Причины дефицита денежных средств

Слово «дефицит» до боли знакомо каждому жителю бывшего СССР. Выражение «дефицит денежных средств» наверняка слышали большинство из нас. Понять смысл этого выражения, думается, несложно: дефицит денежных средств — это, попросту говоря, их недостаток.

Последствия дефицита денежных средств могут быть для предприятия весьма неприятными, а в некоторых случаях — вообще плачевными.

Среди этих последствий можно в первую очередь отметить те, которые перечислены ниже.

— Задержки в выплате заработной платы сотрудникам предприятия.

— Рост кредиторской задолженности перед контрагентами (в частности, перед поставщиками и подрядчиками), а в ряде случаев — еще и перед банками и иными финансово-кредитными организациями.

— Рост кредиторской задолженности по платежам в бюджет и внебюджетные фонды, а также по иным обязательным платежам.

— Заметное снижение ликвидности активов предприятия.

— Увеличение длительности производственного цикла из-за несвоевременной поставки сырья, материалов и комплектующих, которая является следствием неплатежей (или задержки платежей) поставщикам и подрядчикам.

Каковы же причины возникновения дефицита денежных средств? Таких причин существует несколько, и их можно разделить на две группы: внутренние причины и внешние причины.

К внутренним причинам относятся причины, которые зародились внутри предприятия и обусловлены его спецификой. Наиболее распространенные внутренние причины дефицита денежных средств перечислены ниже.

— Потеря одного или нескольких крупных покупателей продукции (работ, услуг) предприятия, вызвавшее заметное снижение объемов реализации.

— Недостатки в планировании и управлении ассортиментом продукции предприятия, что также может вызвать падение объемов продаж.

— Слабая реализация финансового планирования на предприятии либо отсутствие финансового планирования как такового.

— Отсутствие оптимальной организационной структуры финансовых служб предприятия.

— Отсутствие управленческого учета на предприятии — не секрет, что в настоящее время только бухгалтерского учета явно недостаточно для эффективного управления предприятием.

— Потеря контроля над затратами предприятия.

— Нерациональное использование прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.

— Низкая квалификация персонала предприятия, в первую очередь — специалистов бухгалтерского, финансового и управленческого учета.
Внешние причины возникновения дефицита денежных средств — это причины, которые не зависят от предприятия. Несколько наиболее распространенных таких причин приведено ниже.

— Жесткая конкуренция со стороны других производителей аналогичных товаров (работ, услуг).

— Возникновение кризиса неплатежей.

— Распространение неденежных форм расчетов (бартерные операции, зачеты взаимных требований, и т.д.).

— Дефицит энергоносителей или значительный рост цен на энергоносители.

— Потери от экспорта продукции, вызванные занижением обменного курса валюты.

— Противоречивость налогового законодательства, давление со стороны налогового законодательства.

— Высокая стоимость кредитных и иных привлеченных средств предприятия.

— Инфляция.

Для преодоления дефицита денежных средств существует два основных пути, которые желательно реализовывать в комплексе: это увеличение притока денежных средств и уменьшение оттока денежных средств.

Причины дефицита денежных средств могут быть внутренние и внешние. К внутренним причинам относят: падение объема продаж (реализации); потерю крупных потребителей; недостатки в управлении ассортиментом продук­ции, работ и услуг; недостатки в системе управления финансами.

К внешним — кризис неплатежей; неденежные формы расчетов; конкуренцию со стороны других товаропроизводителей; рост цен на энергоносители; потери от экспорта из-за заниженного обменного курса; давление налогового законодательства; высокую стоимость заемных средств; давление инфляции.

Последствия дефицита денежных средств: задержки в выплате заработной платы; рост кредиторской задолжен­ности перед поставщиками и бюджетом; рост доли просро­ченной задолженности по кредитам банков; снижение ли­квидности активов компании; увеличение длительности производственного цикла из-за несвоевременной поставки сырья и комплектующих.

Необходимо применять меры по увеличению потока денежных средств.

Краткосрочные.

Увеличение притока денежных средств:

  • продажа или сдача в аренду внеоборотных активов;

  • рационализация ассортимента продукции, видов работ;

  • реструктуризация дебиторской задолженности в фи­нансовые инструменты;

  • использование частичной предоп­латы;

  • привлечение внешних источников краткосрочного авансирования;

  • разработка системы скидок для покупа­телей, заказчиков.

Уменьшение оттока:

  • сокращение за­трат;

  • отсрочка платежей по обязательствам;

  • использование скидок поставщиков,

  • налоговое планирование.

Долгосрочные.

Увеличение притока:

  • дополнительная эмиссия акций и облигаций;

  • реструктуризация компании (ликвидация или выделение в бизнес-единицы);

  • поиск стратегических партнеров;

  • поиск потенциального инвестора;

Уменьшение оттока:

  • долгосрочные контракты, предусматривающие скидки или отсрочки платежей;

  • налоговое планирование.

2.3.Бюджетное планирование

Важный момент в управлении движением средств — бюджетное планирование.

В целях организации бюджетного планирования целе­сообразно создать на предприятии сквозную систему бюд­жетов, состоящую из следующих функциональных бюд­жетов:

  • бюджет фонда оплаты труда;

  • бюджет материаль­ных затрат;

  • бюджет потребления энергии;

  • бюджет амор­тизации;

  • бюджет прочих расходов;

  • бюджет погашения кредитов;

  • налоговый бюджет.

Такая система бюджетов полностью охватывает всю базу финансовых расчетов

предприятия..

