Преимущества инвалидам по 44

3. При определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением случая, если закупки осуществляются у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заказчик обязан предоставлять преимущества организациям инвалидов в отношении предлагаемых ими цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги в размере до пятнадцати процентов в установленном Правительством Российской Федерации порядке и в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации перечнями товаров, работ, услуг. Информация о предоставлении таких преимуществ должна быть указана заказчиком в извещениях об осуществлении закупок и документации о закупках в отношении товаров, работ, услуг, включенных в указанные перечни. В случае, если победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) признана организация инвалидов, контракт заключается с учетом преимущества в отношении предложенных победителем цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги, но не выше начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки.

— Ценовая преференция в размере 15% может быть введена для госзакупки всех товаров производства стран ЕАЭС, включая Россию. Соответствующий проект поправок к закону «О контрактной системе» (44-ФЗ) внесен в Госдуму рядом депутатов.

«В целях реализации комплексного подхода при поддержке российских товаропроизводителей законопроектом предлагается предоставлять преимущества в отношении цены контракта при осуществлении закупок всех евразийских товаров в размере 15%, — говорится в пояснительной записке к законопроекту. — Кроме того, правительство РФ сможет дополнительно увеличивать размер предоставляемых ценовых преференций».

Сами поправки предусматривают предоставление преимущества в отношении цены контракта (в размере 15%) при осуществлении закупок всех евразийских товаров, а также работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых лицами государств, являющихся членами ЕАЭС. Причем такая преференция предоставляются только в случае, если в заявке участника закупки стоимость товаров (работ, услуг), происходящих из государств — членов ЕАЭС составляет не менее 50% стоимости всех предложенных таким участником товаров.

Кроме того, одно из новых положений, в случае принятия законопроекта, позволит правительству РФ увеличивать размер ценовой преференции в отношении российских товаров.

Сам механизм ценовой преференции предусматривает, что при рассмотрении заявок на участие в закупке по стоимостному критерию должны оценивать заявки российских поставщиков по предложенной ими цене, сниженной на 15%. При этом фактически договор на поставку товара или оказание услуг заключается по цене, указанной в заявке — без учета ценовой преференции.

Действующие нормы 44-ФЗ предусматривают предоставление 15%-ной ценовой преференции только при закупке определенных российских товаров, включенных в перечень, утвержденный соответствующим приказом Минфина РФ.

В то же время аналогичная норма о предоставлении 15%-ной ценовой преференции при закупках госкомпаний распространяется на все товары российского производства (такая норма введена правительственным постановлением в 2016 году).

Как сообщалось, предложение о распространении 15% ценовой преференции на госзакупки всех товаров российского производства поднимался еще летом прошлого года. Тогда такое предложение озвучивала Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России.

«Сейчас в правительстве идет подготовка перечней товаров, работ, услуг, на которые в рамках реализации нацпроектов предполагается распространить политику импортозамещения, — говорил начальник управления контроля размещения государственного заказа ФАС Артем Лобов. — Уже сейчас есть 5,8 тыс. позиций. С учетом действующих механизмов импортозамещения нормально работать будет нереально».

Для решения этой проблемы ФАС предлагала распространить механизм 15% ценовой преференции с отдельных сфер на все российские товары, работы, услуги. «Здесь предлагаем такой подход — в тех сферах, где есть один отечественный производитель, задействовать механизм ценовой преференции, а где 2-3 — использовать правило «третий лишний», — отмечал Лобов. — При этом предлагаем отменить все действующие запреты, оставив их только для сфер, связанных с обеспечением обороноспособности и безопасности страны».

В то же время Минфин отмечал, что ценовые преференции в госзакупках распространяются только на 45% товаров российского производства, необходимых при реализации национальных проектов и комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры.

Добавить в «Нужное»

Обновление: 2 июля 2019 г.

Для организаций инвалидов при участии их в тендерах на государственные заказы законодательством РФ предусмотрены особые условия (п. 1 ст. 29 Закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).

Преимущества инвалидам по 44-ФЗ: постановление

Участие организаций инвалидов в госзакупках регламентируется ст. 29 Закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.

Преимущества предоставляются (п. 2 ст. 29 Закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ):

  • общероссийским общественным организациям инвалидов (в том числе союзам общественных организаций инвалидов), в которых среди членов инвалиды (их законные представители) составляют не менее 80%;
  • компаниям, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50%, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда – не менее 25%.

