Предупредительные меры ФСС

Какими проводками и какой датой отражается возмещение расходов бюджетного учреждения (находится в регионе, участвующем в пилотном проекте ФСС), поступающее от ФСС за оплату четырех дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом и страховых взносов с этой выплаты?

11 марта 2020

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Возмещение произведенных расходов, осуществленное в том же финансовом году, что и сами расходы, отражается как восстановление кассовой выплаты, а если возмещение поступает не в текущем финансовом году, то такая операция может быть отражена в учете как доходная. Начисление дебиторской задолженности может быть отражено датой принятия решения территориальным органом ФСС.

Обоснование вывода:
В соответствии с ч. 17 ст. 37 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ финансовое обеспечение расходов на оплату дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами, включая начисленные страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету ФСС России.
Учреждения, находящиеся в субъектах РФ, участвующих в реализации пилотного проекта, перечисляют в бюджет ФСС РФ страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в полном объеме. Расходы на оплату четырех дополнительных выходных дней в месяц родителю (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами такими учреждениями осуществляются за счет средств учреждения с последующим возмещением расходов на основании предоставленных им как страхователем в территориальный орган ФСС РФ соответствующих документов. Территориальный орган ФСС в течение десяти рабочих дней со дня получения документов принимает решение о возмещении расходов страхователю на оплату четырех дополнительных выходных дней одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами и в течение двух рабочих дней со дня принятия указанного решения перечисляет средства на лицевой счет страхователя (п. 11 Положения об особенностях назначения и выплаты в 2012-2020 годах застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта, утвержденного постановлением Правительства РФ от 21.04.2011 N 294).
Таким образом, решение территориального органа ФСС является отдельным фактом хозяйственной жизни учреждения и, соответственно, бухгалтерские записи по отражению дебиторской задолженности ФСС могут быть отражены датой принятия такого решения. При этом поступление на лицевой счет учреждения отражается датой документов, приложенных к Выписке из лицевого счета бюджетного учреждения (п. 72 Инструкции N 174н).
Порядок отражения данных расходов, а также их компенсации приведен в письме Минфина России от 26.12.2019 N 02-05-10/102478. Из положений данного письма следует, что начисление четырех дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом и страховых взносов с данной выплаты отражается по элементу вида расходов 119 «Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда работников и иные выплаты работникам учреждений», в увязке с подстатьей 213 «Начисления на выплаты по оплате труда» КОСГУ в качестве текущих расходов учреждения. А возмещение в текущем финансовом году указанных расходов, произведенных в том же финансовом году, отражается как восстановление кассовой выплаты, то есть по тем же кодам бюджетной классификации, по которым была произведена кассовая выплата.
В этом случае учреждению, помимо восстановления кассовой выплаты, следует также произвести восстановление фактических расходов. Иными словами, начислить дебиторскую задолженность и уменьшить принятые ранее расходы. При этом ни указанным письмом, ни инструкциями по бухгалтерскому учету не урегулировано, какой бухгалтерской записью следует это сделать, соответственно, учреждению предстоит определить это самостоятельно и закрепить в учетной политике в порядке, определенном п. 4 Инструкции N 174н.
Для восстановления фактических расходов может быть использован способ «Красное сторно» или учреждение может отразить «обратную» проводку. При этом следует учитывать, что способ «Красное сторно» обычно применяется для:
— исправления ошибок текущего года и прошлых лет в соответствии с требованиями федерального стандарта «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» и Инструкции N 157н;
— корректировки показателей на счетах санкционирования;
— иных корректировок, которые не связаны с новыми фактами хозяйственной жизни, а являются отражением изменения оценки того факта, который произошел ранее.
В данном случае речь не идет об исправлении ошибок, допущенных ранее в бухгалтерском учете, поэтому считаем наиболее корректным вариант с применением обратной бухгалтерской записи.
В соответствии с п. 263 Инструкции N 157н расчеты с ФСС по взносам на соцстрахование учитываются на счете 0 303 02 000 «Расчеты по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», соответственно, ранее начисленные суммы расходов на оплату четырех дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом и страховых взносов могут на основании решения территориального органа ФСС быть отражены по дебету данного счета. Тогда одним из вариантов отражения в бухгалтерском учете бюджетного учреждения данной хозяйственной операции может быть следующая корреспонденция счетов:
1. Дебет 0 303 02 831 Кредит 0 401 20 213
— на основании решения ФСС отражено восстановление затрат бюджетного учреждения;
2. Дебет 0 201 11 510 Кредит 0 303 02 731,
уменьшение забалансового счета 18 (п. 367 Инструкции N 157н) (КВР 119, 213 КОСГУ)
— отражено восстановление кассовой выплаты.
В случае, если возмещение поступает не в текущем финансовом году, полагаем, что такая операция может быть отражена в учете как доходная. Исходя из экономического смысла, такая операция может быть отражена в учете по статье 130 «Доходы от оказания платных услуг, компенсаций затрат» аналитической группы подвида доходов бюджетов (п. 12.1.3 Порядка N 85н) и подстатье 134 «Доходы от компенсации затрат» КОСГУ (п. 9.3.4 Порядка N 209н).
Суммы задолженности по компенсации расходов, понесенных бюджетным учреждением в связи с реализацией требований, установленных законодательством Российской Федерации, отражаются по дебету счета 0 209 34 000 «Расчеты по компенсации затрат» и кредиту счета 0 401 10 134 «Доходы от компенсации затрат» (п. 220 Инструкции N 157н, п. 109 Инструкции N 174н).
Операции по начислению доходов в виде компенсации затрат отражаются по КФО 2 независимо от источника финансового обеспечения деятельности, за счет средств которого осуществлялись соответствующие выплаты (смотрите письмо Минфина России от 23.12.2016 N 02-08-07/77797).
С учетом изложенного, если возмещение поступает не в текущем финансовом году, рассматриваемая ситуация может быть отражена в бухгалтерском учете бюджетного учреждения следующими записями:
1. Дебет 2 209 34 561 Кредит 2 401 10 134
— на основании решения ФСС отражено начисление компенсации затрат бюджетного учреждения;
2. Дебет 2 201 11 510 Кредит 2 209 34 661,
увеличение забалансового счета 17 (130 АнКВД, 134 КОСГУ)
— отражено поступление на лицевой счет бюджетного учреждения компенсации ФСС его расходов.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Гурашвили Георгий

