Предмет правового регулирования информационного права

ИНФОРМАЦИОННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СМИ В

РОССИИ

Ю.Р. Храбровская1, студент

Г.Г. Фастович1, старший преподаватель

Н.Б. Бузурная2, студент

1Ачинский филиал Красноярского государственного аграрного университета 2Красноярский государственный аграрный университет 1(Россия, г. Ачинск) 2(Россия, г. Красноярск)

DOI: 10.24411/2500-1000-2019-10840

Аннотация. В статье раскрыто понятие и сущность СМИ в РФ. Проведен анализ нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность СМИ в РФ. Выявлены основные проблемы государственно-правового регулирования деятельности СМИ в современной России. Предложены некоторые направления совершенствования правового регулирования деятельности СМИ.

Ключевые слова: нормативно-правовое регулирование, средства массовой информации, свобода СМИ, государственное регулирование и контроль.

Впервые средства массовой информации появились еще в древние времена, когда, глашатай, который был наделен полномочиями передачи соответствующей информации народу, выходил на центральную площадь и оглашал новые события, происходящие в королевстве. Сам термин СМИ появился еще в XXI веке, и данное понятие сегодня знакомо даже самому маленькому члену общества. По мнению социологов, средства массовой информации представляют собой определенные социальные институты, которые занимаются непосредственно обработкой, сбором, анализом, а также распространением информации в особо массовых масштабах. А с точки зрения политологии, СМИ являются особым способом политической агитации, политической пропаганды и манипуляции населения.

Актуальность данной темы заключается в том, что в современном мире необходимо знать свои права, так как на каждом шагу можно встретиться с определенными проблемами, которые можно решить только благодаря знаниям своих законных прав. Что касается непосредственно средств массовой информации, то каждый работник в данной сфере сталкивается с рядом проблем, соответственно в данном случае из сложившейся ситуации поможет

выйти только грамотность и уверенность в своих действиях. Как известно, в настоящее время в Российской Федерации развиваются и формируются основные институты правового государства, которые являются непосредственно «фундаментом» закрепления совершенно новых форм и функций нашего государства. Следовательно, вопросы правового регулирования деятельности СМИ в РФ являются одной из актуальнейших тем, так как наша правоохранительная система, те или иные должностные лица, законность и государство в целом предстают перед сознанием индивидуумов, как видят и показывают нам средства массовой информации.

Так, в современном понимании многих научных деятелей средства массовой информации — это совокупность или комплекс органов, которые занимаются передачей информации через публику с помощью определенных технических средств.

В настоящее время СМИ представляют собой неотъемлемую часть политической системы Российской Федерации. СМИ является самостоятельной индустрией, которая направлена на формирование политического национального сознания, общественного мнения с использованием специальных технических средств, которые непосредственно обеспечивают быструю пе-

редачу, образной, музыкальной и словесной информации, причем в деятельность СМИ входит массовое тиражирование новостей и т.д.

Говоря иными словами, средства массовой информации характеризуют как одну из ветвей власти в Российской Федерации и великий арбитр. Средства массовой информации имеют свою систему: пресса, печать — визуальный образ или письменное слово; радио — представляет собой музыку и устное слово; телевидение — синтез устного слова, движущегося изображения и музыки .

СМИ выполняет следующие задачи:

— объективно освещает на радио, в прессе и на телевидении особо важные события;

— по инициативе общественности и деловых кругов, распространяет коммерческую информацию (рекламу);

— инициирует позитивные изменения в обществе в связи с повышением конкурентоспособности национальной экономики, темпов производства, а также стабильного политического развития.

Итак, основным законом, регулирующим деятельность средств массовой информации является Конституция Российской Федерации 1993 г., статья 29 Основного закона нашей страны, гласит, что свобода слова и мысли гарантируется каждому человеку и гражданину. Статья 29 Конституции РФ закрепляет взаимосвязанные между собой свободы и права, которые направлены непосредственно на развитие одинаковых и равных возможностей абсолютно каждого человека и гражданина для общения с разными людьми, основываясь на конкуренции мнений и идей, а также самовыражения. Все свободы и права, которые перечислены в настоящей статье: мысли, слова, агитации, пропаганды, мнения, убеждения, информации, свобода от цензуры имеют одинаковые и близкие значения, а также не могут быть применены без учета существующей между ними системной связи. Конституция РФ рассматривает свободу мысли и слова, как неразрывное и единое право мыслить и выражать свои мысли свободно .