С бюджетом фонда оплаты труда связаны платежи во внебюджетные фонды (пенсионный, социального страхова­ния, медицинского страхования, занятости) и часть нало­говых отчислений. Бюджеты материальных затрат и по­требления энергии отражают основную часть сторонних платежей предприятия. Бюджет амортизации в значи­тельной степени определяет инвестиционную политику предприятия, кроме того, фактически амортизационные отчисления могут использоваться в качестве оборотных средств предприятия. Бюджет прочих расходов позволит экономить на наименее важных финансовых расходах. Бюджет погашения кредитов и займов позволит осуществ­лять операции по погашению кредитов и займов в строгом соответствии с планом-графиком платежей. Налоговый бюджет включает в себя все налоги и обязательные плате­жи в государственный и местный бюджеты , а также во внебюджетные фонды (пенсионный фонд, фонд социального страхования, медицинского страхования, занятости и т.д.). Этот бюджет планируется только в целом по пред­приятию.

В целях разработки прогнозного годового бюджета ре­комендуется использовать в качестве исходных данных:

  • прогноз денежной выручки от реализации продукции;

  • обобщенные данные по постоянным издержкам произ­водства с распределением их по основным видам про­дукции. Предварительное распределение постоянных издержек производства по видам продукции позволит более объективно оценить ее рентабельность, увеличить эффективность текущего управления финансами;

  • данные по переменным издержкам по каждой товарной группе;

  • прогноз удельного веса бартера и взаимозачетов в объе­ме реализации продукции предприятия;

  • прогноз налоговых выплат, банковских кредитов и воз­можностей их возврата;

• данные по основным производственным и резервным фондам предприятия.

Для текущего управления финансами чрезвычайно важны данные о разнице между временем отгрузки и вре­менем оплаты продукции: удельные веса поставок продук­ции за предоплату; поставок, оплачиваемых в течение од­ного — трех месяцев после отгрузки; поставок по бартеру. Обобщение такой информации позволит спрогнозировать реальное поступление денежных средств в планируемом периоде (месяц, квартал, год), которое является основой для формирования плана движения денежных средств.

В целях управления денежными средствами на предприятии выделяют 4 центра ответственности:

  1. по доходам: управление маркетинга и коммерческое управление;

  2. по расходам: управление производством и управление технического обеспечения и ремонта;

  3. по прибыли: управление финансами и экономикой;

  4. по инвестициям: управление техническим развитием и управление по работе с персоналом.

Сводный бюджет предприятия состоит из доходной и расходной частей.

В доходную часть сводного бюджета включаются:

  • выручка от реализации продукции и от про­чей реализации;

  • поступления от дебиторов;

  • остатки средств на банковских счетах на начало планово­го периода;

кредиты и займы.

В расходную часть включа­ются:

  • налоги в бюджет;

  • заработная плата;

  • платежи во внебюджетные фонды;

  • закупки сырья и материалов;

  • опла­та электроэнергии;

  • выплаты по кредитам (с учетом про­центов);

  • прочие расходы и дефицит бюджета (в случае пре­вышения расхода над доходом).

Оптимальный бюджет — это бюджет, в котором доходная часть равна расходной части. Доходная часть бюджета планируется на основании плана продаж (реализации) продукции и плана финансо­вых поступлений от прочих источников. Кроме того, необ­ходимо учесть остатки средств на балансовых счетах пред­приятия. На основе всех этих данных рекомендуется со­ставить сводный план финансовых поступлений (на ме­сяц, квартал, год).

Сводный план финансовых поступлений позволит сфор­мировать расходную часть бюджета предприятия на кон­трольный период (месяц, квартал, год).

Расходы сводного бюджета планируются на основании данных плана-графика налоговых выплат; бюджета фонда оплаты труда; плана-графика платежей во внебюджетные фонды; бюджета материальных затрат в расчете на плани­руемую производственную программу; бюджета электро­энергии; плана-графика погашения кредитов; бюджета прочих расходов.

На практике часто случается ситуация, когда происхо­дит задержка платежей за отгруженную продукцию либо происходит взаимозачет встречных платежей. В такой си­туации фактическая доходная часть бюджета сокращается и соответственно в целях ликвидации дефицита бюджета возникает необходимость оперативного пересмотра (кор­ректировки) бюджета.

