Право на неприкосновенность произведения

Новая редакция Ст. 1266 ГК РФ

1. Не допускается без согласия автора внесение в его произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжение произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями (право на неприкосновенность произведения).

При использовании произведения после смерти автора лицо, обладающее исключительным правом на произведение, вправе разрешить внесение в произведение изменений, сокращений или дополнений при условии, что этим не искажается замысел автора и не нарушается целостность восприятия произведения и это не противоречит воле автора, определенно выраженной им в завещании, письмах, дневниках или иной письменной форме.

2. Извращение, искажение или иное изменение произведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию автора, равно как и посягательство на такие действия, дают автору право требовать защиты его чести, достоинства или деловой репутации в соответствии с правилами статьи 152 настоящего Кодекса. В этих случаях по требованию заинтересованных лиц допускается защита чести и достоинства автора и после его смерти.

3. В случаях, предусмотренных пунктом 5 статьи 1233 и пунктом 2 статьи 1286.1 настоящего Кодекса, автор может дать согласие на внесение в будущем изменений, сокращений и дополнений в свое произведение, на снабжение его при использовании иллюстрациями и пояснениями, если это вызвано необходимостью (исправление ошибок, уточнение или дополнение фактических сведений и т.п.), при условии, что этим не искажается замысел автора и не нарушается целостность восприятия произведения.

Комментарий к Ст. 1266 ГК РФ

Наука.

Автор заинтересован в полной неприкосновенности своего творения как части своей индивидуальной физиономии, в том, чтобы его произведения, изданного или неизданного, не коснулись самовольно ни чужая рука, ни чужое имя, так что одно воспроизведение сочинения или картины, без разрешения автора, может быть нарушением его личных прав.

С.А.Беляцкин

1. Право на неприкосновенность произведения является личным неимущественным правом автора. По сути, в его содержание входит два правомочия: право на неприкосновенность произведения и право на защиту произведения от искажения, порочащие честь, достоинство и деловую репутацию.

Право автора на неприкосновенность произведения не поставлено в зависимость от того, в лучшую или худшую сторону изменяется произведение в результате совершения действий, указанных в п. 1 ст. 1266 ГК РФ, достаточно самого факта совершения таких действий для квалификации действий соответствующего лица как противоправных.

Указанное не распространяется на критику произведения, однако следует отметить, что такая критика не может находиться «под одной обложкой» с произведением. В противном случае она может быть квалифицирована как «предисловие, послесловие, комментарий» и нарушать право автора на неприкосновенность произведения.

Одним из наиболее известных нарушителей права на неприкосновенность произведения в настоящее время является Д.Ю. Пучков (более известен под псевдонимом «Гоблин»), который снабжает аудиовизуальные произведения собственными комментариями, зачастую существенно изменяя само произведение.

2. Использование произведения автора после смерти зачастую может потребовать снабжение его комментарием, вступительной статьей и даже внесения изменений. Для этих целей законодатель устанавливает возможность совершения таких действий с согласия обладателя исключительных прав (наследника по закону или завещанию). Положения абз. 2 п. 1 ст. 1266 ГК РФ устанавливают особенности выражения автором своей воли относительно судьбы произведения, причем не важно, делалось ли такое распоряжение на случай смерти либо оно было выражено просто в переписке как пожелание автора. Например, Стэнли Кубрик запретил переводить свой последний фильм «Eyes wide shut», но разрешил снабжать его субтитрами.

3. Защита произведений от извращений, искажений или иного изменения произведений в соответствии с правилами ст. 152 ГК РФ допускается только в том случае, если соответствующее действие порочит честь, достоинство и деловую репутацию автора. Отличие указанного способа защиты прав автора от предусмотренного п. 1 комментируемой статьи заключается в возможности применения мер, предусмотренных ст. 152 ГК РФ, как опубликование опровержения.

Другой комментарий к Ст. 1266 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. В пункте 1 ст. 1266 раскрывается содержание права на неприкосновенность произведения.

Для уяснения смысла указанного положения важен исторический аспект охраны неприкосновенности произведения.

В части 1 ст. 6 bis Бернской конвенции и устанавливается, что автор вправе противодействовать всякому извращению, искажению или иному изменению, а также любому другому посягательству на произведение, способному нанести ущерб чести или репутации автора.

Отечественное законодательство в процессе своего развития использовало обе эти концепции. Так, в ст. 480 ГК 1964 устанавливался запрет снабжать произведение при его издании иллюстрациями, предисловиями, послесловиями, комментариями и какими бы то ни было пояснениями. В пункте 1 ст. 15 Закона об авторском праве, напротив, вместо права на неприкосновенность произведения появилось право на защиту репутации автора, понимаемого как право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора. Объяснением такой замены служило буквальное следование тексту упомянутой ст. 6 bis Бернской конвенции.

Однако такое изменение шло вразрез с общепринятым доктринальным пониманием принципов охраны неприкосновенности произведения и практикой применения ст. 480 ГК 1964. Указание на ущерб чести и достоинству вносит некоторую двусмысленность при толковании рассматриваемого положения Закона об авторском праве. Как трактовать любое изменение названия произведения? С точки зрения общепринятых принципов регулирования — как нарушение личного неимущественного права по охране неприкосновенности произведения. С точки зрения буквального толкования рассматриваемой нормы — в зависимости от признания (или непризнания) данного факта как способного нанести ущерб чести и достоинству автора. Это в равной мере относится и к другим частям произведения. Кроме того, возможны ситуации, когда внесенные изменения способствовали росту продаж экземпляров произведения и привлекли больший интерес публики. Это также не может рассматриваться в качестве достаточного основания для внесения подобных изменений. Главную роль при оценке пределов охраны неприкосновенности произведения должно играть усмотрение автора, его творческий замысел, а не «улучшение» произведения, увеличение объемов продаж и т.п. В этом смысле слова о способности «нанести ущерб чести и достоинству автора» становятся излишними, поскольку любое исправление или искажение произведения, против которого возражает автор, способно нанести ущерб его чести и достоинству.

Поэтому при разработке проекта части 4 ГК было восстановлено право на неприкосновенность произведения, не предполагающее усмотрения какого-либо лица относительно наличия или отсутствия ущерба чести и достоинству автора при внесении исправлений или искажений.

2. Творческий замысел автора — понятие тонкое. К его искажению может приводить не только непосредственное исправление произведения (сокращения, дополнения, переделка отдельных частей), но и снабжение произведения «сопутствующими» материалами, которые не затрагивают непосредственно его содержания, но способны изменить восприятие произведения. Поэтому в абз. 1 п. 1 ст. 1266 устанавливается запрет без согласия автора не только изменять, сокращать и дополнять, но и снабжать произведение при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями.

В случае нарушения своего права автор может требовать изъятия соответствующих экземпляров произведения, запрета на их распространение в измененном виде, а также осуществления иных действий, направленных на восстановление положения, существовавшего до нарушения его права. Но если помимо прочего внесенные изменения порочат честь, достоинство и деловую репутацию автора, он вправе предпринимать защиту своего права в соответствии со ст. 152 ГК (п. 2 комментируемой статьи).

При этом законом специально предусмотрена возможность требовать защиты чести и достоинства автора после его смерти любым заинтересованным лицом. Например, указанные иски вправе предъявить члены общества поклонников творчества известного автора.

3. После смерти автора ситуация, связанная с охраной неприкосновенности произведения, меняется. Право на неприкосновенность произведения прекратилось в момент смерти автора. Кроме того, невозможность снабдить произведение какими-либо авторскими материалами (авторским предисловием или послесловием) заставляет по-иному смотреть на охрану произведения. Поэтому закон предусматривает другие правила в отношении охраны его неприкосновенности.

В отношении изменений, сокращений и дополнений в абз. 2 п. 1 ст. 1266 устанавливается, что обладатель исключительного права может разрешить их внесение только при условии, что этим не искажается замысел автора и не нарушается целостность восприятия произведения и это не противоречит воле автора, определенно выраженной им в завещании, письмах, дневниках или иной письменной форме.

Контроль за соблюдением правообладателем этих условий осуществляется лицами, указанными в п. 2 ст. 1267 ГК.

Новая редакция Ст. 1265 ГК РФ

1. Право авторства — право признаваться автором произведения и право автора на имя — право использовать или разрешать использование произведения под своим именем, под вымышленным именем (псевдонимом) или без указания имени, то есть анонимно, неотчуждаемы и непередаваемы, в том числе при передаче другому лицу или переходе к нему исключительного права на произведение и при предоставлении другому лицу права использования произведения. Отказ от этих прав ничтожен.

2. При опубликовании произведения анонимно или под псевдонимом (за исключением случая, когда псевдоним автора не оставляет сомнения в его личности) издатель (пункт 1 статьи 1287), имя или наименование которого указано на произведении, при отсутствии доказательств иного считается представителем автора и в этом качестве имеет право защищать права автора и обеспечивать их осуществление. Это положение действует до тех пор, пока автор такого произведения не раскроет свою личность и не заявит о своем авторстве.

Комментарий к Ст. 1265 ГК РФ

1. Право авторства и право на имя являются личными неимущественными правами автора и подпадают под понятие нематериальных благ, соответственно, к последним в полном объеме применяются положения гл. 8 ГК РФ.

Неотчуждаемость и непередаваемость права авторства и права автора на имя полностью исключает возможность написания одним лицом произведения для другого, с тем чтобы «заказчик» затем правомерно позиционировал себя как автора. Даже при наличии соглашения о таком использовании произведения ничто не препятствует автору в любой момент заявить о своем авторстве и потребовать защиты нарушенных прав.

При применении положений ст. 1265 ГК РФ следует учитывать, что понятие имени в отношении граждан РФ определяется в соответствии со ст. 19 ГК РФ (включает в себя собственно имя, а также фамилию и отчество (по общему правилу)), а в отношении иностранных граждан составные элементы имени определяются законодательством их страны. Соответственно, право на имя касается всех составляющих имени.

Автор не ограничен в осуществлении своего права на имя, в том числе и избрании псевдонима, который может представлять из себя как собственно традиционное имя, так и любой набор букв, цифр. Причины реализации автором права на имя могут быть самыми различными, от сугубо коммерческих, например избрать себе звучный псевдоним, до желания быть для публики кем-то другим и др.

Существует и весьма оригинальное, если не сказать неадекватное, понимание права на имя. Так, Георгий Чхартишвили опубликовал «Кладбищенские истории» под своим именем и псевдонимом Борис Акунин одновременно, мотивировав это тем, что над книгой работало «два человека».

2. Неизвестность имени автора имеет своим последствием невозможность для него самостоятельно отстаивать свои интересы, поскольку в этом случае имя будет раскрыто. Для обеспечения права автора на имя в части его реализации при опубликовании произведения анонимно или под псевдонимом законодателем установлена конструкция законного представительства (п. 1 ст. 182 ГК РФ). Издатель в случае, предусмотренном п. 2 ст. 1265 ГК РФ, не обязан предоставлять доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия действовать в интересах автора. В обоснование полномочий издателя достаточно предоставления объективированной формы произведения и копии соответствующего договора, если в тексте последнего, конечно, не содержится имени автора.

3. Следует предположить, что нарушение права автора на имя образует и раскрытие издателем имени автора как при издании произведения, так и иным способом, в то время как в соответствии с заключенным договором предполагалось использование произведения под псевдонимом или анонимно, что, однако, не образует состава нарушения права на авторство.

Другой комментарий к Ст. 1265 Гражданского кодекса Российской Федерации

Однако, несмотря на тесную связь, каждое из этих прав обладает собственным содержанием, раскрываемым в комментируемой статье. Право авторства — это право признаваться автором произведения.

Представляется, что содержание данного права имеет несколько аспектов. Прежде всего, это право на признание, что созданный объект есть результат творческой (а, например, не технической) деятельности данного лица. Именно поэтому он признается автором, а не редактором, корректором и т.д. Во-вторых, что этот творческий труд был приложен именно данным лицом (а не каким-нибудь другим). Поэтому мы говорим об авторстве данного лица.

Безусловно, указание на авторство происходит через указание имени автора (или его псевдонима). Отсюда тесная связь права авторства и права автора на имя. Но в отличие от права авторства, которое предполагает персонификацию творческого труда, право на имя предоставляет автору возможность определить способ своего указания или не определять вовсе. Для этого автор может использовать или разрешать использовать свое собственное имя или вымышленное имя (псевдоним) или не указывать имени вовсе, осуществляя обнародование произведения анонимно.

2. Использование произведения под именем автора означает использование его под фамилией, именем и отчеством или под фамилией и инициалами автора. Это следует из общегражданского понимания права на имя и характера указания имени автора при обнародовании произведений.

Если произведение используется с указанием только инициалов автора, это нельзя признать использованием произведения под именем автора. В литературе такая ситуация трактовалась как использование произведения под псевдонимом, учитывая, что использование инициалов имеет целью скрыть подлинное имя автора <1>. Хотя такая трактовка не в полной мере согласуется с буквальным толкованием понятия псевдонима, раскрываемого в п. 1 ст. 1265 как вымышленное имя автора (поскольку инициалы могут действительно отражать первые буквы имени, фамилии и отчества), все же следует признать, что цель использования инициалов совпадает с целью использования вымышленного имени. Затруднительно в данном случае говорить и об анонимности. Отличие псевдонима от анонима заключается в том, что автор все же хочет индивидуализировать себя, но не под собственным именем, а под другим, специально придуманным. Такую же цель автор преследует, указывая инициалы <2>. В отличие от этого в случае, когда автор не указывает никакого имени, он преследует цель противоположную — не индивидуализировать себя ни под каким именем.
———————————
<1> Серебровский В.И. Указ. соч. С. 112.

<2> Следует, однако, заметить, что иногда использование вымышленного имени или даже инициалов не оставляет сомнения относительно авторства произведения. Так, использование инициалов «К.Р.» и псевдонимов «Горький», «Бедный», «Белый», «Черный» не вызывало и не вызывает затруднений в установлении авторов произведений.

В случае столкновения двух одинаковых псевдонимов вопрос должен решаться с учетом того, кто раньше стал его использовать.

Право автора на имя предполагает: если произведение использовалось под псевдонимом или анонимно, автор может в любой момент раскрыть свою личность публике. Но до тех пор, пока автор не раскрыл своего подлинного имени, его право использовать произведение под псевдонимом или анонимно должно охраняться.

Именно с этой целью в п. 2 комментируемой статьи устанавливается, что издатель в подобных случаях считается представителем автора и в этом качестве имеет право защищать права автора и обеспечивать их осуществление до тех пор, пока автор такого произведения не раскроет свою личность и не заявит о своем авторстве. В данном случае речь идет о представительстве в силу закона. Такое представительство отсутствует в случае, когда псевдоним автора не оставляет сомнения в его личности. Но это не исключает представительство по договору.

Такое представительство, а равно меры по охране анонимности осуществляются на основании договора с издателем. Как указано в п. 11 Постановления Пленума ВС РФ от 19.06.2006 N 15, в договоре между автором и издателем указываются подлинное имя автора и условия соблюдения анонимности. «Указанный договор не является предметом разрешения спора об использовании произведения, опубликованного анонимно или под псевдонимом, и не подлежит исследованию в процессе судебного разбирательства».

Право авторства и право автора на имя как личные неимущественные права непередаваемы и неотчуждаемы. Автор произведения не может продать или подарить свое авторство или право на свой псевдоним. Конечно, в жизни такие сделки случаются. Но с точки зрения Гражданского кодекса они ничтожны, равно как и ничтожен любой другой отказ от этих прав.

Повышение юридической грамотности киносообщества — одна из задач Гильдии неигрового кино и телевидения. Читать договора, вносить правки, требовать выполнения подписанных условий – неотъемлемая часть жизни всех сторон производства. Любые риски – лучше минимизировать, а составление грамотного и прозрачного дела фильма — окажет большую помощь всем участником кинопроизводства. Авторcкая колонка Ольги Куриной по вопросам договорной работе поможет разобраться с классификацией договоров, определить их существенные условия и понять особенности.

1. Общие положения

Как говорилось ранее в статье «Авторские права: Шпаргалка для документалистов», именно права на аудиовизуальные произведения выступают в качестве субъекта распоряжения результатами интеллектуальной деятельности, именно они участвуют в хозяйственной деятельности.

Чаще всего это распоряжение осуществляется на основании договоров, которые подразделяются на два типа:

1) Полная передача прав другому лицу (наподобие продажи исключительных прав на фильмы) – договор отчуждения исключительного права;

2) Предоставление права использования фильмов в оговоренных в договоре пределах – лицензионный договор.

Договоры в сфере кинопроизводства можно разделить на три большие группы:

Подобный материал представлен на сайте автора: https://kurina.ru/shpargalka-po-dogovornoj-rabote-v-kino/

1. Не допускается без согласия автора внесение в его произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжение произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями (право на неприкосновенность произведения).

При использовании произведения после смерти автора лицо, обладающее исключительным правом на произведение, вправе разрешить внесение в произведение изменений, сокращений или дополнений при условии, что этим не искажается замысел автора и не нарушается целостность восприятия произведения и это не противоречит воле автора, определенно выраженной им в завещании, письмах, дневниках или иной письменной форме.

2. Извращение, искажение или иное изменение произведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию автора, равно как и посягательство на такие действия, дают автору право требовать защиты его чести, достоинства или деловой репутации в соответствии с правилами статьи 152 настоящего Кодекса. В этих случаях по требованию заинтересованных лиц допускается защита чести и достоинства автора и после его смерти.

3. В случаях, предусмотренных пунктом 5 статьи 1233 и пунктом 2 статьи 1286.1 настоящего Кодекса, автор может дать согласие на внесение в будущем изменений, сокращений и дополнений в свое произведение, на снабжение его при использовании иллюстрациями и пояснениями, если это вызвано необходимостью (исправление ошибок, уточнение или дополнение фактических сведений и т.п.), при условии, что этим не искажается замысел автора и не нарушается целостность восприятия произведения.

1. Право на неприкосновенность произведения является личным неимущественным правом, действующим независимо от исключительного права, относящимся к авторским правам в соответствии со ст. 1255 ГК РФ и принадлежащим как гражданам РФ, так и иностранным гражданам и лицам без гражданства. Согласно абз. 2 п. 1 ст. 1231 ГК РФ личные неимущественные и иные интеллектуальные права, не являющиеся исключительными, действуют на территории РФ в соответствии с абз. 4 п. 1 ст. 2 настоящего Кодекса. Ранее действовавшая ст. 479 ГК РСФСР 1964 г. закрепляла право на неприкосновенность произведения и предусматривала охрану неприкосновенности произведений, указывая, что при издании, публичном исполнении или ином использовании произведения воспрещается без согласия автора вносить какие бы то ни было изменения как в само произведение, так и в его название и в обозначение имени автора. Запрещено было также без согласия автора снабжать произведение при его издании иллюстрациями, предисловиями, послесловиями, комментариями и какими бы то ни было пояснениями. Статьей 15 Закона об авторском праве и смежных правах было предусмотрено более узкое право на защиту репутации автора, которое применялось при условии, что автор в случае искажения произведения (или иного посягательства на него) мог доказать, что такое искажение произведения способно нанести ущерб его чести и достоинству.

Право на неприкосновенность произведения касается таких изменений произведения, которые не связаны с созданием нового произведения на основе имеющегося. Соответствующие изменения допускаются с согласия автора (или иного лица в случае, предусмотренном абз. 2 п. 1 ст. 1266 ГК РФ), которое должно быть определенно выражено. При отсутствии доказательств того, что согласие было определенно выражено, оно не считается полученным (п. 31 Постановления Пленума ВС РФ N 5 и Пленума ВАС РФ N 29 от 26 марта 2009 г.). Право на неприкосновенность произведения, в отличие от права на переработку, носит личный неимущественный характер, неотчуждаемо и непередаваемо. Оно не переходит по наследству. Наследники вправе осуществлять защиту данных прав автора. Такое изменение произведения, для которого необходим творческий вклад и которое влечет создание нового произведения при сохранении первоначального, подпадает под понятие «переработка» и входит в содержание исключительного права (подп. 9 п. 2 ст. 1270 ГК). Право на неприкосновенность не ограничивает право на критику произведения, его цитирование, создание карикатуры или пародии. Так, в соответствии с п. 3 ст. 1274 ГК РФ создание произведения в жанре литературной, музыкальной или иной пародии либо в жанре карикатуры на основе другого (оригинального) правомерно обнародованного произведения и использование этой пародии либо карикатуры допускаются без согласия автора или иного обладателя исключительного права на оригинальное произведение и без выплаты ему вознаграждения. На требования, вытекающие из нарушения права на неприкосновенность произведения в соответствии со ст. 208 ГК РФ, не распространяется действие исковой давности.

Статьей 9 Вводного закона предусматривается, что охрана неприкосновенности произведений науки, литературы и искусства осуществляется в соответствии с правилами ст. 1228, 1267 и 1316 ГК РФ, если соответствующее посягательство совершено после введения в действие части четвертой Кодекса (т.е. после 1 января 2008 г.).

2. Положения комментируемой статьи основаны на нормах ст. 6.bis Бернской конвенции об охране литературной и художественной собственности 1886 г., согласно которой независимо от имущественных прав автора и даже после уступки этих прав он имеет право требовать признания своего авторства на произведение и противодействовать всякому извращению, искажению или иному изменению этого произведения, а также любому другому посягательству на произведение, способному нанести ущерб чести или репутации автора.

3. Нормы о праве на неприкосновенность произведения не ограничивают право на защиту чести, достоинства и деловой репутации автора, в связи с чем подлежат применению такие способы защиты, как:

— опровержение порочащих честь, достоинство или деловую репутацию автора сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности;

— возмещение убытков автора;

— компенсация морального вреда.

Некоторые особенности защиты чести, достоинства и деловой репутации раскрываются в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 февраля 2005 г. N 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц» .

———————————
Бюллетень Верховного Суда РФ. 2005. N 4.