Правовое регулирование малого предпринимательства

Литература

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе».

2. Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Закон о противодействии легализации).

3. Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

4. Указание Банка России от 15.07.2015 № 3730-У «О порядке информирования уполномоченным банком органа финансового мониторинга об отказе в проведении операции, о проведении ранее приостановленной операции по отдельному счету, открытому головному исполнителю, исполнителю для осуществления расчетов по государственному оборонному заказу».

5. Письмо Министерства обороны РФ от 07.09.2015 № 189/833.

6. Письмо Минпромторга России от 09.12.2015 № 56035/16.

Актуальные проблемы правового регулирования малого предпринимательства Мусалов М. А.

Мусалов Магомед Абдулаевич /Musalov Magomed Abdulaevich — кандидат юридических наук,

доцент,

кафедра гражданского права, юридический факультет, Дагестанский государственный университет народного хозяйства, г. Махачкала

Аннотация: полноценная система законодательства является определяющей не только в становлении и развитии малого предпринимательства, но и всех внутригосударственных отношений в стране. Автор анализирует в статье некоторые актуальные проблемы правового регулирования предпринимательской деятельности в сфере малого предпринимательства. Обращает внимание на факторы, сдерживающие нормальное развитие малого предпринимательства. Предлагает меры правового характера по улучшению общего климата развития малого предпринимательства в стране.

Ключевые слова: малое предпринимательство, правовое регулирование, государственная программа.

Keywords: small business, legal regulation, the state program.

Исследованная тема актуальна тем, что в настоящее время, когда страна развивается в условиях многочисленных западных санкций, роль предпринимательства, в первую очередь малого, трудно переоценить. Оптимизация рыночной структуры, рост числа занятого населения, формирование валового внутреннего продукта в значительной части непосредственно связаны именно с развитием малого предпринимательства. Малым бизнесом, по данным ООН, занимается 50% населения всего мира.

Много факторов, влияющих на формирование и развитие малого бизнеса. На долю малого предпринимательства приходится в экономически развитых странах почти 70% промышленной продукции, произведённой в стране, а в России всего лишь около 20%. Это и говорит о том, что в стране существуют существенные проблемы, влияющие на развитие малого предпринимательства. Их перечисляют многие исследователи. Например, Дзуцева Г. Н., Ибрагимова А. А. в своей статье «Проблемы и перспективы развития малого предпринимательства в регионах Российской Федерации» в журнале «Проблемы науки» № 6 (7), 2016 г. (см. журнал), рассматривая основные проблемы, обозначили следующие концептуальные моменты:

• несовершенство нормативно-правовой базы;

• неразвитость инфраструктуры господдержки малого бизнеса;

• недостаток экономически обоснованных программных документов;

• дефицит финансовых ресурсов и инвестиционной составляющей;

• низкий уровень активности фирм в участии в реализации программ» .

Нельзя не согласиться с авторами, особенно по первому пункту. Отечественная

практика показывает, что малое предпринимательство должно находиться под пристальным вниманием со стороны общественных структур, муниципальных властей, государства. Несовершенство законодательства на всех уровнях, не вполне усовершенствованные механизмы реализации законодательства на практике приводят к проблемам малого предпринимательства.

Отсутствуют логические и прозрачные правила для взаимодействия предпринимателя и государства. Угнетающе действует на развитие малого предпринимательства постоянное реформирование, порой противоречивой системы налогообложения. Необходимы долгосрочная концепция развития малого сектора экономики, глубокий анализ существующих мер по поддержке малого предпринимательства, создание гарантийных фондов в целях поддержки субъектов малого бизнеса, центров финансового лизинга, разработка мер по совершенствованию налогооблагаемой базы. Также нуждаются в совершенствовании страхование и кредитование малого бизнеса. Реалистичная государственная экономическая и правовая политика определяет внешнюю среду, где происходит развитие малого бизнеса. Вот здесь и как раз появляются «чёрные дыры», т.е. порождаются проблемы бизнеса. Эти и другие проблемы влияют на общую динамику развития предпринимательства в России. Эти проблемы ограничивают большие потенциальные возможности страны развивать малое предпринимательство. Необходимо преобразовать правовую среду, создать механизмы применения права, создать условия для более эффективного взаимодействия субъектов малого бизнеса с государством и между собой. Не зря большинство исследователей причины, сдерживающие рост малого бизнеса, в том числе количественный рост субъектов предпринимательства, связывают с несовершенством законодательства, налогообложением, финансово-кредитными механизмами, административными барьерами и коррупцией.

Вместе с тем, нельзя не отметить, развитие малого предпринимательства и вообще экономики стало приоритетной задачей страны. Введённые США и странами ЕС с марта 2014 года экономические санкции и ответные антисанкционные действия (Указ Президента № 560) и соответствующие Постановления Правительства , безусловно, создали проблемы для нашей экономики, но открытие новых возможностей для развития бизнеса тоже нельзя отрицать. В такой ситуации всё зависит от политической воли. Малый бизнес лишился возможности выходить на рынок капитала, необходимо внедрить технологические и управленческие инновации, привлечь предпринимателей к активному участию в коммерциализации научных разработок, создать современные товары и услуги, укрепить конкурентоспособность российских товаров на международном рынке.