Источником финансирования простого воспроизводства основных фондов предприятия является накапливаемый им амортизационный фонд. Фонд накапливается на специальном банковском счету предприятия и имеет строго целевое назначение финансирование простого воспроизводства. Образуется он из притоков амортизационных отчислений, осуществляемых предприятием ежемесячно со стоимости каждого объекта действующих основных фондов. Размер этих отчислений точно соответствует темпам снашивания каждого объекта. Так что к моменту завершения срока службы объекта на счету накапливается сумма, равная первоначальной стоимости выбывшего объекта. Если считать, что простое воспроизводство объекта происходит в тех же условиях, в которых когда-то вводился старый объект, то размер накопленной суммы отчислений получается как раз тем, который необходим и достаточен для простого воспроизводства объекта. То же происходит со всей совокупностью основных фондов предприятия. В этом случае происходит полное самофинансирование предприятием инвестиционных потребностей на осуществление мер по простому воспроизводству основных фондов. Прибегать к каким-либо дополнительным или внешним источникам денежных средств при этом предприятию нет необходимости.  
В пассиве баланса отражают источники денежных средств предприятия. Каждому виду источников средств соответствует отдельная статья пассива баланса. Статьи пассива могут объединяться в группы по нескольким различным признакам. По признаку принадлежности источника средств выделяются статьи, включающие собственные средства предприятия и заемные средства. По продолжительности возможного использования они делятся на средства длительного использования и краткосрочного использования.  
Понятно, что разница была погашена за счет заемных средств в денежной форме. Но у предприятия есть еще один солидный источник денежных средств — авансы полученные и целевое фи-  
Социально-экономическую роль бюджета трудно переоценить. Бюджет — это основа функционирования средств государства в целом, а также его национально-государственных и административно-территориальных образований это, пожалуй, единственный источник денежных средств, находящихся в полном и непосредственном распоряжении органов государственной или муниципальной власти. Централизация денежных средств в бюджетах позволяет маневрировать финансовыми ресурсами и сосредоточивать их на решении важнейших задач экономического и социального характера, обеспечивает проведение единой государственной экономической и финансовой политики.  
Внебюджетные фонды выступают в качестве стабильного, прогнозируемого на длительный период источника денежных средств, используемых для финансирования конкретных социальных потребностей общегосударственного значения (государственные внебюджетные фонды социального назначения) для финансирования отдельных региональных или ведомственных программ экономического характера, осуществляемых федеральными органами исполнительной власти, а также субъектов РФ и органами местного самоуправления.  
Несмотря на все организационные трудности получения кредита, достаточно высокие проценты по его обслуживанию, большинство хозяйствующих субъектов обращается к использованию заемных средств. Заемный капитал, с одной стороны, является действенным фактором страхования от инфляции, а с другой — менее рисковым источником денежных средств, чем собственный капитал, так как расходы по выплате процентов фиксированные,  
Источники денежных средств  
Движение денежных средств в связи с основной (текущей) деятельностью отражает приток и отток этих средств при операциях, дающих чистый доход от основной деятельности. Основная деятельность предполагает поступление и использование денежных средств, обеспечивающих выполнение основных производственно-коммерческих функций предприятия. Основная деятельность должна быть основным источником денежных средств, поскольку она является главным источником прибыли.  
Транспортный налог — это один из источников денежных средств, поступающих в территориальные дорожные фонды, который призван заменить платежи по двум налогам, отмененным с 1 января 2003 г., — это налог на пользование автомобильных дорог и налог с владельцев транспортных средств.  
Как говорилось ранее, основным источником денежных средств организации является текущая или основная деятельность.  
В процессе перераспределения также формируется ряд источников денежных средств предприятия, имеющих характер фондов  
Финансовые ресурсы предприятия — зто все источники денежных средств, аккумулируемые предприятием для формирования необходимых ему активов в целях осуществления всех видов деятельности, как за счет собственных доходов, накоплений и капитала, так и id счет различного рода поступлений. Общая схема формирования финансовых ресурсов предприятия представлена на рис. 1.3.  
Способность занимать денежные средства зависит от разных факторов и подвержена быстрому изменению. Она определяется прибыльностью, стабильностью, относительным размером предприятия, ситуацией в отрасли, составом и структурой активов и структурой капитала. Больше всего она зависит от таких внешних факторов, как состояние и направление изменения кредитного рынка. Способность занимать является важным источником денежных средств, когда они нужны, и также важна, когда предприятию необходимо продлить краткосрочные кредиты. Заранее договоренное финансирование или открытые кредитные линии (кредит, который предприятие может взять в течение определенного срока и на определенных условиях) — более надежные источники получения средств при необходимости, чем потенциальное финансирование. При оценке финансовой гибкости предприятия принимается во внимание рейтинг его векселей, облигаций и привилегированных акций ограничение продажи активов степень случайности расходов, а также способность быстро реагировать на изменяющиеся условия, такие как забастовка, падение спроса или ликвидация источников снабжения.  