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Союза развития государственных финансов Суховерхова Антонина

В Оренбургском региональном отделении Фонда социального страхования РФ начат приём заявлений на финансовое обеспечение в 2020 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний

Заявления принимаются до 1 октября.

Финансовое обеспечение предупредительных мер осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных бюджетом Фонда социального страхования РФ на текущий финансовый год и в соответствии «Правилами финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами», утвержденными Приказом Минтруда России от 10.12.2012 № 580н (далее – Правила).

Финансовое обеспечение предупредительных мер осуществляется страхователем за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежащих перечислению в установленном порядке страхователем в Фонд в текущем финансовом году.

Страхователь направляет на финансовое обеспечение предупредительных мер до 20 процентов сумм страховых взносов, начисленных им за предшествующий календарный год, за вычетом расходов, произведенных в предшествующем календарном году на выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями и на оплату отпуска застрахованного лица (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством Российской Федерации) на весь период его лечения и проезда к месту лечения и обратно.

Объем средств, направляемых на указанные цели, может быть увеличен до 30 процентов сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленных за предшествующий календарный год, за вычетом расходов, произведенных в предшествующем календарном году на перечисленное обеспечение по страхованию, при условии направления страхователем дополнительного объема средств на санаторно-курортное лечение работников не ранее чем за пять лет до достижения ими возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пенсионным законодательством (абзац введен Приказом Минтруда России от 03.12.2018 N 764н).

В случае, если страхователь с численностью работающих до 100 человек не осуществлял в течение двух последовательных лет, предшествующих текущему финансовому году, финансовое обеспечение предупредительных мер, объем средств, направляемых таким страхователем на финансовое обеспечение указанных мер, не может превышать:

— 20 процентов сумм страховых взносов, начисленных им за три последовательных года, предшествующих текущему финансовому году, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования, произведенных страхователем в данном периоде;

— сумму страховых взносов, подлежащих перечислению им в территориальный орган Фонда в текущем финансовом году.

Сумма, подлежащая направлению на финансовое обеспечение предупредительных мер, рассчитывается на основании отчетных данных страхователя по средствам ФСС РФ (форма 4-ФСС).

Финансовому обеспечению за счет сумм страховых взносов в 2020 году подлежат расходы страхователя на следующие мероприятия:

а) проведение специальной оценки условий труда;

б) реализация мероприятий по приведению уровней воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда;

в) обучение по охране труда и (или) обучение по вопросам безопасного ведения работ, в том числе горных работ, а также действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте отдельных категорий работников (перечислены в Правилах от 10.12.2012 №580н);

г) приобретение работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, средств индивидуальной защиты, изготовленных на территории государств — членов Евразийского экономического союза, в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты (далее соответственно — СИЗ, типовые нормы) и (или) на основании результатов проведения специальной оценки условий труда, а также смывающих и (или) обезвреживающих средств;

д) санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами;

е) проведение обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами;

ж) обеспечение лечебно-профилактическим питанием отдельных категорий работников;

з) приобретение приборов для определения наличия и уровня содержания алкоголя (алкотестеры или алкометры);

и) приобретение приборов контроля за режимом труда и отдыха водителей (тахографов);