При определении поставщика по заказам для госнужд заказчик обязан предоставлять преимущества организациям инвалидов в отношении предлагаемой ими цены контракта в размере до 15%. То есть при признании победителем тендера на госзаказы организацию инвалидов, их цена контракта увеличивается на 15%. Но при этом стоимость договора не может быть выше начальной (максимальной) цены контракта, которая указана в извещении об осуществлении закупки (п. 3 ст. 29 Закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).

Преимущества инвалидам предоставляются в установленном Правительством РФ порядке и согласно утвержденному перечню товаров, работ, услуг (п. 3 ст. 29 Закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).

Преимущества организациям инвалидов по 44-ФЗ: перечень

Правила предоставления преимущества инвалидам по 44-ФЗ и перечень товаров (работ, услуг), при закупке которых предоставляются преимущества организациям инвалидов, утверждены Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 N 341.

В частности, в перечень закупок входят (Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 341):

Федеральным антимонопольным органом 7 мая была организована прямая линия, в ходе которой Заместитель начальника Управления контроля размещения госзаказа ФАС России Роман Семенов ответил на вопросы представителей бизнеса и государственных заказчиков о применении в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции норм законов о контрактной системе в сфере закупок (Федеральных законов от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ (далее – Закон № 44-ФЗ) и от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ (далее – Закон № 223-ФЗ)).

На вопрос о порядке исчисления сроков, предусмотренных Законом № 223-ФЗ, который установлен Федеральным законом от 24 апреля 2020 г. № 124-ФЗ, Роман Семенов пояснил, что если окончание срока по Закону № 223-ФЗ приходится на нерабочий день, объявленный таковым в связи с пандемией, то он и будет являться днем окончания срока, за исключением случаев, если последний день срока приходится на субботу, воскресенье или нерабочий праздничный день. Например, в случае совпадения окончания срока с нерабочими днями, в которые входит период нерабочих праздничных дней в связи с 1 мая, первым рабочим днем является 6 мая.

Такой же подход применим и при исчислении 10-дневного срока, после истечения которого возможно признание госконтракта расторгнутым в одностороннем порядке ввиду неисполнения условий контракта (ч. 13 ст. 95 Закона № 44-ФЗ). В силу постановления Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. № 443 такой срок исчисляется в календарных днях, и если последний день такого срока приходится на нерабочий день по Указу Президента РФ от 2 апреля 2020 г. № 239, то он будет считаться оконченным в этот день, за исключением совпадения его с выходными днями (субботой и воскресеньем). Поскольку после истечения этого срока заказчик направляет соответствующие сведения для размещения в реестре недобросовестных поставщиков, контрольные органы при рассмотрении данного вопроса должны будут дать оценку действиям поставщика, а именно, о наличии причинно-следственной связи между сложившейся ситуацией по коронавирусу и неисполнением контракта, что должно иметь значение для принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков.

Также был рассмотрен вопрос об отсутствии у сторон возможности на ознакомление с материалами жалобы в процессе обжалования проведенной контрольными органами антимонопольной службы плановой проверки. Роман Семенов обратил внимание, что на комиссию по рассмотрению жалоб как таковая обязанность по ознакомлению сторон с материалами жалобы нормами ст. 99 Закона № 44-ФЗ, а также Административным регламентом по рассмотрению жалоб, утв. приказом ФАС России от 19 ноября 2014 г. № 727/14, не возлагается. Вместе с тем эксперт пояснил, что возможность обжалования закупочной процедуры у сторон имеется с момента опубликования извещения до заключения госконтракта. При этом в период начала закупочной процедуры в комиссию поступает информация, которая на определенном этапе в силу закона не может быть доступна для всех участников процедуры, и на этой стадии ознакомить стороны со всеми материалами не представляется возможным. В то же время для обжалования процедуры закупки достаточным является и объем информации (за исключением заявок участников), которая размещена в публичном доступе в Единой информационной системе или на сайте электронной площадки. Кроме того, эксперт напомнил, что в ходе заседания комиссии сторонам предоставлена возможность при обжаловании проверки или закупки ознакомиться с отзывом на жалобу, а также заявить ходатайство о перерыве, в том числе для подготовки контраргументов на тот или иной довод. Отмечено, что, учитывая положительный опыт, антимонопольным органом предусматривается возможность дальнейшего применения видео-конференц-связи при рассмотрении жалоб.

Относительно процедуры участия в госзакупках посредством электронного аукциона и предоставления 15% преференции, предусмотренной приказом Минфина России от 4 июня 2018 г. № 126н, эксперт отметил, что указывать в протоколе рассмотрения первых частей заявок по каждому участнику страну происхождения товара является излишней мерой, поскольку по ряду случаев для подтверждения страны происхождения предоставляется только декларация.