Инвестиции могут классифицироваться как краткосрочные и долгосрочные. IAS 25 определяет краткосрочные инвестиции как инвестиции, которые быстро реализуются и осуществляются на срок не более 1 года. Такие инвестиции, как правило, используются в качестве дополнительного источника денежных средств.  
Поскольку амортизация является частью средств, полученных в результате хозяйственной деятельности, источника денежных средств, мы должны использовать общие, а не чистые изменения основных средств.  
Другое применение данных отчета об источниках и использовании денежных средств — оценка финансового положения фирмы. Анализ главных источников средств за прошедшие периоды показывает, насколько экономическое развитие фирмы финансировалось из внешних источников. Оценивая финансовое положение фирмы, вы захотите выяснить, какова доля выплат по дивидендам в общей сумме необходимых фирме денежных средств. Отчет об источниках денежных средств и их использовании полезен также при вынесении решения о том, не развивается ли фирма слишком быстрыми темпами и не стеснено ли финансирование. Вы можете определить, не наблюдается ли увеличение коммерческого кредита несоразмерно с увеличением текущих активов и объема реализации. Если коммерческий кредит увеличивался значительно большими темпами, вы, вероятно, захотите оценить последствия увеличения задержек в платежах по коммерческому кредиту и возможности их финансирования в будущем. Данные этого отчета позволят также проанализировать структуру кратко- и долгосрочных финансовых вложений с точки зрения потребностей фирмы в денежных средствах. Если эти потребности обусловлены главным образом необходимостью инвестиций в основные средства и постоянного увеличения рабочего капитала, вы должны быть обеспокоены, когда финансирование осуществляется в основном за счет краткосрочных ссуд.  
Каждое из вышеназванных направлений (см. рис. 29.10) имеет свои особенности проявления. Но несмотря на их различие при принятии управленческого финансового решения следует исходить из того, что, во-первых, финансирование должно происходить в тех направлениях, которые дают максимальную отдачу как по времени, так и экономическому эффекту во-вторых, все расходы должны быть покрыты в основном собственными доходами. Временная дополнительная потребность в средствах покрывается за счет кредита и других заемных источников в-третьих, финансирование того или иного направления должно осуществляться на основе оптимизации источников денежных средств (подробно см. гл. 16).  
Иначе обстоит дело в мировой практике. На первый план МСФО выдвигается задача удовлетворения потребностей пользователей внешних (по нашей терминологии). О руководстве компании как о пользователе финансовой отчетности говорится в последнюю очередь. Это не удивительно ведь финансовая, открытая отчетность составляется как раз для тех, кто не имеет других источников информации о деятельности фирмы. При этом важна последовательность, в которой в МСФО перечислены внешние пользователи отчетности. На первом месте стоят инвесторы, далее перечисляются работники и кредиторы. Такая последовательность отражает степень зависимости фирмы от решений пользователей отчетностью. В условиях западного бизнеса, в котором положение фирмы напрямую связано с рыночной стоимостью выпущенных данным предприятием ценных бумаг, а источники денежных средств в большой степени зависят от кредитов и займов, финансовая отчетность, в первую очередь, должна удовлетворять потребностям инвесторов и кредиторов. По иному удовлетворяется в соответствие с МСФО потребность в финансовой отчетности государственных органов, которые также фигурируют в конце перечня пользователей. Правительственные органы по данным отчетности фирм определяют налоговую политику и отнюдь не используют данные этой отчетности для контроля за правильностью уплаты налогов и выполнения законодательства.  
Финансирование капитальных вложений осуществляется за счет прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия, амортизации, заемных средств, иных источников. Денежные средства этих источников переходят в другие виды активов. Поэтому сам источник не уменьшается.  
Внутренние источники денежных средств Эмиссия акций Увеличение займов Рост счетов к оплате  
Откуда берутся деньги для выплаты дивидендов Конечно, непосредственный источник — денежные средства «Мыслящего полупроводника». Но эти средства предназначены для инвестиционного проекта. Так как мы хотим выявить влияние дивидендной политики на богатство акционеров, допустим, что компания продолжает осуществление инвестиционного проекта. Это означает, что 1000 дол. денежных средств должны быть получены из нового источника финансирования. Это может быть выпуск либо акций, либо долговых обязательств. Поскольку сейчас мы просто хотим рассмотреть дивидендную политику, то оставляем обсуждение выбора между долговым и собственным финансированием до глав 17 и 18. Итак, компания остановилась в итоге на финансировании дивидендов за счет выпуска акций на сумму 1000 дол.  
В верхней части таблицы 29-8 представлены прогнозные источники денежных средств компании «Матрас-самоход». Поступления от покупателей составляют главный источник, но не единственный. Вероятно, компания планирует продать часть земли, которой она владеет, или же ожидает компенсации по налогу или же поступлений по страховому полису. Все подобные источники включены в строку «прочие источники». Возможно также, что компания планирует привлечь дополнительные займы или осуществить выпуск акций, но в данный момент мы не хотим предвосхищать события. Поэтому на время допустим, что «Матрас-самоход» не будет расширять объемы долгосрочного финансирования.  
Источники денежных средств  
При подготовке бюджета притока денежных средств менеджеры рассматривают различные источники денежных средств, включая оплату счетов, продажу активов и займы. Акцент делается на погашении счетов к получению, так как с этим связаны самые большие проблемы.  

Рис. 1.2. Состав источников денежных средств банка

Средства Федерального экологического фонда формируются за счет платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду и другие виды загрязнений отчислений от доходов предприятий, учреждений и организаций, образуемых фондом добровольных взносов физических и юридических лиц и иных источников денежных средств, не противоречащих действующему законодательству и основным задачам деятельности фонда. Из средств Федерального экологического фонда финансируются научно-технические исследования, разработки, внедрение ресурсосберегающих и экологически чистых технологий.  
Средства, полученные от текущих операций клиента. Увеличение обязательств (пассивов) и сокращение задолженности (активов). Дебиторская задолженность на конец и начало отчетного периода, соответственно. Положительная разница между Д32 и Д31 — использование средств клиента, отрицательная — увеличение рабочего капитала клиента. Запасы на конец и начало отчетного периода соответственно. Положительная разница между 32 и 31 — опок денежных средств, отрицательная — дополнительный источник денежных средств клиента.  
Вместе с тем все расходы (согласно бюджету доходов и расходов в данный бюджетный период), связанные с выпуском товарной продукции и получением чистой выручки от реализации, предприятие или фирма понесут и должны будут их оплачивать (списывать со своего счета), но уже в порядке, предусмотренном не вашими потребителями, а вашими поставщиками (комплектующих, материалов, работ и т. п.). И если окажется, что остатки денежных средств на начало бюджетного периода (вступительное сальдо) и все деньги, полученные из всех источников за определенное время (бюджетный подпериод — месяц, декада, неделя и т. д.), будут недостаточны для покрытия расходов, запланированных согласно бюджету доходов и расходов, а также другие виды затрат в соответствующий бюджетный период (например, на капитальные вложения в связи с технической реконструкцией предприятия), то руководители фирмы будут вынуждены предпринимать шаги по поиску дополнительных источников денежных средств на соответствующий бюджетный период (взять кредит в банке или найти иную форму привлечения внешних финансовых средств, эмитировать акции, зачеты, использовать способы снижения дебиторской задолженности и т. п.).  
При составлении сметы капитальных (первоначальных) затрат можно распределить их по структурным подразделениям (видам бизнесов) компании. Для этого определяется, какие виды затрат будут финансироваться за счет компании (централизованно), а какие — в рамках отдельного бизнеса структурного подразделения. При составлении ПКЗ необходимо разделять денежную и неденежную (физическую) части стартовых (инвестиционных) затрат. Денежная часть — это капитальные (первоначальные) затраты, финансируемые за счет внешних или внутренних источников денежных средств бизнеса, и потому составляют часть бюджета движения денежных средств. Неденежная часть — это затраты на машины, оборудование, строительство и т. п., которые вносятся в бизнес (партнером, инвестором, вышестоящей организацией, спонсором и др.) в натуральном виде. Эти затраты отражаются только в расчетном балансе как прирост основного капитала. В новой смете со сгруппированными позициями обе категории затрат должны быть показаны отдельно (табл. 3.16).  
Если окажется, что остатки денежных средств на начало бюджетного периода (вступительное сальдо) и ожидаемые в течение периода поступления денежных средств будут недостаточны для покрытия расходов, запланированных согласно бюджету доходов и расходов, а также других видов затрат в соответствующий бюджетный период (например, на капитальные вложения), то для данного бизнеса необходимо предпринимать шаги по поиску дополнительных источников денежных средств на соответствующий бюджетный период (взять кредит в банке или найти иную форму привлечения внешних финансовых средств, эмитировать зачет для снижения дебиторской или кредиторской задолженности и т.п.)  
Установить три вида источников денежных средств  
Детализировать статьи источников денежных средств каждого вида с выделением наиболее важных (критических) позиций (например, разбить поступления денежных средств за отгруженную ранее продукцию по видам средств платежа денежные средства, взаимозачеты, векселя или кредиты распределить на долгосрочные и краткосрочные и т.п.).  
Что касается планирования стоимости основного капитала, то главный вопрос, на который здесь предстоит ответить сколько средств компания планирует направить на новые капиталовложения в машины, оборудование, недвижимость и т. п. Чтобы оплатить машины и оборудование, необходимо иметь соответствующую сумму денежных средств. В противном случае, предприниматель должен брать в долг или продавать акции своей компании на рынке. Но найти источник денежных средств для того, чтобы осуществить инвестиции, — это лишь одна сторона дела. Другая — это правильно оценить эффективность новых капиталовложений, величину дополнительной прибыли, которую можно получить с их помощью. Главное здесь — следить за тем, чтобы норма прибыли (т. е. отношение полученной за год прибыли к объему сделанных инвестиций) была больше, чем величина процентов по вкладу в банке на ту же сумму денег или плата за банковский кредит, или ставка дивидендов по акциям. Иными словами, вновь полученная прибыль должна покрыть стоимость авансированного капитала.  
Расчеты с поставщиками и подрядчиками. Для учета этих расчетов предназначен синтетический счет Расчеты с поставщиками и подрядчиками . По кредиту этого счета отражаются акцептованные счета — платежные требования и неотфактурованные поставки, а по дебету — их оплата. Счет Расчеты с поставщиками и подрядчиками корреспондирует со многими счетами. Основными из них являются по дебету — счета Расчетный счет , Прочие счета в банках (субсчет Аккредитивы и особые счета по грузообороту ), Расчеты в порядке зачетов взаимных требований , Краткосрочные ссуды банков и др. (в зависимости от принятой формы расчетов и источника денежных средств для оплаты) по кредиту — счета материальных ценностей и затрат на производство. Сальдо по рассматриваемому счету может быть только кредитовым и оно показывает задолженность предприятия своим поставщикам и подрядчикам.  
Таким образом, чистый доход Aldine меньше суммы средств, полученных в результате хозяйственной деятельности, на 111 509 дол. Амортизация не является источником денежных средств, поскольку денежные средства образуются только в результате хозяйственной деятельности. Если постоянно имеют место убытки от основной деятельности до начисления амортизации (износа), то денежные средства не восполняются независимо от размеров списания износа.  
В случае намерения FED сократить объем займов через учетное окно уровень ставки Dis ount Rate повышается, и при достижении определенного значения займы через учетное окно становятся менее привлекательным источником денежных средств.  
Если найдены варианты решения проблем с форматом БДДС, можно определить (хотя бы приблизительно) систему ограничений, на основе которых можно строить (нормировать) ту часть данного бюджета, которая связана с источниками денежных средств. Разработка ее может быть итеративной процедурой, как и составление БДДС в целом.  
Во-первых, устанавливается объем средств, которые необходимы бизнесу для финансирования инвестиционных затрат, т. е. дополнительных (в сравнении с обычными) расходов на предстоящий бюджетный период. Таким образом, определяется нижняя граница внешнего финансирования (разрыва между дополнительными расходами, увеличивающими затратную часть БДДС, и обычными источниками денежных средств, прежде всего от реализации). Для этого используются данные плана капитальных (первоначальных) затрат (инвестиционного бюджета). Сумма расходов по этому бюджету может быть принята за нижнюю границу уровня финансирования из внешних источников (кредит банка, инвестиции).  

АРБИТРАЖНЫЙ СУД
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А43-19432/2016
г. Нижний Новгород 12 октября 2016 года
Дата объявления резолютивной части решения «11» октября 2016 года
Дата изготовления решения в полном объеме «12» октября 2016 года
Арбитражный суд Нижегородской области в составе:
судьи Логиновой Ирины Александровны (шифр судьи 8-589),
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ю.А.Индейкиной, с использованием средств аудиозаписи,