к) приобретение аптечек для оказания первой помощи;

л) приобретение отдельных приборов, устройств, оборудования и (или) комплексов (систем) приборов, устройств, оборудования, непосредственно предназначенных для обеспечения безопасности работников и (или) контроля за безопасным ведением работ в рамках технологических процессов, в том числе на подземных работах;

м) приобретение отдельных приборов, устройств, оборудования и (или) комплексов (систем) приборов, устройств, оборудования, непосредственно обеспечивающих проведение обучения по вопросам безопасного ведения работ, в том числе горных работ, и действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте и (или) дистанционную видео- и аудио фиксацию инструктажей, обучения и иных форм подготовки работников по безопасному производству работ, а также хранение результатов такой фиксации;

н) санаторно-курортное лечение работников не ранее чем за пять лет до достижения ими возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пенсионным законодательством.

о) реализация мероприятий по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 (Скачать Памятку о порядке и условиях финансового обеспечения расходов на реализацию мероприятий по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19).

Предлагаем страхователям рассмотреть вопрос включения в план финансового обеспечения предупредительных мер нового мероприятия — санаторно-курортное лечение работников не ранее чем за пять лет до достижения ими возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пенсионным законодательством (Скачать информацию).

С 01.01.2020 в связи с реализацией в Оренбургской области пилотного проекта Фонда социального страхования Российской Федерации «Прямые выплаты» изменился порядок возмещения расходов страхователей на предупредительные меры.

Порядок предоставления документов и сроки подачи заявления

В соответствии с Правилами финансового обеспечения предупредительных мер, утвержденными приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 10 декабря 2012 г. № 580н, для участия в финансировании предупредительных мер необходимо:

— подать заявление и представить документы, обосновывающие необходимость финансового обеспечения предупредительных мер, в Оренбургское региональное отделение Фонда до 1 октября 2020 года;

— в случае принятия Оренбургским региональным отделением Фонда решения о финансовом обеспечении предупредительных мер провести мероприятия в соответствии с согласованным ФСС планом, произвести их оплату за счет собственных средств;

— после завершения запланированных мероприятий обратиться в региональное отделение Фонда с заявлением о возмещении произведенных расходов на оплату предупредительных мер, с приложением документов, подтверждающих произведенные расходы, не позднее 15 декабря 2020 года.

Региональное отделение Фонда в течение 5 рабочих дней со дня приема от страхователя заявления и документов, подтверждающих произведённые расходы, принимает решение о возмещении за счет средств бюджета Фонда расходов и производит перечисление средств на расчётный счет страхователя, указанный в заявлении.

Расходы страхователя, не подтвержденные документами либо произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, не подлежат зачету в счет уплаты страховых взносов.

Для получения государственной услуги страхователь заявитель подает в региональное отделение Фонда на бумажном носителе или в форме электронного документа посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» www.gosuslugi.ru заявление о финансовом обеспечении предупредительных мер (далее — заявление), форма которого предусмотрена Приложением N 1 к Административному регламенту, утвержденному приказом Фонда социального страхования РФ от 07.05.2019 №237, путем заполнения специальной интерактивной формы.

Остальные документы (копии документов), необходимые для предоставления государственной услуги, представляются заявителем на бумажном носителе или в форме электронного документа посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» www.gosuslugi.ru. Копии документов, прилагаемых к заявлению, представленные на бумажном носителе, должны быть заверены печатью заявителя (при наличии печати).

Перечень необходимых документов содержится в Правилах, утвержденных Приказом Минтруда России от 10.12.2012 № 580н.

В случае, если за получением государственной услуги обращается представитель заявителя, то представляются также документы, удостоверяющие личность и полномочия представителя.

Заявителям обеспечивается возможность осуществлять запись на прием для подачи заявления и документов (копии документов) с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» www.gosuslugi.ru в форме электронного запроса. Результатом записи заявителя на прием является получение заявителем уведомления о записи с указанием времени и даты приема, оценку доступности и качества государственной услуги.

По окончании предоставления заявителю государственной услуги должностное лицо территориального органа Фонда, ответственное за предоставление государственной услуги, информирует его о сборе мнений заявителей о качестве предоставленной государственной услуги, предлагает ему оценить качество предоставленной ему государственной услуги и оставить отзыв на специализированном сайте «Ваш контроль» в сети Интернет www.vashkontrol.ru или в личном кабинете федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» www.gosuslugi.ru.

Решение о финансовом обеспечении предупредительных мер, объеме финансового обеспечения предупредительных мер или об отказе в финансовом обеспечении предупредительных мер (далее — решение) принимается:

а) в отношении страхователей, у которых сумма страховых взносов, начисленных за предшествующий год, составляет до 25 000,0 тыс. рублей включительно — территориальным органом Фонда в течение 10 рабочих дней со дня получения полного комплекта документов, указанных в пункте 4 Правил;

б) в отношении страхователей, у которых сумма страховых взносов, начисленных за предшествующий год, составляет более 25 000,0 тыс. рублей — территориальным органом Фонда после согласования с Фондом.