В заключение следует отметить необходимость государственной политической воли, её трансформацию в правовое регулирование предпринимательской деятельности в целях создания благоприятных условий для развития малого бизнеса, как регулятора экономики.

Необходимо больше работать над устранением причин, задерживающих развитие предпринимательства, чем над последствиями. Совершенствовать правовую базу, предоставить льготы, в том числе и налоговые, льготные кредиты, бороться с инфляцией и ростом цен, повысить уровень правовых и организационно-экономических знаний предпринимателей, совершенствовать механизм поддержки малого предпринимательства на законодательном уровне.

Литература

2. Постановление Правительства РФ от 7 августа 2014 г. № 778 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации». ГАРАНТ.РУ. . Режим доступа: http://www.garant.ru/news/583682/#ixzz4IvsWM7NG.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Указ Президента РФ от 6 августа 2014 г. № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации». Указом Президента РФ от 29 июня 2016 г. № 305 меры, предусмотренные настоящим Указом, продлены с 6 августа 2016 г. по 31 декабря 2017 г. : Система ГАРАНТ. Режим доступа: http://base.garant.ru/70711352/#ixzz4IvqdUyGy. : Система ГАРАНТ. Режим доступа: http://base.garant.ru/70711352/#ixzz4IvqFoBZH.

Формы взаимодействия института Уполномоченного по защите прав предпринимателей с органами исполнительной власти Синенко В. С.1, Кистенев В. В.2

1Синенко Владимир Сергеевич /Sinenko Vladimir Sergeevich — кандидат юридических наук,

доцент, заведующий кафедрой; 2Кистенев Виталий Валентинович /Kistenev Vitalij Valentinovich — кандидат исторических

наук, магистрант, кафедра трудового и предпринимательского права, Юридический институт Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород

Аннотация: в данной статье авторы рассматривают основные формы взаимодействия института Уполномоченного по защите прав предпринимателей с органами исполнительной власти.



Статья посвящена рассмотрению институционального регулирования малого бизнеса в РФ, также охарактеризованы ключевые формы государственной поддержки соответствующих субъектов предпринимательства. Определены основные проблемы в данной сфере и предложены наиболее оптимальные меры по их разрешению.

Ключевые слова: малый бизнес, предпринимательская деятельность, государственная поддержка, правовое регулирование малого бизнеса.

Key words: small business, business activity, state support, legal regulation of small business

В настоящее время в связи с нехваткой рабочих мест на рынке труда малая часть граждан нашей страны стала заниматься предпринимательской деятельностью, поэтому практически все ниши на рынке заняты опытными или начинающими бизнесменами. Общепризнанно, что малый бизнес является важным элементом экономического развития современного государства. Малый бизнес — это локомотив экономики страны, это огромная сила .

Предприятия малого бизнеса в рыночной экономике — это ведущий сектор, который определяет темпы экономического роста страны. В развитых странах доля малого бизнеса в ВВП составляет 40 %. Развитие малого бизнеса имеет ряд преимуществ:

‒ предоставление широкой свободы рыночного выбора;

‒ создание дополнительных рабочих мест;

‒ оперативная реакция на изменение потребительского спроса;

‒ преодоление монополизации той или иной отрасли.

Данная тема является актуальной в настоящее время, ведь доля малого бизнеса в ВВП России составляла 21 % по состоянию на 2017 г.

Малое предпринимательство — это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определённых, установленных законами, критериях, показателях, конституирующих сущность этого понятия

Малый бизнес в российском государстве является той структурой, на которую возлагаются достаточно большие надежды со стороны государства и общества, так как активизация субъектов малого предпринимательства самым благотворным образом не только повлияет на уровень и качество жизни граждан, их занятость, но и на всю российскую экономику в целом — выбранная модель рыночной экономике за счет того, что малый бизнес способен создать благотворную конкурентную среду будет реализовываться в верном направлении развития.

Поэтому для малого бизнеса так важно соответствующее правовое регулирование, которое приведет к нужному положительному эффекту и будет способствовать развития малого бизнеса и росту субъектов малого предпринимательства .

Государственное регулирование предпринимательской деятельности субъектов малого бизнеса характеризуется двумя основными, на первый взгляд коллизионными особенностями: 1) государство оказывается в определенных пределах вмешательство в предпринимательскую деятельность; 2) государство занимается оказанием различного рода поддержки субъектам малого предпринимательства.

Данные особенности, хотя по отношению друг к другу и носят противоречивый характер, сочетаются друг с другом. Их наличие и одновременное существование обусловлено определенными причинами. Тот факт, что государство вмешивается в предпринимательскую деятельность объясняется необходимостью такого вмешательства в связи с тем, что, во– первых, рыночные отношения в принципе не могут существовать вне государственного регулирования, в противном возникает ряд негативных последствий, как пример — эстерналии, которые в конечном итоге приводят к крушению всей рыночной системы и продолжительным кризисным последствиям, а во-вторых, пассивность частных структур обусловлена так называемым историческим фактором — ведь сначала в царской России долгое было запрещено предпринимательство, а затем и командная экономика советского государства полностью исключала не только предпринимательскую деятельность, но и частную собственность, ее развитие.