рассмотрел в судебном заседании дело по иску публичного акционерного общества «ТНС Энерго Нижний Новгород» (ОГРН 1055238038316, ИНН 5260148520), г.Н.Новгород,
к ответчикам: 1. Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 14 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Нижегородской области» (ОГРН 1025201076042, ИНН 5228007193), рп.Сухобезводное Нижегородской области,
2. Российская Федерация в лице Федеральной службы исполнения наказаний (ОГРН 1047797031479, ИНН 7706562710), г.Москва,
о взыскании 2 778 021 руб. 57 коп.,
при участии представителей:
от истца: Головнова С.В. – доверенность от 30.12.2015 № 414;
от ответчиков: 1. Иголкина А.И. – доверенность от 24.02.2016 № 34;
2. Иголкина А.И. – доверенность от 14.03.2016 № 216,
Сущность спора:
Заявлен иск о взыскании 2 778 021 руб. 57 коп., из которых 2 614 767 руб. 26 коп. задолженности за поставленную в марте, апреле 2016 года электрическую энергию по договору энергоснабжения от 09.03.2016 № 1073000 и 163 254 руб. 31 коп. пени за период с 18.04.2016 по 15.07.2016 и далее по день фактического исполнения денежного обязательства.
Ответчик – Учреждение в предварительном судебном заседании согласился с суммой задолженности, предъявленной ко взысканию. При этом, указал, что задолженность образовалась ввиду отсутствия бюджетного финансирования.
Ответчик — Федеральная служба исполнения наказаний представил отзыв на иск, доводы которого поддержал в ходе судебного разбирательства. ФСИН полагает, что исковые требования в отношении него удовлетворению не подлежат, поскольку в 2016 году довело лимиты бюджетных обязательств на оплату коммунальных услуг до ГУФСИН России по Нижегородской области. Последнее в свою очередь распределило данное финансирование до подчиненных учреждений, о чем свидетельствует расходное расписание от 16.02.2016 № 320/06585/20.
Кроме того, ответчики заявили ходатайство о снижении размера неустойки в соответствии со статьей 333 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с несоразмерностью последствиям нарушения обязательства, а также об уменьшении размера государственной пошлины.
По ходатайству сторон в материалы дела приобщены дополнительные доказательства по делу.
Изучив материалы дела, исследовав все имеющиеся в деле доказательства, а также заслушав представителей сторон, суд

Установил:

