностические, лечебные, реабилитационные и другие подразделения лечебно-профилактического учреждения, в структуре которого он создан.

3.2. В дневных стационарах ведение больных осуществляется лечащим врачом (участковым терапевтом, педиатром, акушером-гинекологом, врачом общей практики и другими врачами-специалистами). При необходимости привлекаются соответствующие врачи-консультанты. Штатная численность и нормы нагрузки медицинского персонала лечебно-профилактических учреждений устанавливаются с учетом наличия в данном учреждении дневного стационара.

3.3. В дневных стационарах вводится должность старшей медицинской сестры, должности медицинских сестер палатных из расчета 1 должность на 15 мест.

Должности санитарок палатных или младших медицинских сестер по уходу за больными устанавливаются соответственно должностям медицинских сестер.

3.4. В штаты лечебно-профилактического учреждения, имеющего в своем составе дневной стационар, в связи с увеличением объема работы диагностических, лечебных, реабилитационных и других подразделений могут быть дополнительно введены должности врачей и среднего медицинского персонала.

4. Финансирование

Финансирование дневного стационара осуществляется за счет средств бюджета соответствующего уровня, выделяемых лечебно-профилактическому учреждению, а также из средств обязательного медицинского страхования и иных источников в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Ранее в предыдущей статье мы разбирали общее понятие системы управления охраной труда (СУОТ). Для создания соответствующих локальных документов по СОУТ мы рекомендовали пользоваться Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 19.08.2016 г. № 438н «Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда».

Здесь же рассмотрим Методические рекомендации по проверке создания и обеспечения функционирования СУОТ в организации, утв. Приказом Роструда от 21.03.2019 г. № 77. Данный документ предназначается, в первую очередь, для инспекторов ГИТ, но при этом целесообразно воспользоваться им для разработки «своего» Положения о системе управления охраной труда.

Краткий обзор методических рекомендаций

Документ состоит из следующих разделов и приложений:

  • Общие положения.
  • Алгоритм проверки создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда: Описание основных элементов Алгоритма проверки создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда.
  • Алгоритм проверки создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда при проведении расследования несчастного случая.
  • Заполнение отдельных пунктов акта о расследовании группового несчастного случая (тяжелого несчастного случая, несчастного случая со смертельным исходом) формы 4.
  • Меры инспекторского реагирования при выявлении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Элементы СОУТ

Инспектору ГИТ рекомендуется (см. п.7 Методических рекомендаций) проводить проверку посредством последовательного рассмотрения комплекса взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, формирующих СУОТ:

  • Основные составляющие элементы (Рисунок 1).

  • Процедуры, связанные со спецификой экономической деятельности работодателя, реализация которых необходима для установления целей и задач в области охраны труда, а также внедрения в организации профилактики и предупреждения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости (Рисунок 2).

  • Процедуры, которые должны реализовываться работодателем для обеспечения соблюдения государственных нормативных требований охраны труда, а также безопасности и здоровья работников в процессе трудовой деятельности (Рисунок 3).

Глобально проверку рекомендуется разделить на две части (см. п.8 Методических рекомендаций):

  • Проверка документации организации по СУОТ: локальные нормативные акты и прочие документы на предмет соответствия требованиям Приказа Минтруда от 19.08.2016 г. № 438н и других нормативных правовых актов в сфере охраны труда.
  • Проверка на рабочих местах персонала: оценка соответствия рабочих мест, оборудования, транспортных средств, территорий, зданий, сооружений, производственных и технологических процессов государственным нормативным требованиям в сфере охраны труда; здесь также проверяется реальное выполнение процедур СУОТ.

Когда проверяется СУОТ

Выполнение требований нормативных документов в области охраны труда по СУОТ будут проверяться инспектором ГИТ в следующих случаях:

  • При проведении плановой проверки. На плановой проверке инспектор ГИТ обязан руководствоваться проверочными листами (по СУОТ – лист № 31). Проверяется:
  • наличие Положения о системе управления охраной труда, утвержденного приказом;
  • наличие Политики в области охраны труда.
  • При проведении расследований несчастных случаев или при внеплановой проверке в связи с несчастными случаями (применяются вышеуказанные Методические рекомендации).

Ответственность за отсутствие СУОТ

В «методичке» также приводятся рекомендации для инспектора ГИТ при выявлении нарушений трудового законодательства в сфере системы управления охраной труда:

  1. Выдача предписаний об устранении выявленных нарушений.

16.2. В предписании, выдаваемом после завершения внеплановой проверки, целесообразно указывать устранение не только нарушений государственных нормативных требований охраны труда, но и требований локальных нормативных актов работодателя, а также нарушений, касающихся СУОТ.

  1. Привлечение к административной ответственности.

Очевидно, что любые нарушения в виде невыполнения требований Типового положения либо отсутствия каких-либо элементов СУОТ, локальных нормативных актов работодателя, разработанных в целях реализации требований Приказа Минтруда от 19.08.2016 г. № 438н, а также неисполнение локальных нормативных актов работодателя по СУОТ (если они приняты) являются нарушениями статьи 212 ТК РФ, за которые предусмотрена ответственность статьей 5.27.1 КоАП РФ.

Ранее мы писали об оптимальной периодичности пересмотра системы управления охраной труда, включающего установку соответствия СУОТ стандартам и определение эффективности работы системы. Последнее воплощается в проведении проверки, итог которой отражает отчет о результативности функционирования СУОТ. Какую структуру отчета принять за основную? Какие рекомендации существуют к его содержанию? Обо всём об этом и пойдёт речь в нашей сегодняшней статье.

Отчет о результативности функционирования СУОТ как итог проверки

Согласно ГОСТ 12.0.230.1-2015 «Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Руководство по применению ГОСТ 12.0.230-2007», проверка эффективности системы управления охраной труда должна охватывать:

  • политику в области охраны труда;
  • участие работников и (или) их представителей;
  • обязанность и ответственность;
  • документацию системы управления охраной труда;
  • передачу и обмен информацией;
  • планирование, развитие и функционирование системы управления охраной труда;
  • предупредительные и регулирующие меры;
  • управление изменениями;
  • предупреждение аварийных ситуаций, готовность к ним и реагирование;
  • снабжение и подрядные работы;
  • расследование связанных с работой травм, болезней и инцидентов.

Таким образом, перечень областей проверки задает структуру будущего отчета о результативности функционирования СУОТ, а результаты проверки определяют его содержание.

Отчет о результативности функционирования СУОТ: рекомендации к структуре и содержанию.

Итак, что же и в каком порядке отражает отчет о результативности функционирования СУОТ:

  • насколько актуальна политика работодателя в области охраны труда, насколько цели и задачи охраны труда, поставленные работодателем, целесообразны и выполнимы;
  • насколько сами работники (и их представители) и руководители подразделений заинтересованы в улучшении условий труда на рабочих местах;
  • насколько работники организации знают свои обязанности и зоны ответственности в части охраны труда;
  • насколько добросовестно ведётся локальная документация по охране труда, в соответствии с каждой из процедур СУОТ;
  • как быстро необходимая информация из области охраны труда передается от руководства до работника через все уровни управления организации;
  • сколько (и каких) предложений по совершенствованию системы управления охраной труда было сделано работниками организации и их руководителями за прошедший год;
  • насколько готовы работники организации задействовать предупредительные и регулирующие меры в случае чрезвычайной ситуации;
  • насколько оперативно вносились изменения в систему управления охраной труда за прошедший год (в случае, если они были);
  • насколько разработанные и внедрённые процедуры СУОТ гибки и способствуют эффективной работе с подрядными организациями;
  • насколько оперативным и точным было расследование связанных с работой травм, болезней и инцидентов (если таковые имели место на производстве).

Отчет о результативности функционирования СУОТ готов, что ещё?

Помните, что отчет о результативности функционирования СУОТ должен быть представлен всем заинтересованным сторонам в самые короткие сроки. Это требуется для того, соответствующие предупреждающие и/или корректирующие действия были своевременно предприняты.

Не забудьте указать ответственных лиц, сроков исполнения и требований к отчетности в плане предупреждающих и (или) корректирующих действий и определить мероприятия по мониторингу эффективности выполнения сделанных рекомендаций.

Предложенная структура и содержание отчета о результативности функционирования СУОТ не являются единственно возможными — они не определены законом, а выдержки из ГОСТ несут сугубо рекомендательный характер. Отчет о результативности функционирования СУОТ в Вашей организации может отличаться от предложенного в виду специфики деятельности предприятия и его размера. Тем не менее, приведённые рекомендации наиболее полно охватывают правила составления подобного рода отчетности.