При этом необходимо подчеркнуть, что государственное вмешательство в предпринимательскую деятельность носит строго дозированный и ограниченный рамками закона характер. Это необходимо для того, чтобы четко следовать принципу свободы предпринимательства, который закреплен на конституционном уровне. Правовое регулирование малого бизнеса заключается в том, что разрабатываются и модернизируются соответствующие правовые нормы, составляющие в своей совокупности законодательство в сфере предпринимательства.

Именно на законодательном уровне закреплены пределы вмешательства государства, равно как и пределы, а также порядок оказания соответствующей государственной поддержки субъектам малого бизнеса РФ.

Правовое регулирование предпринимательства осуществляется на различных уровнях — начиная с международного и оканчивая региональным, на котором, например, разрабатываются конкретные локальные программы поддержки субъектом малого бизнеса того или иного округа/области и т. д. Естественно, если рассматривать национальный уровень правового регулирования, то здесь Конституция РФ играет превалирующую роль, так как она содержит ключевые положения, которые закрепляют права и свободы субъектов малого бизнеса — статья 8 Основного закона РФ гарантирует единое экономическое пространство, а также свободное перемещение товаров, работ, услуг, кроме тех, которые запрещены либо ограничены в обороте. Экономическая деятельность свободна, законная и здоровая конкуренция. Кроме того, равным образом защищаются все виды и формы собственности. Статья 34 Конституции РФ провозглашает возможность каждого по использованию собственных способностей занятием предпринимательской деятельностью, запрещает злоупотребление данной возможностью в целях создания монополии и ограничения конкуренции.

Имеет значение для правового регулирования малого бизнеса и статья 35 Конституции РФ, которая гарантирует защиту права собственности, а ведь имущество для субъекта малого предпринимательства — одна из наиболее ключевых основ, на которой построен бизнес . Также важна и статья 57 Конституции РФ, устанавливающая обязанность платить налоги, в том числе и для субъектов малого бизнеса. Огромное значение имеет и Гражданский кодекс РФ, который выступает в качестве «основы основ» правового регулирования малого бизнеса в РФ.

Так, например, понятие предпринимательства закреплено именно ГК РФ, равно как и освящаются теоретические основы гражданского правового договора, и конкретизируются его виды — например, договор купли–продажи (поставка как разновидность купли–продажи в предпринимательстве наиболее основной вид гражданского правового договора, посредством которого регулируются права и обязанности предпринимателя и его контрагентов) и многие другие договоры. ГК РФ также устанавливает и правовой статус самих субъектов малого предпринимательства, содержит положения, касающиеся обязательственного и вещного права, интеллектуальной собственности и многие другие правовые нормы, которые так или иначе использует в своей деятельности предприниматель либо которые регулируют малый бизнес.

Такие кодифицированные нормативные правовые акты как Гражданский процессуальный кодекс РФ и Арбитражный кодекс РФ , а также Кодекс административного судопроизводства РФ также направлены на правовое урегулирование малого бизнеса, однако уже несколько в ином, процессуальном разрезе — например, регулируют судебное рассмотрение споров, которые в том числе возникают именно в связи с осуществлением предпринимательства. Имеет значение уголовное и административное законодательство РФ, так как устанавливаются, соответственно, уголовная и административная ответственность за нарушение правовых норм, регулирующих предпринимательство в сфере малого бизнеса — осуществление предпринимательской деятельности без соответствующей регистрации и тому подобные нарушения .

Ключевым значением для правового регулирования обладает Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 N 209-ФЗ, в нем, в частности, закреплены положения, касающиеся порядка оказания поддержки малого бизнеса со стороны государства . Поддержка, прежде всего, выражается в экономическом воздействии — то есть оказание непосредственно финансовых вливаний в развитие малого бизнеса — например, субсидий или кредитования на льготных условий, а также предоставление различных льгот — в сфере налогообложения или таможенного обложения.

Также государство предоставляет иную помощь в виде информационных и консультационных услуг и так далее. Думается, что правовое регулирование и политика вмешательства в разумных пределах оправданы, однако могут возникать и негативные последствия — когда вмешательство государства в предпринимательскую деятельность субъектов малого бизнеса превышает допустимые пределы — это, в частности, может выражаться в том, что присутствует бюрократия, налоговая отчетность субъектов малого бизнеса чрезмерно громоздкая, получение гарантированной на законодательном уровне поддержки по факту затруднено, государственные органы нарушают права и интересы субъектов малого бизнеса — например, при различных проверках, не предпринимаются меры для того, чтобы проинформировать предпринимателей об их правах и возможностях воспользоваться государственной поддержкой и т. д. Государство должно действовать таким образом, чтобы развить благоприятную конкурентную среду и увеличить количественную численность субъектов малого бизнеса, что будет способствовать сокращению безработицы и улучшению экономических показателей .

В связи с обозначенными проблемами можно предпринять следующие меры: максимально упростить все имеющиеся процедуры регистрации и отчетности, использовать в большинстве случаев метод «одного окна», дистанционную регистрацию с помощью интернет-технологий; усилить контроль за тем, как соблюдаются права и интересы предпринимателей, учредить специальный орган, который будет принимать и рассматривать анонимные обращения и производить по ним проверку; ввести понятие гарантированного обязательного минимума государственной поддержки каждому начинающему предпринимателю — субъекту малого бизнеса . Таковы основные меры, которые, думается, при правильной разработке и реализации будут способствовать эффективному устранению имеющихся проблем в исследованной области.

На сегодняшний день не нашлось бы ни одного человека, который не хотел бы работать на себя, а предпочитал бы получать небольшой заработок от чужого «дяди». Слабая вероятность самореализации и воплощения в жизнь личных идей и амбиций, карьерного роста и заработной платы. Это лишь малый перечень аргументов в пользу открытия маленького, но все же своего дела, бизнеса, который позволит самим регулировать контроль над прибылью. На деле же все не так просто для этого требуется первоначальный капитал. Здесь то и приходит на помощь государство, которое обещает оказать регуляторскую и финансовую помощь. Стоит также отметить, что сегодня данный вопрос в органах законодательной и исполнительных властях звучит звонко.

Немаловажную роль имеет наличие у начинающего предпринимателя собственных денег, капитала, для открытия бизнеса. Государство может содействовать и компенсировать только 40 60 % затрат. Данная сумма не может превышать пятисот тысяч рублей. В Российской Федерации функционирует более тысяча трехсот центров, деятельность которых направлена на консультирование начинающих предпринимателей .

Развитие малого и среднего предпринимательства способствует ускорению экономического роста, а также компенсирует так называемые издержки рыночной экономики — кризисные явления, безработицу, конъектурные колебания. В условиях дестабилизации экономики России после введения экономических санкций значительно усилилась проблема увеличения эффективности государственных инструментов поддержки. На сегодняшний̆ день проблемы в развитии малого бизнеса являются наиболее актуальными вопросами для современной̆ российской̆ экономики.

Можно с уверенностью утверждать, что развитие малого бизнеса — это улучшение качества жизни населения страны, так как небольшие предприятия способны более быстро приспосабливаться к изменениям требований современного рынка .

Именно поэтому государством разработаны программы поощрения развития малого бизнеса, предусмотрев такую форму как субсидии. Государство на законодательном уровне создало систему поддержки малого бизнеса.

Субсидии малому бизнесу — это один из востребованных и эффективных способов поддержки малого предпринимательства в России. Государство таким способом стимулирует людей на открытие собственного дела и на его дальнейшее развитие. Разработаны соответствующие региональные и федеральные программы.

Все формы господдержки малого бизнеса представляют собой разовую государственную помощь, которая должна быть использована на реализацию конкретной задачи в рамках деятельности предприятия. Возвращать такую помощь в дальнейшем не придется, однако государство будет контролировать целевое расходование средств, так как не каждая организация собирается использовать государственные денежные средства для достижения указанной цели

Литература:

108

Право

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2017, № 6, с. 108-113

УДК 343.1

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

© 2017 г. П.С. Мамонов

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ,

Н. Новгород

Поступила в редакцию 01.11.2017

На основе формально-логического анализа действующего российского законодательства исследуются особенности деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства. Рассматриваются существующие правовые режимы малого и среднего предпринимательства. Осуществлен анализ специфических мер государственной поддержки. Предлагаются пути совершенствования механизма реализации права на предпринимательскую деятельность.

Ключевые слова: право на предпринимательскую деятельность, субъекты малого предпринимательства, экономика, государство, государственная поддержка, налоговый режим.

Система правового регулирования деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства состоит из правовых актов различной юридической силы и уровня принятия. Нормативно-правовое регулирование малого предпринимательства представляет собой иерархичную систему актов, состоящую из семи элементов:

— международные договоры РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права;

— Конституция РФ 1993 г. ;

— кодексы и иные федеральные законы: Гражданский кодекс РФ , Трудовой кодекс РФ , Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и др.;

— нормативные правовые акты Президента РФ, Правительства РФ и нормативные правовые акты министерств и ведомств РФ;

— нормативные правовые акты субъектов РФ;

— корпоративные нормативные акты;

— обычаи делового оборота.

В данной работе проведен анализ специальных законодательных и подзаконных нормативных правовых актов о малом и среднем предпринимательстве. Общий правовой режим осуществления предпринимательской деятельности нашел отражение в целом ряде научных и учебных изданий.

Легальное определение субъекта малого и среднего предпринимательства закреплено в ст. 3 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Согласно данному акту субъекты малого и среднего предпринимательства — хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соот-

ветствии с условиями, установленными Законом о малом и среднем предпринимательстве, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям.

Условия касаются средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства, выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовой стоимости активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год.

Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» определяет цели государственной политики в области развития рассматриваемой категории хозяйствующих субъектов. Для реализации указанных целей законом предусматриваются особенности нормативного правового регулирования деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства (далее — субъекты МСП).

1. К мерам поддержки субъектов МСП в сфере налогов и сборов Федеральный закон № 209-ФЗ относит специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, а также упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий. Специальные налоговые режимы установлены НК РФ и предусматривают особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов субъектами МСП. К специальным налоговым режимам относятся: система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог); упрощенная система налого-

обложения (УСН); система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД); система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции; патентная система налогообложения.

