Приходно расходный журнал

Приходные и расходные ордера — это главные первичные документы в кассе любой организации. Каким образом следует вести учет и контроль этих важных бумаг, и как заполнять кассовый журнал без ошибок? Читайте в этой статье.

Заполнять кассовые документы по приходу и расходу наличных денежных средств обязаны абсолютно все организации, у которых есть касса и операции по ней. Таких подавляющее большинство, ведь несмотря на распространение электронных средств для безналичных расчетов, наличность на мелкие хозяйственные нужды обычно бывает нужна. А значит, большинству организаций необходим и журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров. Поэтому познакомимся с ним подробнее.

Форма журнала

Журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов представляет собой учетную книгу, в которую необходимо вносить информацию и реквизиты всех выданных кассиром документов. Его унифицированная форма утверждена постановлением Госкомстата Российской Федерации от 18 августа 1998 года № 88. Она называется № КО-3, но при желании организации могут ее не использовать и разработать собственный вариант. Ведь с 2013 года применение таких унифицированных форм первичных учетных документов является рекомендованным. Хотя остальные кассовые бумаги, в частности те же кассовые одера, в соответствии с информацией Минфина № ПЗ-10/2012, являются обязательными именно в утвержденной форме.

Журнал регистрации является обычным регистром сводного учета, поэтому его можно разработать самостоятельно. В силу статьи 10 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» утверждение учетных регистров является прерогативой руководителя организации по представлению главного бухгалтера. Главное, указать используемый вариант в учетной политике. Но при желании можно применять и унифицированную форму (об этом также надо упомянуть в учетной политике). Однако это всегда книга, которая обязательно должна быть пронумерована сквозным способом и прошита. Обычно внутри бланк журнала регистрации приходных и расходных ордеров состоит из двух одинаковых по объему половин:

  1. Для приходных ордеров.
  2. Для расходных ордеров.

Ведутся они одновременно. Информацию о приходе принято располагать справа листа, а о расходе — слева. Вести регистр законодательство разрешает не только на бумаге, но и в электронной форме. В этом случае должна существовать возможность распечатать заполненный бланк и сформировать его за определенный период времени. Кроме того, можно не применять бумажные копии, если у ответственного лица (бухгалтера или кассира) есть квалифицированная электронная подпись, которой он сможет заверять записи.

Заполнение кассового журнала: образец

На титульной обложке, вне зависимости от того, применяется самостоятельно разработанный или рекомендованный бланк журнала регистрации приходных и расходных документов, должно быть наименование организации, ее структурного подразделения, где расположена касса, и название самой формы. Кроме того, нужно написать дату, когда начато ведение бланка, и данные ответственного за него лица (должность и ФИО). Выглядеть это будет так:

Внутри бланка необходимо предусмотреть графы для указания следующей информации по каждому кассовому ордеру:

  • номер ордера и дата его составления;
  • сумма расхода или прихода;
  • примечания, в котором будет указано краткое назначение выданной или полученной денежной суммы.

Номера приходным и расходным ордерам необходимо присваивать отдельно по каждому из этих видов кассовых бумаг. Сквозная нумерация прихода и расхода не допускается.

Онлайн-кассы

На вопрос, нужен ли кассовый журнал для онлайн-касс, ответ однозначен — нет. Фиксация операций и присвоение номеров чеков осуществляет в автоматическом режиме фискальный накопитель устройства. Поэтому никаких дополнительных учетных регистров в этой ситуации не предусмотрено. До внедрения контрольно-кассовой техники с функцией передачи данных онлайн кассиры-операционисты вели журналы регистрации приходных и расходных ордеров, в которых записывали данные о выручке, теперь эта обязанность для них отменена. Соответствующие разъяснения по этому поводу давал Минфин России в письме от 16.06.2017 № 03-01-15/37692.

Ответственность

Хотя данный учетный регистр и является обязательным для всех организаций, за его отсутствие никакая отдельная административная ответственность для руководителей или бухгалтеров законодательством не предусмотрена. Но если он не ведется, это можно считать нарушением порядка ведения бухучета в организации.