Следующим, важным законом, регулирующим деятельность СМИ является — Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» — в частности статья 1 гласит о свободе массовой информации, что в первую очередь означает: не подлежат ограничениям — получение, поиск, распространение и производство массовой информации; учреждение, СМИ владение, распоряжение и пользование ими; приобретение, изготовление, эксплуатация оборудования, технических устройств, их хранение, а также хранение материалов, сырья, которые предназначены для распространения и производства продукции СМИ .

Также в настоящем Законе определен ряд основных понятий: массовая информация; периодическое печатное издание; продукция СМИ; журналист и мн. др.

Помимо вышеизложенных основных законов, деятельность СМИ регулируется также:

1. Уголовным кодексом Российской Федерации;

2. Гражданским кодексом Российской Федерации;

3. Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;

4. Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации;

5. Законом Российской Федерации «О государственной тайне»;

6. Федеральным законом «О рекламе»;

7. Федеральным законом «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации»;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Федеральным законом «Об информации, информатизации защите информации»;

9. Федеральным законом «О связи»;

10. Федеральным законом «Об обязательном экземпляре документов»;

11. Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» .

Необходимо отметить, что в настоящее время в Российской Федерации сложился целый комплекс нормативно-правовых актов, которые объединены общим предметом регулирования общественных отно-

шений; направлены на организацию деятельности средств массовой информации и работы журналистов. Выше был перечислен список основных нормативно-правовых актов, регулирующих вопрос деятельности средств массовой информации в Российской Федерации, теперь подробно исследуем данную систему правовых актов. Так, СМИ взаимодействуют непосредственно с конституционным правом, как было отмечено ранее, Конституция РФ содержит гарантии информационного многообразия (плюрализма), в содержании содержаться нормы, регламентирующие общие положения о свободе СМИ:

— Уголовное право устанавливает ряд правонарушений в сфере СМИ, которые с точки зрения законодательства, считаются преступлением (например, статья 128.1. УК РФ — Клевета и мн. др.).

— Административное право в свою очередь, регламентирует порядок взаимодействия средств массовой информации непосредственно с органами исполнительной власти; соответственно устанавливает ответственность за административные правонарушения в сфере СМИ.

— Гражданское право регламентирует имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, которые возникают в сфере деятельности средств массовой информации при распространении и сборе информации.

— Финансовое право закрепляет на законодательном уровне процессы финансирования средств массовой информации и иные вопросы, связанные с необходимым финансированием .

Помимо вышеизложенного, следует обратить внимание, что вопросы СМИ регламентируются не только законодательными основами органов власти РФ, а также регламентируются международно-правовыми актами. Россия является участницей множества международно-правовых актов, которые содержат в себе положения, затрагивающие непосредственно вопросы СМИ: например, данные положения закреплены в документах ООН, ОБСЕ, ЮНЕСКО, Совета Европы, СНГ и многих других .

В данном контексте, следует рассмотреть следующее: система уполномоченных органов, которые осуществляют в Российской Федерации государственно-правовое регулирование в СМИ, в настоящее время представлена следующим образом:

1. Министерство связи и массовых коммуникаций — осуществляет руководство за функционированием в сфере СМИ и информационной деятельности в целом.

2. Федеральная служба по надзору за деятельностью СМИ — занимается регистрацией средств массовой информации, выдачей лицензии, на осуществление соответствующих действий (деятельность в области связи и вещательная деятельность).

3. Федеральная антимонопольная Служба России — осуществляет надзор за рекламной деятельность в Российской Федерации.

4. Прокуратура Российской Федерации — осуществляет полный надзор за исполнением принципа законности в сфере распространения массовых информаций .

Таким образом, в качестве завершения данного исследования, необходимо выделить проблемы средств массовой информации. Рассмотрим некоторые из них:

— Глобализация СМИ — появление средств массовой информации концентрированные горизонтально и вертикально, что приводит к созданию массового продукта информации и экспансии английского языка, в связи с этим потребитель становится пассивным.

— Несовпадение мнений и представлений о мире у аудитории и журналистов, большинство журналистов не знают, что же на самом деле интересно потребителю.

