Правила учета тепловой

Уважаемый абонент

Ввод узла учета тепловой энергии и теплоносителя установленного у потребителя, осуществляется согласно законодательства РФ а именно: Постановление Правительства РФ от 18 ноября 2013 г. № 1034 «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя”

Ввод в эксплуатацию узла учета, установленного у потребителя, осуществляется комиссией в следующем составе:

а) представитель теплоснабжающей организации;

б) представитель потребителя;

в) представитель организации, осуществлявшей монтаж и наладку вводимого в эксплуатацию узла учета.

Комиссия создается владельцем узла учета.

Для ввода узла учета в эксплуатацию владелец узла учета представляет комиссии ПРОЕКТ УЗЛА УЧЕТА, согласованный с теплоснабжающей организацией, выдавшей технические условия, а так же ПАСПОРТ узла учета или проект ПАСПОРТА, который включает в себя:

а) схему трубопроводов (начиная от границы балансовой принадлежности) с указанием протяженности и диаметров трубопроводов, запорной арматуры, контрольно-измерительных приборов, грязевиков, спускников и перемычек между трубопроводами;

б) свидетельства о поверке приборов и датчиков, подлежащих поверке, с действующими клеймами поверителя;

в) базу данных настроечных параметров, вводимую в измерительный блок или тепловычислитель;

г) схему пломбирования средств измерений и оборудования, входящего в состав узла учета, исключающую несанкционированные действия, нарушающие достоверность коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя;

д) почасовые (суточные) ведомости непрерывной работы узла учета в течение 3 суток (для объектов с горячим водоснабжением — 7 суток).

Документы для ввода узла учета в эксплуатацию представляются в теплоснабжающую организацию для рассмотрения не менее чем за 10 рабочих дней до предполагаемого дня ввода в эксплуатацию.

При приемке узла учета в эксплуатацию комиссией проверяется:

а) соответствие монтажа составных частей узла учета проектной документации, техническим условиям и настоящим Правилам;

б) наличие паспортов, свидетельств о поверке средств измерений, заводских пломб и клейм;

в) соответствие характеристик средств измерений характеристикам, указанным в паспортных данных узла учета;

г) соответствие диапазонов измерений параметров, допускаемых температурным графиком и гидравлическим режимом работы тепловых сетей, значениям указанных параметров, определяемых договором и условиями подключения к системе теплоснабжения.

Проект узла учета содержит:

а) копию договора теплоснабжения с приложением актов разграничения балансовой принадлежности и сведения о расчетных нагрузках для действующих объектов. Для вновь вводимых в эксплуатацию объектов прилагаются сведения о проектных нагрузках или условиях подключения;

б) план подключения потребителя к тепловой сети;

в) принципиальную схему теплового пункта с узлом учета;

г) план теплового пункта с указанием мест установки датчиков, размещения приборов учета и схемы кабельных проводок;

д) электрические и монтажные схемы подключения приборов учета;

е) настроечную базу данных, вводимую в тепловычислитель (в том числе при переходе на летний и зимний режимы работы);

ж) схему пломбирования средств измерений и устройств, входящих в состав узла учета, в соответствии с пунктом 71 настоящих Правил;

з) формулы расчета тепловой энергии, теплоносителя;

и) расход теплоносителя по теплопотребляющим установкам по часам суток в зимний и летний периоды;

к) для узлов учета в зданиях (дополнительно) — таблицу суточных и месячных расходов тепловой энергии по теплопотребляющим установкам;

л) формы отчетных ведомостей показаний приборов учета;

м) монтажные схемы установки расходомеров, датчиков температуры и датчиков давления;

н) спецификацию применяемого оборудования и материалов.

Спускные устройства (спускники) предусматриваются:

а) на подающем трубопроводе — после первичного преобразователя расхода теплоносителя;

б) на обратном (циркуляционном) трубопроводе — до первичного преобразователя расхода теплоносителя.

Электронные приборы рекомендуется монтировать в отдельном щите, защищенном от постороннего вмешательства.

В комплекте оборудования предусматриваются монтажные вставки для замещения первичных преобразователей расхода теплоносителя и расходомеров.

При отсутствии замечаний к узлу учета комиссией подписывается акт ввода в эксплуатацию узла учета, установленного у потребителя.

Акт ввода в эксплуатацию узла учета служит основанием для ведения коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя по приборам учета, контроля качества тепловой энергии и режимов теплопотребления с использованием получаемой измерительной информации с даты его подписания.

При подписании акта о вводе в эксплуатацию узла учета узел учета пломбируется.

Места и устройства для пломбировки узла учета заранее готовятся монтажной организацией. Пломбировке подлежат места подключения первичных преобразователей, разъемов электрических линий связи, защитных крышек на органах настройки и регулировки приборов, шкафы электропитания приборов и другое оборудование, вмешательство в работу которого может повлечь за собой искажение результатов измерений.

В случае наличия у членов комиссии замечаний к узлу учета и выявления недостатков, препятствующих нормальному функционированию узла учета, этот узел учета считается непригодным для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя.

В этом случае комиссией составляется акт о выявленных недостатках, в котором приводится полный перечень выявленных недостатков и сроки по их устранению. Указанный акт составляется и подписывается всеми членами комиссии в течение 3 рабочих дней. Повторная приемка узла учета в эксплуатацию осуществляется после полного устранения выявленных нарушений.

Перед каждым отопительным периодом и после очередной поверки или ремонта приборов учета осуществляется проверка готовности узла учета к эксплуатации, о чем составляется акт периодической проверки узла учета на границе раздела смежных тепловых сетей в вышеуказанном порядке.

Обращаем Ваше внимание на то, что комиссия для очередной проверки готовности узла учета к эксплуатации создаетсяСОБСТВЕННИКОМ и в случае отсутствия акта периодической проверки, начисления за потребленную тепловую энергию будут выполнятся РАСЧЕТНЫМ СПОСОБОМ согласно законодательства РФ.