Территориальный орган Фонда принимает решение об отказе в финансовом обеспечении предупредительных мер в случаях:

а) если на день подачи заявления у страхователя имеются непогашенные недоимка, задолженность по пеням и штрафам, образовавшиеся по итогам отчетного периода в текущем финансовом году, недоимка, выявленная в ходе камеральной или выездной проверки, и (или) начисленные пени и штрафы по итогам камеральной или выездной проверки;

б) представленные документы содержат недостоверную информацию;

в) если предусмотренные бюджетом Фонда средства на финансовое обеспечение предупредительных мер на текущий год полностью распределены;

г) при представлении страхователем неполного комплекта документов.

Страхователь вправе повторно, но не позднее срока, установленного п.4 Правил, обратиться с заявлением в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации.

Страхователь в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, несет ответственность за целевое и в полном объеме использование сумм страховых взносов на финансовое обеспечение предупредительных мер в соответствии с согласованным планом финансового обеспечения предупредительных мер и в случае неполного использования указанных средств сообщает об этом в региональное отделение по месту своей регистрации до 10 октября текущего года.

Страхователь ведет в установленном порядке учет средств, направленных на финансовое обеспечение предупредительных мер в счет уплаты страховых взносов, и ежеквартально представляет в территориальный орган Фонда отчет об их использовании.

По вопросам финансирования предупредительных мер в текущем году Вы можете обращаться к специалистам отдела страхования профессиональных рисков Государственного учреждения — Оренбургского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по адресу:

460001, г. Оренбург, ул. Донецкая, д. 4/2 (кабинет № 14) или по тел.: 8 (3532) 47-50-59.

График приема заявителей:

E-mail для направления вопросов:

  • e.veklich@ro56.fss.ru
  • sa.rybakova@ro56.fss.ru
  • ia.lukyanchikova@ro56.fss.ru

Информация о ходе рассмотрения заявлений страхователей по финансовому обеспечению предупредительных мер в 2020 году (скачать)

ПРИКАЗ от 10.12.2012 № 580 Н «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫХ МЕР ПО СОКРАЩЕНИЮ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ТРАВМАТИЗМА И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ РАБОТНИКОВ И САНАТОРНО — КУРОТНОГО ЛЕЧЕНИЯ РАБОТНИКОВ, ЗАНЯТЫХ НА РАБОТАХ С ВРЕДНЫМИ И (ИЛИ) ОПАСНЫМИ ПРОИЗВОДСТВЕННЫМИ ФАКТОРАМИ«

2. ПРИКАЗ МИНТРУДА РОССИИ от 23.06.2020 N 365н «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРАВИЛА ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫХ МЕР ПО СОКРАЩЕНИЮ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ТРАВМАТИЗМА И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ РАБОТНИКОВ И САНАТОРНО-КУРОРТНОГО ЛЕЧЕНИЯ РАБОТНИКОВ, ЗАНЯТЫХ НА РАБОТАХ С ВРЕДНЫМИ И (ИЛИ) ОПАСНЫМИ ПРОИЗВОДСТВЕННЫМИ ФАКТОРАМИ, УТВЕРЖДЕННЫЕ ПРИКАЗОМ МИНТРУДА РОССИИ ОТ 10 ДЕКАБРЯ 2012 Г. N 580Н»

3. АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ФОНДОМ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ УСЛУГИ ПО ПРИНЯТИЮ РЕШЕНИЯ О ФИНАНСОВОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫХ МЕР ПО СОКРАЩЕНИЮ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ТРАВМАТИЗМА И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ РАБОТНИКОВ И САНАТОРНО-КУРОРТНОГО ЛЕЧЕНИЯ РАБОТНИКОВ, ЗАНЯТЫХ НА РАБОТАХ С ВРЕДНЫМИ И (ИЛИ) ОПАСНЫМИ ПРОИЗВОДСТВЕННЫМИ ФАКТОРАМИ, УТВЕРЖДЕННЫЙ ПРИКАЗОМ ФСС РФ от 07.05.2019 N 237

3. Форма заявления по Административному регламенту

4. Образец заполненного заявления

5. Форма Плана финансового обеспечения предупредительных мер

6Перечень приобретаемых в 2020 году работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, средств индивидуальной защиты, смывающих и (или) обезвреживающих средств в соответствии с действующими типовыми нормами ( рекомендуемая форма)

7.Форма ежеквартального отчета об использовании средств

8. Форма согласия работника (предпенсионера) на обработку и передачу персональных данных

9. Форма списка работников не ранее чем за пять лет до достижения ими возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пенсионным законодательством, направляемых на санаторно-курортное лечение в 2020 году

10. Форма заявления о возмещении страхователю произведённых расходов на оплату предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами

11. Образец заполненного заявления о возмещении страхователю произведенных расходов на оплату предупредительных мер

Возмещение затрат на мероприятия по охране труда (специальной оценки условий труда) за счет средств обязательного социального страхования (страховых сумм, уплаченных в ФСС)

За счет средств ФСС Вы можете возместить часть расходов на мероприятия по охране труда, в том числе на специальную оценку условий труда, в рамках программы софинансирования предупредительных мер по сокращению травматизма и профзаболеваний.