Из материалов дела следует, что 09.03.2016 между ПАО «ТНС Энерго Нижний Новгород» (гарантирующий поставщик) и ФКУ Исправительная колония № 14 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Нижегородской области (потребитель) заключен договор энергоснабжения № 1073000, по условиям которого гарантирующий поставщик обязался осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также путем заключения договоров обеспечить передачу электрической энергии и предоставление иных услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электрической энергией потребителей, а потребитель обязался принять и оплатить электрическую энергию и мощность, а также оказанные услуги в соответствии с условиями, установленными настоящим договором.
Договор заключен сроком до 31.12.2016, вступает в силу со дня его подписания сторонами и распространяет свое действие на отношения сторон, возникшие с 01.12.2015. Договор считается ежегодно продленным на тех же условиях, если за 30 дней до окончания срока действия договора ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении, либо о заключении нового договора. При пересмотре договора до заключения нового действует настоящий договор (пункт 5.1 договора).
Порядок расчетов согласован сторонами в Приложении № 7 к договору и является следующим. Стоимость объема покупки электрической энергии (мощности) в месяце, за который осуществляется оплата, за вычетом средств, внесенных потребителем (покупателем) в качестве оплаты электрической энергии (мощности) в течение этого месяца, оплачивается потребителем до 18-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата.
Во исполнение условий договора истец в марте, апреле 2016 года надлежащим образом поставил ответчику — Учреждению электрическую энергию на общую сумму 4 935 679 руб. 27 коп., для оплаты которой выставил счета-фактуры: от 31.03.2016 № 13/Э/1/16/1073000/000277, от 30.04.2016 № 13/Э/1/16/1073000/000277.
Учреждение поставленную в спорный период электрическую энергию оплатил частично. На дату рассмотрения спора за ним числится задолженность в размере 2 614 767 руб. 26 коп.
Претензией от 23.05.2016 № 27-01-715/04 истец предлагал Учреждению в добровольном порядке погасить образовавшуюся задолженность.
Ненадлежащее исполнение Учреждением обязательств в части оплаты послужило истцу основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Изучив материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению в силу следующего.
Договор, заключенный между сторонами, суд квалифицирует как договор энергоснабжения.
Согласно статьям 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору на отпуск тепловой энергии энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию. Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.
Как следует из материалов дела, истец свои обязательства по договору исполнял надлежащим образом.
Учреждение же свои обязательства по оплате не исполнило, доказательств обратного ответчик в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не представило. Возражений относительно качества, объема поставленного коммунального ресурса не заявил. В судебном заседании сумму задолженности не оспаривал.
В силу изложенного, требование истца о взыскании долга за март, апрель 2016 года по договору энергоснабжения от 09.03.2016 № 1073000 признается судом обоснованным, правомерным и подлежащим удовлетворению.
На основании статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенное учреждение — государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств конкретного бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.
Согласно пункту 4 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
Пункт 7 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливает, что при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает соответственно орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение.
В соответствии с подпунктом 12.1 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств отвечает от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств.
В пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 «О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 ГК РФ» (далее — Постановление Пленума N 21) разъяснено, что собственник имущества учреждения не может быть привлечен к ответственности без предъявления в суд искового требования к основному должнику.
Из разъяснений, содержащихся в абзаце 8 пункта 4 Постановления Пленума N 21 следует, что при удовлетворении судом иска кредитора о взыскании задолженности учреждения, предъявленного одновременно к учреждению и субсидиарному должнику, взыскание производится с учреждения (основного должника), а при недостаточности денежных средств учреждения — с собственника его имущества (субсидиарного должника).
По смыслу пункта 7 Постановления Пленума N 21 в качестве ответчика, несущего субсидиарную ответственность, выступает собственник имущества, то есть Российская Федерация, субъект Российской Федерации и муниципальное образование соответственно.
Согласно пункту 1.2 Устава Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 14 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Нижегородской области собственником имущества последнего выступает Российская Федерация в лице ФСИН России.
Согласно подп. 6 п.7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний (утв. Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1314) ФСИН России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.
Таким образом, требование истца о взыскании задолженности и неустойки с ответчика, а при недостаточности у него денежных средств с Российской Федерации в лице ФСИН России в порядке субсидиарной ответственности подлежит удовлетворению.
Кроме того, истцом заявлено требование о взыскании пени, начисленных в результате просрочки оплаты поставленного ресурса за период с 18.04.2016 по 15.07.2016 в размере 163 254 руб. 31 коп. и далее по день фактического исполнения денежного обязательства.
Согласно пункту 1 статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения (ст.330 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с абзацем 8 пункта 2 статьи 37 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» потребитель или покупатель электрической энергии, несвоевременно и (или) не полностью оплатившие электрическую энергию гарантирующему поставщику, обязаны уплатить ему пени в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты.
Расчет пени арифметически, методологически и по исходным данным ответчиком не оспорен, контррасчет не представлен.
Ввиду того, что факт нарушения ответчиком срока исполнения денежного обязательства подтверждается материалами дела, требование о взыскании последних подлежит удовлетворению.
Учитывая, что в соответствии с пунктом 65 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» по смыслу статьи 330 ГК РФ, истец вправе требовать присуждения неустойки по день фактического исполнения обязательства (в частности, фактической уплаты кредитору денежных средств, передачи товара, завершения работ), требование истца о взыскании с ответчика неустойки с суммы долга начиная с 16.07.2016 по день фактического исполнения обязательства, подлежит удовлетворению, исходя из положений абзаца 8 пункта 2 статьи 37 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике».
На основании статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенное учреждение — государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств конкретного бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.
Согласно пункту 4 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
Пункт 7 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливает, что при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает соответственно орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение.
В соответствии с подпунктом 12.1 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств отвечает от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств.
В пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 «О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 ГК РФ» (далее — Постановление Пленума N 21) разъяснено, что собственник имущества учреждения не может быть привлечен к ответственности без предъявления в суд искового требования к основному должнику.
Из разъяснений, содержащихся в абзаце 8 пункта 4 Постановления Пленума N 21 следует, что при удовлетворении судом иска кредитора о взыскании задолженности учреждения, предъявленного одновременно к учреждению и субсидиарному должнику, взыскание производится с учреждения (основного должника), а при недостаточности денежных средств учреждения — с собственника его имущества (субсидиарного должника).
По смыслу пункта 7 Постановления Пленума N 21 в качестве ответчика, несущего субсидиарную ответственность, выступает собственник имущества, то есть Российская Федерация, субъект Российской Федерации и муниципальное образование соответственно.
Согласно пункту 1.2 Устава Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 14 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Нижегородской области собственником имущества последнего выступает Российская Федерация в лице ФСИН России.
Согласно подп. 6 п.7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний (утв. Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1314) ФСИН России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.
Таким образом, требование истца о взыскании задолженности и неустойки с ответчика, а при недостаточности у него денежных средств с Российской Федерации в лице ФСИН России в порядке субсидиарной ответственности подлежит удовлетворению.
Доводы ответчика – Учреждения об отсутствии его вины в просрочке исполнения обязательства в связи с задержкой финансирования из бюджета, судом отклоняется, исходя из следующего.
Как следует из пункта 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 «О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации», в случае предъявления кредитором требования о применении к учреждению мер ответственности за нарушение денежного обязательства суду при применении статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации необходимо иметь в виду, что отсутствие у учреждения находящихся в его распоряжении денежных средств само по себе нельзя расценивать как принятие им всех мер для надлежащего исполнения обязательства с той степенью заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него по характеру обязательства и условиям оборота.