— Ограниченный объем реклам, следовательно, отсутствие рекламодателей уменьшает прибыль СМИ.

— Огромное количество заказных материалов.

— Падение тиражей (сравнительно с советским периодом).

— Информационная борьба.

— Чрезмерное количество «желтой» прессы.

— Огромный поток информации, не дающий возможность проанализировать ситуацию со всех сторон.

— Потеря доверия к средствам массовой информации.

— Злоупотребление свободой слова.

Итак, на данный момент в Российской

Федерации действует несколько сотен нормативно-правовых актов, которые в той или иной мере регламентируют правовой статус средств массовой информации, также расширяется нормативно-правовая база международных организаций, с которыми заключен ряд договоров.

По мнению многих ученых, в настоящее время в России, можно сказать, что появилась новая отрасль права — права средств массовой информации, или же по-иному можно назвать информационным правом, данное право обладает собственным методом и предметом регулирования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

регулирования средств массовой информации.

Однако, к сожалению, в правовой системе не все гладко, так как и по сегодняшний день продолжается выпуск журналов и газет, которые откровенно призывают к захвату власти, разжигают национальную, социальную, классовую, религиозную рознь и нетерпимость .

Исходя из проделанного исследования можно сказать, что законодательная база, регулирующая деятельность средств массовой информации довольно-таки велика, и в связи с тем, что существует множество законодательных актов сложно контролировать законность действий, было бы целесообразным создать единый свод законов, который бы регламентировал абсолютно все права, обязанности и ответственность за совершенные деяния в данной сфере.

Во всяком случае, есть институт правового

Библиографический список

4. Стровский, Д.Л. Отечественная журналистика новейшего периода. Учебное пособие / Д.Л. Стровский. — М.: Юнити, 2018. — 352 с.

INFORMATION AND LEGAL REGULATION OF MEDIA ACTIVITIES IN RUSSIA

Yu.R. Khrabrovskaya1, student G.G. Fastovich1, senior lecturer N.B. Buzurnaya , student

7. МЕТОДЫ ИНФОРМАЦИОННО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Метод информационного права – приемы и способы, с помощью которых исследуется предмет права.

При изучении информационного права применяются различные – как традиционные, так и нетрадиционные – для правовой науки методы. Существенное внимание уделяется методам, предназначенным для исследования информационных объектов как особых объектов информационных правоотношений.

При исследовании информационного права применяются главным образом методы правовой науки, которые используются в конкретных юридических науках и составляют их методологическую основу.

Среди основных методов информационного права можно выделить следующие.

1. Формально-догматический метод. Обычно при исследованиях первым применяется именно этот метод, суть которого заключается в юридической обработке правового материала, догмы права. Этот метод включает такие процедуры, как описание и анализ информационно-правовых норм и правоотношений, их толкование, классификация и систематизация явлений, понятий, норм, правоотношений, актов, институтов.

В результате применения формально-догматического метода знания об информационном праве приводятся в систему, получают определенную, четкую форму их представления, удобную для их запоминания и последующего изучения.

2. Метод сравнительного правового исследования основан на сопоставлении двух или более однотипных элементов информационного права (институтов, норм, понятий и т. п.) с элементами иных национальных правовых систем (американской, европейской и т. п.) с целью выявления общих и отличительных характеристик таких элементов.

3. Метод обращения к наукам, изучающим другие, смежные отрасли права, позволяет использовать и эффективно применять положения и выводы, разрабатываемые этими науками в системе информационного права. Так, с целью изучения информационного права эффективно могут использоваться методы общей теории права, конституционного права, административного права, гражданского права, финансового права, уголовного права и других отраслей права.

4. Метод социологического исследования может применяться для наблюдения за деятельностью субъектов информационного права с целью оценки эффективности практики применения норм и предписаний информационного права в конкретных условиях. Средство исследования этого метода основывается на анкетировании и опросах субъектов конкретных правоотношений.

Существенную роль в этом методе имеет личное наблюдение. Именно в процессе личного наблюдения собирается и накапливается фактический материал, который невозможно получить иным способом.

Большое значение имеют приемы статистической обработки собранного материала, применение которых позволяет выявлять особенности и повторяемость явлений, событий, фактов в системе информационного права.

5. Методы алгоритмизации и моделирования активно применяются для исследования системы информационного права, описания структур и элементов этой системы, для описания поведения субъектов информационных правоотношений.

6. Метод системного подхода может применяться на всех стадиях и этапах изучения информационного права, его элементов и частей как универсальный комплексный метод, основанный на подробном полном исследовании всех возможных путей, способов и вариантов решения задачи, а также последствий от применения методов и способов решения задачи исследования.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

С.А. Кочерга, проректор по кадровому и правовому обеспечению Тел: (495) 442-24-95; E-mail: SKocherga@mesi.ru Московский государственный университет экономики, статистики и информатики

Информационные технологии — один из главных факторов развития цивилизации, а их универсальное применение вызвало к жизни новую сферу общественных отношений. Информационные технологии затрагивают наиболее различные стороны социально-экономического развития, управления, повседневной жизни людей. Совместно с телекоммуникационными технологиями, информационные технологии возможным движение к информационному обществу.

Ключевые слова: информационное общество, информационные технологии, информационное законодательство, интеллектуальная собственность.

Keywords: an information society, information technologies, the information legislation, intellectual property.

Информационные технологии стали одним из ведущих факторов прогресса цивилизации, а их повсеместное использование сформировало новую сферу общественных отношений. Информационные технологии оказывают воздействие на самые различные стороны социального и экономического развития, государственного управления, повседневной жизни людей. Наряду с телекоммуникационными технологиями информационные технологии составляют основу процессов информатизации, движения к информационному обществу.

Окинавская Хартия Глобального информационного общества, подписанная Президентом Российской Федерации 22 июля 2000 года, среди основных направлений предусматривает продвижение усилий по укреплению соответствующей политики и нормативной базы. Информационно-

коммуникационные технологии являются одними из наиболее важных факторов, влияющих на формирование общества XXI века. Их революционное воздействие касается образа жизни людей, их образования и работы, а также взаимодействия правительства и гражданского общества .

Совершенствование законодательства в

сфере правового регулирования охраны информационных систем предусмотрено принятыми в Российской Федерации концептуальными и доктринальными документами. Среди них необходимо выделить: Доктрину информационной безопасности Российской Федерации, одобренную Президентом Российской Федерации 09.09.2000; Концепцию национальной безопасности Российской Федерации, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 10.01.2000 № 24; Концепцию внешней политики Российской Федерации, утвержденную Президентом Российской Федерации 28.08.2000; Федеральную целевую программу «Электронная Россия (2002-2010)», утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2002 № 65 (в ред. от 15.08.2006); Концепцию использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года, одобренную распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.09.2004 № 1244-р.

В феврале 2006 года Президент Российской Федерации на заседании президиума Государственного совета «Об информационных и коммуникационных технологиях в Российской Федерации» отметил, что высокие технологии станут для России мощной опорой и для роста экономики, и для модернизации управления, и — что крайне важно -они должны стать предметом повышенного потребительского спроса . Из чего следует, что развитие и эффективное использова-

ние информационных технологий является одним из приоритетных направлений государственной политики в Российской Федерации.

Важным направлением развития информационного общества является формирование эффективного «электронного правительства». В этом направлении в соответствии с Федеральной целевой программой «Электронная Россия (2002-2010)», Концепцией формирования в Российской Федерации «электронного правительства» до 2010 года, обсуждавшейся 16 августа 2007 года на заседании Правительства Российской Федерации, и в рамках отдельных проектов ведется разработка нормативной правовой базы в сфере правовой охраны межведомственных информационных систем с учетом требований информационной безопасности.

Правовая информированность граждан и общества в целом рассматривается сегодня как одно из условий динамичного и бесконфликтного развития любого цивилизованно -го государства. По уровню развития правовой информации судят о степени экономической и политической открытости страны, об отношениях между государством и личностью, властью и гражданином. Создание системы аккумуляции и свободного доступа к официальной, достоверной и актуальной правовой информации государства является своего рода точкой отсчета и необходимым адекватным условием развития всех фундаментальных процессов, в первую очередь, экономических, социальных, политических, научных и культурных.

Принципы правового регулирования в сфере информационных технологий определяются: положениями Конституции Российской Федерации (ст. 29) о праве каждого на свободу поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом; особенностями правовых отношений, связанных с информацией как отдельным объектом гражданских прав (ст.128 Гражданского кодекса Российской Федерации); государственной политикой, направленной на приоритетное развитие информационных технологий в процессах модернизации экономики и повышения эффективности государственного управления; необходимостью обеспечения информационной безопасности, защиты интеллектуальной собственности и предотвращения правонарушений, совершаемых как в сфере информационных технологий,

так и с их использованием в других сферах.

Государственное регулирование в сфере применения информационных технологий предусматривает:

1) регулирование отношений, связанных с поиском, получением, передачей, производством и распространением информации с применением информационных технологий (информатизации), на основании принципов, установленных настоящим Федеральным законом;

2) развитие информационных систем различного назначения для обеспечения граждан (физических лиц), организаций, государственных органов и органов местного самоуправления информацией, а также обеспечение взаимодействия таких систем;

3) создание условий для эффективного использования в Российской Федерации информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет и иных подобных информационно-телекоммуникационных сетей .

Информационное законодательство Российской Федерации представляет собой совокупность норм права, регулирующих общественные отношения в информационной сфере. Информационное законодательство в настоящее время формируется на основе разработки и принятия федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, регулирующих отношения, непосредственно касающиеся сферы информатизации — порядка создания, сбора, хранения, обработки и передачи информации; отношения по владению и распоряжению информационным ресурсом конкретных субъектов права; отношения по созданию рынка информационных ресурсов и предоставлению информационных услуг, использованию в сфере образования и т.п.

Правовое регулирование отношений, связанных с информационными технологиями в сфере образования требует координации и согласованности правотворческой деятельности органов власти, ее соответствия государственной политике Российской Федерации в сфере развития и использования информационных технологий в образовании.

Правовая информатизация в сфере образования как процесс повышения эффективности информационного воздействия правовых норм на общественные отношения путем внедрения в образовательную сферу новейших информационных технологий представляет собой одно из необходимых

условий гармоничного развития общества и государства, особенно в условиях перехода к информационному обществу.

В современном обществе высокотехнологичная информационная составляющая выступает как равноправный элемент любой правовой системы, активно влияющий не только на право, но и на общественное развитие в целом.

Однако, как ни велики возможности информационных технологий, будь то в экономике или в сфере образования, сами по себе, без четких организационных решений, правого обеспечения, регулирующего информационные потоки, они бессильны. Необходим налаженный механизм, который обеспечит доведение правовой информации до сведения граждан, субъектов хозяйствования, государственных органов и иных заинтересованных субъектов.

Действительно, процессы формирования информационного общества настоятельно ставят во главу угла создание единого информационно-правового пространства, перманентного развития всех направлений правовой информатизации, в том числе создание адекватной системы единой информационно-образовательной системы в нашей стране.

Московский государственный университет экономики, статистики информатики (МЭСИ) является одним из ведущий инновационных вузов в России, который активно использует в образовательной деятельности

технологии e-learшng. Отсутствие нормативно-правовых актов, регулирующих сферу использования образовательных технологий e-learning, к сожалению, не приводит к развитию современных технологий в образовании.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наработанные методики и применение технологий e-learning позволили МЭСИ наработать свой и изучить мировой опыт, поэтому МЭСИ неоднократно обращался и обращается в органы законодательной власти, органы исполнительной власти в сфере образования с предложениями по урегулированию нормативного правового обеспечения применения в образовании образовательных технологий e-learning.

В настоящее время МЭСИ является участником различных рабочих групп по разработке и выработке предложений нормативно правовых документов, связанных с применением образовательных технологий e-learning.

В заключение хотелось бы сказать, что необходимо принять ряд нормативно-правовых актов, которые урегулируют порядок применения образовательных технологий e-learning в России, которые не вступят в противоречие с конституционными правами граждан и организаций в информационной сфере, основными положениями государственной политики в области образования, а также с положениями законодательных актов.

Литература

1. Окинавская Хартия Глобального информационного общества http://www.iis.ru/library/okinawa/charter.ru.html

2. Стенографический отчет о заседании президиума Государственного совета «Об информационных и коммуникационных технологиях в Российской Федерации» от 16 февраля 2006г., Нижний Новгород, http://www.kremlin.ru/appears/2006/02/16/2325_type63378type63381_101794.shtml

3. Ст. 12 Федерального закона от 27.07.2006г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации».

ПРОЦЕСС ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ: ФАКТОРЫ КАЧЕСТВА