Законодательная база:

√ Приказ Минтруда России от 10.12.2012 N 580н «Об утверждении Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами»

√ Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 2 сентября 2014 г. N 598н «Об утверждении Административного регламента предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о финансовом обеспечении предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами»

Сколько можно вернуть?

Финансовое обеспечение предупредительных мер (далее — ФОПМ) осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных бюджетом Фонда социального страхования Российской Федерации на текущий финансовый год.

Объем средств, направляемых страхователем на ФОПМ, не может превышать 20 процентов сумм страховых взносов, начисленных им за расчетный период, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования, произведенных страхователем в расчетном периоде.

Расчетный период может быть либо один предшествующий год, либо три предшествующих года. На расчет суммы за три предшествующих года имеют право страхователи, которые в предшествующие два года не обращались за выделением средств и имеют численность работников до 100 человек.

Объем средств на ФОПМ во всех случаях не может превышать сумму страховых взносов, подлежащих перечислению им в территориальный орган Фонда в текущем финансовом году.

На что можно потратить?

1. проведение специальной оценки условий труда;

2. реализация мероприятий по приведению уровней воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда;

3. обучение по охране труда следующих категорий работников:

— руководителей организаций малого предпринимательства;

— работников организаций малого предпринимательства (с численностью работников до 50 человек), на которых возложены обязанности специалистов по охране труда;

— руководителей государственных (муниципальных) учреждений (в т.ч. руководителей структурных подразделений);

— руководителей и специалистов служб охраны труда организаций; членов комитетов (комиссий) по охране труда;

— уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов;

— работников организаций, отнесенных в соответствии с действующим законодательством к опасным производственным объектам;

4. приобретение работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, изготовленных на территории Российской Федерации (специальная одежда должна быть изготовлена из тканей, трикотажных полотен, нетканых материалов, страной происхождения которых является Российская Федерация), (далее — СИЗ) в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи СИЗ и (или) на основании результатов проведения специальной оценки условий труда, а также смывающих и (или) обезвреживающих средств;санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами;

5. на проведение обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами;

6. обеспечение лечебно-профилактическим питанием работников, для которых указанное питание предусмотрено Перечнем производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно- профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда, утвержденным приказом МЗСР РФ от 16.02.2009 № 46н;

7. приобретение страхователями, работники которых проходят обязательные предсменные и (или) предрейсовые медицинские осмотры, приборов для определения наличия и уровня содержания алкоголя (алкотестеры или алкометры);

8. приобретение страхователями, осуществляющими пассажирские и грузовые перевозки, приборов контроля за режимом труда и отдыха водителей (тахографов);

9. приобретение страхователями аптечек для оказания первой помощи;

10. приобретение отдельных приборов, устройств, оборудования и комплексов (систем), непосредственно предназначенных для обеспечения безопасности работников и (или) контроля за безопасным ведением работ в рамках технологических процессов;

11. приобретение отдельных приборов, устройств, оборудования и комплексов (систем), непосредственно обеспечивающих проведение обучения по вопросам безопасного ведения работ и действиям в случае аварии на опасном производственном объекте и (или) дистанционную видео- и аудио фиксацию инструктажей и обучения работников.

План действий:

1. Провести специальную оценку условий труда, либо заключить договор на ее проведение.

2. Оценить целесообразность подачи заявления в ФСС. Стоит стоит ли потенциальная сумма временных затрат.

√ Если в вашей организации более 100 человек или вы за предыдущие 3 года осуществляли финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Предельный размер затрат, на которые уменьшаются взносы = 20 % x (взносы «на травматизм», начисленные за прошлый год — страховое обеспечение, выплаченное в прошлом году).

√ Если ваша организация с численностью работников до 100 человек и Вы не осуществляли за последние 2 года в 2016—2017 годах (при подаче заявления в 2018 году) финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, то Вам предоставляется право направить на финансовое обеспечение указанных мер в объеме средств, рассчитанного, исходя из отчетных данных за 3 года (2015—2017 годы), за вычетом расходов на выплату обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний указанному виду страхования, произведенных страхователем в за данный период.

4. Обратиться с заявление о финансовом обеспечении предупредительных мер в ГУ-Региональное отделение Фонда социального страхования РФ по Красноярскому краю (или по месту регистрации юридического лица) в срок до 1 августа текущего календарного года. Заявление с прилагаемыми к нему документами (копиями документов) и сведениями представляется страхователем либо лицом, представляющим его интересы, на бумажном носителе либо в форме электронного документа. Заявление страхователь может представить в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, с использованием единого Портала государственных и муниципальных услуг http://www.gosuslugi.ru/.

Почему могут отказать?

При обращении в Региональное отделение страхователю необходимо учесть, что отказ в предоставлении государственной услуги производится в следующих случаях:

а) Если на день подачи заявления у страхователя имеются непогашенные недоимка, задолженность по пеням и штрафам, образовавшиеся по итогам отчетного периода в текущем финансовом году, недоимка, выявленная в ходе камеральной или выездной проверки, и (или) начисленные пени и штрафы по итогам камеральной или выездной проверки.

Страхователь, получивший отказ, после погашения задолженностей и исполнения других требований вправе повторно, но не позднее 31 июля текущего года, обратиться с заявлением в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации с приложением нового пакета документов.

б) Представленные документы содержат недостоверную информацию.

Принимаются к рассмотрению только оригиналы и (или) заверенные копии подготовленных документов. Документы, оформленные не надлежаще или оформленные с поправками, подчистками и дополнениями как официальные не рассматриваются и подлежат изъятию. Все копии документов должны быть заверены оттиском круглой печати страхователя и записью «копия верна, подпись, должность, Фамилия И.О., оригинал находится в …… (наименование организации и ее подразделения) ……, дата». Если документ состоит из нескольких страниц, то заверена должна быть каждая страница с текстом.

в) Если предусмотренные бюджетом Фонда средства на финансовое обеспечение предупредительных мер на текущий год полностью распределены.

г) При представлении страхователем неполного комплекта документов.

Основанием для отказа в приеме заявления к рассмотрению является предоставление заявителем заявления и комплекта документов (их копий), необходимых для получения разрешения, после 31 июля текущего календарного года (1 августа заявления на ФОПМ не принимаются).

Отказ в финансовом обеспечении предупредительных мер по другим основаниям не допускается.

Что после?

После завершения запланированных мероприятий страхователь представляет в территориальный орган Фонда отчет и документы, подтверждающие произведенные расходы.

Страхователь в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, несет ответственность за целевое и в полном объеме использование сумм страховых взносов на финансовое обеспечение предупредительных мер в соответствии с согласованным планом финансового обеспечения предупредительных мер и в случае неполного использования указанных средств сообщает об этом в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации до 10 октября текущего года.

Расходы, фактически произведенные страхователем, но не подтвержденные документами о целевом использовании средств либо произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, не подлежат зачету в счет уплаты страховых взносов.

Когда ждать результата?

Согласно п. 8 Правил № 580н принятие органами ФСС решения о финансовом обеспечении предупредительных мер, в том числе об объеме финансового обеспечения или об отказе в финансовом обеспечении, осуществляется в следующем порядке:

√ в отношении страхователей, у которых сумма страховых взносов, начисленных за предшествующий год, составляет до 10 000 000 руб. включительно, – в течение 10 рабочих дней со дня получения комплекта документов, указанных в п. 4 Правил № 580н (решение принимается территориальным отделением ФСС по месту регистрации страхователя);

√ в отношении страхователей, у которых сумма страховых взносов, начисленных за предшествующий год, составляет более 10 000 000 руб., – в течение 3 рабочих дней со дня получения документов, названных в п. 4 Правил № 580н, территориальное отделение ФСС направляет их на согласование в ФСС (центральный орган), который согласовывает представленные документы в течение 15 рабочих дней со дня их поступления.

Указанные решения оформляются приказом территориального отделения ФСС и в трехдневный срок с даты их принятия или получения согласования из центрального органа ФСС направляются страхователю. При принятии решения об отказе в финансовом обеспечении – с обоснованием причин (п. 9 Правил № 580н).

Мы поможем Вам провести СОУТ за счет средств ФСС быстро и качественно. Подробную стоимость проведения специальной оценки условий труда вы сможете узнать у наших специалистов, предоставив перечень рабочих мест или штатное расписание, а также располагаемую сумму средств ФСС на ot@ot-24.ru или mcot2004@mail.ru.

Ознакомиться с порядком проведения специальной оценки условий труда и инструкцией, отражающей суть проведения специальной оценки условий труда, сможете .
Рекомендации от наших постоянных заказчиков сможете увидеть .

Мы будем рады сотрудничеству с вами!

ООО получило от ФСС РФ разрешение направить на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников в счет начисляемых в 2017 году страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве в размере 645 тыс. руб. Все денежные средства были израсходованы на финансирование предупредительных мер.
В пределах исчисленных страховых взносов на обязательное социальное страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний организация произвела расходы на финансирование предупредительных мер в IV квартале 2017 года.
Как ООО должно учитывать в налоговом и бухгалтерском учете доходы и расходы при возмещении затрат предприятия за счет финансирования ФСС РФ? Отражаются ли такие суммы в доходах и расходах в целях налогообложения прибыли?

9 февраля 2018

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В сложившейся ситуации финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, производимое в счет уплаты страховых взносов, не учитывается в целях налогообложения, как в составе доходов, так и расходов.
В бухгалтерском учете лимит средств, направленных на финансирование предупредительных мер по сокращению травматизма, отражается с использованием счета 86 «Целевое финансирование».
По мере фактического осуществления расходов сумма использованных средств, направленных на финансирование, отражается в составе прочих доходов.

Обоснование позиции:
Законодательством об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее — НСП и ПЗ), помимо прочего, предусмотрено проведение мероприятий, предупреждающих наступление страховых случаев на производстве и развитие профессиональных заболеваний работников (п. 1 ст. 1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», далее — Закон N 125-ФЗ).
В соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 18 Закона N 125-ФЗ Фонд социального страхования (ФСС РФ) имеет право принимать решение о направлении страхователями в размере, определяемом ежегодно федеральным законом о бюджете ФСС РФ на очередной финансовый год, части сумм страховых взносов на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами. Финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников (далее — предупредительные меры) осуществляется страхователями в соответствии с Правилами, утвержденными приказом Минтруда России от 10.12.2012 N 580н (далее — Правила).
Подпунктом «г» п. 3 Правил предусмотрено финансовое обеспечение за счет сумм страховых взносов, в том числе расходов страхователя на приобретение работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты (далее — СИЗ) в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи СИЗ (далее — типовые нормы) и (или) на основании результатов проведения специальной оценки условий труда, а также смывающих и (или) обезвреживающих средств.
Обратите внимание, что с 1 августа 2017 года расходы страхователя на приобретение специальной одежды подлежат финансовому обеспечению, если указанная специальная одежда изготовлена на территории РФ из тканей, трикотажных полотен, нетканых материалов, страной происхождения которых является РФ (п. 4 приказа Минтруда России от 29.04.2016 N 201н).
Страхователь (организация) ведет в установленном порядке учет средств, направленных на финансовое обеспечение предупредительных мер в счет уплаты страховых взносов, и ежеквартально представляет в территориальный орган ФСС РФ отчет об их использовании. После завершения запланированных мероприятий страхователь представляет в территориальный орган ФСС РФ документы, подтверждающие произведенные расходы (п. 12 Правил, письма ФСС РФ от 20.02.2017 N 02-09-11/16-05-3685, от 02.07.2015 N 02-09-11/16-10779).
Рекомендуемая форма отчета по использованию сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников направлена письмом ФСС РФ от 20.02.2017 N 02-09-11/16-05-3685 (приложение 1).