2. Для субъектов малого предпринимательства предусмотрены упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность и упрощенный порядок ведения кассовых операций для малых предприятий. При этом хозяйствующий субъект имеет возможность самостоятельно избирать, какие упрощенные способы применять для ведения бухгалтерского учета (вне зависимости от применения других упрощенных способов). Выбор отдельных упрощенных способов осуществляется, как правило, исходя из условий хозяйствования, величины субъекта и других соответствующих факторов. Дополнительно микропредприятию при формировании учетной политики предоставлено право предусмотреть возможность ведения бухгалтерского учета по простой системе (без применения двойной записи).

3. Федеральным законом № 209-ФЗ закреплен упрощенный порядок составления субъектами МСП статистической отчетности. Во исполнение данного законодательного положения приказами Росстата систематически утверждаются специальные формы федерального статистического наблюдения за субъектами МСП с указаниями по их заполнению.

4. Оказание мер имущественной поддержки субъектам МСП заключается в передаче им во владение или в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, нежилых помещений, оборудования, транспортных средств, инвентаря и т. п., на возмездной или безвозмездной основе либо на льготных условиях в соответствии с государственными и муниципальными программами. В отношении такого имущества установлены законодательные ограничения в виде запрета на его последующую продажу, переуступку прав пользования, внесения в уставный капитал и т.п.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны вести и публиковать перечни имущества, свободного от прав третьих лиц, в целях предоставления его во владение или в пользование на долгосрочной (не менее пяти лет) основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) только субъектам МСП и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов МСП. Субъект МСП наделен преимущественным пра-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

вом на приобретение арендуемого имущества в пределах 1000 кв. м. Отношения, возникающие в связи с отчуждением из государственной или муниципальной собственности такого имущества, в том числе особенности участия субъектов МСП в приватизации арендуемого имущества, регулируются специальным Федеральным законом от 22 июля 2008 г. № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» . Данным законом предусмотрен льготный порядок расчетов за приватизированное субъектами МСП государственное и муниципальное имущество. При этом право выбора порядка оплаты (единовременно или в рассрочку) приобретаемого арендуемого имущества, а также срока рассрочки в установленных пределах принадлежит субъекту МСП. Срок рассрочки оплаты приобретаемого имущества определяется законами субъектов РФ, но не должен составлять менее пяти лет.

5. В целях расширения доступа малого бизнеса к закупкам законодательством предусмотрены особенности участия субъектов малого предпринимательства в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, а также особенности участия субъектов МСП в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.

В соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» государственные и муниципальные заказчики, а также бюджетные учреждения обязаны осуществлять закупки у субъектов МСП в объеме не менее чем 15% совокупного годового объема закупок. В этих целях должны проводиться конкурсы, аукционы, запросы котировок и предложений, в которых участниками закупок могут быть только субъекты МСП. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцати миллионов рублей. Кроме того, заказчик вправе установить требование к поставщику о привлечении к исполнению контракта соисполнителей из числа субъектов МСП.

Отдельные виды юридических лиц (государственные корпорации, государственные компании, бюджетные учреждения, субъекты естественных монополий, организации, осуществ-

ляющие регулируемые виды деятельности, и т.п.) при осуществлении закупок товаров, работ и услуг должны соблюдать требования Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в отношении субъектов МСП. На основании данного закона Постановлением Правительства РФ от 11 декабря 2014 г. № 1352 утверждено Положение об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема. Установлено, что годовой объем закупок, в которых участвуют субъекты МСП, должен составлять не менее чем 18% совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных по результатам закупок. При этом совокупный годовой стоимостной объем договоров, заключенных только с субъектами МСП, должен быть не менее 10%.

Федеральным законом от № 223-ФЗ также установлена обязанность конкретных заказчиков осуществлять закупку инновационной и высокотехнологичной продукции, в том числе у субъектов МСП. Перечень заказчиков и годовой объем таких закупок утверждается Правительством РФ. Заказчики, включенные в указанный перечень, при формировании плана закупки должны отражать информацию о закупке инновационной высокотехнологичной продукции у субъектов МСП.

6. Значимые для субъектов МСП меры по обеспечению прав и законных интересов при осуществлении государственного контроля (надзора) основываются на Федеральном законе от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» . Помимо общих положений, связанных с основными гарантиями для бизнеса при проведении проверок, данный закон содержит специальные нормы, касающиеся только субъектов МСП. Так, в отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия в год. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных или длительных исследований, специальных экспертиз и расследований, указанный срок может быть продлен, но не более чем на 50 часов в отношении малых предприятий и 15 часов для микропредприятий.

В 2015 году по инициативе Президента РФ, изложенной в Послании Федеральному собра-

нию от 4 декабря 2014 г., в указанный Федеральный закон была введена специальная статья 26.1 «Особенности организации и проведения в 2016-2018 годах плановых проверок при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в отношении субъектов малого предпринимательства». Основная цель нововведений заключается в предоставлении малому бизнесу «надзорных каникул». Теперь по общему правилу с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года запрещено проводить любые плановые проверки субъектов малого предпринимательства, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих некоторые виды деятельности в сфере здравоохранения, образования, теплоснабжения, электроэнергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в социальной сфере.

7. Оказание мер информационной поддержки субъектам МСП и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов МСП, осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в виде создания федеральных, региональных и муниципальных информационных систем, официальных сайтов информационной поддержки субъектов МСП в сети Интернет и информационно-телекоммуникационных сетей. Эти ресурсы функционируют в целях обеспечения субъектов МСП различной информацией: о реализации государственных программ поддержки субъектов МСП; о количестве субъектов МСП и об их классификации по видам экономической деятельности; о числе замещенных рабочих мест в субъектах МСП; об обороте товаров (работ, услуг), производимых субъектами МСП, и их финансово-экономическом состоянии; об организациях, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП, условиях и порядке оказания ими такой поддержки; о государственном и муниципальном имуществе, включенном в перечни в целях предоставления его во владение или в пользование субъектам МСП; об объявленных конкурсах на оказание финансовой поддержки субъектам МСП и организациям, образующим инфраструктуру их поддержки; иной необходимой для развития субъектов МСП информацией (экономической, правовой, статистической, производственно-технологической, информацией в области маркетинга и т.п.). Указанная информация свободно размещается в сети Интернет, должна быть круглосуточно доступной, регулярно обновляемой и открытой для копирования.

8. Оказание мер консультационной поддержки субъектам МСП органами государ-

ственной власти и органами местного самоуправления может осуществляться в виде: (1) создания и обеспечения деятельности организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП и оказывающих консультационные услуги таким субъектам; (2) компенсации затрат, произведенных и документально подтвержденных субъектами МСП, на оплату консультационных услуг. Несмотря на двоякое толкование последнего положения, на практике компенсация применяется в отношении затрат по оплате консультационных услуг, оказываемых только организациями, образующими инфраструктуру поддержки субъектов МСП. Компенсация затрат на консультационную поддержку субъектов МСП может рассматриваться и как особый вид их финансовой поддержки .

Таким образом, в России имеются все формальные предпосылки для успешного развития малого бизнеса на всех уровнях управления. Но фактическое состояние малого бизнеса представителями заинтересованных сторон оценивается как неудовлетворительное. Почему так происходит? Это зависит от многих факторов. Таких, как несовершенство налогообложения, нестабильность нормативно-правовой базы, административные барьеры, несогласованность действий федеральных и региональных властей, высокие ставки по кредитам, недостаточность объемов финансирования программ различного уровня, бюрократизм и взяточничество чиновников.

Исследователи проблем развития малого бизнеса в России на первое место ставят налоговое бремя . Действительно, чрезмерная жесткость сегодняшней налоговой системы оказывает негативное влияние на развитие деловой среды малого предпринимательства. Здоровое совершенствование налоговой системы, направленное не только на формирование бездефицитного бюджета, но и на стимулирование роста производства, развитие субъектов малого предпринимательства должно быть важной задачей настоящего временного периода.

Нельзя не сказать о тарифах на страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, которые работодатели платят исходя из начисленной заработной платы работников. С 1 января 2014 г. размер страховых взносов для субъектов, применяющих общую систему налогообложения, составляет 32%. Для предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения (УСН), — 20%.

В целом повышенные тарифы на страховые взносы очень значительны для малого бизнеса. Малый бизнес, в отличие от крупного, в большей степени подвержен банкротству. Так, по

Такая система страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в совокупности с налогами становится неподъемной для малого бизнеса и ведет к уходу его в «тень», т.е. к возвращению практики «серых» зарплат, сокрытию оборотов. Что, в свою очередь, приводит к полной незащищенности наемных работников (сокращение, уменьшение начисленной заработной платы), увеличению безработицы, а также к росту фиктивной безработицы, когда люди, работающие без оформления трудовых договоров, имеют возможность стоять на учете как безработные и получать соответствующие пособия. Будет увеличиваться и количество малообеспеченных граждан, имеющих право на субсидии на коммунальные услуги, на самом деле получающих зарплату «в конвертах» .

Установленные тарифы вряд ли будут способствовать существенному пополнению бюджета. Надо сделать так, чтобы предпринимателю было выгодно развивать свое производство, а не вытаскивать деньги из бизнеса. Существующая налоговая система не способствует развитию малого бизнеса, росту благосостояния и снижению социального расслоения среди населения. Российская система налогообложения позволяет легко уклоняться от уплаты налогов и даже провоцирует на это.

При совершенствовании налоговой системы нужно учитывать опыт стран с развитой рыночной экономикой, но с расчетом на специфику нашего государства. Опыт стран с развитой рыночной экономикой свидетельствует о том, что налоговый механизм является эффективным рычагом экономического стимулирования деятельности малого предпринимательства. Весьма важное значение при этом имеют налоговые льготы, действующие в сфере малого бизнеса, в том числе дифференцированные ставки налогов на прибыль и на добавленную стоимость (Япония, Великобритания, Германия), пониженные ставки по подоходному налогу (Германия) и местным налогам (Япония). Интересно отметить, что в Швеции предприятия имеют право производить не облагаемые налогом отчисления в резерв из прибылей в пределах 40% величины чистой прибыли до вычета налогов. В Германии применяются такие льготы, как создание резерва не облагаемой налогом прибыли для категорий малого предпринимательства в зависимости от вида деятельности , освобождение малого предприятия в первые два года существования от всех выплат .

Кстати сказать, по данным немецкого Федерального статистического ведомства, с каждым

годом все больше и больше российских предпринимателей выбирают Германию страной для ведения своего бизнеса. Германия улучшила свое отношение к иммигрантам. Иностранные предприниматели сегодня имеют преимущество перед другими категориями иностранных граждан. Зарегистрировав фирму в ФРГ, они могут получить вид на жительство и избавить себя от постоянного трудоемкого процесса получения виз .

Известно, что социально-экономическое развитие субъектов РФ тесно взаимосвязано с развитием в них малого бизнеса. В этой связи федеральным и региональным органам власти следует обратить внимание на субъекты РФ, где слабо развивается малый бизнес. Для стимулирования предпринимательской активности населения таких регионов государству нужно более эффективно оказывать различные формы поддержки, включая финансовую, имущественную, информационно-консультационную, а также помощь в обучении и переобучении кадров. Кроме этого, в таких субъектах РФ видится целесообразным применение германского, шведского опыта, заключающегося в создании резерва не облагаемой налогом прибыли на малых предприятиях, освобождении от всех видов налогов в первые несколько лет существования малых предприятий.

Отметим, что в индустриально развитых странах до 90% предприятий относится к малому бизнесу. На их долю приходится примерно до 50% производимого в стране валового национального продукта и примерно 70% создаваемых новых рабочих мест. В Российской Федерации на сегодня к малому бизнесу относятся только 30% от всех предприятий .

Изменение форм и методов государственного регулирования вопросов малого бизнеса, включая здоровое реформирование налоговой системы, географическое расширение активности предпринимательской деятельности по субъектам РФ, будет способствовать экономическому развитию России .

Список литературы

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) (ред. от 29.07.2017) // Российская газета. № 238-239. 08.12.1994.

3. Трудовой кодекс Российской Федерации (ред. от 29.07.2017) // Российская газета. № 256. 31.12.2001.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Федеральный закон от 22.07.2008 г. № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ред. от 01.07.2017) // Российская газета. № 158. 25.07.2008.

8. Постановление Правительства РФ от 11.12.2014 г. № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (ред. от 20.05.2017) // Собрание законодательства Российской Федерации. 22.12.2014. № 51. Ст. 7438.

9. Федеральный закон от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (ред. от 30.10.2017) // Парламентская газета. № 90. 31.12.2008.

10. Вайпан В.А. Основы правового регулирования деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства // Право и экономика. 2015. № 12. С. 4-19.

12. Малый бизнес России: проблемы и перспективы развития. М.: РАРМП, 1997. С. 216.

13. Ларина Т. Государство приготовило малому бизнесу в 2011 г. очередной налоговый сюрприз // Ваше дело. 2010. 28 сентября.

15. Чепуренко А. Улучшению предпринимательского климата в России будут способствовать макроэкономические факторы и интересы новых элит, а вовсе не «добрая воля» нынешней бюрократии // Бизнес-журнал. 2011. № 5. С. 44-48.

16. Люксенбург Н. Все о бизнесе в Германии. СПб.: Питер, 2007. С. 11-12.

17. Малое и среднее предпринимательство в России. 2010: Стат. сб. / Росстат. М., 2010. С. 16.

18. Гвоздева О.М. К вопросу о развитии малого бизнеса в России // Право и бизнес: Сборник статей I ежегодной Международной научно-практической конференции, приуроченной к 80-летию со дня рож-

дения профессора В.С. Мартемьянова / Под ред. rabot, uslug otdel’nymi vidami yuridicheskih lic» (red. ot

LEGAL REGULATION OF ACTIVITIES OF SMALL AND MEDIUM ENTREPRENEURSHIP SUBJECTS:

THEORY AND PRACTICE

P.S. Mamonov

Keywords: right to entrepreneurial activity, small business entities, economy, state, state support, tax regime.

И.В. Ершовой. М.: Юрист, 2012. С. 54-60.

2. Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii (chast’ pervaya) (red. ot 29.07.2017) // Rossijskaya gazeta. № 238-239. 08.12.1994.

3. Trudovoj kodeks Rossijskoj Federacii (red. ot 29.07.2017) // Rossijskaya gazeta. № 256. 31.12.2001.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20.05.2017) // Sobranie zakonodatel’stva Rossijskoj Federacii. 22.12.2014. № 51. St. 7438.