Каким образом используется форма ИНВ-18

Форма ИНВ-18, введенная в деловой оборот постановлением Госкомстата от 18.08.1998 № 88, используется для отражения расхождений между итогами проведенной инвентаризации ОС и НМА и данными, имеющимися в распоряжении бухгалтерии. Она представляет собой одну из 2 существующих разновидностей сличительной ведомости.

Об аналогичной ведомости, составляемой по итогам инвентаризации товарно-материальных ценностей, выявившей расхождения, читайте в статье «Унифицированная форма № ИНВ-19 — бланк и образец».

Особенности структуры и составления документа

Сличительную ведомость, формируемую по форме ИНВ-18, оформляют в 2 экземплярах. 1-й передается в бухгалтерию, 2-й — в распоряжение сотрудников, которые несут материальную ответственность за инвентаризируемые ресурсы. Оба экземпляра должны быть подписаны бухгалтером и материально-ответственным лицом (МОЛ).

В ведомости, составляемой по форме ИНВ-18, фиксируются:

  • название и основные характеристики инвентаризируемого ресурса;
  • сведения об арендодателе, а также сроке аренды;
  • год выпуска либо постройки или приобретения соответствующего ресурса;
  • инвентарный, заводской, паспортный (или регистрационный) номера инвентаризируемого актива;
  • излишки либо недостачи, зафиксированные в отношении того или иного ресурса.

Все ведомости по форме ИНВ-18 должны храниться в течение 5 лет.

О том, какие сроки хранения могут устанавливаться для документов, используемых налогоплательщиком в работе, читайте в материале «Какие сроки хранения документов по номенклатуре дел?».

Где можно скачать документ

Загрузить бланк формы ИНВ-18 в формате Word вы можете на нашем портале.

Скачать форму ИНВ-18

Кроме того, в вашем распоряжении — заполненный образец документа, составляемого по форме ИНВ-18.

Скачать образец ИНВ-18

Отличительные особенности имеет инвентаризация недвижимого имущества, которое относится к объектам ОС. И о них подробно рассказывают эксперты КонсультантПлюс. Получите бесплатный временный доступ к системе К+ и переходите в Готовое решение, чтобы узнать все подробности данной процедуры.

Итоги

При проведении инвентаризации ОС и НМА используются не только особые формы инвентаризационных описей, но и свой отдельный бланк, предназначенный для отражения расхождений между учетными и фактическими цифрами, выявленных в процессе инвентаризации. Он имеет унифицированную форму ИНВ-18, применяемую как для ОС, так и для НМА.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Титульный лист:

В строке «Организация» указывается правовая форма (ООО, ИП, ЗАО) и наименование организации (инициалы ИП) в соответствии с учредительными документами (например, ИП Петров И.А. или ООО «Компания»).

В строке «по ОКПО» необходимо указать код по ОКПО в соответствии с полученным уведомлением из Росстата. Если код не был присвоен, поставьте прочерк.

Далее указывается наименование структурного подразделения организации, оформляющего книгу учета (если в организации нет структурных подразделений, поставьте прочерк).

Посередине указывается период, на который оформляется книга и ФИО кассира (удобней на каждого кассира оформлять свою книгу учета).

Листы книги учета:

Каждый лист книги учета содержит таблицу, состоящую из 10 столбцов:

В столбце 1 указывается дата передачи наличных денег между старшим кассиром и кассиром.

В столбце 2 указывается сумма остатка наличных денег у кассира на начало рабочего дня.

В столбце 3 указывается цифрами и прописью сумма наличных денег выданных кассиру.

В столбце 4 кассир подтверждает получение денег от старшего кассира и ставит свою подпись.

В столбце 5 указывается сумма денег, поступившая в кассу в течение дня по приходным кассовым документам.

В столбце 6 указывается сумма наличных денег, которые кассир передал старшему кассиру.

В столбце 7 указывается сумма денег, оплаченная документами, которые кассир передал старшему кассиру.

В столбце 8 указывается общая сумма денег, которую кассир передал старшему кассиру.

В столбце 9 старший кассир подтверждает получение денег от кассира и ставит свою подпись.

В столбце 10 указывается сумма остатка наличных денег у кассира на конец рабочего дня.

Ответ:

Для этой цели предназначен отчет «Инвентаризация расчетов с контрагентами» (Меню – Отчеты- специализированные — «инвентаризация расчетов с контрагентами» или из формы списка справочника «Контрагенты». )

Отчет может быть сформирован либо с использованием унифицированной формы ИНВ-17 «Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами», Магазин <a href=»http://samovar-na-drovah.ru/»>тульских самоваров на дровах</a> с доставкой из Тулы! либо в виде произвольной формы

Формирование унифицированной формы ИНВ-17

Закладка «Параметры»

Для формирования унифицированной формы ИНВ-17 необходимо установить флажок «Использовать унифицированную форму ИНВ-17». На этой же закладке указываются следующие данные, которые будут подставлены в печатную форму: номер и дата составления акта, председатель и члены комиссии.

Закладка «Дебиторская задолженность»

Закладка содержит таблицу, в которой отражается дебиторская задолженность контрагентов. Таблица содержит следующие графы:

  • Контрагент – дебитор;
  • Счет – счет, на котором учитывается дебиторская задолженность контрагента;
  • Всего – общая сумма дебиторской задолженности;
  • Подвержено – задолженность, подтвержденная дебитором;
  • Не подтверждено – задолженность, не подтвержденная дебитором;
  • С истекшим сроком давности – задолженность, у которой истек срок исковой давности (согласно ГК РФ срок исковой давности- 3 года).

Таблица дебиторской задолженности может быть заполнена автоматически по данным учета по кнопке «Заполнить». При автоматическом заполнении задолженность в таблице отражается либо как подтвержденная, либо как с истекшим сроком исковой давности. То, что срок исковой давности задолженности истек, определяется с использованием реквизита договора «Дата погашения обязательства» (должно пройти 3 года с даты, когда задолженности должна быть погашена). Графа «Не подтверждено» не заполняется автоматически ее необходимо заполнить вручную.

Таблицу можно скорректировать. Для того, чтобы изменить значение в ячейке таблицы необходимо дважды нажать мышкой на ту ячейку, значение которой необходимо изменить, после чего откроется диалог в котором можно выбрать другое значение ячейки.

Изменить значение ячейки можно другим образом, для этого необходимо установить курсор на соответствующую ячейку таблицы и нажать на кнопку «Изменить».

Для добавления и удаления в таблице строк необходимо использовать кнопки «Вставить строку» и «Удалить строку».

Заполненную таблицу можно отсортировать по любому из столбцов. Для этого нужно установить курсор на одну из ячеек того столбца, по которому необходимо произвести сортировку и нажать на одну из двух кнопок сортировки, расположенных над таблицей. Одна кнопка служит для сортировки по возрастанию, другая – по убыванию.

По кнопке «Печать» будет сформирована печатная форма ИНВ-17.

Закладка «Кредиторская задолженность»

На данной закладке отражается кредиторская задолженность контрагентов.

Структура закладки и функциональность ее элементов аналогична закладке «Дебиторская задолженность».

Формирование произвольной формы

Для формирования произвольной формы необходимо снять флажок «Использовать унифицированную форму ИНВ-17».

В реквизите «Тип задолженности» указывается тип задолженности контрагентов которую будет отражать отчет. Для выбора предлагается три варианта:

  • дебиторская и кредиторская;
  • дебиторская;
  • кредиторская.

В реквизите «Вид договора» можно указать один конкретный вид договора, по которому будет отбираться отражаемая в отчете задолженность контрагентов.

При необходимости вывести в отчет информацию о задолженности конкретного контрагента необходимо этого контрагента выбрать в реквизите «Контрагент».

Список счетов, по которым можно производить инвентаризацию задолженности контрагентов указывается в списке «Счета, по которым производится инвентаризация». Для того чтобы счет участвовал в формировании отчета, он должен быть отмечен в списке счетов.

Для группировки информации в отчете необходимо использовать список «Варианты возможных группировок информации». Возможны следующие варианты группировки: «Вид договора», «Счет учета», «Контрагент».

После того, как все параметры заданы по кнопке «Сформировать» отчет будет сформирован.

наверх