Налог на прибыль организаций

Пунктом 1 ст. 248 НК РФ установлено, что в целях определения налоговой базы по налогу на прибыль организации признают доходы от реализации и внереализационные доходы (определяемые в порядке, установленном, соответственно, ст.ст. 249 и 250 НК РФ).
Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы, приведены в ст. 251 НК РФ. Доходы в виде сумм возмещения ФСС РФ налогоплательщику (страхователю) затрат на предупредительные меры в данной статье не поименованы.
В этой связи можно сделать вывод, что рассматриваемые суммы финансирования должны учитываться в составе внереализационных доходов, поскольку их перечень является открытым. При этом произведенные организацией затраты, связанные с финансируемыми ФСС РФ предупредительными мерами, могут быть учтены в составе расходов в порядке, установленном главой 25 НК РФ.
Аналогичный подход (правда, в отношении иных субсидируемых программ и мероприятий) применен специалистами Минфина России в письмах от 24.03.2010 N 03-03-06/4/31, от 19.03.2010 N 03-03-06/1/157, от 09.03.2010 N 03-03-06/1/122, от 27.10.2009 N 03-03-06/1/694, от 30.05.2007 N 07-05-06/141.
По нашему мнению, такой подход справедлив, когда ФСС РФ возмещает расходы, произведенные организацией в целях обеспечения предупредительных мер, до согласования и (или) получения средств из ФСС РФ.
В данной ситуации организация (страхователь) получила разрешение использовать исчисленные страховые взносы на НСП и ПЗ в пределах установленного ФСС РФ лимита.
По мнению представителей финансового ведомства, финансовое обеспечение предупредительных мер, осуществляемое в счет уплаты страховых взносов, подлежащих перечислению в установленном порядке страхователем в ФСС РФ в текущем календарном году, не влияет на состав доходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций (смотрите письма Минфина России от 15.02.2011 N 03-03-06/2/33, от 14.08.2007 N 03-03-06/1/568).
Суды придерживаются аналогичной позиции.
Например, в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 30.12.2013 N Ф04-8071/13 был отклонен довод инспекции о том, что к внереализационным доходам относится безвозмездное получение имущества, так как никакого имущества ФСС РФ обществу не предоставлялось, как и не причислялось денежных средств. Кроме того, поскольку финансирование заключается в том, что сумма расходов, осуществляемых обществом на приобретение спецодежды, засчитывается ФСС РФ в счет уплаты страховых взносов, а в НК РФ отсутствует норма, которая бы квалифицировала такое финансирование в качестве дохода, учитываемого при налогообложении прибыли, суды обоснованно отклонили ссылку налогового органа на п. 8 ст. 250 НК РФ.
Смотрите также постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 25.03.2013 N Ф04-569/13.
Таким образом, считаем, что указанные в вопросе суммы не учитываются в составе доходов организации в целях налогообложения прибыли.
При этом расходы, понесенные организацией за счет средств финансового обеспечения (в счет уплаты взносов на НСП и ПЗ), также не учитываются для целей налогообложения (смотрите письмо Минфина России от 24.09.2010 N 03-03-06/1/615, постановление Седьмого ААС от 27.03.2013 N 07АП-10817/12 (оставлено без изменений постановлением ФАС Западно-Сибирского округа от 09.07.2013 N Ф04-3020/13, определением ВАС РФ от 05.11.2013 N ВАС-14985/13 в передаче дела для пересмотра в порядке надзора отказано).

Бухгалтерский учет

Средства государственных внебюджетных фондов являются составной частью бюджетной системы РФ (абзацы второй, третий ст. 10, ст. 13 БК РФ, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 09.08.2010 по делу N А38-5798/2009).
Поэтому средства финансового обеспечения, в том числе в форме уменьшения обязательств по уплате взносов на соответствующий вид страхования, в бухгалтерском учете следует отразить как государственную помощь (п.п. 1, 4 и 15 ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи» (далее — ПБУ 13/2000)).
Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н (далее — Инструкция), для обобщения информации о движении бюджетных средств предназначен счет 86 «Целевое финансирование». Средства целевого назначения, полученные в качестве источников финансирования тех или иных мероприятий, отражаются по кредиту счета 86 в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
С учетом п.п. 5 и 7 ПБУ 13/2000 на дату вынесения ФСС РФ решения о соответствующем финансировании в учете организации производится запись по дебету счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и кредиту счета 86 «Целевое финансирование».
Учитывая, что в данной ситуации получение разрешения ФСС РФ на целевое финансирование предупредительных мер по сокращению травматизма предшествовало осуществлению организацией расходов, операции отражаются следующими записями:
Дебет 76 Кредит 86
— 645000 руб. — получено разрешение на финансирование предупредительных мер в счет уплаты страховых взносов;
Дебет 69, субсчет «Расчеты с ФСС РФ по взносам на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний» Кредит 76
— уменьшена задолженность перед ФСС РФ по взносам на сумму фактически произведенных расходов.
Согласно п. 8 ПБУ 13/2000 бюджетные средства списываются со счета учета целевого финансирования как увеличение финансовых результатов организации. Эти суммы отражаются в составе прочих доходов как активы, полученные безвозмездно (п. 21 ПБУ 13/2000).
В соответствии с п. 9 ПБУ 13/2000 суммы бюджетных средств на финансирование текущих расходов должны списываться со счета 86 в периоды признания расходов, на финансирование которых они предоставлены.
При этом целевое финансирование признается в качестве доходов будущих периодов (счет 98 «Доходы будущих периодов») в момент принятия к бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, начисления оплаты труда и осуществления других расходов аналогичного характера с последующим отнесением на доходы отчетного периода при отпуске материально-производственных запасов в производство продукции, на выполнение работ (оказание услуг), начисления оплаты труда и осуществления других расходов аналогичного характера (смотрите также положения Инструкции о применении счетов 86 и 98).
На наш взгляд, в данной ситуации, когда организация осуществила расходы на предупредительные меры в текущем отчетном периоде применять счет 98 не нужно.
В таких случаях использование целевого финансирования отражается одновременно с признанием прочего дохода:
Дебет 86 Кредит 91, субсчет «Прочие доходы»
— использованные средства целевого финансирования списаны в прочие доходы.

Рекомендуем ознакомиться со следующим материалом:
— Энциклопедия решений. Осуществление за счет средств ФСС РФ расходов, направленных на обеспечение предупредительных мер по сокращению травматизма.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Башкирова Ираида

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Родюшкин Сергей