Заключая договор энергоснабжения, учреждение выступало как самостоятельный хозяйствующий субъект. При этом в договоре установлена обязанность заказчика по своевременной оплате поставленной электрической энергии (п. 1.2 приложения N 7 к договору).
Исполнение обязательств ответчика по оплате поставленного ресурса не может быть поставлено в зависимость от осуществления бюджетного финансирования соответствующих расходов учреждения.
Таким образом, фактическое отсутствие у учреждения собственных средств, равно как и недостаточное финансирование, задержка финансирования собственником имущества не являются обстоятельствами, свидетельствующими об отсутствии его вины в нарушении обязательства.
Ответчиком заявлено ходатайство о снижении размера неустойки в порядке статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации. Ходатайство ответчика обосновано несоразмерностью размера неустойки последствиям нарушения денежного обязательства и его банкротством.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку. Если обязательство нарушено лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, суд вправе уменьшить неустойку при условии заявления должника о таком уменьшении. Уменьшение неустойки, определенной договором и подлежащей уплате лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, допускается в исключительных случаях, если будет доказано, что взыскание неустойки в предусмотренном договором размере может привести к получению кредитором необоснованной выгоды.
Согласно разъяснениям, содержащимся пункте 71 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», если должником является коммерческая организация, индивидуальный предприниматель, а равно некоммерческая организация при осуществлении ею приносящей доход деятельности, снижение неустойки судом допускается только по обоснованному заявлению такого должника, которое может быть сделано в любой форме (пункт 1 статьи 2, пункт 1 статьи 6, пункт 1 статьи 333 ГК РФ).
В силу пункта 73 указанного Постановления бремя доказывания несоразмерности неустойки и необоснованности выгоды кредитора возлагается на ответчика. Несоразмерность и необоснованность выгоды могут выражаться, в частности, в том, что возможный размер убытков кредитора, которые могли возникнуть вследствие нарушения обязательства, значительно ниже начисленной неустойки (часть 1 статьи 56 ГПК РФ, часть 1 статьи 65 АПК РФ). Доводы ответчика о невозможности исполнения обязательства вследствие тяжелого финансового положения, наличия задолженности перед другими кредиторами, наложения ареста на денежные средства или иное имущество ответчика, отсутствия бюджетного финансирования, неисполнения обязательств контрагентами, добровольного погашения долга полностью или в части на день рассмотрения спора, выполнения ответчиком социально значимых функций, наличия у должника обязанности по уплате процентов за пользование денежными средствами (например, на основании статей 317.1, 809, 823 ГК РФ) сами по себе не могут служить основанием для снижения неустойки.
При оценке соразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства необходимо учитывать, что никто не вправе извлекать преимущества из своего незаконного поведения, а также то, что неправомерное пользование чужими денежными средствами не должно быть более выгодным для должника, чем условия правомерного пользования (пункты 3, 4 статьи 1 ГК РФ). Доказательствами обоснованности размера неустойки могут служить, в частности, данные о среднем размере платы по краткосрочным кредитам на пополнение оборотных средств, выдаваемым кредитными организациями лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность, либо платы по краткосрочным кредитам, выдаваемым физическим лицам, в месте нахождения кредитора в период нарушения обязательства, а также о показателях инфляции за соответствующий период. Установив основания для уменьшения размера неустойки, суд снижает сумму неустойки (пункт 75 Постановления).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформировавшейся при осуществлении конституционно-правового толкования статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, предоставленная суду возможность снижать размер неустойки в случае ее чрезмерности по сравнению с последствиями нарушений обязательств является одним из правовых способов, предусмотренных законом, направленных против злоупотребления правом свободного определения размера неустойки, то есть, по существу, на реализацию требований статьи 17 Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод не должно нарушать прав и свобод других лиц. В этом смысле у суда возникает обязанность установить баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности и оценкой действительного (а не возможного) размера ущерба, причиненного в результате конкретного правонарушения (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 21.12.2000 № 263-О; от 14.03.2001 № 80-О). Таким образом, применяя статью 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд должен установить реальное соотношение предъявленной неустойки и последствий невыполнения должником обязательства по договору, дабы соблюсти правовой принцип возмещения имущественного ущерба, согласно которому не допускается применения мер карательного характера за нарушение договорных обязательств.
В силу норм процессуального законодательства суд наделен полномочиями устанавливать фактические обстоятельства дела, в том числе и обстоятельства, касающиеся наличия критериев для применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, которыми в соответствии с упомянутыми разъяснениями Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации являются, в том числе обстоятельства, не имеющие прямого отношения к последствиям нарушения обязательства.
Разрешая вопрос о снижении суммы подлежащей взысканию неустойки, суд учитывает компенсационную природу неустойки, в связи с чем, исходит из следующего.
Как разъяснено в пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2011 № 81 «О некоторых вопросах применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации» при обращении в суд с требованием о взыскании неустойки кредитор должен доказать неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства должником, которое согласно закону или соглашению сторон влечет возникновение обязанности должника уплатить кредитору соответствующую денежную сумму в качестве неустойки (пункт 1 статьи 330 ГК РФ).
Соразмерность неустойки последствиям нарушения обязательства предполагается.
Ответчиком доказательств о несоразмерности начисленной неустойки последствиям нарушенного обязательства не представлено в материалы дела. Доводы ответчика о невозможности исполнения обязательства ввиду отсутствия бюджетного финансирования, как указано в Постановлении от 22.12.2011 № 81, не могут служить основанием для снижения неустойки на основании статьи 333 ГК РФ.
С учетом изложенного, оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все обстоятельства дела и заявленные ответчиком доводы, а также отсутствие доказательств явной несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства, суд не находит оснований для удовлетворения ходатайства ответчика о снижении суммы неустойки по правилам статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, требование о взыскании неустойки подлежит удовлетворению в полном объеме.
Расходы по госпошлине в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат взысканию в пользу истца.
Ходатайство Учреждения о снижении размера государственной пошлины судом рассмотрено и отклонено. Ответчиком не представлено доказательств, подтверждающих тяжелое имущественное положение. Кроме того, у суда отсутствуют основания для снижения размера возмещения понесенных истцом судебных издержек, так как указанная сумма после ее уплаты в бюджет является фактически понесенными истцом судебными расходами и должна быть полностью возмещена ему за счет ответчика.
В силу статьи 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина относится к судебным расходам.
Взыскивая с ответчика уплаченную истцом в бюджет государственную пошлину, суд возлагает на ответчика обязанность не по уплате государственной пошлины в бюджет, а по компенсации истцу денежных сумм, равных понесенным им судебным расходам.
Руководствуясь статьями 110, 167-171, 176, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить.
Взыскать с Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 14 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Нижегородской области» (ОГРН 1025201076042, ИНН 5228007193), рп.Сухобезводное Нижегородской области, а при недостаточности денежных средств с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний (ОГРН 1047797031479, ИНН 7706562710), г.Москва, за счет средств федерального бюджета, в пользу публичного акционерного общества «ТНС Энерго Нижний Новгород» (ОГРН 1055238038316, ИНН 5260148520), г.Н.Новгород, 2 614 767 руб. 26 коп. долга, 163 254 руб. 31 коп. пени за период с 18.04.2016 по 15.07.2016, и далее по день фактического исполнения денежного обязательства, рассчитанные в соответствии с положениями пункта 2 статьи 37 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», а также 36 890 руб. 11 руб. расходов по государственной пошлины.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд г. Владимир через Арбитражный суд Нижегородской области в течение одного месяца с момента принятия решения. В таком же порядке решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа г.Нижний Новгород в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного акта при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья И.А.Логинова

Суд:

АС Нижегородской области

Истцы:

ПАО «ТНС ЭНЕРГО НИЖНИЙ НОВГОРОД»

Ответчики:

Российская Федерация в лице Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России)
ФКУ ИК-14 ГУФСИН России по Нижегородской области

Последние документы по делу:

Судебная практика по:

По кредитам, по кредитным договорам, банки, банковский договор
Судебная практика по применению норм ст. 819, 820, 821, 822, 823 ГК РФ
Уменьшение неустойки
Судебная практика по применению нормы ст. 333 ГК РФ