12. Malyj biznes Rossii: problemy i perspektivy razvitiya. M.: RARMP, 1997. S. 216.

16. Lyuksenburg N. Vse o biznese v Germanii. SPb.: Piter, 2007. S. 11-12.

1.2. Правовые основы малого бизнеса

Те, кто впервые сталкивается с малыми предприятиями, обычно допускают типичную ошибку: считают малые предприятия одним из видов предприятий, подобно государственным, арендным, совместным, семейным и т.д. Это неверно, малые предприятия в этот перечень не могут быть включены. Малые – это не вид, не организационно-правовая форма, а размер предприятия. Малое предприятие – всегда какое-то применительно к выделяемым в законодательстве видам предприятий. Из всех имеющихся видов предприятий: государственных, коллективных, совместных, кооперативов и т.д., выделяется их часть по критериям численности работающих. Таким образом, существуют малые государственные, малые совместные, малые частные и прочие виды малых предприятий.

В этой связи становится очевидным, для малых предприятий не существует какой-то универсальной, общей для всех их видов системы ценообразования, материально-технического снабжения, оплаты труда, управления и т.д. Все эти системы функционирования предприятия определяются по их видам.

Бытует и еще одно широко распространенное заблуждение, будто бы вид малого предприятия предопределяется тем, какая организация является его учредителем. Безусловной связи здесь нет. Малые предприятия могут создаваться гражданами, членами семьи и совместно с другими лицами, государственными, арендными, совместными предприятиями, общественными организациями и т.д. Кроме того, малые предприятия могут создаваться совместно указанными органами, предприятиями, организациями и гражданами.

Если учредителем малого предприятия является государственная организация, то это отнюдь не означает, что новое образование будет именно малым государственным предприятием. Имущество, выделяемое из состава государственного предприятия, может быть сдано в аренду кооперативом. Вид созданного предприятия – кооператив. Могут быть и другие варианты.

В то же время индивидуальные и семейные частные предприятия, названные так именно применительно к учредителям, не могут быть иного вида. То есть по таким видам малых предприятий учредительство и вид малых предприятий совпадают.

Человечество накопило достаточно богатый опыт распределения предприятий на группы в зависимости от их размера. При этом не существует какого-то единого для всех стран универсального критерия выделений малых предприятий. Каждое государство в зависимости от национальности, производственных градаций, отраслевой культуры экономики устанавливает свои критерии распределения предприятий по их размерам.

Например, во Франции очень малыми предприятиями считаются производства с числом занятых до 10 человек, малыми – от 10 до 100, средними от 100 до 500 и крупными свыше 500 человек. Малые и средние предприятия составляют около 99% численности всех предприятий и на них трудится примерно 67% всех занятых.

В Японии к категории малых и средних предприятий относятся юридически самостоятельные компании с числом занятых до 300 человек или объемом основного капитала до 100 млн. иен в отраслях обрабатывающей промышленности, строительстве, транспорте, связи, в коммунальном хозяйстве; до 100 человек (или до 30 млн. иен капитала) – в оптовой торговле и до 50 человек (или 10 млн. иен капитала) – в розничной торговле и сфере услуг. Мелкие и средние компании составляют более 99% общего их числа и на них трудится свыше 80% всех занятых.

В нашей стране, согласно принятому 14 июля 1995 г. Федеральному закону «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации”, под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%; доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимися субъектами малого предпринимательства не превышает 25% и в которых численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:

  • в промышленности, строительстве и на транспорте – 100 человек;
  • в оптовой торговле – 50;
  • в розничной торговле и бытовом обслуживании – 30;
  • в других отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек.

Таким образом, определен критерий выделения малых предприятий – по численности работающих. Несовершенство данного критерия, да и других критериев также, очевидно. Например, на электростанции, где многомиллионные основные фонды приводятся в действие несколькими работниками.

Видимо универсальных критериев выделения малых предприятий, позволяющих безошибочно сортировать предприятия, не существует. Поэтому представляется целесообразным, ориентируясь точно на численность работников, определять по каждой отрасли, с учетом специфики производства, какие предприятия нельзя относить к малым. В случае возникновения спорных вопросов, решать их в индивидуальном порядке.

Малый бизнес в России как самостоятельное социально-экономическое явление существует уже свыше 10 лет. Действующие законодательные и нормативно-правовые акты направлены на государственную поддержку малых предприятий с целью создания благоприятных условий для их функционирования, в первую очередь предоставления льгот по налогообложению. Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.91 г. № 406 «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР”, были определены критерии отнесения предприятий к категориям малых, предусмотрена возможность установления определенных налоговых льгот, а также создания фондов финансовой поддержки за счет бюджетных средств.

В соответствии с законом РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках”, Правительство РФ в апреле 1993 г. приняло постановление об образовании фонда поддержки предпринимательства и развития конкуренции (с декабря 1995 года он был переименован в Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства).

А в июне 1995 г. был принят федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации”, определивший общие положения поддержки малых предприятий, формы и методы государственного стимулирования, а также регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства.

Указом Президента РФ в июне 1995 г. был образован Государственный комитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства. В апреле 1994 г. Правительством РФ одобрена целевая Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства в России на 1994 — 1995 гг.

В ней были определены основные направления, цели и приоритеты в данной области, включая совершенствование законодательства, развитие системы финансово-кредитной поддержки, информационное и консультационное обеспечение малых предприятий, содействие в реализации контрактов для обеспечения государственных нужд и др.

В 1996 г. Государственной Думой была утверждена вторая Федеральная программа государственной поддержки предпринимательства на 1996-1997гг.