Согласно законодательства РФ в отношении объектов теплопотребления не оснащенным узлами учета тепловой энергии с 1.01.2019г. в расчетах будет применяться повышающий коэффициент 1,1.

А.М. Криницын, главный юрисконсульт Управления правового обеспечения операционной деятельности, ЗАО «КЭС», г. Москва, эксперт интернет-проекта «Правовые аспекты энергоснабжения» (www.zhane.ru).

18 ноября 2013 г. Правительством РФ было издано Постановление № 1034 «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя» (далее по тексту — Правила коммерческого учета, Правила), в рамках которого были закреплены основные требования и подходы к порядку организации коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (далее по тексту — энергоресурсы) в целях осуществления расчетов за потребляемые энергоресурсы, контроля за тепловыми и гидравлическими режимами работы систем теплоснабжения и теплопотребления, а также за рациональным использованием энергоресурсов при реализации договорных отношений в сфере теплоснабжения.

1) общие требования к коммерческому учету энергоресурсов с использованием приборов учета;

2) порядок организации коммерческого учета энергоресурсов с использованием приборов учета;

3) порядок определения количества поставленных энергоресурсов в целях коммерческого учета.

В качестве основных новелл правового регулирования отношений в сфере теплоснабжения, обусловленных изданием Постановления, можно отметить следующие:

Общие требования к коммерческому учету тепловой энергии, теплоносителя с использованием приборов учета

В соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее — Закон о теплоснабжении, Закон) количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету.

При этом в статье 2 Закон определяет под коммерческим учетом тепловой энергии, теплоносителя (далее по тексту — коммерческий учет) установление количества и качества тепловой энергии, теплоносителя, производимых, передаваемых или потребляемых за определенный период, с помощью приборов учета или расчетным путем в целях использования сторонами при расчетах в соответствии с договорами.

Утвержденные Правила применительно к реализации коммерческого учета предусматривают:

1. Расширение понятийного содержания отношений в сфере теплоснабжения (пункт 2 Правил).

В данной связи обращают на себя внимание, например, закрепление следующих понятий:

■ «качество тепловой энергии» — совокупность параметров (температур и давлений) теплоносителя, используемых в процессах производства, передачи и потребления тепловой энергии, обеспечивающих пригодность теплоносителя для работы теплопотребляющих установок в соответствии с их назначением;

■ «прибор учета» и «узел учета». В частности, под прибором учета понимается средство измерений, включающее технические устройства, которые выполняют функции измерения, накопления, хранения и отображения информации о количестве тепловой энергии, а также о массе (об объеме), температуре, давлении теплоносителя и времени работы приборов;

■ «индивидуальный тепловой пункт» и «центральный тепловой пункт».

2. Возможность установки на узле учета дополнительных приборов контроля режима подачи и потребления энергоресурсов, в т.ч. для дистанционного снятия показаний (пункт 9-10 Правил).

Реализация такой возможности допустима в случаях, если использование дополнительных приборов не будет препятствовать осуществлению коммерческого учета, а также влиять на точность и качество измерений.

Справочно: Для целей реализации дистанционного способа снятий показаний приборов учета Правила дополнительно предусматривают:

■ включение в содержание технических условий на установку приборов учета, выдаваемых теплоснабжающими организациями по запросу потребителей, специальных требований в отношении обеспечения возможности подключения узла учета к системе дистанционного съема показаний прибора учета с использованием стандартных промышленных протоколов и интерфейсов (за исключением требований к установке средств связи, если теплоснабжающая организация планирует использовать такие средства) (пп. д пункта 40 Правил);

■ приоритет применения данных, считанных непосредственно с теплосчетчика, для случаев, если определенные дистанционно и считанные непосредственно с теплосчетчика данные не совпадают (пункт 34 Правил).

3. Допустимость организации коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых потребителю, как силами теплоснабжающей (теплосетевой) организации, так и силами потребителя (пункт 16 Правил).

При этом согласно пункту 12 Правил в случае, если одна из сторон договора, обязанная в соответствии с федеральными законами установить прибор учета, не выполняет эту обязанность, другая сторона договора обязана в порядке, установленном законодательством РФ, установить прибор учета для осуществления расчетов по договору.

Проблема: Согласно части 5 статьи 19 Закона о теплоснабжении владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей и не имеющие приборов учета потребители обязаны организовать коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя с использованием приборов учета в порядке и в сроки, которые определены законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

Учитывая указанное, обязанность по установке приборов учета требованиями закона возложена на владельцев источников тепловой энергии (теплоснабжающих организаций), тепловых сетей (теплосетевых организаций) и потребителей.

Тем самым, при буквальном толкованием пункта 12 Правил, к примеру, можно сделать вывод, что в случае, если в рамках отношений по договору теплоснабжения между теплоснабжающей организацией, владеющей источником тепловой энергии, и потребителем, запитанным через сети теплосетевой организации, отсутствует прибор учета тепловой энергии потребителя, теплоснабжающая организация обязана установить прибор учета на объекте потребителя безотносительно наличия/отсутствия непосредственного присоединения тепловых сетей между ними.

Между тем, в соответствии с требованиями законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности обязанность по принудительной установке приборов учета возлагается на организации, которые (в совокупности):

■ осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу;

■ сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов.

Тем самым, согласно требованиям законодательства об энергосбережении обязанность по принудительной установке приборов учета возложена только на теплоснабжающие или теплосетевые организации, имеющие непосредственное присоединение к объектам, потребляющим тепловую энергию, теплоноситель.

Таким образом, возможность закрепления обязанности по установке прибора учета за каждой из сторон договора «в случае если одна из сторон договора, обязанная в соответствии с федеральными законами установить прибор учета, не выполняет эту обязанность» может быть не подтверждена требованиями законов, иметь неоднозначное толкование, в силу чего требование пункта 12 Правил может иметь существенные проблемы по реализации в правоприменительной практике.

4. Право сторон договора теплоснабжения (передачи тепловой энергии) использовать контрольные (параллельные) приборы учета (пункты 27-30 Правил).

Контрольные приборы учета:

■ применяются в целях контроля объемов поставленных (полученных)энергоресурсов;

■ используются при условии уведомления другой стороны договора об использовании таких приборов;

■ устанавливаются на сетях теплоснабжающей организации, теплосетевой организации или потребителя в местах, позволяющих обеспечить коммерческий учет;

■ заменяются, эксплуатируются и поверяются в соответствии с процедурами, предусмотренными для установки, замены, эксплуатации и поверки основных приборов учета.

Важно: показания контрольного (параллельного) прибора учета используются в целях коммерческого учета на период неисправности, поверки основного прибора учета, а также в случае нарушения сроков представления показаний приборов учета (пункт 28 Правил).

5. Требования к приборам учета (пункты 14, 33-37 Правил).

Узел учета оборудуется теплосчетчиками и приборами учета, типы которых внесены в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений (пункт 33 Правил).

При этом используемые приборы учета должны соответствовать требованиям законодательства РФ об обеспечении единства измерений, действующим на момент ввода приборов учета в эксплуатацию. По истечении интервала между поверками либо после выхода приборов учета из строя или их утраты, если это произошло до истечения межповерочного интервала, приборы учета, не соответствующие требованиям законодательства, подлежат поверке либо замене на новые приборы учета (пункт 14 Правил).

Справочно: Узлы учета, введенные в эксплуатацию до вступления в силу Правил, могут быть использованы для коммерческого учета до истечения срока службы основных приборов учета (расходомер, тепловычислитель), входящих в состав узлов учета. По истечении 3 лет со дня вступления в силу Правил теплосчетчики, не отвечающие требованиям Правил, не могут использоваться для установки как в новых, так и существующих узлах учета (пункты 6, 7 Правил).

6. Характеристики тепловой энергии, теплоносителя, подлежащие измерению в целях их коммерческого учета и контроля качества теплоснабжения (раздел III Правил).

Коммерческому учету в соответствии с требованиями Правил подлежат количество тепловой энергии, используемой в том числе в целях горячего водоснабжения, масса (объем) теплоносителя, а также значения показателей качества тепловой энергии при ее отпуске, передаче и потреблении (пункт 94 Правил).

При этом в целях коммерческого учета и контроля качества теплоснабжения осуществляется измерение (пункт 95 Правил):

а) времени работы приборов узла учета в штатном и нештатном режимах;

б) давления в подающем и обратном трубопроводах;

в) температуры теплоносителя в подающем и обратном трубопроводах (температура обратной воды в соответствии с температурным графиком);

г) расхода теплоносителя в подающем и обратном трубопроводах;

д) расхода теплоносителя в системе отопления и горячего водоснабжения, в том числе максимального часового расхода;

е) расхода теплоносителя, израсходованного на подпитку системы теплоснабжения, при наличии подпиточного трубопровода.

Справочно: В соответствии с пунктом 98 Правил в открытых и закрытых системах тепло- потребления, суммарная тепловая нагрузка которых не превышает 0,1 Гкал/ч, на узле учета с помощью приборов определяется только время работы приборов узла учета, масса (объем) полученного и возвращенного теплоносителя, а также масса (объем) теплоносителя, расходуемого на подпитку.

7. Требования к контролю качества теплоснабжения (пункты 105-109 Правил).

Контроль качества теплоснабжения при поставке и потреблении тепловой энергии производится на границах балансовой принадлежности между теплоснабжающей, теплосетевой организацией и потребителем. Качество теплоснабжения определяется как совокупность установленных нормативными правовыми актами РФ и (или) договором теплоснабжения характеристик тепловой энергии, в том числе термодинамических параметров теплоносителя.

Справочно: Параметры тепловых и гидравлических режимов системы теплоснабжения, подлежащие контролю качества, определяются в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктами 107-109 Правил.

Порядок организации коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя

Согласно части 6 статьи 19 Закона о теплоснабжении организация коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя может включать в себя:

■ установку приборов учета;

■ эксплуатацию приборов учета, в том числе снятие показаний приборов учета и передачу их заказчикам данной услуги, поверку, ремонт и замену приборов учета.

Порядок организации коммерческого учета в соответствии с требованиями Правил предусматривает последовательное прохождение следующих этапов:

1) Получение технических условий на проектирование узла учета (далее по тексту — ТУ) (пункты 40-43 Правил).

Теплоснабжающая организация обязана выдать ТУ в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней со дня получения запроса потребителя. В случае, если в указанный срок ТУ не будут выданы или теплоснабжающая организация выдаст ТУ, не отвечающие требованиям Правилам, потребитель вправе самостоятельно разработать проект узла учета и осуществить установку прибора учета, о чем он обязан уведомить теплоснабжающую организацию.

Справочно: Требования к содержанию выдаваемых ТУ определены пунктом 40 Правил и предусматривают среди прочего включения в них рекомендаций, касающихся средств измерений, устанавливаемых на узле учета (при этом специально оговаривается, что теплоснабжающая организация не вправе навязывать потребителю конкретные типы приборов учета, но в целях унификации и возможности организации дистанционного сбора информации с узла учета она вправе давать рекомендации).

Между тем, к примеру, ранее применяемые Правила учета тепловой энергии и теплоносителя (утв. Минтопэнерго РФ 12.09.1995 г № Вк-4936) в пункте 5.1.4 закрепляли, что выбор приборов учета для использования на узле учета потребителя д.б. осуществлять потребитель по согласованию с теплоснабжающей организацией.

2) Проектирование и установка прибора учета (пункты 44-51 Правил).

Проект узла учета (измерительной системы источника тепловой энергии) разрабатывается:

■ для источника тепловой энергии — на основании технического задания, подготовленного владельцем источника и согласованного со смежной теплоснабжающей организацией (пункт 38 Правил);

■ для иных объектов — на основании ТУ выданных теплоснабжающей организацией по запросу потребителя, и технической документации на приборы учета и средства измерений (пункт 39 Правил).

Справочно: Узлы учета оборудуются в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности трубопроводов, с учетом реальных возможностей на объекте. На источниках тепловой энергии узлы учета устанавливаются на каждом выводе тепловой сети (пункты 19-20 Правил).

Проект узла учета, устанавливаемого у потребителя тепловой энергии, подлежит согласованию с теплоснабжающей (теплосетевой) организацией, выдавшей технические условия на установку приборов учета (пункт 49 Правил).

Проблема: Правила содержат неоднозначные требования о необходимости согласования проекта на установку прибора учета потребителя с теплосетевой организацией.

В частности, с одной стороны, пункт 49 Правил буквально предусматривает следующее: «Проект узла учета, устанавливаемого у потребителя тепловой энергии, подлежит согласованию с теплоснабжающей (теплосетевой) организацией, выдавшей ТУ на установку приборов учета».

С другой стороны, из пунктов 39 и 41 Правил не следует, что обязанность по выдаче ТУ м.б. возложена на какого-либо иного участника отношений по теплоснабжению, нежели на теплоснабжающую организацию.

В указанных обстоятельствах и до формирования единообразного подхода к названному вопросу в правоприменительной практике сделать однозначный вывод о необходимости/отсутствии необходимости согласования проекта на установку прибора учета с теплосетевой организации представляется проблематичным.

3) Ввод в эксплуатацию узла учета (пункты 52-73 Правил).

Согласно требованиям Правил ввод в эксплуатацию узла учета представляет собой процедуру проверки соответствия узла учета требованиям нормативных правовых актов и проектной документации, включая составление акта ввода в эксплуатацию узла учета тепловой энергии (пункт 2 Правил).

Так, смонтированный узел учета, прошедший опытную эксплуатацию, подлежит вводу в эксплуатацию, который осуществляется комиссией, создаваемой владельцем узла учета, в составе представителей теплоснабжающей организации, потребителя и организации, осуществлявшей монтаж и наладку вводимого в эксплуатацию узла учета.

Справочно: В соответствии с Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя (утв. Минтопэнерго РФ 12.09.1995 г. № Вк-4936) допуск осуществлялся теплоснабжающей организацией в присутствии представителя потребителя, т.е. без участия монтажной организации.

Ввод в эксплуатацию узла учета осуществляется посредством проверки соответствия смонтированного узла учета требованиям Правил (см. пункты 56, 66 Правил) и завершается:

■ составлением и подписанием членами комиссии Акта ввода в эксплуатацию узла учета, который служит основанием для ведения коммерческого учета по приборам учета, контроля качества тепловой энергии и режимов теплопотребления с использованием получаемой измерительной информации, с момента подписания такого Акта;

■ пломбированием узла учета представителями теплоснабжающей организации (в случае, если узел учета принадлежит потребителю) и потребителя.

Важно: выдача технических условий на установку узла (прибора) учета, ввод в эксплуатацию, пломбирование узлов (приборов) учета и участие в комиссиях по приемке узлов (приборов) учета осуществляется без взимания с потребителя тепловой энергии платы (пункт 18 Правил)!

4) Эксплуатация узла учета (пункты 74-93 Правил).

Сбор сведений о показаниях приборов учета, продолжительности нарушений, возникающих в работе приборов учета, и иных сведений, предусмотренных технической документацией, а также снятие показаний приборов учета должны осуществляться потребителем или теплосетевой организацией, если иное не предусмотрено договором с теплоснабжающей организацией (пункт 23 Правил).

При этом информация о показаниях приборов учета предоставляется потребителем (теплосетевой организацией) в следующие сроки (пункт 24 Правил):

■ информация по состоянию на 1-е число месяца, следующего за расчетным месяцем, — предоставляется в срок до окончания 2-го дня месяца, следующего за расчетным месяцем (если иные сроки не установлены законодательством РФ);

Проблема: Пункт 24 Правил предусматривает, что «потребитель или теплосетевая организация предоставляют организации, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, до окончания 2-го дня месяца, следующего за расчетным месяцем, сведения о показаниях приборов учета по состоянию на 1-е число месяца, следующего за расчетным месяцем, если иные сроки не установлены законодательством Российской Федерации».

Тем самым, буквальное толкование названного положения свидетельствует о применении названных сроков в случаях предоставления информации в адрес организаций, осуществляющих водоснабжение и (или) водоотведение, в связи с чем возможность распространения названного требования на предоставление информации в адрес теплоснабжающих организаций вызывает обоснованные сомнения.

■ информация о текущих показаниях приборов учета — предоставляется в течение 2 (двух) рабочих дней после получения запроса о предоставлении таких сведений от теплоснабжающей организации.

При наличии сомнений в достоверности показаний приборов учета, любая сторона договора теплоснабжения вправе инициировать проверку функционирования узла учета с участием теплоснабжающей (теплосетевой) организации и потребителя. Результаты работы комиссии оформляются Актом проверки функционирования узла учета (пункт 83 Правил).

Важно: потребитель (теплосетевая организация) обязаны обеспечить беспрепятственный доступ представителей теплоснабжающей организации к узлам учета и приборам учета для сверки показаний приборов учета и проверки соблюдения условий эксплуатации приборов узла учета. В случае, если в процессе сверки обнаружено расхождение сведений о показаниях приборов учета со сведениями, представленными потребителем (теплосетевой организацией), теплоснабжающая организация составляет Акт сверки показаний приборов учета, подписываемый представителями потребителя (теплосетевой организации) и теплоснабжающей организации, который является основанием для осуществления перерасчета (пункт 26 Правил).

Справочно: Не реже 1 (одного) раза в год, а также после очередной (внеочередной) поверки или ремонта проверяется работоспособность узла учета, а именно:

а) наличие пломб (клейм) поверителя и теплоснабжающей организации;

б) срок действия поверки;

в) работоспособность каждого канала измерений;

г) соответствие допустимому диапазону измерений для прибора учета фактических значений измеряемых параметров;

д) соответствие характеристик тепловычис- лителя характеристикам, содержащимся во вводимой базе данных.

Результаты проверки узла учета оформляются актами, подписанными представителями теплоснабжающей организации и потребителя (пункты 91-92 Правил).

Порядок определения количества поставленных тепловой энергии, теплоносителя в целях коммерческого учета

Согласно частям 2, 3 статьи 19 Закона о теплоснабжении коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка. Осуществление коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем допускается в следующих случаях:

1) отсутствие в точках учета приборов учета;

2) неисправность приборов учета;

3) нарушение установленных договором теплоснабжения сроков представления показаний приборов учета, являющихся собственностью потребителя.

Порядок определения количества поставленных тепловой энергии, теплоносителя в соответствии с требованиями Правил предусматривает:

1. Условие об определении количества поставленной (полученной) тепловой энергии, теплоносителя в соответствии с Методикой осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (далее по тексту — Методика) (пункт 114 Правил).

В соответствии с Методикой должны осуществляться:

а) организация коммерческого учета на источнике тепловой энергии, теплоносителя и в тепловых сетях;

б) определение количества энергоресурсов в целях их коммерческого учета, в том числе отпущенных источником тепловой энергии, полученных потребителем и израсходованных потребителем во время отсутствия коммерческого учета по приборам учета;

в) определение количества энергоресурсов расчетным путем для подключения через центральный тепловой пункт, индивидуальный тепловой пункт, от источников тепловой энергии, теплоносителя, а также для иных способов подключения;

г) определение расчетным путем количества энергоресурсов при бездоговорном потреблении тепловой энергии;

Справочно: В соответствии с пунктом 32 Правил при бездоговорном потреблении тепловой энергии, теплоносителя определение количества тепловой энергии, теплоносителя, использованных потребителем, производится расчетным путем.

д) определение распределения потерь энергоресурсов;

е) при работе приборов учета в течение неполного расчетного периода корректировка расхода тепловой энергии расчетным путем за время отсутствия показаний в соответствии с Методикой.

Важно: Методика осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя подлежит утверждению Министерством строительства и ЖКХ РФ утвердить в 2-недельный срок с момента вступления в силу Правил учета (пункт 3 Постановления Правительства РФ от 18.11.2013 г № 1034) (к моменту публикации статьи информация об утверждении Методики осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя отсутствует — Прим. авт.).

Проблема: В виду отсутствия утвержденной Методики в деятельности теплоснабжающих организаций могут возникать трудности, связанные с обеспечением соблюдения требований Правил к порядку определения количества тепловой энергии, теплоносителя, поставленных потребителю.

В частности, наличие требования о применении Методики обуславливает необходимость осуществления расчетов объемов потребления в соответствие с ее требованиями, что в отсутствие утвержденной Методики гипотетически может явиться потенциальным основанием для претензий потребителей к осуществляемым теплоснабжающими организациями расчетам.

2. Конкретизацию требований к порядку осуществления коммерческого учета с использованием приборов учета.

Так, Правилами установлено, что в случае, если для определения количества поставленной (потребленной) тепловой энергии, теплоносителя требуется измерение температуры холодной воды на источнике тепловой энергии, допускается введение указанной температуры в вычислитель в виде константы с периодическим пересчетом количества потребленной тепловой энергии с учетом фактической температуры холодной воды. Допускается введение нулевого значения температуры холодной воды в течение всего года (пункт 112 Правил).

Справочно: Величина фактической температуры определяется (пункт 113 Правил):

а) для теплоносителя — единой теплоснабжающей организацией на основе данных о фактических среднемесячных значениях величины температуры холодной воды на источнике тепловой энергии, предоставляемых владельцами источников тепловой энергии, которые являются одинаковыми для всех потребителей тепловой энергии в границах системы теплоснабжения. Периодичность перерасчета определяется в договоре;

б) для горячей воды — организацией, эксплуатирующей центральный тепловой пункт, на основе замеров фактической температуры холодной воды перед нагревателями горячего водоснабжения. Периодичность перерасчета определяется в договоре.

Проблема: Для целей корректного применения названных положений на практике Правила не предусматривают конкретный перечень случаев, когда для определения количества поставленной (потребленной) тепловой энергии, теплоносителя требуется соответствующий пересчет, в результате чего определение оснований осуществления периодического пересчета количества потребленной тепловой энергии с учетом фактической температуры холодной воды представляется проблематичным.

3. Общие требования к определению количества потребляемой тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем (пункты 115-127 Правил).

Так, согласно Правилам под расчетным методом понимается совокупность организационных процедур и математических действий по определению количества тепловой энергии, теплоносителя при отсутствии приборов учета или их неработоспособности, применяемых в случаях, установленных Правилами (пункт 2 Правил).

Правилами предусмотрены отдельные требования о порядке применения расчетного метода применительно к случаям:

■ отсутствия в точках учета приборов учета или работы приборов учета более 15 (пятнадцати) суток (пункты 115-117 Правил);

■ неисправности приборов учета, истечении срока их поверки, включая вывод из работы для ремонта или поверки на срок до 15 (пятнадцати) суток (пункт 118 Правил);

Справочно: «Неисправность средств измерений узла учета» — состояние средств измерений, при котором узел учета не соответствует требованиям нормативных правовых актов, нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации (в том числе в связи с истечением сроков поверки средств измерений, входящих в состав узла учета, нарушением установленных пломб, а также с работой в нештатных ситуациях) (пункт 2 Правил).

■ нарушения сроков представления показаний приборов учета (пункт 119 Правил);

■ необходимости определения количества тепловой энергии, теплоносителя, расходуемых на горячее водоснабжение, при наличии отдельного учета и временной неисправности приборов (пункты 120-121 Правил);

■ определения количества тепловой энергии, теплоносителя, потерянных в связи с утечкой (пункты 125-127 Правил).

4. Порядок распределения потерь тепловой энергии, теплоносителя тепловыми сетями при отсутствии приборов учета на границах смежных тепловых сетей (раздел V Правил).

Документ показан в сокращенном демонстрационном режиме!

Получить полный доступ к документу

Вход для пользователей Стань пользователем

Доступ к документу можно получить: Для зарегистрированных пользователей:
Тел.: +7 (727) 222-21-01, e-mail: info@prg.kz, Региональные представительства

Для покупки документа sms доступом необходимо ознакомиться с условиями обслуживания
Я принимаю Условия обслуживания
Продолжить

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

МИНИСТЕРСТВО ЭНЕРГЕТИКИ И УГОЛЬНОЙ
ПРОМЫШЛЕННОСТИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ НАДЗОР
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

УТВЕРЖДАЮ:

Заместитель министра энергетики

и угольной промышленности

Республики Казахстан

Н. Бертисбаев

12 декабря 1996 г.

СОГЛАСОВАНО:

Главный Государственный инспектор

Начальник Республиканского управления

Госэнергонадзора

Е.М. Жумабеков

10 декабря 1996 г.

Согласовано:

Председатель Комитета

Республики Казахстан

по стандартизации, метрологии

и сертификации

М. Рысбеков

4 декабря 1996 г.

См. Приказ Министра энергетики Республики Казахстан от 17 марта 2015 года № 207 «Об утверждении Правил учета отпуска тепловой энергии и теплоносителя», Ответ Министра индустрии и новых технологий РК от 12 мая 2014 года на вопрос от 20 апреля 2014 года № 264785 (e.gov.kz) «Касательно статуса «Правил учета тепловой энергии и теплоносителя» РД 34 РК 09.102-96″

РД 34 РК 09.102-96

ПРАВИЛА

УЧЕТА ТЕПЛОВОЙ ЭНЕРГИИ И ТЕПЛОНОСИТЕЛЯ

Введение

1. Общие положения

2. Учет тепловой энергии и теплоносителя на источнике теплоты

3. Учет тепловой энергии и теплоносителя у потребителя в водяных системах теплопотребления

4. Учет тепловой энергии и теплоносителя у потребителя в паровых системах теплопотребления

5. Основные требования к приборам учета тепловой энергии и теплоносителя

6. Допуск в эксплуатацию узла учета тепловой энергии на источнике теплоты

7. Допуск в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителей

8. Эксплуатация узла учета тепловой энергии на источнике теплоты

9. Эксплуатация узла учета тепловой энергии у потребителя

ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ

См. Ответ Министра индустрии и новых технологий РК от 22 января 2014 года на вопрос от 20 января 2014 года № 244324 (egov.kz) «Касательно статуса «РД 34 РК 09.102-96»

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

ВВЕДЕНИЕ

«Правила учета тепловой энергии и теплоносителя» (в дальнейшем — Правила) определяют требования к организации учета отпуска и потребления тепловой энергии и теплоносителей (сетевой воды и водяного пара) контроля их параметров: массы (объема), температуры и давления, а также общие технические требования к узлам учета тепловой энергии и теплоносителя (в дальнейшем — узлы учета).

Правила действуют на территории Республики Казахстан и обязательны для исполнения органами государственного энергетического надзора, юридическими и физическими лицами:

— осуществляющими отпуск, транспорт, распределение и потребление тепловой энергии и теплоносителей;

— выполняющими проектные, монтажные, ремонтные, наладочные работы на узлах учета тепловой энергии и теплоносителей;

— обеспечивающими эксплуатацию оборудования узлов учета тепловой энергии и теплоносителей;

— выпускающими оборудование, входящее в состав узлов учета тепловой энергии и теплоносителей, а также средства их измерения и контроля.

С выпуском настоящих Правил теряют силу «Правила учета отпуска тепловой энергии ПР 34-70-010-85» (Союзтехэнерго, 1986).

13 / 12 / 2019

Узлы учета тепловой энергии, теплоносителя, смонтированные несколько десятилетий назад и не отвечающие требованиям нормативной документации, подлежат реконструкции. Наши специалисты подскажут, как провести данную реконструкцию в самые короткие сроки и с наименьшими затратами.

В декабре этого года специалистами ФБУ «Ульяновский ЦСМ» по заявке управляющей компании было проведено комплексное обследование узла учета тепловой энергии, теплоносителя в жилом доме.

В результате проведенной проверки на состояние и применения средств измерений, соблюдение требований ГОСТ, Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (утв.постановлением Правительства РФ от 18.11.2013г №1034), Методики осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (утв. приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 17 марта 2014г №99) было выдано заключение о работоспособности узла учета тепловой энергии, теплоносителя и выданы рекомендации по его реконструкции.

Таким образом, для того, чтобы жильцам не переплачивать за потребленную тепловую энергию и получения более точных показаний с приборов учета тепловой энергии, была рекомендована замена преобразователей расхода.

Рубрика: Учет Тепловой энергии, Экономия тепловой энергии При потреблении.
Классификация технологии: Организационный.
Статус рассмотрения проекта Координационным Советом: Не рассматривался.
Объекты внедрения: Промышленность, Частные дома, Общедомовые системы, в.т.ч. многоквартирных домов, Учреждения социальной сферы (школы, больницы, детские сады и т.д.) , Квартиры, Административные и общественно-бытовые здания и сооружения.
Эффект от внедрения: — для объекта есть возможность контролировать и отслеживать энергопотребление, уменьшить плату за тепловую энергию;
— для муниципального образования есть возможность наблюдать за энергопотреблением, выявлять наиболее энергонеэффективных потребителей.

Узел учета тепловой энергии — комплекс приборов и устройств, обеспечивающих учет тепловой энергии, массы (объема) теплоносителя, а также контроль и регистрацию его параметров. Конструктивно узел учета представляет собой набор «модулей», которые врезаются в трубопроводы. В узел учета тепла входят: вычислитель, преобразователи расхода, температуры, давления, приборы индикации температуры и давления, а также запорная арматура.
Установка прибора учета это не технология и не метод энергосбережения, это стимул к экономии энергии. При установке приборов учета потребители тепловой энергии постоянно могут наблюдать за потреблением ресурса, тем самым узнавать: сколько они потребили и на сколько могут сократить потребление тепловой энергии, чтобы платить меньше.

Коммерческий учет теплоносителей подразумевает внедрение в отношения по производству, транспортировке, потреблению тепловой энергии организационной и нормативно-правовой базы, которая будет способствовать повышению экономических стимулов к энергоресурсосбережению у всех участников процесса теплоснабжения. Позволяет производить оплату за тепловую энергию только по показаниям узла учета тепла, а не по стандартным расчетным нормам.

При установке прибора учета тепла стоит учитывать стоимость и марку завода-изготовителя. Как правило, более дешевые приборы быстрей окупаются, но более дорогие имеют возможность работать дольше без поломок и потерей в метрологической точности.

В большинстве современных систем теплоснабжения приборный учет тепловой энергии внедряется активно. Для потребителей он интересен возможностью экономии денежных средств, для поставщика возможностью отслеживать потребление, поиском мест утечек и т.д.

Стоит принимать во внимание, что в большинстве многоквартирных домов возможен учет только горячей воды и учет тепловой энергии по общедомовому счётчику, и нет возможности индивидуального учета тепловой энергии в отопительных приборах. Это связано с вертикальной разводкой стояков отопления и учет технологически не осуществим. В современных домах с горизонтальной разводкой отопления учет тепловой энергии возможен.

Законодательство
Вопросы учета тепловой энергии регулируются Федеральным законом от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ст. 13), а также при взаимоотношениях юридических лиц друг с другом «Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя» и Гражданским кодексом РФ, при взаимоотношениях жителей с юридическими лицами или управляющими компаниями постановлением правительства № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» и Жилищным Кодексом РФ.

Исходя из Федерального законодательства приборами учета должны быть оснащены все потребители (организации, здания, сооружения и многоквартирные дома) до 1 января 2012 г.

Порядок установки узла учета тепловой энергии
Начало работ по установке узлов учета тепловой энергии, проводятся с обследования объекта и последующей разработки проекта узла учета тепловой энергии. Специалисты, занимающиеся проектирвоанием узлов учета тепла, проводят все необходимые расчёты, подбирают оборудование, контрольно-измерительные приборы, и главное — теплосчетчик. После того как проект разработан, необходимо провести согласование с организацией, поставляющей тепловую энергию для данного объекта. Этого требуют существующие нормы проектирования и правила учета тепловой энергии.
После согласования, можно приступать к монтажу узлов учета теплв. Монтаж на объекте у заказчика состоит из врезки (модулей, запорной арматуры в трубопроводы) и проведения электромонтажных работ. Электромонтажные работы заканчиваются подключением расходомеров и датчиков к вычислителю и запуском вычислителя для осуществления учета тепловой энергии.
Далее производится наладка узла учета тепловой энергии, которая заключается в программировании вычислителя и проверке работоспособности системы учета, после чего проводится сдача узла учета тепла согласующим сторонам на коммерческий учет, осуществляемый специальной комиссией от лица теплоснабжающей компании. Кстати, такой узел учета должен проработать определенный срок, который колеблется у разных организаций от 72 часов до 7 дней.
Для объединения нескольких узлов учета в единую диспетчерскую сеть понадобится диспетчеризация узлов учета — организация мониторинга учета и дистанционный съем информации с теплосчетчиков.

Типы теплосчетчиков
Теплосчетчик — это средство измерений, состоящее, как правило, из преобразователей расхода, температуры, давления, а также тепловычислителя. Преобразователи монтируются непосредственно на трубопроводах, а вычислитель, принимая их сигналы, по определенным алгоритмам вычисляет на основе полученных данных величину потребленной тепловой энергии. Кроме того, он архивирует результаты измерений (показания преобразователей), чтобы в дальнейшем можно было анализировать режимы работы системы теплоснабжения, фиксировать внештатные и аварийные ситуации и т.п. Таким образом, теплосчетчик выполняет сразу две задачи: обеспечивает коммерческий учет, результаты которого используются при расчетах между поставщиком и потребителем тепла, а также является средством технологического контроля в системах теплоснабжения.

Для учета тепловой энергии в водяных системах теплоснабжения — в составе теплосчетчиков применяются расходомеры, а точнее — преобразователи расхода. Расходомер служит для измерения расхода, т.е. количества воды, протекающего через данное сечение за единицу времени. Расход измеряется в единицах массы, деленных на единицу времени (кг/с, кг/мин, кг/ч, г/с и т.д.) или в единицах объема, деленных на единицу времени (м3/c, м3/мин, м3/ч, см3/с и т.д.). В первом случае имеем массовый, а во втором — объемный расход.

В зависимости от типа расходомера и измеряемых параметров теплосчетчики имеют свои плюсы и минусы, отличия установки, величины погрешности, надежности работы и т.д.

Можно выделить следующие виды расходомеров, различия которых основаны на различных методах измерения:

  • тахометрические
  • вихревые
  • электромагнитные
  • ультразвуковые
  • переменного перепада давления
  • комбинированные.

Тахометрические
Тахометрические расходомеры (крыльчатые, турбинные, винтовые) наиболее простые приборы. Принцип действия механических теплосчетчиков основан на преобразовании поступательного движения потока жидкости во вращательное движение измерительной части. Основа их конструкции — помещенная в поток жидкости крыльчатка или турбинка. Она связана со счетным механизмом, который преобразует количество ее оборотов в литры или кубические метры.

В не меньшей степени используются и расходомеры других типов. Их общее отличие от тахометрических состоит в том, что в конструкции прибора отсутствуют какие бы то ни было подвижные части, а в измерениях участвуют электронные устройства.

Вихревые
Вихревые расходомеры работают на принципе широко известного природного явления — образование вихрей за препятствием, стоящим на пути потока. Частота образования вихрей при этом прямо пропорциональна скорости потока.

Электромагнитные
Принцип действия электромагнитных расходомеров основан на способности измеряемой жидкости возбуждать электрический ток при ее движении в магнитном поле (используется явление электромагнитной индукции).

Ультразвуковые
Принцип работы: на трубе друг напротив друга устанавливаются излучатель и приемник ультразвукового сигнала. Излучатель посылает сигнал сквозь поток жидкости, а приемник через некоторое время получает его. Время задержки сигнала между моментами его излучения и приема прямо пропорционально скорости потока жидкости в трубе.

Организация установки приборов учета тепловой энергии с автоматическими узлами регулирования на вводе в дом в г. Тольятти

В г. Тольятти проводится политика, направленная на 100% оснащение жилищного фонда городского округа приборами учета потребления коммунальных ресурсов Для обеспечения расчетов за потребляемые энергетические ресурсы в соответствии с показаниями приборов учета в городском округе Тольятти реализуется долгосрочная целевая программа «Поэтапный переход на отпуск коммунальных ресурсов потребителям в соответствии с показаниями коллективных (общедомовых) приборов учета в многоквартирных домах городского округа Тольятти на 2009 — 2015 годы», утвержденная Постановлением мэрии городского округа Тольятти от 06.05.2009 №1041-п/1.

Область реализации программных мероприятий: энергосбережение в управляющих компаниях города и ТСЖ. Как показывает практический опыт организаций, управляющих жилищным фондом, оборудованным приборами учета потребления коммунальных ресурсов и узлами управления, экономия на одного жителя при переходе на расчеты с жителями за фактическое тепло- и водопотребление, исходя из показаний общедомовых приборов учета, составляет более 150 руб. в месяц.

Соответственно, существенную экономию тепловой энергии можно получить, устанавливая на тепловые вводы зданий автоматизированные индивидуальные тепловые пункты (узлы управления), оснащенные, помимо приборов учета, современным оборудованием и средствами автоматического регулирования.

Реализация Программы рассчитана на период с 2009 по 2015 год и реализуется в два этапа.

На первом этапе (2009 год) предлагается реализовать мероприятия, направленные на обеспечение проектов установки общедомовых приборов учета, а также реализация проектов по комплексной установке общедомовых приборов учета с последующей их диспетчеризацией.

Второй этап реализации Программы (2010-2015 годы) включает в себя: обеспечение проектов установки приборов учета; реализацию мероприятий, направленных на обеспечение установки общедомовых приборов учета на объектах, требующих дополнительных затрат на монтаж оборудования автоматического регулирования потребления энергоресурсов и реконструкцию внутридомовых систем тепло- и водоснабжения (перекладка транзитных трубопроводов).

Потребители — собственники помещений многоквартирных домов осуществляют софинансирование мероприятий по установке общедомовых приборов учета в размере 5% от общей стоимости работ на основании решения общего собрания собственников.

После сдачи общедомовых приборов учета по акту выполненных работ в эксплуатацию, общедомовые приборы учета передаются из муниципальной собственности в общедолевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме, в соответствии с действующим законодательством.

Управляющие компании осуществляют финансирование мероприятий по установке оборудования автоматического регулирования потребления энергоресурсов и реконструкции внутридомовых систем тепло- и водоснабжения (перекладка транзитных трубопроводов) за счет собственных средств, в том числе путем привлечения кредитных средств.

Объем финансирования, необходимый для реализации Программы за счет средств бюджета городского округа Тольятти, бюджета Самарской области, средств потребителей — собственников многоквартирных домов, средств управляющих компаний составляет 1048,545 млн. руб.

Средний тариф на услуги теплоснабжения на 1 кв.м отапливаемой площади в 2009 г. составляет 13,03 руб./мес. По экспертным оценкам после проведения мероприятий по установке автоматики регулирования потребления тепла предполагаемая экономия энергоресурса составит 22% в месяц. Соответственно, плата за ТЭ снизится на 2,87 руб./мес. от тарифа.

Статьи на данную тему:

Как повысить энергоэффективность потребления тепловой энергии при независимом операторе коммерческого учета, 1 (26) 2013 г журнал «Энергосовет»

Кто будет считать деньги за коммунальные услуги в ЖКХ? , 5 (24) 2012 г журнал «Энергосовет»

Обзор проекта Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя , 1 (20) 2012 г журнал «Энергосовет»

Приборы учета энергетических ресурсов. Установка, оплата, поверка , 8 (13) 2010 г журнал «Энергосовет»

Взаимоотношения теплоснабжающей организации и потребителей категории «население» г. Томска, имеющих общедомовые приборы учета тепловой энергии, 8 (13) 2010 г журнал «Энергосовет»

Здесь мы можем разместить контактную информацию о Вашей компании и ссылку на Ваш сайт
Как разместить контактную информацию

Список используемой литературы