Кроме того, во время подачи заявки в рамках аппарата программного комплекса в форме заявки площадками предусматривается опция возможности участника продекларировать товар, соответственно, возможность воспользоваться преференцией уже предусмотрена. Также о наличии предложения о товаре иностранного производителя обязан указывать заказчик, а оператор электронной площадки извещает допущенных участников госзакупки о том, что среди участников аукциона есть участник, предложивший товар российского происхождения. В этом случае поставщик иностранного товара должен представлять предложения с учетом указанных преференций.

Эксперт отметил, что аукционная комиссия заказчика должна внимательно проверять сведения в составе заявок участников, поскольку в некоторых случаях недобросовестность участников может стать основанием для обжалования действий заказчика. Например, в случае, когда заказчик разместил информацию о госзаказе, совокупный объем характеристик которого изначально не подходит для российского производителя, а недобросовестный участник в составе заявки указывает производство такого товара как российское. Если такой госконтракт все же заключен, исполнитель должен понимать, что контракт должен быть исполнен, и изменить страну происхождения не удастся. Аукционная комиссия заказчика должна принять меры по исключению участника из торгов, если заявка подается без намерения выиграть данную закупку, когда техническое задание и документация составлены под характеристики товара исключительно иностранного производителя. Кроме того, в случае принятия решения аукционной комиссии о победе такого недобросовестного участника любое заинтересованное лицо вправе обжаловать это решение в рамках контрольных мероприятий антимонопольного органа.

Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться

Рассмотрена ситуация по практике применения Закона № 44-ФЗ и Закона № 223-ФЗ ввиду отсутствия конкуренции между дилерами при существующей конкуренции между производителями. Например, определенного класса автомобили на рынке представлены несколькими производителями. Следует учесть, что потребность заказчика определяется не по конкретной марке автомобиля, а по характеристикам автомобиля, которые способны удовлетворить потребность заказчика. Роман Семенов отметил, что если в конкретной ситуации потребность заказчика может быть удовлетворена только определенным производителем и на рынке в принципе нет иных производителей, которые способны удовлетворить потребность заказчика, то заказчик должен дать описание товару в документации на основании ст. 33 Закона № 44-ФЗ. По общему правилу при формировании техзадания и назначении максимальной цены заказчик должен учитывать, что при размещении госзаказа на ТС на него могут претендовать несколько производителей аналогичных ТС.

По поводу возможности изменения госконтракта в части уменьшения цены и сокращения объемов поставляемых товаров, работ, услуг (ст. 95 Закона № 44-ФЗ), данная норма предусматривает возможность изменения существенных условий в исключительных случаях, в том числе, не более чем на 10% цены контракта по соглашению сторон. Однако, отметил эксперт, в судебной практике допускаются случаи отступления от этого правила, когда при обоюдном согласии сторон возможно уменьшение цены контракта на более чем 10% его цены (например, когда фактический объем работ менее заявленного и нет оснований для оплаты заказчиком полной стоимости работ).

Относительно требования, установленного постановлением Правительства РФ от 16 ноября 2015 г. № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд», эксперт пояснил, что не применять нормы данного постановления нельзя, однако в случае невозможности соблюдения такого запрета ввиду предустановки на товаре иностранного программного обеспечения в составе закупочной документации следует размещать соответствующее обоснование.

По исполнению обязательств по госконтракту лизинга в части установления обеспечения гарантийных обязательств эксперт пояснил, что установление таких обязательств является правом заказчика. Если такие обязательства установлены, соответственно, обеспечение гарантийных обязательств должны быть установлены также. Требования к исполнению таких обязательств предъявляются аналогично требованиям к обеспечению обязательств по исполнению госконтракта, в том числе по срокам. Представление этого обеспечения и его возврат, если оно представлено в виде денежного залога, обеспечивается в соответствии с условиями заказчика, указанными в документации (сроки возврата денежных средств составляют 15 или 30 дней (ч. 27 ст. 34 Закона 44-ФЗ)).

2. При определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением случая, если закупки осуществляются у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заказчик обязан предоставлять учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы преимущества в отношении предлагаемых ими цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги в размере до пятнадцати процентов в установленном Правительством Российской Федерации порядке и в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации перечнями товаров, работ, услуг. Информация о предоставлении таких преимуществ должна быть указана заказчиком в извещениях об осуществлении закупок и документации о закупках в отношении товаров, работ, услуг, включенных в указанные перечни. В случае, если победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) признано учреждение или предприятие уголовно-исполнительной системы, контракт заключается с учетом преимущества в отношении предложенных им цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги, но не выше начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки.